Биография Андрея Боголюбского кратко

  • Биографии
  • Боголюбский Андрей

На сегодняшний день точная дата появления на свет Боголюбского никому не известна. Примерно называют две даты. Это 1111 и 1113 годы.

Очень скудны сведения о детстве и юности Боголюбского Андрея. Доподлинно известно, что мальчик получил достойное воспитание и образование по тем давним временам. Причем во главе угла была духовность и христианская религия.

А далее в биографии Андрея начинают преобладать достоверные факты, по той причине, что он стал княжить в разных городах Руси.

1149 год. Это время, когда Андрей князь города Вышгорода. Причем выполняет он эту миссию не по собственной воле, а по велению отца, Юрия Долгорукого.

1151 год. Долгорукий принимает решение возвратить сына в Суздаль, но потом его личные амбиции преобладают, и он прямо-таки желает, чтобы сын княжил на прежнем месте.

До настоящего времени сохранилась легенда, что Андрей из Вышгорода вернулся к отцу и с собой привёз лик Богородицы, которую сейчас величают Богородица Владимирская. Названную икону Андрей украл, говоря попросту. Легенда повествует о том факте, что лик Богородицы был исполнен самим Лукой, чье евангелие дошло до нашего времени. Также после кражи к Андрею во сне пришла матерь Божия и сказала на месте ночлега построить церковь в ее честь названную, а рядом с ней монастырь. Село Боголюбово, а позже построенные там церковь и монастырь, стали любимым местом времяпровождения князя, и поэтому прозвали его Боголюбским.

Если говорить о политике, то Боголюбский имел далеко идущие планы. Он предпринимал попытку брать Киев, которая увенчалась успехом. Киев, мать городов Руси, потерял былое величие и с тех пор Владимир стал главным городом. Стоит отметить факт, что Андрей обладал деспотичным характером. Это привело к тому, что его приближенные составили против него заговор.

Страшное событие произошло с 28 на 29 июня 1174 года — Боголюбского зверски убили, а еще грабежи и насилие длилось 6 дней после его смерти. Причем активничали в этом приближенные бояре и посадские убиенного князя.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Другие: ← Штраус Иоганн↑ БиографииБажов Павел →

image

Редактировать

Биография

около 1111 года — 29 июня 1174 года Добавить фотографию Князь Владимирский, Ростовский и Суздальский, великий князь Киевский (с 1157 года). Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года. Он был старшим сыном великого князя Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Летописи начинают упоминать об Андрее Боголюбском во время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киевский престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья — Вячеслав и Юрий. В 1149 году Андрей Юрьевич получил от Юрия Долгорукого в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. В 1155 году Андрей Юрьевич вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле вновь вернулся во Владимир, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери). После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Юрьевич унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Юрьевич изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину. В «Суждальской земле» он сделал столицей княжества Владимир, превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами с Золотыми, Серебряными, Медными воротами. Неподалеку от Владимира князь заложил на реке Нерли «себе город камен, именем Боголюбый», по которому и получил свое прозвище. Андрей Боголюбский завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины. За три года он превратился в могущественного князя, сумевшего создать на северо-востоке Руси будущий политический центр государства. В 1164 году Андрей Боголюбский совершил победоносный поход на волжских болгар, а в 1169 году его войска взяли и разграбили Киев. Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 на 30 июня 1174 года великий князь был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально он был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы, позднее останки неоднократно переносились. Около 1702 года Андрей Боголюбский был канонизирован православной церковью в лике благоверного.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Владимирская область, город Владимир Сделал Владимир политическим центром северо-восточной Руси. В годы его правления в городе были построены Золотые ворота (1164) и Успенский собор (1158-1161). Погребен в Успенском соборе. Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово Основатель города-замка Боголюбово (1158), ставшего его любимой резиденцией. В годы его правления близ Боголюбова был возведен храм Покрова-на-Нерли (1165). Был убит заговорщиками в Боголюбове в ночь с 29 на 30 июня 1174 года. Владимирская область, Суздальский район, город Суздаль Жил в Суздале до 1149 года, в 1151-1155 годах. В 1157 году перенес княжескую резиденцию из Суздаля во Владимир-на-Клязьме. Владимирская область, город Муром В 1154 году, после изгнания Юрием Долгоруким князя Ростислава Ярославича, получил Муромское княжество. После возвращения Ростислава с половцами был вынужден бежать в Суздаль. Ярославская область, Ростовский район, город Ростов 4 июня 1157 года в Ростове был избран князем Ростовским и Суздальским.

06.07.2019 00:03 9709 Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком Князь Владимиро-Суздальский и великий князь Киевский (с 1157 г.) Андрей Юрьевич Боголюбский (1110-1174). Из книги «Пантеон российских государей». 1807 г. Государственный Исторический музей в Москве. РИА Новости Статья по теме Падение Киева. Как Юрий Долгорукий изменил судьбу Руси

Шестой сын Владимира Мономаха Юрий, известный нам  под прозвищем Долгорукий, получил во владение Ростово-Суздальское княжество. Однако амбиции основателя Москвы простирались дальше: он вел кровавую борьбу за Киев. Впервые он захватил этот город в 1149 году, но спустя два года потерял над ним контроль.

Второе его пришествие в Киев состоялось в 1155 году и завершилось в мае 1157 года, когда князь умер.

Юрий Долгорукий  был не слишком популярен среди киевлян,  и есть версия, согласно которой его отравили. Впрочем, стопроцентной уверенности в этом нет.

Владимир — столица, Киев — на разграбление

Сын Юрия Долгорукого Андрей, прозванный Боголюбским, участвовал в походах отца, но тяги к Киеву не испытывал. Став «самовластцем всей Суздальской земли», князь перенес свою столицу во Владимир-на-Клязьме и стал активно обустраивать город. При нем были возведены новые укрепления и Успенский собор, а неподалеку от города был построен замок Боголюбово, ставший княжеской резиденцией.

Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово. Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на любовь к строительству, князь Андрей имел весьма жесткий характер. Конкурентов в борьбе за власть он теснил безжалостно, не обращая внимания на родственные узы. Добиваясь единоличного правления, он стал ограничивать права бояр, выдвигая вперед младших дружинников, которым щедро жаловал земли.

В 1169 году Андрей Боголюбский показал свое отношение к Киеву. Во время очередной княжеской междоусобицы войско князя взяло город приступом, после чего Андрей отдал Киев на разграбление победителям. Уязвленный тем, что ему не позволили учредить во Владимире независимую от Киева митрополию, он позволил разграбить даже построенный Ярославом Мудрым Софийский собор. Оставаться в Киеве Андрей и не думал, сделав местным князем своего младшего брата Глеба.

Когда Глеб в 1171 году умер, за киевское княжение вновь развернулась ожесточенная борьба. Однако поход на Киев и Вышгород в 1173 году оказался неудачным, что вызвало активизацию, так сказать, «внутренних врагов» Андрея Боголюбского. В первую очередь ими были родовитые бояре, решительно отодвинутые князем от реальной власти. Элита полагала, что, избавившись от Андрея, она сможет призвать на княжение его более сговорчивого родственника. Тем более что кандидатов было хоть отбавляй.

Пока Андрей Боголюбский был на волне успеха, замышлять что-либо против него никто не решался. А вот после провального в военном отношении 1173 года заговор сложился.

Тихо отравить князя не было возможности: зная о подобных историях, происходивших ранее, Андрей был очень осторожен с едой и питьем. Тогда решили устроить нападение там, где Боголюбский чувствовал себя наиболее спокойно: в его собственной резиденции.

Скульптурный портрет Андрея Боголюбского. Реконструкция М. М. Герасимова. Государственный Исторический музей в Москве. Фото: РИА Новости/ Михаил Успенский

Список «проклятых»

В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском совершенно случайно на стене храма был обнаружен список заговорщиков, участвовавших в расправе над Андреем Боголюбским, а также краткое описание происшедшего.

В числе первых значится имя Петра Кучковича, а также его родственников Амбала и Якима Кучковичей. Всего участников заговора было двадцать, но прочесть все имена трудно. Но точно известно, что среди них были некие Ивка, Петрко и Стырята. Автор записи шлет заговорщикам «проклятие» и сулит «вечную муку». У Кучковичей в отношении князя, помимо всего прочего, был мотив и личной мести. Как вы помните, отец Андрей Боголюбского Юрий Долгорукий основал Москву. Сделал он это на землях, которыми ранее владел боярин Кучка. Предание гласит, что прежнего владельца князь попросту убил. При этом, правда, Андрей Боголюбский женился на дочери убитого Улите, а его сыновей приблизил к себе. Впрочем, один из братьев Кучковичей был уличен в некоем тяжком преступлении и казнен. Так что Кучковичи горели жаждой мести.

Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский (Убиение). 2011 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Ни шанса на спасение

Вечером 28 июня 1174 года князь Андрей Боголюбский отправился спать в свои покои в княжеском дворце. Заговорщики, в свою очередь, опустились вниз в прямом смысле слова: отправились в винные погреба. Традиция напиваться перед началом дворцовых переворотов сохранится в  России вплоть до убийства Павла I в 1801 году.

Осмелевшие от воздействия алкоголя убийцы пришли к двери спальни князя. Сильный стук в дверь разбудил Андрея.

«Кто там?» — спросил князь.

«Прокопий», — ответили из-за двери. Прокопием звали преданного слугу князя. Но пьяный голос был незнаком Боголюбскому.

«Нет, это не Прокопий!» — крикнул он и бросился к мечу.

Но меча не было. Его заранее вынес из спальни ключник, принимавший участие в заговоре.

Андрей Боголюбский был физически крепким человеком, опытным воином, отлично владевшим мечом. Ни один из заговорщиков не рискнул бы сойтись с ним в честном бою. В Боголюбове князь чувствовал себя уверенно, его сопровождала лишь немногочисленная охрана, которую быстро нейтрализовали. А противостоять без оружия вооруженной толпе было не под силу даже князю.

Выломав дверь, заговорщики с мечами накинулись на Андрея Боголюбского. Несмотря ни на что, он пытался оказывать сопротивление. В суматохе заговорщики даже зарезали одного из своих соучастников.

Наконец князь, получивший многочисленные ранения, упал. Довольные убийцы отправились в винные погреба за добавкой, и тут князь, который был тяжело ранен, пришел в себя. По лестнице он выбрался из покоев и попытался спрятаться. Но раны его были слишком тяжелы, а кровавый след, который он оставлял за собой, выдал его.

Вернувшиеся в спальню заговорщики пошли по пятнам крови и нашли Андрея. Под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, первого владыку Владимиро-Суздальской Руси добили.

А дальше заговорщики приобщили к происходящему простолюдинов, которым позволили разграбить княжеские палаты. Пока народ выносил трофеи, окровавленное тело Андрея Боголюбского валялось на земле. Спустя несколько дней убитого все-таки похоронили в Успенском соборе Владимира.

Надпись XII века на южной абсиде Спасо-Преображенского собора г. Переславля-Залесского с сообщением об убийстве Андрея Боголюбского. Фото: Commons.wikimedia.org

Всем спасибо, всех казнить

В древних летописях частенько реальные факты искажаются или приукрашиваются. История гибели Андрея Боголюбского — исключение. Когда в XX веке останки князя изучили специалисты, они пришли к выводу, что описание ран, имеющееся в источниках, довольно точно воспроизводит картину повреждений на костях.

Таким образом, летописный рассказ о гибели князя, вероятно, близок к истине.

Заговорщики добились своей цели: тема княжеского единовластия надолго была отложена в  долгий ящик. Правда, самим участникам убийства это большой радости не принесло. Младший брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо, ставший великим князем Владимирским в 1176 году, повелел всех заговорщиков казнить.

Не со зла и не из мести, а ради порядка, дабы привычка резать ножами великих князей, не дай бог, не укоренилась.

Князь Андрей Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверного.

Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва). Фото: Commons.wikimedia.org

Чья история? Сериал «София» — правда и фантазия на тему прошлого Походная жена. За что Пётр I полюбил немецкую простушку? Правила, не управляя. Елизавета не занималась делами, но страна процветала Альковные тайны. Как злой демон князю Трубецкому жизнь отравлял Убойная профессия. Как посягали на жизнь русских царей

Андрей Боголюбский (не ранее 1100 — 1174 гг.), великий князь владимирский (с 1157. г.).

Властолюбивый и своенравный по характеру, Андрей лелеял замысел придать главенствующее положение среди русских княжеств Ростово-Суздальской земле, сделать её средоточием государственной жизни на Руси. Это и подтолкнуло его в 1155 г. бежать на Суздальскую землю против воли отца. В Ростове и Суздале тогда княжили младшие братья Андрея. Вот почему путь его лежал в небольшой Владимир на Клязьме, который он задумал сделать центром всего княжества. Такое пренебрежение старейшими городами земли могло вызвать недовольство ростовчан и суздальцев. Андрею требовалась поддержка Церкви. По пути во Владимир он похитил из Вышгородского монастыря чудотворную икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой и вывезенную из Константинополя. Перенесение этой почитаемой на Руси святыни во Владимир придало бы городу значение благословенного места.

По легенде, невдалеке от Владимира Андрею во сне явилась Божия Матерь и велела возвести в селе, где он ночевал, церковь во имя Рождества Богородицы, а вокруг неё монастырь. Заложенная князем в Боголюбове резиденция стала любимым местом пребывания Андрея, которого с тех пор прозвали Боголюбским. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, ростовчане и суздальцы единодушно провозгласили Андрея князем. Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство.

При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор — знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, — множество монастырей, храмов, укреплений.

Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов.

Однако политические интересы Андрея простирались гораздо дальше пределов Северо-Восточной Руси. Поводом к одному из раздоров послужило то, что киевский князь Мстислав Изяславич — давний противник Андрея — по своей воле послал княжить в Новгород сына Романа.

В 1169 г. объединённая рать 11 князей, снаряжённая Боголюбским, двинулась на Киев.

Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к Владимиру. Деспотичный характер Боголюбского, его жёсткое, а подчас и жестокое обращение с приближёнными, ссоры с церковными иерархами привели к тому, что против него составился заговор, в котором участвовали его наиболее близкие бояре и слуги.

За убийством в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. в Боголюбове некогда любимого всеми князя последовали грабежи и резня княжеских посадников и управляющих, продолжавшиеся шесть дней.

Еще по теме:

Комментарии:

В В В В В  В  image Андрей Боголюбский был вторым по старшинству сыном Юрия Владимировича Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. Будущий великий князь родился предположительно в 1110 или 1111 году на Северо-Востоке Руси, в Ростово-Суздальской земле. Его матерью была половецкая княжна, дочь хана Аэпы и внучка Асеня. В В В  Отец Андрея, Юрий Долгорукий, был младшим сыном великого киевского князя Владимира Мономаха, получившим в удел Ростово-Суздальские земли. В 30-х годах 12-го столетия Юрий вступил в борьбу за главный древнерусский стол. Андрей сопровождал отца во время военных действий и провел несколько лет на юге Руси, в постоянных битвах и походах. Молодой князь отличался выделяющейся даже на фоне своих дружинников личной храбростью и удалью, часто в бою врубался в самую гущу строя противника. Под ним убивали коней, сбивали с головы шлем. При этом по окончании битвы отважный воитель превращался в рассудительного и хладнокровного политика. В В В  Андрей принимал участие в изгнании одного из своих противников из Рязани, во взятии Киева, в походе на Волынь, во время которого чуть не погиб от рогатины немецкого наемника. За эти годы он успел покняжить в разных местах, включая пригород Киева Вышгород, Дорогобуж, Рязань и города Турово-Пинской земли. Но, несмотря на воинскую удаль и популярность в среде дружины, князь Андрей Боголюбский больше всего любил Северо-Восток с его относительно размеренной жизнью. В междуречье Оки и Верхней Волги в эти годы шла усиленная внутренняя колонизация целинных земель, строительство новых городов, возведение крепостных стен, церквей и монастырей. Излюбленным городом Андрея был небольшой в те годы пригород Суздаля, Владимир-Залесский, данный ему отцом Юрием Долгоруким в качестве удела.В  В В В В В image В 1154 году исполняется заветная мечта старого князя. После смерти старших в роду Рюриковичей, сына Мономаха Вячеслава и его старшего внука Изяслава Мстиславовича, Юрий Долгорукий становится полноправным киевским князем. Андрей во второй раз занимает стол в Вышгороде. Однако уже на следующий год Боголюбский уезжает на свой любимый Северо-Восток. При этом он захватывает с собой из Вышгорода икону Богоматери, по преданию написанную самим евангелистом Лукой. Эта икона впоследствии получает статус одной из величайших русских святынь и становится известна под именем Владимирской. По преданию, по пути князя из Владимира в Ростов кони остановились и не захотели ехать дальше. Андрей сделал привал, и ночью ему явилась Богоматерь, которая велела оставить икону во Владимире. Князь так и сделал, а на том памятном месте построил свою любимую резиденцию Боголюбово, по которой впоследствии и получил свое прозвище. В В В В  На Северо-Востоке Андрей сразу же начинает заниматься устройством земли, особенно много внимания он уделяет городскому и церковному строительству. При нем было возведено множество храмов и монастырей. В 1156 году вокруг Москвы сооружается ров и возводятся первые стены. Летопись, правда, относит это деяние Юрию Долгорукому, но он в это время княжил в Киеве. Настоящей жемчужиной не только древнерусского, но и мирового зодчества стала построенная при Андрее совершенно уникальная церковь Покрова на Нерли, в полутора километрах от Боголюбова. Храм находится прямо на заливном лугу непосредственно над рекой. Раньше он вообще располагался на стрелке мыса, созданного течением Клязьмы и впадающей в неё Нерли. В В В В  В 1157 году умирает Юрий Долгорукий, и Боголюбский становится ростово-суздальским князем. Причем его избирают вопреки завещанию отца, который прочил Андрею киевский стол, а с жителей Ростова и Суздаля взял клятвы, признающие права на эти города его младших сыновей. Однако, очевидно, кипучая энергия Боголюбского и его рассудительность оказались для населения северо-восточной Руси более весомыми доводами, чем обещания, данные старому князю. В В В  В дальнейшем Андрей Боголюбский, биография которого становится теперь навсегда связана с Ростово-Суздальской землей, предпринимает действенные меры по укреплению единоличной власти. Он окончательно переносит столицу своего княжества во Владимир. Вчерашний пригород становится престольным градом громадной территории, занимающей всё междуречье Оки и Волги, а также многие другие земли. Данная мера должна была ограничить влияние Суздаля и Ростова, которые управлялись каждый своим вечем. Интересы крупного боярства и богатых горожан находились в известном противоречии в процессами государственной централизации. По сути, внутренняя политика Андрея Боголюбского была направлена на построение отдельной державы, включающей в себя земли Северо-Восточной Руси. В В В  В то же время Боголюбский проводил и активную, если можно так сказать, В«внешнюю политикуВ». Под его руководством был совершен поход одиннадцати князей на Киев (участвовал в нем и совсем ещё молодой будущий герой знаменитого В«Слова о полку ИгоревеВ» новгород-северский князь Игорь). Под контролем Боголюбского находился и новгородский стол, на котором он также смещал князей. При этом, будучи признанным великим князем и главой рода Рюриковичей, Андрей впервые не переехал в Киев, оставшись на своем уделе. Этим он, во-первых, утверждал свое наследственное право на Ростово-Суздальское княжество, а, во-вторых, подчеркивал силу и могущество Северо-Восточной Руси. В В В В  Совершал Боголюбский и походы против действительно внешнего врага, в Волжскую Булгарию. После одной из таких экспедиций против немолодого уже государя созрел заговор. Несколько приближенных князя, среди которых летопись называет бояр Кучковичей (Андрей был женат на их сестре), ключника В«Анбала ЯсинаВ» и некоего Ефрема Моизича, ночью ворвались в комнату своего господина. Как сообщает предание, Боголюбский хотел было схватиться за меч святого Бориса, но тот был предусмотрительно заранее вынесен ключником Ясином. Физически сильный князь голыми руками сражался в темноте против нескольких противников, но все же в конце концов был убит. В В В В В  Впоследствии Андрей Боголюбский был причислен русской православной церковью к лику святых. Его фигура и особенно роль князя в древнерусской истории стоит некоторым особняком среди правителей домонгольского периода. По сути, именно Боголюбский заложил будущие контуры Великой Руси, из которой впоследствии родится Россия. Недаром историк Костомаров называл Андрея Юрьевича В«первым великорусским княземВ». И, как напоминание о выдающемся князе, остались построенные при нем города и храмы, и среди них — одна из прекраснейших жемчужин Древней Руси, церковь Покрова на Нерли.

В 

В 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий