Биография и дата рождения Михаила Шолохова, личная жизнь и интересные факты

Перейти к навигации Перейти к поиску

Александр Серафи́мович (урожденный Александр Серафимович Попов; 7 (19) января 1863, станица Нижнекурмоярская, ныне Цимлянский район Ростовской области — 19 января 1949, Москва) — русский советский писатель.

Биография[править]

Александр Серафимович на «Родоводе». Дерево предков и потомков Отец, донской казак, служил военным чиновником. Поступив в Петербургский ун-т, на физ.-мат. фак-т, С. попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе Александром Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III С. был арестован и выслан в Архангельскую губ. В ссылке написал свой первый рассказ «На льдине» («Русские ведомости», 1889). По окончании ссылки С. жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою лит-ую деятельность. В 1901 вышел первый сборник рассказов и очерков С., получивший положительный отзыв В. Короленко. В дальнейшем С. активно работает как литератор, участвуя в сб. «Знание», организованных М. Горьким. Во время мировой войны Серафимович — на фронте, корреспондент «Русских ведомостей». С начала революции работает в советской прессе, пишет листовки, воззвания по заданиям Московского Совета и МК РКП. С 1918 — член ВКП(б). К 1920 относится письмо Ленина [от 21 мая] к С., в к-ром В. И. пишет: «Ваши произведения и рассказы сестры внушили мне глубокую симпатию к Вам, и мне очень хочется сказать Вам, как нужна рабочим и всем нам Ваша работа». В 1924 в сб. «Недра» (№ 4) был опубликован «Железный поток», произведение, выдвинувшее С. в ряды крупнейших пролетарских писателей. С. ведет большую общественную работу: был членом президиума РАПП, с 1926—1930 редактировал журнал «Октябрь» и т. д. В 1933 партия и правительство, отмечая 70-летний юбилей писателя, наградили С. орденом Ленина. В ранних рассказах С., имеющих очерковый характер [90—900-е гг.], отражены беспросветная нужда, тяжкий, непосильный труд, полное бесправие широких трудовых масс царской России — рабочих-шахтеров («Под землей», «Маленький шахтер», «Семишкура» и др.), жел.-дор. рабочих («Стрелочник», «Сцепщик», «На паровозе»), наборщиков («Инвалид»), крестьян-рыбаков, плотовщиков, звероловов («Месть», «На плотах», «В камышах», «Прогулка», «На льдине» и др.), ремесленного люда («Епишка»). С. повествует о безрадостной жизни своих героев с «истомленными лицами», с «выражением покорности» на лице, стремясь вызвать у читателя чувство сострадания к ним. Сознание, что «ничего не переделаешь, что так до гроба» («Епишка»), пронизывает его ранние произведения. Мрачный пейзаж усиливает пессимистическую окрашенность произведений. На фоне «мертвой мглы», «мертвого простора» развивается несложное действие рассказов. С. обнажает ряд противоречий капиталистического строя, показывает чудовищную эксплоатацию трудовых масс («Месть», «В пути», «На море», «Степные люди» и т. д.). «Первые мои произведения, — говорит о себе С., — носят отпечаток литературы 70-х гг. Я от семидесятников родился, их традициями был начинен, и я боялся яркости в красках». Эти народнические традиции С. преодолевает в цикле рассказов, посвященных 1905, где даны уже не образы безответных, робких страдальцев, а образы борцов за свободу. Каменщики, плотники, заводские рабочие пробираются среди «кромешной тьмы» к «светящемуся огоньку» — на сходку — для того, чтобы «гаркнуть» так, чтобы «всему миру слыхать было: подымайся, ребята: буде спать» («Среди ночи»). Революционное брожение в городе, в деревне, связь революционного крестьянства с пролетариатом отражены в ряде рассказов («Бомбы», «На Пресне», «У обрыва», «Зарева» и т. д.). Новой тематике и идейной направленности этого цикла соответствует торжественно-приподнятый тон произведений, достигаемый ораторски-декламационными особенностями синтаксиса. Пейзаж, который носит у Серафимовича аллегорический характер, окрашивается в романтические тона: «багровое зарево», «красные закаты», «розовые отсветы» символизируют вспыхнувшую революцию. В годы реакции С. обращается к темам раннего творчества, но развертывает их разнообразнее и глубже. В рассказе «Пески» (получил высокую оценку Л. Толстого) С. разоблачает власть собственничества и денег; в рассказе «Чибис» раскрывает эксплоатацию батрачества. Это уже не бытовые зарисовки, не «акварельные наброски», по выражению Короленко, а социально-заостренные произведения, дающие реалистические образы. От жанра бытовых очерков и маленького рассказа С. переходит к созданию большого полотна — пишет роман «Город в степи» [1907—1910]. Показывая строительство и рост капиталистического города в безлюдной, «молчаливой» степи С. реалистически обнажает противоречия капитализма, хищнически-эксплоататорскую сущность русской буржуазии («Захарка»), разоблачает либерально-буржуазную интеллигенцию (Полынов Петя), показывает рост пролетариата (Рябов). Основному конфликту романа, борьбе рабочего поселка с владыками капитала и его ставленниками подчинены сюжетные линии романа — типические для эксплоататорского строя личные, семейные драмы Полыновых, Короедовых, рабочего Рябова. Богатеющий трактирщик, «кряжистый ростовщик», «первый человек в поселке» — наиболее яркая фигура романа. Менее выразительно даны образы рабочих. Некоторое влияние декадентских романов, рассказов Л. Андреева чувствуется на претенциозном образе Кары и её сына, «хилого урода» с большой головой. Военные рассказы С., относящиеся к периоду мировой войны «Шрапнель», «Встреча», «Сверху», «Сердце сосет» и т. д.), диссонировали со всей буржуазно-шовинистической лит-рой того времени. Срывая маску героизма с империалистической бойни, говоря правду о «славных подвигах» «русского христолюбивого воинства» (очерки «В Галиции»), С. не освободился ещё от влияния гуманизма и пацифизма. Многочисленные фельетоны, очерки и статьи, написанные С. на фронте, представляют собой то лаконические отчеты о виденном, то организационные предложения — напр. об улучшении политпросветской работы на позициях, о рационализации почтовой связи с фронтом, и т. д. (см. сб. «Революция, фронт и тыл», 1917—1920). В 1918—1920 написаны С. две пьесы: «Марьяна» — из деревенского быта 1918 — и «Именины в 1919» — сатира на буржуазно-либеральную интеллигенцию. Целый ряд очерков и фельетонов, к-рые до настоящего времени печатает С. на страницах наших газет и журналов, посвящены как прошлому России («Граф Строганов и рабочий Демид», 1922; «История одной забастовки» 1924, и пр.), так и Советскому союзу («Новая стройка», «По донским степям», 1931, о донских колхозах — и т. д.). Цикл послереволюционных рассказов и очерков связан с антирелигиозными темами («Чудо», «Тайна святого причастия» и т. д.). Органическим завершением всего предыдущего творчества писателя явилось одно из значительных произведений советской лит-ры — героическая эпопея «Железный поток». Созданная на основе конкретных исторических фактов (отступление Таманской армии под начальством Ковтюха из Кубани, охваченной контрреволюционным восстанием), она имеет глубокий обобщающий смысл. В ней отражен процесс превращения анархической стихийной массы крестьянской бедноты под руководством «железного командира» Кожуха в сознательную, спаянную единой целью борьбы за пролетарскую революцию боевую силу, в «железный поток». История «железного потока» — это история трудовых крестьянских масс, под руководством партии, в процессе ожесточенной классовой борьбы, осознающих общность и неразрывность своих интересов с интересами пролетариата. Характерной особенностью сюжета эпопеи является то, что основу его составляет судьба масс в целом, а не судьбы отдельных героев. Нарастание действия достигается описанием трудностей, препятствий, преодолеваемых Таманской армией. Повторением сцен, ситуаций (напр. сцена митинга в начале и конце похода — гл. II и гл. XI, сцена похорон убитых бойцов — гл. XXXII и гл. XXXIII) Серафимович подчеркивает идейный рост массы. Обрамляющий все повествование пейзаж с доминирующим образом «шумящей реки» также оттеняет идейный смысл произведения. Ту же функцию выполняет и соответствующий подбор метафор, эпитетов, связанных с основным образом «железного потока» (напр., с одной стороны, — «толпа течет бесконечным потоком», «человеческое море», «льется человеческий поток», «выливались воинские массы» и т. д. и т. д.; с другой стороны, — «железные лица», «железное кольцо восставших», «железные шеренги», «железный охват» и т. д.). И чем ближе к концу похода, тем больше закаляется в борьбе армия Кожуха, тем чаще и решительнее употребляется эпитет «железный». Рисуя зрительный и звуковой образ толпы, описывая армию, то в движении, то в ожесточенном бою, то в относительно спокойной обстановке, С. создает реалистически всесторонний целостный образ массы — центральный образ эпопеи. Из «текучего потока» С. в целях большей конкретизации выделяет отдельные лица, рисует их с сохранением конкретно-бытовых деталей. Таковы образы бабы Горпины и её мужа. Перелом, который происходит с Горпиной, пробуждение её классового самосознания, пробуждение чувства коллективизма, осознание себя членом единого «потока», типично не только для неё, но и для всей массы в целом. Руководителя «железного потока», Кожуха, С. дает, с одной стороны, в плане героически-обобщенного образа вождя (этим вызвано повторение портретных деталей), с другой стороны, в плане реалистически-бытовом (биография Кожуха, особенности его речи и т. д.). Образ Кожуха, олицетворяющего большевистское руководство массой, получился поэтому рельефным. «Железный поток» представляет своеобразное сочетание героически-эпических элементов с лирическими. Синтаксические особенности языка эпопеи — обилие риторических вопросов, анафорическое построение фразы, повторяющийся союз «и» в начале предложения, придающий эпический тон повествованию, инверсированная речь, употребление слов, характерных для литературно-книжной, высокой лексики, — все это создает торжественный тон, свойственный жанру героической эпопеи. Эпопея насыщена лиризмом. Лирическими интонациями богата авторская речь — то восторженная, то элегически грустная; обильно использованы лирические рефрены, главным образом связанные с пейзажем. Но этот лиро-эпический, проникнутый пафосом характер произведения осложняется широким использованием сниженно-бытовых элементов повествования — образов, речи. Не только в диалогах, но и в речи самого автора встречается ряд вульгаризмов: «Заревели быками казаки, кинулись с говяжьими глазами в кулаки». Серафимович сумел передать романтическую героику гражданской войны и одновременно придал произведению обобщающий смысл. Героизированный образ Кожуха имеет типическое значение: он воплощает в своем лице типичные черты командира-большевика, органически спаянного с массой, организующего её в единое целое, руководящего ею. Отдельные эпизоды из похода Таманской армии вырастают в типически-обобщенные события и факты из истории гражданской войны. Именно о реалистическом характере «Железного потока» писал красный командир Ковтюх — реальный прототип Кожуха: «Главное достоинство повести — беспощадная, спокойная, суровая правда, пронизывающая строки. Читаешь и чувствуешь какой-то железный костяк, соединяющий в одно целое добротное мастерство, высшую художественную мудрость с напряженностью и убедительностью… Отсюда и вытекает правдивость этой художественной летописи и её классовая сущность. Здесь нет прикрас. Здесь прямой показ неизбежно совершающегося». «Железный поток» — это только первая часть задуманной С. большой работы под названием «Борьба». Отрывки из неё уже печатались в ряде журналов («Новый мир», «Октябрь» и др.).

Библиография:[править]

I. Собрание сочинений, т. I—III. Рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1913; т. VI. Город в степи, изд. «Шиповник», СПБ, 1913. т. VII. Затерянные огни. Рассказы, М., 1915; т. VIII. Сухое море. Рассказы, М., 1915; т. IX. Клубок. Рассказы, изд. 2, М., 1918; т. X. Галина. Рассказы, изд. Кн-ва писателей, М., 1918; Полное собр. сочин., 15 тт., Гиз, М., 1928—1930; То же, 11 тт., ред., предисл. и комментарии Г. Нерадова, изд. «Федерация» — «Советская литература», М., 1931—1933 (изд. не закончено); Сочинения, ред., вступ. ст. и примеч. Г. Нерадова, ГИХЛ, М., 1934 (однотомник); Мышиное царство. Рассказы, ред. Г. Н. Нерадова, Гослитиздат, М., 1935.

II. Соловьев Ев. (Мирский), Наша литература, «Журнал для всех», 1901, X; Богданович А., Критические заметки, «Мир божий», 1903, IV; Анисимов А., А. Серафимович (35 лет литературной деятельности), «Красная нива», 1923, № 9; Вешнев В., А. Серафимович как художник слова, М., 1924 (Здесь же письмо В. И. Ленина к С. от 21/V 1920); Плетнев В., А. Серафимович, «Журналист», 1924, X; Коган П. С., Серафимович, «На посту», 1924, I (V); Луначарский А., Критические этюды («Русская литература»), Л., 1925 (гл. XI); Либединский Ю., Имя Серафимовича. (Речь на собр., посвящ. 65-летию А. Серафимовича), «На литературном посту», 1928, № 4; Гроссман-Рощин. И., К 65-летию А. Серафимовича. (Речь), там же, 1928, № 5 (здесь же ответ С); Фатов Н. Н., А. С. Серафимович. Очерк жизни и творчества, Гиз, М. — Л., 1927; А. С. Серафимович. Сборник, изд. «Никитинские субботники», М., 1928; Шувалов С., А. Серафимович, сб. Шувалов С., Никитина Е., Беллетристы современники, т. II, М., 1928; Нерадов Г., О творчестве А. С. Серафимовича, «Октябрь», 1931, X; Боец армии пролетариата. (А. С. Серафимович), «Правда», 1933, 20 января; Луначарский А. В., Художник пролетариата, «Молодая гвардия», 1933, II; Машбиц-Веров И., А. С. Серафимович, ГИХЛ, М. — Л., 1933; Кирпотин В., Надо изучать творчество Серафимовича, «Правда», 1933, 20 января; Луначарский А. В., Путь писателя, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, 20 января; Нерадов Г., Художественное мастерства Серафимовича, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, 20 января Отзывы о «Железном потоке»: Вешнев В., «Правда», 1924, № 57, 9 марта; Фурманов Д., «Октябрь», 1924, II; Переверзев В., «Печать и революция», 1924, V; Саввин Н., «Родной язык в школе», 1927, II (опыт проработки для учащихся); Полянский В., «Красная новь», 1925, III; Серафимович А., Как я писал «Железный поток», «На литературном посту», 1928, IV; Его же, Как я работал над «Железным потоком», Профиздат, М., 1934; Ковтюх Е., «Октябрь», 1633, IV; Кубиков И., Комментарии к повести А. Серафимовича «Железный поток», изд. «Мир», М., 1933; Линин А. М., Серафимович — детский писатель, в книге Линина «Литературные очерки», Ростов н/Д., 1935.

III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I. М. — Л., 1928.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Ссылки[править]

Серафимович Александр Серафимович

(1863 – 1949)

Серафимович (настоящая фамилия – Попов) Александр Серафимович (1863 – 1949), прозаик.

Родился 7 января (19 н. с.) в станице Нижне-Курмоярской. Области Войска Донского, в семье казачьего есаула. Детские годы провел в казачьих полках в Польше. В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию.

Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь, но гимназию окончил и в 1883 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Чувствуя нехватку знаний, посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и штудирует общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 был привлечен к дознанию по делу А. Ульянова и сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции, где пробыл три года.

Вернувшись на Дон (1890), установил связи с местными народовольческими группами, ведущими пропаганду среди рабочих.

Впечатления от ссылки нашли отражение в его первых рассказах – “На льдине”(1889), “Снежная пустыня”, “На плотах” (1890), отмеченных Успенским и Короленко. В эти годы работает в провинциальных изданиях “Донская жизнь”, “Приазовский край”, живет уроками. В 1901 выходит первая книга Серафимовича – “Очерки и рассказы”, – решившая судьбу писателя: он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.

Знакомится с Горьким, сотрудничает в издательстве “Знание”, которое в 1903 – 08 выпустило трехтомник его рассказов.

Во время первой мировой войны был на фронте в составе санитарного отряда, о чем позднее напишет в очерках и рассказах.

С первых же дней Октябрьской революции активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом “Известий”, агитмассовым отделом Моссовета, был военным корреспондентом “Правды”.

Главной книгой Серафимовича стал роман “Железный поток”, который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду “…не фотографическую, а… синтетическую, обобщенную”.

В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации – “По донским степям”, с рассказами о прошлом и настоящем.

Во время Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст – более 80 лет, – выезжал на фронт в район Орловской битвы. Умер А. Серафимович в Москве 19 января 1949.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

sera

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Александр Серафимович
Имя при рождении Александр Серафимович Попов
Дата рождения 7 (19) января 1863[1]
Место рождения станица Нижне-Курмоярская, Область войска Донского, Российская империя
Дата смерти 19 января 1949(1949-01-19)[2][1][3][…] (86 лет)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство (подданство)
  •  Российская империя
  •  СССР
Род деятельности прозаик, редактор, журналист, военный корреспондент
Направление социалистический реализм
Жанр рассказ, повесть, роман, очерк
Язык произведений русский
Премии
Награды
Произведения в Викитеке
 Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Алекса́ндр Серафимо́вич (настоящее имя — Алекса́ндр Серафи́мович Попо́в; 7 [19] января 1863, станица Нижне-Курмоярская, Область войска Донского — 19 января 1949, Москва) — советский писатель, журналист, военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года.

Биография[править | править код]

Родился 7 (19) января 1863 в станице Нижнекурмоярской (ныне Цимлянского района Ростовской области). Отец — донской казак, был полковым казначеем, есаулом Войска Донского. Детские годы провёл в Польше, где служил его отец. В 1873 году вернулся с семьёй на Дон в станицу Усть-Медведицкую.

Окончил Усть-медведицкую гимназию (1883). Поступив в 1883 в Петербургский университет, на физико-математический факультет, Александр Попов попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе с А. И. Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III А. Попов был арестован и выслан в Архангельскую губернию. Во время ссылки написал в Пинеге свой первый рассказ «На льдине», который был под псевдонимом Серафимович опубликован в газете «Русские ведомости» в 1889 году. По окончании ссылки А. Серафимович жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою литературную деятельность.

Серафимович даёт анализ общественных противоречий России конца XIX века, основываясь на богатом запасе наблюдений из жизни крестьянства, казачества и других слоёв народа[4].

В 1902 году переселился в Москву, стал участником литературной группы «Среда».

С 24 июля по 18 августа 1913 года совершил мотопутешествие г. Новороссийск — Абхазия — г. Новороссийск.

Во время Первой мировой войны Серафимович был военным корреспондентом «Русских ведомостей».

Безоговорочно принял Октябрьскую революцию. В 1918 году возглавлял литературный отдел газеты «Известия».

Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы — роман «Железный поток» (1924). В нём изображены реальные события Гражданской войны — поход Таманской армии под командованием Е. И. Ковтюха (в романе Кожуха) летом 1918.

С ноября 1926 по август 1929 года был главным редактором журнала «Октябрь», в 1927 первым прочитал рукопись романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» и опубликовал его 1—2 книги в «Октябре» в 1928 году.

Делегат XVI съезда ВКП (б). В 1934 году выбран в состав Президиума правления СП СССР.

Умер 19 января 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Сын А. С. Серафимовича — Анатолий — погиб на Гражданской войне.

Память[править | править код]

  • В 1933 году станица Усть-Медведицкая переименована в Серафимович (ныне город в Волгоградской области).
  • В городе Серафимовиче 17 мая 1949 года открыт литературно-мемориальный музей А. С. Серафимовича в доме, отданном писателю под дачу. В 1989 году к 400-летию станицы Усть-Медведицкой был открыт Государственный музей истории Усть-Медведицкого казачества, в состав которого вошёл дом-музей Серафимовича[5].
  • В 1949 году имя писателя было присвоено Волгоградскому государственному педагогическому университету. Перед главным входом вуза в 1981 году установлен бюст А. С. Серафимовича. Университет носил имя писателя несколько десятилетий.
  • Улица Серафимовича в Москве, Минске, Казани, Белгороде, Кирове, Иркутске, Мичуринске, Энгельсе (Саратовская область), Архангельске, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Геленджике, Нижнем Новгороде, в посёлке Томилино Московской области, в Новосибирске, улица и переулок в Воронеже, Камышине, в городе Макеевка Донецкой области Украины, в городе Брянка Луганской области Украины, улица в городе Каменск-Шахтинский Ростовской области.
  • Улица в городе Мезень, посёлках Каменка, Пинега (Архангельская область), улица во Владикавказе, а также в Ульяновске.
  • Мемориальная доска на доме № 37 по улице Георгиевской в Мариуполе, в котором писатель жил с 15 декабря 1896 года по 18 января 1898 года. Также в честь А. С. Серафимовича названа одна из улиц в Ильичёвском районе города.
  • Маркированный конверт 1962 года

  • Маркированный конверт 1982 года

  • Маркированный конверт 1987 года

Награды и премии[править | править код]

This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit). Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply. Images, videos and audio are available under their respective licenses. —> Найдено 2 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

—> Серафимович А.

Серафимович (А.) — псевдоним писателя Александра Серафимовича Попова. Родился в Донской области в 1863 году; сын казачьего офицера. Студентом 4-го курса математического факультета СПб. университета был сослан, в 1887 году, в Архангельскую губернию. С 1888 года поместил ряд рассказов в «Русских Ведомостях», «Новом слове», «Жизни», «Русской мысли», «Мире Божьем», «Русском Богатстве», сборниках «Знания». Некоторые из этих рассказов изданы отдельно «Донской Речью» и «Посредником». 1-й том собрания рассказов издан в 1903 году товариществом «Знание». Одно время С. много работал в донской печати. С. — бытописатель трудящихся масс по преимуществу; сфера его наблюдений — в значительной степени этнографическая. Чаще всего он останавливается на быте рыбаков азовско-черноморского побережья, архангельских поморов, шахтеров Донецкого бассейна, южнорусского и окраинного железнодорожного персонала. Но задачи непосредственно-этнографические его совершенно не занимают. Внимание его направлено исключительно на обрисовку невыносимо-тяжких условий, при которых большинству доподлинно русского «народа» приходится снискивать себе пропитание. Полна величайших опасностей жизнь беломора — промыслового охотника; производит впечатление Дантовского ада каторжная работа в угольных шахтах; нельзя понять, как выдерживает 19-часовой труд низший железнодорожный персонал. Наблюдения такого рода настраивают С. крайне мрачно. Собранные вместе, рассказы его производят впечатление удручающее. Отнюдь нельзя, однако, сказать, чтобы С. был односторонен в своем демократическом настроении. Он всего менее идеализирует народ. Герои его рассказов и зверски-жестоки порою, и жадны, и пьяны, и вороваты; но, конечно, все это автор не осуждает, а только объясняет. Одна из любимых его тем — указание непроходимой бездны между правосознанием народным и государственно-юридическим. Навеянные чеховскими типами безвольных и дряблых нытиков, рассказы С. из жизни интеллигентов слабее. Они слишком проникнуты тенденциозным желанием обличать. В общем, рассказы С., при всей своей внешней эскизности, разработаны вдумчиво и серьезно. С. Венгеров.

Источник: Биографический словарь. 2008

—> Серафимович, А.

— псевдоним писателя Александра Серафимовича Попова. Род. в Донской области в 1863 г.; сын казачьего офицера. Студентом 4-го курса математического факультета СПб. университета был сослан, в 1887 г., в Архангельскую губернию. С 1888 г. поместил ряд рассказов в «Русских Ведомостях», «Новом Слове», «Жизни», «Русской Мысли», «Мире Божьем», «Русском Богатстве», сборниках «Знания». Некоторые из этих рассказов изданы отдельно «Донской Речью» и «Посредником». 1-й т. собрания рассказов изд. в 1903 г. т-вом «Знание». Одно время С. много работал в донской печати. С. — бытописатель трудящихся масс по преимуществу; сфера его наблюдений — в значительной степени этнографическая. Чаще всего он останавливается на быте рыбаков азовско-черноморского побережья, архангельских поморов, шахтеров Донецкого бассейна, южно-русского и окраинного железнодорожного персонала. Но задачи непосредственно этнографические его совершенно не занимают. Внимание его направлено исключительно на обрисовку невыносимо тяжких условий, при которых большинству доподлинного русского «народа» приходится снискивать себе пропитание. Полна величайших опасностей жизнь беломора — промыслового охотника; производит впечатление Дантовского ада каторжная работа в угольных шахтах; нельзя понять, как выдерживает 19-часовой труд низший железнодорожный персонал. Наблюдения такого рода настраивают С. крайне мрачно. Собранные вместе, рассказы его производят впечатление удручающее. Отнюдь нельзя, однако, сказать, чтобы С. был односторонен в своем демократическом настроении. Он всего менее идеализирует народ. Герои его рассказов и зверски жестоки порой, и жадны, и пьяны, и вороваты; но, конечно, все это автор не осуждает, а только объясняет. Одна из любимых его тем — указание непроходимой бездны между правосознанием народным и государственно-юридическим. Навеянные Чеховскими типами безвольных и дряблых нытиков, рассказы С. из жизни интеллигентов слабее. Они слишком проникнуты тенденциозным желанием обличать. В общем, рассказы С., при всей своей внешней эскизности, разработаны вдумчиво и серьезно.

С. Венгеров.

{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

image

Имя Александр Серафимович
Имя при рождении Александр Серафимович Попов
Дата рождения 19.1.1863 (7)
Место рождения
Дата смерти 19.1.1949
Место смерти Москва, СССР
Род деятельности прозаик
Направление социалистический реализм
Жанр рассказ, повесть, роман, очерк
Язык произведений русский
Премии 1943

Алекса́ндр Серафимо́вич (настоящая фамилия — Попо́в; 1863 — 1949) — русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года.

Биография

Родился 7а в станице Нижнекурмоярской (ныне Цимлянского района Ростовской области). Отец, донской казак, служил военным чиновником. Поступив в Петербургский университет, на физико-математический факультет, Серафимович попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе с А. И. Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III Серафимович был арестован и выслан в Архангельскую губернию. В ссылке в Пинежье написал свой первый рассказ «На льдине» («Русские ведомости», 1889). По окончании ссылки Серафимович жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою литературную деятельность.

В 1902 году переселился в Москву, стал участником литературной группы «Среда».

Во время мировой войны Серафимович — на фронте, корреспондент «Русских ведомостей».

В 1918 году вступил в партию большевиков, возглавлял литературный отдел газеты «Известия».

С ноября 1926 по август 1929 года был главным редактором журнала «Октябрь». В 1934 году выбран в состав Президиума правления СП СССР.

Умер 19 января 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Память

В 1949 году его имя было присвоено Волгоградскому государственному педагогическому университету.

В честь А. С. Серафимовича названа улица в Москве, в Киеве (жилмассив «Березняки»), в Казани (Республика Татарстан); в Белгороде(Белгородская область), в Энгельсе (Саратовская область), в Архангельске, в Петрозаводске (республика Карелия), в Ростове-на-Дону, переулок в Воронеже, а также город в Волгоградской области..

Улица в Ленинском районе города Новосибирск (левый берег),улица в г.Макеевка Донецкая обл.Червоногвардейский р-н Украина. Библиотека им. А.Серафимовича в Выборгском районе Санкт-Петербурга напротив метро Озерки, улица в г. Мезень (Архангельская область).

Мемориальная доска на доме №37 по улице Георгиевской в Мариуполе, в котором писатель жил с 15 декабря 1896 года по 18 января 1898 года.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения в литературе
  • орден Ленина (1933)
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден «Знак Почёта» (1939)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В годы Великой Отечественной войны передал Сталинскую премию в Фонд обороны:

А. СЕРАФИМОВИЧ

Писателю Александру Серафимовичу СЕРАФИМОВИЧУ Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Александр Серафимович, за Вашу заботу о вооружении Красной Армии. И. СТАЛИН Газета «Известия» 3 апреля 1943 года

Библиография

I. Собрание сочинений, т. I—III. Рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1913; т. VI. Город в степи, изд. «Шиповник», СПБ, 1913. т. VII. Затерянные огни. Рассказы, М., 1915; т. VIII. Сухое море. Рассказы, М., 1915; т. IX. Клубок. Рассказы, изд. 2, М., 1918; т. X. Галина. Рассказы, изд. Кн-ва писателей, М., 1918; Полное собр. сочин., 15 тт., Гиз, М., 1928—1930; То же, 11 тт., ред., предисл. и комментарии Г. Нерадова, изд. «Федерация» — «Советская литература», М., 1931—1933 (изд. не закончено); Сочинения, ред., вступ. ст. и примеч. Г. Нерадова, ГИХЛ, М., 1934 (однотомник); Мышиное царство. Рассказы, ред. Г. Н. Нерадова, Гослитиздат, М., 1935.

II. Соловьев Ев. (Мирский), Наша литература, «Журнал для всех», 1901, X; Богданович А., Критические заметки, «Мир божий», 1903, IV; Анисимов А., А. Серафимович (35 лет литературной деятельности), «Красная нива», 1923, № 9; Вешнев В., А. Серафимович как художник слова, М., 1924 (Здесь же письмо В. И. Ленина к С. от 21/V 1920); Плетнев В., А. Серафимович, «Журналист», 1924, X; Коган П. С., Серафимович, «На посту», 1924, I (V); Луначарский А., Критические этюды («Русская литература»), Л., 1925 (гл. XI); Либединский Ю., Имя Серафимовича. (Речь на собр., посвящ. 65-летию А. Серафимовича), «На литературном посту», 1928, № 4; Гроссман-Рощин. И., К 65-летию А. Серафимовича. (Речь), там же, 1928, № 5 (здесь же ответ С); Фатов Н. Н., А. С. Серафимович. Очерк жизни и творчества, Гиз, М. — Л., 1927; А. С. Серафимович. Сборник, изд. «Никитинские субботники», М., 1928; Шувалов С., А. Серафимович, сб. Шувалов С., Никитина Е., Беллетристы современники, т. II, М., 1928; Нерадов Г., О творчестве А. С. Серафимовича, «Октябрь», 1931, X; Боец армии пролетариата. (А. С. Серафимович), «Правда», 1933, 20 января; Луначарский А. В., Художник пролетариата, «Молодая гвардия», 1933, II; Машбиц-Веров И., А. С. Серафимович, ГИХЛ, М. — Л., 1933; Кирпотин В., Надо изучать творчество Серафимовича, «Правда», 1933, 20 января; Луначарский А. В., Путь писателя, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, 20 января; Нерадов Г., Художественное мастерства Серафимовича, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, 20 января Отзывы о «Железном потоке»: Вешнев В., «Правда», 1924, № 57, 9 марта; Фурманов Д., «Октябрь», 1924, II; Переверзев В., «Печать и революция», 1924, V; Саввин Н., «Родной язык в школе», 1927, II (опыт проработки для учащихся); Полянский В., «Красная новь», 1925, III; Серафимович А., Как я писал «Железный поток», «На литературном посту», 1928, IV; Его же, Как я работал над «Железным потоком», Профиздат, М., 1934; Ковтюх Е., «Октябрь», 1633, IV; Кубиков И., Комментарии к повести А. Серафимовича «Железный поток», изд. «Мир», М., 1933; Линин А. М., Серафимович — детский писатель, в книге Линина «Литературные очерки», Ростов н/Д., 1935.

III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I. М. — Л., 1928.

Другие популярные авторы

Комментарии

НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ

image

Вадим Панов — серия книг «Анклавы»

image

Роман «Чума» Альбера Камю

image

Цикл сказок «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса

Все

КНИГИ

image

Велесова книга

image

Ночной Дозор (роман)

image

Туманность Андромеды (роман)

Все —>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий