Конспект урока литературы “М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок”; 10 кл.

Портрет Салтыкова-Щедрина: YouTube/Краткая Биография

Отец русской сатиры — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — умело подмечал недочеты государственного устройства России, бюрократизм системы и деградацию элиты. Все это стало предметом его литературных изысканий. Биография Салтыкова-Щедрина — яркий пример самоотверженного беззаветного служения обществу. Поинтересуйтесь фактами из жизни великого сатирика, его творческим наследием.

Биография Салтыкова-Щедрина: детство и юность

Тверская губерния, родовое имение помещиков Салтыковых (село Спас-Угол) — малая родина талантливого русского писателя-сатирика. Здесь через год после декабристского восстания, в 1826-м, в семье Евграфа Васильевича Салтыкова, женившегося на дворянке Ольге Забелиной, младшей его на 25 лет, родился шестой ребенок — Михаил.

Детство Михаила Евграфовича прошло в большом доме, который располагался практически на голом месте и не славился уютом. Дом напоминал серую коробку, к которой примыкали множественные постройки для дворовых, скота, клетушки для припасов, погреба. За имением тянулась болотистая равнина, на которой росли хвойные леса.

Салтыков-Щедрин, биография которого берет начало в этом угрюмом месте, не особо любил мать:

  1. Она была властной и жесткой женщиной, которая за короткий период не только возродила практически полностью разоренное имение мужа, но и удесятерила семейное состояние.
  2. Дети видели родительницу только тогда, когда та считала необходимым наказать наследников за непослушание, о котором ей сообщали гувернеры. Позже писатель вспоминал, что уже в 2-летнем возрасте хорошо знал, что такое порка розгами.
Михаил Салтыков-Щедрин в детстве: YouTube/Краткая Биография

Домашнее воспитание, которое получил Салтыков-Щедрин, было недостаточным. Грамоте его обучал крепостной Салтыковых художник Павел Соколов, который позже стал прототипом одного из персонажей в произведении «Пошехонская старина».

Когда ребенок освоил грамоту и научился читать, для его дальнейшего обучения пригласили священника. Затем образованием Миши занималась старшая сестра, студент, который учился в Московской духовной академии.

В десятилетнем возрасте мальчик сдал экзамены в Московский институт для дворян, куда был принят сразу в 3-й класс. В то время этот пансион входил в число лучших прогрессивных заведений, где обучались многие знаменитые писатели и поэты, среди которых:

  • Василий Андреевич Жуковский.
  • Александр Сергеевич Грибоедов.
  • Григорий Петрович Данилевский.
  • Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткая биография Салтыкова-Щедрина рассказывает, что спустя два года после поступления в институт за выдающиеся заслуги в учебе Михаила перевели учиться в Царскосельский лицей за казенный счет, где будущий знаменитый писатель начал творческую деятельность.

Михаил Салтыков-Щедрин: творческий путь

Первые пробы пера знаменитого писателя приходятся на период пребывания в Царскосельском лицее.

Молодой Салтыков-Щедрин: YouTube/Краткая Биография

Салтыков-Щедрин, годы жизни которого связаны с литературой, начал писать вольнодумные стихотворения. Невзирая на то что после выпуска за выдающиеся успехи в учебе он должен был получить ранг титулярного советника, за неподобающее поведение Михаилу Салтыкову дали только коллежского секретаря.

После лицея (1845) Салтыков-Щедрин идет работать в военную канцелярию. В этот период Михаил Евграфович пишет заметки, ряд повестей, среди которых такие известные работы, как «Запутанное дело», «Противоречие».

Литературная деятельность писателя в 1848 году привела его к ссылке в Вятку, где он провел семь лет. Здесь Салтыков-Щедрин начал службу в ранге канцелярского чиновника, а позже стал советником в правлении губернии. В 1855-м литератор покинул место ссылки и стал чиновником министерства внутренних дел.

Годы жизни Салтыкова-Щедрина в ссылке не прошли даром. Накопленный опыт и материалы, которые автор собрал в наблюдениях за повседневной жизнью общества, помогли писателю творить с еще большим желанием. Его «Губернские очерки», опубликованные в «Русском вестнике», практически с первого выхода становятся популярными и любимыми у разных слоев российского общества.

После возвращения из ссылки Салтыков-Щедрин становится вице-губернатором Рязани (1858), а немного позже занимает такую же должность в Твери. В этот период автор много пишет и публикуется в различных изданиях, среди которых:

  • «Атенея».
  • «Русский вестник.
  • «Библиотека для чтения».
  • «Современник».
  • «Московский вестник».
  • «Время».
  • «Московские ведомости».
Фотопортрет Михаила Салтыкова-Щедрина: YouTube/Краткая Биография

Позже опубликованные в это время работы автора были собраны и выпущены в сборниках произведений «Невинные рассказы», «Сатира в прозе», которые трижды переиздавались при жизни автора и многократно после его смерти.

В 1864 году Салтыкова-Щедрина назначают управляющим казенной палаты в Пензе, а позже в Туле, Рязани. В этот период писатель практически не занимается творчеством: с 1865-го по 1867-й публикует лишь одну статью под названием «Завещание моим детям».

Но жажда творчества не покидает Щедрина. Когда издание «Отечественные записки» возглавляет Некрасов (1868), Михаил Евграфович уходит с государственной службы и становится сотрудником журнала. Позже он занимает руководящую должность, а спустя 10 лет, когда умирает Некрасов, занимает пост главного редактора.

В эти годы из-под его пера выходит множество произведений, среди которых:

  • «Письма из провинции».
  • «Помпадуры и Помпадурши».
  • «История одного города».
  • «Культурные люди».
  • «Господа Головлевы».
  • «Благонамеренные речи».

Во время работы в «Отечественных записках» писатель публикует свои работы исключительно в этом издании.

В 1884 году происходит значительное для автора событие — «Отечественные записки» закрыли. Это стало большим ударом для Щедрина. После этого автор публиковал практически все произведения в издании «Вестник Европы».

Михаил Салтыков-Щедрин: личная жизнь, последние годы

Запрет любимого издания автора («Отечественные записки»), которому он отдавал все силы, подорвало здоровье Салтыкова-Щедрина. Силу впечатления от закрытия журнала автор изобразил в сказке «Приключения с Крамольниковым», а также в «Пестром письме».

Разрыв связи писателя с публикой был для Щедрина болезненным. Он ощущал себя одиноким, начал болеть. Последние годы жизни талантливого автора — медленная агония: Салтыков несчастен, но продолжает творить, пока рука может удерживать перо.

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина всегда отличались свободой мысли и особой внутренней силой, а его произведения последних лет: «Пошехонская старина», «Забытые слова», «Сказки», «Мелочи жизни» — не уступают лучшим произведениям, написанным в молодые годы.

Михаил Салтыков-Щедрин женился на дочери вице-губернатора Вятки Елизавете Болтиной. Супруги не разделяли общих взглядов на жизнь и получили разное образование. Но, несмотря на то что союз был сложным, в нем не было взаимопонимания, супруги прожили вместе до конца жизни.

Салтыков-Щедрин с супругой Елизаветой: YouTube/Краткая Биография

Жена Лиза переписывала произведения мужа, была отличной хозяйкой и родила ему сына Константина и дочь Елизавету. К сожалению писателя, горячо любимые им дети не обладали даже долей литературного таланта и ничем себя не проявили.

Последние месяцы яркой и богатой творческими достижениями жизни Михаил Евграфович провел в постели. Его смерть наступила в 1889 году вследствие осложнений от простуды.

Выдающийся писатель оставил огромное творческое наследие. Его произведения ценны обличительным пафосом и практически хронологическим изложением важных событий, происходивших в обществе России. Проза Михаила Щедрина поставила его в ряд с такими известными авторами, как Антон Павлович Чехов, Федор Михайлович Достоевский.

Творчество Салтыкова-Щедрина вошло в культурное мировое наследие, а его произведения продолжают будоражить умы и жить в сердцах читателей современного мира.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1877939-biografia-saltykova-sedrina-licnaa-zizn-i-tvorcestvo-pisatela.html

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский писатель-реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин (настоящая фамилия литератора – Салтыков).

Детство и образование

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.

Военная служба. Ссылка в Вятку

В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).

В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.

Государственная деятельность. Зрелое творчество

Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».

В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».

В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.

Последние годы жизни писателя

С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 – 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» (краткое содержание), в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».

В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1889).

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.

Интересные факты

  • Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие.
  • Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
  • Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.
  • Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
  • В соответствии с просьбой в завещании, Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.

Сглаз и Порча

Слайд 1

Слайд 2

image

Образ раскольникова в романе “преступление и наказание” Образование раскольникова романе преступление и наказание image Герои и сюжет «Горя от ума» А Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги Тема любви в рассказе гранатовый браслет куприна сочинение Талант любви в произведении куприна гранатовый браслет Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах Кому на руси жить хорошо крестьянин григорий Краткая биография салтыков-щедрин самое главное Салтыков щедрин краткое сообщение Содержание:

  • Детские годы
  • Сумрачный лицеист
  • Салтыков-Щедрин – чиновник
  • Вятский житель
  • Личная жизнь Салтыкова-Щедрина
  • “Губернские очерки”
  • Творческая деятельность писателя
  • Главный журнал
  • Последние годы
  • Интересные факты

Детские годы

Будущий писатель был родом из Тверской губернии, куда после свадьбы перебрались его родители. У отца, которого звали Евграф Васильевич, было там, неподалеку от Калязина, родовое поместье, носившее название Спас-Угол. Мать Ольга Михайловна была дочерью мелкопоместного московского дворянина. Пятнадцатилетней она выскочила замуж за очень состоятельного человека, который был старше ее на двадцать шесть лет. По тем временам это считалось неплохой партией.

Рис. 1. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Иван Крамской. 1879 год
К моменту рождения Миши 15 января 1826 в семье уже было пятеро детей – два мальчика и три девочки. В метрической книге указана другая дата – 27 января, поскольку записи велись по старому календарю.

Важно! Исследователи утверждают, что впечатления детских лет нашли отражение в его повести “Пошехонская старина”, которую с полным основанием можно считать автобиографией. Однако стоит отметить, что сам писатель очень не хотел, чтобы его отождествляли с главным героем этой книги.

Обстановка в семье была тяжелой. Мать одинаково сурово относилась и к крепостным, и к собственным детям. О ней ходили легенды. Нежная и веселая Оля Забелина довольно быстро превратилась во властную и довольно грубую помещицу. Позднее писатель делился с друзьями, что жили они мрачно и что он ненавидит свою мать. При этом у него было привилегированное положение, его считали любимчиком. В семье практиковались телесные наказания, розги постоянно кому-нибудь перепадали, так что детский плач был делом самым обычным. Несмотря на суровую обстановку, учились Салтыковы-младшие всему, что положено было знать дворянским недорослям. Сначала с Михаилом занимался крепостной художник Павел Соколов. Некоторые науки преподавала старшая сестра. Закон Божий он изучал под руководством местного приходского священника, а иностранным языкам обучали мальчика гувернантки. С детства Миша прекрасно говорил по-французски и по-немецки.

Рис. 2. Михаил Салтыков в 1850-х годах

Сумрачный лицеист

Знаний, полученных дома, хватило, чтобы поступить в Московский дворянский институт – одно из лучших учебных заведений того времени. В ту пору ему было десять лет. Миша был образцовым учеником. Он проявлял великолепные способности к наукам, к тому же, отличался примерным поведением. За особые успехи в учебе его рекомендовали в знаменитый Царскосельский Лицей. Это было не только возможностью получить очень качественное высшее образование, но и давало отличный старт в карьере. Кроме того, обучение и содержание воспитанников гарантировало и полностью обеспечивало государство. И вот в этом привилегированном учебном заведении Мишу как подменили – он практически не вылезал из карцера за отвратительное поведение, неаккуратность и сквернословие. Годы учебы Салтыкова-Щедрина ничем не напоминают пушкинское лицейское братство. Друзей Миша так и не завел. За ним закрепилось прозвище “Сумрачный лицеист”. Однако каждому выпуску полагалось иметь своего поэта – такая традиция сложилась с первого выпуска. Именно эта роль была уготована Михаилу. В свободное время он этим и занимался – рифмовал свое и переводил чужое. Его стихи даже публиковали столичные журналы, например, “Библиотека для чтения”. Подборки выходили с 1841 по 1844 год. Однако сам Салтыков-Щедрин постарался потом о них забыть. Раздел “Стихотворения” есть в приложении к полному собранию сочинений, но исключительно как справочный. Учился Михаил Евграфович неважно. Тем не менее, Лицей он окончил в 1844 году. Чин, правда, мог бы быть и посолиднее. Другие выпускники выходили в свет титулярными советниками, а он – всего лишь коллежским секретарем.

Рис. 3. Дом Михаила Салтыкова-Щедрина в Вятке

Салтыков-Щедрин – чиновник

После Лицея Михаил поступил на гражданскую службу – начал с должности мелкого чиновника в военном министерстве, да еще и вне штата. Два года спустя его взяли уже официально, на должность секретаря. Успехи по службе его волновали мало, а вот литература и журналистика очень даже интересовали. Журналистскую деятельность Салтыков-Щедрин начал с небольших заметок о книгах. Их печатали “Отечественные записки”. Попробовал сочинять и художественную прозу – сначала это были короткие рассказы, но в конце 40-х появились две первые повести. Одна называлась “Противоречия”, другая – “Запутанное дело”. Михаил Евграфович отдал их в тот же журнал, и их с радостью напечатали. В те годы он зачитывался современными французскими романами. Особенно ему нравилась Жорж Санд.

Вятский житель

Журнал, в который молодой автор отдавал свои первые творения, не вызывал у властей никакого доверия. На самого же молодого человека в то время еще никто не обращал особого внимания. Но появление повестей, пропитанных революционным духом (это происходило на фоне “Весны народов” – революций конца 40-х годов, прокатившихся по многим европейским странам), вызвали к нему интерес, в том числе и со стороны надзорных органов. Михаил Салтыков очень скоро оказался в Вятке, куда его отправили в ссылку. Это случилось весной 1848 года, его назначили на небольшой пост в губернском управлении и под негласным надзором самого губернатора. Однако уже осенью того же года несколько повысили по службе, сделав чиновником для особых поручений.

Важно! В это время Салтыков усиленно занимался самообразованием – серьезно изучал историю России, читал европейскую классическую литературу. Он наблюдал, разговаривал с людьми из самых разных сословий – в общем, собирал материал, который потом превратился в “Губернские очерки”.

Салтыков-Щедрин вообще мог остаться в своей ссылке навсегда. В это время происходили бурные события. Правительство было занято Крымской войной, военной реформой, уходом из жизни Николая I и коронацией Александра II, так что всем было не до мелкого провинциального чиновника. И лишь благодаря хлопотам Петра Ланского и его семьи вятскому чиновнику удалось вернуться в столицу и получить место в министерстве, на сей раз – внутренних дел.

Рис. 4. Жена Михаила Салтыкова-Щедрина – Елизавета

Личная жизнь Салтыкова-Щедрина

В Вятке Салтыков-Щедрин прожил почти семь лет. Здесь он познакомился с Лизой Болтиной, дочкой своего начальника. Поначалу отец Лизы Аполлон Петрович не особенно жаловал будущего зятя, сосланного за вольнодумство, но позднее они нашли общий язык и даже сделались друзьями. Лиза, или Бетси, как ее называли дома, была моложе своего предполагаемого жениха на 14 лет. Семейная жизнь складывалась тяжело. Михаил Евграфович унаследовал многие черты характера своей матери, был человеком резким и нетерпимым. Жена его оказалась доброй и терпеливой, но не отличавшейся большим умом и серьезными знаниями. Тем не менее, именно она переписывала повести и рассказы мужа, а после его смерти умело разобралась со всеми делами о наследстве, в том числе литературном. Несмотря на разницу в характерах, они прожили вместе очень долго. Первые годы союз был бездетным, но спустя семнадцать лет один за другим появились двое ребятишек, Лиза и Костя. Писатель их по-своему любил, но они, что называется, звезд с неба не хватали, что его очень огорчало.

Рис. 5. Михаил Салтыков в 1889 году

“Губернские очерки”

В 1856 году Салтыкова назначили чиновником для особых поручений при том же министерстве. Несколько лет он провел в постоянных разъездах. Почти сразу после назначения Михаил побывал в Тверской и Владимирской губерниях, где знакомился с состоянием дворянского ополчения, на тот момент весьма печальным. На литературное творчество времени было мало, писал он главным образом отчеты. Зато вышли отдельным изданием “Губернские очерки”. Именно с этого момента и появился псевдоним “Щедрин”. Книга имела очень большой успех, критики о ней заговорили как о новом слове в русской литературе – настолько точно никому еще не известный писатель передал характерные типажи провинциальных жителей и вообще всю обстановку русской провинции. Книгу в течение нескольких лет переиздали еще два раза.

Творческая деятельность писателя

Весной 1858 года Салтыкову-Щедрину пришлось снова уехать из столицы, но на сей раз – отнюдь не в ссылку. Его назначили на высокий пост в Рязани, потом он выхлопотал себе перевод в Тверь. Вышел было в отставку, но без дела сидел недолго. Собирался издавать в Москве свой литературный журнал, но ничего не вышло. Тогда писатель переехал в Петербург и фактически стал редактором “Современника”. Он писал для журнала очерки, хроники, а также публиковал там многие свои произведения. Попытался провести реформу книгоиздательства, но идея эта приверженцев во власти не нашла.

Рис. 6. Комната в доме Михаила Салтыкова-Щедрина
В московских и петербургских журналах постоянно выходили его рассказы. Позднее он составил из них сборники. Один был выпущен под названием “Сатиры в прозе”, а второй – “Невинные рассказы”. Обе книги появились в книжных лавках в 1863 году и в следующие десять лет трижды переиздавались. В 1864 году он возобновил прерванную было карьеру и отправился в Пензу, затем его направили в Тулу, а после он снова оказался в Рязани. Публиковать он ничего не публиковал, зато интенсивно работал над тремя главными книгами. Начал с романа “Помпадуры и Помпадурши”. Писал его с перерывами почти десять лет, а в промежутках появились еще две книги – сначала “История одного города”, а потом и “Господа Головлевы”. В конце концов закончил и первый роман, так что все три книги вышли практически одновременно в начале 70-х.

Главный журнал

В 1868 году писатель вернулся в журнал “Отечественные записки”. К тому моменту редакцию возглавил Н. А. Некрасов. Салтыков-Щедрин окончательно расстался с государственной службой и с энтузиазмом занялся редактированием популярного издания. Именно здесь он публиковал практически все свои произведения – вышли “Письма из провинции”, “Дневник провинциала”, “Недоконченные беседы”, “Убежище Монрепо” и многое другое. “Господа Головлевы” и “История одного города” впервые увидели свет тоже в этом журнале, как и знаменитые сказки, адресованные отнюдь не детям. Самые известные – “Премудрый пескарь” и “Дикий помещик”. Салтыков-Щедрин увлекся редакторской деятельностью. Занимался он преимущественно подготовкой к печати беллетристики и прозаических переводов.

Важно! Цензура этот журнал не любила. Номера изымали из печати с печальной регулярностью, а в 1884 году издание и вовсе было закрыто.

Последние свои произведения Салтыков-Щедрин отдавал в другие журналы. Несколько рассказов напечатала ”Неделя”, кое-что попало в “Русские ведомости”.

Рис. 7. Портрет Михаила Салтыкова кисти Н. А. Ярошенко. 1886 год

Последние годы

Салтыков-Щедрин никогда не отличался отменным здоровьем. Ему изрядно повредила ссылка в Вятку. Закрытие любимого журнала довершило процесс. Он остро реагировал на ситуацию с “Отечественными записками”. Свое состояние описал в сказке “Приключение с Крамольниковым” и в цикле “Пестрые письма”. Он практически потерял связь с читателями. Ситуацию усугубляло почти полное одиночество. Он все время лежал в кровати, а если кто приходил в гости, велел отвечать, что ему некогда и он умирает. Умер писатель 28 апреля 1889 года (по старому стилю эта дата приходилась на 10 мая). В качестве причины врачи назвали осложнения после гриппа. Перед смертью Михаил Евграфович успел распорядиться насчет погребения – хотел, чтобы его похоронили где-нибудь поближе с И. С. Тургеневым на Волковом кладбище в Петербурге, что и было исполнено.

Интересные факты

  • Салтыков-Щедрин был заядлым игроком в карты. Он часто проигрывал и всегда заявлял, что выигравший – шулер.
  • Несмотря на то, что мать писателя была властной и суровой помещицей, жестоко обращавшейся с крепостными, никакого отношения к печально известной Салтычихе она не имела.
  • Салтыков-Щедрин грубо и резко обращался со слугами.
  • В собственной семье писателя боялись все домочадцы.

Еще больше интересных фактов об этой известной личности, а также отрывки экранизаций его произведений, вы найдете в видео ниже.

Тест для закрепления материала

  1. 1 Где родился М. Е. Салтыков-Щедрин?

    Вопрос 1 из 10

  2. 2 В какой семье рос Салтыков-Щедрин?

    Вопрос 2 из 10

  3. 3 Какое учебное заведение окончил Салтыков-Щедрин?

    Вопрос 3 из 10

  4. 4 Какую карьеру выбрал Салтыков-Щедрин?

    Вопрос 4 из 10

  5. 5 Какие произведения Салтыкова-Щедрина были опубликованы первыми?

    Вопрос 5 из 10

  6. 6 За что Салтыкова-Щедрина отправили в ссылку?

    Вопрос 6 из 10

  7. 7 Какое произведение было впервые подписано псевдонимом “Щедрин”?

    Вопрос 7 из 10

  8. 8 Какой журнал редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

    Вопрос 8 из 10

  9. 9 В каком году был закрыт журнал “Отечественные записки”?

    Вопрос 9 из 10

  10. 10 Где похоронен Салтыков-Щедрин?

    Вопрос 10 из 10

Еще тесты

Читайте также

Роберт Бёрнс (1759 – 1796) – биография шотландского поэта Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) – биография, интересные факты Пугачев Емельян Иванович (1742 – 1775) – биография, интересные факты Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1919) 📚 – биография и творческий путь

Презентация по слайдамСлайд №1

Текст слайда: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) «Я писатель – в этом моё призвание» «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» «Живость боли и непрерывное её ощущение служило источником живых образов» «Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя»

Слайд №2

Текст слайда: Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Умер 28 апреля 1889 года в Петербурге и погребен 2 мая на Волковом кладбище, рядом с Тургеневым.

Слайд №3

Текст слайда: «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…» М.Е. Салтыков-Щедрин Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел; потом с ним занимались старшая его сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в московский дворянский институт, а два года спустя был переведен, как один из отличнейших учеников, воспитанником в Царскосельский лицей, который окончил в 1844. Своё детство, картины жизни и быта усадьбы воссоздал в «Пешехонской стороне» и в «Господах Головлёвых». В августе 1844 года был зачислен на службу в канцелярию военного министра. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, но и писал. Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики вызвали недовольство властей. 28-го апреля 1848 года был выслан в Вятку и 3-го июля определен канцелярским чиновником при вятском губернском правлении. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений.

Слайд №4

Текст слайда: Вид центра г.Вятки на берегу реки Вятки.

Слайд №5

Текст слайда: В ноябре 1855 года ему разрешено было оставить Вятку; в феврале 1856 года он был причислен к министерству внутренних дел и назначен чиновником особых поручений при министре, в августе командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения. Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в “Русском Вестнике” с 1856 года “Губернские Очерки”, сразу сделалось одним из самых любимых и популярных. Юмор, как и у Гоголя, чередуется в “Губернских Очерках” с лиризмом; такие страницы, как обращение к провинции (в “Скуке”), производят до сих пор глубокое впечатление. Провинциальную жизнь, в самых темных ее сторонах Салтыков-Щедрин узнал как нельзя лучше, благодаря командировкам и следствиям, которые на него возлагались во время службы в Вятке – и богатый запас сделанных им наблюдений нашел себе место в “Губернских Очерках”. В марте 1858 года Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 года переведен на ту же должность в Тверь. Пишет он в это время очень много. Из написанного им между 1858 и 1862 годами составились два сборника – “Невинные рассказы” и “Сатиры в прозе”.

Слайд №6

Текст слайда: В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый раз вышел в отставку. Он хотел поселиться в Москве и основать там двухнедельный журнал; когда ему это не удалось, он переехал в Петербург и с начала 1863 года стал, фактически, одним из редакторов “Современника”. Дом, в котором жил и умер писатель М. Е. Салтыков-Щедрин в Петербурге

Слайд №7

Текст слайда: В ноябре 1864 года он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два года спустя переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 года – в Рязань. Эти годы были временем его наименьшей литературной деятельности. Тяга его к литературе оставалась, однако, прежняя: как только “Отечественные Записки” перешли (с 1 января 1868 года) под редакцию Некрасова, Салтыков-Щедрин сделался одним из самых усердных их сотрудников, а в июне 1868 года окончательно покинул службу и сделался одним из главных сотрудников и руководителей журнала, официальным редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова. Пока существовали “Отечественные Записки”, т. е. до 1884 года, С. работал исключительно для них. Большая часть написанного им в это время вошла в состав следующих сборников: “Признаки времени” и “Письма из провинции” (1870), “История одного города” (1870), “Помпадуры и Помпадурши” (1873), “Господа Ташкентцы” (1873), “Дневник провинциала в Петербурге” (1873), “Благонамеренные речи” (1876), “В среде умеренности и аккуратности” (1878), “Господа Головлевы” (1880), “Сборник” (1881), “Убежище Монрепо” (1882), “Круглый год” (1880), “За рубежом” (1881), “Письма к тетеньке” (1882), “Современная Идиллия” (1885), “Недоконченные беседы” (1885), “Пошехонские рассказы” (1886).

Слайд №8

Текст слайда: «СКАЗКИ» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е. Салтыков-Щедрин написал еще в 1882 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

Слайд №9

Текст слайда: В жанровом отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их. Кроме того важную роль в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Основные темы Сказок Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы: Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.); Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.); Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.); Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»). ___________________________________ Аллегория – иносказание Зачин – ритмически организованная прибаутка: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» Постоянный эпитет – в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое».

Слайд №10

Текст слайда: Художественные особенности Сказок Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не вводят, но и от современников не получают похвалы»). ______________________________ Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск – комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Слайд №11

Текст слайда: К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е .Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е. Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя. _____________________________ Эзопов язык – совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план. Само понятие и приемы эзопова (эзоповского) языка введены в широкий обиход М.Е. Салтыковым-Щедриным, который называл иносказательное изложение также “рабьей” манерой, необходимой в условиях царской цензуры.

Слайд №12

Текст слайда: Благодарю за внимание!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий