Галина Волчек биография здоровье личная жизнь дети фото

Народная артистка СССР, художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек скончалась на 87 году жизни в Москве. В среде российских театра и кино имя Галины Волчек давно стало легендой. Более 60 лет работы в «Современнике», из них более 45 лет в качестве главного режиссера и художественного руководителя – это ли не великолепное достижение! Но и помимо этого Галине Борисовне было, чем гордиться: два десятка театральных ролей, почти 30 киноролей, около 40 театральных постановок. А ведь все могло быть иначе, если бы в конце 1940-х экстерном окончившая школу 16-летняя Галя Волчек послушалась отца и поступила в Литературный институт имени Горького. «МИР 24» собрал десять наиболее интересных фактов из ее биографии. 

image

Фото: ТАСС

Кинодинастия Волчек

Семья, в которой появилась на свет и выросла Галина Волчек, была одной из самых знаменитых киносемей Советского Союза. Отец, Борис Волчек – опытный кинооператор, профессор, преподаватель ВГИК, трижды лауреат Сталинской премии и один раз – Государственной премии СССР. Мама, Вера Исааковна Маймина – выпускница ВГИК, весьма востребованный сценарист. Но творческую жилку Галина Борисовна, как она сама говорила, унаследовала от отца, с которым она решила остаться в 1946 году, когда родители разводились: «Я считаю себя очень счастливым человеком, и может быть в первую очередь потому, что я выросла с папой и с Роммами» (имеется в виду семья Михаила Ромма, одного из самых известных кинорежиссеров СССР). И хотя Борис Волчек видел свою дочь студенткой Литературного института, сама она без колебаний связывала свое будущее со сценой, и потому в 16 лет поступила в Школу-студию МХАТ.

Замужем за Евгением Евстигнеевым

В 1955 году, практически одновременно с окончанием школы-студии, Галина Волчек вышла замуж за своего однокурсника – Евгения Евстигнеева. Брак этот был не очень долгим, он длился девять лет, но подарил молодой актрисе сына – Дениса Евстигнеева, первого и единственного ребенка. Всего же, как говорила сама Галина Волчек, в ее жизни были «два мужа, несколько романов и одно недоразумение», но в конечном итоге она приняла решение полностью посвятить себя театру, понимая, что поделить себя между театром и семьей никак не получается.

image

Фото: Yuzef Mosenzhnik/ТАСС

Тридцать лет на сцене – и тридцать лет перед ней

Впервые выйдя на сцену в 1953 году, Галина Волчек в общей сложности сыграла 21 театральную роль. Последнюю, в собственной постановке спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф», она сыграла в 1984 году, и эта работа по сей день считается лучшей в театральной актерской карьере Волчек. После этого Галина Борисовна больше не выходила на сцену ни в одной роли. Это решение созрело за несколько лет до того, когда в 1972 году из «Современника», созданного с участием Волчек ее однокурсниками Евгением Евстигнеевым, Олегом Табаковым, Игорем Квашой и Лилией Толмачевой, ушел его первый руководитель и вдохновитель – Олег Ефремов. Новым главным режиссером театра стала Галина Волчек. «Кому-то надо было встать во главе театра, – говорила она позднее. – Уверена, совмещать эту работу с репетициями и спектаклями нереально. Я и Олегу Ефремову говорила: чтобы стать главрежем, надо победить свое актерское сознание. Мне всегда казалось более важным искать новые пьесы, приглашать молодых режиссеров, давать роль ведущим артистам, чем играть самой».

38 спектаклей Галины Волчек

Первый спектакль в качестве режиссера Галина Борисовна поставила в 1962 году: это была пьеса американца Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Всего же за режиссерскую карьеру Волчек поставила 38 спектаклей, среди которых были и такие классические постановки, как «На дне» Максима Горького или «Три сестры» Антона Чехова. Были и пьесы современных авторов, например, айтматовская «Плаха» или «Крутой маршрут» по произведению Евгении Гинзбург. Кроме того, Галина Волчек вполне состоялась и как режиссер художественного кино. В ее активе было 14 киноработ, представляющих собой киноверсии поставленных ею же театральных спектаклей.

«Двое на качелях»: спектакль на всю жизнь

Поклонники творчества Галины Волчек еще несколько лет назад обратили внимание на то, что режиссер внезапно решила заново поставить спектакль, с которого начинала свою постановочную карьеру. С 2015 года на сцене «Современника» вновь шла пьеса «Двое на качелях», конечно, уже с совершенно иным актерским составом, чем за полвека до того. И на сегодняшний день этот спектакль остается последней режиссерской работой Волчек. Это всерьез беспокоит ее почитателей: они полагают, что таким образом, вернувшись к своей первой работе, продемонстрировавшей ее режиссерский талант, Галина Борисовна поставила точку в своей театральной карьере.

Железная леди из «Современника»

В театральных кругах за Галиной Волчек давно и прочно закрепилось шутливое прозвище «Железная леди», отсылающее к образу волевой и жестокой Маргарет Тетчер. Однако сама режиссер скептически относилась к такой трактовке ее характера: «Я произвожу впечатление сильной, и мне это часто говорят или думают, что раз она занимает такое положение, она руководитель – значит железобетонная. Мне много раз говорили: «Железная леди наша!» Так говорят те, кто меня мало знают!»

Фото: Vladimir Yatsina/ТАСС

Недосмотренный «Осенний марафон»

Список киноролей Галины Волчек внушает уважение: она снималась в 27 художественных фильмах и 32 документальных. Правда, главных ролей ей так и не досталось, но даже в эпизодах работа Волчек была заметной. Самой яркой ролью Галины Борисовны стала, по мнению многих кинокритиков, роль Варвары в фильме Георгия Данелия «Осенний марафон». Правда, сама актриса скептически относилась к этой славе, поскольку, по ее словам, ей «хотелось уже что-то другое сыграть». К тому же Галина Волчек была категорически недовольна тем, как она выглядит на экране в этой роли, и даже не пошла на премьеру, да и после нее не смогла до конца досмотреть легендарный фильм: «До конца фильм я не посмотрела. На премьеру я не пошла, чтобы не видеть позора. Пришла с подругой в «Художественный», купила два билета, забилась, чтобы никто не узнал, и когда почувствовала, что финал близок, сказала: «Бежим скорее».

Благодарность по-американски

Первые гастроли в США в качестве главного режиссера «Современника» Галина Волчек провела в 1978 году, в Хьюстоне. В 1990-м в Сиэтле Волчек поставила две своих знаменитых работы – «Трех сестер» и «Крутой маршрут». А в конце 1996-го «Современник» первым из российских театров (и первым после труппы МХТ, гастролировавшей в Нью-Йорке в 1924 году) играл на Бродвее постановку «Вишневого сада». Все эти работы так потрясли американских зрителей и критиков, что по совокупности заслуг в 2007 году театру «Современник» была присуждена американская премия в области драматического искусства Drama Desk Award, впервые доставшаяся театру не из Америки.

На политической сцене

Галину Волчек не миновало модное среди театральных и художественных деятелей 1990-х поветрие – участие в политической жизни страны. В 1995 году Галина Борисовна участвовала в выборах в Государственную Думу II созыва в качестве представителя политического блока «Наш дом – Россия», лидером которого был еще действующий тогда премьер-министр Виктор Черномырдин. Затем Галина Волчек проработала членом думского комитета по культуре, но продолжать опыт не стала, и в выборах Госдумы III созыва уже не участвовала, как и в последующих. «Мой опыт вхождения в политику, и человеческий, и режиссерский, показал, что серьезное существование в политике ведет к потере главного – человеческих отношений. А это для меня самое ценное», – отмечала она.

 Фото: Mikhail Metzel/TASS

Кавалер Галина Волчек

За шесть с лишним десятилетий творческой деятельности Галина Волчек была удостоена множества высоких наград. Она – кавалер орденов Трудового Красного знамени (1976 год) и ордена Дружбы народов (1993 год), народная артистка РСФСР (1979 год) и СССР (1989 год), Герой труда Российской Федерации (2017 год, в честь 60-летнего юбилея работы в «Современнике»). Но, помимо этого, Галина Борисовна еще и один из 47 полных кавалеров ордена «За заслуги перед Отечеством». Примечательно, что награды низшей, VI степени, Галина Волчек была удостоена позже всего, когда уже была кавалером III, II и I степеней, чего, согласно статуту ордена, делать вообще-то не полагается.

Автор: · 8 июня, 2018

Галина Волчек — талантливый и самобытный режиссер, гениальная актриса, яркая личность, родилась 19.12.1933 г., коренная москвичка.

Детство

Девочка появилась на свет в семье выдающегося советского кинематографиста, который четырежды был удостоен Государственной премии, Бориса Волчека. Самой известной его лентой стала картина «Ленин в Октябре». Мать Галины также имела самое непосредственное отношение к киномиру — она была востребованным сценаристом.

Сама же девочка никакими выдающимися талантами в детстве не отличалась. Она росла скромной, сдержанной, спокойной. Была из тех, кого в школе называют «серыми мышками». Правда, училась при этом на одни пятерки. Отчасти потому, что ей самой не хотелось получать плохие отметки. Но больше под давлением родителей, особенно матери, мечтавшей, чтобы ее дочь была идеальным ребенком.

Из-за слишком больших материнских амбиций и порой непомерных требований к Галине отношения между ними были достаточно сложными. В подростковом возрасте конфликт набрал такие обороты, что при получении паспорта Галина решила сменить фамилию и стала Волчок. Но уже через несколько лет осознала всю глупость такого поступка и снова перешла на родительскую.

Любимым ее развлечением были книги, которых в дома всегда было много. Его поощрял отец, мечтавший видеть Галину студенткой литературного института, а позже — такой же успешной сценаристкой, как ее мать, или известной писательницей. Но к окончанию школы девушка приняла свое, совершенно другое решение.

Карьера

Получив аттестат, Галина сразу же отнесла документы во МХАТ, о котором мечтала последние несколько лет. Дочь известного режиссера приняли с первой же попытки, хотя на самом деле она тогда легко могла затеряться на фоне других, более ярких и талантливых абитуриенток.

Но Галине повезло. Вместе с ней в это время училось много гениальных ребят, ставших позднее звездной плеядой советского кино и театра. Будучи девушкой интеллектуальной и начитанной, она очень быстро нашла с ними общий язык. Студенты часто собирались на капустники, ставили спектакли по своим сценариям.

А сразу же после выпуска Галина согласилась на предложение Олега Ефремова, в то время уже бывшего преподавателем школы-студии МХАТ и мечтавшего о собственном оригинальном и свободолюбивом театре, и начала работать над этим проектом.

Поначалу это была Студия молодых актеров, где раскрывались таланты Евгения Евстигнеева, Олега Табакова, Игоря Кваши и других ярких начинающих артистов. Немного позже они оформили документы, и так родился культовый театр «Современник», на спектаклях которого выросло уже не одно поколение.

Начинавшая как актриса Галина очень скоро поняла, что ей гораздо интереснее самой ставить спектакли, и уже в начале 60-х состоялся ее режиссерский дебют. Он оказался блестящим. Мелодраматическая и очень романтичная постановка «Двое на качелях» не сходила с театральных афиш более 30 лет.

Осознав, что она наконец-то нашла собственное призвание, Галина сконцентрировалась именно на этом виде деятельности. Она не ошиблась в выборе. Уже через несколько лет она стала одним из самых известных и перспективных московских режиссеров. А в ноябре 1967 года, к величайшей гордости своих родителей, она становится лауреатом Госпремии СССР.

Рука об руку с Олегом Ефремовым Галина быстро делает «Современник» супер популярным театром, который ставит как классику, так и смелые спектакли на самые острые и актуальные темы. Оценив ее талант и высочайшую работоспособность, Ефремов вскоре доверяет ей пост главного режиссера. А позже она заменила своего учителя, став художественным руководителем театра.

Интересен факт, что Галина Волчек первой вновь открыла для советских артистов американские и лучшие мировые сцены, прорвав длительную культурную блокаду, в которой находился СССР. Впервые выступив на Бродвее в 1996 году, она организовала многомесячный тур по Америке с показом русской классики, за который была даже удостоена престижной премии «Драма Деск».

После распада СССР Галину начали активно приглашать в лучшие европейские театры. Она ставит спектакли в Германии, Польше, Венгрии и многих других странах. Ее последним на сегодняшний день режиссерским успехом стало возрождение спектакля «Двое на качелях», который принес ей известность.

Многие считают этот момент знаковым и опасаются, что Галина Волчек приняла решение завершить творческий путь. Сама она никак это не комментирует.

А вот карьера Волчек в кино, можно сказать, не сложилась. Впервые оказавшись на съемочной площадке еще в 1957 году, она в основном играла лишь второстепенные роли. Самой Волчек работа перед камерой, когда снимались короткие эпизоды и иногда по нескольку раз подряд, особой радости не доставляла.

Ей нужно было полное погружение в работу, поэтому она все же предпочла живой театр зрелищному кинематографу.

Личная жизнь

В школьные годы Галиной мальчики особо не интересовались — слишком большой умницей и скромницей она была. Но, поступив в театральное, она ожила и преобразилась. И практически с первых же месяцев у нее сложились романтические и тесные дружеские отношения с однокурсником Игорем Квашей.

Однако, после знакомства с Евгением Евстингеевым, который был старше на целых семь лет и к тому времени уже был достаточно популярен, Галина по-настоящему влюбилась. Чувства оказались взаимными и довольно скоро после начала романа Галина объявила родным о том, что собралась замуж.

С Евгением Евстигнеевым

Интеллигентная семья Волчек далеко не сразу смирилась с фактом, что мужем Галины станет простой деревенский парень со странной внешностью и еще более странными манерами. К тому же, в свои неполные тридцать он уже был лысоват. В общем, это совсем не тот зять, о котором они мечтали.

Но сама Галина была непреклонна в своих решениях, и в 1955 году сразу же после выпуска из школы-студии МХАТ Галина официально стала женой Евстигнеева. А в 1961 у пары родился сын Денис, который пошел по стопам матери и сегодня является успешным российским режиссером.

Галина была максималисткой, полностью сосредоточенной на работе. Поэтому, не просидев дома и двух месяцев после рождения ребенка, она уже снова была в театре. Маленького Дениса нянчили поочередно актеры за кулисами, так что можно сказать, что любовь к театру он впитал с материнским молоком.

С сыном Денисом

Двум ярким личностям сложно находиться рядом. К тому же Евгений Евстингеев всегда умел очаровывать женщин и пользовался у них потрясающим успехом. Галина же не готова была делить его с кем-то другим. Поэтому, узнав об очередном, как оказалось, романе мужа, она забрала сына и просто ушла от него. Просуществовавший почти десять лет брак развалился.

Но уже через два года она снова отправилась под венец. На этот раз ее избранником стал человек, далекий от мира искусства, ученый Марк Абелев. С ним Галину познакомил давний друг Игорь Кваша, которому она когда-то буквально «организовала» брак. И поначалу в этой паре все складывалось идеально.

Даже сын Галины Денис нормально воспринял появление отчима, хотя и сохранял постоянно близкий контакт с родным отцом. Но все же семейного счастья снова не получилось. Главной причиной развода снова стала патологическая ревность. Но на этот раз Галину, вокруг которой постоянно были яркие и талантливые мужчины, начал безумно ревновать муж.

К тому же в дома была постоянно атмосфера соперничества. Жесткая по натуре и привыкшая командовать и брать на себя роль лидера, Галина и дома не могла быть мягкой и покладистой. Да и ревность была небезосновательной. У Галины действительно было несколько романов, которые ей более-менее успешно удавалось скрывать.

Число десять оказалось для ее семейной жизни роковым. Через столько же лет разрушился и второй брак гениального режиссера. Больше она не хотела никаких официальных сложностей, хотя мужчины в ее жизни присутствовали всегда. Но на первом месте все равно оставался театр — главная любовь всей ее жизни.

Поделиться ссылкой:

Вам понравилась статья?

Если да – Поделитесь с друзьями!

Галина Волчек уже в достаточно зрелом возрасте не перестает быть успешной и во всем преуспевает. Это популярная актриса и режиссер, биография которой расскажет о многом. Ее работы в кино и театре востребованы и подтверждают высококлассный артистичный талант. Галина Волчек воспитывала самых разных известных актеров, которые сегодня мелькают в современной киноиндустрии. Огромное количество наград получила она за свой жизненный путь и на самом главном месте стоит звание народная артистка СССР, а также ей вручили орден «За заслуги перед Отечеством». Муж Галины Волчек как любой настоящий мужчина во всем поддерживал и понимающе относился к профессии.

Содержание

Знаменитость великой актрисы

Галина Волчек в прошлом веке стала популярна именно в драматическом направлении. Все поклонники советского кино, бесспорно, знают о ней. Волчек не скрывает о себе ничего и женщине хоть уже далеко за 80, однако про возраст Галина Борисовна старается не говорить, заявляя, что это никого не должно интересовать. Волчек угнетает разговор о прожитых годах, ведь так много хочется еще сделать. Состояние здоровья оставляет желать лучшего, она прикована к коляске и требует постоянного ухода, однако все любители ее прекрасных фильмов желают здоровья и надеются, что она женщина сильная и справится.

Муж Галины Волчек фото

Бывший муж Галины Волчек, Евгений Евстигнеев, 1926 года рождения, жил в бедной семье и после окончания нескольких классов ему пришлось идти работать. Отец помог устроиться на завод, но здесь Евстигнеев проработал пару лет.

Евгений участвовал в театральном кружке, что впоследствии его и побудило стать артистом театра, а вскоре и кино. Он успешно поступает в театральное училище, где и знакомится с такой удивительной женщиной как Волчек Галина Борисовна. Они вместе играли супружескую пару, и после сцены с поцелуем завязался крепкий союз.

В браке у Галины Волчек и ее первого мужа родился сын Денис, в семидесятых годах они разошлись, общение продолжалось до самой смерти Евгения Евстигнеева. Первый муж Волчек играл в различных кинофильмах, которые сегодня любят десятки тысяч людей.

Второй мужчина в жизни актрисы

Вторым мужем Галины Волчек был мужчина, который не был связан с киноиндустрией, а также не имел отношения к театру, он родился в 30-х годах. С самого детства мужчина мечтал стать научным деятелем, поэтому в Москве окончил университет по технической специальности. Галина и Марк познакомились у друзей, и сегодня Галина не может сказать, что именно привлекло ее в Абелееве. Мужчина и женщина стали совместно проживать, вскоре в отношениях случился крах. Муж Волчек написал огромное количество научных работ и является директором инновационного центра, у него не родилось в браке детей, и после Галины Волчек он так и не решился на новую семью.

Галина Борисовна всю жизнь мечтала, что ее будут окружать дети, ведь в своей творческой семье она не получала много внимания, а родители очень сильно были увлечены работой. Она хотела счастливую семью, а своим близким постоянно рассказывала и жалела, что родила только сына. Сегодня Денис один из популярных режиссеров и продюсеров. Он имеет огромное количество наград не только СССР, но и РФ. Он не женится, живет в гражданском браке, так как постоянно что-то мешает, но Галина не теряет надежду, что у нее появятся внуки.

Галина Волчек с мужем прожила счастливую жизнь, что и позволяет ей жить так долго и бороться со своим здоровьем. Женщину увозили много раз на скорой, даже после реанимации она стабильно выздоравливала, несмотря на серьезные проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Сегодня Галина Волчек хоть и появляется на публике в инвалидной коляске, надеется, что поднимется на ноги и еще подарит для поклонников новинки своих работ. Встать с коляски не позволяют грыжи в позвоночнике, в Израиле скоро буду делать операцию, которая возможно поможет подняться с кресла. Сегодня можно найти много фото мужа Галины Волчек и сын в инстаграмм постоянно выкладывают фотографии, где он вместе с мамой.

Возможно интересно: Жена Алексея Баталова, Муж Тамары Семиной.

Она возглавляла театр “Современник” с 1972 года. И долгое время в ее “царстве” на Чистых прудах была очень красивая театральная традиция – каждый год в новогоднюю ночь в 12 часов встречаться всей труппой у “Современника”, чтобы средь зимней сказки поднять всем вместе бокалы шампанского. За новые спектакли. Талантливых режиссеров. Здоровье мастеров. Подрастающую молодежь. За “Современник”, чтобы он оставался современным театром всегда. “Кто не придет, ролей в новом сезоне не получит”, – шутила Галина Борисовна. Но приходили все – с семьями, друзьями, отменяя прибыльные актерские новогодние елки и корпоративы, перенося съемки и поездки на горнолыжные склоны…

Под Новый наступающий високосный год Галина Борисовна соберет всех вновь. Только традиция поменяет настрой на поминальный минор. Не чокаясь, вспомнят, как последний в ее биографии 64-й сезон Московского театра “Современник” открывался спектаклем Галины Волчек “Три товарища”, который в этом году отметил свой 20-летний юбилей.

Галина Волчек: Верю в вас, что вы сумеете сохранить то, что мы сделали и создали за столько лет жизни

Как возвращался театр после масштабной реконструкции основной сцены в здание “Современника” на Чистых прудах, – к счастью, она застала этот праздник возвращения домой, вместе со всеми очень достойно пережив все невзгоды “выездной ремонтной жизни” “Современника” во Дворце на Яузе.

На последнем сборе труппы артисты встречали своего художественного руководителя овациями, а сама Галина Борисовна удивила неожиданной просьбой к коллективу найти ей помощника и словами, призывающими коллег быть готовыми к его появлению.

“Я проболела весь отпуск, и до отпуска я лежала в больницах, отлежалась за всю жизнь, не знаю, сколько еще предстоит. Поэтому, конечно, вы должны понять, что мы должны найти при вашей помощи кого-то, кто будет помогать, человека, который будет постоянно находиться здесь, в театре, – обратилась к труппе Галина Волчек. – Здесь сидеть, отвечать на телефонные звонки, но при этом, кто бы этот человек ни был, я должна вас заверить, что я все равно буду стараться быть с вами и не закрою свой кабинет, буду приходить. Я на вас очень рассчитываю, и я верю в вас, что только вы сумеете сохранить то, что мы сделали и создали за столько лет жизни. Я очень рада видеть вас всех, я вас всех люблю. Самое главное, что мы вместе, чтобы мы держали друг друга за руки, и когда мы вместе – это стена, которую невозможно прошибить… И только тогда с вашей помощью у нас все будет хорошо… Сегодня молодые остаются крайними на берегу. Им сегодня приходится стоять, биться и утверждать ту правду, за которую мы бились всю жизнь”.

Последние слова звучали как завещание. Хотя верилось, что просьбу-ремарку о преемнике можно будет еще долго оставлять без внимания. И казалось – “надеялось”, что театральное время все-таки способно раздвинуть границы человеческой жизни, столько отдавшей театру.

Из последних интервью Галины Волчек:

О служении Театру

– Я работаю в театре сестрой-хозяйкой, директором столовой, кухаркой… Все должности, которые есть, занимает один человек – это я. Причем этому человеку не надо платить, не надо выслушивать от него криков, возмущений, угроз. Его можно обмануть, и ему не обязательно доказывать каждый раз свою боеспособность. А главное – с ним можно жить не по его правилам, а по своим”.

Справка “РГ”

Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Галина Волчек окончила в 1955 году Школу-студию МХАТ. Свою карьеру Волчек начала как актриса, в 1961 году начала заниматься режиссурой. Ее дебютным спектаклем стал “Двое на качелях” по пьесе Уильяма Гибсона. В 1967 году Волчек получила Государственную премию СССР за спектакль “Обыкновенная история” по роману А.И. Гончарова. В 1978 году она стала первым советским режиссером, которого пригласили на постановку пьесы М. Рощина “Эшелон” в США.

Скончалась 26 декабря в больнице от воспаления легких.

Культура Театр Общество Утраты РГ-Видео

Родилась 19 октября 1933 года. Отец – Волчек Борис Израилевич, известный кинорежиссер и оператор, педагог, профессор, лауреат четырех Государственных премий, был режиссером фильмов «Пышка», «Тринадцать», «Ленин в Октябре», «Мечта», «Убийство на улице Данте» и многих других. Мать – Маймина Вера Исааковна, окончила сценарный факультет ВГИКа, в последние годы работала кассиром в Московском театре «Современник».

Детство Галина с родителями провела в Москве. У них дома часто бывали многие талантливые и яркие люди, представители удивительного мира кино, а соседями по дому были Юлий Райзман и Михаил Ромм, который оказал особенно большое влияние на будущую актрису и режиссера. Таким образом, уже с юных лет кино вошло в ее жизнь, она знала о нем все или почти все. Тайной же оставался театр… Во время Великой Отечественной войны семья жила в Свердловске и Алма-Ате, куда была эвакуирована студия «Мосфильм». Когда Галине исполнилось 13 лет, ее родители расстались, и девочка осталась жить с отцом. Вскоре из общеобразовательной школы она уходит в экстернат. Потом вопреки пессимистическим прогнозам родных и друзей 16-летняя Галина поступает в Школу-студию МХАТ. Вместе с ней на курсе учились Игорь Кваша, Людмила Иванова… Одним из преподавателей был Олег Ефремов.

В 1956 году Ефремов и молодые выпускники Школы-студии – Галина Волчек, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша и Олег Табаков – организуют сначала Студию молодых актеров, которая спустя некоторое время получает название «Современник». Это был первый театр, созданный не по велению сверху, а по инициативе молодых актеров, которые готовы были на любые подвиги во имя дела, в необходимость которого верили свято. В первые годы работы в театре Волчек сыграла Нюрку в пьесе «Вечно живые» (именно этим спектаклем по пьесе Виктора Розова и начал свою жизнь будущий «Современник»), Мать – «В поисках радости» В. Розова, а также Грачиху – «Без креста», мисс Амелию – «Баллада о невеселом кабачке» – роли, которые вошли в историю русского театра второй половины XX века.

С 1961 года Галина Волчек начинает работать в театре в качестве режиссера. В 1962 году она выпускает свой первый спектакль по пьесе У. Гибсона «Двое на качелях». Спектакль, который со всей ясностью выразил главную особенность нового театра: в «Современнике» пытались понять и осмыслить время и человека, понять его гражданское и личное предназначение. Психологический театр, развитие метода великого Станиславского стали во главу угла художественных поисков. Спектакль «Двое на качелях» поставил своеобразный рекорд: почти 30 лет он был в репертуаре театра и пользовался неизменной любовью публики.

После постановки пьесы Гибсона Галина Волчек несколько лет работает как режиссер вместе с Олегом Ефремовым («Без креста» В. Тендрякова, «В поисках радости» В. Розова, «Большевики» М. Шатрова). В 1966 году она выпускает один из лучших спектаклей – «Обыкновенную историю» по роману А.И. Гончарова. За этот спектакль 33-летний режиссер получила Государственную премию СССР. «Обыкновенная история» положила начало целому ряду блестящих постановок русской классики: в 1968 году Г.Б. Волчек ставит «На дне» М. Горького, позднее – спектакли по пьесам Чехова, Андреева и т. д.

В 1970 году О. Ефремов уходит во МХАТ. Исторический факт: в течение двух ночей он уговаривает «Современник» уйти вместе с ним. Театр на предложение Ефремова ответил отказом. Среди тех, кто тогда не ушел с Ефремовым во МХАТ, была Галина Волчек. Позже Ефремов скажет: «Она не ушла со мной, потому что была верна идее “Современника”. Больше всего меня в ней всегда привлекала ее верность. Верность той идее, с которой родился “Современник”. Она еще лишь зарождалась, еще не оформилась, а Галя уже была верна ей. Для Гали это нечто генетическое, как бы ее код».

Два года в «Современнике» не было главного режиссера (театром управляла коллегия). В 1972 году труппа театра на общем собрании буквально принуждает Галину Волчек возглавить коллектив – абсолютным большинством голосов ее выбирают главным режиссером. Она начала собирать новую труппу. Стремление найти молодых, талантливых режиссеров и актеров всегда было важно для Волчек. В одной из статей она пишет: «В наш театр приходят молодые актеры и режиссеры, и мы стараемся дать им возможность работать. Молодые актеры должны ощутить себя равноправными строителями нашего общего дела наравне с опытными мастерами, а не чувствовать себя вечно экзаменуемыми учениками. А молодые режиссеры могут иногда ошибаться, пробовать, идти не туда, выбирать не прямые пути, но если поиск идет на территории нашего искусства, театр в любом случае от этого выигрывает». И дальше Волчек формулирует одну из самых важных составляющих ее режиссерского метода: «Недоверие к актеру приносит вред не только ему самому, но и театру».

В начале 1970-х годов в «Современник» пришли Валерий Фокин, Иосиф Рахельгауз, Михаил Али-Хусейн, молодые актеры Юрий Богатырев, Константин Райкин, Марина Неелова, Валентин Гафт – они и стали создавать лицо нового театра. Формируется новый репертуар: Михаил Рощин «Валентин и Валентина», Александр Володин «С любимыми не расставайтесь», Александр Вампилов «Провинциальные анекдоты», инсценируются Чингиз Айтматов, Борис Васильев, Василий Шукшин, позднее, на рубеже 1980–1990-х годов, «Современник» открывает новых драматургов – Александра Галина и Николая Коляду. В театр вместе с молодыми режиссерами приходят и известные мастера – Георгий Товстоногов и Анджей Вайда. Сама Галина Волчек ставит «Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова (1973), «Эшелон» М. Рощина (1975), «Вишневый сад» А. Чехова (1976), «Обратную связь» А. Гельмана (1977), «НЛО» В. Малягина (1978), «Спешите делать добро» М. Рощина (1980).

В 1978 году, в разгар «холодной войны», Галина Волчек становится первым советским режиссером, прорвавшим культурную блокаду между США и СССР. Ее приглашают в Хьюстон в театр «Аллей» поставить «Эшелон» М. Рощина. Этот, по тем временам абсолютно беспрецедентный опыт, принес огромный успех не только режиссеру, но и всему русскому психологическому театру, одним из проводников которого на Запад стала Галина Волчек.

В 1990 году «Современник» в Сиэтле в рамках культурной программы Игр доброй воли показывает два спектакля Галины Волчек – «Три сестры» и «Крутой маршрут». В течение полутора месяцев театр с огромным успехом играл спектакли для иностранного зрителя. Так долго в мировой истории гастроли не продолжались никогда. И эта победа Г.Б. Волчек и ее театра имела продолжение через несколько лет, теперь уже на Бродвее. «Современник» стал первым российским театром, приехавшим с гастролями на Бродвей после легендарного МХАТа. Гастроли театра прошли с оглушительным успехом. И спустя год «Современник» приезжает на Бродвей вновь и привозит новый спектакль Галины Волчек – «Вишневый сад». Это событие осталось уникальным в истории Бродвея – своеобразной театральной Мекки. В течение двух недель с постоянными аншлагами для американского зрителя игрался драматический спектакль иностранного (в данном случае московского) театра.

Бродвейские гастроли «Современника» были отмечены одной из самых престижных общенациональных наград США в области драматического театра – «Drama desk award», которая впервые за многолетнюю историю существования этой премии была присуждена неамериканскому театру, к тому же абсолютным большинством голосов.

В 1999 году Галина Волчек после девятимесячных репетиций выпускает спектакль «Три товарища», ставший настоящим хитом современной российской сцены. Режиссер очень тонко уловила время, в которое роман Э.М. Ремарка вновь стал как никогда актуален и необходим. На первой репетиции Волчек сказала: «Благостное, голубо-розовое ощущение от этого романа, сохранившееся с конца 50-х, исчезло без следа, когда я перечитала “Трех товарищей” вновь, сегодняшними глазами. Глазами человека, живущего на исходе XX века, ежесекундно осознающего драматизм происходящего и отдающего себе отчет в невозможности подчас лично что-либо изменить в окружающем мире. Этот роман, как бы открытый заново, удивительно совпал со мной сегодняшней, с моим мироощущением, с моим настроением». Волчек не побоялась ввести на главные роли молодых актеров (некоторые из них только что окончили театральное училище). Она продолжает следовать своему мудрому принципу и в 2001 году возобновляет «Три сестры» Чехова, где также играет молодое поколение «Современника».

Помимо упомянутых, Г.Б. Волчек поставила на сцене Московского театра «Современник» спектакли: «Принцесса и Дровосек» М. Микаэляна (1969, совместно с О. Далем), «Свой остров» Р. Каугвера (1971), «Погода на завтра» М. Шатрова (1973, совместно с И. Райхельгаузом и В. Фокиным), «Поиск-891» Ю. Семенова (1981, совместно с В. Фокиным и М. Али-Хусейном), «Три сестры» А.П. Чехова (1982), «Современник» рассказывает в себе» (1983, совместно с Г. Соколовой), «Риск» О. Куваева (1984, совместно с В. Фокиным), «Близнец» М. Рощина (1986), «Плаха» Ч. Айтматова (1988), «Звезды на утреннем небе» А. Галина (1989), «Крутой маршрут» Е. Гинзбург (инсценировка А. Гетмана, 1989), «Мурлин Мурло» Н. Коляды (1990), «Анфиса» Л. Андреева (1991, вторая редакция – 2003), «Трудные люди» Й. Бар-Йосефа (1992), «Смерть и дева» А. Дорфмана (1992), «Титул» А. Галина (1993), «Пигмалион» Б. Шоу (1994), «Мы едем, едем, едем…» Н. Коляды (1996), «Вишневый сад» А.П. Чехова (1997).

Параллельно с творческой деятельностью Галины Волчек на театральных подмостках небезуспешно развивалась и ее кинокарьера. Она снялась в фильмах: «Дон Кихот» (1957), «Грешный ангел» (1962), «Строится мост» (1965), «Первый курьер» (1967), «Свой» (1969), «Король Лир» (1970), «Моя судьба» (1974), «Маяковский смеется» (1975), «Русалочка» (1976), «Про Красную шапочку. Продолжение старой сказки» (1977), «Осенний марафон» (1979), «Уникум» (1983).

Ныне Галина Борисовна не снимается в кино и не играет в театре. Несколько лет назад Галина Борисовна перестала играть одну из самых блестящих своих ролей Марту в спектакле «Кто боится Вирджинии Вульф?». Она всецело посвятила себя художественному руководству театром и режиссерской профессии: «Все! Победила до конца, нет во мне актерского сознания! И никакой борьбы не было, я ничего для этого не делала. Так сложилось. Когда мне сейчас говорят: “Сыграйте эту роль, она прямо для вас!” – я удивляюсь: да я этих ролей играю в год по сто штук. Каждую роль, которую играют артисты в моих спектаклях, я играю с ними. Так я работаю, в этом моя природа режиссерская».

Галина Волчек избиралась депутатом Государственной думы Федерального собрания от фракции НДР, но в 1999 году она покинула стены парламента: «Я отказалась от всех предложений многих партий играть в эти игры. Мой опыт вхождения в политику, и человеческий, и режиссерский, показал, что серьезное существование в политике ведет к потере главного – человеческих отношений. А это для меня самое ценное».

Галина Волчек дважды была замужем. От первого брака с Евгением Евстигнеевым у нее родился сын. Сегодня он – известный режиссер кино Денис Евстигнеев («Лимита», «Мама»). «Сын для меня – тема особая, – говорит Галина Борисовна. – Так сложились наши отношения, что он мой главный советчик, самый строгий зритель и судья. Не могу выпустить спектакль, пока его не посмотрит Денис».

Г.Б. Волчек – народная артистка СССР (1988), лауреат Государственной премии СССР (1967), лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002), кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) и II степени (2003), Трудового Красного Знамени (1976). Академик Российской академии кинематогарфических искусств “НИКА”.

Article author: Uri Daigin Article tags: Биография Article source: http://www.biograph.ru/bank/volchek.htm The article is about these people:   Galina Volchek This information is published under GNU Free Document License (GFDL). You should be logged in, in order to edit this article.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий