Иван Базаров биография: Иван Базаров биография

Евгений Базаров — это центральный персонаж романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Произведение и начинается с того, что Базаров вместе со своим приятелем Аркадием прибывают в усадьбу Кирсановых, где живет отец и дядя Аркадия. Кем был Базаров? Давайте рассмотрим характеристику Евгения Базарова.

Прошлое, образование и взгляды Базарова

Отец Евгения Базарова был врачом, и в будущем сын тоже занимался лечением людей. Ему пришлось пройти суровую школу, затем последовал университет, во времена учебы в котором пришлось бедствовать. Базарову нравилось увлекаться разными предметами, поэтому он неплохо разбирался в геологии, ботанике, агротехнике. Надо отметить, что всегда Евгений Базаров рад помочь с лечением. Образованный человек, отсюда определенная гордость собой.

А что Базаров представлял из себя внешне? Многих его вид даже несколько отталкивал — высокого роста, в старом плаще и с длинными волосами. Иван Тургенев не зря также подчеркнул остроту его ума, описав череп и выражение лица, которые явно указывали на самоуверенный склад.

Характеристика Евгения Базарова состоит в том, что он нигилист, и буквально все отрицает, причем гордится своими взглядами. О любви Базаров говорит, как о ненужном чувстве, искусство его не интересует, природой он также не восхищается, а называет ее мастерской, где работником является человек. В общем, если говорить о радикальных дворянах, взгляды Базарова очень даже отличаются и явно не типичны.

Выводы о характеристике Евгения Базарова

На пути Евгения Базарова много трудностей, испытывается он и любовью. Познакомившись с Одинцовой, главный герой убежден, что любовь не существует, поэтому и к женщинам он равнодушен. Однако чувства разгораются очень быстро, особенно это видно после того, как Базаров какое-то время гостит в имении Одинцовой. Она увлекает его и даже толкает на смелые поступки, например, объяснение.

Итак, хотя Базаров убежденный нигилист, первая жизненная ситуация ломает его, и испытав глубокие чувства, он уже в тупике — как быть дальше? Или, например, история с дуэлью — он отрицает понятие чести, но согласен драться на дуэли. Базаров не верит в благородство, но во время поединка ведет себя как благородный человек. Возникает вопрос, а действительно ли Базаров был нигилистом?

Вы ознакомились в этой статье с характеристикой Евгения Базарова, читайте также статью «О чем роман Отцы и дети» и посетите раздел Кратких содержаний.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Базаров, герой тургеневского романа «Отцы и Дети», представляет собою тип «нигилиста». Он сурово и страстно отрицает все, чему поклонялись «отцы», т. е старшее поколение Он – демократ по происхождению и по взглядам, – враг аристократизма, враг дворянства, хотя и мужика идеализировать он тоже не станет. Он вообще отрицает всякий идеализм, метафизику и существование «принципов» – все сводит к физиологии, к физической жизни: «принципов вообще нет, – говорит он, – а есть ощущения». Крайний материализм XVIII в. Гольбаха и Ламетри словно воскрес с новой силой в речах этого русского студента.

Твердо стоя на своей крайней точке зрения, Базаров отрицает все, кроме экспериментальной (основанной на опытах) науки. Так он решительно отвергает любовь, как какое-то идеальное чувство:

«любовь в смысле идеальном он называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства, или болезни, и не раз выражал свое удивление, почему не посадили в желтый дом Тогенбурга, со всеми «миннезингерами и трубадурами»».

Образ Базарова у Тургенева

«Чепухой», «гнилью», «романтизмом» называет он любовь детей к родителям, чувство дружбы, патриотизм и религию… С насмешкой отзывается он об «искусстве»; «ерундой» называет он сочинения Пушкина, с презрением относится к Рафаэлю, к музыке. «Природа не храм, и человек в ней работник» – говорит он решительно. Демократизм его выражается в том, что он, стоя на своей материалистической, все уравнивающей, точке зрения, отрицает всякое неравенство в жизни, – для него нет разницы не только между «дворянами» и «мужиками», – он не признаёт даже существования «великих людей» и «героев»:

«Все люди, – заявляет он, – друг на друга похожи, как телом, так и душой: у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены, – и так называемые нравственные качества одни и те же у всех; небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди – это деревья в лесу: ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой…»

Это грубое, донельзя упрощенное, обобщение, конечно, сплошь неправильно, но оно объясняет нам прекрасно состояние души русского человека, желающего «сплеча» расправиться со всеми остатками старины, – безразлично – темными и светлыми, которые дожили до 1860-х годов. Нигилисты, вроде Базарова, рассуждали так: «были до нас дурные и хорошие люди, происходили злоупотребления и находились люди, обличавшие зло, говорившие, вроде Рудина, пышные речи о служении человечеству, – а жизнь все текла по старому, темная, беспросветная… Не лучше ли сплеча все разрушить, «расчистить место» (слова Базарова) для «новой жизни». Какова будет она, ни Базаров, ни его единомышленники не думали, – они считали своим долгом «разрушить старое», выдохшееся, выцветшее, одряхлевшее, а там – будь что будет» [1].

В этих мыслях в речах чувствуется отчаяние, которое росло в душе нескольких русских поколений, путавшихся в роковом «заколдованном кругу»: самосознание интеллигенции прояснилось, добро и зло определилось, – а борьба во имя «добра» оказывалась бесплодной… И вот, в лице нигилиста Базарова русское общество приходит даже к такому крайнему «пессимизму», что отказывается верить в плодотворность реформ («самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок», – говорит Базаров). Только одно «знание», по мнению Базарова, спасет нас и наш народ.

Что же делает Базаров для такого «спасения»? – Он только желчно и зло говорит – издевается, оскорбляет других: он не служит своим знанием людям и сторонится от них. Едва ли в том, что он посоветовал Аркадию дать отцу на прочтение какую-то брошюру по естествознанию, можно усмотреть серьезное «служение» его своей идее – необходимости распространять трезвое знание среди народов!». Таким образом, перед вами, в лице героя романа не «общественный деятель», а какой-то, опять-таки, «лишний человек» – тот же Рудин, только озлобленный, – пессимист-индивидуалист, у которого смелое «слово» заменяет «дело». Он сам замечает иногда неустойчивость своего миросозерцания и насилует себя, чтобы быть последовательным: вот почему себя он сам называет «самоломанным».

Но не всегда он справляется с противоречиями – они прорываются сквозь крепкие оковы его воли, – и тогда, за его злыми и смелыми словами, виднеется несчастный человек… Отрицая «принципы», – он, тем не менее, говорит: «мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – т. е., другими словами, признает «принцип полезности». Насмешливо относясь к «любви», уверяя всех, что он смотрит на «любовь» только «с физиологической точки зрения», – он влюбляется в Одинцову так, что не в силах вырвать из сердца своего чувства, – даже перед смертью он хочет ее видеть. В отношениях к старикам-родителям, сквозь напускное пренебрежение к ним, проглядывает его нежная, трогательная любовь… Характернее всего расставанье Базарова с другом его, Кирсановым, он прощается с ним, холодный и равнодушный. «И у тебя нет других слов у меня?» – грустно спрашивает Аркадий… Базаров смущается от этого прямого вопроса, и у него вырывается восклицание: «есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это – романтизм, – это значит рассиропиться!»

В начале романа Базаров представлен задорным, самонадеянным человеком, который верит в свои смелые «слова», – но жизнь доказывает ему ложь этих слов, доказывает ему, что он заблуждается. Он напрягает все силы, чтобы отстоять свои идеи, – он и себя не щадит, готов отказаться от личного счастья, принести в жертву счастье близких: «решился все косить – валяй и себя по ногам!» – гордо говорит он… Но в конце романа он представлен человеком, обессиленным той упорной борьбой, которую он вел с самим собой.

В ненужности этой жертвы, так как она принесена «ложному богу», – его трагизм, его «донкихотство». И он сознает, по-видимому, это и сам, – и во второй половине романа он представлен пессимистом, разочарованным, измученным духовно человеком. Особенно тяготит Базарова сознание, что в его безотрадной философии чего-то нет существенного… Но он так и не понял, что вся беда его не том, что в нем не было альтруизма, что он среди «живых» людей – одинок и никому не нужен, ни с чем не связан, ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим, – словом, «лишний человек»… [2]

«Я думаю, – говорит он Аркадию, – я вот лежу здесь, под стогом. Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотное в сравнении с остальным пространством, где меня нет, и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!» [3]

Таким образом, в лице своего героя Тургенев изобразил сильного человека, но заблудшегося. В мировоззрении его вскрыл романист коренные ошибки, а в душе его нашел разлад: «слова» Базарова, оказались «напускными», а сам он – «самоломанным»… Так, устами Тургенева, человек 1840-х годов судил, в лице Базарова, чуждое ему поколение молодежи 1860-х годов за крайности её житейской философии. Он отдает должное этому сильному и честному поколению, но он не обольщается этой силой, видит бесплодность её умствований и сожалеет, что направлена она неверно.

[1] «Что же вы делаете?» – спрашивает Павел Кирсанов Базарова. «А вот, что мы делаем!» – отвечает тот. «Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда… Потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве… когда грубейшее суеверие нас душит… Самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

[2] «Это что же значит? Очевидно, Базаров столь легко сходящийся с людьми, столь живо интересующейся ими и столь легко начинающий питать к ним злобу, сам страдает от этой злобы более, чем те, к кому она относится. Эта злоба не есть вырождение нарушенного эгоизма или оскорблённого себялюбия, она есть вырождение страдания – томление, производимое отсутствием любви. Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобно, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви. Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть не мог; но сердце требовало полноты, требовало чувств. И вот он злится на других, но чувствует, что ему ещё больше следует злиться на себя» (критик Александровский).

[3] Ср. с этими словами совершенно противоположное мировоззрение Касьяна, Лукерьи, Лизы Калитиной.

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературе image
  • Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Ещё по теме…

image

Евгений Васильевич Базаров – главный герой известного романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он – один из самых сложных и противоречивых персонажей русской классической литературы второй половины 19 века. Роман был создан в 1861 году: это было время великих реформ Александра II, которые оказали сильное влияние на общественно-политическую жизнь того времени. Под впечатлением гласности и либерализма молодежь увлеклась модными идеями нигилизма. Нигилизм – это идейное течение, которое отрицало общепризнанные нравственные установки, правила, авторитеты. Многие молодые люди под эйфорией перемен принялись отрицать старый дворянский уклад жизни. После отмены крепостного права помещики быстро теряли свои позиции, но не хотели этого признать и пытались сохранить привилегированное положение под натиском оппозиционной молодежи. На этом фоне происходит действие романа Тургенева. Базаров – представитель нового, бунтующего поколения, хотя ему около тридцати лет – возраст, который в то время считался «взрослым». У него характерная, запоминающаяся внешность, которая сразу бросается в глаза и привлекает внимание окружающих. Его лицо выражает энергию, самоуверенность и ум. Однако он одевается очень просто и даже несколько неряшливо. Он носит поношенную одежду: старую шинель, потертый фрак, пыльный головной убор, как бы тем самым бросая вызов представителям высшего сословия, которые следили за своей внешностью. Тон и походка героя сразу выдавали в нем деятельную, смелую, но несколько апатичную натуру. Автор подчеркивает, что его голос звучал громко и даже дерзко, но порой лениво. Однако его шаг всегда был тверд и уверен, так как он всегда был занят работой и редко сидел без дела. По происхождению Базаров был наполовину дворянин, но герой при случае с гордостью и даже высокомерием подчеркивал, что он – выходец из простого народа. Однако его мать была столбовой дворянкой, то есть принадлежала к благородному сословию по рождению. Отец же героя служил военным лекарем, и Базаров унаследовал его профессию. В описываемое в романе время он еще не стал доктором, но усиленно учился и постоянно трудился, ставя опыты над насекомыми. По своим убеждениям Базаров – нигилист. Он скептик и критик, у него недоверчивый характер. Герой не признает никаких авторитетов и не считается с мнением окружающих. По натуре он бунтарь, который протестует против устоявшихся общественных норм и правил. Базаров – практик и деловой человек: он не любит много говорить и философствовать. Базаров поддерживал формальную дружбу с молодым дворянином Аркадием Кирсановым, которого был старше на семь лет. Последний благоговел перед ним и старался во всем ему подражать, хотя не был склонен ни к нигилизму, ни к учебе, ни к труду. Базаров постоянно подшучивал над своим молодым товарищем и не воспринимал его всерьез, хотя из практических соображений пользовался его гостеприимством. Дядя Аркадия, представитель старой аристократии, Павел Кирсанов сразу невзлюбил главного героя за его самоуверенный характер, небрежные манеры и гордость. Конфликт между героями привел к дуэли, которая, впрочем, окончилась благополучно для обоих: Павел Петрович отделался легкой раной, после чего они помирились. Базаров отрицал чувства и любовь, однако вопреки ожиданиям и собственной теории без памяти влюбился в молодую красивую умную дворянку Анну Одинцову. Эта женщина привлекла его своим незаурядным характером: она была всегда ровна, спокойна, невозмутима. В отличие от других героев, Одинцова не поддалась влиянию личности Базарова. Он привлек ее своим необычным образом жизни, который был нов и дик для размеренной провинциальной жизни. Его резкие суждения и необычный ум заинтересовали Одинцову, и она быстро с ним подружилась. Но молодая женщина осталась верна себе: она не влюбилась в своего гостя, так как трезво оценивала свое положение и понимала, что они никогда не будут счастливы. Но Базаров – страстная натура. Неожиданно для самого себя он дал волю чувствам, и его дикий порыв напугал Одинцову, что привело к их расставанию. Герой не выдержал испытания любовью, и это нарушило его внутренний мир, поколебало его уверенность в своей правоте. В результате Базаров стал еще более жестким, желчным и скептичным. Однако герою нельзя отказать в честности и благородстве. Он никогда никого не обманывал, не притворялся и всегда говорил правду. Базаров – сильная, многообещающая, перспективная, однако, к сожалению, необузданная личность. У этого героя огромный положительный потенциал: он умен, силен, трудолюбив. Базаров обладает неуемной энергией: он активен, предприимчив, любознателен. Однако он не сумел в полной мере реализовать эти качества из-за своего гипертрофированного скептицизма и цинизма. Базаров мыслит как материалист и считает себя таковым, забывая, что человек – не только социальное, но и духовное существо. У героя нет своего мировоззрения, он лишь отрицает чувства и достижения культуры. Нигилизм стал его трагедией и опустошил его изнутри еще до физической смерти. Поэтому Базаров вызывает у читателя сочувствие, а сам Тургенев, казалось, не знал, что делать со своим героем. Возможно, поэтому смерть Базарова получилась такой неожиданной: болезнь героя (умер от тифа) никак не связана с его духовным кризисом, который переживали многие молодые люди во второй половине 19 века.

Автор: · Опубликовано 30.06.2019 · Обновлено 30.06.2019

Многомудрый Литрекон представляет не только краткое сочинение-рассуждение о характеристике Базарова, но и таблицу с цитатами и чертами характера героя. Приятного просвещения!

(420 слов) «Отцы и дети» И.С. Тургенева — одно из самых символичных произведений 19-го века. Оно меняло мировоззрение людей того времени, в большей степени молодежи. Образ Базарова создан писателем для того, чтобы выразить главный замысел написания романа. Конфликт поколений невозможен без категоричного и принципиального героя, который отрицает старое, чтобы воздвигнуть новое.

Евгений Базаров — мужчина лет 30-ти с довольно приятной наружностью. Он разночинец, так как родился и вырос в семье матери-дворянки и отставного «штабс-лекаря». Способности к естественным наукам проявлялись у Базарова уже с юных лет, именно по этой причине он поступил учиться на врача.

Несмотря на то, что Евгения нельзя с уверенностью назвать дворянином, он остается гордой и уверенной в себе личностью. По своим убеждениям он является нигилистом— человеком, который все отрицает. Базаров четко придерживается своих принципов относительно пользы науки, отвергая при этом искусство и природу, так как они, по его мнению, бесполезны.

Евгений Васильевич не любит «красиво» разговаривать, потому что считает это неприличным. Однако робким и застенчивым Базарова не назовешь, так как в общении с людьми он не любит «церемоний» и излишних нежностей. Внешне мужчина может показаться спокойным и хладнокровным, но тот факт, что он ко всему относится с критической точки зрения и периодически подтрунивает над окружающими, говорит об обратном.

Личность Евгения довольно незаурядна: такое качество характера как равнодушие может уживаться в нем с трудолюбием и добротой, спрятанной в глубине сердца. Иногда Базаров бывает слишком резок в своих высказываниях, однако он не лишен уважения к людям, в особенности к представителям старшего поколения. Собственное нутро вечно побуждает его к действиям, будь то врачевание или попытки изменить уже существующий миропорядок.

Женская красота в понимании Евгения Базарова необходима только с физиологической точки зрения. Он отрицает любовь, оправдывая сердечные терзания людей словами, что это лишь проявление с их стороны человеческих «инстинктов». Разговоры о чувствах и браке ему противны. Даже к своим родителям Евгений Васильевич относится довольно холодно, не принимая их любви и ласки. Одна Одинцова смогла потревожить его душевный покой и заставить пошатнуться его четкие личностные установки. Нежное чувство начало потихоньку проникать в душу Евгения и вскоре заставило его признаться в этом самой Анне Сергеевне. К сожалению, мужчина был отвергнут, правда не из-за односторонней любви, а из-за того, что Одинцова не пожелала менять свою жизнь ради него.

Жизнь Базарова оборвалась довольно рано. Порез и заражение тифом приводят его к скорой смерти. На его могилу приходят лишь родители. Но это лишь означает, что герой появился не ко времени, и его дела и суждения не могли стать всеобщей ценностью. Базарова не оценили по заслугам, но так и должно было быть: кому-то нужно стать первопроходцем, пусть даже в тени славы.

черты характера базарова цитаты
гордость «…человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…»
пылкость сердца и горячий темперамент «…какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле…»
нигилизм и самостоятельность суждений нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…»
простота и скромность «…главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…» «…я нахожу, что говорить красиво – неприлично…»
неряшливость и небрежность «…все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам…» «…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…»
самолюбие и самоуверенность «…тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия…» «…лицо <…> выражало самоуверенность и ум…»
трудолюбие, воля и целеустремленность «…базаров работал упорно и угрюмо…»

«…он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь…»

«…всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…» «…человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях…»

демократичность взглядов (он охотно общается с народом) «…базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно…»
категоричность и принципиальность «…базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений…» «…мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!..»

Автор: Анастасия Кутковецкая

Евгений – представитель молодого поколения, сын лекаря и дворянки. К своему знатному происхождению мужчина относится равнодушно, а вот тем, что приходится внуком пахарю, гордится. Герой пошел по стопам отца, став лекарем. Кроме того, он увлечен естественными науками, так как считает, что за ними будущее человечества. При помощи науки мужчина пытается «расчистить» место для новой жизни, разбив несправедливость во всех сферах жизни: государственной, религиозной, культурной. Базаров утверждает: «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта». Вот где источник одного из толкований. Молодой лекарь – приверженец материалистического мировоззрение. Но материализм в его сознании занимает настолько важное место, что, кажется, вытесняет все то, что противоречит его постулатам. Поэтому Евгений отрицает все традиционные духовные ценности: философию, поэзию, религию, любовь. Он считает их пустыми и бесполезными. Чтение стихотворений А. С. Пушкина, по мнению молодого нигилиста, – пустая трата времени. Для русского человека религия – очень важная составляющая жизни. Базаров же считает, ее браздами, которые позволяют править народными массами, инструментом, помогающим держать людей в узде. Так мужчина отрицает привычную для нас суть веры, а вместе с ней и множество морально-этических норм, прописанных в Библии. Испокон веков природу считали матушкой, восхищались ее совершенством, красотой, мудростью. Евгений отрицает все это, ведь природа для него – лишь ресурсы, которые люди превращают в блага. Это также проявление грубого материализма. Таким образом, «базаровщиной» называют чрезмерную склонность к материализму, нигилизм крайней степени, которые перерастают в цинизм и грозят стать разрушающей силой.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Тема дворянской усадьбы в романе Тургенева «Отцы и дети» Тема дружбы в романе Тургенева «Отцы и дети» Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых Сравнительная характеристика Павла Кирсанова и Евгения Базарова

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий