Краткая биография Блока, творчество для детей и интересные факты жизни Александра Александровича Блока

Автор: · Опубликовано 24.06.2020 · Обновлено 24.06.2020

Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября 1880, Петербург,  Россия — 7 августа 1921,  Петроград,  РСФСР) —русский поэт. Блока знают все уже со школьной скамьи, и он часто становится любимым поэтом тех, кто знаком с его творчеством. Загадочный и лиричный символизм импонирует девушкам, поэтому он любим ими, особенно в юном возрасте, но наряду с девушками, многие юноши увлекаются Александром Блоком и пишут свои стихотворения, посвящая их своим чувствам и томлению по мечтам. В данной статье Многомудрый Литрекон сфокусировал внимание на творчестве этого автора.

Начало творческого пути

В юном возрасте поэт лишь увлекался поэзией, это были стихи «сырые», еще не понятые самим поэтом до конца. Только в 17 лет Блок начал создавать свой неповторимы стиль и совершенствовал его с каждым годом, комбинируя и мешая стили, создав свой собственный — уникальный.

1898 год принес Блоку не только знакомства с маститыми литераторами того времени. Именно тогда началась его поэтическая карьера: он пишет книгу стихотворений «Стихи о прекрасной даме», посвященную Любови Дмитриевне, его жене, дочери всеми известного химика Менделеева. Прекрасная Дама – Вечная Женственность, Душа Мира, Вечная Тайна, открытие которой приведет к Истине. Задача поэта – молитвенное служение, духовная возвышенность, необходимая для лицезрения Красоты Прекрасной Дамы. В сборнике ощутимо тревожное настроение, напряжение, ожидания ясного «призыва» и поиски «ответа» и «разгадки». Еще античный Петрарка начал писать о Женском идеале, по которому томишься — любишь и не можешь прикоснуться. Блок продолжил и начал писать в Серебряном веке впервые о Вечной Женственности, поэтому его полюбили многочисленные читатели, и он остается одним из самый популярных поэтов даже сейчас, в современном мире.

Направление творчества

Серебряный век – это второй этап расцвета русской поэзии, этот период известен такими личностями как: Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, и, конечно же, он ассоциируется с Александром Блоком. Александр Александрович был одним из самых известных поэтов-символистов своего времени. 1890-1920 годы принято считать серебряным веком, он знаменит своими творческими объединениями, реформой русского языка и великими личностями.

Символизм Блока лиричен и трагичен. Поэт пишет о Прекрасной Даме, тоскуя и любя этот образ, для него это вечная незнакомка, дышащая духами и туманами. Мы чувствуем приближение к ней в его стихотворениях, но также быстро теряем ее образ, когда заканчивается последняя строфа. О личной жизни Блока всегда говорят мало, да это и правильно, творчество поэта не было связано с его жизнью, Блок старался разделять образ Прекрасной Дамы и женщин в действительности, как когда-то Петрарка разделял плотскую любовь и платоническую. Блок обессмертил образ своей жены в своих стихотворениях, но их реальная жизнь всегда была туманной и далека от идеала.

Основные темы в поэзии Блока

Цикл стихотворений «Город» наполнен противоречивыми настроениями, но одно Блок не изменял — это любовь к народу и не ожидающая благодарности безграничность поэзии. Честным и свободолюбивым Блоком можно лишь восхищаться.

Сборники стихотворений «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911), «Стихи о России» (1915), циклы стихов «Ante Lucem», «Распутья», «Пузыри земли», «Город», «Фаина», «Заклятье огнем и мраком», «Вольные мысли» (написаны свободным стихом), «Кармен», «Родина» (1907–1916), «Ямбы» показывают сложный путь Блока от романтического образа ранней поэзии к воплощению трагических коллизий русской истории, периоде преодоления иррациональности и впечатлений изображения и обращения к социальной действительности, переход от личного к общезначимому. Ранний Блок – ученик и последователь романтизма, самостоятельно открывший возможности символа для передачи глубин духовной жизни «внутреннего человека», зрелый Блок – оригинальный поэт со своей темой о России и Любви, поздний Блок – трагический поэт, который не только предчувствует, но и видит непоправимость разрыва «связи времен», ведущий к умалению человеческой свободы и поэтической. Мы можем проследить, как менялось отношение к Родине и к жизни в целом. От романтика к реалисту или трагическому романтизму. Ему не хватало воздуха, чтобы творить: революция, вопросы о судьбе, невозможность достижения идеала и вечное томление по нему. Блок — универсальный поэт, ведь мы мало помним примеров (в особенности, из серебряного века) чтобы реализм был так тесно связан с романтизмом. Это два совершенно разных направления.

Вторую книгу стихотворений он напишет в период с 1904 по 1908 год, там переплелись его личные мысли и переживания на тему революционных событий, серьезно повлиявших на поэта. К тем же мыслям можно отнести его сборники «Родина», «На поле Куликовом», «Земля в снегу», поэмы «Скифы», «Возмездие». В них отражены боль к народу и любовь к ней.

Философия творчества

Свою философию творчества и символистское мироощущение Блок выразил в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910), на которую обрушился Брюсов. Эти записи являются показателем художественно-символистского мышления. «Символистом можно только родиться»,  – аргументирует Блок. И поэтому правильно понять символиста может только символист. Солнце «наивного реализма» уже закатилось и «осознать что бы то ни стало вне символизма нельзя».

Быть настоящим художником, по Блоку, «значит выдержать ветер из миров искусства», творить — вот что хотел донести поэт, творить, несмотря ни на что, держать штурвал и плыть не только по течению, а плыть, как велит сердце художника во время бурь и в тиши.

Отношение автора к революции

Октябрьская революция, 1917 год. Александр Блок занял активную твердую гражданскую позицию, его имя часто фигурировало в печати, и новая власть выбирала поэта в различные комиссии и комитеты на должности. У Блока была возможность уехать из страны и отстраниться от всех веяний народа, но так как он являлся гражданином с большой буквы, он часто размышлял на тему революций, и эти мысли он мог выносить в свое творчество, находясь внутри революционной бури. Оставаясь не только поэтом, но и критиком, он опубликовал в эти годы книгу под названием «Последние дни Императорской власти».

1918 год столь же плодотворен: выходят такие поэмы как «Скифы», «Двенадцать», лирические стихотворения «Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника», фельетоны «Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати». Заработок оставлял желать лучшего и, естественно, литература не приносила его, поэтому поэт пошел на государственную службу. Государственная служба для Блока была как выражение своей точки зрения государственный строй страны, но это его и погубило: поэт тяжело заболел, и ему не дали отпуск за границу, как он хотел.

Последнее произведение, опубликованное поэтом, были «Скифы», в нем мы чувствуем уставшего человека, позднего поэта-романтика. Ему уже нечего было добавить читателям, и после этого он завершил свое творчество.

В феврале 1921 года, на вечере памяти, посвященному Александру Пушкину, Блок выступил со своей известной речью «О назначении поэта». После этого последовал его окончательный разрыв с советской властью. Он эмигрировал и умер на чужбине, завещая потомкам уничтожить все экземпляры поэмы «12». Блок разочаровался в идеалах революции и горько оплакивал прошлое России.

Краткий анализ некоторых произведений

«О весна, без конца и без краю…»

Поэт писал и о природе. Например, стихотворение «О весна, без конца и без краю…» наполнена утверждениями и восклицаниями. Он принимает не только весну со всеми ее настроениями, но и глобально — жизнь. Принимает ее со «щитом» в руках, с рабами, с несвободой, любит и тоскует о ней. Лирический герой готов встретиться с ней глаза в глаза и не собьется с пути, стихотворение – это символ любви к жизни. Пьянящая весна не всегда на его стороне, но герой — всегда. Она может враждовать с лирическим героем, идти против и уносить течением, но все это не сравнится с ее любовью. «Все равно-принимаю тебя!» — говорит лирический герой.

«Мне страшно с тобой не встречаться…»

Одно из любимых стихотворений читателей Блока «Мне страшно с тобой не встречаться» Лирический герой потерян, он не знает, где он, и спят или живут люди — не понимает, где оказался. Он уверен лишь, что есть храм, и в этом храме – Она. Она не с ним, но точно в таком святом месте как церковь. Герой потерян, он «уловил печаль», мы не знаем, что у него случилось и куда он идет, но он идет — это известно точно. В его ушах раздаются звуки, и Блок сравнивает их со звуками «больших похорон». Яркие эпитеты и незабываемые сравнения — вот мастерство Блока. Герой замечает также, что хмурое небо покрыло и даже храм, но он остается храмом, и там, в нем, есть что-то чистое и спокойное, животворящее, но оно там — не с ним.

«Моей матери»

Поэт писал о маме с откровенностью художника. Стихотворение «Моей матери» проникнуто тоской, и лирический герой пытается «проникнуть взглядом» в те, незабываемые дни своего детства. Герой называет свою душу мятежной, ожидающей дары от «лазурного Бога», через все стихотворения поэта лейтмотивом проходит чувство прошлого, ушедшего и, может, когда-нибудь вернувшегося, но трагически-печального.

Таким образом, творчество Блока можно классифицировать следующим образом. Юный Блок – это чистый символизм, без экспрессивности и идеологических мыслей. Все проникнуто чувственностью, и лирический герой «прогуливается» лишь по строчкам его стихотворений. Поздний Блок тяжело переживает трагическую участь народа и это уже, скорее, реалист. Блок удивителен еще и тем, что писал не только для взрослых, но и для детей. Например, в его сборники вошли такие стихотворения как: «Круглый год», «Сказки» (1913 год).

Автор: Аида Убиева

Александр Блок краткая биография

Биография Александра Блока несомненно должна была оказаться в школьных учебниках.

Он стал выдающимся поэтом серебряного века русской литературы.

Его творчество отразило как личное отношение к жизни, так и к событиям в стране. А его поэма Двенадцать стала известна всему миру.

В этой статье будет кратко рассмотрена жизнь Александра Блока, биография.

Содержание

Краткая биография Александра Блока

Ниже представлена информация о поэте серебряного века, в которой собраны важные этапы жизни и творчества писателя.

Годы жизни и смерти: 1880.11.16 — 1921.08.07.

Отец и мать

Александр Блок краткая биографияБудущий поэт был рожден 16 ноября 1880 года.

Отцом был юрист из Варшавы, Александр Львович Блок, а мать – Александра Андреевна Блок (девичья фамилия Бекетова). Национальность обоих родителей была русская.

Родной отец Александра успешно продвигается по карьерной лестнице после защиты магистерской диссертации. Во втором браке у него родилась дочь, которую вскоре после рождения заберет мать с собой, не выдержав тяжелого характера мужа.

Детские годы

Будучи беременной, она уходит от своего мужа из-за взаимного недопонимания.

Спустя 9 лет она второй раз выходит замуж за представителя офицерской касты Франца Кублицкого. Вскоре семья переезжает в пригород Петербурга.

В возрасте 9 лет маленький Александр был отдан в гимназию, в которой он обучался чуть меньше десяти лет. В этом возрасте с увлечением начинает читать книги.

Воспитание и образование

1901 год стал переломным моментом в понимании того, что юридическое дело это не его, что вынуждает Александра перевестись на историко-филологический факультет.

Весна 1903 считается началом пути в деятельности поэта, а годом позже была выпущена первая книга Стихи о прекрасной Даме.

Революция 1905 года пробуждает в Блоке политическую позицию, которая в дальнейшем отразится на его творчестве.

Личная жизнь

В 17 лет он влюбляется в юную Ксению Садовскую. Любовные отношения длились несколько лет и были отражены в произведениях поэта. Так же были склонности к театральному искусству, что на какой-то период становится увлечением, и молодой Александр играет на сцене.

В 1898 году происходит знакомство с Любовью Менделеевой, которая в будущем станет его женой. Надо отметить, что она являлась дочерью ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, известного каждому школьнику по разработанной химиком таблице.

Творческий путь Блока

В 1906 году он оканчивает университет и начинает свой путь профессионала в написании произведений. Последующие годы становятся кульминационными в творческой сфере.

Имя автора появляется на устах у огромного количества людей. Вскоре выходят сборники «Снежная маска» и «Нечаянная радость», а годом позже – «Земля в снегу» и «Лирические драмы».

Ещё спустя год выходит драматическое произведение «Песня судьбы», которая так и не была поставлена.

Путешествие по заграничным землям приводят к созданию сборника «Итальянские стихи». После выпуска посещает Европу ещё пару раз, что так же отражается на творческой деятельности.

Революционные годы

Во время 1-й Мировой войны Блок служит инженером. В этот период узнает о свержении монархического строя, что в большой степени повлияло на его поэзию.

Ситуацию, сложившуюся осенью 1917 года, воспринимает радостно, возлагая надежды на перемены, но вскоре будет разочарован. А в ближайший год он пишет политические статьи, где выражает свои взгляды.

1918 год ознаменовывается появлением поэмы «Двенадцать». Вскоре умирает его отчим, и Александр Александрович забирает мать жить к себе.

Зимой 1921 года состоялось самое знаменитое выступление с речью «О назначении поэта», посвященной А.С. Пушкину.

Последствия революции очень сильно отразились на здоровье поэта. К 1920 году у писателя был целый перечень заболеваний, таких как: астма, болезни сердечных клапанов, расстройства психики и цинга.

Из-за политического барьера в лице «Железного занавеса» он не смог выехать на курорт в Финляндию. Постепенно ухудшается физическое и психическое состояние. Надо отметить, что и материальная составляющая тоже в плачевном состоянии, несмотря на широкую известность.

Как и от чего умер Блок

7 августа 1921 года поэт умирает в собственной квартире. Причиной смерти послужил воспалительный процесс клапанов сердца.

Самые известные стихотворения и произведения

Как творчество Блока связано с его биографией? Самым прямым образом, и сейчас это будет описано.

Раннее творчество было пронизано пессимизмом и меланхолией, это было связано с разочарованностью в собственных идеалах. Очень сильно влиял и разлад в семье.

Увлечение Александра Блока актрисой Натальей Николаевной Волоховой подарило миру самый популярный сборник «Снежная маска».

Основной темой была любовь, ведь огромное количество произведений, так или иначе, посвящены поэтом женщинам, к которым он испытывал чувства. Особенно в раннем возрасте он писал много в любовном направлении.

Однако жена Блока, Любовь Менделеева, всегда была ему преданна. Но главным направлением творчества, по мнению автора, является Родина, выраженная в таких известных стихотворениях, как «Осенняя волна», «Осенняя любовь», «Россия» и других.

Интересные факты

Кое-что любопытное и полезное, что стоит узнать:

  1. В 1919 году Блок находился в заключении полтора суток из-за непроверенной информации о сговоре против власти советов. Но главное, что благодаря Анатолию Луначарскому он был отпущен.
  2. Перед смертью Александр Александрович психически был одержим мыслью, что надо уничтожить все экземпляры поэмы «Двенадцать».
  3. Часто при жизни поэта ходили слухи об отношениях Блока и Анны Ахматовой, в итоге развенчанных ею.
  4. При жизни было выполнено не очень много портретов поэта.
  5. Очень любил пиво и мороженое.
  6. Блок не хотел детей и не знал, что одна из женщин беременна от него. Его внебрачная дочь родилась за несколько месяцев до его смерти. Сама девочка узнала об отце в зрелом возрасте и с тех пор ее не раз видели возле его могилы.

Александр Александрович Блок – замечательный русский писатель, творивший на границе 19-20 веков. Родился 16 ноября 1880 года в интеллигентной семье профессора и писательницы в Санкт-Петербурге. В 1898 году успешно окончил Введенскую гимназию, а затем и Петербургский университет. Получил два образования: юридическое и историко-филологическое.

Блеснуть писательским талантом юному Саше довелось еще в пятилетнем возрасте: тогда он написал свои первые стихи.  Вообще, стоит отметить, что юноша рос разносторонним: увлекался не только наукой, но и актерским мастерством и посещал курсы сценического искусства.

В 1897 году на отдыхе с семьей Блок впервые влюбился. Эти пылкие юношеские чувства глубоко остались в памяти писателя и оставили неизгладимый след на всем его последующем творчестве. В 1903 году женой Александра стала дочь профессора Менделеева, которую он буквально отбил у не менее известного поклонника – поэта Андрея Белого. Любимой женщине с символическим именем Любовь он посвятил сборник «Стихи о прекрасной даме».

Он был отмечен обществом «Академия» и принят в ряды его членов. В этом же 1903 году Блок дебютировал в литературных кругах, объявив себя писателем-символистом. Постепенно он обзаводится новыми знакомствами в этой сфере и сближается с Д. Мережковским, З. Гиппиус и В. Брюсовым.

Далеко не тайна, что помимо жены Блок был влюблен не единожды. Он испытывал огромную страсть и непреодолимую тягу к нескольким женщинам, которые впоследствии также оставили след в его поэтическом творчестве. Это была Любовь Дельмас, а позже Н. Волохова

Уже тогда Блок проявлял себя как ярко выраженный писатель-символист. Его раннему творчеству присущи многогранности символов и знаков в описании событий и образов. Основные темы и мотивы того периода – любовные переживания и красота природы. В более поздний период творчества Блока все более интересовали социальные проблемы и переживания народа, относящегося к низшим слоям населения. Сюда можно отнести его поэму «Роза и крест» от 1912 года и цикл «Возмездие», вышедший в 1913 году. Одним из самых поэтичных и успешных циклов критиками был признан сборник «Ямбы» 1914 года, в состав которого входил всем известный стих « Ночь, улица, фонарь, аптека».

Решающим моментом, поделившим творческий путь писателя на «до» и «после», является стихотворение «Фабрика», увидевшее свет в 1903 году. А годы с 1906 по 1908 можно отметить как самые успешные в творчестве писателя. Тогда он испытал небывалый подъем и снискал успех и признание окружения. К этому периоду относятся сборники «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Снежная маска», «Песня судьбы» и «Лирические драмы».

После 1908 года прослеживается явное отделение Блока от стана символистов. Дальнейший его путь стал самостоятельным и не похожим на его раннее творчество. Его сборник «Итальянские стихи», написанные в процессе путешествия по одноименной стране, были приняты публикой и критиками с огромным восторгом и признаны лучшим произведением об Италии, когда-либо написанным отечественным автором.

Кроме публицистики и остросоциальной литературы Блок увлекался написанием произведений для детской и юношеской аудитории.  В 1913 году он издает сразу два собрания детских стихов «Сказки» и «Круглый год». В 1916 году Блок поехал на фронт, где и узнал о том, что царской власти больше нет.

Позже во время службы в Чрезвычайной комиссии, которая расследовала преступления самодержавного строя перед народом, Блок открыл для себя всю правду о самодержавном строе и назвал его «помойкой». На основе сделанных им выводов и материалов, полученных в результате допросов, была написана документальная работа «Последние дни императорской власти».

Особенно тяжелый период жизни писателя пришелся на годы великой революции. В отличие от других соотечественников, Блок не эмигрировал, а остался в Петрограде, и зарабатывал на жизнь, трудясь в издательстве. Множество статей, а также знаменитая поэма «Двенадцать» посвящена тем тяжелым годам в жизни писателя. Тогда он творил с особенным рвением, осознав в себе неистовую гражданскую ответственность и патриотизм. Он восхвалял великий подвиг народа, который каждый день находит в себе силы жить, несмотря на тяжелый быт и нищету. Он активно участвовал в митингах и демонстрациях, занимал активную социальную позицию.

Перед самой смертью Блок был ослаблен и постоянно болел. Его знакомые, в том числе Максим Горький, усиленно просили правительство выделить путевку писателю, чтобы тот смог укрепить свое здоровье и съездить на отдых. Однако, все старания были тщетны и в протест Блок прекратил лечиться с помощью медикаментов и, объявил голодовку и предал праху все последние рукописи.

В бедности и разрухе провел писатель последние дни своей жизни и умер от сердечного приступа, настигшего его 7 августа 1921 года.

Жизнь и творчество Александра Александровича Блока
Дата Событие
16 (28) ноября 1880 Родился в Санкт-Петербурге, Российской империи.
1889 Отдан во Введенскую гимназию.
1891 Написал два номера журнала «Корабль».
1894 — 1897 Вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник», всего вышло 37 номеров журнала.
1897 В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха, ролей в театре ему больше не давали.
1897 Очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, 16-летний Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в 37-летнюю Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве.
1898
1901 Перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.
4 июня 1901 Находясь в селе Шахматово написал свой популярный стих: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
1903 Женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Андрей Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью. Впрочем, после Первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны.
24 ноября 1903 Написал знаменитое стихотворение Фабрика («В соседнем доме окна желты…»)
24 апреля 1906 Написал знаменитое стихотворение «Незнакомка» («По вечерам над ресторанами»), написанное на основе жизненных впечатлений. Включено в стихотворный цикл «Город». Впервые опубликовано в сборнике «Нечаянная радость» (Москва, издательство «Скорпион», 1907).
1906 Окончил славяно-русское отделение историко-филологического факультета.
24 сентября 1906 Написал знаменитое стихотворение Русь («Ты и во сне необычайна…»)
1908 Написал знаменитое стихотворение «Россия» («Опять, как в годы золотые…»)
1909 Происходят два тяжёлых события в семье Блока: умирают ребёнок Любови Дмитриевны и отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок с женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. Благодаря итальянским стихам Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». В нём, помимо Александра, состояли Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов и Иннокентий Анненский.
1910 Написал знаменитое стихотворение «В ресторане» («Никогда не забуду (он был, или не был…»)
Летом 1911 Блок снова едет за границу, на этот раз во Францию, Бельгию и Нидерланды. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов: Неотъемлемое качество французов (а бретонцев, кажется, по преимуществу) — невылазная грязь, прежде всего — физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции.
10 октября 1912 Написал знаменитое стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
1912 — 1913 Блок писал драму «Роза и Крест» о поисках сокровенного знания провансальского трубадура Бертрана де Борна. Пьеса была завершена в январе 1913 года, понравилась К. С. Станиславскому и В. И. Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили в театре.
Летом 1913 Блок опять едет во Францию (по совету докторов) и снова пишет об отрицательных впечатлениях: Биарриц наводнён мелкой французской буржуазией, так что даже глаза устали смотреть на уродливых мужчин и женщин… Да и вообще надо сказать, что мне очень надоела Франция и хочется вернуться в культурную страну — Россию, где меньше блох, почти нет француженок, есть кушанья (хлеб и говядина), питьё (чай и вода); кровати (не 15 аршин ширины), умывальники (здесь тазы, из которых никогда нельзя вылить всей воды, вся грязь остаётся на дне)…
7 июля 1916 Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. По собственному признанию в письме матери, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные»: Интересы наши — кушательные и лошадиные (кроме деловых), и живем мы все очень дружно.
1917 В начале мая был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.) и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921).
январь 1918 Написал поэму «Двенадцать» одну из признанных вершин его творчества и русской поэзии в целом.
29-30 января 1918

Написал стихотворение «Скифы». Вместе с поэмой «Двенадцать» является последним произведением поэта — более до своей смерти в 1921 году он ничего не публиковал.

1918 — 1920 На протяжении этого времени Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость — Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта — он писал в частном письме в январе 1919 года: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта — у Блока развилась астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга.
январь 1920 От воспаления лёгких умер отчим Блока генерал Франц Кублицкий-Пиоттух, которого поэт называл Францик. Блок забрал к себе жить свою мать. Но она и жена Блока не ладили между собой.
январь 1921 По случаю 84-й годовщины смерти Пушкина выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта».
Весной 1921 Александр Блок вместе с Фёдором Сологубом просили выдать им выездные визы. Вопрос рассматривало Политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано и вместо этого было постановлено «поручить Наркомпроду позаботиться об улучшении продовольственного положения Блока». Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучали его».
7 августа 1921 Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов, на 41-м году жизни.

28 января 2020 Администратор Опубликовано 26.03.2013 — 21:13 —

А.Блок.Биография

Скачать:

Вложение Размер
image А.Блок 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7 августа 1921, Петроград], русский поэт.

Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике.

Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.

Семья. Детство и образование

Отец, Александр Львович Блок, — юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова (во втором браке Кублицкая-Пиоттух) — переводчица, дочь ректора петербургского университета А. Н. Бекетова и переводчицы Е. Н. Бекетовой.

Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений — ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово. В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл Ante Lucem (1898-1900) и в сборник «За гранью прошлых дней» (1920), а также цикл «Через двенадцать лет» (1909-14). После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1898 на юридический факультет петербургского университета, однако в 1901 перешел на историко-филологический факультет (окончил в 1906 по славяно-русскому отделению). Среди профессоров, у которых учился Блок, — Ф. Ф. Зелинский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, С. Ф. Платонов, А. И. Введенский, В. К. Ернштедт, Б. В. Варнеке. В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне.

Творческий дебют

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» (1903, № 3) состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (название предложено В. Я. Брюсовым) в 3-й книге альманаха «Северные цветы». В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме» (1904, на титульном листе — 1905). Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.).

Участие в литературном процессе 1905-09

«Стихи о Прекрасной Даме» выявили трагическую неосуществимость «соловьевской» жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений в собственной «призванности» и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах («Вопросы жизни», «Весы», «Перевал», «Золотое Руно»), альманахах, газетах («Слово», «Речь», «Час» и др.), выступает не только как поэт, но и как драматург и литературный критик (с 1907 ведет критический отдел в «Золотом Руне»), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы.

Все более многообразными становятся контакты в литературно-театральной среде: Блок посещает «Кружок молодых», объединявший литераторов, близких к «новому искусству» (В. В. Гиппиус, С. М. Городецкий, Е. П. Иванов, Л. Д. Семенов, А. А. Кондратьев и др.). С 1905 посещает «среды» на «башне» Вяч. И. Иванова, с 1906 — «субботы» в театре В. Ф. Комиссаржевской, где В. Э. Мейерхольд поставил его первую пьесу «Балаганчик» (1906). Актриса этого театра Н. Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книга стихов «Снежная Маска» (1907), цикл «Фаина» (1906-08); ее черты — «высокая красавица» в «упругих черных шелках» с «сияющими глазами» — определяют облик «стихийных» героинь в лирике этого периода, в «Сказке о той, которая не поймет ее» (1907), в пьесах «Незнакомка», «Король на площади» (обе 1906), «Песня Судьбы» (1908). Выходят сборники стихов («Нечаянная радость», 1907; «Земля в снегу», 1908), пьес («Лирические драмы», 1908).

Блок публикует критические статьи, выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе («Россия и интеллигенция», 1908, «Стихия и культура»,1909). Проблема «народа и интеллигенции», ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл «На поле Куликовом» (1908), соединяют образы родины и любимой (Жены, Невесты), сообщая патриотическим мотивам особую интимную интонацию. Полемика вокруг статей о России и интеллигенции, в целом отрицательная их оценка в критике и публицистике, все большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 к постепенному разочарованию в результатах публицистической деятельности.

Кризис символизма и творчество 1910-17

Периодом «переоценки ценностей» становится для Блока путешествие в Италию весной и летом 1909. На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство, которое, как он вспоминал впоследствии, «обожгло» его в итальянской поездке. Этот комплекс настроений находит свое отражение не только в цикле «Итальянские стихи» (1909) и неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства» (1909-20), но и в докладе «О современном состоянии русского символизма» (апрель 1910). Подводя черту под историей развития символизма как строго очерченной школы, Блок констатировал окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути и необходимость «духовной диеты», «мужественного ученичества» и «самоуглубления».

 Портрет работы Пархоменко

Получение наследства после смерти отца в конце 1909 надолго освободило Блока от забот о литературном заработке и сделало возможным сосредоточение на немногих крупных художественных замыслах. Отстранившись от активной публицистической деятельности и от участия в жизни литературно-театральной богемы, он с 1910 начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не была завершена). В 1912-13 пишет пьесу «Роза и Крест». После выхода в 1911 сборника «Ночные часы» Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (т. 1-3, 1911-12). С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателя как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий «миф о пути». При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-21. В 1921 Блок начал подготовку новой редакции, однако успел закончить только 1-й том. Каждое последующее издание включает в себя все значительное, что создавалось между редакциями: цикл «Кармен» (1914), посвященный певице Л. А. Андреевой-Дельмас, поэму «Соловьиный сад» (1915), стихи из сборников «Ямбы» (1919), «Седое утро» (1920).

С осени 1914 Блок работает над изданием «Стихотворения Аполлона Григорьева» (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. 7 июля 1916 был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском. После Февральской революции 1917 Блок возвращается в Петроград и входит в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. Материалы следствия были им обобщены в книге «Последние дни императорской власти» (1921, вышла посмертно).

Философия культуры и поэтическое творчество в 1917-21

После Октябрьской революции Блок недвусмысленно заявляет о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» — «Может и обязана», напечатав в январе 1918 в левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», открывавшийся статьей «Интеллигенция и революция», а через месяц — поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Г. И. Чулкова, В. Пяста, А. А. Ахматовой, М. М. Пришвина, Ю. И. Айхенвальда, И. Г. Эренбурга и др. Большевистская критика, сочувственно отзываясь о его «слиянии с народом», с заметной настороженностью говорила о чуждости поэмы большевистским представлениям о революции (Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский, В. М. Фриче). Наибольшие недоумения вызвала фигура Христа в финале поэмы «Двенадцать». Однако современная Блоку критика не заметила ритмического параллелизма и переклички мотивов с пушкинскими «Бесами» и не оценила роли национального мифа о бесовстве для понимания смысла поэмы.

После «Двенадцати» и «Скифов» Блок пишет шуточные стихи «на случай», готовит последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создает вплоть до 1921. В то же время с 1918 наступает новый подъем в прозаическом творчестве. Поэт делает культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы — Вольной философской ассоциации («Крушение гуманизма» — 1919, «Владимир Соловьев и наши дни» — 1920), в Школе журнализма («Катилина» — 1918), пишет лирические фрагменты («Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника»), фельетоны («Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати»). Огромное число написанного связано со служебной деятельностью Блока: после революции он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 становится членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 сотрудничает с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 переходит в Большой Драматический театр. Одновременно становится членом редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 — председателем Петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Однако острое несоответствие между представлениями поэта об «очищающей революционной стихии» и кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократического режима приводило к все большему разочарованию в происходящем и заставляло поэта вновь искать духовную опору. В его статьях и дневниковых записях появляется мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на нее посягнуть, были высказаны в речи «О назначении поэта» на вечере памяти А. С. Пушкина и в стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

В апреле 1921 нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа Блок скончался. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр Блок. Биография и творчество.

Презентация к уроку по теме: «Александр Блок. Биография и творчество»…

Александр Блок

Александр Блок…

методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»

данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход…

imageТворчество Александра Блока

Данная презентация может быть использована при изучении жизненного и творческого пути Александра Блока…

imageЖизнь и творчество Александра Блока

Данная презентация может быть использована при изучении жизненного и творческого пути Александра Блока…

imageАлександр Блок «Обращения»

Использование обращений в стихотворениях Блока. Классификация обращений….

imageЗвучи, звучи, живая речь Поэта Александра Блока!

Поэтический спектакль о жизни и творчестве А.Блока…

  • Мне нравится

 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий