20 пессимистичных, но очень точных мыслей Артура Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр — самый известный философ-иррационалист. Он считал, что миром правит не разум, а стихийное животное начало, которое он называл волей. Поэтому ничего хорошего ждать от этого мира не приходится.

Пессимистичная философия Шопенгауэра

image Артур Шопенгауэр, создатель «философии воли»

Артур Шопенгауэр считал, что в основе мира не может лежать разумное начало. Если бы это было так, то в мире не происходило бы столько зла, столько всего нелепого, нелогичного и ненужного. Что же правит миром и человеком? Шопенгауэр считал, что это воля. Под этим термином он понимал нечто бессознательное, неразумное, стихийное и непредсказуемое. Воля — это соединение инстинктов, желаний, страстей, всего того, что не поддается влиянию разума и логики. Это воля к жизни, которая есть в каждом существе, ведь и животное, и человек стремятся выжить, несмотря ни на что.

Как сорняки стремятся вырасти и заглушить культурные растения, как тигр пожирает антилопу, чтобы выжить, так же и человек: в своих поступках он руководствуется только слепой волей к жизни. У человека, в отличие от животных, есть разум, есть совесть и должны быть моральные принципы. Но на самом деле жизнью правят вовсе не они. Все люди предельно эгоистичны и стремятся лишь к тому, чтобы сделать свое существование комфортным, в том числе и за счет себе подобных.

Современники Шопенгауэра, особенно те, кто был с ним знаком, говорили, что его философия прекрасно иллюстрирует его личные качества и характер. «Каков человек, такова и его философия», — повторяли они слова Иоганна Фихте. Шопенгауэр крайне негативно относился ко всем окружающим, едва переносил присутствие других людей. Он вел уединенную жизнь, не имел друзей и славился своим злобным нравом. От него доставалось всем: и коллегам, и соседям, и просто прохожим, которые чем-либо ему не угодили.

«В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле» (А. Шопенгауэр)

Человек человеку волк

Человек имеет разум и интеллект, но тем не менее его жизнью движет только воля, считал Шопенгауэр. Почему же так происходит? Потому что воля всемогуща, она подчиняет себе все. Даже если нам кажется, что мы поступаем разумно, мы ошибаемся: нами в любом случае движет неразумная слепая воля. А интеллект — это только инструмент воли, который она использует для выживания, так же как звери используют зубы и когти.

Воля — это само мироздание, в мире нет ничего, кроме воли, которая проявляется в живых существах. Ведомый волей, мир развивается хаотично, в нем нет разумного начала. Человек — это всего лишь раб воли, он не управляется своими поступками, им управляет эта мощная стихийная сила.

«Здоровый нищий счастливее больного короля» (А. Шопенгауэр)

Для иллюстрации отношений между людьми Шопенгауэр рассказывал притчу о дикобразах. Как-то в холодный зимний день стадо дикобразов решило согреться. Для этого животные улеглись тесной кучкой. Но долго они так не продержались. Хоть вместе им и было тепло, но уколы от игл не давали расслабиться. Тогда они отодвинулись друг от друга подальше. Но им снова стало холодно.

В итоге дикобразам пришлось найти оптимальное расстояние, на котором они могли чувствовать тепло друг друга, но при этом не колоться иглами.

То же самое происходит и в человеческом обществе. Люди сближаются, чтобы выжить, но отталкивающие качества любого человеческого существа настолько сильны, что они не могут долго находиться близко.

Поэтому существует негласный общественный договор, называемый вежливостью и воспитанностью. Он позволяет людям держаться на оптимальном расстоянии, на котором они не ранят друг друга.

Самое известное произведение Шопенгауэра, которое он перерабатывал на протяжении всей жизни, — трактат «Мир как воля и представление»

Как победить волю

Философия Шопенгауэра была мрачной и пессимистичной, в связи с этим возникает вопрос: видел ли он для человека какой-нибудь выход? Философ считал, что человек может противостоять этой безучастной грозной силе, называемой волей, хотя сделать это очень сложно. Воля заставляет человека постоянно чего-то желать, к чему-то стремиться, гнаться за теми или иными достижениями. Он сам не понимает, зачем ему это нужно, но, покоряясь воле, вступает в эту бесполезную гонку.

Однако на самом деле у каждого человека есть выбор. Он может отказаться выполнять приказы воли: подавить свои желания, избавиться от устремлений, свести все потребности к минимуму. Только так он победит волю и обретет покой.

Эти воззрения Шопенгауэр заимствовал в основном из буддистской философии, которой восхищался. Как и буддисты, он проповедовал аскетизм и отказ от чувственных удовольствий и желаний. Образ жизни, полный самоограничения, может быть, и не даст ощущения счастья, но зато обеспечит покой — а это самое лучшее, к чему нужно стремиться в этом несовершенном мире, считал Артур Шопенгауэр.

«Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — мысль природы» (А. Шопенгауэр)

Поделиться ссылкой

Сегодня мы выясним, чему может нас научить исключение из общего правила — труд выдающегося немецкого философа Артура Шопенгауэра, который может прочесть и понять без особого труда любой желающий, под названием «Афоризмы житейской мудрости».

image

Артур утверждает, что все, чем обуславливается различие в судьбе людей, сводится к трем основным категориям

— Что такое человек (т.е. личность, здоровье сила, темперамент, ум и степени его развития)

— Что человек имеет (любое имущество имеющееся во владении)

— Что собой человек представляет для других членов общества.

И именно влияние первой категории на счастье человека, по мнению Шопенгауэра, по сравнению с преимуществами доставляемыми положением, рождением (хотя бы царственным), богатством и т.п. оказываются тем же, «чем оказывается театральный король по сравнению с настоящим».

На взгляд Шопенгауэра, основной заповедью житейской мудрости, является понимание того факта, что всякое наслаждение, всякое счастье есть понятие отрицательное, страдание же — положительно.

Как считает светило немецкой философии XVIII века, заранее строить подробный план своей жизни — одна из величайших глупостей человечества. Причина такого суждения лежит в неизбежном оптическом обмане нашего существования. До определенного возраста нам кажется, что жизнь бесконечна, а если обернуться назад, дойдя до ее конца, — кажется невероятно короткой.

Однако далеко не всегда планирование приводит только к дурным последствиям, просто зачастую мы находим не то, что искали вначале. Никогда не знаешь к чему в итоге придешь. Можно сказать, в каком-то смысле каждый из нас уподобляется средневековым алхимикам — ищем Философский камень, а открываем вместо него порох, целебные средства и законы природы.

Шопенгауэр, являясь убежденным мизантропом, считавшим, что мы живем в «наихудшем из возможных миров», посвятил всю свою жизнь лишь науке. Женщины же только пытались отвлечь его от этого увлекательного занятия, что философа необычайно злило.

Артур утверждает, что «низкорослый, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только одурманенный половым влечением самец: вся его красота и кроется в этом влечении». Шопенгауэр с увлечением называет этот пол «неэстетичным», не восприимчивым, не имеющим истинной склонности ни к музыке, ни к поэзии. Да и в целом, любой представитель женского пола обязан кому то принадлежать (мужу, начальнику, родственникам, царю) иначе теряет смысл в существовании. Естественно, в современных реалиях этот посыл звучит так себе. Но можно трансформировать его в менее деструктивный: «меньше биопроблем, больше самоконтроля».

Как физическая жизнь человека заключается в постоянном движении, так и духовная жизнь так же нуждается в постоянном занятии. «Наша жизнь — безостановочное движение», — утверждает Шопенгауэр. Если человек бездельничает, то очень скоро безделье перерастет в невыносимую скуку.

Наблюдать за тем как после стараний и усилий творение приобретает оконченный вид — это доставляет человеку непосредственное счастье. Трудиться, бороться с препятствиями — это такая же потребность для homo sapiens, как рыться в земле — для крота. Если нет повода к борьбе, человек от скуки и покоя начнет искать любые способы избавиться от этого невыносимого состояния (например, под влиянием свойств своей натуры — плести интриги, мошенничать или чего еще похуже).

Шопенгауэр Артур (1788 —1850 гг.), немецкий философ – идеалист.

Родился в Данциге (ныне Гданьск; Польша). Обучался коммерции, медицине и затем философии. Отец будущего философа ненавидел Пруссию и восхищался свободной и разумной, по его мнению, Англией и после падения независимости родного города переехал в Гамбург.

В 1803 г. поступил в пансион в Англии и через два года стал чиновником в гамбургском торговом доме. Однако он стремился к литературной и научной деятельности и в 1809г. поступил в Геттингенский университет в Германии. Спустя два года переехал в Берлин, где занимался научной деятельностью и слушал лекции известного философа Фихте.

В 1819 г. Шопенгауэр занял пост приват-доцента в Берлинском университете и работал вместе с Гегелем. Он был весьма самонадеян и нарочно назначал свои лекции в те же часы, что и Гегель. Результат не заставил себя долго ждать: его лекции по сравнению с лекциями Гегеля успеха не имели, аудитория обычно пустовала, Шопенгауэр бросил преподавательскую деятельность и зажил размеренной жизнью во Франкфурте, где написал основное свое произведение «Мир как воля и представление» в двух книгах.

Мир у философа трактуется с одной стороны как «представление», которое складывается из «представлений» субъекта и объекта, а с другой, как кантовская «вещь в себе» или слепая, ни на чем не основанная «воля к жизни». Эта воля распадается на множество частиц, по автору — «объективации», и каждая объективация стремится к господству.

Человек, по утверждению Шопенгауэра, является высшей ступенью в иерархии «объективации», потому что он наделен разумным познанием. Исходя из философии Шопенгауэра, можно сделать вывод, что каждый человек осознает себя познающим индивидом, а значит, обладает всей волей к жизни, а все другие люди предстают пред ним как нечто независящие от его воли. Отсюда, по автору, происходит эгоизм человека.

Государство, как считает философ, является только стабилизатором частных воль людей, эгоистические побуждения людей преодолеваются в области искусства и морали.

Следуя идеям Лейбница о том, что существует множества миров и наш мир один из них, Шопенгауэр, тем не менее, считал наш мир <наихудшим из миров».</p>

Философ полагал, что счастье иллюзорно, так как, даже достигнув желаемого, человек испытывает лишь пресыщение и скуку. Мир не создан для счастья человека, а оптимизм — насмешка над страданиями людей. Таким образом, учение Шопенгауэра было, по сути, глубоко пессимистично.

Умер философ во Франкфурте-на-Майне в 1860 г.

Его концепция, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со второй половины XIX в., став одним из источников философии жизни.

Еще по теме:

Комментарии:

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) – немецкий философ.

Родился Шопенгауэр в Данциге 22 февраля 1788 года в культурной купеческой семье. В девятилетнем возрасте в биографии Артура Шопенгауэра состоялся переезд во Францию.

Образование будущий философ начал в Рунгенской гимназии в 1799 году. В 1803 недолго проучился в Уимблдоне. Следующей ступенькой обучения для Шопенгауэра стал Геттингенский университет. Увлекшись вначале медициной, он чуть позже перешел на другой факультет – философский. Обосновался в Берлине в 1811 году.

Отличался Шопенгауэр большой любовью к книгам, коих собрал в своей библиотеке 1375 штук. После получения степеней доцента, а также доктора философских наук (дана Йенским университетом заочно) в биографии Шопенгауэра началось преподавание в Берлинском университете.

Написал несколько произведений: «О зрении и цветах» (1816), «Мир как воля и представление» (1819), «О воле в природе» (1826), «О свободе воли» (1839), «Об основе морали» (1840), «Две основные проблемы этики» (1841) и другие. В своих философских идеях отталкивался от теорий Востока (трактат Упанишады) Платона, Канта.

АРТУР ШОПЕНГАУЭР. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ. Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (Гданьске), в семье коммерсанта. Родители ребенка желали, чтобы Артур стал коммерсантом и вначале он действительно занимался коммерческой деятельностью. Однако мировоззрение его менялось, а с ним менялись и интересы. В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям. Когда он посетил Леон, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше. Но не прошли мимо его взора унылые настроения народа в годы Реставрации во Франции и темные стороны фритредерского капитализма в Англии. Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребёнка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 году, покончил жизнь самоубийством. После смерти отца Шопенгауэр бросает коммерческую деятельность и разворачивает интеллектуальную деятельность. Его вдова и мать Артура Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и весёлой особой, привыкшей к жизни в обществе и занятой преимущественно собой. Неудивительно, что и у Артура началось с ней расхождение, а в 1814 г. произошел полный разрыв. Но она была талантливой писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах. Благодаря ней Артур смог освободиться от занятий коммерцией и обратиться к основательному изучению древних языков в гимназиях Готы и Веймара. Артур был обязан матери и тем, что в Веймаре она познакомила его с Гёте, Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом и другими тогдашними знаменитостями. Общению с Гёте Шопенгауэр был в свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучные изыскания и даже написал свой собственный трактат «О зрении и цветах (Farben)» (опубликован в 1816 году), не совпадающей по своей направленности с соответствующим сочинением самого Гёте. В 1809 году Шопенгауэр поступил в Гёттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий были сперва медицина, а затем философия, которую в Гёттингене преподавал (Энесидем), а в Берлине — Фихте и Шлейермахер. Лекции, в общем, его внимания не привлекли. Его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли, незадолго до этого вышедшей в свет. Зато он сам с большим прилежанием изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта. И в эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехами естественных наук. Написанную в Берлине докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813 года защитил в Йенском университете. Затем в течение четырех лет пишет в Дрездене свой главный философский труд «Мир как воля и представление». Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчётливостью и увлечённостью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления. В 1813 году Шопенгауэр публикует диссертацию «О четверояком корне достаточного основания» (второе издание относится к 1847 году). В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются основные его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1818 году он завершает её полное изложение в книге «Мир как воля и представление». Это был год переезда Гегеля в Берлинский университет. Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1818 году. Из 800 экземпляров изданной книги за полтора года было продано лишь сто экземпляров. Оставив для продажи 50 экземпляров, издатель превратил все остальное в макулатуру. Это был первый, основной, том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время ещё не был задуман. Как и в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки, и большая часть тиража попала в макулатуру. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа. В этом же, 1819 году Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и в марте следующего года прочитал первую, пробную, лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет была совершена новая попытка привлечь слушателей в стенах Берлинского университета. Университетский курс читался им с 1826 по 1832 год, но его посещало менее десятка слушателей. Никто больше на этот курс не записался, студенты предпочитали слушать Гегеля, который также проводил лекции в университете, и время их проведения совпадало со временем проведения лекций Шопенгауэром. Шопенгауэр вполне преднамеренно поставил свои лекции в одно и то же время с лекциями Гегеля. Не помогло и молодому приват-доценту и то обстоятельство, что осенью 1831 года эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше не возвращался к преподавательской деятельности. Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в следующих написанных им в 1844 году широко известных словах: «А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно чтобы наступили совершенно иные времена». Слова эти оказались пророческими. А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 году он окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и повёл жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца. В 1836 году Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал своё сочинение о свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей известности, но участие в 1839 году в аналогичном конкурсе Датского научного общества в Копенгагене оказалось безуспешным. В следующем году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы вместе под общим названием «Две основные проблемы этики». Общественность этой публикацией не заинтересовалась. В 1844 году удалось организовать второе издание «Мира как воли и представления», на этот раз в составе двух томов. Второй том был дополнительным, он содержал пояснения и пространные комментарии к различным местам первого тома, проливавшие свет на многие детали ранее изложенной в первом томе философской, эстетической и этической системы. Некоторые главы из второго тома в последствии приобрели большую известность, но в общем результат публикации был негативным — работа не привлекла к себе внимания со стороны читателей. Публика середины XIX века проявляла интерес к младогегельянству и к работам Фейербаха, но никак не к шопенгауэровской философии пессимизма. Всё это только увеличивало как мизантропию, так и негодующее отношение непризнанного мыслителя к университетским философам вообще и специально к учениям Гегеля и его последователей — младогегельянцев. С большой враждой он отнесся к революции годов. И только после того, как в 1851 году Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание очерков под названием «Parerga und Paralipomena», что на русский язык можно перевести как «Дополнительные и ранее не опубликованные сочинения», с включенными в первый том «Афоризмами житейской мудрости», отношение читателей к автору стало меняться более заметно. Сыграло свою роль, что в «Афоризмах» мировоззрение Шопенгауэра получило преломление через тематику повседневных жизненных проблем современников (это привело и к тому, что далеко не все советы философа соответствовали его этическому кредо). Но главное заключалось в ином: основные идеи Шопенгауэра упали теперь в обстановке послереволюционной политической реакции в Германии, на вполне благоприятную почву. «Иные времена», о которых ранее мечтал философ, настали. Последнее десятилетие жизни философа охарактеризовалось растущей популярностью, появились и ученики. В 1854 году Рихард Вагнер прислал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии «Кольцо Нибелунгов», в немецких университетах стали читать лекции о его философской системе, его дом стал объектом паломничества. Шопенгауэр с полным правом мог сказать «Закат моей жизни стал зарёй моей славы». В 1859 году вышло третье издание «Мира как воли и представления», а в следующем году — третье издание «Двух основных идей этики». Но 21 сентября 1860 года автора этих работ не стало, Шопенгауэр скончался от пневмонии. http://sopenga. *****/biog. htm

Подпишитесь на рассылку:

image

  • . Фрагменты из книги «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»
  • Жизнеописание пророка Мухаммада
  • Краткое жизнеописание Шейх аль-Ислама Ибн Теймии, да смилуется над ним Аллах
  • Жизнеописание Шантидевы
  • Текст к семинару. Эйнхард. Жизнеописание Карла Великого
  • Жизнеописание святителя Ансгара, еп. Гамбургского, просветителя Дании и Швеции, прозванного «Апостолом севера»
  • Жизнеописание . Урок

Проекты по теме:

image Поиск

image Вики

image Архив

image Литература

image Культура

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий