Краткая биография Эдит Пиаф самое главное

Его называли «жиголо» и «искатель наследства» — мало кто понимал, чем ещё может обусловлен такой союз. Пожалуй, такой же резонанс вызывал разве что брак Аллы Пугачёвой и Максима Галкина. Эдит Пиаф после гибели возлюбленного, боксёра Марселя Сердана, не верила в возможность новой большой любви. Её последующий брак с поэтом и певцом Жаком Пилсом быстро распался, и артистка почти 10 лет была одна. После двух автокатастроф и напряженного графика выступлений здоровье Пиаф было разрушено, и она раз за разом попадала в больницу

08.12.2020

image

Эдит Пиаф (1915 -1963), легендарная «маленькая певица» 20 века, обладала уникальным голосом и неподражаемым грассированием. Она добилась любви не только взыскательной публики Франции, но и всего мира. При этом брала не яркой внешностью, а проникновенным исполнением песен, и эти песни стали теперь частью золотого музыкального фонда.

Чуть ближе прикоснемся к биографии французского «воробышка», почитаем литературу об Эдит Пиаф, послушаем песни в ее исполнении, посмотрим документальные и художественные фильмы, ей посвященные. Тем самым, немного больше узнаем о женщине, пережившей смерть единственного ребёнка, две автокатастрофы, тяжелейшие операции, исход которых врачи не осмеливались прогнозировать… А еще две мировые войны, приступы безумия и белой горячки, попытку самоубийства, три комы…Все это — лишь малая часть ужасов, выпавших на долю женщины, ставшей легендой.

Прошло почти 60 лет со дня смерти Пиаф, а вопросов по-прежнему много. Почему в детстве маленькая Эдит вместо учебы выступала на уличных подмостках? Что стало с ее дочерью, которую будущая звезда родила в 17 лет? Была ли Пиаф виновна в смерти Луи Лепле, владельца ночного клуба, и почему ее обвиняли в сотрудничестве с фашистами?

Какие отношения связывали Эдит Пиаф с известным на весь мир боксёром Марселем Серданом, и что означает ее псевдоним? Какую роль в жизни певицы сыграли поэт Раймон Ассо, композитор Маргерит Монно и известный французский режиссёр Жан Кокто? Как получилось, что певица попала в наркотическую зависимость, от которой пришлось лечиться? Отчего умерла, не дожив и до 50-ти лет? И почему ее тело перевозили в Париж в условиях строгой секретности?

Итак.

Детство без матери

Эдит Джованна Гассьон родилась в разгар Первой мировой войны, в Париже, 19 декабря 1915 года, в семье уличных артистов: мать пела, а отец был акробатом. Когда девочка родилась, отец находился на фронте. Луи дали только два дня, чтобы повидаться с малышкой. Позже, уже вернувшись с фронта, он узнал, что жена отдала дочь своим родителям, а сама сбежала — решила строить карьеру певицы.

Бабушка девочки по материнской линии сильно пила. Чтобы быстрее успокоить младенца, она подмешивала в молоко вино. Ребёнка не мыли, кормили объедками и даже не заметили, что у девочки развилась катаракта, глаза гноились, и она ослепла. Отец забрал дочку себе. Казалось, что Эдит останется слепой на всю жизнь. И тогда Луи отвез девочку к своей матери в Нормандию.

Бабушка Эдит (по отцовской линии) содержала бордель. Тем не менее именно здесь Эдит получила и уход, и любовь всего коллектива заведения. Девочку отмыли и, наконец, обнаружили, что она слепа. Бабушка не жалела денег на лечение внучки, однако ничего не помогало. Тогда все обитательницы дома терпимости стали горячо молиться о выздоровлении малышки, и чудо свершилось — к Эдит вернулось зрение!

Когда пришло время, девочку отправили в школу, но там над ней издевались ученики, а их родители были очень недовольны тем, что рядом с их детьми находится живущая в непристойном месте Эдит. В итоге, девочке пришлось оставить учёбу, и бабушка отправила девятилетнюю внучку к отцу в Париж.

Эдит всегда сопровождала отца во время его гастролей. Ночевали они либо на улице, либо в дешёвых общежитиях. Вскоре отец обратил внимание на то, что его дочь неплохо поёт. В результате, во время уличных выступлений Луи показывал акробатические номера, Эдит исполняла незатейливые композиции, а разжалобившиеся прохожие давали ей и ее отцу больше денег.

Впоследствии свои ранние годы Пиаф часто описывала в песнях, вспоминая их как время бедности и лишений. Так прошло пять лет. Луи часто менял женщин, и как-то очередная его пассия стала требовать у Эдит заработанные деньги. Поругавшись с ней, будущая звезда решила, что вполне может содержать себя самостоятельно, и в 14 лет ушла из дома.

Поначалу она работала в молочной лавке, но вскоре ей это надоело, и девушка вернулась к уличному ремеслу. Со сводной сестрой по отцу Симоной они зарабатывали три сотни франков — этого хватало на комнатушку в жуткой гостинице, консервы и вино.

В это же время в жизни будущей Пиаф начинают появляться мужчины. Она влюблялась и тут же бросала своих возлюбленных. Вскоре на певицу обратил внимание Луи Дюпон, подрабатывающий развозом продуктов. О красивых ухаживаниях или трогательной истории любви сведений не сохранилось. Единственное, что известно, — вскоре после начала отношений они стали жить вместе. А в 16 лет Эдит узнала, что ждёт ребёнка. Было решено рожать. В 17 лет Пиаф стала матерью. Девочку назвали Марсель.

У Эдит не было времени нянчить ребёнка: владелец кабаре «Жуан-ле-Пен» предложил ей работу. Она согласилась выступать у него, и некоторое время пела там. Вид ребёнка с яркой помадой на губах и нелепой причёской поначалу отпугивал, но зрителей привлекал голос Эдит.

Луи пытался привязать Эдит к себе, требовал оставить работу, она отказалась. Последовало расставание. Однажды Дюпон буквально выкрал малышку, чтобы повлиять на решение гражданской супруги и вынудить её отказаться от выступлений.

Завершилась история трагически. Малышка подхватила свирепствующую в ту пору в Европе «испанку». В 30-х в Париже было множество случаев заболевания, скончалось огромное количество людей. Пиаф нашла дочь вместе с Дюпоном в одной из французских больниц. Вскоре, ухаживая, заразилась и сама. Через некоторое время двухлетняя Марсель умерла, и Эдит едва наскребла денег, чтобы ее похоронить.

«Пиаф» — значит «воробышек»

Судьба певицы изменилась в 1935 году. Двадцатилетняя Эдит всё так же пела на улице. В один из вечеров она стояла неподалеку от Триумфальной арки в туфлях на босу ногу, в пальто с чужого плеча и напевала что-то себе под нос, ожидая, что кто-нибудь кинет ей монетку.

И вдруг к ней подошёл дорого одетый мужчина.

— Сумасшедшая, если поёшь в такую погоду! — усмехнувшись, сказал он.

— Но мне же надо хоть что-то есть, — парировала Эдит.

На клочке бумаги мужчина написал адрес и пригласил девушку прийти по нему на следующий день. Это был Луи Лепле, владелец кабаре «Жернис», находившегося на Елисейских полях.

Такой роскоши, как в этом кабаре, Эдит никогда не видела. Она два часа пела на сцене все песни, которые знала, после чего Лепле сказал:

-Тебе нужен псевдоним. Подойдёт Пиаф. «Пиаф» — значит «воробышек».

Псевдоним девушке, действительно, очень подходил: она имела худощавое телосложение, а ее рост был всего полтора метра. Лепле предложил девушке контракт. Меняя одежду и поведение подопечной, он не особо церемонился, например, легко мог дать подзатыльник. Но жёсткие уроки дали результат: засияла звезда, которая своим голосом будет сводить с ума весь мир.

Поклонники появились буквально после первого выступления. Последовало выступление на радио. Слушатели завалили радиостанцию письмами, где требовали «малышку Пиаф».

Казалось, вот они — слава, счастье, деньги. Но… В 1936 году Лепле был убит парижскими бандитами. Когда его нашли, подозрение пало на «протеже» — Пиаф. Её допрашивали в полиции. СМИ не заставили себя долго ждать — началась травля в газетах, а поклонники срывали концерты. «Убийца» — далеко не самое страшное слово, которое пришлось услышать Пиаф.

В том же 1936-м певицу взял под свое крыло известный тогда поэт Раймон Ассо. Он писал тексты специально для неё. Вскоре к этому тандему присоединилась композитор Маргерит Монно. В 1938 году покровители добились выступления Эдит в самом знаменитом тогда мюзик-холле — АВС. На следующее утро газеты написали долгожданное: «Вчера на сцене АВС во Франции родилась великая певица».

Во время Второй мировой войны Эдит ушла от Ассо и стала работать с Жаном Кокто, известным французским режиссёром. Во время нацистской оккупации Пиаф выступала в парижских ночных клубах, куда приходили и немцы тоже. Её даже пригласили дать концерт в Берлине.

После войны звучали обвинения в адрес Пиаф в том, что она якобы сотрудничала с фашистами. Однако эти обвинения подтверждения не нашли. Наоборот, было много свидетельств о том, что Пиаф выступала перед французскими пленными солдатами, а несколько человек даже бежали из плена благодаря ей.

Марсель седан

После войны на Пиаф обрушилась грандиозная слава. Лучшие залы мира распахивали для неё двери.

В 1947 году она познакомилась с известным на весь мир боксёром Марселем Серданом. Вскоре появились слухи о том, что она встречается с женатым спортсменом. Чтобы отделаться от внимания журналистов, Марсель согласился на пресс-конференцию. Не дожидаясь вопросов, он заявил, что Эдит — его любовница, и любовница только потому, что он женат. В любом другом случае Пиаф стала бы его женой. После этой пресс-конференции газетчики потеряли всякий интерес к паре. Была ли Эдит любовницей, не была ли — это перестало их интересовать.

В 1949 году у Пиаф проходили гастроли в Нью-Йорке. Марсель вылетел к ней на самолете. Самолёт разбился над Атлантическим океаном около Азорских островов. Эдит казалось, что жизнь ее рухнула. После смерти боксёра режиссёр Клод Лелуш снял фильм «Эдит и Марсель».

«До вас мне не удавалось вылечить никого!»

В 1952 году Эдит попала в две автокатастрофы подряд. У неё были переломаны руки и рёбра. Чтобы она не умерла от болевого шока, врачам пришлось колоть морфий. Позже уколы делали, чтобы просто заглушить боль. Так певица попала в наркотическую зависимость, от которой пришлось лечиться. За время зависимости у неё, как писали французские СМИ, было три наркотические комы. Кроме того, она якобы пыталась покончить с собой.

— Вы моя первая победа, до вас мне не удавалось вылечить до конца никого. У вас колоссальная сила воли! – сказал ей доктор.

Лечение заняло около четырёх лет. В 1956-м Эдит излечилась окончательно.

Бескорыстная страсть

Лечение, гастроли, гастроли, лечение — эти вещи шли в её жизни параллельно. К началу 60-х певица стала звездой мирового уровня. А здоровье ее все ухудшалось. Да и было ли оно? Цирроз печени, проблемы с памятью…. В 1961-м Пиаф поставили страшный диагноз — рак печени, оно она не прервала концерты. В 1962-м состоялось её легендарное выступление на Эйфелевой башне.

Книгу с названием «Зачем нужна любовь?» Эдит Пиаф писала для другого любимого человека — своего последнего мужа Тео. Он был младше ее на 20 лет. Пиаф придумала ему псевдоним — «Сарапо», что по-гречески означает: «Я люблю тебя».

Ради Тео она боролась со смертельной болезнью, ради него выходила на сцену, превозмогая невыносимую боль, и пела, пела, пела, завершая каждый концерт хитом . А Париж не хотел верить, что такое возможно — бескорыстная страсть молодого красавца-грека к умирающей от рака, скрюченной артритом, некрасивой женщине, в 40 лет выглядевшей на все 60. За глаза его обзывали альфонсом, женившемся на великой певице ради ее славы и денег. Но ему было все равно, он не замечал оскорблений — у него была Эдит.

Когда ей было плохо — он часами отвлекал ее смешными рассказами и прикрывал от вездесущих камер; когда ей было больно — носил на руках, прижимая к груди. Он, как мог, пытался защитить своего «воробышка», отвоевать для нее у смерти хоть день, хоть час… И отвоевал почти год, за который она успела закончить эту книгу.

Эдит Пиаф умерла от рака печени на своей вилле в Провансе 10 октября 1963 года в возрасте 47 лет. Её тело транспортировали в условиях секретности: певица хотела, чтобы поклонники думали, что она умерла в Париже.

И лишь после похорон потрясенная публика убедилась в том, о чем Тео знал с самого начала: никаких «несметных богатств» Пиаф не имела. Она никогда не умела копить деньги и умерла, оставив мужу лишь многомиллионные долги, светлую память о великом чувстве, какое бывает раз в жизни, свой незабываемый голос и эту рукопись.

Книгу «Зачем нужна любовь?» невозможно читать без слез. Это пронзительная исповедь счастливой женщины, открывшей миру понимание того, зачем нужна любовь.

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com

Литература:

Ее труды:

1. Пиаф Э. Эдит Пиаф. Жизнь, рассказанная ею самой. Зачем нужна любовь?/Эдит Пиаф/Перев. Н. Павлищева.- М: «Яуза», 2012. — (Серия: «Уникальная автобиография женщины-эпохи»)

О ней:

10 октября 1963 года умерла великая французская певица, которая отдавалась многим, но любила лишь одного – погибшего по ее вине

image

Эдит Пиаф (Эдит Джованна Гассьон), появилась на свет на уличном тротуаре, воспитывалась в борделе, который держала ее бабушка. Вскармливали ребенка не молоком, а с ранних лет вином. И уже в шесть лет, выступая с отцом-акробатом на улице, пела песенку о «потаскушке». Что, спрашивается, могло из нее вырасти?

Воробышек Парижа

Добрым гением будущей звезды стал владелец роскошного кабаре «Жернис» Луи Лепле, который и придумал ей сценическое имя Пиаф, на парижском арго – «воробышек». Эдит была похожа на эту хрупкую и неказистую птичку: «воробьиный» вес 40 кг, рост 147 см, полное отсутствие вкуса и мало-мальской красоты, как считали многие ее современницы.

При этом мужчины никогда ей не отказывали в любви. Наоборот, это они спешили на ее «огонек». Не подозревая, что стоит ему потухнуть, Эдит тут же избавится от кавалера, чтобы сразу найти другого.

На панель за гробом

wikimedia

В 16 лет уличная певунья встретила 19-летнего хозяина небольшого магазинчика Луи Дюпона. Эдит почти сразу забеременела, но любовник замуж ее так и не позвал.

Во время беременности юной девушке пришлось устроиться в мастерскую, где она плела похоронные венки, пытаясь поддержать разорившегося сожителя. В 17 Эдит родила дочь Марсель. Спустя два года малышка заболела менингитом и скончалась. Денег на похороны не было. Эдит напилась и вышла на панель, чтобы заработать на гробик. Первый же клиент, увидев ее белое лицо, спросил, зачем она это делает. Безутешная мать во всем призналась, и он просто так ей дал деньги на скорбные дела. Больше детей у Пиаф не было.

Неизвестно, насколько глубоко она запрятала свою боль, но имя Марсель стало для нее знаковым и принесло ей еще много счастья и горя.

Две звезды – две светлых повести

В 1942 году Пиаф в Марселе знакомится с режиссером Марселем Блистэном. На первом свидании она вспоминает свою дочку, и с тех пор между этими двумя людьми зарождается чистая дружба на долгие годы. Блистэн снял Эдит в двух своих фильмах. Сценарий для одного из них, под названием «Безымянная звезда», написан специально для Пиаф.

Эдит Пиаф. wikimedia

Кто-то посчитает крошку Эдит беспринципной и неразборчивой в связях женщиной. Она с юных лет крутила романы со всеми подряд: бедными, богатыми, простыми и не очень мужчинами. Одни ей помогали пробиться в мире искусства, как Луи Лепле, которого в итоге убили. Как оказалось, он был нетрадиционной ориентации, и вполне возможно, вместе со своей подопечной делил любовников.

Имя Эдит полоскали в связи с его гибелью, но преступника так и не поймали. Певица не сломалась, а, наоборот, нашла еще одного Пигмалиона.

Кому-то она сама помогла. Например, Иву Монтану: составила репертуар, посодействовала, чтобы он пробился на большую сцену. Но Эдит всегда поступала с мужчинами, руководствуясь одним принципом: «Женщина, которая позволяет, чтобы ее бросили, – круглая дура. Мужиков пруд пруди. Только нужно найти замену не после, а до. Если после, то тебя бросили, если до – то ты! Большая разница».

Я тебя никогда не забуду

Марсель Сердан. wikimedia

Любовью всей жизни талантливого «воробышка», как она сама говорила, стал французский боксер, чемпион мира и Европы Сердан, которого тоже звали Марсель. Он был женат и имел троих детей, но свою любимую Эдит обожествлял и мечтал быть с ней. Позволял себя наряжать в «попугайские» наряды, терпел все слухи и сплетни. И однажды на пресс-конференции, чтобы заткнуть всех злопыхателей, твердо сказал, что любит ее больше жизни и она его любовница, а не жена лишь потому, что у него есть дети.

Марсель и Эдит не переносили разлуки. Как-то певица попросила любимого прилететь к ней на самолете, чтобы встреча произошла как можно скорее. Но Сердан так и не попал в ее объятия – разбился в авиакатастрофе. В этот день Пиаф принесли на сцену на руках – она не могла идти. И спела лишь одну песню – «Гимн любви». Эдит винила именно себя в смерти Марселя.

Она хотела умереть, пока не увлеклась спиритическими сеансами, пытаясь вызвать дух своего любимого. Пыталась ожить и спустя время вышла замуж за певца Жака Пилса, написавшего для нее свадебную песню.

Эдит тайком от него кололась морфием, у нее начались галлюцинации. Певица не могла найти выход на сцену, видела в углах пауков и мышей. Несколько раз лечилась, чтобы избавиться от зависимости. И подала на развод, считая, что ее мужу просто не повезло и нельзя жить с женщиной, потерявшей человеческий облик.

Лебединая песнь

В 47 лет Пиаф стала похожа на древнюю старуху. Еще больше похудела, лицо распухло и покрылось морщинами, волосы почти все вылезли. Однако она венчается в церкви с парикмахером – 27-летним Теофанисом Ламбукасом, похожим на прекрасного греческого бога. Певица пыталась сделать из своего юного мужа звезду и придумала ему псевдоним Тео Сарапо (от греч. «я тебя люблю»).

Эдит Пиаф с Тео Сарапо. wikimedia

Над комичной парой смеялись, думая, что молодой человек связался с престарелой шансоньеткой из-за несметных богатств. Однако Пиаф давно осталась без средств к существованию: лекарства, наркотики, бездумные траты. Эдит жила на деньги мужа, и после смерти на нем повисли долги жены в сумме 45 миллионов франков.

Тео с обожанием смотрел на любимую женщину, которая была вся в шрамах и с распухшими руками, к тому же не могла сама за собой ухаживать. Но ему было все равно, он любил. Кормил с ложечки, нежно ухаживал, читал ей вслух, дарил подарки, показывал комедии. И до последнего ее вздоха давал понять, что она желанна и любима. Муж всегда был рядом со своим постаревшим, разбитым болью потерь и болезнями «воробышком», даже когда она его не узнавала.

Перед смертью Пиаф сказала: «Я не заслужила Тео, но я его получила». Они были вместе всего год. Певица умерла во сне 10 октября 1963 года на Лазурном берегу. Фактически на руках молодого мужа. И последнее, что видела «воробышек», засыпая – это глаза, полные любви к ней.

Ее тайно перевезли в Париж и только 11 октября официально сообщили о смерти великой Эдит Пиаф. В последний путь ее провожали 40 тысяч поклонников. Спустя семь лет Сарапо разбился в автокатастрофе и был упокоен рядом со своей любимой и венчанной женой.

Эдит Пиаф. 1962 год. wikimedia

Маленькая женщина с большим голосом, прозванная в юности воробушком — и гордо пронесшая это имя через всю свою удивительную жизнь на сцене, — стала для Франции ХХ века не просто символом, а своего рода универсальным знаменателем культуры страны в общемировом контексте. Сегодня, 19 декабря, отмечается 105-я годовщина со дня рождения Эдит Пиаф — и «Известия» размышляют о ее роли в жизни каждого из нас.

Фото: Getty Images/Apic 13-летняя Эдит Пиаф с отцом и мачехой, 1925 год

Обитательницы заведения изливали на Эдит всю нерастраченную материнскую любовь, особенно когда выяснилось, что девочка совершенно ослепла. Врачи, на которых хватало денег, не могли сказать ничего определенного, и бабушка отправилась с внучкой в поисках исцеления на богомолье к св. Терезе Малой в Лизьё. Молитвами ли, природой ли, но через несколько дней после приезда в монастырь шестилетняя Эдит прозрела (заметим, что в 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил св. Терезу Малую Учителем Церкви; звание, которое кроме нее имеют еще лишь три женщины).

Фото: Getty Images/Lipnitzki Эдит Пиаф с аккордеонистом, 1936 год «Не советую девушкам идти в шоу-бизнес» Рок-музыкант Диана Арбенина — о мясорубке эстрадной индустрии, авторстве книг Мураками и исковерканной мотивации

Впрочем, Эдит продолжала петь и на улицах: «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей». Так ее заметил Луи Леплан, хозяин кабаре «Жернис» на Елисейских Полях. Он дал работу 20-летней певице; он же и придумал ей ставший легендарным псевдоним: Piaf, «воробушек» на парижском жаргоне. Первые же концерты «малышки Пиаф» в заведении Леплана имели оглушительный успех; вскоре ее пригласили спеть в сборном концерте с великими звездами французского шансона — Морисом Шевалье и Мистангетт.

Концерт из цирка «Медрано» в феврале 1936-го транслировался по радио; слушатели со всей страны звонили в студию и требовали больше песен Пиаф. С того холодного дня она заняла свое место на вершине эстрадного олимпа — с которого не сходила уже никогда.

Дальнейшее, как говорится, уже история. Встреча с поэтом Раймоном Ассо, написавшим главные ее песни, трагическая любовь к боксеру Марселю Сердану, дружба с великим Кокто, два замужества за совершенно терявшимися на ее фоне артистическими посредственностями (она честно пыталась помочь Жаку Пилсу и Тео Сарапо с карьерой, но даже она была, видимо, бессильна), алкоголизм, наркотики, две автомобильные катастрофы, смерть — и продолжающаяся вот уже более полувека посмертная слава.

Воробьиная оратория

Эдит Пиаф (в центре) и Марсель Сердан прибывают в аэропорт Парижа, 1950 год

Фото: Getty Images/Keystone

Удивительно, но песни Пиаф успешно пережили все музыкальные моды второй половины столетия; живы они и сейчас. Да и легенда о нескладной и рано умершей певице-воробушке по сей день довлеет над обширным рок-мортуарием «ушедших в 27 лет». Хочется подчеркнуть: есть много великих артистов, которых помнят по имени, но уже давно не перечитывают, не переслушивают, не пересматривают. Пиаф в этом отношении схожа со своим ровесником Синатрой — их песни продолжают слушать и в новой цифровой реальности XXI столетия.

«Бардовские песни были как разговор по душам» Певица Варвара Визбор — о воспевании БАМа, гитаре деда и искусстве правды

К востоку от Немана

Особое отношение к Эдит сложилось у нас, в России. Она не успела приехать в СССР с концертами, но в 1960-е ее песнями заслушивалась интеллигенция. Но уже в следующее десятилетие для миллионов советских людей она была не просто знаменитой певицей из далекой Франции. Она была бестелесным голосом из радиоприемника в машине Штирлица — хотя полковник Исаев в принципе мог слышать Пиаф и живьем; она, как и многие другие французские артисты, выступала в Берлине во времена оккупации. Впрочем, мало кого из поклонников «Семнадцати мгновений весны» волновали такие частности и мало кто знал, что звучащая в фильме песня Non, je ne regrette rien («Нет, я ни о чем не жалею») была сочинена лишь через 11 лет после войны, а записана Пиаф и того позже.

Благодаря поистине народному сериалу Татьяны Лиозновой Эдит Пиаф и сама стала в Советском Союзе народной легендой — хотя вряд ли такой результат ожидался создателями эпопеи о разведчике с лицом Вячеслава Тихонова. Характерно, что единственный нормальный лонгплей певицы, легально доступный в СССР (если не считать двух десятидюймовок с аудиокомментарием Натальи Кончаловской, вышедших в середине 1960-х), — «Мир Эдит Пиаф», впервые появившийся на прилавках в 1972-м, за год до премьеры «Мгновений», моментально стал дефицитом. Тираж допечатывали до самой середины 1980-х — пластинку часто покупали только ради «той самой песни». Впрочем, купившие неизбежно открывали для себя и «Жизнь в розовом цвете», и «Падам, падам», и «Милорда» — подборка была при всех форматных ограничениях почти безупречной.

Воробьиная оратория

Эдит Пиаф в лагере для военнопленных во время Второй мировой войны, 1943 год

Фото: Getty Images/ullstein bild Dtl Не виноватая я: звезды, чью судьбу разрушил алкоголь «Известия» вспомнили актрис, чья карьера и жизнь могли сложиться иначе

Она прожила короткую, но ослепительно яркую жизнь. Словно о ней написаны строки другой женщины, парижанки поневоле, столь же трагически и рано ушедшей из жизни: «Я дань платила песнями, Я дань взымала кольцами». Впрочем, русская поэтесса вряд ли успела обратить внимание на юную певичку, звезда которой начинала разгораться в Париже именно в те годы, когда Марина Цветаева собиралась обратно, на родину, навстречу смерти.

У Пиаф, поднявшейся с самого дна общества, было мало что общего с профессорской дочкой из Москвы, писавшей стихи с шести лет. Объединила их, никогда не встречавшихся в реальной жизни, общность духовных ценностей ХХ столетия — кровавого, полного войн и человеческих трагедий, но парадоксальным образом связавшего национальные культуры разных стран ненавидимыми «нитями». Символично, что совсем недавно спектакль «Диалог с Эдит Пиаф», посвященный памяти великой певицы, был показан именно в московском Доме-музее Марины Цветаевой. «Я пою не для всех — я пою для каждого», — говорила Эдит Пиаф. И это не было ни позой, ни преувеличением.

Читайте также

Женщина с удивительной судьбой, столь же выдающейся, сколь и трагической. У Эдит Пиаф были и обожание поклонников по всему миру, и невероятные страдания вне сцены. Она потеряла дочь, а затем любимого человека и долгие годы провела в глубокой депрессии.

Певица прожила всего 47 лет, в последние годы превратившись в немощную старуху. Она действительно выглядела плохо: распухшее лицо с глубокими морщинами, несуразная фигура, реденькие волосы и огромный букет болячек. О счастье она даже не мечтала…

«В конце концов, мы не властны над нашей жизнью. Мужество в том, чтобы пройти свой путь до конца», — Эдит Пиаф.

Однако судьба умеет преподносить удивительные сюрпризы. Молодой парикмахер Теофанис Ламбукас был красив как бог и младше Пиаф на 20 лет, однако история их отношений — невероятно трогательна. Певица незадолго до смерти обрела счастье, которого, как она сама считала, не заслуживала.

image

Познакомилась Пиаф с Ламбукасом, когда он навестил ее в больнице с подарком: маленькой куклой, привезенной с Греции, якобы приносящей удачу, пишет Культурология. Он стал приходить к Пиаф все чаще и вскоре сделал ей предложение. Она отказала ему, но не прогнала.

Тео мог часами сидеть возле рояля, слушая, как Пиаф играла. Ловил каждое движение, пытаясь предугадать ее желания. Молодого человека не смущала ни разница в возрасте, ни болезнь Пиаф, к тому времени врачи диагностировали у певицы жесткий артрит, а потом — рак печени.

«Я вела ужасную жизнь, это правда. Но также — жизнь изумительную. Потому что прежде всего я любила ее — жизнь», — Эдит Пиаф.

image

Тео стал вторым мужем певицы, пара повенчалась в церкви. Окружающие обвиняли молодого человека в том, что он остается рядом с Пиаф только ради денег. Но Тео с обожанием смотрел на любимую женщину. Ему было все равно кто и что думал, он любил ее. Кормил с ложечки, читал ей вслух, дарил подарки, показывал комедии. Тео всегда был рядом со своим постаревшим, покалеченным жизнью и болезнями «воробышком», даже когда она перестала его узнавать.

Молодой супруг полностью содержал угасающую Эдит, изо дня в день, доказывая свою любовь. Так продолжалось 11 месяцев, столько прожила после венчания Пиаф. Буквально на смертном одре она сказала:

«Я не заслужила Тео, но я его получила…»

image

Певица умерла во сне 10 октября 1963 года. После смерти Эдит выяснилось, что Тео вместо огромного наследства получил долги супруги — 45 миллионов франков. Пиаф задолго до смерти осталась без денег, потратив состояние на лекарства, наркотики и просто безумные вещи. Певица полностью жила за счет мужа, а не наоборот…

В последний путь Эдит Пиаф провожали 40 тысяч поклонников. Тео погиб через 7 лет в автокатастрофе. Его похоронили рядом с любимой и венчанной супругой.

Новое видео:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий