Александр Роу: как сложилась судьба знаменитого киносказочника – Только самое интересное — ЖЖ

Предыдущий пост | Следующий пост

Безо всяких дат. Александр Артурович Роу

Фильмы русского режиссера-сказочника Александра Роу, наверное, видели и любят большинство из тех, кто родился в бывшем СССР. Но не все знают, что отец режиссера – Артур Роу – был родом из Вексфорда в Ирландии. В прошлый четверг, 27 октября, познакомиться с творчеством Александра Артуровича мог и ирландский зритель. В Вексфорде прошел вечер русской сказки, посвященный картинам Роу. Перед пришедшими на мероприятие людьми выступили гости из России – актер Сергей Николаев, который снялся в нескольких фильмах Роу, и историк культуры Ольга Зиновьева. На вечер русской сказки, который проходил в рамках Вексфордского фестиваля Wexford Fringe, собралось около 150 человек, многие пришли с детьми. Большинство гостей были ирландцами (многие усыновили детей из России), но в зале были и русскоязычные зрители. Собравшимся показали фильм Роу «Варвара-краса, длинная коса» с английскими субтитрами. На мероприятии, подготовленном двоюродным братом русского режиссера, ирландцем Дэвидом Роу, побывали и гости, приглашенные из России – историк культуры Ольга Зиновьева и актер Сергей Николаев, который сыграл в «Варваре» одну из главных ролей – царского сына Андрея. Ольга Андреевна выступила с презентацией о творчестве Роу, а Сергей Сергеевич, переодетый в царя, развлекал публику и угощал детей бубликами, пряниками и другими русскими сладостями. После мероприятия этот актер, который снялся в 40 российских картинах, дал интервью «Нашей Газете». – У Александра Артуровича я впервые снялся в картине «Варвара-краса, длинная коса». Мне тогда был 21 год, а сейчас – 64, так что было это очень давно… Пробовались пять артистов, и мне очень повезло, что Александр Артурович утвердил меня. Работа с ним стала моим пропуском в кинематограф, и в какой-то степени наша встреча определила мою судьбу. После этой картины я был занят у него в фильме «Золотые рога» – играл одного из бандитов – а также снимался в картине, к которой Александр Артурович написал сценарий, но, к сожалению, не успел снять – «Финист – Ясный Сокол». Несмотря на разницу в возрасте, мы всю жизнь были в добрых дружеских отношениях. Я часто бывал у него дома, знал его жену, Елену Григорьевну, и, когда Александр Артурович умер, я много лет общался с ней.

– Каково было работать с Александром Роу? Он был строгим режиссером?

= Работать с Александром Артуровичем было очень интересно! У него был огромный талант – потому его сказки до сих пор с удовольствием смотрят дети. А те, кто когда-то видел фильмы Роу и сейчас пересматривают их со своими внуками, возвращаются в детство – в то время, которое никогда уже не повторится, и которое было самым лучшим в нашей жизни. В этом смысле бабушки и дедушки, смотря фильмы Роу, становятся ровесниками своих внуков… Но режиссер он был строгий и даже своим ближайшим друзьям, народным артистам СССР, не давал никаких поблажек. Помню, когда снимали «Варвару», актер Александр Хвыля, который по тем временам действительно был звездой, припоздал на съемки, пришел с фотоаппаратом, начал снимать декорации… А Александр Артурович ему говорит: нам здесь дежурные фотокорреспонденты не нужны! Мы сюда пришли работать, а не делать фотосъемку. Александр Леопольдович обиделся, но стерпел. У меня тоже был случай с ним, который мог печально кончиться. Когда мы снимали в Подмосковье в деревне Гигирево, у меня было 3-4 свободных дня. Я взял и уехал на Международный кинофестиваль в Москве, но скоро узнал, что меня требует Роу – нужно было снять одну маленькую сцену. Александр Артурович был очень рассержен тем, что я уехал без его разрешения! Он сказал, что эту сцену ему с другим артистом ничего не стоило переснять, и что я, мол, могу гулять на своих фестивалях…

Он говорил вам о своем ирландском происхождении?

  • Да, он довольно часто об этом говорил, особенно когда получил наследство от своего ирландского деда в 60-х годах. Тогда по всей Москве шел слух – уж не знаю, откуда он взялся! – что ему досталась пароходная линия Лондон – Ливерпуль, состоящая из двух пароходов, и… публичный дом. У Александра Артуровича всегда было хорошо с юмором, и, когда ему об этой сплетне рассказал один из операторов, он ответил, что, мол, да, так все и есть. Мол, получил наследство и теперь брошу кино. Чего мне им заниматься, когда есть пароходная линия и публичный дом? После того, как это было сказано на «Мосфильме», слух разнесся по всей Москве! Но он не пытался его как-то пресечь. А подлинная правда ситуации была в том, что ему досталось 300 фунтов, за которые он купил себе пальто или плащ и фотоаппарат – на это ушло его мифическое ирландское наследство…

Он никогда не хотел уехать в Ирландию?

  • Никогда. Даже намеком не упоминал об этом. Александр Артурович очень любил свою профессию. Почти всегда, когда он заканчивал очередную сказу, у него уже лежала готовая или почти готовая новая сказка в альбомах. Он постоянно рисовал и, прежде чем приступал к съемкам, у него были зарисовки всех крупных планов и других кадров. Он был великим профессионалом – выходил на съемочную площадку абсолютно готовым и знающим, что ему нужно. Это сейчас есть режиссеры, которые полдня думают, что они будут снимать и в каком ракурсе… Нам, молодым актерам, которым довелось работать с Александром Артуровичем, даже было обидно, когда заканчивались съемки. Потому что тогда они действительно заканчивались! У него было такое выражение: «Ребята, на пляж!» Это означало: наши сцены отсняты и мы свободны до следующего съемочного дня. Было немножко жаль уходить с площадки, было грустно от того, что с нами перестал работать мастер.

Как восприняла его картину вексфордская публика?

  • Я, честно говоря, не ожидал такой бурной и живой реакции! Например, зал поражался, когда появляется рыба из пруда, смеялся, когда я ехал на осле… Весь фильм зрители воспринимали очень живо. Мне даже казалось, что я сижу среди людей своей культуры, а не среди иностранцев.

Какие впечатления останутся у вас от Ирландии?

Мне очень понравилась и страна, и люди – они очень д оброжелательные. По реакции на фильм я увидел, что у ирландцев все в порядке с юмором, а по тому, как к нам относились в гостинице и в ресторанах, видно, что ирландцы – народ приветливый, улыбчивый, отзывчивый. Кстати, хотел бы выразить большую благодарность ирландскому посольству в Москве и российскому посольству в Ирландии. Российские дипломаты были очень заинтересованы встретиться с нами, заинтересованы в дальнейших связях, и это прекрасно! на фотографии слева направо: двоюродный брат Александра Роу Дэвид, актер Сергей Николаев, Ольга Зиновьева и жена Дэвида Вероника Роу. Фото: Виктор Посудневский

___________________________ памятник на могиле Мастера

Профиль

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Май 2021
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Весь архив

Метки

Все метки

На странице

  • : (без темы) [+0]
  • : (без темы) [+0]

Категории

Все категории Разработано LiveJournal.com Дизайн Lilia Ahner      Новогодние праздники, а по телеку кажут бог знает что…      Давайте-ка мы с Вами вспомним сказки великого режиссера-сказочника Александра Артуровича Роу. Постараюсь найти торренты, чтоб у Вас была возможность скачать, детям показать, самим посмотреть (ссылки даю на DVDRip-ы, если нужно качество лучше – оно там рядом где-то).     Александр Роу (1906-1973) был сыном ирландца Артура Говарда Роу, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство, и гречанки. Когда мальчику было 9 лет, его отец покинул Россию, оставив тут семью. Мама болела, поэтому Александр с 10 лет работал, где мог. Параллельно работе закончил киношколу имени Б. Чайковского и драматический техникум им. М. Н. Ермоловой (в 1934). С 1937 года Роу — режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем — киностудии имени М. Горького). Его увлечением стали русские-народные сказки. 1. “По щучьему веленью” (1938) – был первый фильм-сказка Александра Роу. Кстати, это была первая их работа с Милляром, который сыграл в фильме царя Гороха. Так они и работали дальше. Вместе. DVDRip – http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=949819 2. “Василиса Прекрасная” (1939) – вторая и очень успешная сказка Роу. Валентина Сорогожская в ней сыграла Василису, крестьянскую дочь. Сергей Столяров — Ивана, младшего сына. А Георгий Милляр — гусляра, отца, и первую свою Бабу-Ягу. DVDRip – http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=867444 Александр Артурович Роу

Родились в этот день

Роу Александр Артурович 8 марта 1906

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 3 сортировать по возрастанию

Фотоархив

Смотреть все фото

Предметы эпохи

Конфеты «Птичье молоко»

Печатная машинка. Машинописные работы.

Все предметы

Советские бренды

Традиционное юбилейное печенье. О каком юбилее речь?

Весь период советской власти жизни обывателя сопутствовала продолговатая желто-красная упаковка печенья «Юбилейного», которое выпускало

Оценка:

–>

Подарок Ипполиту. Электробритва Харьков

Поездил Никита Сергеевич Хрущев по Европе и привез оттуда электробритву «Филлипс». Бритва хорошая, но уж очень она Первому секретарю па

Оценка:

–>

Все бренды

Темы

Все темы

Все темы 

Говорят, что по-настоящему гениальные произведения с годами не теряют своей актуальности. Это касается многого: картин, книг, песен и даже кинолент. Почти восемьдесят лет прошло с тех пор, как снял свою первую кинокартину великий советский сказочник Роу Александр Артурович. И хотя за все это время подросло уже несколько поколений зрителей, все они продолжают также любить добрые фильмы-сказки, снятые им.

Родители режиссера

Как это парадоксально ни звучит, но родителями великого советского режиссера, сумевшего оживить на экране старинные славянские сказки, были иностранцы. Отцом сказочника был ирландский инженер, присланный на работу в Российскую империю, Артур Говард Роу. Здесь он познакомился с красавицей-гречанкой из местной диаспоры, и вскоре влюбленные поженились. От этого брака весной 1906 года родился сын – Роу Александр Артурович.

Семья будущего режиссера, к сожалению, оказалась некрепкой. Когда мальчику едва успело исполниться восемь лет (по другим данным, десять), отец оставил супругу и сына и вернулся в Ирландию. С тех пор на плечи его юного Сашеньки легла забота о матери, здоровье которой не позволяло ей работать.

Александр Роу: ранние годы

Чтобы прокормить себя и мать, юный Роу брался за любую работу. Поначалу он был помощником священнослужителя, позже стал торговать всякой мелочью, от зелени до гребней и иголок. Однако мать Сашеньки, видя ум и напористость своего сына, понимала, что он способен на большее. Поэтому она приложила все усилия к тому, чтобы после семилетки Роу поступил в местный техникум.

Некоторые биографы утверждают, что Александра Роу привлекала карьера священнослужителя. Другие полагают, что он планировал пойти работать по специальности, полученной в своем торгово-экономическом техникуме. Несмотря на эти разногласия, сходятся биографы в одном: все планы Роу перевернул агиттеатр «Синяя блуза», куда парень устроился подрабатывать во время учебы.

Попав в мир театра, Роу Александр Артурович был в буквальном смысле околдован им. Так что будущий режиссер незамедлительно забрал свои документы из техникума и перевелся в школу для кинематографистов имени Бориса Чайковского.

В киношколе будущий режиссер учился до 1930-го. Следующие четыре года он продолжал получать образование в драматическом техникуме имени Ермоловой.

Первые работы в кино

Параллельно с учебой в драматическом техникуме Роу приступил к работе ассистента режиссера Якова Протазанова на киностудии «Межрабпомфильм» (сейчас киностудия Горького). С 1937 года сам начинает работать в качестве режиссера на этой же киностудии. И через год снимает свою первую картину – сказку «По щучьему веленью».

Снимая подобный фильм, Роу Александр Артурович очень рисковал, ведь до него никем ничего подобного не делалось. Раньше было принято экранизировать сказки с помощью мультипликации. Однако его первенец – киносказка «По щучьему веленью» – понравился абсолютно всем. И дети, и взрослые с удовольствием по несколько раз ходили смотреть чудесный фильм.

А тем временем режиссеру была уже заказана новая кинокартина, которая должна была рассказать зрителям об извечной борьбе зла с добром и о любви к родной земле. Так появилась задумка новой киносказки «Василиса Прекрасная», которая вышла в 1939-м и снова стала своеобразным хитом того времени. С тех пор Роу стал специализироваться на сказочной тематике в кино.

Роу Александр Артурович: фильмография избранная

Всего за годы работы Александр Роу снял целых шестнадцать кинокартин. Семнадцатую – «Финист — Ясный Сокол» – сняли уже после его кончины по сценарию его сочинения.

Наиболее известные работы режиссера по имени Роу Александр Артурович – это кинокартины «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» и, конечно же, самый известный кинофильм Роу, любимый не только в СССР, но и во всем мире, – «Морозко».

Малоизвестный факт, но среди режиссерских работ Александра Артуровича есть и документальные фильмы («Артек» и «Крым»), а также фильм-балет, снятый совместно с Ростиславом Захаровым, – «Хрустальный башмачок».

Отношения Роу и его актеров

Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения великого сказочника и его «подмастерьев». Как вспоминают многие актеры, чужих на съемочной площадке режиссер Роу не любил. Поэтому предпочитал работать со своей командой. Многих актеров он снимал практически в каждой своей киносказке.

Самым любимым актером и другом Роу был Георгий Милляр, с которым режиссер познакомился еще во время съемок своей дебютной кинокартины. После этого Милляр стал практически визитной карточкой режиссера. Он играл у него и Бабу-Ягу, и Кощея, и черта, и прочую нечисть.

Некоторых своих звезд Роу открыл сам. К примеру, Алексея Катышева, исполнителя роли Васеньки («Огонь, вода и… медные трубы»), и Андрея, рыбацкого сына («Варвара-краса, длинная коса»). Как-то раз режиссер увидел молодого помощника звукооператора с изумительными глазами и доброй улыбкой. После этого он утвердил его на главную роль в своей новой киносказке, несмотря на то, что у парня не было ни соответствующего образования, ни опыта работы в кино.

Во время съемок Александр Роу никогда не приказывал актерам, как играть. Он просто ставил перед ними задачу: сыграйте то или другое. А как это сделать и какими приемами, оставалось на усмотрение самих актеров.

Смерть великого сказочника

В последние дни уходящего 1973 года великого метра советского кинематографа не стало. Он умер, так и не успев закончить работу над фильмом «Финист — Ясный Сокол». Остался только сценарий, по которому учеником Роу – Геннадием Васильевым – была снята кинолента, посвященная памяти его великого учителя.

Роу Александр Артурович: личная жизнь

Первой супругой Роу стала актриса Елена Савицкая. Однако семейная жизнь с такой яркой и неугомонной женщиной у режиссера не сложилась. Так как два таланта не могли построить нечто общее.

Но жизнь не стояла на месте, и чуть позже Александр Роу встретил свою суженую. Она и стала второй супругой режиссера – это Елена Георгиевна Роу. Эта мужественная женщина была для него настоящей боевой подругой, которая все свое время и силы отдавала любимому мужу. Ездила с ним на съемки, следила, чтобы он вовремя питался и не болел. Друзья и актеры вспоминают, что супруги Роу были очень гостеприимными людьми.

Практически всю свою жизнь Роу снимал киносказки для подрастающего поколения. К сожалению, своих детишек у него так и не появилось. Любил иногда шутить Роу Александр Артурович: жена, дети – это актеры. И действительно, он так и относился к своим подчиненным: любил их и заботился о них. И сами артисты относились к сказочнику как к отцу. Ради него они совершали опасные трюки на съемках, рисковали здоровьем, ломали ноги – и все лишь для того, чтобы снять фильм таким, каким видел его их режиссер.

Человеком непростой судьбы был Роу Александр Артурович. Биография этого замечательного человека и невероятного профессионала достойна подражания. Несмотря на все проблемы, с которыми приходилось сталкиваться, он смог сохранить детскую чистоту души, которую после вложил в свои фильмы. И пусть уже много лет этого талантливейшего режиссера нет среди живых, его фильмы остались и будут радовать еще многие поколения.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Александр Роу
image
Дата рождения 8 марта 1906(1906-03-08)
Место рождения Юрьевец, Костромская губерния, Российская империя
Дата смерти 28 декабря 1973(1973-12-28) (67 лет)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство
  • image Российская империя
  • image СССР
Профессия кинорежиссёр, сценарист
Карьера 1930—1973
Награды
IMDb ID 0745498

Алекса́ндр Арту́рович Ро́у (8 марта 1906, Юрьевец, Костромская губерния28 декабря 1973, Москва) — советский кинорежиссёр, автор 16 художественных фильмов (из них 14 фильмов-сказок) и 3 документальных; народный артист РСФСР (1968).

Биография

Родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец (ныне — Ивановская область). По другим сведениям, он родился в Москве, но вскоре после рождения отец отправил его с матерью в Юрьевец в связи с началом Первой русской революции[1]. Его семья была состоятельной: его отцом был ирландец Артур Уильям Роу (Rowe) — инженер, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство и женился на гречанке Эйли Кэраджордж (в России её звали Юлия). В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив семью в России[2].

С 10 лет Александру пришлось работать для поддержки больной матери — мальчик торговал мелкой кустарной галантереей. Он окончил семилетнюю школу и поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 года работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Б. В. Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме имени М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году)[3].

С 1930 года Александр Роу работал на киностудии «Межрабпомфильм» помощником и ассистентом у Якова Протазанова[4] на съёмках фильмов «Праздник святого Иоргена» (1930), «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936)[5], а также на картинах других режиссёров.

С 1937 года — режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем — Киностудия имени М. Горького)[6]. Первая самостоятельная режиссёрская работа — фильм-сказка «По щучьему веленью» (1938). Вариации на тему русских народных сказок для всех возрастов стали основной темой его творчества. Другим направлением была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы, а также современных сказок. Как режиссёр снял также несколько документальных фильмов[7].

За фильм «Морозко» получил премию «Золотой лев св. Марка» на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции (1965), также приз Всесоюзного кинофестиваля в Киеве (1966)[3].

Член ВКП(б) с 1943 года[3], член Союза кинематографистов СССР.

Скончался 28 декабря 1973 года в Москве на 68-м году жизни. За пять дней до смерти, лёжа в больнице, попросил организовать прощание с ним на студии, а в момент, когда его будут выносить, чтобы оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Его друг Лев Потёмкин организовал всё, как он просил[1]. Похоронен в Москве на Бабушкинском кладбище[8].

По написанному им совместно с Л. Потёмкиным сценарию в 1975 году Геннадий Васильев снял фильм «Финист — Ясный сокол».

Семья

Был женат на Ирине Зарубиной (1907—1976), актрисе. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна. Внук — Алексей Рыбников[2].

Фильмография

Год Фильм
Режиссёр Сценарист Помощник/Ассистент режиссёра Актёрская роль
1930 Праздник святого Иоргена

Y

1933 Марионетки

Y

1936 Бесприданница

Y

О странностях любви

Y

ведущий концерта
1937 Белеет парус одинокий

Y

1938 По щучьему веленью

Y

1939 Василиса Прекрасная

Y

1941 Конёк-Горбунок

Y

Боевой киносборник № 7 (новелла «Ровно в семь»)

Y

1945 Кащей Бессмертный

Y

Y

1949 Артек (документальный)

Y

Y

День чудесных впечатлений (стереофильм)

Y

Y

1950 Крым (документальный)

Y

1952 Майская ночь, или Утопленница

Y

1954 Тайна горного озера

Y

1956 Драгоценный подарок (стереофильм)

Y

1958 Новые похождения Кота в сапогах

Y

1959 Марья-искусница

Y

1960 Хрустальный башмачок

Y

Y

1961 Вечера на хуторе близ Диканьки

Y

Y

1963 Королевство кривых зеркал

Y

1964 Морозко

Y

1968 Огонь, вода и… медные трубы

Y

1969 Варвара-краса, длинная коса

Y

Y

1972 Золотые рога

Y

Y

1975 Финист — Ясный Сокол

Y

Награды и звания

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий