Краткая биография Ильи Муромца

Оригинал взят у в Илья Муромец как исторический персонаж или развенчание мифовМеня давно интересовала история с Ильей Муромцем и давно хотелось что-то написать на эту тему, но вот вдруг нашлась эта статья, в которой это сделали даже лучше, чем наверное это получилось бы у меня: Илья Муромец: кем святой точно не был… Источник: Православіє в Україні | 01 січня 2014 | Ладо Гегечкори Илья Муромец… Родом может быть и не из Мурома Начнем с того, что попытаемся выяснить где родился былинный богатырь. Казалось бы, ответ на этот вопрос кроется в его имени – Муромец. Да и старинные сказания говорят нам, что преподобный Илия был рожден в «славном городе Муроме, во селе Карачарове». Однако, не все так просто. Не смотря на то, что российский город во Владимирской области давно стал местом паломничества, как для верующих, так и для обычных туристов, не все ученные считают, что это и есть родина богатыря. Некоторые из них склоняются к иной, более правдоподобной версии: не только современные исследователи, но и многие дореволюционные – считали, что родиной Ильи были… земли Черниговщины. А именно – селение Карачев, что возле небольшого городка Моровийск. Летописные источники также не говорят нам об Илье, ка о витязе из Мурома. Австрийский монах-иезуит Эрих Ляссота в 1594 году увлеченно пишет о мощах исполинского воина – Ильи Моровлина. Его современник, староста города Орши Филон Кмита в своем письме кастеляну Остафию говорит о легендарном воителе Илье Муравленине. Да и согласно строкам из древней былины, богатырь, по зову князя, добирается до стен Киева за каких-то шесть часов. Что было бы слегка проблематично для жителя Мурома, который лежит в полутора тысячах километров от столицы князя Владимира. А вот житель черниговских земель, вполне смог бы уложиться в эти сроки. Но как же быть с многочисленными реками, урочищами и местами муромской земли, которые с незапамятных времен носят имя преподобного Ильи? Времена, впрочем, не такие уж и незапамятные. Еще в начале XX века историки доказали, что богатырь Илья Муравленин «превращается» в крестьянского сына Илью Муромца только в XVII веке. Дело в том, что образ черниговского витязя переплелся с другим историческим персонажем – казаком Илейкой Ивановым сыном Муромца. Разбойный казак, выдававший себя за сына царя Федора – Петра, был одним из военачальников во время крестьянского бунта Ивана Болотникова. Под его началом терские, запорожские и волжские казаки, плечом к плечу с рязанскими крестьянами и немецкими ландскнехтами рубились с царскими стрельцами под Кромами, Ельцом и Тулой. В памяти местных жителей, Илейка остался своеобразным Робингудом – защитником свобод бедных крестьян, и, одним из любимых героев народных сказок. Поэтому местные предания, связывающие те или иные места с преподобным Ильей, скорее всего, были изначально посвящены опальному казаку. Надо ли говорить о том, что подобная географическая путаница – далеко не редкость? Так, река Кинешма, согласно местному преданию, обязана своим названием крику персидской княжны «Кинешь мя!», которую сбросил со своего челна Стенька Разин. Автору легенды было, наверное, не известно, что персиянка нашла свою смерть не в водах Кинешмы, и даже не в Волге, вопреки словам из народной песни, а в Яике (так ранее назывался Урал). Согласно былинам, богатырь, ставший в последствии монахом, родился в простой крестьянской семье. Именно благодаря «пролетарскому» происхождению образ легендарного Ильи был знаком каждому советскому школьнику. Вы только подумайте: выходец из крестьянского сословия побеждает чудовищ, без труда сокрушает орды «империалистически» настроенных татар и половцев, и может проучить «загнивающий царизм» в лице киевского князя Владимира, который в былине показан откровенно недалеким и трусливым «товарищем». Но насколько исторически реальным мог быть такой поворот событий? А такой поворот, в реалиях Древний Руси могло спровоцировать лишь одно – чудо. Вообще сказание об Илье Муромце изобилует чудесными событиями, такими как исцеление паралитика с тридцатилетним стажем, и чудесными персонажами – чего только стоит один Соловей Разбойник… Так и резкая «переквалификация» былинного витязя – одно из многочисленных сказочных чудес. Дело в том, что древнерусское сообщество было «кастовым». Сын крестьянина был обречен на то, чтобы всю жизнь ходить за плугом, и наоборот – отпрыск витязей должен был с малых лет подружиться с мечом. Конечно, были отдельные случаи, когда крестьянство призывалось на войну в виде «оружных холопов», но это было скорее исключение, чем правило. Да и сам богатырь в одной из былин резко осуждает такие «сословные» перемены: «Не дай Боже делать из боярина – холопа, Из холопа – дворянина, из попа – палача…». Да и сами былины красноречиво говорят нам о строгости этой системы на Руси – крестьянский богатырь Микула Селянович вступив в дружину князя, забрасывает свою соху на небеса, тем самым навсегда отрекаясь от крестьянского труда и от прошлой, мирной жизни. К слову, такой подход сохранился вплоть до XVII века у казаков на Дону и Кубани, которые приказывали «бить и грабить» того казака, который посмеет заниматься домашним хозяйством. Это значит, что преподобный Илия, чьи мощи сейчас покоятся в Лаврских пещерах, происходил если не из знатного рода князей или воевод, то по крайней мере, был потомственным воином. Более того, все источники указывают на то, что воинственные предки святого были… язычниками. В IX веке крещение от князя Владимира Русь приняла, но не вся – некотрые села и даже целые города оставались верны языческим богам – вплоть до XV столетия. Язычники жили обособленно, ревностно охраняя свои святыни и не контактируя с христианами. Они даже избирали своих князей, которые при случае были не прочь скрестить мечи с православными правителями. Самым известным из них в те времена стал князь-оборотень Всеслав, которому приписывали сверхчеловеческие возможности – умение оборачиваться волком и наводить на врагов туман. Летописи говорят нам о том, что родина Ильи оставалась под контролем язычников вплоть до XII века. И строгое соблюдение «кастовой системы» родителями преподобного, также связано с дохристианскими представлениями о мироздании. Считалось что воины, землепашцы, жрецы и холопы произошли от разных божественных предков и не имеют права смешиваться друг с другом. А легенды об Илье настойчиво твердят нам, что еще его дед-язычник принадлежал к воинскому сословию. Именно предку, согласно предания, Илья был обязан своим недугом – во время одного из налетов на окраины Киева, лихой предок богатыря, ударом меча рассек икону. После этого, на его род обрушилось страшное проклятие – отпрыски начали рождаться с парализованными ногами. К слову, спорный момент о болезни святого, дал почву для самых экстравагантных предположений. Некоторые исследователи утверждали, что былины об Илье Муромце имеют дохристианское, космогоническое происхождение. Якобы сам богатырь – воплощение бога грома, его меч или копье – молния, а несметные рати, которые он рассеивает – тучи. Сам витязь скован болезнью, то есть холодом, пока странники, а на деле – дождевые тучи, не напоят его водой – дождем. После своего исцеления, небесный воитель мечет стрелы-молнии в своего противника – Соловья. Впрочем, исследуя биографию святого, ученые мужи доходили и до совсем абсурдных предположений. Былинного витязя даже записывали в ряды армии хана Батыя – якобы сказания о легендарном «багатуре» попали на Русь из степей Монголии. Так кто же этот человек-легенда – «Сын степей или герой Севера»? Конечно, ни о каком «монголоидном» или «пролетарском» происхождении святого не может быть и речи. И лучшее свидетельство этому, опять-таки – богатырские былины. Илья свято чтит воинский кодекс чести – он не нападает на врагов из засады, открыто вызывая их на честный поединок. Богатырь не вступает в бой с заведомо слабыми противниками, и не пользуется стрелковым и метательным оружием. Ни топора, ни дубины считавшихся оружием простолюдинов в арсенале черниговского богатыря нет. Илья орудует волшебным мечом, который получил в подарок от другого богатыря – Святогора, или копьем, которым он колет, но никогда его не метает. А вот враги-инородцы вроде степняка Тугарина или хазарина Жидовина, не упускают случая метнуть в богатыря нож или другой подручный предмет, впрочем, даже отразив удар, витязь не отвечает им тем же, а вступает с врагом в рукопашную схватку. Любое метательное или стрелковое оружие, в том числе луки и самострелы, считались оружием черни – истинный воин должен были сойтись с врагом в честном бою, чтобы в полной мере показать свои боевые навыки. Даже Соловья-разбойника Илья Муромец убивает не броском, а ударом своего копья. И хотя, в более поздней, крестьянской версии былины, богатырь стреляет в Соловья из лука, на ранних лубочных изображениях мы видим двух конных воинов, которые мчаться друг на друга с копьями наперевес. Святой превосходно владеет приемами рукопашного боя – будучи застигнутым врасплох, Илья расправляется с врагами голыми руками. Возможно, здесь мы сталкиваемся с языческим наследием православного воина – древним боевым искусством русичей. Исторические источники нам рассказывают, что среди славянских племен был распространен некий боевой стиль, основанный на подражании движению зверей – волков и медведей. Как бы то ни было, но в течении всего былинного эпоса, лук использует всего один-единственный персонаж – Васька-Пьяница, который имеет весьма посредственное отношение к воинскому сословию. Так что прообразом святого никак не мог стать монгольский багатур – какой уважающий себя монгол откажется от использования лука?! Да и сам святой в свою воинскую бытность, явно не отличался ни любовью, ни тактичностью по отношению к степным иноплеменникам: «Ой же вы, татаровья поганые, кто умеет говорить языком русским, человеческим?» Так что на версии о пролетарском и интернациональном происхождении святого можно смело ставить крест. Любопытно, что первые упоминания о былинном богатыре принадлежат вовсе не перу русских летописцев… Впервые легендарный воитель был упомянут в немецкой поэме XIII века. Стихи, повествующие о событиях в стране бургундов, говорят об Илье Русском – дворянине из Новгорода. В немецкой поэме русский богатырь выступает непревзойденным воином и ревнителем веры – он разрушает капища и крестит царевну-язычницу. Все тот же Илья Русский фигурирует в норвежской саге «Саге о Тидреке Бернском», где выступает как незаконнорожденный сын короля. Немцам настолько полюбился образ русского богатыря, что в одном из произведений он стал герцогом Греции! Вероятно, скромный монах из Лаврской обители очень удивился бы, узнав при жизни о том, какая слава его ожидает после смерти. Воин духа Но как же быть с мощами святого, которые покоятся в пещерах киевской святыни? Читать о преподобном Илье Муромце на сайте Киево-Печерской Лавры>> Исследовав их, эксперты криминалисты пришли к поразительному выводу. Былинный богатырь с самого детства страдал полиомиелитом – ноги преподобного были полностью парализованы. Каким образом он сумел излечиться – загадка. Но не смотря на это, преподобный обладал нечеловеческой силой. Его рост был около двух метров, мышечная масса должна была быть большой, а руки – невероятно сильно развитыми. Исследователи предполагают, что лежа на скамье, витязь упорно тренировал руки – работал топором, поднимал тяжелые ларцы и бочки, и месил глину. Таким образом, к тридцати трем годам, его сила стала действительно пугающей. Все это говорит нам о том, что лежащий в Киевских пещерах преподобный и былинный богатырь – один и тот же человек. Итак, перед нами более четко нарисовался образ святого преподобного Ильи Муромца. Выходец из воинского рода, воспитанный среди язычников, человек с необычайно сильной волей и стойким духом. Он не позволил болезни сломить себя, упорно тренируясь с помощью подручных средств. Не польстившись на золото и титулы, он не ввязался в междоусобную борьбу русских князей, а под началом Святослава – сына Владимира, самоотверженно сражался с внешними врагами Руси – половецкими ордами. Благодаря своей чести и воинскому умению, он произвел впечатление не только на своих земляков, но и прославился среди соседних народов как непобедимый герой и отважный воин. Не взирая на происхождение, он становится на путь служения Богу, принимает монашеский постриг и остается в Лаврской обители. Погиб святой, как воин, обороняя Лавру от ворвавшихся в стены города половцев. Исследуя мощи, эксперты насчитали невероятно количество ран от сабель и копий. В ходе битвы святой потерял глаз и был пронзен копьем насквозь. Мощи преподобного навсегда остались в Лаврских пещерах. Хранится и память – о мифических подвигах Ильи Муромца, отважных сражениях и невероятном благородстве этого могучего человека, а также о мужественном сердце богатыря, которое билось одинаково ровно, и под тяжелой кольчугой, и под монашеской рясой. http://orthodoxy.org.ua/data/ilya-muromec-kem-svyatoy-tochno-ne-byl.htmlМолодецкая удаль издревле ценилась на Руси. Богатыри славились силой и отвагой, их мужество вселяло веру в то, что зло будет наказано. Легенды об их жизни передавались из уст в уста, обрастая новыми деталями. Со временем стерлась грань между вымыслом и правдой. Современным историкам остается только спорить о реальности существования этих героев, строить догадки, кто же стал их прототипом. Одно понятно, что в старых сказках, есть доля правды. Былинные богатыри стали еще более популярны благодаря мультфильмам

Илья Муромец

Илья Муромец – древнерусский богатырь, один из главных героев былинных сказаний. Его можно назвать воплощением мужества, отваги и преданности. Вопрос о том, вымышленным ли является этот персонаж – предмет споров многих историков. Одни исследователи считают, что богатырь – реальная историческая личность (прототипом считают Илию Печерского), другие историки опровергают эту гипотезу, в связи с отсутствием каких-либо летописных упоминаний о герое-воине Ильи Муромце. Илья Муромец Сторонники гипотезы о Илии Печерском считают, что онродился во второй половине XII века неподалеку от города Мурома, в селе Карачарово. Согласно легенде, до 30 лет богатырь не мог ходить. Проведя исследование мощей святого Ильи Печерского, ученые обнаружили искривление позвоночника, которое могло стать причиной паралича. В сказаниях есть две версии излечения. По одной из них богатырю помогли калики перехожие, которые могли быть знахарями, по другой исцеление связывают с божественной благодатью. Рост Печерского – всего 177 см, но для своего времени это был очень высокий человек. Криминалист и скульптор Никитин воссоздал облик Ильи Муромца Богатырь принимал участие во многих битвах. У Ильи Муромца было прозвище – Илья «Чоботок» (сапожок). Это связывают с тем, что однажды на него напали, когда он обувался. Богатырю пришлось отбиваться тем, что было под руками, то есть сапогами. В конце жизни Илья принял постриг В конце жизни Илья Муромец стал монахом, но погиб, защищая обитель, с мечем в руках в возрасте от 40 до 55 лет. Ученые обнаружили множество колотых ран. Мощи Святого Ильи Муромца покоятся в Пещерах Киево-Печерской лавры, их часть (средний палец левой руки) был перенесен в Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром. Ежедневно в храмы поклониться святому приходят десятки людей.

Когда родился Илья Муромец?

1 января (19 января по старому стилю) на Руси чтят память былинного богатыря Ильи Муромца. По традиции, в этот день наши предки кланялись родной земле, вспоминали святого и ставили свечи за упокой тех, кто погиб защищая свою страну. Памятник Илье Муромцу в Муроме

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич – один из богатырей русского народного эпоса, который, предположительно, служил при князе Владимире. В былинах Добрыня Никитич предстает перед нами храбрым и ловким воином, умным дипломатом, человеком, не лишенным музыкального таланта. Богатырь обладал нереальной физической силой и безграничным мужеством. Кроме этого, согласно преданию, Добрыня знал 12 языков и умел разговаривать с птицами. Знаменитым противником героя был Змей Горыныч. Родиной былинного богатыря признана Рязань. По преданию, Добрыня Никитич – дядя князя Владимира Красного Солнышка. Прототипом персонажа считают воеводу Добрыню, служившего при князе. Памятник Добрыне Никитичу

Алеша Попович

Алеша Попович – собирательный образ русского героя-богатыря, который присутствует во многих народных сказках. Согласно легендам, Алеша Попович не отличался особой физической силой и искусным владением оружием. Младший из богатырей славился своим умением грамотно обыгрывать жизненные ситуации, хитрить и выходить «сухим из воды». Самым главным подвигом стала победа над богатырем Тугариным. Алеша Попович В России считают, что родиной героя был Ростов (прототипом персонажа называют ростовского боярина Александра Поповича), на Украине – что город Пирятин, где в 2009 году ему поставили памятник. Памятник «Три богатыря на привале». Липецкая область Редакция uznayvse.ru приглашает вас познакомиться со статьей о том, что чаще всего вспоминают иностранцы, если речь заходит о символах России.

Они провели уникальную экспертизу останков святого старца Ильи из Мурома. Установлено, что нечеловеческая сила, которой был наделeн герой народных сказаний – не вымысел.

Репортаж Екатерины Качур.

Не перевелись еще богатыри на земле русской? Этот вопрос сегодня стал уже не риторическим, а вполне конкретным. Смотря с чем сравнивать. Если с легендарным Ильей Муромцем, так вот он – один в один. Голова – в натуральную величину, черты лица на 98% соответствуют реальному герою. Сергей Никитин – судмедэксперт и антрополог с мировым именем – сам лично реконструировал эти черты 20 лет назад. Но с перестройкой в СССР никто не придал значение уникальной экспертизе мощей Преподобного Илии из Мурома, который покоится в Киево-Печерской Лавре. Воссоздать лицо инока оказалось непросто. Ведь обычно за основу реконструкции берется череп человека, а здесь была мумия. В очень хорошем состоянии, замечает эксперт. С помощью рентгена был снят череп мумии, и по снимку Сергей Никитин составил лекала для реконструкции. Изучая мощи, антрополог был удивлен.

Сергей Никитин, врач-судмедэксперт Московского бюро судмедэкспертизы, антрополог: “Очень толстые были кости: лобные, теменные, затылочные – они заметно превышали норму. А что это значит? Одному человеку молотком ударят, и у него вдавленный перелом, травма черепно-мозговая. А с таким черепом кувалдой ударить – он покачается. И ничего не будет с ним”.

Ростом 1 м 77 см монах был на голову выше своих современников. Экспертиза выяснила: запястья и ключицы Ильи – значительно мощнее обычных. Ничего удивительного, уверяют на родине героя, в Муроме, и показывают туристам дуб – по преданию один из тех, что свалил Илья, меняя русло Оки.

Елена Бубкова, научный сотрудник Муромского историко-краеведческого музея: “Обхват его – более 4 метров, диаметр – 1,5 метра, и, хотите верьте, хотите нет, вот такие дубы наш богатырь поднимал на свои плечи и закидывал в русло Оки”.

Кроме небывалой силы, экспертиза подтверждает и тот факт, что Илья Муромец 30 лет сидел на печи. Изменения в позвоночнике указывают на паралич в первой половине жизни. Всех этих фактов достаточно, чтобы в Киево-Печерской Лавре утверждали: здесь лежат мощи того самого, былинного Ильи Муромца. А вот в Третьяковской галерее, где знаменитый богатырь кисти Васнецова хранится более 100 лет, в этом совсем не уверены.

Прообразом Ильи Муромца у Виктора Васнецова стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а вовсе не тот инок, который покоится в Киево-Печерской Лавре. Более того, в тот период, когда художник писал картину, он жил в Киеве, расписывая Владимирский собор, и нередко бывал в Лавре. Но почему-то не отождествил мощи преподобного Илии с главным героем своего полотна.

Искусствоведов смущает и тот факт, что в былинах Илья Муромец служит у князя Владимира Красное Солнышко, жившего в конце X века. А святой Илья из Лавры – у Владимира Мономаха, то есть на 1,5 столетия позже.

Элеонора Постон, ведущий научный сотрудник Третьяковской галереи: “Такая временная разница может быть связана с тем, что люди в своих сказаниях о герое, они как-то объединяли события, объединяли богатырей. Например, Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах вполне могли объединиться в образ некоего князя”.

Так или иначе, но людям хочется верить, что речь идет об одном реальном богатыре. Валентина Гущина из села Карачарово, например, уверяет, что она – прямой потомок Ильи Муромца, и показывает на прапрадеда Афанасия, крестьянина недюжинной силы.

Валентина Гущина, жительница села Карачарово: “Лошадь жалел и сам воз сена в гору втягивал. Вот, представьте, какой силой обладал. А в кулачных боях ему запрещали участвовать, потому что он ненароком мог и убить”.

Самый младший потомок Муромца Ваня Гущин тоже пробует себя в кулачных боях. Из уважения к предку ему все уступают. Но Идолище поганое, Соловья-разбойника и вековые дубы, признается бабушка Валентина, он бы не одолел. Слишком уж высокую планку задал всем богатырям русским легендарный Илья из Мурома.

Илья Муромец – это герой былинного эпоса. Он является богатырём, который воплощает идеал мужественного воина и героя. Он фигурировал в киевском цикле былин, благодаря чему о славном воине-герое знают все взрослые и дети. Стоит сказать, что мощи Ильи Муромца, которые сохранены в Киево-Печерской обители, свидетельствуют о том, что славный воин существовал на самом деле. Необходимо познакомиться с биографией мифического героя, который когда-то покорил многих взрослых и детей.

Славным воином, который олицетворял храбрость и мужество, был именно Илья Муромец. Биография персонажа является довольно-таки интересной, поэтому многие люди, которые увлекаются историей, отлично знают все о жизни персонажа, о его успехах и неудачах.

Легенда о деде Ильи Муромца

Популярным и известным персонажем былинного эпоса является именно Илья Муромец. Биография персонажа начинается с легенды, которая связана с его дедом. Согласно ей, дед славного воина был язычником и отказывался принимать христианство. Когда-то он прорубил икону топором, после чего на его род было наложено проклятие. Все мальчики, которые должны родиться, будут калеками.

Прошло 10 лет, после чего у деда родился внук Илья. К огромному сожалению, страшное проклятие, возложенное на его род, исполнилось. Илья Муромец не мог ходить. Он пытался встать на ноги, но все его попытки увенчались неудачей. Вскоре будущий воин стал тренировать руки, однако даже после этого он так и не смог встать на ноги. Наверное, его много раз посещали мысли о том, что он навсегда останется калекой и не сможет ходить, как все.

Героем летописей и былин, которого знает каждый ребёнок и взрослый, является именно Илья Муромец. Биография воина является достаточно интересной и увлекательной. Давайте знакомиться с ней дальше.

Биография Ильи Муромца (краткое содержание). Легенда о восстановлении

Родился Илья под городом Муромом в селе Карачарове, где и прожил свою жизнь до 33 лет. В день рождения Муромца в его дом пришли вещие старцы, которые попросили подать им воды. В этот день случилось невозможное. Муромец объяснил гостям, что он не может встать, но они словно не слышали ничего, что будущий воин хотел им объяснить. Они настаивали на своём и просили его, пока Илья не почувствовал невиданную силу и впервые в своей жизни не встал на ноги.

Удивительно, но учёные, которые исследовали мощи Муромца, подтвердили, что костная ткань полностью восстановилась, и это нельзя не назвать чудом.

Путь в Киев

Напоследок старцы сказали Илье, что он должен отправиться к князю Владимиру на службу. Но они предупредили, что по дороге в столицу он увидит большой камень с надписью. Муромец отправился и увидел его на своём пути. На камне был написан призыв к тому, чтобы воин попытался сдвинуть его с места. Здесь он нашёл коня, доспехи и оружие.

Бой Ильи Муромца с Соловьём-разбойником

Как известно, после своего восстановления Илья Муромец совершил множество подвигов. Главным и самым почитаемым из них был с Соловьём-разбойником. Он оккупировал дорогу до Киева, и никому не давал на неё въехать. Соловей-разбойник был бандитом, который воровал и совершал набеги на дороге. Известно, что данное прозвище ему дали за умение громко свистеть.

Подвиги Муромца

Стоит сказать, что Илья Муромец совершил огромное количество подвигов, а также участвовал в многочисленных сражениях, защищая свою родную землю. Его современники говорили, что воин обладал нечеловеческой силой, и, наверное, именно поэтому в памяти людей он остался самым сильным воином.

Известным персонажем, о котором знают и помнят все взрослые и дети, является именно Илья Муромец. Биография данной личности наполнена различными загадками. Они остаются неразгаданными до сих пор.

С кем участвовал в подвигах Илья Муромец? Биография (кратко)

Стоит отметить, в былинах и легендах часто упоминалось то, что Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич часто совершали подвиги. Однако на самом деле эти персонажи никогда не встречались, и уж тем более не участвовали вместе в боях. Они жили в разных веках. Часто случается, что когда легенды передаются из поколения в поколение, они всё больше и больше обрастают новыми неправдивыми подробностями.

Одним из самых известных и популярных персонажей легенд и былин является Илья Муромец. Биография для детей обычно исключает факты, что многочисленная информация, которая на данный момент известна о легендарном воине, неправдива.

Илья Муромец – великий и славный воин, который обладал нечеловеческой силой, совершал огромное количество подвигов и участвовал в боях за свою прекрасную родину. Существует несколько фактов, которые подтверждают, что он существовал на самом деле. Илья Муромец сумел пережить свою смерть и оставить огромный след в памяти людей, и они до сих пор считают его самым великим и сильным славным воином. Кто же на самом деле Илья Муромец? Миф или реальный персонаж?

Место рождения былинного русского богатыря Ильи Муромца в статье «Википедии» исправлено с Владимирской области России на Черниговскую область Украины. Сообщается, что правки внесли по решению украинских властей. Соцсети обсуждают происшедшее.

Издание «Вести», выходящее не Украине, утверждает, что правок было много в разных статьях, и больше всего ими занимались чиновники из Минобороны, Верховной Рады, Госспецсвязи и секретариата правительства. Исправления затронули главным образом украинский, российский и английский сегменты «Википедии».

Что касается непосредственно статьи об Илье Муромце, то ее, по версии издания, правили потому, что вскоре на Украине пройдет премьера фильма о супергероях «Сторожевая застава», в котором подчеркивается: русские богатыри родились на Украине.

Само по себе место рождения былинного героя могло бы быть любым, однако считается, что у Илья Муромца был реальный прототип. Этот человек (по имени Илья и по прозвищу Муромец) жил в XII веке, служил киевскому князю, а мощи его покоятся в Киево-Печерской лавре. Именно в связи с наличием реального прототипа (а порой и нескольких, если речь идет о былинных героях) связаны теории о «правильном» месте появления богатыря на свет.

На этот счет существовали самые разные теории, но в целом в России принято считать, что богатырь родился в селе Карачарово под Муромом Владимирской области. Именно поэтому, а также в связи с сообщением, что правки в статье об Илье Муромце были сделаны с подачи Киева, информация об исправлениях вызвала бурную реакцию у российских пользователей социальных сетей.

«Переписывание истории на украинский манер продолжается. Напомню, что в феврале 2015 года президент Украины издал указ о проведении памятных мероприятий по случаю тысячелетней годовщины со дня смерти Великого князя Киевского Владимира, которого он назвал “создателем средневекового европейского государства “Русь-Украина”.Теперь добрались и до былинных богатырей, решив “приватизировать” Илью Муромца.

Судя по всему, мы имеем дело с неодолимым желанием, стремлением, граничащим с маниакальностью, утвердить свое историческое первородство во всем, и это уже даже не смешно. Осталось только, перефразируя старый анекдот, сказать, что Украина родина слонов», – написал на своей странице в Facebook первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич, также прокомментировавший ситуацию для информационного агентства ТАСС.

image Памятник мамонту. / vybor.ua

«За счет чужой истории хотят создать свое государство, да еще так топорно. Неужели на Украине этому верят, или они думают, там нормальные люди перевелись?» – задается вопросом пользователь Вера Крючкова из Москвы.

«А даже если и Чернигов, один из крупнейших городов Киевской Руси! Никакой Украиной тогда и не пахло. Как ни крути, а богатырь русский», – пошутил пользователь Виктор Косенков из Москвы.

Многих вмешательство в статью о богатыре и, в особенности, суть правок насмешила.

«Глупости. Муромец был эстонцем, фамилия звучит Muromets (травяной лес). Т.е. настоящим европейцем – вот что главное, может, даже членом НАТО…», – в шутку прокомментировал новость об украинских корнях богатыря пользователь Олег Евсеев из Таллина. «И как они до сих пор до Садко не добрались?», – выразила удивление пользователь Наталья Федеорова из Санкт-Петербурга.

«На самом деле Илья Муромец был агентом украинской разведки и работал на Руси под прикрытием», – придумал юмористическую гипотезу  пользователь Вася Уткин из Москвы. «Из топ-новостей Яндекса: “Минобороны Украины поменяло в “Википедии” место рождения Ильи Муромца” 

Помста це страва, яка має подаватися холодним», – саркастически замечает пользователь Андрей Тюрин из Сарова, вспоминая, что речь идет о «событиях» примерно XII века и переводя на украинский известную фразу о мести как блюде, которое нужно подавать холодным.

Между тем, кроме села Карачарова на роль малой родины Ильи Муромца претендовали еще не менее пяти населенных пунктов, и те из пользователей, кто был лучше знаком с предметом, отнеслись к сообщению о правках спокойнее.

«”Википедию” может править любой желающий, и тот, кто не согласен, может исправить обратно. Но вообще у этой версии есть веские основания. Ее разделял, например, известный русский литературовед и критик Вадим Кожинов, которого никак нельзя заподозрить в свидомости или глупости. В своей книге “История Руси и русского слова” (2000) он пишет, что до XVII века все упоминания о первоначальном герое былинного эпоса Илье Муравленине не связаны с названием города Мурома. Более достоверно его происхождение из округи городка Муровийска, расположенного между Киевом и Черниговом на реке Десне. И это ничуть не компрометирует богатыря», – высказал мнение пользователь Владимир Сизганов из Саранска.

image Фигура Ильи Муромца в Чернигове.

«На звание родины Ильи претендовали 6 городов. В том числе и Муровийск Черниговской области. И, скорее всего, он и был родиной, т.к. абсолютно все былины утверждают, что Илья Муромец прибыл в Киев по зову князя за пять часов. Из Владимирской области не успел бы, явно. Но точно уж никто не узнал бы, если бы не Минобороны самой могучей армии Европы, если не мира. И вообще, звали его Чоботок, а не Муромец», – объяснил пользователь Сергей Жуковский из Москвы.

«Ну, по версии укроисториков, Атиллу звали Богдан Гатыло, то почему бы Илье Муромцу не быть Тарасом Чоботюком?», – ответила ему пользователь Марина Соловьева.

«Туркменский город Мары тоже претендовал… И наши Мурмаши», – дополнил рассказ Сергея Жуковского пользователь Алесандр Хабаров из Москвы.

В целом многие пользователи восприняли новость скорее с недоумением, чем с какими-то иными эмоциями.

«Наверно эта поправка улучшит их экономическое положение, пусть так», – скептически заметила пользователь Татьяна Семенова из Северска. «Какая, на фиг, разница?», – недоумевает пользователь Наталья Ткаченко из Грозного. «Это имеет какое-то значение?», – разделяет ее чувства пользователь Тамара Преображенская.

«Лучше бы работали на восстановление разграбленного и уничтоженного производства!», – считает пользователь Светлана Шкарлет из Санкт-Петербурга. «Да только этот вопрос остался нерешен», и – иронизирует пользователь Тамара Асадова (Toma Asadova) из Баку.

Наконец, есть и те, кто увидел в происшедшем совсем иной смысл. С их точки зрения, все это говорит о близости русского и украинского народов, о том, что хватит уже «родственникам» «драть одеяло», чтоб было чем укрываться ночами в холода.

«Вот ржака-ржакой, но это лишний раз подчеркивает, насколько мы близкие родственники, как бы это ни хотелось отрицать», – заключила пользователь Ирина Кабанова из Москвы.

Обсудите в соцсетях

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий