Алексей Федотов: биография, семья и дети, актерская карьера, причина смерти

ЛИТЕРАТУРА

Азадовский М. Дневник художника. Неизвестный альбом Федотова // Русский библиофил. Пг., 1916. № 4.

Алленов М. Павел Федотов. М.: Белый город, 2000.

Ацаркина Э. П. А. Федотов и его родные в Москве (Материалы для биографии) // АН СССР. Сообщения института истории искусства. № 3. Живопись и скульптура. М., 1953.

Бенуа А. Федотов // Мир искусства. 1901. № 11-12.

Булгаков Ф. И. Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные. СПб., 1893.

Врангель Н. Н. Рассказ современника о сумасшествии Федотова // Старые годы. 1907.

Гор Г., Петров Вс. Художник Федотов. Л., 1951.

Даниэль С. М. Федотов. К вопросу о пародии в живописи бытового жанра // Советское искусствознание. Вып. 23. М., 1988.

Дмитриев Вс. П. А. Федотов // Аполлон. 1916. № 9-10.

Дружинин А. В. Повести: Дневник. М., 1986.

Дружинин А. В. Воспоминание о русском художнике Павле Андреиче Федотове. Пг., 1918.

Жерве В. В. К биографии П. А. Федотова // Исторический вестник. 1901. Т. 3. Март.

Загянская Г. А. Павел Андреевич Федотов. М., 1977.

Лебедев П. С. Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове. СПб., 1853.

Леонтьева Г. К. Павел Андреевич Федотов: Основные проблемы творчества. Л., 1962.

Можайский И. П. Несколько слов о покойном академике П. А. Федотове // Лещинский Я. Д. Павел Андреевич Федотов — художник и поэт. Л.; М., 1946.

Плотникова Е. А. Федотов забытый и вновь найденный // Книга и графика. М., 1972.

Сарабьянов Д. В. Павел Андреевич Федотов. М., 1990.

Свиясов Е. П. А. Федотов и царская цензура // Искусство. 1983. № 7.

Харджиев Н. И. Судьба художника. М., 1954.

Шкловский В. Повесть о художнике Федотове. М., 1955.

Шувалов А. В. О психической болезни русского художника П. А. Федотова // Независимый психиатрический журнал. 1995. № 4.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Федотов Павел Андреевич

Просмотров: 36288

Федотов Павел Андреевич, русский живописец

image Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский живописец и график. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг.) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. В последующих произведениях, исполненных уже маслом («Свежий кавалер», 1846. «Разборчивая невеста», 1847. «Сватовство майора», 1848, — все в ГТГ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. Лучшие живописные портреты Федотова — небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством («Е. Г. Флуг», около 1850, «Н. П. Жданович», 1849 — оба в ГРМ). В рисунках Федотов достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно- критического содержания. В конце 40-х гг. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем («Вдовушка», 1851-52, «Анкор, ещё анкор!», 1851-52, — оба произведения в ГТГ; «Игроки», 1852, Киевский музей русского искусства). Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в.

Лит.: Д. В. Сарабьянов, П. А. Федотов, [М., 1969]; его же, П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х гг. XIX в., М., 1973; его же, П. А. Федотов. Л., 1985; Загянская город А., П. А. Федотов, М., 1977.

Картины: Федотов, Павел Андреевич

  • Федоровский Фёдор Фёдорович
  • Фейербах Ансельм

Родительская категория: Биография Категория: Краткая биография Моя историяЛичный опыт 3 521

Картины художника Павла Федотова хочется разглядывать долго и внимательно. К его сюжетам возвращаешься, сверяя давние и новые впечатления: «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»… Экспозиция к 200-летию классика «Павел Федотов. Театр жизни» включила практически все его наследие.

image

В детстве я любила писать по его картинам сочинения, развивать истории, предложенные художником. Теперь меня больше увлекает психология людей, словно бы застигнутых живописцем врасплох. В залах Инженерного корпуса Третьяковской галереи много и незнакомого Федотова. Картины из армейской жизни (кадровый военный, он учился живописи в свободное от службы время). Вереница пленительных портретов. Большая серия сепий. Несметное количество карандашных рисунков.

Прожив всего 37 лет, художник успел много. Довольно поздно и довольно быстро пройдя «живописные университеты», научился не только метко и точно рисовать, но и мудро обобщать жизненные наблюдения. Разглядывая подробно представленный быт XIX века (ушедший навсегда, диковинный, экзотичный), ловлю себя на мысли, что во взаимоотношениях людей, в страстях и чаяниях с тех пор мало что изменилось. Из нашего несовершенного «сегодня» нити тянутся далеко-далеко. Рисуя жанровые сценки, Федотов задумывался об исправлении нравов. Но обличал без пафоса и скандалов, не позорил, не высмеивал.

На листах и холстах – обычная жизнь богатых и бедных, мещан и аристократов. Обычная, но такая увлекательная. Недаром кураторы назвали выставку «театром жизни». Мастера мизансцены увидела в Федотове и театральная художница Валентина Комолова, вместе с которой мы смотрели выставку и обменивались впечатлениями (1). «Персонажи нарисованы так, что кажется, мы слышим их диалог, – говорит Валентина. – Понятно, как они разговаривают, кто от кого зависит. Один присел, а другой еще приседает, особым движением откидывает полу фрака. А здесь человек не просто согнулся, а прогнулся. Такие нюансы очень много значат. Легкий жест, еле заметный кивок головы – и уже рассказана история». Психологизм Федотова кажется интуитивным, как будто он переносил на бумагу свои чувственные впечатления от жизни, а не продумывал специально, как добьется того или иного эффекта. «Скорее его вдохновляли люди, их поведение. Людей он любил. Все его истории говорят, в общем, о человеческих неприятностях, о суете, хаосе жизни, – продолжает моя спутница. – Но без жалости, без сентиментальности. У него необыкновенно тонкий карандаш. Каждый штрих, каждая линия, правдоподобие для него много значили. Видимо, человеком он был чувствительным. Поэтому и ушел из офицерства, его эмоциональная природа была намного тоньше». Я замечаю, что смотрю на рисунки Федотова, его наброски, шаржи, карикатуры, хрестоматийные картины и воспринимаю их уже по-другому. Вот три варианта «Вдовушки». Интересно сравнить. Все-таки наиболее известный (с зеленой комнатой), из Третьяковки, – самый выразительный. Почему? «Все подчинено состоянию. А на других вариантах много деталей. Вещи, утварь, свеча горит… – предполагает Валентина Комолова. – Рассматривая их, немножко уплываем от главного. А здесь даже линия руки объединяет фигуру, не уводит взгляд. Все замкнулось, сосредоточилось на переживании неутешного горя. Вот совсем другое настроение – «Разборчивая невеста». Как она одета! Чрезвычайно богато, живописно, красиво. Она была бы просто герцогиней, если бы не этот бордовый фон обоев и драпировки. В сочетаниях одного с другим высекается характер. Все говорит о больших претензиях, несбывшихся ожиданиях. Человеческая комедия, человеческая драма. Как и в «Сватовстве майора». Майор женится на деньгах, красавица не представляет себе будущего, вся в эмоциях». А в центре – два платья роскошных, думаю я, как два стремления: невеста убегает, как будто хочет из картины выпасть, маменька ее держит, не пускает. «Ткани дорогие, выделяются богатством относительно сдержанной атмосферы вокруг. Хотя все говорит о том, что этот дом очень основательный. Тут не разбрасываются, не устраивают легкомысленных вечеринок, подчиняются регламенту. Все, что накоплено, на виду. Посмотрите, какая скатерть, мебель! Потолок расписной, люстра хрустальная…»

Читайте досье

Смотреть – не пересмотреть, читать – не перечитать. Хорошо, что кураторы сопроводили картины меткими пояснениями самого Федотова, его стихами, литературными миниатюрами. «Судьба как неразмотанный клубок, каждая нитка не знаешь, цельная или с узлами, что такое и как велика, на чем конец намотан. Ничего не знаешь», – горький эпиграф к последнему акту «Театра жизни Федотова». В этюдах и эскизах к картине «Игроки» совсем другой почерк, мрачное мироощущение. Последние годы накануне страшного психического заболевания. Жуткая фантасмагория теней и привидений, будто бы нарисованная не современником Гоголя, а неким авангардистом в XX веке. Отход от канонов? Но, кажется, в его творчестве и нет никаких канонов. Только рост художника и его ощущение трагедийности жизни.

Несколько фактов из жизни Павла Федотова.

1815 22 июня (4 июля). Родился в Москве в семье отставного офицера.

1826 Поступил в Московский кадетский корпус

1834 Приступил к службе в лейб-гвардии Финляндском полку в Санкт-Петербурге

1835 В свободное время начал посещать рисовальные классы Императорской Академии Художеств.

1837-1843 Акварели Федотова удостоились одобрения и наград великих князей и императора Николая I

1844 В чине штабс-капитана гвардии вышел в отставку.

1848 Представил в Императорской Академии Художеств картины маслом «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста», одобренные Карлом Брюлловым. Получил звание академика «по живописи домашних сцен» за «Сватовство майора».

1849 Участвовал в выставке ИАХ. Снискал огромный успех у публики и прессы.

1850-1852 Написал живописный эскиз «Николай I среди институток». Ради заработка повторял свои основные картины.

1851-1852 Работал над картинами «Анкор, еще анкор!», «Игроки» (не окончена)

1852 июнь. Из-за обострения расстройства психики попал в частную психиатрическую лечебницу венского профессора психиатрии М.Лейдесдорфа.

Сентябрь. Переведен в казенную больницу Всех скорбящих.

14 (26) ноября. Скончался от «водяной болезни».

(1) Валентина Комолова – театральный художник, педагог Школы-студии МХАТ. Оформила более ста спектаклей: «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Вишневый сад» в Ленкоме, «Кабала cвятош» в Малом театре, «Чехов-GALA», «Мушкетеры», «Участь Электры», «Нюрнберг» в РАМТе.

Выставка «Павел Федотов. Театр жизни» проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 25 февраля до 14 июня. Адрес: Лаврушинский пер., 12.

Материал из Циклопедии Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:ФИО

Павел Кириллович Федотов

Художник

Дата рождения 28 июня 1940 года
Место рождения Мелеуз | Башкирская АССР
Дата смерти 28 мая 2015 года
Место смерти Владивосток, Приморский край, Российская Федерация
Гражданство
Звания

Павел Кириллович Федотов (28 июня 1940 — 28 мая 2015)[1][2] — советский и российский художник-монументалист, профессор рисунка и живописи, заслуженный художник Российской федерации (1999), член Союза художников СССР и России[2].

[править] Биография[2]

Родился 28 июня 1940 года в посёлке Мелеуз Башкирской АССР.

После окончания Великой Отечественной войны жил в городе Фрунзе (ныне Бишкек) Киргизской ССР, где учился вначале в изобразительной студии Дворца пионеров у В. Х. Сапова (1952—1955), затом во Фрунзенском художественном училище на художественно-педагогическом отделении у Д. Н. Флекмана, А. Н. Михалёва, В. П. Жукова (1955—1960). Учёбу на отделении монументально-декоративной живописи в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова (1960—1966) окончил по мастерской В. А. Ермолова, Б. В. Иорданского, В. К. Замкова.

В 1965 году четыре будущих выпускника МГХПУ (бывшее Строгановское), в том числе Павел Федотов, очарованные рассказами о романтической красоте Дальнего Востока, особенно остова Шикотан, провели преддипломную практику во Владивостоке в мастерской индивидуального проектирования Бориса Фёдоровича Богомолова и на краболовных судах.

Вдохновлённые призывами Н. С. Хрущёва «превратить Владивосток во второй Сан-Франциско», они решили после защиты диплома приехать жить и работать во Владивосток. Из четверых приехало двое, остался один — Павел Федотов. В 1966 году он начал творческую деятельность сразу на большом и значительном объекте — санатории союзного значения «50 лет Октября» в посёлке Горные ключи Приморского края, заказчиком которого был ЦК КПСС. Художественное проектирование интерьеров и монументальные работы, выполненные Павлом Кирилловичем на этом объекте (мозаика в оздоровительном бассейне и в бассейнах зимнего сада), демонстрировались на Международной промышленной выставке в Монреале (Канада, 1968).

Работал инженером института Приморгражданпроекта (1966—1969) и художником Приморского отделения Художественного фонда РСФСР (1969—1992). Четверть века он занимался комплексным художественным проектированием архитектурных объектов общественного назначения, как во Владивостоке, так и в крае, исполнял мозаики, витражи, керамические панно и рельефы: орнаментальные, геометрические, сюжетные, символические. В 1970—1980 годы дважды ездил на творческую дачу художников «Сенеж» и дважды — на дачу «Старая Ладога» с целью повышения профессионального мастерства. В художественном проектировании его привлекала возможность синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства. Уход от догматизма, поиски новых эстетических (дизайнерских) решений, стремление сделать жизненную среду человека современной и общественно значимой станут характерными особенностями его творчества.

Работал в разных материалах и техниках: мозаика, керамика, плавленое стекло, энкаустика, крой из металла, витражи. Одновременно он рисовал пастелью и писал масляными красками портреты, пейзажи, натюрморты в традициях реалистической живописи, а в середине 1980-х годов увлёкся сложной, почти забытой к этому времени техникой ювелирной эмали по металлу. Художественные эмали мастера, обобщенные, символичные, многоцветные, демонстрировались на зарубежных выставках в Японии в Синминато (1987), в Германии в Виттенберге (1991), на международной выставке в Сочи (1988) и на четырёх персональных выставках (во Владивостоке и в Находке).

«В какой-то момент я понял, что пришло время поделиться своим опытом. Передать его тем, кто пойдёт по нашим стопам», — рассказывает Федотов. С 1994 года сначала доцент, а теперь профессор П. К. Федотов щедро передаёт свои знания и практические навыки студентам факультета дизайна и моды Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса.

Человек неравнодушный, он всегда активно жил общественной жизнью. Семь раз его избирали членом Правления Приморского отделения Союза художников РСФСР, шесть лет он был председателем художественного совета, два года по рекомендации Правления работал главным художником Владивостока (1992—1993). Среди наград мастера — дипломы Союза художников России «За успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России» (2004, 2013), за участие в республиканских выставках «Имени твоему…» и «Россия X», дипломы главы Владивостока за участие в III-м и IV -м Владивостокском биеннале визуальных искусств, Почётные грамоты и Благодарности администрации ВГУЭС.

С 1968 года произведения П. К. Федотова экспонируются на бесчисленных художественных выставках всех рангов. Они находятся в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке, в Музее изобразительного искусства в Ставрополе; в Музее современного искусства в городе Синминато в Японии, в частных коллекциях в России и за рубежом: в США, Финляндии, Германии и других странах.

Федотов Павел Кириллович родился 28 июня 1940 года в поселке Мелеуз Башкирской АССР[3]. В 1955 году поступил в Фрунзенское художественное училище им. Чуйкова (ныне Кыргызское государственное художественное училище им. Семёна Чуйкова)[4], которое закончил спустя пять, лет в 1960-ом году.

В 1960 году переезжает в Москву и поступает в Московское высшее художественно-промышленное училище, на отделение монументально-декоративного искусства. В 1966 году заканчивает МВХПИ («Строгановку»). C 1966 года являлся постоянным участником международных, зарубежных, республиканских, зональных (региональных), краевых выставок. Работал с мозаикой, керамикой, плавленым стеклом, энкаустикой, кроем из металла и витражами[3].

Ошибка создания миниатюры: Ошибочный параметр миниатюры Театр Юного Зрителя г. Владивостока. В оформлении принимал участие Федотов

После окончания Строгановки приезжает в Приморье, где оказывается первым дипломированным художником-монументалистом[3].

В 1974 году был принят в Союз художников СССР. В 1999 году было присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Был награждён дипломом Союза художников России «За успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России». Имя Федотова П. К. занесено во «Всемирный лексикон художников», издаваемый в Лейпциге (Германия).

С 1994 года преподавал рисунок и живопись во Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.

В 1997 году получил учёное звание — профессор по кафедре рисунка и живописи. Скончался 28 мая 2015 года во Владивостоке[2].

[править] Примечания

  1. АртРу.инфо — Художники — Федотов Павел Кириллович. artru.info. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2016. Проверено 14 февраля 2016.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Во Владивостоке скончался художник-монументалист Павел Федотов. Новости Владивостока и Приморского края на Primorye24.ru. Проверено 14 февраля 2016.
  3. 3,0 3,1 3,2 Лексикон художника понятен студентам ВГУЭС — будущим дизайнерам. vladnews.ru. Проверено 14 февраля 2016.
  4. АртРу.инфо — УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — Фрунзенское художественное училище Киргизской ССР. artru.info. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2016. Проверено 14 февраля 2016.

Категории: Содержание:

imageПавел Федотов — русский художник, академик живописи, яркий представитель плеяды русского романтизма в российской живописи, заложивший краеугольный камень в создание критического реализма в отечественном искусстве.

В 

↑ Годы жизни

В 

22 июня 1815 года в семье отставного военного Андрея Илларионовича Федотова и Натальи Алексеевны Калашниковой, происходившей из купеческой среды, родился еще один ребенок – сын. При крещении ему дали имя Павел.

В 

Когда мальчику исполнилось 11 лет, его определили на пансион в Московский кадетский корпус. Хорошие способности и примерное поведение выгодно отличало Павла в лице начальства и способствовало его продвижению на воинской стезе. Курс он окончил с отличием и со званием фельдфебель.

В 

Не смотря на отличные показатели в учебе, Федотова не прельщала карьера военного, и все свободное время он посвящал любимому занятию – рисованию. После направления на службу в Санкт-Петербург в лейб-гвардию Финляндского полка, у Федотова появилась возможность посещать по вечерам занятия по рисованию в Академии художеств.

В 

Помимо военных наук он очень прилежно изучал анатомическое строение человеческого тела, учился работать с гипсовыми моделями. Карандашные и акварельные рисунки со сценками военной жизни, которые были написаны Федотовым, отличались узнаваемостью и реалистичностью. Довольно часто попадались рисунки карикатурного содержания.

В 

После 10 лет службы Павел Андреевич Федотов решил выйти в отставку и полностью посвятить свою жизнь живописи. Это решение поставило его и так совсем не шикарную жизнь в сложное положение. Его скудного пенсиона явно не хватало и он жил в очень стесненных условиях. Но это не помешало ему продолжать стремиться к своей мечте – стать серьезным художником.

В 

imageВ 

П.Федотов картина Свежий кавалер фото

В 

Определиться с жанром ему помог совет Крылова заняться жанровой живописью и это было правильно. Уже первая серьезная работа маслом “Свежий кавалер” получила хвалебные отзывы современников, в том числе и художников. Окрыленный удачей Федотов полностью отдается работе. Вскоре появляются полотна В«Разборчивая невестаВ» и В«Сватовство майораВ», которые были встречены также восторженно.

В 

Эти работы принесли не только известность, но и звание академика живописи, что позволяло получать материальную помощь государства. Это было большим подспорьем. Все три полотна художника наши современники могут увидеть в Третьяковской галерее. Взлеты и падения Удача дама капризная, как и признание общества. Федотов не успел полностью насладиться своим триумфом, как оказался косвенно причастен к делу “петрашевцев”.

В 

imageВ 

П.Федотов еартина Сватовство майора фото

Государственная машина повернула свои маховики и художник Федотов стал не благонадежным, а следовательно и его новые работы оказались не востребованными. Новых заказов тоже не предвиделось. Жизнерадостный, оптимизм по натуре, общительный Федотов превратился в замкнутого, желчного, пессимистичного человека. Перемена нравственная тяжело отразилась на физическом состоянии – Павла Андреевича все чаще одолевали приступы безумия.

В 

Не помогло довольно дорогостоящее лечение, на которое даже государь выделил 500 рублей из личных средств. Было слишком поздно и 14 ноября 1852 года Павел Андреевич Федотов скончался в возрасте всего 37 лет от острого психического расстройства. Его похоронили на Смоленском кладбище почти тайно, потому что комитет по цензуре выдал запрет на публикацию о его смерти. Уже в 1936 году его прах был перезахоронен в некрополь Александро-Невской лавры и установлен новый памятник.

В 

↑ Картины художника Федотова

В 

Картины Федотова — это жанровые сценки из обыденной жизни. Они сочные, яркие с очень запоминающимся сюжетом и героями. Реальность, приземленность, безыскусность сюжета нисколько не умаляет и не делает их скучными, а, наоборот возникает желание взглянуть еще раз. Художник мастерски использует прием центра и задника, основного и второстепенного. На всех его картинах основное яркое пятно в центре картины.

В 

imageП.Федотов картина Разборчивая невеста фото

В 

За него цепляешься взглядом, оно притягивает внимание. Лишь потом взгляд перемещается на задний план, где каждый персонаж или предмет интересен и важен. Ни на одной картине Федотова нет лишних деталей для украшательства – все строго и четко по сюжету, и, тем не менее, они все интересны и каждый несет определенную смысловую нагрузку.

В 

Вот, например картина “Сватовство майора”. Центральное место – белоснежное, воздушное, кружевное платье девушки. Ее стеснительность вызывает сочувствие и жалость. А, может быть это обыкновенное притворство, которое чувствует домашний кот, который под шумок успел стянуть лакомый кусочек чего-то и теперь довольный облизывается?

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий