Содержание
Куртуа, художественный критик: «Картина вызывает одно желание — не быть никогда похороненным в Орнане. Я не знаю, лучше ли там родиться, среди этого безобразного народа».
Теофиль Готье, поэт: «Неясно, следует плакать или смеяться. Что хотел сделать автор — карикатуру или серьезную картину?.. Фигуры женщин как будто настраивают на серьезный лад, но два причетника с пылающими рожами, пьяным видом, красными мантиями и расширяющимися кверху колпаками столь комичны, что им может позавидовать Домье… Есть еще головы, напоминающие своим странным рисунком и цветом вывески табачных лавок и зверинцев…»
Поль Манц, историк искусства и критик: «„Похороны в Орнане“ в истории современного искусства — это геркулесовы столпы реализма. Дальше не пойдут, и эта картина — длительный и легко воспринимаемый урок, — будет для последующих поколений спасительным предупреждением, как плавающие над опасными местами буи, издали уведомляющие корабли о необходимости искать более безопасную дорогу».
Этьен-Жан Делеклюз, художественный критик: «Никогда культ безобразного не был выражен с такой откровенностью, как в этот раз Курбе».
Маркиз де Шеневьер-Пуантель, историк искусства: «Говорили, что Курбе — Гольбейн XIX века, мессия демократического искусства. Полно, господа, есть от чего умереть со смеху! В лучшем случае Караваджо, но этот последний предшествовал ему — или Валентен. Но это можно было бы сказать, если бы не было „Похорон в Орнане“ <…> нечестивой и гнусной карикатуры, вывески, свидетельствующей о ненависти к искусству. Это, в сущности, печальная вещь, автор которой стремится вызвать столь легкие в XIX веке аплодисменты преувеличенным вниманием к безобразному».
Клод Виньон, художественный критик: «Огромное черное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание. Оно называется „Похороны в Орнане“ и, без сомнения, производит впечатление. Никогда мы не видели ничего столь ужасного и эксцентричного. <…> Каждый, начиная от выдумщика-художника и до простого буржуа, восклицает, спасаясь: „Боже мой, как это безобразно!“».
В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации. Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением».
Клеман де Рис, очеркист и художественный критик: «Обсуждать вещи, подобные „Похоронам в Орнане“, говорить о том, почему они плохи и выходят за пределы искусства и критики, — это значило бы возвращаться к таким элементарным вещам, что наши читатели могли бы подумать, что мы злоупотребляем их доверием и издеваемся над ними».
подкаст о курбе! Курбе — провокатор Выпуск подкаста «Зачем я это увидел» о первой в истории выставке-провокации — «Павильоне реализма» Густава Курбе Оригинал взят у в Гюстав Курбе в скандальном реализме «Происхождение мира». Гюстав Курбе. Купальщица, 1868. Жан Дезире Гюстав Курбе французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма. В 19-веке возглавлял движение реалистов во французской живописи, его независимость в дальнейшем послужила примером для подражания в свободном искусстве поздним импрессионистам и кубистам. Жан Дезире Гюстав Курбе. Курбе, как новатор и как художник осуществлял смелые социальные заявления через свою работу. Картины Курбе в конце 1840 – х и начале 1850 – х годов принесли первое признание, разнообразные картины изображали крестьян и рабочих, религиозные, и исторические предметы, пейзажи , морские пейзажи , сцены охоты , обнаженность и натюрморты. Гюстав Курбе. После обеда в Орнане , 1849 Гюстав Курбе.Автопортрет, Человек с трубкой , 1848-49. Пожалуй, самая эротичная и запрещенная картина из всех его работ это скандальная “Происхождение мира” 1866 года, она органично вписывалось в его концепцию натурализма, сейчас она находится в Парижском музее Орсэ. Гюстав Курбе.Происхождение мира, 1866. Гюстав Курбе.Женщина с белым чулком , 1864 Гюстав Курбе.Вечерний прием, 1862. При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. Гюстав Курбе. Собрание “Бонжур, месье Курбе”, 1854 В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Гюстав Курбе.Фермеры. Флаже о возвращении с рынка, 1850. Работа Гюстава Курбе с Клодом Моне, “Завтрак на траве”, 1865-66. Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. Гюстав Курбе.Шильонский замок , 1874. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре и руководил низвержением Вандомской колонны. Сатирический эскиз Курбе, карикатура опубликована в популярной газете Коммуны Le Père Duchesne. После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877 году. IMPERIUM_ROSS.
Гюстав Курбе – французский художник, скульптор и график, проявивший также себя, как общественный деятель. Работы Курбе являются ярчайшими образцами реалистического направления в искусстве Франции 19 столетия. Творческое наследие этого художника представлено полотнами с жанровыми сценами из жизни разнообразных сословных представителей общества. Писал Густав Курбе картины со сценами охоты, натюрморты, морские пейзажи, портреты и так называемые работы в стиле «ню» – обнаженные натуры. Во Франции картины Курбе подвергались яростной критике со стороны не только пуританской публики, но и просвещенных творческих деятелей, современников художника. При этом популярность Курбе вне пределов родной страны была довольно высока, некоторые европейские государства удостоили его картины высокими наградами. В 1871 году Г. Курбе принял активное участие в событиях связанных с Парижской Коммуной, а после подавления восстания художник был заключен в тюрьму и приговорен к огромному штрафу за причастность к низвержению Вандомской колонны. После отбытия срока, Курбе, преследуемый реакционными властями, эмигрировал в Швейцарию, где умер в нищете и забвении.
Натюрморт с яблоками и гранатами Оленья роща
Гюстав Курбе. Лиса на снегу
1860 г. Музей искусств Далласа
Курбе вошел в историю живописи как один из зачинателей реализма. «Реалисты» считали, что задача искусства — как можно более достоверное отражение действительности. Это не столько стиль, сколько «эстетическая позиция» художника. Импрессионизм чуть позднее родится именно как ответвление реалистической живописи. «Лиса на снегу» — явное достижение Курбе как анималиста.
Гюстав Курбе. Порыв ветра
Ок. 1865 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон
Очень динамичное произведение: борьба солнца и туч, борьба света и тени передана при помощи резких, напряженных линий облаков и ветвей деревьев. Надвигается гроза, на голубое небо наползают черные тучи, ветер срывает с веток листья… Первый план залит солнцем, дальний же постепенно погружается во мрак. Интересно, что камни и пучки травы на первом плане писались, судя по всему, не кистью, а прямо пальцами или мастихином.
Гюстав Курбе. Поток в горах Юра
Март 1872 г. Музей искусств Гонолулу
По словам самого Постава Курбе, «живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Это совершенно физический язык». Его пейзажи лишены флера фантастичности или лирической «красивости», они представляют природу такой, какая она есть: величественные горы, быстрый прозрачный поток, вековые деревья на склонах. Реалистический портрет — но не человека, а природы.
Гюстав Курбе. Хижина в горах
Ок. 1874 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Художник никогда не скрывал своих республиканских взглядов. После падения Парижской коммуны в начале 1870-х годов он был приговорен к шестимесячному заключению и подвергся травле со стороны властей. Последние годы жизни Курбе провел в Швейцарии — именно к этому периоду относится картина «Хижина в горах» — скромная по цвету, но очень мощная по исполнению.
Гюстав Курбе. Море
1867 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Нагретый солнцем песок и покрытые тиной камни на первом плане, крошечный белый парус на фоне спокойной синей воды… Две трети холста занимает высокое голубое небо, лишь слегка затененное легкими облачками-барашками. У художника не было особых предпочтений в плане сюжетов, он одинаково мастерски писал и лесную чащу, и грубые глыбы скал, и сияющую гладь моря. Велико наследие Курбе и в плане портрета и жанровой живописи.
Гюстав Курбе. Волна
1869 г. Музей Штедель, Франкфурт-на-Майне
В отличие от спокойного солнечного «Моря», «Волна» Курбе производит тревожное, гнетущее впечатление. Клубящиеся серо-лиловые облака, темная стена морской воды, окантованная белой пеной, которая через несколько секунд обрушится на размытый штормом берег…
Гюстав Курбе. Пьер-Жозеф Прудон и его дети
1865 г. Малый дворец, Париж
Прудон — видный французский теоретик анархизма, автор таких трудов, как «Система экономических противоречий, или философия нищеты», «0 политической способности рабочих классов». Курбе поддерживал социалистические идеи и близко подружился с Прудоном, которого представил на картине довольно необычно — слева от философа разложены на ступенях книги и рукописи, а справа играют его дети. Также, как в картине «Порыв ветра», впечатление бурной и опасной природной стихии создается не в последнюю очередь благодаря широким, стремительным мазкам и экспрессивному исполнению.
Жан Дезире Гюстав Курбе (10 июня 1819 года — 31 декабря 1877 года) — великий французский художник XIX века. Считается одним из основателей реализма в живописи и одной из ключевых фигур в становлении и развитии французского реализма.
Родился 10 июня 1819 года в городе Орнан. В 1931 году стал посещать семинарию, однако его поведение было столь нехарактерным, что никто не собирался отпускать ему грехи. В 1837 году по настоянию отца стал обучаться юриспруденции, одновременно с этим посещая Академию. Его первым учителем живописи стал Шарль-Антуан Флажуло, который, в свою очередь, был учеником великого художника Жака-Луи Давида.
В 1839 году Гюстав Курбе отправился в Париж, пообещав отцу, что будет заниматься юриспруденцией. Однако, вопреки своему обещанию, вместо этого всерьёз увлёкся живописью. Первой картиной Курбе, которая была выставлена в Парижском салоне, стал «Автопортрет с собакой».
С самого начала одарённый художник тяготел именно к реализму. Художник считал, что задачей живописи является передача голой и максимально правдивой реалистичности. В связи с этим он нередко сталкивался с нежеланием устроителей выставок принимать его работы. В аристократических, литературных и художественных кругах у него были и приверженцы и настоящие враги, которые не воспринимали его искусство, основанное на максимальном натурализме. Неприязнь в конце концов стала взаимной. Гюстав Курбе возглавил реалистическую школу Франции, устраивал свои выставки и перестал предлагать свои картины парижским салонам.
В 1871 году Курбе примкнул в Парижской коммуне, управлял общественными музеями, был комиссаром по культуре. После падения Коммуны, Гюстав Курбе оказался в тюрьме на полгода. Ещё при существовании Коммуны он руководил низвержением Вандомской колонны, потому его приговорили к восполнению расходов на восстановление разрушенного памятника. После этого Гюстав Курбе уехал в Швейцарию, где умер 31 декабря 1877 года.
Художник Гюстав Курбе картины
Все картины открываются в полном размере с описаниями!
Олень и олениха в лесах
Оленьи заросли у ручья
Отдых в пору жатвы
Источник среди скал Ду
Пейзаж в местечке Гюйе
Пейзаж рядом с черным источником вблизи Орнана
Пейзаж с оленем
Пейзаж с рекой
Портрет Габриэллы Борро (Мечтательница)
Портрет Графини Терезы Брунсвик
Портрет Жюльетты Курбе в образе спящего ребенка
Портрет отца художника
Портрет П.Ж.Прудона в 1853 г.
Портрет прекрасной ирландской девушки
Портрет Пьера Жозефа Прудона
Раненый мужчина (Автопортрет)
Автопортрет (Мужчина с трубкой)
Порыв ветра
Похороны в Орнане
Решетчатая загородка
Ручей Бреме
Ручей из Черного источника, долина Луэ
Рыбацкие лодки на берегу в Довиле
Семейство оленей у водопада
Скалистый берег моря
Скалы в Этрета
Собака на подушке
Спокойное море
Спящая прядильщица
Утренний завтрак на охоте
Шильонский замок
Юные дамы на берегу Сены
Автопортрет в образе виолончелиста
Автопортрет с чёрной собакой
Белый бык и светлокоричневая телка
Берег моря в Трувиле при низком приливе
Борзые графа Шуазёля
Борцы
Букет цветов в вазе
Веяльщицы
Волна
Встреча: Здравствуйте, месье Курбе
Гамак
Голые скалы в долине Орнан
Дама из Франкфурта
Две косули в лесу
Девушка на байдарке
Девушка с чайками, Трувиль
Деревенская девушка с козлёнком
Деревенские барышни, дающие милостыню пастушке
Добыча
Дома в Шато д Орнане
Жюльетта Курбе
Закат на озере Леман
Залив и отвесные скалы берега
Игра в шашки
Исток реки Лизон
Каменотесы
Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки в Орнане
Крестьянка в ярком головном платке
Крошащиеся скалы
Купальщицы
Лес осенью
Лисица на снегу
Маленькая пастушка
Мертвая олениха
Море у Сент-Обена
Море у Этрета
Мужчина в отчаянии
Натюрморт с фруктами
Одевание мертвой девушки (Одевание невесты)
ли со статьей или есть что добавить?