Art & More: шесть фактов о Марке Шагале, или Новые панно художника в Третьяковке

Материал из Витебская энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Марк Заха́рович (Моисе́й Ха́цкелевич) Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш מאַרק שאַגאַל‎; 24 июня (6 июля) 1887, Витебск — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — художник-модернист еврейского происхождения, один из лидеров мирового авангарда.

Биография

Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. В 1900-1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище, причем первые два года в одном классе с Осипом Цадкиным. Цадкин был троечником, у Шагала — нередки двойки и он был оставлен на второй год. В возрасте 19—20 лет около двух месяцев[1] посещал школу-студию витебского художника Юделя Пэна на Гоголевской улице.

Адреса Шагала в Витебске

Перейти к навигации Перейти к поиску

Марк Шагал
image
Имя при рождении מאַרק שאַגאַל
Дата рождения 6 июля 1887 Лиозно, близ Витебска
Дата смерти 28 марта 1985 Сен-Поль-де-Ванс, Прованс
Гражданство Российская Империя Франция
Этническая принадлежность еврей
Вероисповедание ?[1]
Жанр Художник и поэт
Стиль Сюрреализм, экспрессионизм

Марк Захарович Шага́л (франц. Marc Chagall, 6 июля 1887, Лиозно, Витебская губерния — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — белорусский и французский график, живописец, сценограф и поэт (идиш) еврейского происхождения, один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Биография[править]

Бюст Марка Шагала в Переулке Знаменитости в Кельце (Польша)

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал, или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в еврейской семье в местечке Лиозново (Лиозно) близ Витебска или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской осёдлости Российской империи.[2] И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно, и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. С 1900 по 1905 год Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. В Витебске же художник знакомится со своей будущей женой, своей единственной музой — Беллой Розенфельд. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.

В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. В 1909—1911 г. Шагал продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В 1911 г. на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться, и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Париж Шагал полюбил сразу. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. Рассчитывал на три месяца, но остался на 10 лет: война, революция… 25 июля 1915 г. состоялась свадьба художника с Беллой. У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала.

В сентябре 1915 Шагал уезжает в Петербург (к тому времени переименованный в Петроград), поступает на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 Шагал вступает в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 г. с семьей возвращается в Витебск. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии.

В 1920 Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Еврейский камерный театр. В 1921 художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И всё время рисует, день и ночь, и день и ночь напролёт. В 1922 г. вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж.

В 1937 Шагал получает французское гражданство. В 1941 руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, и летом 1941 г. семья Шагала приезжает в Нью-Йорк. В 1944 умирает жена художника, Белла.

Роман с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начался, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид Макнилл. В 1947 Шагал возвращается во Францию. В 1952 г. женится на «Ваве» — Валентине Бродской. Второй брак был счастливым, но музой оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей. Шагал так и не нарисовал ни одного портрета Валентины, которая умерла в 1997 г.

В 1973 художник приезжает в СССР по приглашению советского министерства культуры. Посещает Москву и Ленинград, проводит выставку в Третьяковской галерее, дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы. От посещения Витебска художник отказался[Источник?].

1997 — первая выставка художника в Белоруссии.

Шагал скончался 28 марта 1985 г. в прованском городе Сен-Поль-де-Ванс.[2] Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре наследника Шагала. Полного каталога работ художника нет.

Творчество Шагала[править]

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.[3]

От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.[3]

Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

Книги и альбомы[править]

  • Марк Шагал альбом. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 46 с.о книге
  • Марк Шагал альбом. — Усть-Илимск: Сибирь, 1992. — 46 с.о книге
  • Шагал. Возвращение мастера. — М.: Советский художник, 1988. — 326 с.о книге
  • Шагал М. З. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма.. — М.: Современник, 1989. — 222 с. — ISBN 5-270-00677-4о книге
  • Шагал М. З. Моя жизнь. — М.: Азбука, 2000. — 416 с. — ISBN 5-267-00200-3о книге
  • Марк Шагал. Здравствуй, Родина!. — Сканрус, 2005. — 352 с. — ISBN 5-93221-072-9о книге

Литература[править]

  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
  • Апчинская Н. В. Театр Марка Шагала: конец 1910-х — 1960-е гг. Витебск : ВГТУ, 2004. — 22 с — (Научно-популярная серия Музея Марка Шагала; вып. 4).
  • Мейер, Мерет. Фрагмент биографии Марка Шагала.
  • Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
  • Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall («Библейское послание Марка Шагала»)
  • Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
  • Шатских А. С. «Благославен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2
  • Шишанов В. А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
  • Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.

Фильмы[править]

Фильм “Эпоха Марка Шагала” авторского цикла Олега Лукашевича (цикл “Эпоха” рассказывает о выдающихся личностях, которые родились на территории Беларуси и внесли значительный вклад в мировую культуру, науку, политику) был признан лучшим документальным фильмом на IX Евразийском телефоруме в Москве, и удостоен диплома и медали. [4]

Галерея работ (выборочно)[править]

Галерея[править]

Марк Заха́рович Шага́л (‎; 6 июля 1887, Витебск, Российская империя — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — российский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Биография

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал, или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье на окраине Витебска, в районе Песковатик, о чём в книге “Моя жизнь” Шагал пишет: «Не помню кто, – скорее всего, мама рассказывала, что как раз когда я родился – в маленьком домике у дороги, позади тюрьмы на окраине Витебска вспыхнул пожар. Огонь охватил весь город, включая бедный еврейский квартал. (Дом, в котором родился Шагал, находился на левом берегу Двины, близ Суражской дороги.)”., Значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в местечке Лиозно в 40 км от Витебска. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. В Витебске же художник знакомится со своей будущей женой, своей единственной музой — Беллой Розенфельд. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.

В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. В 1909—1911 г. Шагал продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В 1911 г. на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться, и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Париж Шагал полюбил сразу. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. Рассчитывал на три месяца, но остался на 10 лет: война, революция… 25 июля 1915 г. состоялась свадьба художника с Беллой. У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала.

В сентябре 1915 Шагал уезжает в Петербург (к тому времени переименованный в Петроград), поступает на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 Шагал вступает в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 г. с семьей возвращается в Витебск. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии.

В 1920 Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Еврейский камерный театр. В 1921 художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И всё время рисует, день и ночь, и день и ночь напролёт. В 1922 г. вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. В 1924 году летом Шагал в Бретани, в Иль-де-Бреа.

В 1937 Шагал получает французское гражданство. В 1941 руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, и летом 1941 г. семья Шагала приезжает в Нью-Йорк. В 1944 умирает жена художника, Белла.

Роман с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начался, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид Макнилл. В 1947 Шагал возвращается во Францию. В 1952 г. женится на «Ваве» — Валентине Бродской. Второй брак был счастливым, но музой оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей. Валентина умерла в 1997 г.

В 1973 художник приезжает в СССР по приглашению советского министерства культуры. Посещает Москву и Ленинград, проводит выставку в Третьяковской галерее, дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы.

1997 — первая выставка художника в Беларуси.

Шагал скончался 28 марта 1985 г. в прованском городе Сен-Поль-де-Ванс. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре наследника Шагала. Полного каталога работ художника нет.

Творчество Шагала

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

Книги и альбомы

  • Александр Каменский. Марк Шагал. Художник из России. — Москва: Трилистник, 2005. — 304 стр., 170 цв. ил. ISBN 5-89480-086-2

Литература

  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
  • Апчинская Н. В. Театр Марка Шагала: конец 1910-х — 1960-е гг. Витебск : ВГТУ, 2004. — 22 с — (Научно-популярная серия Музея Марка Шагала; вып. 4).
  • Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М., Текст, 2005.
  • Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI—IX Шагаловских чтений в Витебске (1996—1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
  • Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall («Библейское послание Марка Шагала»)
  • Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
  • Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
  • Шагал, Белла. Горящие огни. М., Текст, 2001; 2006.
  • Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2
  • Шишанов В. А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
  • Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Шишанов В. А. Несколько строк из жизни Марка Шагала / В. А. Шишанов // Мишпоха. 2010. № 26. С. 46 — 50..
  • Шишанов В. А. «Наконец появился царь…» // Шагаловский международный ежегодник, 2008: сб. статей; под ред. А. М. Подлипского. — Витебск: Витеб. обл. тип., 2010. — С. 69 — 73..
  • Изобразительное искусство Витебска 1918—1923 гг. в местной периодической печати : библиограф. указ. и тексты публ. / сост. В. А. Шишанов. — Минск : Медисонт,2010. — 264 с.
  • Мухин А. С. Витражи Марка Шагала в Реймсском соборе. // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение русского зарубежья. СПб., 2008. С. 144—148.

Объекты о М.Шагале

  • Фильм «Эпоха Марка Шагала» авторского цикла Олега Лукашевича (цикл «Эпоха» рассказывает о выдающихся личностях, которые родились на территории Беларуси и внесли значительный вклад в мировую культуру, науку, политику) был признан лучшим документальным фильмом на IX Евразийском телефоруме в Москве, и удостоен диплома и медали.
  • Мультфильм «Страсти по Шагалу» (реж. Андрей Мельников)
  • Google Doodle

На почтовых марках

Галерея

  • Иллюстрация с дарственной надписью Шагала

Примечания

См. также

  • Витебский музей современного искусства

Ссылки

  • Картины Марка Шагала
  • Витебский музей Марка Шагала
  • Я жизнь прожил в предощущенье чуда. Марк Шагал
  • Марк Шагал. Краткая биография. Графика. Музей Шагала в Ницце.
  • Шагал Марк Захарович. Энциклопедия Кругосвет
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции (1918—1941)
  • Марк Шагал в Швейцарии. «Библейское послание» Новое о Шагале — малоизвестные страницы
  • Марк Шага́л
  • Мейер, Мерет. Фрагмент биографии Марка Шагала.
  • Марк Шагал Сайт
  • Эссе И. Шесткова «Скрипач»
  • Сайт о Марке Шагале: биография, картины, фотографии

nds-nl:Marc Chagall

Источник статьи: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шагал,_Марк_Захарович В статье упоминаются люди: Эта информация опубликована в соответствии с GNU Free Documentation License (лицензия свободной документации GNU). Вы должны зайти на сайт под своим именем для того, чтобы иметь возможность редактировать эту статью Марк Шагал (1920-е годы) Шага́л Марк Захарович (Chagall) (24 июня (6 июля) 1887, Витебск — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция) — российский и французский художник еврейского происхождения, живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. Один из наиболее значимых представителей художественного авангарда XX века. Редактировать

Биография и происхождение

Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе торговца Хацкеля (Захара) Шагала, в 1900-1905 годах учился в Первом городском четырехклассном училище Витебска, живописи его учил витебский художник Ю.М. Пэн. В 1907 году Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907-1908), затем занимался в частной студии С.М. Зейденберга (1908) и школе Е.Н. Званцевой, где его наставниками были М.В. Добужинский и Л.С. Бакст. Свою творческую биографию Шагал начал с картины «Покойник (Смерть)» (1908, масло, Национальный музей современного искусства, Париж); в 1909 году были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж), созданные под влиянием неопримитивистской стилистики. Часы (время) В августе 1910 года Шагал появился в Париже, в 1911 году поселился в артистической колонии Ля Рюш («Улей»). В первый парижский период он сблизился с поэтами и литераторами Г. Аполлинером, Б. Сандраром, М. Жакобом, А. Сальмоном. В 1912 году художник впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на московские выставки «Мир искусства» (1912), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913). До конца своих дней Шагал называл себя русским художником. Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. Обыденную действительность на его холстах одухотворяли мифы, темы круговорота бытия — рождение, свадьба, Шагал Марк (Автопротрет с семью пальцами) смерть. Действие в шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей экспрессионизма и сюрреализма. Центральными работами первого парижского периода стали: «Я и моя деревня» (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим» (1911-1912, Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Стеделик-музеум, Амстердам), «Голгофа» (1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Тогда же были написаны полотна «Понюшка табаку» (1912, частное собрание, Германия), «Молящийся еврей» (1912-1913, Национальный музей, Иерусалим). В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки; они нашли отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистическому движению. Редактировать

Последние русские годы

Музыка Летом 1914 года Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало первой мировой войны. В 1914-1915 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены). Летом 1915 года состоялось бракосочетание Шагала и Беллы Розенфельд (1892?-1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). С осени 1915 года и по ноябрь 1917 года Шагал с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916, и др.), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж). Красный еврей В Витебск художник возвратился после Октябрьской революции. Получив в августе 1918 года мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище, куда привлек в качестве преподавателей М. В. Добужинского, И. А. Пуни, Л. М. Лисицкого, Пэна. Под руководством Шагала и с его участием в 1918-1920 годах проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска. В последний период на родине художником были написаны полотна «Над городом», 1914-1918 (Третьяковская галерея), «Венчание», 1918 (Третьяковская галерея), «Прогулка», 1918 (Русский музей) и ряд других, расцениваемых ныне как вершинные его достижения. Конфликтная ситуация, сложившаяся в результате деятельности К. С. Малевича в витебской школе, вынудила Шагала уйти из школы и уехать в Москву (июнь 1920). Здесь он исполнил монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, а также оформил спектакль по Шолом-Алейхему. В летние месяцы работал учителем в колонии для малолетних беспризорников в Малаховке. В последний русский период Шагал выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 году прошла его персональная выставка в Еврейском Камерном театре, в 1922 году — совместная с Н. И. Альтманом и Д. П. Штеренбергом (Культур-лига, Москва). Редактировать

За границей

Зеркало В начале лета 1922 года через Каунас художник направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; в 1922 году награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его книге «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году; книга в переводе на французский язык с ранними рисунками в качестве иллюстраций увидела свет в Париже в 1931). По приглашению парижского галерейщика А. Воллара переехал в 1923 году в Париж для создания цикла иллюстраций к роману Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1923-1927). Затем по заказу Воллара исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (1927-1930). В 1927 году возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее карнавализованными образами клоунов, арлекинов, акробатов, сквозными для всего шагаловского творчества. Влюбленные. Прогулка В 1920-е годы дружеские контакты связали Шагала с П. Пикассо, А. Матиссом, Ж. Руо, П. Боннаром, П. Элюаром и многими другими деятелями искусств. В 1920-1930-е годы художник много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе, где были созданы работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937 году). В 1931 году он совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-1939 годах и 39 офортов в 1952-1956 годах) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала. В 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938, Чикагский институт искусства, США, «Распятый художник», 1938-1940, «Мученик», 1940, «Желтый Христос», 1941). В мае 1941 года по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в Америку. В 1943 году встретился в Нью-Йорке с другом молодости С. Михоэлсом, собиравшем деньги для СССР. В американский период Шагал в основном работал для театра: в 1942 оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, в 1945 году балет И. Стравинского «Жар-птица». В сентябре 1944 года внезапно скончалась Белла Шагал; ее память была увековечена в композициях «Моей жене посвящается» (193З/1944) и «Вокруг нее» (1945, обе Национальный музей современного искусства, Париж). Редактировать

Возвращение во Францию

Голубые любовники Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948 году. Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя (1948) принесли автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на Биеннале в Венеции. В конце 1940-х годов Шагал поселился на юге Франции, близ Ниццы. В 1952 году художник вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской; путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дала толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой. С начала 1950-х годов Шагал приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (1960-1962). На юге Франции начался последний этап жизни Шагала. Живописец-станковист, он постепенно все больше и больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х гг. создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-1970-х годов им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля. Над городом В 1964 году по заказу президента Франции Шарля де Голля и министра культуры, писателя Андре Мальро Шагалом был написан плафон парижской Гранд-Опера; в 1966 году — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 1966 года художник обосновался в Сен-Поль-де-Ванс близ Ниццы, где построил дом-мастерскую. В июне 1973 года Шагал посетил с кратковременным визитом Москву и Ленинград. Представительный ряд общеевропейских и мировых знаков отличия, полученных мастером на протяжении длинной жизни, был увенчан в 1977 году высшей наградой Франции, Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 — январе 1978 года в Лувре, в отступление от правил, была устроена выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). В июле 1973 года в Ницце был открыт музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами; правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. Автор: Редактировать

Дополнительная литература

  • Возвращение Мастера. Альбом / Статьи И. А. Антоновой, А. А. Вознесенского, М. А. Бессоновой. М., 1988.
  • Апчинская Н. В. Марк Шагал. Графика. М., 1990.
  • Meyer F. Marc Chagall. Life and Work. New-York, 1964.
  • Alexander Kamensky. Chagall, period russe et sovietique 1907-1922. Paris, 1988.
  • Musee National Message Biblique Marc Chagall: Cataloque des collections / Ed. S. Forestier. Nice, 1990.
  • Мак-Нил Давид. По следам ангела. – М.: Текст, 2005.
  • Апчинская Н. В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобраз. искусства, 1995.
  • Бекриев Христо. Шагал. – София: Бълг. писател, 1993.

Сочинения

  • Моя жизнь. М., 1994.
  • Les annees russes, 1907-1922. Paris: Musee d'art moderne de la Ville de Paris, 1995.
  • Шагал М. З. Поэзия. – Минск: Мастац. лiт., 1989.
  • Шагал М. З. Ангел над крышами. – М.: Современник, 1989.

Смотри также

Учителя художника

Бакст Лев Самойлович Добужинский Мстислав Валерианович

Стили, повлиявшие на творчество Шагала

Орфизм Примитивизм Кубизм Авангардизм

Выставки, в которых участвовал художник

Ослиный хвост Мир искусства

Писатели, произведения которых иллюстрировал Шагал

Лафонтен Жан де Гоголь Николай Васильевич Лонг (писатель)

Друзья художника

Матисс Анри Пикассо Пабло Жакоб Макс Сандрар Михоэлс Соломон Михайлович Элюар Поль Аполлинер Гийом Руо Жорж Боннар Пьер

Преподаватели Народного художественного училища

Лисицкий Лазарь Маркович Пуни Иван (Жан) Альбертович Малевич Казимир Северинович Статья находится в рубриках Персоны 13 июля 2016

image

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу, наряду со знаменитой работой «Над городом», теперь можно увидеть семь панно Марка Шагала, созданных им для Московского государственного еврейского театра.

Posta-Magazine собрал

самые интересные факты о художнике и о его работах.

За прошедшую четверть века панно, написанные для Еврейского театра, объездили весь мир, от тихоокеанского побережья Соединенных Штатов до Японии, побывали в 46 городах. А вот в Москве выставлялись лишь дважды: они были показаны после реставрации в 1991 году и на ретроспективной выставке Марка Шагала 2005 года. И вот, впервые за эти годы, у города появилась возможность включить их в состав постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Марк Шагал получил заказ на оформление театра в 1920 году, после переезда ГОСЕТа из Петрограда в Москву. Летопись гласит, что художник отозвался тогда на заказ с большим энтузиазмом. «Вот возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться, и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра», — говорил он.

Всего за два месяца мастером было создано 9 панно, из которых сохранились, однако, только 7. После закрытия театра в 1949 году панно были переданы Третьяковской галерее и позднее отреставрированы. Сейчас экспозиция занимает зал № 9, а полюбоваться ею можно будет до середины декабря. После чего работы отправятся в Монреаль, на крупную выставку Марка Шагала, а затем снова вернутся домой.

image

Пока вы размышляете, стоит ли посмотреть на эти работы, Posta-Magazine собрал самые интересные факты о художнике.

Факт 1 — миф о рождении Марка Шагала

Будущий знаменитый художник-авангардист появился на свет в маленьком белорусском городе Витебске — там до сих пор жива легенда о том, что однажды в этом месте родится мальчик, который прославит город. В тот день, 7 июля 1887 года, в Витебске случился большой и страшный пожар, спаливший полгорода. Стихия не тронула лишь несколько домов, в том числе и тот, где родился Шагал. Позже художник расскажет, что именно по этой причине он всю жизнь испытывал тягу к перемене мест (кроватку с младенцем во время пожара постоянно переносили из угла в угол) и так часто на своих картинах изображал огонь, пощадивший его. Стихию он рисовал в виде петуха с растущим из туловища птицы огненным деревом. А красный цвет с тех пор означал для художника и жизнь и смерть одновременно.

image

Факт 2 — вражда с Малевичем и изгнание из Витебска

Легенда гласит, что Марк Шагал с Казимиром Малевичем враждовали всю жизнь. И что именно автор «Черного квадрата» изгнал «коллегу» из родного Витебска, заполонив весь город футуристическими плакатами и бюстами, что сильно оскорбило Шагала. «Гипсовые бюсты, которые наперебой заказывали скульпторам-недоучкам из моей школы. Боюсь, их всех давно размыло витебскими дождями. Бедный мой Витебск!» — писал он в своей книге.

Большую часть жизни Марк Шагал прожил во Франции. Но сначала уехал в Москву, причем по несколько более банальной причине — его вынудили на это захватившие власть красные комиссары. Тогда, в 1920-м году, художнику и заказали расписать Еврейский камерный театр, которым в то время руководил Алексей Грановский. Сорок дней потребовалось Шагалу, чтобы создать шедевр, но руководство театра осталось недовольно — за работу ему не заплатили. Позже так же с ним поступил и Станиславский во МХАТе.

image

Факт 3 — мировое признание

Разочарованный Шагал вскоре после этих событий покинул родину и отправился во Францию. Но, как известно, «нет худа без добра», со временем Шагал стал единственным в мире художником, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы — всего 15 зданий в США, Европе и Израиле.

Специально по заказу президента Франции Шарля де Голля Шагал оформил плафон Гранд-опера в Париже, а вскоре после этого написал два панно нью-йоркскому Метрополитен-опера. В июле 1973 года в Ницце открылся музей, получивший название «Библейское послание», украшенный работами художника, который через некоторое время был удостоен правительством статуса национального.

Кстати, работы Марка Шагала, наряду с полотнами Пабло Пикассо и Хуана Миро, считаются самыми востребованными среди похитителей картин — на сегодняшний день пропавшими без вести числятся более полутысячи его работ. А это ли не главный признак популярности автора?

image

Факт 4 — Шагал, сексуальная революция и женщины

Любвеобильного Шагала называют еще и зачинщиком сексуальной революции в живописи — за любовь к изображению обнаженных женщин. Первую натурщицу художника звали Тея Брахман. Она была дочерью известного витебского врача Вольфа Брахмана и первой любовью Шагала. У него не было денег на натурщиц, поэтому барышня позировала юному дарованию бесплатно.

Кстати, именно Тея познакомила Марка Шагала с его будущей женой и любовью всей жизни Беллой Розенфельд. Которая тоже вначале ему позировала, потом ждала возвращения из Парижа, а потом, как шутил сам художник, «все закончилось свадебным венцом». Они родили дочь Иду и прожили в любви и согласии 19 лет, пока Белла не скончалась в Америке. Шагал погоревал и вскоре связал свою жизнь с разведенной женой ирландского художника Вирджинией Хаггард, с которой родил мальчика по имени Дэвид. Но Вирджиния оставила мужа, влюбившись в фотографа, и Шагал через несколько лет снова женился — на Валентине Бродской, дочери фабриканта и сахарозаводчика. Как и все другие его жены, она была из богатой семьи.

Факт 5 — ботаническая живопись vs распятия

Еще одна легенда гласит, что когда Марк Шагал был без настроения, он любил рисовать либо библейские сцены с непременным распятием, либо полевые цветы, среди которых особенно выделял чертополох и васильки. Обыватели предпочитали покупать вторые, чем сильно расстраивали художника.

Факт 6 — смерть в полете

Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Эти его летающие образы влюбленных людей, кажется, не оставляют равнодушным никого. Очередное предание гласит, что некая цыганка в свое время нагадала художнику, что тот проживет долгую и насыщенную жизнь, будет любить необыкновенных женщин и умрет в полете. И что вы думаете — предсказание сбылось: 28 марта 1985 года 98-летний художник вошел в лифт, чтобы подняться на второй этаж своего французского особняка, и во время этого короткого полета его сердце остановилось.

13 июля 2016

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий