Курбе: странная эротика, социализм и многое другое — Все интересное в искусстве и не только. — LiveJournal

image
Гюстав Курбе. Карикатура Этьена Каржа, опубликованная в газете Le Boulevard 7 июня 1863 года © Bibliothèque nationale de France

Куртуа, художественный критик: «Картина вызывает одно желание — не быть никогда похороненным в Орнане. Я не знаю, лучше ли там родиться, среди этого безобразного народа».

Теофиль Готье, поэт: «Неясно, следует плакать или смеяться. Что хотел сделать автор — карикатуру или серьезную картину?.. Фигуры женщин как будто настраивают на серьезный лад, но два причетника с пылающими рожами, пьяным видом, красными мантиями и расширяющимися кверху колпаками столь комичны, что им может позавидовать Домье… Есть еще головы, напоминающие своим странным рисунком и цветом вывески табачных лавок и зверинцев…»

Поль Манц, историк искусства и критик: «„Похороны в Орнане“ в истории современного искусства — это геркулесовы столпы реализма. Дальше не пойдут, и эта картина — длительный и легко воспринимаемый урок, — будет для последующих поколений спасительным предупреждением, как плавающие над опасными местами буи, издали уведомляющие корабли о необходимости искать более безопасную дорогу».

image
Берталь. Карикатура, опубликованная в сатирическом журнале Le Journal pour Rire 7 марта 1851 года«Эта картина с полным правом может считаться наиболее примечательной в Салоне. Месье Курбе не следует традициям с гнильцой и не идет по проторенным дорожкам. Он написал похороны так, что при одном взгляде на них нами овладевает безудержное веселье» © Bibliothèque nationale de France

Этьен-Жан Делеклюз, художественный критик: «Никогда культ безобразного не был выражен с такой откровенностью, как в этот раз Курбе».

Маркиз де Шеневьер-Пуантель, историк искусства: «Говорили, что Курбе — Гольбейн XIX века, мессия демократического искусства. Полно, господа, есть от чего умереть со смеху! В лучшем случае Караваджо, но этот последний предшествовал ему — или Валентен. Но это можно было бы сказать, если бы не было „Похорон в Орнане“ <…> нечестивой и гнусной карикатуры, вывески, свидетельствующей о ненависти к искусству. Это, в сущности, печальная вещь, автор которой стремится вызвать столь легкие в XIX веке аплодисменты преувеличенным вниманием к безобразному».

Карикатура Шама, опубликованная в сатирическом журнале Le Charivari 7 апреля 1851 года«Художественная выставка 1852 года. После того как месье Курбе окончит школу, [в Салоне] в 1852 году будут представлены только картины с крестьянами» © Bibliothèque nationale de France
Карикатура Шама, опубликованная в сатирическом журнале Le Charivari 7 мая 1851 года«Месье Курбе советуется с могильщиком по поводу своей картины о похоронах в Бретани» © Bibliothèque nationale de France

Клод Виньон, художественный критик: «Огромное черное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание. Оно называется „Похороны в Орнане“ и, без сомнения, производит впечатление. Никогда мы не видели ничего столь ужасного и эксцентричного. <…> Каждый, начиная от выдумщика-художника и до простого буржуа, восклицает, спасаясь: „Боже мой, как это безобразно!“».

В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации. Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением». 

Гюстав Курбе. Карикатура Адоля. 1857 год © Bibliothèque nationale de France
Гюстав Курбе. Карикатура Надара, опубликованная в сатирическом журнале Le Journal Amusant 11 декабря 1858 года © Bibliothèque nationale de France

Клеман де Рис, очеркист и художественный критик: «Обсуждать вещи, подобные „Похоронам в Орнане“, говорить о том, почему они плохи и выходят за пределы искусства и критики, — это значило бы возвращаться к таким элементарным вещам, что наши читатели могли бы подумать, что мы злоупотребляем их доверием и издеваемся над ними».

подкаст о курбе! Курбе — провокатор Выпуск подкаста «Зачем я это увидел» о первой в истории выставке-провокации — «Павильоне реализма» Густава Курбе Оригинал взят у в Гюстав Курбе в скандальном реализме «Происхождение мира». Гюстав Курбе. Купальщица, 1868. Жан Дезире Гюстав Курбе французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма. В 19-веке возглавлял движение реалистов во французской живописи, его независимость в дальнейшем послужила примером для подражания в свободном искусстве поздним импрессионистам и кубистам. Жан Дезире Гюстав Курбе. Курбе, как новатор и как художник осуществлял смелые социальные заявления через свою работу. Картины Курбе в конце 1840 — х и начале 1850 — х годов принесли первое признание, разнообразные картины изображали крестьян и рабочих, религиозные, и исторические предметы, пейзажи , морские пейзажи , сцены охоты , обнаженность и натюрморты. Гюстав Курбе. После обеда в Орнане , 1849 Гюстав Курбе.Автопортрет, Человек с трубкой , 1848-49. Пожалуй, самая эротичная и запрещенная картина из всех его работ это скандальная «Происхождение мира» 1866 года, она органично вписывалось в его концепцию натурализма, сейчас она находится в Парижском музее Орсэ. Гюстав Курбе.Происхождение мира, 1866. Гюстав Курбе.Женщина с белым чулком , 1864 Гюстав Курбе.Вечерний прием, 1862. При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. Гюстав Курбе. Собрание «Бонжур, месье Курбе», 1854 В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Гюстав Курбе.Фермеры. Флаже о возвращении с рынка, 1850. Работа Гюстава Курбе с Клодом Моне, «Завтрак на траве», 1865-66. Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. Гюстав Курбе.Шильонский замок , 1874. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре и руководил низвержением Вандомской колонны. Сатирический эскиз Курбе, карикатура опубликована в популярной газете Коммуны Le Père Duchesne. После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877 году. IMPERIUM_ROSS.

Гюстав Курбе – французский художник, скульптор и график, проявивший также себя, как общественный деятель. Работы Курбе являются ярчайшими образцами реалистического направления в искусстве Франции 19 столетия. Творческое наследие этого художника представлено полотнами с жанровыми сценами из жизни разнообразных сословных представителей общества. Писал Густав Курбе картины со сценами охоты, натюрморты, морские пейзажи, портреты и так называемые работы  в стиле «ню» –  обнаженные натуры. Во Франции картины Курбе подвергались яростной критике со стороны не только пуританской публики, но и просвещенных творческих деятелей, современников художника. При этом популярность Курбе вне пределов родной страны была довольно высока, некоторые европейские государства удостоили его картины высокими наградами. В 1871 году Г. Курбе принял активное участие в событиях связанных с Парижской Коммуной, а после подавления восстания художник был заключен в тюрьму и приговорен к огромному штрафу за причастность к низвержению Вандомской колонны. После отбытия срока, Курбе, преследуемый реакционными властями, эмигрировал в Швейцарию, где умер в нищете и забвении.

Натюрморт с яблоками и гранатами Оленья роща

Гюстав Курбе. Лиса на снегу

1860 г. Музей искусств Далласа

Курбе вошел в историю живописи как один из зачинателей реализма. «Реалисты» считали, что задача искусства — как можно более достоверное отражение действительности. Это не столько стиль, сколько «эстетическая позиция» художника. Импрессионизм чуть позднее родится именно как ответвление реалистической живописи. «Лиса на снегу» — явное достижение Курбе как анималиста.

Гюстав Курбе. Порыв ветра

Ок. 1865 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон

Очень динамичное произведение: борьба солнца и туч, борьба света и тени передана при помощи резких, напряженных линий облаков и ветвей деревьев. Надвигается гроза, на голубое небо наползают черные тучи, ветер срывает с веток листья… Первый план залит солнцем, дальний же постепенно погружается во мрак. Интересно, что камни и пучки травы на первом плане писались, судя по всему, не кистью, а прямо пальцами или мастихином.

Гюстав Курбе. Поток в горах Юра

Март 1872 г. Музей искусств Гонолулу

По словам самого Постава Курбе, «живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Это совершенно физический язык». Его пейзажи лишены флера фантастичности или лирической «красивости», они представляют природу такой, какая она есть: величественные горы, быстрый прозрачный поток, вековые деревья на склонах. Реалистический портрет — но не человека, а природы.

Гюстав Курбе. Хижина в горах

Ок. 1874 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Художник никогда не скрывал своих республиканских взглядов. После падения Парижской коммуны в начале 1870-х годов он был приговорен к шестимесячному заключению и подвергся травле со стороны властей. Последние годы жизни Курбе провел в Швейцарии — именно к этому периоду относится картина «Хижина в горах» — скромная по цвету, но очень мощная по исполнению.

Гюстав Курбе. Море

1867 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Нагретый солнцем песок и покрытые тиной камни на первом плане, крошечный белый парус на фоне спокойной синей воды… Две трети холста занимает высокое голубое небо, лишь слегка затененное легкими облачками-барашками. У художника не было особых предпочтений в плане сюжетов, он одинаково мастерски писал и лесную чащу, и грубые глыбы скал, и сияющую гладь моря. Велико наследие Курбе и в плане портрета и жанровой живописи.

Гюстав Курбе. Волна

1869 г. Музей Штедель, Франкфурт-на-Майне

В отличие от спокойного солнечного «Моря», «Волна» Курбе производит тревожное, гнетущее впечатление. Клубящиеся серо-лиловые облака, темная стена морской воды, окантованная белой пеной, которая через несколько секунд обрушится на размытый штормом берег…

Гюстав Курбе. Пьер-Жозеф Прудон и его дети

1865 г. Малый дворец, Париж

Прудон — видный французский теоретик анархизма, автор таких трудов, как «Система экономических противоречий, или философия нищеты», «0 политической способности рабочих классов». Курбе поддерживал социалистические идеи и близко подружился с Прудоном, которого представил на картине довольно необычно — слева от философа разложены на ступенях книги и рукописи, а справа играют его дети. Также, как в картине «Порыв ветра», впечатление бурной и опасной природной стихии создается не в последнюю очередь благодаря широким, стремительным мазкам и экспрессивному исполнению.

Жан Дезире Гюстав Курбе (10 июня 1819 года — 31 декабря 1877 года) — великий французский художник XIX века. Считается одним из основателей реализма в живописи и одной из ключевых фигур в становлении и развитии французского реализма.

Родился 10 июня 1819 года в городе Орнан. В 1931 году стал посещать семинарию, однако его поведение было столь нехарактерным, что никто не собирался отпускать ему грехи. В 1837 году по настоянию отца стал обучаться юриспруденции, одновременно с этим посещая Академию. Его первым учителем живописи стал Шарль-Антуан Флажуло, который, в свою очередь, был учеником великого художника Жака-Луи Давида.

В 1839 году Гюстав Курбе отправился в Париж, пообещав отцу, что будет заниматься юриспруденцией. Однако, вопреки своему обещанию, вместо этого всерьёз увлёкся живописью. Первой картиной Курбе, которая была выставлена в Парижском салоне, стал «Автопортрет с собакой».

С самого начала одарённый художник тяготел именно к реализму. Художник считал, что задачей живописи является передача голой и максимально правдивой реалистичности. В связи с этим он нередко сталкивался с нежеланием устроителей выставок принимать его работы. В аристократических, литературных и художественных кругах у него были и приверженцы и настоящие враги, которые не воспринимали его искусство, основанное на максимальном натурализме. Неприязнь в конце концов стала взаимной. Гюстав Курбе возглавил реалистическую школу Франции, устраивал свои выставки и перестал предлагать свои картины парижским салонам.

В 1871 году Курбе примкнул в Парижской коммуне, управлял общественными музеями, был комиссаром по культуре. После падения Коммуны, Гюстав Курбе оказался в тюрьме на полгода. Ещё при существовании Коммуны он руководил низвержением Вандомской колонны, потому его приговорили к восполнению расходов на восстановление разрушенного памятника. После этого Гюстав Курбе уехал в Швейцарию, где умер 31 декабря 1877 года.

Художник Гюстав Курбе картины

Все картины открываются в полном размере с описаниями!

image

Олень и олениха в лесах

image

Оленьи заросли у ручья

image

Отдых в пору жатвы

image

Источник среди скал Ду

image

Пейзаж в местечке Гюйе

image

Пейзаж рядом с черным источником вблизи Орнана

image

Пейзаж с оленем

image

Пейзаж с рекой

Портрет Габриэллы Борро (Мечтательница)

Портрет Графини Терезы Брунсвик

Портрет Жюльетты Курбе в образе спящего ребенка

Портрет отца художника

Портрет П.Ж.Прудона в 1853 г.

Портрет прекрасной ирландской девушки

Портрет Пьера Жозефа Прудона

Раненый мужчина (Автопортрет)

Автопортрет (Мужчина с трубкой)

Порыв ветра

Похороны в Орнане

Решетчатая загородка

Ручей Бреме

Ручей из Черного источника, долина Луэ

Рыбацкие лодки на берегу в Довиле

Семейство оленей у водопада

Скалистый берег моря

Скалы в Этрета

Собака на подушке

Спокойное море

Спящая прядильщица

Утренний завтрак на охоте

Шильонский замок

Юные дамы на берегу Сены

Автопортрет в образе виолончелиста

Автопортрет с чёрной собакой

Белый бык и светлокоричневая телка

Берег моря в Трувиле при низком приливе

Борзые графа Шуазёля

Борцы

Букет цветов в вазе

Веяльщицы

Волна

Встреча: Здравствуйте, месье Курбе

Гамак

Голые скалы в долине Орнан

Дама из Франкфурта

Две косули в лесу

Девушка на байдарке

Девушка с чайками, Трувиль

Деревенская девушка с козлёнком

Деревенские барышни, дающие милостыню пастушке

Добыча

Дома в Шато д Орнане

Жюльетта Курбе

Закат на озере Леман

Залив и отвесные скалы берега

Игра в шашки

Исток реки Лизон

Каменотесы

Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки в Орнане

Крестьянка в ярком головном платке

Крошащиеся скалы

Купальщицы

Лес осенью

Лисица на снегу

Маленькая пастушка

Мертвая олениха

Море у Сент-Обена

Море у Этрета

Мужчина в отчаянии

Натюрморт с фруктами

Одевание мертвой девушки (Одевание невесты)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий