Что скрывает муж Анны Нетребко? — NEW-MAGAZINE Интернет-издание о знаменитостях и стиле жизни

Юсиф Эйвазов (2 мая 1977, Алжир) — азербайджанский оперный певец, драматический тенор. Лауреат и обладатель гран-при ряда международных конкурсов в Италии, почётной медали имени Джанандреа Гаваццени. В 2012 году выиграл VI Международный конкурс вокалистов имени Бюльбюля в Баку.

9 марта 2017 года был удостоен звания Заслуженного артиста Азербайджанской Республики.

Биография

Юсиф Эйвазов родился в 1977 году в Алжире в семье азербайджанского преподавателя, работавшего там по обмену. Окончил Бакинскую музыкальную академию. В 1998 году переехал в Италию для продолжения учебы, обосновался в Милане. Совершенствовался на мастер-классах Франко Корелли, Лучано Паваротти, Магды Оливеро, Пласидо Доминго, Джанандреа Гаваццени и Антонио Фольяни. В 2010-м году дебютировал в Большом театре в опере «Тоска» Дж. Пуччини.

Тенор начинал свою карьеру с выступлений в небольших оперных театрах Италии. Гастролировал по Франции, Австрии, Словении, Франции, Германии, Испании, Японии, Корее. В 2012 году стал победителем на VI Международном конкурсе вокалистов имени Бюльбюля в Баку.

В 2013 году состоялся дебют Эйвазова в роли Отелло на Международном фестивале оперного искусства, посвящённом 200-летию Дж. Верди, в Равенне на сцене Театра Данте Алигьери. В 2014 году в Римском оперном театре Эйвазов и Анна Нетребко исполнили главные роли на премьере оперы «Манон Леско» Дж. Пуччини, на роль Де Грие Юсифа пригласил Риккардо Мути.

В 2015-м году состоялся его североамериканский дебют в Лос-Анжелеской опере в опере «Паяцы» под руководством Пласидо Доминго. В Метрополитен-опера дебютировал в опере «Турандот».

В 2016-м году серия дебютов продолжилась в Национальной Парижской Опере ( 29-го февраля Юсиф впервые спел партию Манрико в опере «Трубадур») и в Венской Государственной Опере (28-го апреля, партия Калафа в опере «Турандот»). 31 мая состоялся дебют Эйвазова в Мариинском театре, в Берлинской Опере в июле, а также на Зальцбургском фестивале.

Эйвазов исполняет характерные партии репертуара драматического тенора — Отелло, Радамес, Каварадосси, Туридду.

Награждён почётной медалью имени Джанандреа Гаваццени.

Живёт в Вене с женой Анной Нетребко и её сыном.

Личная жизнь

С 29 декабря 2015 года женат на Анне Нетребко. С певицей познакомился в феврале 2014 года в Риме на репетиции, помолвка состоялась летом того же года в Зальцбурге.

Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов готовятся к свадьбе. 43-летняя российская оперная певица Анна Нетребко и 38-летний азербайджанский оперный исполнитель Юсиф Эйвазов изначально планировали сыграть свадьбу в Санкт-Петербурге, однако в одном из последних интервью Анна Нетребко рассказала, что планы изменились, и свадьба будет проходить в Вене. Торжество пройдёт во дворце Бельведер. Свадьба должна пройти 29 декабря. Молодожёны уже планируют пригласить на праздник порядка 250 человек, которые будут подъезжать к дворцу в каретах.

Анна Юрьевна Нетребко — российская оперная певица. Родилась 18 сентября 1971 года в Краснодаре. Является Народной артисткой России, а также лауреатом многих престижных премий. Ранее была помолвлена с оперным певцом из Уругвая Эрвином Шроттом, с которым у Анны есть общий сын Тьяго Аруа. В настоящее время помолвлена с азербайджанским тенором Юсифом Эйвазовым.

Юсиф Эйвазов — известный азербайджанский тенор из Баку. Является учеником Франко Корелли, Лучано Паваротти, Магды Оливеро, Пласидо Доминго, Джанандреа Гаваццени и Антонио Фольяни. Выступает с коллективами миланской оперы «Ла Скала» и Королевской оперы Монте-Карло. Последние 16 лет живёт в Милане.

Роман Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова начался в феврале 2014 года в Риме, когда они встретились в опере Пуччини «Манон Леско» в постановке маэстро Риккардо Мути.

Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов фото

imageimage

Зимний гардероб должен быть не только тёплый, но и красивый! Превосходные пуховики во Владивостоке можно приобрести на http://vladivostok.trendv.ru/Zhenschinam/Odezhda/Puhoviki. Большой выбор качественных изделий по выгодным ценам.

Тенор Юсиф Эйвазов, которому второго мая исполнилось 40 лет, знаменит не только выступлениями на оперной сцене, но и женитьбой на Primadonna Assoluto Анне Нетребко. И хотя сорокалетие – дата, которую широко отмечать не принято, – это хороший повод поговорить о жизни и творчестве с личностью, интересной теперь всему миру.

Юсиф Эйвазов: Мне приходится работать с удвоенной или даже утроенной силой и тщательностью. Фото: РИА Новости

Какую работу последнего времени вы считаете самой важной для себя?

Юсиф Эйвазов: Безусловно, постановку “Манон Леско” Пуччини в начале нынешнего сезона на сцене Большого театра. Все, что было и будет после, уже намного проще дается. Потому что уже есть за плечами ответственный опыт такой большой премьеры, который для нас был очень важным шагом, знаковым событием в карьере, так как Большой театр – необходимая вершина в судьбе оперного исполнителя. Честно признаюсь, что ни в Берлине, ни даже в Зальцбурге, ни в Вене я так не волновался, как перед “Манон”. Вокруг спектакля все было раздуто. О нем кричали на каждом углу, билетов, естественно, было не достать. Ко всем приковано огромное внимание. А уж тем более, если ты муж примадонны.

В борьбе с волнением не помог ваш уникальный опыт? Ведь в 2010 году, дебютируя в Большом, вы в один день спели сразу два спектакля “Тоски”.

Юсиф Эйвазов: Я должен был петь только утренний спектакль. Но выяснилось, что певец, который стоял в афише вечернего представления, заболел, и заменить его больше некем – только мной. И вечером я вышел на сцену вместе со знаменитой Маквалой Касрашвили. В 33 года мне нечего было терять, я был сумасшедший, безрассудный. Мне было интересно посмотреть, что получится из этой безумной авантюры. Конечно, это было глупостью, но Бог меня миловал.

Когда на сцене Анна Нетребко, все другие артисты уходят на второй план…

Юсиф Эйвазов: Да, и никого на сцене больше не надо. Но для меня – счастье быть с ней вместе на сцене, потому что это невероятная школа! Это такой подстегивающий и пряник, и кнут, который говорит: “А ну быстро, доказывай, что ты тоже что-то умеешь и чего-то стоишь!” И вот так уже три года. И я считаю, мой профессиональный рост – это все благодаря ей.

Вслед за Анной вы беретесь за драматический, очень кровавый репертуар для тенора…

Юсиф Эйвазов: Да, тот репертуар очень труден, его надо тщательно готовить. Но именно он раскрыл мой настоящий голос. А ведь еще десять лет назад я педагогам доказывал: “Товарищи, я не могу петь куплеты Трике”… Они настаивали на своем. Я про себя думал: “Голос у тебя страшный, ужасный, маленький, но что-то надо с этим делать, как-то надо с этим жить: либо петь, либо не петь…”. И решил сосредоточиться на том репертуаре, который, по моим ощущениям, “ложится” мне на голос. Это был очень сложный, прежде всего, психологически, период самоопределения. А сейчас я считаю, что уже нахожусь в том возрасте, когда можно мною и поле вспахивать, и огород сажать. Я прекрасно понимаю, что у теноров моего репертуара век короткий. Поэтому надо уметь наслаждаться моментом.

Для меня – счастье быть с ней на сцене, это невероятная школа! Это такой и пряник, и кнут подстегивающий

Но если раньше ваша профессиональность медленно эволюционировала, то теперь любой ваш шаг, даже самый незначительный, как на сцене, так и в жизни оказывается под прицелом всеобщего внимания.

Юсиф Эйвазов: Вообще с тех пор, как я познакомился с Анной, на меня много чего обрушилось и хорошего, и плохого. В начале, конечно же, было очень много предвзятости, очень много мнений заранее: “вот примадонна притащила своего мужа”. Но сейчас после каждой большой премьеры я чувствую, что этого предубеждения становится все меньше. Но приходится работать с удвоенной или даже утроенной силой и тщательностью. У меня будет инфаркт, если я появлюсь на первой музыкальной репетиции, не зная уже всю партию досконально. И от спектакля к спектаклю я забираю все хорошее, избавляясь от плохого. Страшно представить, что бы сделала со мной мировая пресса, если я допустил бы хоть малейшую осечку. Хотя я объективно понимаю, что кому-то нравится мой голос, кому-то – нет: это же дело вкуса. И сегодня уже никто не сможет сказать, какой была бы моя карьера, если бы я не женился на Анне Нетребко. Никто не станет вспоминать, что на постановку “Манон Леско” в Риме меня выбрал лично великий итальянский дирижер Риккардо Мути, когда я с Аней вообще не был знаком.

Вы уже научились жить с пониманием того, что вам полмира завидует?

Юсиф Эйвазов: Я почувствовал, что некоторые люди от меня отвернулись, стали смотреть с испугом. Хотя я абсолютно не изменился в своих человеческих качествах. Видимо, поэтому и могу пережить брак с Анной Нетребко так легко и радостно. Потому что я и она – мы абсолютно нормальные люди. Но обществу нужна “Санта-Барбара”. И видя нас, оно ее себе придумывает.

Сегодня вы предпочитаете как можно больше петь вместе?

Юсиф Эйвазов: Конечно, расставаться, разъезжаясь в разные части света из-за контрактов, хочется как можно реже. И сейчас сыпется много предложений для нас двоих. Но в реальности получается примерно пятьдесят на пятьдесят. Я спел “Дон Карлоса” в Большом, у меня будет в Италии “Турандот”. “Метрополитен-Опера” предложила мне “Ломбардцы” в 2018 году. У меня есть “Андре Шенье” в Праге, который позже будет в “Ла Скала” и в Вене, где еще будет и “Тоска”, а “Мадам Баттерфляй” на “Арене ди Верона”. В Зальцбурге нынешним летом мы с Аней поем “Аиду” – одну постановку, но в разных составах. А уже через год на Зальцбургском фестивале будем вместе петь в “Пиковой даме”. Надеюсь, что раньше, уже в следующем сезоне наш дебют в “Пиковой даме” случится в Большом театре, в спектакле, который будет ставить Римас Туминас. Да, и у маэстро Гергиева есть много предложений что-то спеть в Мариинском театре.

Прошлым летом вы в последний момент отменили свой мариинский дебют.

Юсиф Эйвазов: Да, я виноват перед петербуржской публикой. Простудился и не смог спеть “Турандот”. Но на нынешнем фестивале “Звезды белых ночей” обещаю, я обязательно спою несколько премьерных спектаклей “Адрианы Лекуврер” вместе с Аней. Надеюсь, в Петербурге мы несколько классных недель проведем всей семьей.

Как складываются ваши отношения с сыном Анны – Тьяго?

Юсиф Эйвазов: Мы трое – одна семья. Честно скажу, я никогда не думал, что способен полюбить чужого ребенка. Наша первая встреча произошла в Вене. Он только переболел и вышел ко мне в аэропорту такой маленький-маленький, очень уставший. Я взял его на руки, и с того момента мы стали родными людьми. Это был конец апреля 2014 года. Хотя первые полгода он относился ко мне немного с подозрением. Не стану говорить, что я заменил ему отца. Я эту фразу не люблю. И у него есть отец (уругвайский оперный певец Эрвин Шротт – Ред.), как бы редко он не появлялся в его жизни. Но Тиша полностью доверяет мне и слушается меня беспрекословно. Потому что мама не проявляет к нему строгости: балует его, ласкает. Пока он ребенок, конечно, он мамин мальчик. Но я могу похвастаться тем, что он очень меня любит. Так же, как и я его. Это чудесный ребенок. Мы ужасно скучаем по нему, когда приходится надолго разлучаться. Мы обожаем вместе проводить время – ходить по музеям, кататься на велосипедах… Так что сын уже есть. Мы очень хотим, чтобы у нас была еще и дочка. Надеюсь, я уговорю Аню работать в чуть более спокойном режиме, чтобы у нас было немного больше времени на семью. Хотя, конечно, я понимаю, что она рождена для сцены, она великая певица и актриса. Но еще она и прекрасная жена.

Вы сейчас перебрались в Нью-Йорк и в Вену – в те города, где есть квартиры у Анны?

Юсиф Эйвазов: Да. Хотя у меня по-прежнему азербайджанский паспорт. А до встречи с Аней я 17 лет прожил в Италии и даже был женат на итальянской журналистке, которая существенно старше меня. Тогда мне было 24 года, этот брак был настоящей авантюрой, игрой для нас обоих. И прожили мы вместе недолго, хотя официально развелись только когда Аня сказала мне: “Хочу замуж!”. В нашем союзе с Аней нет ни малейшей тени на какие-то недомолвки. Мы абсолютно все рассказываем друг другу, делимся впечатлениями, обсуждаем. Между нами нет никаких тайн, даже если это касается каких-то прошлых дел. Мы знаем друг о друге все. Глупо бороться со своим прошлым или отрицать его. Хотя иногда и очень хочется. Любой человек совершает в жизни ошибки. Я не верю, что есть человек, который, повернувшись назад, сказал бы, “Ой, а знаешь, я бы вообще ничего не менял…”. Это, как минимум, лукавство. И когда-нибудь, не в сорок лет, конечно, я обязательно напишу мемуары.

Как вы оказались в Италии?

Юсиф Эйвазов: Я по натуре бунтарь. И в юности особенно это проявлялось. Мне всегда надо было больше всех. В школе, отстаивая свои права, я мог пререкаться с завучем, с директором, с классным руководителем. Мне было все равно. Я вспыхивал за правду, как факел. И я всегда маме говорил: “Я не хочу жить как все: с понедельника по пятницу – работа с восьми до шести, а вечером в пятницу до конца воскресенья – дача”. В 19 лет мне нестерпимо захотелось свободы. И я сбежал в Италию с четырьмя сотнями долларов в кармане, которые мой папа, будучи профессором, деканом металлургического факультета, одолжил у друзей. А мама у меня простая учительница. Естественно, эти деньги быстро закончились, так как скупал все ноты и почти каждый вечер ходил в “Ла Скала”. И я стал работать официантом. И был счастлив абсолютно. Еще не зная, что я смогу стать настоящим оперным певцом, а судьба мне сделает роскошный подарок – в Риме на постановке “Манон Леско” я встречу свою любимую Анюту.

Мария Бабалова, rg.ru

Два года назад оперная дива Анна Нетребко впервые вышла замуж. До этого у красавицы был лишь гражданский брак с уругвайским тенором Эрвином Шроттом, отцом ее единственного сына Тьяго. Законным мужем Анны стал ее коллега, тенор Юсиф Эйвазов.

Избранник певицы моложе ее на пять лет, но это не стало помехой для их брака.

Юсиф — ученик Лучано Паваротти. Окончил Бакинскую музыкальную академию, участвовал в ведущих постановках в Большом театре и в миланском Teatro Verdi. А в римском Teatro dell’Opera di Roma Юсиф и Анна пели в опере «Манон Леско».

Эйвазов вырос в простой семье. Мама артиста работала учительницей биологии в бакинской школе. Певец переехал в Милан, когда ему было 20 лет. Поначалу Эйвазов уверял, что союз с Нетребко стал для него первым официальным браком.

— Ведь не просто так я вступил в брак только в 38 лет. У нас на Кавказе мальчика стремятся женить в 22 года. Меня тоже пытались, но я свалил, — рассказывал в интервью сайту Classical Music News молодой тенор. — Всегда хотел жениться по любви. Для меня супружеское ложе свято. Порочить его не в моей натуре. Если вдруг случилось так, что чувства исчезли, уйди, а потом делай что хочешь. В этом отношении мы с Аней полностью солидарны.

Супруга-журналистка

Однако недавно на фанатских оперных форумах появилась новость о том, что до брака с Нетребко у Эйвазова была жена. Подтверждение этой информации мы обнаружили на сайте итальянского СМИ Alcatraz.it. В статье рассказывается о свадьбе 70-летней журналистки Адель Феррари и 30-летнего иммигранта Юсифа Эйвазова.

«Угадайте, кто из них хотел итальянское гражданство?» — задаются ироничным вопросом итальянские репортеры.

В комментариях читатели поясняют: вся пикантность положения даже не в том, что невеста на 40 лет старше жениха, а в том, что она — бывший советник и член итальянской партии Lega nord, которая в те годы резко выступала против иммигрантов.

«Это был фиктивный брак, так называемое деловое партнерство, — рассказали друзья Юсифа Эйвазова. — Карьера у Юсифа не очень шла: он выступал только в провинциальных театрах Италии».

С Адель Феррари Эйвазов жил, пока не встретил Нетребко. Говорят, Адель многое сделала для молодого мужа. Самое главное — ввела Эйвазова в нужное общество. Человек она в культурном мире не последний.

«Она мама очень известного в Италии тележурналиста, который ведет репортажи из горячих точек. Ее покойный муж тоже был репортером. У них вся семья — журналистская династия Феррари», — обсуждают в интернете личность первой супруги Эйвазова его поклонники.

Фанаты мужа Нетребко уверены, что, скорее всего, этот брак был вынужденной мерой для продвижения по карьерной лестнице.

Приоткрыл завесу тайны

Впрочем, не так давно Юсиф приоткрыл завесу тайны. Во всяком случае в интервью «РГ» тенор признался, что в его жизни был необычный брак. Не уточняя деталей, певец сообщил: «До встречи с Аней я 17 лет прожил в Италии и даже был женат на итальянской журналистке, которая существенно старше меня. Тогда мне было 24 года, этот брак был настоящей авантюрой, игрой для нас обоих. И прожили мы вместе недолго, хотя официально развелись, только когда Аня сказала мне: «Хочу замуж!»

Экс-супруга ищет новую любовь на сайте знакомств

Свадьба Эйвазова и Адели, как сообщили западные репортеры, состоялась в 2001 году. То есть Юсифу было 24 года, а не 30, как уверяли итальянские газетчики.

А вот возраст бывшей жены тенора определить сложно. Если брать в расчет указанный СМИ возраст дамы, то ей должно быть уже хорошо за 80. Однако мы нашли анкету Адель на сайте знакомств. Там женщина ищет свою любовь и говорит, что ей 76 лет. Может, конечно, и лукавит, чтобы кавалеров не распугать… Но если женщина пишет правду, получается, что Эйвазов оставил ее, когда даме было 73 года (в 2015 году).

«Я упорна и оптимистична, — рассказывает о себе Адель. — Люблю каждый вид искусства: классическую музыку, оперу, балет. Я часто посещаю театр Ла Cкала в Милане и хотела бы найти друзей, чтобы составили мне компанию. Я — журналист. У меня есть дом в Милане, я не замужем, гетеросексуальна, рост — 161 см, вес — 67 кг (пару лишних кило, конечно, у меня есть), у меня каштановые волосы и карие глаза, живу одна, у меня нет детей на иждивении, мне не нравится курить, пью много. Я говорю по-английски (плохо), знаю итальянский (родной), хорватский (плохо). Живу в Милане, Ломбардии».

Источник

—>—>Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Юсиф Эйвазов
Дата рождения

2 мая 1977(1977-05-02) (44 года)

Место рождения

Алжир

Страна

Азербайджан Азербайджан

Профессии

оперный певец

Певческий голос

драматический тенор

Юсиф Эйвазов (2 мая 1977, Алжир) — азербайджанский оперный певец, драматический тенор. Лауреат и обладатель гран-при ряда международных конкурсов в Италии, почётной медали имени Джанандреа Гаваццени. В 2012 году выиграл VI Международный конкурс вокалистов имени Бюльбюля в Баку[1][2][3].

Биография

Юсиф Эйвазов родился в 1977 году в Алжире[4] в семье азербайджанского преподавателя, работавшего там по обмену. Окончил Бакинскую музыкальную академию. В 1998 году переехал в Италию для продолжения учебы, обосновался в Милане[5]. Совершенствовался на мастер-классах Франко Корелли, Лучано Паваротти, Магды Оливеро, Пласидо Доминго, Джанандреа Гаваццени и Антонио Фольяни. В 2010-м году дебютировал в Большом театре в опере «Тоска» Дж. Пуччини.

Тенор начинал свою карьеру с выступлений в небольших оперных театрах Италии. Гастролировал по Франции, Австрии, Словении, Франции, Германии, Испании, Японии, Корее. В 2012 году стал победителем на VI Международном конкурсе вокалистов имени Бюльбюля в Баку.

В 2013 году состоялся дебют Эйвазова в роли Отелло на Международном фестивале оперного искусства, посвящённом 200-летию Дж. Верди, в Равенне на сцене Театра Данте Алигьери. В 2014 году в Римском оперном театре Эйвазов и Анна Нетребко исполнили главные роли на премьере оперы «Манон Леско» Дж. Пуччини[5], на роль Де Грие Юсифа пригласил Риккардо Мути.

В 2015-м году состоялся его североамериканский дебют в Лос-Анжелеской опере в опере «Паяцы» под руководством Пласидо Доминго. В Метрополитен-опера дебютировал в опере «Турандот».

В 2016-м году серия дебютов продолжилась в Национальной Парижской Опере ( 29-го февраля Юсиф впервые спел партию Манрико в опере «Трубадур») и в Венской Государственной Опере (28-го апреля, партия Калафа в опере «Турандот»). 31 мая состоялся дебют Эйвазова в Мариинском театре, в Берлинской Опере в июле, а также на Зальцбургском фестивале.

Эйвазов исполняет характерные партии репертуара драматического тенора — Отелло, Радамес, Каварадосси, Туридду[1].

Награждён почётной медалью имени Джанандреа Гаваццени[3].

Живёт в Вене с женой Анной Нетребко и её сыном.

Личная жизнь

С 29 декабря 2015 года женат на Анне Нетребко. С певицей познакомился в феврале 2014 года в Риме на репетиции, помолвка состоялась летом того же года в Зальцбурге[6][7].

Напишите отзыв о статье «Эйвазов, Юсиф»

Примечания

  1. 1 2 [www.rg.ru/2014/12/16/eivazov.html Партия жениха] (рус.). Российская газета (15 декабря 2014). Проверено 29 декабря 2015.
  2. [www.vokrug.tv/person/show/Yusif_Ehjvazov/ Юсиф Эйвазов] (рус.). ВокругТВ (15 октября 2015). Проверено 29 декабря 2015.
  3. 1 2 [www.trend.az/life/culture/2216598.html Отелло Юсифа Эйвазова покорил Равенну] (рус.). Trend (29 ноября 2013). Проверено 29 декабря 2015.
  4. [vk.com/wall-20026781_7082 Интервью с Юсифом Эйвазовым]. Vinegret.az.
  5. 1 2 [www.trend.az/life/culture/2242057.html Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов репетируют премьеру оперы «Манон Леско» в Риме] (рус.). Trend (14 февраля 2014). Проверено 29 декабря 2015.
  6. [www.elle.ru/celebrities/anna-netrebko-vyishla-zamuj-za-yusifa-eyvazova/ Анна Нетребко вышла замуж за Юсифа Эйвазова] (рус.). Elle (29 декабря 2015). Проверено 29 декабря 2015.
  7. [www.woman.ru/relations/medley4/article/146616/ Нетребко рассказала, чем её жених лучше экс-супруга] (рус.). Woman (31 декабря 2014). Проверено 29 декабря 2015.

Ссылки

  • [www.rg.ru/2014/12/16/eivazov.html Партия жениха] (рус.). Российская газета (15 декабря 2014). Проверено 29 декабря 2015.
  • yusifeyvazov.com

Отрывок, характеризующий Эйвазов, Юсиф

– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе. Они помолчали. – Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо… Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие. Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов. Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами… Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией. Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции. В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России. В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования. «Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.». Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают. Что значат эти упреки? Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов? В чем же состоит сущность этих упреков? В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку. Категории:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий