Конгресс башкир вступился за бюст ученого Ахмет-Заки Валиди в Петербурге

Ислам

image

  • Share
  • Share
  • Tweet

Следующий

Принятие Ислама башкирами

Предыдущий

Как имаму получить грант?

image Читать дальше

В тренде

  • Ислам3 недели назад

    Город Кумертау стал местом проведения очередного пленума ДУМ РБ

  • Ислам2 недели назад

    Муфтий Башкортостана Айнур хазрат Биргалин: «Халяльность вакцины мы определили еще до месяца Рамазана и рекомендуем и сейчас»

  • Ислам3 недели назад

    В Кумертау начал работу двухдневный семинар-совещание мухтасибатов Духовного управления мусульман Республики Башкортостан.

  • Ислам3 дня назад

    Курбан 2021

  • Ислам3 недели назад

    Ильдар Аляутдинов: «Мы обязаны привлекать к своей работе лучших экспертов — это залог качественной фетвы»

  • Ислам6 дней назад

    В эту ночь начинаются священные Десять ночей месяца Зуль-хиджа

  • Ислам6 дней назад

    Посол Бахрейна встретился с Муфтием Башкортостана

  • Ислам1 день назад

    В пресс-центре «Россия Сегодня» Курбан-байрам в России

Геополитика 15.07 Джон Керри и его лисий хвост

С каким обманом приехал в Россию мужчина приятный во всех отношениях?

Глобализация 15.07 Cyber Polygon-2021: учения глобалистов перед мировым локдауном интернета?

Еще один шаг к мировому господству теневого правительства

Евразия 15.07 Зачем Талибан захватывает границы Афганистана

Контроль за торговыми путями превыше всего

Популярное

14.07 Игорь Ашманов: «Американцы пытаются поднять даркнет на уровень обычного интернета»
14.07 Аваков пал под даволением куратора Украины Кента?
14.07 Русский мир против анти-России
14.07 «Украина никогда не кормила Россию»: Кучма признал обман украинцев
14.07 Игорь Ашманов: «Они забанили собственного президента»
05.07 Новая стратегия национальной безопасности определила мировое лидерство и миссию России
14.07 Игорь Ашманов: «Американцы пытаются поднять даркнет на уровень обычного интернета»
14.07 Аваков пал под даволением куратора Украины Кента?
14.07 Русский мир против анти-России
14.07 «Украина никогда не кормила Россию»: Кучма признал обман украинцев

Архив материалов Дух истории 05.12.2017 09:00 В  НЕОПУБЛИКОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ ГАЗЕТЕ KAZANFIRST ПО ЭКСТРЕМИСТСКОМУ САЙТУ «УФАГУБЪ» Азат Бердин: “Концептуально проект «Уфа губернская» был основан на идеологемах, которые и ранее, и сейчас активно использовались так называемой татаристской идеологией, Комментировать Юлдаш Юсупов: “Башкирский сабантуй может стать гастрофестивалем” В Стратегии развития башкирского народа среди приоритетных проектов, направленных на формирование культурных и общественных пространств, особое место занимает сабантуй. Один из Комментировать Российская социология понесла тяжелую утрату 11 апреля на 89 году жизни скончалась одна из основателей отечественной этносоциологии профессор Л.М.Дробижева. Научный коллектив Центра социокультурного моделирования выражает Комментировать О башкиризации татар и татаризации башкир. Должна ли власть иметь отношение к национальному вопросу? “Предстоящая в августе 2021 года Всероссийская перепись населения вызвала массу обсуждений и даже конфликтов – в частности, по теме так называемых татаризации и башкиризации. Цель Комментировать ОБРЕТАЯ РОДНУЮ РЕЧЬ В Астраханской области впервые прошел диктант на “народном” ногайском языке. Долгие годы астраханские ногайцы изучали в качестве родного литературный татарский язык, Комментировать СИТУАЦИЯ С ПАМЯТНЫМ БЮСТОМ ПРОФЕССОРУ А.-З. ВАЛИДИ ОБСУЖДАЕТСЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ Ситуацию с демонтажом бюста российского востоковеда Ахмет-Заки Валиди Тогана, служившего на Восточном факультете СПбГУ объектом гражданского почитания с 2008 г., рассмотрели в Комментировать ВСТРЕЧА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФАДН РОССИИ С АКТИВОМ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ БАШКИР, МИШАРЕЙ И КРЯШЕН Федеральное агентство по делам национальностей: “Конституционное право на самоидентификацию – это осознанный выбор образованного человека”. Вопросы самоидентификации Комментировать Азат Бердин о символичной составляющей природы протестов на Куштау Азат Бердин: Если бы, когда конфликт еще только зарождался вокруг Торатау руководство БСК вело бы себя несколько иначе — конфликт не принял бы таких бескомпромиссных форм. Они Комментировать Азат Бердин: Понимание природы протеста, его направленности — это шаг к успешному диалогу Азат Бердин позицию к ситуации с Куштау обозначил в самом начале интервью: “Лично я против разработки Куштау. Прежде всего удивила официальная реакция на это событие. Например, Комментировать Куштау, федерализм, олигархия – беседа на канале Беклербек Ногай Кандидат Философских Наук Азат Тагирович Бердин в беседе по проблеме Куштау на канале Беклербек Ногай: “Упразднение национальных республик – кажется самым простым решением, но для Комментировать СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ДИКТАНТ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ДИКТАНТ 25 апрель прошло историческое событие как для республики, так и для башкирского народа, где люди имели возможность написать диктант на северо-западном Комментировать АНТИВАХХАБИЗМ САМИГУЛЛИНА = ФЕДЕРАЛИЗМ ДУМ РТ АНТИВАХХАБИЗМ САМИГУЛЛИНА = ФЕДЕРАЛИЗМ ДУМ РТ. Позволю себе подать несколько догадок по поводу высказывания муфтия ДУМ РТ Камиля Самигуллина на Межрелигиозном совете России Комментировать

В Петербурге во дворе филологического факультета СПбГУ демонтировали бюст востоковеда, одного из национальных лидеров Башкирии Ахмет-Заки Валиди Тугана. Светлое пятно на месте памятника 27 января зафиксировал корреспондент «Фонтанки». 

«Фонтанка»

По данным издания, работы по демонтажу начались еще на выходных.

Между тем официальных комментариев по поводу сноса бюста вуз пока не дает. В пресс-службе университета у Znak.com попросили прислать им официальный запрос (направлен).

Как ранее сообщали нашей интернет-газете в пресс-службе СПбГУ, в 2007 году по просьбе руководства Башкортостана, поддержанной руководством восточного факультета СПбГУ (декан Е. И. Зеленев), руководство университета дало согласие на установку бюста Валиди около здания на Университетской набережной, 11. За счет средств бюджета Башкортостана (более 3 млн рублей в ценах того времени) на основании государственного контракта бюст был изготовлен. 

Через несколько лет после установки бюста в университет стали поступать обращения граждан и юридических лиц по поводу законности действий СПбГУ по установке бюста. В связи с этим в сентябре 2019 года университет направил обращение в прокуратуру Санкт-Петербурга с просьбой проверить законность этих действий. 

18 января 2021 года по результатам проверки из прокуратуры Василеостровского района поступил документ, согласно которому вуз должен принять незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь, а также организовать рассмотрение представления с приглашением представителя прокуратуры.

В Петербурге снесут бюст национальному герою Башкирии из-за пособничества фашистам

Как ранее сообщалось, в биографии Валиди были обнаружены факты пособничества гитлеровцам, полякам и пантюркизм.

Ахмет-Зака Валиди Туган — военно-политический деятель, лидер башкирского национально-освободительного движения (1917–1920 годы). После эмиграции жил, учился и работал в Германии, откуда уехал в Турцию 1 сентября 1939 года. В Стамбульском университете преподавал историю тюрков, скончался в Турции в 1970 году.

Примечательно, что бюст востоковеда на территории Петербургского университета — не единственный в России монумент в честь Валиди. Так, есть его каменная скульптура в башкирском Ишимбае и Сибае. Есть его памятная доска на здании Национальной республиканской библиотеки в Уфе. Сама библиотека носит его имя. Есть в столице Башкирии и одна из центральных улиц Заки Валиди. В его память проводятся «Валидовские чтения», его дом-сруб в селе Кузяново — это филиал Национального музея Башкирии. Да и вообще после национальной гордости башкир — батыра Салавата Юлаева — этот историк фактически второй по значению в тех местах.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Ахметзаки Валиди Тоган (башк. хмтзки Влиди Туан, тур. Zeki Velidi Togan; до 1938В г.В — Ахмет-Заки Валиди (Валидов) (башк. хмтзки Влиди (Влидов); 10 декабря 1890 года, деревня Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии Российской империи, ныне Ишимбайский район Республики БашкортостанВ — 26 июля 1970 года, Стамбул, Турция)В — политический деятель, лидер башкирского национально-освободительного движения (в 1917—1920 гг); публицист; историк, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).

Именование

Арабографичные труды, изданные в России, Валиди подписывал как Ахметзаки, Ахметзаки Валиди, А. Валиди. Труды, изданные на русском, подписывались им как А.-З. Валидов, Ахмет Закий Валидов. Издания, вышедшие в Европе, подписаны как А. Зеки Валиди. Использовал псевдонимы Соклыкайоглу, А.В Т.В Кахъяоглу, Сюяргул.

Биография

Происхождение и национальная принадлежность

Ахметзаки Валиди является потомком религиозных деятелей Валидовых. Наиболее ранним предком Валиди, которого упоминает сам Ахмет-Заки Валиди, является Иштуган. В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан имеется ряд сведений о генеалогии Ахмет-Заки Валиди. Наиболее ранним таким документом являются материалы пятой ревизии (1795). Также содержат генеалогическую информацию материалы восьмой и девятой ревизии и метрические книги по деревне Кузяново за 1860В г. и 1890В г. Наиболее ранним известным предком Валиди по этим документам является его прапрадед Таит (Таип) Иштуганов (1750—1837), записанный тептярем, и прабабка Гуландан Муртазина, записанная как тептярская дочь. Известно о трех сыновьях ТаитаВ — Аюпе, Халите и Валите (прадед Ахмет-Заки Валиди). Известно, что у Валита было три жены и 11 сыновей. По материалам девятой ревизии известно, что Ахмедтан (Ахмед(т)ьян) Валитов (дед Ахмет-заки Валиди) входит в число членов домохозяйства своего брата Мухаметвали Валитова, записанного тептярем. В составе домохозяйства указана и бабка ВалидиВ — Мухибъямала (Мухибямал) Вильданова. В метрической книге по деревне Кузяново за 1860 год в записи о рождении отца Валиди Ахмед(т)ши, Ахмед(т)ьян Валидов записан как башкир. В метрической книге за 1890В г. в записи о рождении Ахмет Заки даются сведения о его родителяхВ — отце Ахмед(т)ше, сыне Ахмед(т)ьяна Валидова, и матери Уммульхаят, дочери Мухамедкафи Котлозоманова, из тептярей. У Ахмет-Заки Валиди было две жены. Первая женаВ — Нафиса Хажимухамматовна Якшимбетова, осталась в СССР после эмиграции Валиди, вторая женаВ — Назмие Унгар. От второй жены двое детейВ — сын Субидай и дочь Исенбике.

Если говорить о национальной самоидентификации, то в анкетном листе делегата VII Всероссийского съезда Советов (1919) сам Ахмет-Заки Валиди указал, что по национальности является башкиром (башкирином). В своих «Воспоминаниях» Валиди отмечал, что принадлежит к башкирскому роду Суклы-Кай, входящему в род Кайлы, подчеркивал своё башкирское происхождение. Также указывал, что его предки были ногайцами, присоединившимися к юрматинским башкирам ещё во времена каракитаев (домонгольская эпоха). Тем не менее высказываются различные взгляды на этническую принадлежность Валиди. С.В М.В Исхаков указывает на то, что с дореволюционных времен существуют три взгляда на этническое происхождение Валиди: татарское, тептярское и башкирское, и эти взгляды не противоречат друг другу, если рассматривать их в конкретно исторической обстановке. По мнению С.В М.В Исхакова, на этническую самоидентификацию Валиди оказала сильное влияние политикаВ — до 1917В г. он был татарским деятелем, а после февраля 1917В г. чем выше поднимался он в политической карьере руководителя Башкирской республики, тем больше должен был выступать как башкирский деятель[неавторитетныйВ источник?В 936В дней]. В то же время М.В М.В Кульшарипов отмечает, что «Воспоминания» Валиди (1969) и анкетный лист делегата VII Всероссийского съезда Советов (1919) закрывают дискуссию о национальной принадлежности Валиди.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий