Алексей Бегак: я и не предполагал, что телевидение может так помогать людям

image
Артем Геодакян/ТАСС
6 ноября умер писатель-сатирик Михаил Жванецкий. Художник, архитектор, дизайнер и соведущий Михаила Михайловчиа по программе «Дежурный по стране» Алексей Бегак вспоминает коллегу и друга

Так вышло, что Жванецких  у меня два.

Первый — это Жванецкий, который есть у всех, кто его слушал: сначала на бобинных магнитофонах, потом на кассетных — инженер-механик одесского порта, который взял в руки перо и папин портфель, уже тогда не новый, и начал говорить с нами языком, каким никто тогда с нами не говорил. Это сейчас понимаешь, что Жванецкий — явление смыслообразующее и даже языкообразующее, но он формировал смыслы не высоколобо и бородато, как у нас принято, а шаля и как бы слегка под мухой (или подшофе — кому какой язык понятнее), а мы просто балдели от одесского несоветского юмора, от легкости и мудрости, от его печали и самоиронии.

Второй Жванецкий появился, когда он предложил мне войти в свой проект «Дежурный по стране», что было ошеломительно, тем более, что в телевизионном деле я по-прежнему не чувствую себя профи. Со звездами мне приходится иметь дело часто, и никакой робости я не испытываю, но тут другое — тут именно чувство, пришедшее из юности, которая насквозь была пропитана его юмором и стилем, чувство, что он, конечно, существует, но в плоскости моей жизни пересечься мы не можем, слишком это что-то большое. Вот пример: я всегда знал, что на планете есть такая земля — Гренландия, я видел ее на карте и на глобусе, знал, что она огромна и бела. Но не мог тот юноша предположить, что придет день, и он пролетит ее поперек на самолете, приземлится, потом поднимется на вертолете на гору и на лыжах спустится по склону, на который не ступала нога человека, к океану, где увидит вынырнувший хвост кита. Чем-то подобным была для меня встреча с ММ [Михаилом Михайловичем].

Кроме сотрудничества, он одарил меня еще вот чем. Он мог неожиданно позвонить и сказать: «Алексей Дмитч, это Жванецкий. Как дела, где вы, что делаете? А я вот, знаете, звоню совсем без повода, просто сказать, что у меня отллличное настроение и я очень рад, что мы с вами теперь вместе работаем! Привет, мой дорогой!»

Чудеса.

Подпишитесь на рассылку Forbes Все сразу Лучшее за день Лучшее за неделю Идеи для бизнеса 07 апреля 2011 12:16 Утро России image

Научились ли мы правильно использовать пространство своего дома? Создать уют и комфорт в собственной квартире призван помочь новый проект “России-1” под названием “С новым домом!”. В эфире “Утра России” подробнее о программе рассказал ее ведущий Алексей Бегак.

Будучи художником, архитектором, дизайнером, Алексей Бегак теперь попробовал себя в роли телеведущего. На вопрос, зачем ему это надо, Бегак ответил коротко – почему бы нет? “Я никогда этого не делал, но раз случилось такое предложение, грех было сказать “нет”, – говорит теперь уже телеведущий Алексей Бегак.

По его словам, от профессий художника, архитектора, дизайнера, профессия телеведущего отличается тем, что требует молниеносной реакции. Кроме того, с одной стороны, это телевидение и виртуальный мир, а, с другой стороны, это реальная помощь людям, которые в ней нуждаются.

“Имеет значение, какого цвета мир вокруг вас? Вы живете в стеклянной коробке или гуляете в лесу. У вас горелая старая сковородка или новая оборудованная кухня. Конечно, это меняет настроение – хозяйки, которая готовит на кухне, человека, который пришел в свою гостиную и увидел не депрессивные обои, а что-то другое. Вариантов бесконечное количество, сюжетов сотни, но все они реальны. Я и не предполагал, что телевидение может быть столь реальным и так помогать людям”, – добавил Алексей Бегак.

На телеканале “Россия К” 4 октября стартовал новый сезон программы “Большая опера”. Ее участниками стали 10 молодых певцов из разных театров России и ближнего зарубежья. 11 октября выпуск будет целиком посвящен итальянской опере. Первые два сезона программу вели Алла Сигалова и Святослав Бэлза. В третьем сезоне в связи с уходом Бэлзы у проекта новый ведущий – художник, архитектор и дизайнер Алексей Бегак. В интервью “РГ” Алексей рассказал, почему он решил попробовать себя в роли ведущего музыкального проекта.

Почему проект “Большая опера” на телеканале “Культура” заинтересовал вас? Вы сразу приняли предложение от телеканала или пришлось долго обдумывать решение, ведь раньше в музыкальных проектах на телевидении вы не участвовали?

Алексей Бегак: Очень много в жизни интересного я пропустил, потому что слово “нет” во мне звучало чаще, чем “да”. Последние годы я стараюсь просыпаться со словом “да” и так жить весь следующий день. В такой день мне и позвонили и предложили эту работу. Правда, я переспросил, – не ошиблись ли они номером: ни музыкального образования у меня нет, ни музыкального слуха. “Нет”,- говорят, – все точно, мы отдаем себе отчет. Я взял время подумать, потому что не видел прежних выпусков и хотел сначала посмотреть, чтобы мое “да” было ответственным.

читайте также–> В Москве с триумфом запустили “Призрака Оперы”

Посмотрел, многое не понравилось, вернее, формат конферанса и то, что мне предстояло делать. Это заранее заготовленный текст, который на пару произносят ведущие. Он может быть талантлив, может быть нет, но, в любом случае – это не живой разговор. Я же никогда не произносил чужих слов, все, что я говорю на ТВ – это мои мысли и чувства. Сказал об этом честно. Мне ответили: и здорово, – говорите от себя. На поверку это оказалось не совсем так, но я решил даже в непривычных обстоятельствах сделать работу максимально хорошо. Но самая главная революционность этого дела для меня, то, ради чего можно терпеть любые невзгоды, ради чего можно заложить душу дьяволу – это смокинг, бабочка и лаковые штиблеты, которые я прежде не надевал никогда. Вот уже три дня, как ношу и наслаждаюсь.

Ваши родители – артисты балета Большого театра. Сами в Большой театр и вообще в оперу ходите?

Алексей Бегак: В драматических театрах я бываю очень редко: было несколько неудачных походов и испорченных вечеров, и теперь я иду, если кто-то зовет на свой спектакль. А может быть, театр уже не значит для меня то, что значил в 70-80-е. Про оперу я вообще не хочу говорить, пока не закончился проект,- возможно, я все переоценю. Но скажу только, что вчера случайно по приглашению Дмитрия Бертмана оказался на премьере “Елены Прекрасной” в “Геликон-Опере”. Очень легкий и остроумный спектакль – получил огромное удовольствие.

Как состоялся ваш приход на телевидение? Тяжело было вникнуть в тонкости профессии телеведущего?

Алексей Бегак: На тот момент мой сын работал в компании, занимающейся производством телепрограмм. Компания решила производить ежедневную программу – игровое шоу о доме, интерьере, личном пространстве и т.д. Что-то у них не ладилось с ведущими, вероятно, и где-то в курилке они решили позвонить мне. Дальше с моей стороны была буря чувств и мыслей, я ходил на кинопробы, в результате меня утвердили и понеслось. Конечно, трудности были, и еще какие. Одно дело выбирать обои и тумбочку для дома, который я строю, и совсем другое – выбирая обои и тумбочку, рассказывать, почему я это делаю, смотреть в камеру, общаться и шутить с гостями в студии (а они, порой, с каменными лицами от “зажима”) и писать по три программы в день с утра и до ночи.

Как часто до проекта вы смотрели телеканал “Культура”?

Алексей Бегак: Нерегулярно, но гораздо чаще, чем другие каналы.

Вы были знакомы со Святославом Бэлзой?

Алексей Бегак: Нет. Если вы хотите спросить меня, как я отношусь к этой замене? Нормально. Если до меня Исаак Левитан писал пейзажи, мне это писать пейзаж не мешает и его авторитет на меня не давит.

Сколько программ “Большой оперы” третьего сезона уже снято? Съемки отнимают много времени?

Алексей Бегак: Две уже программы готовы. Съемки организованы очень профессионально, что называется, по-западному, очень четко и слаженно. Съемка от команды “мотор” и до команды “снято” занимает часов пять. Это супер-результат для такого многотрудного проекта. Босс проекта – продюсер Любовь Платонова. Если бы у нее на площадке Пласидо Доминго замешкался, то получил бы подзатыльник.

читайте также–> Фестиваль “Круг света” пройдет на семи площадках Москвы

Вы чувствуете себя комфортно на съемочной площадке?

Алексей Бегак: В первый съемочный день чувствовал себя плохо, от новизны задач и их количества не мог расслабиться и работал, как боксер, который боится пропустить удар. Это было видно в программе. На второй уже лучше: понял ошибки и начал получать удовольствие. А главное удовольствие – это даже не пение (мы с Аллой даже не успеваем его слушать, в эти 3-4 минуты просматриваем досье следующего исполнителя), а от высокопрофессионального и художественного по форме анализа судей. Каждый по-своему, но все блистательны. Вообще, – это удивительный проект: все выпуски будут выложены в интернете, и любой любитель или профессионал сможет прослушивать пение, а затем слушать детальный разбор четырех великих профессионалов оперы. Это ж колоссальное учебное пособие!

Вы уже решили для себя: за кого-то из финалистов будете болеть или все-таки останетесь беспристрастны?

Алексей Бегак: Я не могу быть беспристрастным. Вы, если влюбитесь, можете быть беспристрастной? Другое дело, что моя страсть не окажет влияния на решение судей и телезрителей. Мы с Аллой – над схваткой: публику развлечь, выбывшему слезы утереть, победителя поздравить…

  • Выставки его картин проходили в одной из первых частных галерей Москвы ArtModern, в галерее “Зеро”, в Eleonor Ettinger Gallery в Нью-Йорке. Проведя год в Лондоне, Алексей Бегак увлекся дизайном интерьеров. Начав с переустройства собственного дома под Москвой и показав его друзьям, Алексей очень скоро стал востребованным дизайнером и архитектором.
  • Программы, которые вел Алексей Бегак на ТВ: “1000 мелочей”, “С новым домом”, “Правила жизни”.

Культура Кино и ТВ ТВ и сериалыУдивительно, что в отличие от Первого канала, РТР все время стремится делать телевидение для бедных – то есть, телевидение с дурным вкусом. Причем денег на эту пошлость идет не меньше, чем у Первого. Видимо, его руководство стремится все время подстроиться под вкус обывателя (зрителя), каковым себе его представляет. Но как дешевую вещь не покрась, она все равно дешевкой и окажется… “С новым домом” “С новым домом” Может быть это только я вижу в программе стремление подстроиться под дурной массовый вкус или наличие такового дурного вкуса у авторов передачи, а на самом деле мб дело в элементарной экономике – желании сделать дешево – “экономно”? “Квартирный вопрос” (НТВ) вроде бы сознательно пошел на то, что многие предметы для интерьера редакция покупает, а не берет у “спонсора”. Если так, то налицо – забота о качестве. А в случае с РТР – день прошел – и ладно, надо же чем-то дневной эфир заполнять… Опубликовано: 01/24/2014 – 00:04

Три женщины, три судьбы. Полина Виардо, Авдотья Панаева и Лиля Брик

Вышла моя новая книжка, чему я рада. Во-первых, хорошее московское издательство URSS, заинтересовашееся моим предложением, во-вторых, наша совместная с издательством слаженная работа, без волокиты и затягивания. Теперь мои героини наконец разместились под одной обложкой. В книжке я собрала статьи, написанные об этих трех женщинах за 10 бостонских лет.

181527.gif

Все три помогали своим «обожателям» в устройстве их жизни, быта и вызывали раздражение у окружающих своей «нестандартностью», вокруг них роились сплетни, домыслы…

И все три были женщинами необыкновенными сами по себе, Полина Виардо – знаменитой певицей, композитором, хозяйкой прославленного салона (где бы ни жила – в Париже или в Баден-Бадене…), Панаева писала рассказы и повести, помогала Некрасову «вести» лучший журнал того времени «Современник», Лиля Брик тоже была наделена многочисленными художественными талантами, она писала, снимала (и снималась в) кино, танцевала, пробовала себя в скульптуре, но главное – у нее был талант «распознавать таланты» и помогать им. Она сразу распознала талант Майи Плисецкой, Сергея Параджанова…

Из статей книги возникает своеобразный узор. Можно сказать, что Тургенев в каком-то смысле помогает связать судьбы героинь в один узел. Иван Сергеевич сам неоднократно подчеркивал схожесть их с Некрасовым любовных историй. Оба любили замужних дам, не имели «своего гнезда». Тургенев называл Некрасова «крепостным человеком» Авдотьи Панаевой, не замечая, что и сам порой выступает в этой роли по отношению к мадам Виардо.

Тургенев.jpg

Иван Тургенев. Рисунок Полины Виардо

Интересно, что в «Воспоминаниях» Авдотьи Яковлевны Панаевой Иван Сергеевич подан карикатурно, выведен «антигероем», не любит его подруга Некрасова, словно слышит те злые слова, что наедине говорит он о ней другу Некрасову.

Мягкий добрый Тургенев Панаеву не терпел. Спрашивается почему? Невольно приходит на ум: уж не поддался ли и он чарам этой несравненной красавицы, когда впервые ее увидел?

Было это в 1843 году, Тургенев отметит эту важную для себя встречу в своем «Мемориале», а через несколько месяцев в Петербург приедет с труппой «итальянской оперы» и в сопровождении мужа француженка Полина Виардо. Некрасивая, но магнетически привлекательная, обладаюшая необыкновенным голосом, она заберет Тургенева со всеми потрохами, не оставит ничего всем прочим женщинам, включая Панаеву…

А Лиля Брик… как она связана с Тургеневым? Да очень просто – через Маяковского. Ведь Маяковский – это тип Базарова, только живущий в эпоху революции. А так – тот же «нигилизм» по отношению ко всему «устойчиво правильному», отжившему, тот же титанизм, отличающий его от всех прочих.

Базарова сгубила любовь, но ведь и Маяковского она сгубила. Помните? «Любовная лодка разбилась о быт». О том, как я понимаю эти строчки, можно прочитать в моей книге и в статье «Лиля Брик и Владимир Маяковский: несходство сходного».

***

 «Правила жизни» от Алексея Бегака

Передача «Правила жизни» на канале КУЛЬТУРА. Поначалу показалось: не то. Непонятно откуда взявшиеся темы, непонятно на кого рассчитанные объяснения. Для кого все эти «правила жизни»? Для юнцов, не знающих, что в перерыве между музыкальными частями хлопать не полагается? Или все же для зрелых интеллигентных людей, которым интересны рассуждения о культуре культуролога Даниила Дондурея или о морали социолога Льва Гудкова?

Бегак.jpg

Алексей Бегак

Посмотрев последующие выпуски этой получасовой программы (а она идет уже, если не ошибаюсь – третью неделю, с понедельника по четверг), кое в чем разобралась. И программу приняла. Теперь что я об этому думаю.

Ведущий «Правил жизни» – Алексей Бегак – к роли своей подходит. Красивый, обаятельный, спортивный, не слишком молодой, при этом способный слушать, удивляться и умеющий вести беседу.

Но если что и обеспечит успех его программе, то это участники. Выбор участников – вот главный магнит передачи, ибо перед нами своеобразный «клуб знатоков». Каждый – эксперт в своем деле. Как я поняла, именно они диктуют, какую тему нужно будет затронуть. Ведущий уже подстраивается к ним, выступая со своим «предуведомлением», а его помощники готовят соответствующие «цитаты», появляющиеся на экране. Итак, на фоне современного, несколько слишком холодного белого интерьера Алексей беседует…

Теперь расскажу о тех, с кем он беседует.

Марина Королева.jpg

Марина Королева

В принципе мы их всех хорошо знаем: Марина Королева с «Эха Москвы» рассказывает о русском языке, его словах и загадках, Сергей Асланян – о машинах и водителях, Александр Гаврилов – о книгах, Наталья Басовская – о средневековых нравах и обычаях.

Новая для меня, но вполне вписавшаяся в эту представительную компанию – профессор Татьяна Самохина – обращает наше внимание на то, как в языке отражается взгляд народа на вещи и явления, и ух какая разница выявляется между понятиями об одном и том же у русского, англичанина и американца!

Удивительно интересно! Запомнилась история слов «авось» и «будни», рассказанная Мариной Королевой, необыкновенная судьба Алеоноры Аквитанской в передаче Натальи Басовской, повеселил Асланян своими байками о российских водителях, заставил задуматься социолог Гудков, проводивший исследование нескольких поколений россиян и рисующий их мало изменившийся портрет: «(человек) лукавый, недоверчивый, с двойным сознанием, крайне неуверенный в завтрашнем дне (особенно в политической жизни).

По мнению Гудкова, такой человек ближе всего стоит к персонажам Салтыкова-Щедрина. Грустный вывод.

А на закуску под конец передачи – перед комплексом упражнений цигун – как постоянный собеседник ведущего выступает Алекс Дубас со своей «коллекцией счастья» – записями людей, рассказывающих о своей «счастливой минуте». Счастливая находка (прошу прощения за тавтологию).

О счастье слушать никогда не надоест, пусть даже оно чужое. Слушаешь про чужое – вспоминаешь свое. А цигун… Наверное, есть те, кто это любит, я же, признаться, во время демонстрации «цигуна» включаю веселую музыку и разминаю затекшие члены на свой, совсем не восточный лад. У каждого – согласитесь – свои «правила жизни».

“Правила жизни”.  Передача от 21.01.2014

 Остальные передачи можно посмотреть здесь: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/57402

***

 «Евгений Онегин» в Метрополитен-опера

На этой неделе по американскому каналу PBS нам показали поставленного осенью прошлого года в Метрополитен-опера «Евгения Онегина» – с Гергиевым на дирижерском возвышении и Анной Нетребко – в роли Татьяны.

При всех огрехах постановки (а было много смешного и нелепого, например, соперники стрелялись «на ружьях», крестьяне приходили в дом Лариных «крестным ходом», с иконами, Онегин в третьем акте слонялся по бальной зале с бутылкой) спектакль мне понравился. Был он традиционным, но с очень красивыми декорациями, с прекрасным хором и оркестром.

ONEGIN_02_617 FINAL-S.jpg

Татьяна - Нетребко и Онегин - Квечень Photo: Metropolitan Opera

Еще раз я посетовала на несовершенство либретто, ужасающий добавленный к пушкинскому текст, сюжетные несуразицы (Ленский вызывает Онегина на дуэль в доме Лариных, в то время как дуэли были официально запрещены).

Отсутствие психологических мотивировок осложняет игру певцов, Татьяне приходится с момента появления Онегина в их доме «играть влюбленность».

Но все искупается музыкой, ее говорящим звучанием.

Нетребко была хороша. Онегин (Мариуш Квечень)? Скажу так: особенно не удивил.

В спектакле участвовало много русских – Ольга, няня, старшая Ларина, Гремин. Две главные мужские партии исполнили поляки: Онегина – баритон Мариуш Квечень, Ленского – лирический тенор Петр Бецала.

Тенора я узнала, он пел Альфреда в «Травиате», поставленной осенью 2013 года в Ла Скала к юбилею Верди. У тенора необыкновенный голос, красивый, кантиленно льющийся. Но его внешность явно не подходила к роли победительного Альфреда. Ленский у него тоже вне типажа, ходит с тетрадкой, при чтении надевает очки.

Никаких «черных кудрей до плеч», впрочем, и Оленька чернява (это вместо «льняных локонов»), а у Татьяны в последнем акте нет никакого «малинового берета», хотя о нем заявлено в пушкинском тексте.

Исполнение Петром Бецалой Ленского показалось мне слишком итальянским, хотя бесспорно мастерским и красивым. Мне в нем не хватило большей простоты и естественности – черт не итальянской, а русской школы пения. 

Впрочем, американским любителям оперы Петр понравился, его встречали чуть менее восторженно, чем Нетребко. Успех Анны Нетребко, как и вообще русской оперы, не может не радовать.

 Анна Нетребко. Письмо Татьяны

Петр Бецала. Ария Ленского

 ***

  • 26767 просмотров

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий