Краткая биография Шопена для детей, самое важное и интересное о творчестве композитора Фредерика Шопена

Рубрика: Краткие биографии

Фридерик Шопен, полное имя – Фридерик Францишек Шопен (1810-1849) – польский композитор и пианист французско-польского происхождения. В зрелые годы проживал и работал во Франции.

Один из Ключевых представителей западноевропейского музыкального романтизма, основатель польской национальной композиторской школы. Оказал существенное влияние на мировую музыку.

image

В биографии Шопена есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Фридерика Шопена.

Биография Шопена

Фридерик Шопен появился на свет 1 марта 1810 года в польской деревне Желязова-Воля. Он рос и воспитывался в интеллигентной семье.

Его отец, Николя Шопен, был учителем французского и немецкого языков. Мать, Текла Юстина Кшижановская, имела прекрасное образование, хорошо играла на пианино и обладала красивым голосом.

Детство и юность

Кроме Фридерика в семье Шопенов родились еще 3 девочки – Людвика, Изабелла и Эмилия. У мальчика начали проявляться выдающиеся музыкальные способности еще в раннем детстве.

Подобно Моцарту, ребенок был буквально одержим музыкой, обладая склонностью к импровизации и врожденным пианизмом. Во время прослушивания той или иной композиции, Шопен мог запросто расплакаться. Интересен факт, что он нередко вскакивал со своей постели ночью, чтобы записать запомнившуюся ему мелодию.

Уже в 5-летнем возрасте Фридерик начал выступать с концертами, а спустя 2 года обучался у известного пианиста Войцеха Живного. Ученик настолько стремительно развивал свое музыкальное мастерство, что к 12 годам стал одним из лучших пианистов в стране.

Это привело к тому, что наставник Шопена отказался продолжать обучать подростка, поскольку уже не мог дать ему новых знаний. Помимо уроков игры на фортепьяно, Фридерик учился в училище. По его окончании он начал посещать теоритические занятия у композитора Юзефа Эльснера.

Со временем юноша познакомился с князем Антоном Радзивиллом, который помог ему оказаться в высшем обществе. К тому времени биографии, виртуоз уже посетил немало европейских стран, а также побывал в Российской Империи. Любопытно, что его игра настолько впечатлила Александра I, что император подарил юному гению кольцо с бриллиантом.

Музыка и педагогика

Когда Шопену исполнилось 19 лет он начал активную гастрольную деятельность по разным городам и странам. Но первое же европейское турне, которое было организовано уже в следующем году, обернулось для него расставанием с любимой Варшавой.

Разлука с родиной станет причинной беспрерывной скрытой скорби Фридерика. В 1830 г. он узнал о восстании за независимость Польши, в связи с чем хотел принять в нем участие. Однако по дороге ему доложили о подавлении бунта, чем сильно расстроили музыканта.

В результате, Шопен обосновался во Франции. В память о борьбе за независимость, он написал 1-й опус этюдов, включая известный Революционный этюд. С того момента, композитор уже никогда не бывал на родине.

image

Во Франции Фридерик часто выступал в домах аристократов, редко давая полноценные концерты. У него появилось множество покровителей и друзей причастных к искусству. Он дружил с такими выдающимися музыкантами, как Шуман, Мендельсон, Лист, Берлиоз и Беллини.

Шопен написал множество произведений для фортепьяно. Находясь под впечатлением от поэзии Адама Мицкевича, он создал 4 баллады, которые посвятил любимой Польше. Помимо этого, он стал автором 2-х концертов, 3-х сонат, 4-х скерцо, а также многих ноктюрнов, этюдов, мазурок, полонезов и прочих произведений для фортепьяно.

Биографы Фридерика Шопена отмечают, что наиболее интимным жанром в его творчестве является вальс. В его вальсах отражались автобиографические переживания и радости.

Мужчина отличался выдержанностью и замкнутостью, вследствие чего его личность смогут познать только те, кто хорошо знаком с произведениями композитора. Одной из вершин его творчества считается цикл, состоящий из 24 прелюдий. Он был создан в то время биографии, когда виртуоз впервые испытал любовь и расставание.

После получения мирового признания, Фридерик увлекся преподаванием фортепьянной игры. Интересен факт, что он стал автором уникальной пианистической системы, которая помогла многим пианистам достичь больших вершин в музыке.

Стоит заметить, что среди его учеников было немало девушек из высшего общества. Однако самым знаменитым его подопечным оказался Адольф Гутман, который позже стал великолепным пианистом и музыкальным редактором.

Личная жизнь

В личной жизни композитора было не все так хорошо, как в творческой биографии. Его первой возлюбленной была Мария Водзиньская. После помолвки, родители Марии настояли на том, чтобы свадьба была сыграна только через год. Таким образом тесть и теща Шопена хотели убедиться в материальном благополучии зятя.

В итоге, Фридерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута. Парень очень тяжело пережил расставание с любимой, выразив свою боль в нескольких произведениях. В частности, именно тогда была создана 2-я соната, медленная часть которой называлась «Траурным маршем».

В скором времени у Шопена начался роман с Авророй Дюпен, более известной под псевдонимом Жорж Санд. Она являлась сторонницей зарождающегося феминизма. Девушка не стеснялась одеваться в мужские костюмы и предпочитала свободные отношения с противоположным полом.

Долгое время молодые люди скрывали свои отношения от общественности. В основном, они проводили время в частном доме возлюбленной на Майорке. Именно там у Фридерика началась болезнь, которая стала причиной его внезапной смерти.

Влажный островной климат и частые ссоры с Авророй спровоцировали у Шопена туберкулез. Современники мужчины заявляли, что властная девушка оказывала значительное влияние на слабовольного музыканта.

Смерть

Десятилетнее сожительство с Дюпен, полное нравственных испытаний, крайне негативно отразилось на состоянии здоровья Фридерика. Более того, расставание с ней в 1847 г. вызвало у него серьезный стресс. В следующем году он дал свой последний концерт в Лондоне, после чего слег и уже больше не вставал.

Фридерик Шопен умер 5 (17) октября 1849 года в возрасте 39 лет. Причиной его кончины стал прогрессирующий туберкулез. Согласно последней воле музыканта, его сердце было отвезено на родину, а тело похоронено на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем сегодня хранится в одном из варшавских храмов.

Фото Шопена

Жорж Санд
Шопен на смертном одре

Если вам понравилась краткая биография Шопена – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Top

Гений, гений и ещё раз гений. И, как всякий настоящий гений, глубоко несчастный человек. Фредерик Шопен.

Кто такой Фредерик Шопен

Поляк по рождению, француз по происхождению, франко-польский композитор и пианист первой половины XIX века.

В его жилах польской и французской крови было поровну: отец, выходец из простой французской семьи, когда-то переселившийся в Польшу, а мать – представительница старинного польского дворянского рода.

Краткая биография

Будущий композитор родился в небольшой деревеньке в нескольких десятках километрах от Варшавы на территории так называемого Варшавского герцогства, вассального наполеоновской Франции. Через пять лет после рождения Шопена постнаполеоновская Польша вошла в состав Российской Империи на правах Царства Польского.

Музыкальные способности Шопена–младшего были отмечены ещё в раннем детстве, а его «одержимость» музыкой, постоянное стремление к сочинительству, музыкальным импровизациям и прочее из всего того, что так или иначе касалось музыки, позволяли окружающим сравнивать его с великим Моцартом, тем более, что многие из них были его современниками и видели знаменитого австрийца воочию.

На восьмом году жизни Фредерика одна из польских газет восторженно оповестила сограждан о существовании в Царстве Польском юного гения, посвятив ему и его первой самостоятельной музыкальной пьесе несколько строк. А уже к 12 годам Шопен ни в чём не уступал самым именитым польским композиторам того времени, в чём также можно усмотреть прямую аналогию со знаменитым австрийцем.

 На пороге юности находившийся к тому времени под покровительством одного из самых состоятельных магнатов царской Польши князя Радзивилла Фредерик был введён в высшее общество. И уже в это время его описывали как человека с утончёнными манерами, полных истинного аристократизма.

О музыкальных дарованиях польского юноши прекрасно знали и в Петербурге – Император Александр Первый наградил молодого гения бриллиантовым перстнем.

Самостоятельная артистическая деятельность Фредерика Шопена началась 1829 году с сольных фортепьянных концертов в Кракове и Вене. А в 1830 году он неожиданно для всех покинул Польшу. И, как выяснилось впоследствии, навсегда.

Остаток своей короткой жизни прославленный композитор и пианист провёл в Париже, где его музыкальное творчество было чрезвычайно востребовано, слава его неуклонно росла, а число его поклонников в тогдашней Европе исчислялось тысячами. Здесь же, на музыкальных подмостках Европы, его талант был признан ещё одним гениальным современником – немецким композитором и критиком Робертом Шуманом, с которым Шопен познакомился в Лейпциге.

Во французской столице началась преподавательская деятельность Шопена по классу фортепьяно, ничуть не менее талантливая, чем само его творчество на музыкальной ниве. Одним из учеников Шопена был Адольф Гутман, впоследствии также известный музыкальный редактор и пианист.

1837 год в жизни Шопена был ознаменован первыми приступами некой болезни, которую некоторые его биографы Новейшего времени считают туберкулёзом лёгких.

Свой последний концерт Шопен дал в 1849 году, незадолго до своей смерти в том же году.

Годы жизни

Фредерик Шопен родился в 1810 году в эпоху наполеоновских войн, а умер в 1849 году, на закате европейских гражданских революций.

Личная жизнь и семья

Женат Шопен никогда не был, да и вообще личная жизнь его была скорее несчастливой. Первой избранницей гения была некая Мария Водзиньская, с которой он был даже помолвлен, но свадьба молодых людей так и не случилась – за очевидной финансовой несостоятельностью жениха.

Данное обстоятельство некоторое время угнетало Шопена и, на фоне разрыва едва-едва наметившегося брачного союза с соотечественницей, в 1839 году он завершил знаменитую 2-ю сонату для фортепьяно, наиболее цитируемой теперь во всём мире частью которой является третья – «Траурный марш».

Впрочем, уже через год после вынужденного расставания с Водзинской, в 1837 году в Париже он по-настоящему увлёкся тогдашней суперзвездой полусвета Авророй Дюпен, баронессой Дюдеван, куда более известной в современном литературном мире под мужским, мимоходом заметим, псевдонимом Жорж Санд. Знаменитая француженка-эмансипе была старше Шопена на целых шесть лет, она стояла у истоков международного феминизма, носила мужские костюмы, более или менее сносно владела пером, и несмотря на замужество и наличие детей, вела вполне себе вольную жизнь, а её главным увлечением была так называемая свободная любовь.

Кстати, в некоторых источниках утверждается, что отношения Шопена с Авророй стали складываться уже тогда, когда он был ещё официально помолвлен с Водзинской.

Трудно сказать, как эти самые отношения с Авророй, испытывавшей к нему скорее материнские чувства, в конечном счёте отразились на и без того сложном, неоднозначном характере Фредерика, но его пребывание вместе с ней на Майорке отрицательно сказались на его здоровье. Справедливости ради, впрочем, скажем, что все значимые произведения были написаны Шопеном именно на этом испанском острове.

Итогом нескольких лет бурного романа Фредерика и Авроры стал их окончательный разрыв, которому в немалой степени способствовала дочь Авроры Соланж.

Почему Шопен покинул Родину

В качестве одной из наиболее вероятных причин отъезда Шопена из Варшавы в 1830 году следует рассматривать его юношеский максимализм, а ещё простое понимание того факта, что в одной только Польше он не сможет реализовать себя в качестве музыкального сочинителя и пианиста в полной мере, «на полную катушку»: до этого он успел познакомиться с Веной, а в Париже того времени, настоящем средоточии музыкальной и вообще творческой интеллигенции со всей Европы, такая самореализация была ему практически гарантирована – что и показало потом само время.

Где похоронен

Последним пристанищем Шопена известное парижское кладбище Пер-Лашез, а местом его вечного упокоения – захоронение между могилами двух великих итальянцев Луиджи Керубини и Беллини.

Согласно последней воле композитора, в скором времени сердце его было отправлено в Варшаву, где его затем замуровали в колонну церкви Святого Креста, в настоящее время имеющей статус малой базилики.

Творчество Фредерика Шопена

В творческом «анамнезе» Шопена конца 1820-х – 1840-х годов насчитывается два концерта, три сонаты, некая музыкальная фантазия, четыре баллады, столько же скерцо, а также целый ворох экспромтов, ноктюрнов, этюдов, различных вальсов, мазурок (всего более полусотни), полонезов, прелюдий и других произведений для фортепиано; у него есть даже песни.

Первое произведение

Первым музыкальным произведением Шопена стал некий полонез или небольшая музыкальная пьеса, в связи с которой в январе 1818 года Шопен был упомянут в одной из польских газет, о чём мы уже говорили выше.

Наиболее известные произведения

Самым известным музыкальным произведением Фредерика Шопена является третья часть его 2-й сонаты для фортепьяно – «Траурный марш».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Величайший польский композитор Фредерик Шопен сосредоточил свои усилия в игре на фортепиано и оставил сильное влияние на композиторов, которые последовали за ним.

Он родился 1.03.1810 года в городе Желязова-Воля, Польша. Фредерик Шопен вырос в семье среднего класса. Он опубликовал свое первое произведение в возрасте семилетнем возрасте и начал выступать спустя год. В 1832 г. он переехал в Париж, общался с высшим кругом общества и был известен, как отличный преподаватель фортепиано.

Ранние годы Фредерика Шопена

Фредерик Шопен в молодости

Его отец Николай был французским эмигрантом, который работал бухгалтером, когда он встретил и женился на Юстине Кржизановской. Вскоре после этого родился Фредерик. Николай нашел работу в качестве репетитора для аристократической семьи в Варшаве.

Занятость отца разоблачила молодого Шопена для искусственного Варшавского общества и его мать решила познакомить его с музыкой в раннем возрасте. В 6 лет молодой Шопен умело играл на пианино и сочинял мелодии. Признавая его талант, его семья нанимает профессионального музыканта Войцеха Зышны для уроков на пианино. Вскоре ученик превзошел учителя, как по технике, так и по воображению.

К 1818 году Шопен выступал в элегантных местах и сочинял собственные композиции, в том числе “Polonaise in G Minor”. К 1826 году он сочинил несколько пьес для фортепиано в разных стилях и родители записали его в Варшавскую консерваторию, где он проучился три года под управлением польского композитора Юзефа Эльснера.

Однако, чувствуя, что ему нужен более широкий музыкальный опыт, родители Шопена в конце концов отправил его в Вену, где он сделал свое дебютное выступление в 1829 году. Зрители были в восторге от его сугубо технических, но поэтически выразительных выступлений. Несколько следующих лет Шопена проведены в Польше, Германии, Австрии и Париже, где он поселился в 1832 году. Там он быстро наладил отношения с другими молодыми композиторами, среди которых были Ференц Лист, Винченцо Беллини и Феликс Мендельсон.

Жизнь в Париже

Фредерик Шопен за фортепиано

В то время, как Шопен выступал в Париже, не все зрители могли понять его тонкий стиль. Ему не всегда удавалось собирать большие концертные залы, так как люди больше понимали произведения Франца Шуберта и Людвига Ван Бетховена. Однако случайное знакомство с семейством Ротшильдов открылось для него новые двери и Шопен вскоре нашел работу в больших салонах Парижа как исполнителя и педагога. Рост его доходов позволил ему жить хорошо и сочинять новые произведения.

Хотя Шопен в юношеском возрасте преуспевал в любовных делах, но ни одни из его отношений не длились больше года. В 1838 году он начал роман с французской писательнице Авророй Жорж Санд. Пара провела суровую зиму на испанском острове Майорка, где Шопен заболел. В марте 1839 года Шопен понял, что нуждается в медицинской помощи и его доставили в Марсель, где ему был поставлен диагноз чахотки (туберкулеза).

После периода восстановления сил в Марселе, в мае 1839 года Шопен и Санд осели к югу от Парижа в городе Ноан, в ее загородном доме. Следующие семь лет оказались самым счастливым и наиболее продуктивным периодом жизни Шопена. Он уверенно написал ряд шедевров, на его новые произведения рос спрос, а его глубокое понимание издательского бизнеса также привели к росту доходов и предоставили Шопена к элегантному образу жизни.

Последние годы и смерть

Жорж Санд и Фредерик Шопен

К середине 1840-х годов здоровье Шопена и его отношения с Жорж Санд были ухудшены. Его поведение стало непредсказуемым, возможно из-за не диагностированной формы эпилепсии. Их роман закончился в 1848 году после того, как Санд нелестным образом описала их отношения в своем романе “Лукреция Флориани” (1846). В конце концов обе стороны оказались слишком горды, чтобы мириться, а дух и здоровье Шопена были сломаны.

Он совершил длительное турне на Британские острова, где боролся с изнурительным графиком, и сделал свое финальное публичное выступление 16 ноября 1848 года. Затем он вернулся в Париж, где умер 17 октября 1849 года в возрасте 39 лет. Его тело похоронено на кладбище “Лашез”, но сердце было погребено в церкви в столице Польши, недалеко от места его рождения.

ПОЛЬСКИЙ САМОРОДОК ФРЕДЕРИК ШОПЕН Гениальный композитор Фредерик Шопен во многом отличался от большинства своих предшественников и даже современников. Он писал произведения только для фортепиано. Этот уникальный творец не оставил нам ни оперы, ни симфонии, ни увертюры. Вот почему столь поразительным становится его композиторское дарование, ведь Шопен сумел стать новатором фортепианной музыки. Плач под звуки музыки 1 марта 1810 года в нескольких десятках километров от Варшавы, в деревне Желязова-Воля, в семье полячки и француза родился мальчик, которого назвали Фредериком. Семья обитала в имении графа. Там отец Шопена работал учителем его детей. Вскоре Николя Шопену предложили перейти работать в Варшавский лицей, поэтому семья перебралась в столицу. Маленький Фредерик рос под звуки музыки – папа играл на флейте и скрипке, а мама замечательно пела и иногда аккомпанировала себе на фортепиано. Не выговаривая еще ни одного слова, Шопен начинал плакать, когда слышал дома музыку или пение. Родителей это огорчало, они полагали, что ребенку не нравится музыка. Очень скоро они убедились в обратном, ведь в пятилетнем возрасте Фредерик уже прекрасно исполнял легкие пьесы, которые были разучены со старшей сестрой Людвикой. Известный в польской столице музыкант из Чехии Войцех Живный согласился стать учителем мальчика. Опытный воспитатель смог привить своему талантливому ученику любовь к классической музыке, в особенности к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Маленький виртуоз Фредерик Шопен Дебют маленького пианиста состоялся в Варшаве. Тогда ему едва исполнилось семь лет. Первый концерт был успешным, и известие о юном даровании быстро разнеслось по городу. Исполнительский талант Шопена развивался так стремительно, что совсем в юном возрасте Фредерик был на одном уровне с лучшими польскими пианистами. Учитель Живный даже отказался от уроков с маленьким виртуозом. Он сказал, что уже ничему не может научить Фредерика. Параллельно с занятиями музыкой Шопен получил отличное общее образование. Он свободно общался на французском и немецком языках, изучал историю Польши и поглощал тома художественной литературы. Юноша неплохо рисовал, отличался острым умом, наблюдательностью и удивительным мимическим талантом, который мог бы гарантировать ему театральную карьеру. Но с детства он избрал для себя единственный путь – музыку. При этом особый интерес у Фредерика Шопена вызывала народная музыка. Во время прогулок по окраинам города он мог остановиться у какого-нибудь дома и с упованием слушать доносящиеся оттуда народные напевы. Фольклор сроднился с существом самого композитора и стал неотделим от его творчества. Лучший пианист страны Окончив лицей, Фредерик поступил на обучение в высшую школу музыки. Там его становление продолжалось под руководством опытного педагога и композитора Иосифа Эльснера. Тот быстро понял, что перед ним не просто талант, а настоящий гений. Об этом он даже написал в характеристике, данной юному исполнителю. К этому времени молодого человека уже признали лучшим пианистом страны. В эти годы стал зрелым и его композиторский талант. Это подтверждают два концерта для фортепиано с оркестром, написанные в 1829-1830 годах. Сейчас пианисты разных стран неизменно включают эти произведения в свой репертуар. Тогда же Шопен впервые влюбился. Нежные чувства он испытал к юной певице Констанции Гладковской из Варшавской консерватории. Именно под влиянием этого Фредерик создал песню «Желание». Прощание с родиной Молодой музыкант побывал в Вене, где дал несколько концертов, имевших успех у публики. Его родные поняли, что пианисту-виртуозу можно ехать в настоящее концертное турне. Но Шопен долго не решался на этот шаг. Его одолевали плохие предчувствия. Композитору казалось, что он навсегда покидает родину. После длительных раздумий осенью 1830 года Фредерик выехал из Варшавы, взяв с собой подаренный друзьями кубок с польской землей. К сожалению, предчувствия его не обманули. Шопен расстался с родными краями навсегда. Помня прекрасный прием, который оказали ему в Вене, Фредерик решил оттуда начать свои гастроли. Но, несмотря на все хлопоты, музыканту так и не удалось организовать самостоятельный концерт, а издатели не торопились покупать его произведения для публикации. Неожиданно из Польши пришла тревожная новость. Польские патриоты организовали восстание против русского царизма. Фредерик решил приостановить свое турне и вернуться на родину, но близкие настояли на том, чтобы он не приезжал во избежание преследований. Скрепя сердце, Шопен покорился родным и выехал в Париж. По дороге в столицу Франции Фредерика настигло еще одно известие: восстание жестоко подавили, его руководителей бросили в тюрьмы и сослали в Сибирь. В Париж он приехал уже со своим знаменитым этюдом, который позже назвали «революционным». Там же он провел всю оставшуюся жизнь, хотя Франция не смогла стать для композитора второй родиной. Во всех его привязанностях, а также в творчестве Фредерик оставался истинным поляком. Шапки долой, перед вами Шопен! Сначала он покорил Париж исполнительским искусством – слушатели были поражены его необычной манерой игры на фортепиано. На фоне технически совершенного исполнительского мастерства других пианистов его игра была удивительно одухотворенной и поэтичной. До наших дней дошли воспоминания именитого венгерского пианиста-виртуоза и композитора Ференца Листа о первом парижском концерте Шопена. Он написал, что нарастающие аплодисменты не могли в полной мере выразить восхищение талантом молодого Фредерика. Во время выступлений польский гений чаще всего исполнял свои собственные произведения: концерты для фортепиано с оркестром, мазурки, этюды, концертные рондо, ноктюрны и вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Это о них написал немецкий композитор Роберт Шуман восторженную фразу: «Шапки долой, господа, перед вами гений». Все были очарованы Шопеном, одни только издатели заняли выжидательную позицию. Они соглашались публиковать его произведения, но только бесплатно. Фредерик был вынужден давать ежедневные многочасовые уроки музыки, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Эта работа приносила ему доход, но отнимала много сил и столько драгоценного времени. Даже будучи всемирно известным композитором, Фредерик Шопен не мог оставить эти изнуряющие занятия. С мыслями о Польше Популярность композитора и пианиста помогла расширить круг знакомств. Его друзьями стали Ференц Лист, французский композитор Гектор Берлиоз, художник Эжен Делакруа и немецкий поэт Генрих Гейне. Но как бы ни было ему интересно с новыми товарищами, он никогда не забывал о своих соотечественниках. Например, ради гостя с родины Шопен мог кардинально изменить строгий распорядок своего дня и пойти с ним на экскурсию по Парижу. Фредерик часами слушал рассказы о Польше и поляках. А когда к нему приходил поэт Адам Мицкевич, композитор садился за инструмент и подолгу играл любимые произведения близкого друга. Только музыка Шопена помогала Мицкевичу ослабить боль разлуки с родиной. Благодаря Адаму у Фредерика родилась первая баллада. С образами произведений Мицкевича связана и вторая баллада музыканта. Любовь – яд Встречи с друзьями и соотечественниками были очень дороги композитору, ведь своей семьи у него не было. Он хотел жениться на Марии Водзиньской из знатного польского рода, но ее родители категорически были против этого брака. На многие годы Шопен связал свою судьбу с французской писательницей Авророй Дюдеван, которая больше известна под псевдонимом Жорж Санд. Стоит заметить, что сохранилось не так много достоверной информации об истории их отношений. Например, Ференц Лист в своей книге совершенно недвусмысленно высказался о том, что именно писательница стала причиной ранней кончины композитора. Один из близких друзей Фредерика – Войцех Гжимала – также говорил, что Аврора отравила существование Шопена и была виновна в его скоропостижной смерти. Его ученик Вильгельм Ленц и вовсе назвал ее ядовитым растением. Он был возмущен тем пренебрежительным отношением Жорж Санд, которое она проявляла к композитору даже в присутствии посторонних. Знаменит, но одинок С годами Фредерик Шопен все реже давал концерты, он ограничился исполнением музыки в узком кругу близких людей. Это позволило ему всецело отдаться творчеству. Он написал сонаты, экспромты, скерцо, баллады, новую серию этюдов, ноктюрны, прелюдии, любимые полонезы и мазурки. Но наряду с лирическими пьесами из-под пера композитора все чаще выходили драматические и даже трагические произведения. К примеру, Вторая соната с похоронным маршем. Она стала одним из самых значимых достижений Шопена и всей польской музыки. В Париже личная жизнь Фредерика не сложилась, но этот город благоприятно повлиял на его творчество – оно достигло вершины. Его произведения стали печатать за деньги, брать уроки у маэстро было честью, а услышать игру на фортепиано – редчайшим счастьем. Безрадостными были и последние годы композитора. Умер его отец, затем последовал разрыв с Авророй. Он стал одиноким и не вынес ударов судьбы. С юности он страдал от болезни легких, а сейчас она только обострилась. За последние два года своей жизни Фредерик Шопен почти ничего не написал. По приглашению друзей он поехал весной 1848 года с концертами в Лондон, но тамошний сырой климат только ухудши его состояние. Он вернулся в Париж и 17 октября 1849 года умер на руках сестры, которая приехала к нему из Польши. На похоронах Фредерика звучал «Реквием» его любимого Моцарта в исполнении лучших артистов французской столицы. Его похоронили в Париже, но сердце Шопен завещал отправить в Польшу, где оно и сейчас хранится в варшавском костеле Святого Креста. ФАКТЫ С детства у Шопена была привычка играть на фортепиано в темноте. Маленький Фредерик привык садиться за инструмент во мраке. Только в такой обстановке он чувствовал вдохновение. Позже выступая на званых вечерах, он всегда просил приглушить в помещении свет. *** Гениальный ум и изобретательность проявлялись у Фредерика в разных ипостасях. В подростковом возрасте он не мог брать сложные аккорды, поскольку его пальцам не хватало растяжки. Это вынудило мальчика придумать приспособление, которое помогало ему растянуть связки. Конструкция причиняла юноше ужасную боль, но он не снимал ее даже ночью. Фредерик Шопен обновлено: Апрель 7, 2021 автором:

История знает множество трагических судеб, и путь великого польского композитора не исключение. Хотя жизнь музыканта была краткой, в биографии Шопена нашли место и радость творчества, и муки любви. Он оказал неоценимое влияние на развитие романтизма. Благодаря ему в Польше появилась национальная композиторская школа, а мир познал уникального мастера.

Содержание

Жизненный путь автора

История великого творца начинается в Варшаве и заканчивается в Париже. Она охватывает борьбу народов и внутреннее противостояние Фредерика Шопена. В биографии полной физической и душевной боли музыка становится его единственным утешением.

Семья мастера

Фредерик Франсуа родился 1 марта 1810 года в деревне Желязова-Воля в семье Николя Шопена и Юстины Кшижановской. В то время у имени будущего композитора было польское произношение, и оно звучало, как Фридерик Францишек.

image

В юности его отец переселился из Франции в Польшу, где участвовал в борьбе за независимость страны. Он был одним из лучших педагогов Варшавы и работал воспитателем в имении Скарбека.

Мать Шопена была дальней родственницей графа и получила хорошее образование. Её умение играть на фортепиано и чарующий голос оказали особое влияние на сына. Благодаря Юстине младенческие годы будущего композитора были наполнены впечатлениями.

Первые шаги в музыке

С самого раннего детства Фредерик проявлял интерес к фортепиано. Необычайная фантазия и чуткий слух помогали ему импровизировать на инструменте. Главное, мальчик был одержим музыкой и среди ночи мог подбирать мелодию, пришедшую во сне.

image

В пять лет Шопен начал выступать с концертами, а в семь создал интересный полонез, о котором с восторгом писали варшавские газеты. В этом возрасте он стал учеником польского пианиста Войцеха Живного. Через пять лет Фредерик достиг уровня своего преподавателя, не уступая ему в технике исполнения. С этого момента занятия с учителем закончились. Но на протяжении всей жизни, Фредерик вспоминал первого наставника и посвятил ему один из своих полонезов.

Училище было окончено и пришло время музыкальной теории. Шопен начал занятия у варшавского композитора Юзефа Эльснера. В этот период слава юного гения привлекла влиятельных покровителей, открывших ему путь в высшее общество. Внешнее обаяние, острый ум и изысканные манеры юноши произвели хорошее впечатление, и он быстро освоился.

Фредерик посещал оперные театры Берлина, картинные галереи Дрездена и Праги, ходил на концерты выдающихся исполнителей. Путешествия по Европе стали для него одним из источников развития музыкального стиля.

Французский период

С 1829 года Шопен много выступал, исполняя свои произведения в Вене, Кракове и Варшаве. Известность композитора привела к тому, что через год он отправился в европейское турне. В этот период началась борьба за независимость в Польше. Фредерик стремился вернуться и поддержать свой народ, но ему это не удалось. Восстание было подавлено, и Шопен был вынужден навсегда расстаться с Варшавой. Разлука с домом оставила неизгладимый след в его душе.

В 1831 году композитор переехал в Париж и впервые выступил с концертом во Франции. Талант Фредерика мгновенно принёс ему успех и славу в обществе. Он часто выступал в салонах французской аристократии и приобрёл там множество поклонников.

image

Мастерство Шопена привлекло Фридриха Калькбреннера, у которого была собственная фортепианная школа в Париже. Немецкий пианист предложил гению свою уроки, и некоторое время они сотрудничали, играя в четыре руки. Но от должности ассистента Шопен отказался, что никак не повлияло на дружбу двух пианистов.

Французская столица принесла композитору множество новых знакомств. Долгое время он был окружён знаменитыми и талантливыми личностями. Среди них были известный живописец Эжен Делакруа, написавший портрет Фредерика, писатель Генрих Гейне, бельгийский музыковед Франсуа-Жозеф Фетис.

Необычной была встреча Шопена с композитором Робертом Шуманом, при которой немец назвал молодого пианиста гением и был в чрезвычайном восторге от его выступления. Творчеством юного мастера восхищался и венгерский музыкант Ференц Лист. Будучи публицистом, он создал важную исследовательскую работу о Фредерике.

image

В этот период композитор начал вести уроки игры на фортепьяно. Он посвятил этому большое количество времени и был одним из немногих великих музыкантов, которому по-настоящему нравилось преподавание.

В 1835 году Шопен отправился в Дрезден, где влюбился в польскую художницу Марию Водзинскую. Через год они обручились, но аристократические родители девушки не дали согласие на свадьбу. Одной из причин отказа семьи было нестабильное финансовое положение композитора. Другим поводом для расставания стал первый приступ туберкулёза.

Трагические отношения

Особая женщина появилась в жизни Шопена в 1837 году. В первую встречу Аврора Дюпен не понравилась композитору. Он увидел грубость в экстравагантных манерах писательницы и первое время не мог воспринимать её в качестве дамы. Немалую роль в этом сыграли мужской псевдоним Жорж Санд и манера одеваться в брючный костюм, довольно смелый наряд для женщины тех времён.

image

Французская писательница была старше Фредерика и питала к нему чувства сходные с материнскими. Независимость и противоречивость её натуры привлекли композитора и он ответил на любовь Санд. Сначала влюблённые скрывали свои отношения, но в какой-то момент они настолько сблизились, что решили жить вместе.

Аврора оберегала композитора и заботилась о его здоровье, взяв на себя все обязанности по дому и избегая разногласий. Умиротворённость не была постоянной чертой утончённого музыканта, и тревожный характер в тандеме с болезнью взяли верх. Дети писательницы подливали масло в огонь странными и эгоистичными поступками. Привязанность к матери и ревность сводили сына с ума. Мориц не хотел, чтобы Шопен жил с ними в одном доме. Его отношение к музыканту вызвало конфликт, в котором писательница приняла сторону сына. И в 1846 году композитор уехал в Париж, считая, что Аврора его разлюбила.

Начало их расставания сопровождалось дружественными письмами, но конец отношениям положила дочь Санд. Соланж поссорилась с матерью и уехала в столицу. Там она часто посещала Фредерика, рассказывая очерняющие истории. Интриги и клевета Соланж привели к тому, что Шопен возненавидел любимую.

image

В марте 1848 года Фредерик и Аврора встретились в последний раз. Он кратко пожал её руку и скрылся, не позволив ей объясниться.

Через месяц польский композитор отправился в Лондон. Здесь он продолжил преподавать и выступать на публике. Шопен исполнил свой последний концерт 16 ноября 1848 года в британской столице. Дождливый климат и душевные терзания обострили нездоровое состояние Фредерика, и он завершил своё последнее путешествие.

В Париже 17 октября 1849 года великий музыкант скончался от хронической болезни лёгких. По завещанию композитора его сердце было привезено на родину в Варшаву и захоронено в колонне церкви Святого Креста.

Особенности сочинений

Расцвет музыкальной карьеры Шопена пришёлся на тридцатые годы XIX века. Фредерик был ярким представителем романтизма по своему стилю, но отличался от других пианистов этого направления. Он возродил ряд жанров и посвятил множество произведений Польше.

Романтическая эпоха музыки

Новое направление, произошедшее от классицизма, появилось благодаря развитию стиля композиторов. В это время фортепианная музыка стала наиболее влиятельной. Инструмент предоставлял авторам возможности исполнять произведения сольно и развивать концертные жанры. Ярких представителей романтизма разделяют по трём периодам эпохи.

  • Ранний: Франц Шуберт, Никколо Паганини, Карл Вебер.
  • Зрелый: Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Ференц Лист.
  • Поздний: Рихард Вагнер, Антон Брукнер, Иоганнес Брамс.

image

Классические жанры приобрели новую структуру, для которой было характерно объединение частей и непрерывность. Появились одночастная романтическая соната, симфоническая поэма, а позже и одноактная опера. На первый план выдвинулись забытые и потерянные жанры. Благодаря Шопену возродились некоторые их них.

  • полонез;
  • мазурка;
  • прелюдия;
  • баллада;
  • этюд.

Стремительное развитие получили европейские школы игры на фортепиано, что повысило интерес к салонному музицированию. Именно этот вид выступлений предпочитал Шопен. Любовь к камерности и доверительной обстановке отличала композитора от других представителей романтизма, стремившихся устраивать пышные концерты перед огромной публикой.

Композиции великого пианиста

Большое влияние на Шопена оказала поэзия Адама Мицкевича, напоминавшая мастеру о родной Польше. Благодаря стихам соотечественника Фредерик сочинил четыре баллады, посвящённые потерянному дому. Они состоят из элементов польского фольклора и музыки для танцев и рассказывают о жизни народа.

К лучшим сочинениям Шопена относят этюды, наполненные поэзией и глубиной. До изменений, внесённых великим поляком, этот жанр был частью преподавательской практики и ограничивался проблемами техники исполнителя.

Созданные композитором мазурки и полонезы разнообразны и отражают национальный характер в лирических произведениях и танцах. А вальсы Шопена необыкновенны своей автобиографичностью, они словно дневник раскрывают историю музыканта. В них, как и во всём его творчестве, отражается глубина и искренность чувств автора.

image

Технически совершенные и утончённые по содержанию сочинения Шопена поражают своим жанровым разнообразием. Помимо мазурок, этюдов и полонезов автор создал множество других произведений.

  • Два концерта с оркестром (1829 и 1830 года).
  • Три сонаты (первая в 1828 году, вторая, включавшая в себя Траурный марш, в 1837—1839 и третья в 1844).
  • Четыре баллады (1835−1842).
  • Фантазия (в 1842 году).
  • Вальсы (всего 17 произведений, в том числе «Большой блестящий вальс»).
  • Четыре скерцо (1831−1842).

Сочинениями великого композитора вдохновляются поколения музыкантов. Сообщения о Шопене помогают изучить информацию о нем для докладов студентов и историков. Жизнь Фредерика была короткой, но плоды его творчества навсегда изменили наш мир.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий