Кто такой Сенека? Знакомство с самым противоречивым философом-стоиком

Портрет Се́не́ка Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) (1 год до н.э. или 1 год н.э., Кордуба, позднее Кордова, Испания — 65 год н.э., Рим) — римский государственный деятель, писатель, философ, крупнейший представитель позднего стоицизма. Сын ритора Сенеки-старшего, Сенека в молодости приехал в Рим, где получил представление о стоицизме у Аттала и Сотиона; значительное влияние на Сенеку оказали сочинения Посидония (в поздние годы Сенека начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). Сенека жил в Египте, где его родственник был префектом. В Риме он вновь появился в возрасте 31 года и начал заниматься правом и политикой. Он вызвал гнев императора Калигулы, который не казнил Сенеку лишь потому, что его уверили, будто он проживет недолго. При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику (41) по обвинению в связи с племянницей императора; новая жена императора, Агриппина, в 49 добилась его возвращения из ссылки. В 50 был избран претором и женился на Помпее Паулине, богатой и влиятельной женщине. В число его друзей вошел военачальник Секст Афраний Бурр. Императрица и Бурр способствовали тому, что Сенека стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. Его влияние продолжалось до начала 60-х гг., он был автором инаугурационой речи Нерона, доктрины clementia. В 62 после смерти Бурра и убийства Агриппины он отошел от дел. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой по приказу своего воспитанника. До нас дошли т. н. «Диалоги» — 10 небольших морально-наставительных трактатов («О промысле», «О постоянстве мудреца», «О гневе», «О досуге», «О блаженной жизни», «О спокойствии души», «О скоротечности жизни» и три «Утешения» — к Марции, к Полибию и к матери Гельвии), написанные с 41 по 64; трактаты «О снисходительности» (ок. 55 — 56) в 2 кн., «О благодеяниях» (ок. 56 — 64) в 7 кн., 124 «Нравственных письма к Луцилию» (закончены в 64) и трактат «Исследования о природе» (63 — 64) в 7 кн., посвященный небесным феноменам и земным катаклизмам и во многом основанный на материалах Посидония. Ряд трактатов сохранился во фрагментах («О браке», «О суеверии»). В трагедиях Сенеки философские идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию. 9 трагедий на мифологические сюжеты («Эдип», «Медея», «Федра», «Агамемнон» и др.), развивающие мысли о всевластии рока, гибельности страстей, оказали большое влияние на европейскую трагедию эпохи Ренессанса и классицизма. С именем Сенеки сохранился ряд небольших стихотворений («Эпиграммы»), а также памфлет «Отыквление божественного Клавдия», описывающий превращение его врага, императора Клавдия, в тыкву. Сенека является ключевым представителем Поздней Стои, реализовавшим основные тенденции эволюции учения. Сухая доктрина растворяется в нравственно-религиозном учении; философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего «я»: философия — «лекарство» для души (Ер. 117, 33); она «учит делать, а не говорить» (Ер. 20, 2). Логика — вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять и самого себя, — но никакая теория не делает человека лучше (Ер. 88). Вместе с тем, Сенека — последний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы и порой разбиравший отдельные проблемы стоической логики (Ер. 117) и онтологии (Ер. 65). В психологии Сенека следует Панэтию и Посидонию, но к психологическому дуализму у него присоединяется заметный дуализм душа—тело в духе Филолая и Платона: тело — оковы и темница души. (Ad Helv. 11, 7; Ep. 65, 16 — 24; 79, 12). В области теории Сенека несистематичен и непоследователен; его своеобразие — в новом, еще неведомом Стое (да и не только Стое) личном отношении к божеству: Сенека придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religio (Ер. 41, 3), а его теология во многих отношениях сливается с этикой, для которой характерен общий паренетический тон. Излюбленная тема Сенеки — «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет» (Ер. 107, 11). Мудрец Сенека обладает «величием души»; он не лишен чувств, но не доступен аффекту («апатия» как «несогласие» на аффект — Ep. 9, 1 сл.). Конечным выражением добродетельного состояния является «постоянство» (constantia, tranquillitas animi — De const. sap. passim; Ep. 9, 1 — 2; 35, 4; 67, 2; 10; 71, 35). Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: «Будь благ — этим ты достаточно почтишь богов» (Ер. 95, 5). Императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому (Ep. 103, 3; 105, 7 cf. 47, 11). Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни Сенеки, внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве Сенеки с апостолом Павлом (а также их «переписку», широко известную уже в 4 в.). В средние века сочинения Сенеки были основным источником сведений о стоическом учении. Автор: Редактировать

Дополнительная литература

  • Краснов П. Н. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1895.
  • Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки (философа) и отношение их к христианству. Киев, 1906.
  • Gentile M. I fondamenti metafisici della morale di Seneca. Milano, 1932.
  • Montinari M. La metafisica nel pensiero di Seneca. Napoli, 1937.
  • Grimal P. Seneque. Sa vie, son oeuvre, sa philosophie. P., 1948.
  • D'Agostino V. Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio il Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino, 1950.
  • Ganss W. Das bild des Weisen bei Seneca. Freiburg (Schw.), 1952.
  • Lana I. Lucio Anneo Seneca. Torino, 1955.
  • Campese L. Seneca e l'epicureismo. Benevento, 1960.
  • Sevenster J. Paul and Seneca. Leiden, 1962.
  • Trillitzsch W. Senecas Beweisfuhrung. B., 1962.
  • Bodson A. La morale sociale des derniers stoiciens, Seneque, Epictete et Marc Aurele. P., 1967.
  • Timothy H. The tenets of stoicism, assembled and systematized from the works of L. Annaeus Seneca. Amsterdam, 1973.
  • Griffin M. T. Seneca, a philosopher in politics. Oxford, 1976.
  • Chaumartin F.-R. Le «De beneficiis» de Seneque, sa signification philosophique, politique et sociale. Lille, 1985.
  • Rist J. M. Seneca and stoic orthodoxy. — ANRW II 36, 3, B.-N.Y., 1989, p. 1993-2012.
  • Motto A., Clark J. Seneca. A critical bibliography. 1900-1980. Amsterdam, 1989.
  • Грималь Пьер. Сенека, или Совесть Империи. – М.: Мол. гвардия, 2003.
  • Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Терра-Кн. клуб: Республика, 1998.
  • Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. – М.: Республика, 1995.

Сочинения

  • Opera quae supersunt / Edd. E. Hermes et. al. Lipsiae, 1905-1914. Vol. I — III,
  • Seneca. Vol. 1 — 10. London, 1970-1979.
  • Epistulae Morales ad Lucilium / Ed. L. D. Reynolds. Oxford, 1965. Vol. 1-2.
  • Dialogorum Libri Duodecim / Ed. L. D. Reynolds. Oxford, 1977.
  • Questions Naturelles / Texte etabli et trad. par. P. Oltramare. Vol. 1-2, Paris, 1929.
  • Epistolae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecam (quae vocantur) / Ed. Cl. W. Barlow. Roma, 1938; Рус. пер.: О провидении, пер. В. Стовик и В.Стейн. Керчь, 1901.
  • Утешение Марции // Браш М. Классики философии. СПб., 1907, I. С. 311-330.
  • О постоянстве мудреца / Пер. Л. А. Чернышевой // Историко-философский ежегодник-87. М., 1987, с. 196 — 216.
  • Нравственные письма к Луцилию / Пер. С. А. Ошерова. М., 1977.
  • Трагедии / Пер. С. А. Ошерова. М., 1983.
  • Сенека Луций Аней. Сенека: афоризмы. – Калининград: Янтар. сказ, 2004.
  • Сенека Луций Аней. Философские трактаты. – М.: Алетейа, 2000.
  • Сенека Луций Аней. Если хочешь быть свободным. – М.: Политиздат, 1992.

Смотри также

Стоя Стоицизм Нерон

Ранние стоики

Зенон из Китиона

Средняя Стоя

Посидоний

Римские стоики

Эпиктет Марк Аврелий Статья находится в рубриках

Луций Анней Сенека (лат.В Lucius Annaeus Snca minor), Сенека Младший или просто Сенека (4 доВ н.В э., КордубаВ — 65, Рим)В — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.

Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.

Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников.

Биография

Родился в Кордубе (Кордова) в семье римского всадника и ритора Луция Аннея Сенеки Старшего. В раннем возрасте был привезён отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия, Папиния. Философией увлёкся в юности, хотя из-за влияния отца он чуть не начал государственную карьеру, которая прервалась из-за внезапной болезни. В результате Сенека чуть не покончил с собой, а затем надолго уехал для лечения в Египет, где много лет занимался написанием естественно-научных трактатов.

Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров. Во время молодости императора Нерона он был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан.

Будучи стоиком, Сенека настаивал на телесности всего сущего, однако верил в возможность безграничного развития человеческого знания. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики, или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). В отличие от классического стоицизма, в философии Сенеки присутствует чёткий религиозный элемент, а мысли Сенеки настолько сильно совпадали с христианством, что он считался тайным христианином и ему приписывали переписку с апостолом Павлом. Ощутимое влияние на Сенеку оказали взгляды Посидония, в поздние годы Сенека изучал также Эпикура, однако его установок не разделял.

Смерть Сенеки

Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом.

Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но тыВ — с большею славой».

После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело, и яд не произвёл своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «ЭтоВ — возлияние Юпитеру Освободителю».

Произведения

Философские диалоги

В разных переводах книги могут иметь и разные названия.

  • 40 «Утешение к Марции» (Ad Marciam, De consolatione)
  • 41 «О гневе» (De Ira)
  • 42 «Утешение к Гельвии» (Ad Helviam matrem, De consolatione)
  • 44 «Утешение к Полибию» (De Consolatione ad Polybium)
  • 49 «О кратковременности жизни» (De Brevitate Vitae)
  • 62 «О досуге» (De Otio)
  • 63 «О душевном покое» или «О душевном спокойствии» (De tranquillitate animi)
  • 64 «О провидении» (De Providentia)
  • 65 «О стойкости мудреца» (De Constantia Sapientis)
  • 65 «О счастливой жизни» (De vita beata)

Художественные

  • 54 Мениппова сатира «Отыквление божественного Клавдия» (Apocolocyntosis divi Claudii) [1]
  • трагедия «Агамемнон» (Agamemnon)
  • трагедия «Геркулес в безумье» (Hercules furens)
  • трагедия «Троянки» (Troades)
  • трагедия «Медея» (Medea)
  • трагедия «Федра» (Phaedra) [2]
  • трагедия «Фиест» (Thyestes) [3]
  • трагедия «Финикиянки» (Phoenissae)
  • трагедия «Эдип» (Oedipus)
  • трагедия «Геркулес на Эте»

Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.

(4 до н.э., Кордуба (Кордова) – 65 н.э., Рим)

Посмотреть афоризмы

Римский философ, поэт и государственный деятель; один из крупнейших представителей стоицизма; воспитатель Нерона, впоследствии приговоренный Нероном к смерти. Философские произведения: “О милосердии”, “О благодеяниях”, “Исследования о природе”, “О душевном покое”, “О досуге”, “О счастливой жизни”, “О благодарениях”, “О провидении”, “Нравственные письма к Луцилию”.

Сенека родился в испанском городе Кордуба (Кордова), около 4 года до н.э. Молодые годы Сенеки прошли в Риме.

Философией Сенека увлекся с юности. Его наставники принадлежали к школе римского стоика Секстия. Отцу удалось обратить к Сенеку к государственной деятельности. При императоре Калигуле (37 – 41) – он уже известный писатель и оратор, член сената.

В 41 году Сенека был обвинен в прелюбодеянии и отправлен в ссылку на Корсику. Представление о земле как едином обиталище людей в умозрительном виде было почерпнуто им из стоических книг; теперь оно наполнилось содержанием пережитого опыта. “Пусть мы проедем из конца в конец любые земли – нигде в мире мы не найдем чужой нам страны: отовсюду одинаково можно поднять глаза к небу”. На Корсике Сенекой был написан трактат “О краткости жизни” – в пользу философии, которая одна ведет к истинному благу. Выполнение долга перед государством ничего не приносит, кроме тревог и волнений, оно отнимает возможность обратить взгляд на себя. Ссылка закончилась для Сенеки в 48 году, когда женою Клавдия стала Агриппина, добившаяся возвращения Сенеки из ссылки, и предложившая стать наставником ее сына – будущего императора Нерона. В 54 году Клавдий был отравлен и к власти пришел шестнадцатилетний Нерон.

Вслед за стоиками Сенека полагал, что монархия при справедливом царе, носителе разума, может быть залогом благоденствия государства. Ему приходилось бороться с влиянием Агриппины. В этой борьбе Сенека победил, но эта победа была хуже поражения: в 59 году Нерон приказал убить Агриппину, и Сенека был вынужден не только санкционировать матереубийство, но и выступить с его оправданием перед сенатом. В свое же оправдание Сенека пишет трактат “О блаженной жизни”. Это – самая решительная попытка Сенеки примирить стоическую доктрину и действительность. Речь в нем идет о сознании нравственной нормы, то есть о совести, которая и отличает человека нравственного (философа) от толпы. Понятие совести как осознанной разумом и пережитой чувством нравственной нормы было введено в стоицизм Сенекою.

В 62 году Сенека пишет следующий трактат – “О спокойствии души”. Деяние остается для него истинным поприщем добродетели и тех, кто ей привержен, прежде всего деянием на благо государства. Сенека демонстративно отстраняется от общественной жизни. Человек имеет право на досуг и не отслужив свой срок, – доказывает он в книге “О досуге”.

“Нравственные письма к Луцилию” – последнее произведение Сенеки. Сенека был духовным вождем Луцилия, страстно желавшего стать философом. Излюбленной формой наставления со времен Сократа стал философский диалог (диатриба). Из устной речи диатриба легко переходила в письменную: в небольшие трактаты (у Сенеки они так и называются “Диалоги”, хоть в них и нет собеседников) и, тем более, в письма: письмо, будучи и в житейской практике заменой непосредственной беседы, в литературе оказывалось естественной ее ипостасью. Обращаясь к другу, Сенека в то же время вполне осознанно создавал произведение литературного жанра, хорошо знакомого античности.

Сенека сам разбирает вопрос о том, каким следует быть поучению философа. По его мнению, оно должно быть доступным, легко запоминающимся, но главное – “поражающим душу”.

И когда в 65 году был раскрыт заговор Писона – заговор, не имевший положительной программы и объединявший участников только страхом и личной ненавистью к императору, – Нерон ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику умереть. Философ вместе с женою, которую пытался сперва удержать от самоубийства, вскрыл себе вены… Окончательные выводы его философствования показали, что, не сумев на практике примирить философию как нравственную норму и служение сообществу людей как государству, в теории, Сенека нашел выход из этого противоречия и снял его.

Посмотреть афоризмы

        © 2002 – 2021 https://letter.com.ua/ Использование материалов с этого сайта только с разрешения

imageСенека Луций Анней (младший) (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.)

В годы правления императора Тиберия, примерно в 33 г. стал квестором. Являясь членом сената, возглавил оппозицию, страстно и последовательно обличал деспотизм действующих императоров.

Когда в 37 г. престол занял Калигула, Сенека был настолько прославленным сенатором, оратором и писателем, что император принял решение его умертвить, и только вмешательство одной из наложниц помогло избежать столь незавидной участи: было решено, что Сенека, не отличавшийся крепким здоровьем, быстро умрет естественной смертью.

В 41 г., при императоре Клавдии I, его отправляют на 8 лет в ссылку на безлюдную Корсику из за обвинения в причастности к заговору.

Перевернуть эту печальную страницу в биографии Сенеки помогла супруга Клавдия I Агриппина, которая вернула его из изгнания и пригласила ко двору в качестве наставника сына, тогда еще юного Нерона.

С 49 г. по 54 г. он являлся воспитателем будущего императора, а после того, как 16 летний Нерон занял престол после отравления Клавдия, превратился в одного из первых лиц государства, советника, влияющего на решения в области как внешней, так и внутренней политики.

В 57 г. он стал консулом, т.е. получил наивысшую из возможных должностей. Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство.

Однако отношения между Сенекой и его бывшим воспитанником постепенно становились все хуже и хуже.

В 59 г. Сенеке пришлось написать для императора текст, оправдывающий убийство его матери Агриппины, для выступления в сенате. Этот поступок ухудшил репутацию в глазах общественности и увеличил пропасть между философом и императором.

В 62 г. Сенека уходит в отставку, оставив Нерону все приобретенное за долгие годы состояние.

С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том числе и от человеческих страстей. Всю сознательную жизнь боровшийся с деспотизмом Сенека в 65 г. примкнул к дворцовому заговору, возглавленному сенатором Пизоном. Интрига была раскрыта, и Нерон, для которого Сенека всегда являлся олицетворением запрета, ограничения в действиях, не мог упустить случая убрать его со своего пути. Император лично приказал философу, бывшему учителю, покончить с собой, оставляя вид смерти на собственное его усмотрение. Сенека вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из за его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда. Вместе с ним покончила с собой его супруга.

Литературное наследие Сенеки составляет 12 небольших по объему трактатов, наибольшее значение из которых имеют «О гневе», «О провидении», «О спокойствии духа». Оставил он после себя и три крупные работы – «Естественноисторические вопросы», «О благодеяниях», «О милосердии». Также он является автором 9 трагедий с сюжетами, почерпнутыми из мифологии. Мировую известность получили его «Медея», «Эдип», «Агамемнон», «Федра»; европейская драматургия XVI – XVIII вв. испытала на себе значительное влияние этих пьес.

Еще по теме:

Комментарии:

Эпиграммы Сенека x x x Все, что мы видим вокруг, пожрет ненасытное время; Все низвергает во прах; краток предел бытия Сохнут потоки, мелеют моря, от брегов отступая, Рухнут утесы, падет горных хребтов крутизна Что говорю я о малом? Прекрасную сень небосвода, Вспыхнув внезапно, сожжет свой же небесный огонь Вс # Философия Читать → О блаженной жизни Луций Анней Сенека К брату Галлиону I 1 Все, брат Галлион (1) , желают жить счастливо, но никто не знает верного способа сделать жизнь счастливой Достичь счастливой жизни трудно, ибо чем быстрее стараетс # Проза Читать → О благодеяниях Луций Анней Сенека О БЛАГОДЕЯНИЯХ Семь книг к Эбуцию Либералию В квадратных скобках проставлена нумерация параграфов по латинскому оригиналу Используется греческий шрифт КНИГА ПЕРВАЯ Глава 1 [1] Среди многих и разнообразных заблуждений людей, живущих безрассудно и необдуманно, мне кажется, досточтим # Философия Читать → Луций Анней Сенека – об авторе (Lucius Annaeus Seneca) (4 до н. э. , Кордуба (Кордова) 65 н. э. , Рим) Римский философ, поэт и государственный деятель; один из крупнейших представителей стоицизма; воспитатель Нерона, впоследс # Проза Читать → Нравственные письма Луций Анней Сенека Поэтический перевод Александра Красного (Petrovich (а) yandex. ru) В качестве подстрочника перевода с латинского, использованперевод и комментарии С. А. Ошерова:” Он не бы # Поэзия Читать → Нравственные письма к Луцилию Нравственные письма к Луцилию Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Письмо I Сенека приветствует Луцилия! (1) Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, кото # Философия Читать → Октавия Луций Анней Сенека Перевод С. Ошерова ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦАКормилица Октавии. Сенека. Нерон. Префект. Агриппина. Поппея. Кормилица Поппеи. 2 хора римских граждан. Действие происходит в Ри # Поэзия Читать → Моральні листи до Луцілія © Seneca © А.Содомора (переклад, примітки, покажчик власних назв), 1996 Джерело: Сенека. Моральні листи до Луцілія. К.: Основи, 1999 (2е вид.). 608 с. OCR & Spellcheck: Aerius (aelib.org.ua), 2004 [У електронному варіанті відсутні номери параграфів, бо у паперовому виданні вони позначаються незруч # Жанр не определен Читать →

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий