Диего Веласкес краткая биография

Диего Веласкес

Diego Rodríguez de Silva y Velázquez

  • Дата рождения: 6 июня 1599 г.; Seville, Spain
  • Дата смерти: 6 августа 1660 г.; Madrid, Spain
  • Годы активности: 1616 – 1660
  • Национальность: испанец
  • Направление: Барокко
  • Школа/группа: Севильская школа
  • Сфера: живопись
  • Испытал влияние: Караваджо, Тициан
  • Оказал влияние: Гюстав Курбе, Френсис Бэкон, Илья Репин, Эдуард Мане, Джошуа Рейнольдс, Герард Терборх, Александр Александрович Мурашко, Франсиско де Гойя, Каролюс-Дюран, Джон Сингер Сарджент, Пётр Михаловский, Фрэнк Бенсон, Alfred Dehodencq, Пабло Пикассо, Frank O'Meara, Russ Warren
  • Учителя: Франсиско Пачеко
  • Друзья и коллеги: Питер Пауль Рубенс
  • Семья и родственники: Франсиско Пачеко
  • Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/Веласкес,_Диего
  • image

June 6th, 2011, 10:26 am

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. «МЕНИНЫ»

    6 июня 1599 года в Севилье родился   Диего Родригес де Сильва  Веласкес.     

Диего Веласкес. «Менины» 1656 г. Холст, масло, 318 х 276 см Прадо, Мадрид

 Где живопись? Все кажется реальным  
  Франсиско де Кеведо – Диего Веласкесу 

Рассказывают, что французский поэт-романтик Теофиль Готье, увидев полотно Веласкеса «Менины», в изумлении  воскликнул: «Где же картина?». И его легко можно понять. Мастерство Веласкеса кажется поначалу  таким естественным и  немудреным, что зритель чувствует себя не сторонним созерцателем произведения искусства, а заинтересованным  свидетелем  изображенных  событий. Переживая  перед картиной застывшее мгновение давно отшумевшей жизни, он задается вопросами  отнюдь не академическими: кто  все эти люди?  Почему они собрались вместе? Что здесь происходит? Постараемся удовлетворить естественное зрительское любопытство.

Итак, время действия – 1656 год. Былая слава и могущество Испании остались в прошлом,  королевская династия испанских Габсбургов угасает. Место действия – старый королевский дворец  Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В висящем на стене зеркале видны два отражения – это  король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь, инфанта Маргарита. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут  Мария Сармиенто, другую — Исабель де Веласко. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. С ней беседует гвардадамас — придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Не забыты любимые забавы

И наконец, слева работает  у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец испанского монарха и один из первых художников Европы. Ему 57 лет. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес  – к тому же и апосентадор, т.е. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). На  груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г.,  и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест.

Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas“. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Неужели ради   очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст? Разумеется, нет. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia“  – «Семья». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев,  включая прислугу. Поэтому нас не должна удивлять вольность художника, изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута.

IV

Случайно ли почти всю верхнюю половину полотна занимают стены и высокий потолок с массивными крюками для люстр? Противопоставление обширного мрачноватого помещения и маленькой нарядной девочки усиливают детали: огромная собака, большой холст на мольберте. Фигура карлицы – женщины ростом с девочку – наводит на мысль о том, что инфанта – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая.

Высокий сан принцессы лишил ее детства, так же как роскошное платье с широчайшей, натянутой на обручи юбкой лишает возможности свободно двигаться. В таком наряде, весящем несколько килограммов, инфанта даже не может свободно вытянуть руки вдоль тела. Как контрастирует эта вынужденная застылость позы с живостью умного личика Маргариты, блеском любопытных глаз, готовыми к улыбке губами! Что ей услужливые менины и придворные шуты… ей бы побегать, поиграть со сверстниками!

Диего Веласкес. Портреты инфанты Маргариты. 1654 и 1655 гг.  .

О том, что глубина постижения искусства поистине бездонна, свидетельствует трактовка картины, которую дал Мишель Фуко – крупнейший французский философ 20-го столетия, историк и теоретик культуры. Его книгу «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» (1966 г.) открывает глава «Придворные дамы», в которой Фуко на пятнадцати страницах размышляет, на примере «Менин», о предмете и его отражении, о реальности и иллюзии, о вещи и ее образе в искусстве, об объекте и субъекте изображения.

Диего Веласкес. Венера с зеркалом. Ок. 1650 г.

Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини.1434 г.

Диего Веласкес. Пряхи. Ок 1657 г.

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, поэтому его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит, и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже, и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего».

Пабло Писассо. Менины. По Веласкесу. 1957 г.

Диего Веласкес внимательно смотрит на нас, своих будущих зрителей, и пишет новую картину – «Менины»: универсальное полотно, соединяющее в себе и непринужденную жанровую сцену, и групповой портрет, и автопортрет, и философскую аллегорию. Это картина о том, как создаются картины, о творчестве, о плодотворно прожитой жизни художника, и вообще о жизни, которую, словно зеркало, отражает искусство.

Автор: Марина Аграновская Источник: www.maranat.de

Содержание

Диего Веласкес — величайший художник не только XVII века, но и всех времён. Его мастерство до сих пор вдохновляет современных художников и восхищает зрителей. Веласкес — основатель психологического портрета, выведший испанскую живописную школу на новый, высший уровень. В 1623 году он стал придворным живописцем испанского короля Филиппа IV, написал множество придворных портретов, но, несмотря на узкие требования этого жанра Диего Веласкес создавал настоящие шедевры. Самые знаменитые картины Диего Веласкеса хранятся в различных музеях планеты, но сегодня мы соберем их в нашей виртуальной коллекции для вас!

Великие картины Диего Веласкеса:

1

 Менины (1656)

«Менины» (Размер полотна 318×276 см) — самая знаменитая и таинственная картина художника, непревзойдённый шедевр портретного жанра. В переводе с испанского название картины означает «Фрейлины». Картина выставлена в музее Прадо. Её намеренно разместили на уровне глаз посетителей музея. Каждый, кто подходит к картине таинственным образом ощущает своё присутствие в этом странном и таинственном мире портрета. Полотно, как машина времени, погружает зрителя в мир иллюзий испанского двора середины XVII века.

Это сложная масштабная работа, на которой изображено царственное семейство вместе с пятилетней инфантой, в окружении фрейлин и самого художника. Композиция картины построена необычно. Маленькая девочка в пышном розовом платье со своей необычной свитой пришла в мастерскую Веласкеса понаблюдать, как художник пишет портрет её родителей — короля и королевы Испании. Со стороны, кажется, что все персонажи смотрят именно на вас, но на самом деле, они смотрят на короля и королеву, которые позируют художнику. Их отражение зрители видят в зеркале за спиной художника.

Художник сотворил такое пространство, которое ранее никто не изображал. Он вовлёк зрителя в мир своей мастерской и заставил смотреть глазами тех, кого он рисует. Мало того, он изобразил в виде главных персонажей картины карликов и фрейлин, а короля и королеву изобразил лишь схематично. Другие художники за эту вольность могли лишиться головы, но только не Веласкес. За это волшебство его и ценил Филипп IV.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых известных картинах Рафаэля Санти.

2

 Портрет папы Иннокентия X (1650)

Будучи в Риме, Веласкес был призван к папе Иннокентию X. Портрет папы, над которым работал художник, получился настолько реалистичным, что сам понтифик воскликнул — «Слишком правдиво!» Папа Иннокентий X был очень жестоким и беспринципным человеком, но высоко оценил работу художника, ибо Веласкес увидел истинное человеческое лицо человека, власть которого простиралась над половиной света. Он изобразил папу обычным, со всеми своими страстями, человеком.

Это очень изящный и красивый портрет, в основе которого лежит красно-белая гамма. Первое, что бросается в глаза — изысканный шёлк алой папской мантии и белоснежное кружево одеяния на тёмном бордовом фоне бархатной драпировки. Пристальный и настороженный взгляд папы направлен в сторону зрителя, и словно оценивает того, кто перед ним стоит.

3

 Пряхи (1657)

Это работа зрелого художника. Она была написана в последние годы жизни Веласкеса, и отображает его высочайшее мастерство и умение изображать различные фактуры и перспективу. Это настоящая картина в картине, так как на заднем фоне всего происходящего изображён огромный гобелен, который рассматривают незначительные персонажи. Изначально предполагалось, что это мастерская по производству гобеленов. Но на самом деле это трактовка мифа о споре между Афиной и Арахной, кто больше напрядёт пряжи. На переднем плане — Афина. Она изображена лицом к зрителю, на голове уже немолодой женщины белый платок. Арахна сидит спиной к зрителю. Молодая пряха полностью поглощена процессом прядения. В конце концов победу в споре одержала Арахна, за что и была превращена мстительной богиней в паука.

4

 Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа (1655)

Маленький портрет, всего 60 на 70 см, изображает малышку-инфанту, которой едва исполнилось четыре года. Это один из первых портретов будущей императрицы Священной Римской империи, из целой галереи портретов, которые написал Веласкес. Он был очарован девочкой, и все детские и подростковые портреты инфанты светятся теплотой, с которой художник изображал свою обожаемую модель. Несмотря на жёсткие требования парадного портрета королевской особы, Веласкес изобразил прелестного ребёнка с чистым открытым взглядом. Девочке разрешили держаться за стол, так как позирование занимало много времени, и маленькому ребёнку было трудно устоять в тяжёлом платье. Детство малышки закончилось в 14 лет, когда её выдали замуж за своего дядю, императора Священной Римской империи. Через семь лет, в возрасте 21 года, после рождения шестого ребёнка она умерла.

Читайте также: Дети. Милые и очаровательные создания

5

 Портрет инфанты Маргариты в голубом (синем) платье (1659)

Портрет девятилетней инфанты сильно отличается от её портретов в раннем возрасте. Тяжёлое, сковывающее платье, выполненное из голубого бархата, заставляет девочку выглядеть очень взрослой. Её взгляд уже не сияет чистотой и любопытством, как на предыдущих портретах. В этих больших и красивых глазах — пустота и усталость. Но всё равно, девочка прелестна. Её детское милое личико ещё не приобрело знаменитых «габсбургских» чёрт. Это один из самых красивых портретов инфанты.

6

 Инфанта Маргарита в розовом (1660)

Маргарите десять лет. Необъятный кринолин сравнялся с ростом принцессы, причёска похожа на сложное сооружение. Взгляд девочки обречённый. Она знает, что её ждёт — безоговорочный брак и отъезд в чужую страну. Но всё равно, она — прекрасный драгоценный камень в императорской короне. Белокурые волосы, нежное лицо, царственное платье, покрытое прозрачной вуалью с розовыми полосками, создают очень нежный и трогательный образ.

Это последний портрет инфанты, выполненный Веласкесом. В августе этого же года он ушёл из жизни, оставив после себя прекрасные детские портреты маленькой прелестной инфанты. Больше так её никто не писал. Глядя на последующие портреты Маргариты, можно сказать, что Веласкес обожал свою модель, а любовь, как известно, превращает даже самую невзрачную женщину в красавицу.

7

 Портрет Себастьяна де Морра (1664)

Себастьян де Морра — придворный карлик и шут из множества шутов, «гномов» и уродцев при дворе испанского короля Филиппа IV. Это живые игрушки королевской четы. Глядя на портрет можно увидеть, сколько боли и отчаяния в умных глазах изувеченного природой человека. Ведь эти люди, с врождёнными аномалиями, не были лишены ума и различных талантов. Но их место определялось модой того времени. Возможно, их жизнь при дворе не была худшей из всех жизней простых испанцев. Но, привыкнув к унижениям, они соответствовали своему образу дурацких шутов. К ним относились как комнатным болонкам или обезьянкам, им не делали больно, но и не интересовались их личными чаяниями.

Но Себастьян де Морра непростой карлик. Это знатный дворянин, родившийся с редким заболеванием — остеохондродисплазией, которая, искажая тело, не нарушает ум и психику человека. Карлик был очень умным, грамотным, обладал искромётным юмором и иронией, недюжинной силой и мужской харизмой. О его амурных победах судачил весь двор.

8

 Портрет придворного шута «Эль Примо» (1644)

Диего Веласкес — мастер острохарактерных портретов. Среди картин монархов и придворных особ известно множество портретов придворных карликов. В период с 1630–1640 годов художник написал целую серию изображений маленьких людей. В них он отобразил их характер и трагическую сущность. Одна из таких работ — изображение шута Эль Примо (в переводе с испанского «кузен»). При жизни человека звали Дон Диего де Аседо. Он занимал особое положение у короля Филиппа IV — был хранителем королевской печати и личным посыльным короля. На картине изображён тщедушный человечек, держащий в руках большой фолиант. Привилегию оставаться в шляпе при короле имели карлики и близкие родственники (кузены). Возможно, именно из-за этой привилегии так называли при дворе Дона Диего де Аседо.

Эта работа насыщенна острым драматизмом. Лицо карлика очень интеллигентно и светится благородным умом. Но его физические недостатки: горб, маленькие ручки и ножки, нельзя назвать уродливыми. На фоне остальных портретов карликов этот человек выглядит очень достойно.

Читайте также: 10 людей с шокирующей внешностью, бывших участниками «Цирка уродов»

9

 Портрет графа — герцога Оливареса (1638)

Завершит наш обзор на most-beauty портрет премьер-министра Дон Гаспаро де Гусмана, графа Оливареса герцога Сан-Лукар де Барракудо. Это рядовой погрудный портрет придворного, но именно он раскрывает личные качества этого человека. Несмотря на довольно посредственную внешность, герцог обладал стальным характером. Умный, хитрый, проницательный, этот человек двадцать три года подряд обладал практически неограниченной властью.

Послесловие

Веласкес был в очень тёплых отношениях с королём. Ни один живописец не пользовался такой монаршей поддержкой и дружбой. Смерть Веласкеса произвела на короля сильное впечатление. «Я разбит», — написал король на листе с представлением нового придворного художника.

Но на этом наша статья про самые известные картины Диего Веласкеса подошла к концу, но у этого художника было настолько большое количество работ, что редакция most-beauty решила добавить ещё несколько из них в конец этого материала.

Христос в доме Марфы и Марии (1620)

Поклонение волхвов (1619)

Коронование Богоматери (1644)

Ужин в Эммаусе (1618)

Конный портрет графа-герцога Оливареса (1634)

Кузница Вулкана (1630)

Конный портрет принца Бальтазара Карлоса (1635)

Портрет Филиппа IV (1624)

Распятие Христово (1632)

Триумф Вакха (1628)

Сдача Бреды (1635)

Портрет Хуана де Парехи (1650)

На этом всё! С нетерпением ждём от вас комментариев.

Диего Веласкес (1599—1660) — один из величайших художников всех времён.

Самое удивительное, что ему вообще удалось это доказать потомкам.

Он был придворным художником испанского короля. Написал бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.

Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.

Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.

Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение — его главный шедевр «Менины».

«Менины» — портал в другой мир

Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.

5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы.

Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.

Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.

О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника.

Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656. Музей Прадо, Мадрид.

В нем отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.

В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.

Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.

Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655—1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. И видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.

Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяет. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.

Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.

Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.

Невообразимый эксперимент Веласкеса

Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.

На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.

Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.

Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…

Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.

Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.

Картина упоминается в статье “Бородатая женщина” Риберы. Аллегория или портрет?”

Перейти на главную страницу сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

” data-medium-file=”https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2544.jpg?fit=595%2C784&ssl=1″ data-large-file=”https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2544.jpg?fit=607%2C800&ssl=1″ loading=”lazy” class=”wp-image-5984 size-thumbnail” title=”Картина Веласкеса «Портрет Себастьяна де Мора»” src=”https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2544-480×640.jpg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=”Веласкес карлик” data-recalc-dims=”1″/>

Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.

Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Ещё одну дерзость позволил себе Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Известно, что Веласкес был честолюбив. Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.

Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.

А после него это сделал лишь Франсиско Гойя. Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.

Портрет королевской семьи Гойи примечателен во многих отношениях: и тем, что на нем художник изобразил себя, и реалистичностью и некрасивостью лиц королевской четы. Однако больше всего в глаза бросается одна деталь – дама рядом с Королевой смотрит назад и её лица не видно.

Более подробно о картине читайте в статье “Женщина без лица на портрете семьи Карла IV”

Перейти на сайт “Дневник живописи: в каждой картине – тайна, судьба, послание”.

” data-medium-file=”https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302.jpg?fit=595%2C494&ssl=1″ data-large-file=”https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302.jpg?fit=900%2C748&ssl=1″ loading=”lazy” class=”wp-image-5623 size-large” title=”Семейный портрет семьи Карла 4 кисти Диего Веласкеса ” src=”https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302-960×798.jpg?resize=900%2C748&ssl=1″ alt=”Гойя семья Карла 4″ srcset=”https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302.jpg?resize=960%2C798&ssl=1 960w, https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302.jpg?resize=595%2C494&ssl=1 595w, https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302.jpg?w=1800&ssl=1 1800w, https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302.jpg?w=2700&ssl=1 2700w” sizes=”(max-width: 900px) 100vw, 900px” data-recalc-dims=”1″/>

Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пара деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но на полотне он явно выглядит моложе лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.

А ещё мы видим на его груди красный крест — это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в XVII веке. Но Веласкес получил его после написания картины…

Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что мастер сделал это сам.

Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными красками на картине. Особенно он сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.

Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Кто же главный герой картины

Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.

Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.

Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.

Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.

Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.

В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.

Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.

Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.

Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.

А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.

Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…

Главная загадка «Менин»

Почему важные люди, влияющие на жизнь Веласкеса, на картине играют явно второстепенные роли?

Король с королевой лишь отражаются в дальнем зеркале. Маршал стоит в самой дали на лестнице — его черты еле различимы. Ещё один придворный и вовсе в тени.

Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Мне очень импонирует гипотеза замечательного искусствоведа Паолы Волковой.

Все дело в положении Веласкеса при дворе. Со стороны может показаться, что оно было завидным. Король назначил художника главным постельничим. Его мастерская примыкала к покоям монарха. И он не только писал портреты, но и следил за порядком вещей и чистотой ночных горшков.

Нам это кажется оскорбительным. Но в то время — нет. Ведь люди искренне верили, что Король — посланник божий. И мытьё за ним горшка — это привилегия, а не унижение.

Может, Веласкес в это тоже хотел верить, но подсознательно догадывался о своём унизительном положении.

Да и другие придворные его не жаловали. Как раз за его приближенность к королю. Против него плели интриги.

«Менины» — это скрытый протест. И стремление отодвинуть на второй план тех, кто его унижает.

А вот девочка-инфанта была ему близка и мила. Она в силу возраста и характера не желала ему зла. Более искренними были и карлики. И фрейлины. Поэтому они на первом плане.

На первом плане не только на картине, но и в сердце художника.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Диего Веласкес родился 6 июня 1599 г. в Севилье. В раннем возрасте родители отдали его в школу при монастыре. Учителя вскоре заметили необыкновенную любовь малыша к рисованию. Улучив свободную минутку, Диего сразу уединялся с карандашом и листом чистой бумаги. Он мог просидеть в укромном уголке несколько часов, но режим здесь был строгий.

Мальчика находили и возвращали к учебе и различным трудовым занятиям. Увлечение рисованием с годами усиливалось и воспитатели сообщили об этом родителям Диего. Они отмечали его удивительные способности, и тогда отец отвел 10-летнего сынишку в мастерскую Ф. Эрреры.

Этот выбор стал своеобразным вызовом аристократам: ведь занятия рисованием считались низкими для дворянского сословия. У Эрреры подросток пробыл недолго и перешел к Ф. Пачеко. Пачеко был отличным наставником и Диего проучился здесь до своего 18-летия, став мастером.

image

Автопортрет Диего Веласкеса

Пачеко писал в своих дневниках, что будучи еще совсем юным, Диего из своего скромного заработка платил деревенскому мальчику, охотно позировавшим ему. Он изображал его, особо выделяя эмоции: плач, смех и т. д. Диего не останавливали трудности в изображении натуры.

Внимательно прислушиваясь к советам любимого наставника, Диего начинает оттачивать до совершенства свой рисунок, что позволяет ему блестяще изображать натуру в небольших картинах на бытовую тему. Это известные полотна: «Завтрак», «Музыканты»…

image

Диего Родригес де Сильва Веласкес «Музыканты»

Диего женился на дочери своего учителя, 16-летней Хуане Миранде. «Я отдал ему в жены единственную дочь. Это был добродетельный юноша, имеющий много прекрасных качеств, а еще я искренне надеялся на его гениальность», – так писал Пачеко. В течение трех лет в дружной семье родились две дочки. В 1620 г. Веласкес открывает свою мастерскую и набирает учеников.

На престол Испании взошел 16-летний Филипп IV и за короткое время заменил всех придворных. Услышав о таланте живописца из Севильи, он призвал его ко двору. В 1623 г. Веласкес и Пачеко прибыли в Мадрид.

Свое покровительство молодому художнику оказывает первый министр двора Гаспар де Гусман-и-Пиментель, граф Оливарес и герцог Санлукар-ла-Майор. Веласкес пишет портрет юного Филиппа IV, который имел невиданный успех.

Король награждает его званием придворного живописца, ему отводятся великолепные комнаты во дворце и мастерская в пригороде. Тематика его произведений резко сузилась и основным жанром стал портрет. Веласкес достаточно часто создавал великолепные портреты короля и его детей.

image

Диего Веласкес «Портрет юного Филиппа IV»

Известность Веласкеса с каждым годом возрастала и вскоре при дворе каждый «должен был иметь портрет», созданный этим художником. Веласкес пишет также портреты «Графа Оливареса» и «Придворного шута». В них кисть Веласкеса обретает неподражаемую легкость. Он изображает темы не такие возвышенные как раньше, но более элегантные и значимые.

image

Диего Веласкес «Портрет придворного шута»

Как известно, популярность часто вызывает не уважение, а зависть. Авторитеты вступили в конфликт с молодым конкурентом, который не хотел считаться с традициями. В 1627 г. был объявлен конкурс художников.

Диего создал большое полотно «Изгнание морисков». Он изобразил трагическую страницу Испании – изгнание людей, имеющих арабские корни. Буйная экспрессия полотна входила в противоречие с парадным предназначением, но королю оно понравилось. Он повелел установить его во дворце.

Там полотно пробыло пару месяцев, а затем король решил повесить картину в зеркальном зале, где находились его любимые полотна Тициана и Рубенса. Веласкеса всегда интересовала жизнь, люди и нравы.

image

Диего Веласкес «Изгнание морисков»

С возрастом художник Диего Родригес смелее выбирает типаж, словно давая собственную характеристику различным классам общества. Зритель видит на полотнах Веласкеса удаль, веселье, и горечь. Но мастер всегда подчеркивает оптимизм простого народа.

Мастер уже не желает писать бытовые сцены в интерьере дворцов. Он пишет их на природе, поэтому в его картинах появляется много света, а краски играют новыми оттенками. Это было новое веяние в живописи. На первых полотнах еще не совсем реалистичен контраст между светом и тенью. Это придет немного позже и вызовет бурю восторга у зрителей.

В 1629 г. по особому разрешению короля, мастер сопровождает полководца Амброзио Спинолу. Во время путешествия художник побывал в Венеции, Ферраре, Риме и Неаполе. Он проводил много времени, копируя полотна Тинторетто и фрески великого Микеланджело. С волнением и восторгом изучал скульптуры античных мастеров. Не пропускал выставки современных художников Италии.

Это путешествие расширило художественный кругозор Веласкеса и оказало заметное влияние на дальнейшее совершенствование его мастерства. Возвратившись, мастер плодотворно работает над новыми произведениями. В «Кузнице Вулкана», Веласкес гармонично сочетает образы из древнегреческих мифов со сценками, которые максимально приближены к реальному времени.

image

Диего Веласкес «В кузнице Вулкана»

В 1634 — 1635 гг. мастер создает картину «Сдача Бреды». В 1625 г. войско испанцев осаждает крепость Бреда. На полотне изображена сцена передачи комендантом крепости, Юстином Нассауским, ключей Амброзио Спиноле. Взгляд сразу падает на фигуры полководцев: удрученный адмирал, держа в руке ключ, медленно движется к испанскому полководцу.

Фоном картины выступает передовой отряд победителей в черных доспехах. Над их головами темнеет лес копий (другое название полотна «Копья»). От этой темноты (доспехов и копий) кажется, что испанцев намного больше, чем на самом деле. Картина стала настоящим откровением, настолько правдиво изображено это событие. Зрители сразу отметили новизну в построении композиции батальной сцены.

image

Диего Веласкес «Сдача Бреды» или «Копья»

Веласкес много работает над портретами. У них широчайшая палитра красок. Например, полотна, на которых изображены Филипп IV и члены его семьи. Ясная композиция и изысканное цветовое решение гармонично сочетаются.

Картины Диего Родригес де Сильва Веласкес создаёт великолепные. Мастер пишет с вдохновением, изображая на них карликов и шутов. Сквозь смех этих людей, которые обижены природой, он, возможно, один различил их богатый внутренний мир. Мастер изображал их тактично, без тени насмешек.

image

Диего Веласкес «Менины» семья Филиппа IV

В 1649 г. прославленный мастер вновь поехал в Италию, создав там произведения, принесшие ему славу великого художника. Например, портрет папы Иннокентия X. Художник написал его сидящим в кресле, в несколько напряженной позе. На полотне много интенсивных оттенков красного цвета.

Лицо нельзя назвать красивым, но художник не стал придавать благородства его внешности. Он показал внутреннюю силу и темперамент характера, которые можно увидеть в сумрачном взгляде понтифика. С первого взгляда на портрет можно догадаться, что это умный и энергичный человек.

Веласкес обладал глубоким знанием психологии, подмечая главные черты характера и поэтому никогда не льстил своим клиентам. Портрет Иннокентия X, по праву, считается одним из лучших в этом жанре живописи. Сам папа, оценивая работу художника, сказал, что он «слишком правдив», но достойно оплатил труд мастера.

Диего Веласкес «Портрет Иннокентия X»

Филипп IV боялся потерять своего художника и в 1651 г. послал ему письмо с приказом немедленно вернуться в Испанию. Король дает ему чин гофмаршала. Веласкес получает полную независимость в своем творчестве, и пишет известное полотно «Венера и Купидон».

Диего Веласкес «Венера перед зеркалом»

Веласкес никогда не идеализировал свои модели, он писал их реалистично. В 1650-е годы он создал один из наиболее сложных портретов – Филиппа IV. На картине потухший взгляд, усталого и разочарованного монарха, устремлен вдаль. Хотя король держится все также горделиво и надменно. В поздний период своего творчества Диего Родригес Веласкес создает масштабные картины «Менины» и «Пряхи».

Картину «Пряхи», по праву можно назвать вершиной творчества великого мастера. Искусствоведы так и не пришли к единодушному мнению насчет того, что послужило толчком к созданию этого сюжета.

Одной из первых версий, в 1772 г., была выдвинута гипотеза о ковровой мануфактуре в описи интерьерных картин королевского дворца в Мадриде. Но так ли это на самом деле? Можно ли согласиться с этой версией?

Удивляет задний план картины: шелк, прозрачная атмосфера и солнечные лучи. Он достоин кисти Тициана или Вермеера. И это великолепие в простой бытовой сценке? Искусствоведы приступили к поискам тайного смысла. И, как оказалось, не напрасно. Здесь действительно есть немного «замаскированный» смысл на тему древнегреческих мифов о прядении.

Диего Веласкес «Пряхи»

Веласкес достиг пика свой карьеры, он удостоен креста Сантьяго. Впервые человек, посвятивший себя искусству, стал кавалером рыцарского ордена. Тяжелобольной мастер успел порадоваться награде, но присутствие 6 августа 1660 г. на бракосочетании дочери испанского короля и Людовика XIV, совсем подорвало его здоровье. Вернувшись с церемонии, Диего Родригес де Сильва Веласкес умер.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий