Лариса и Элем: история самой красивой и самой трагичной любви советского кинематографа

40 лет назад, 2 июля 1979 г. оборвалась жизнь советского кинорежиссера Ларисы Шепитько, известной по фильмам «Зной», «Крылья» и «Восхождение», удостоенным мирового признания. image Сегодня ее работы назвали бы артхаусом, не рассчитанным на массового зрителя, ее имя ставят в один ряд с Андреем Тарковским, ее талантом восхищались Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола. И с ее рождением, и с преждевременной гибелью в 41 год было связано немало тайн и мистических совпадений. Какую роль в ее судьбе сыграла Ванга, и почему последний фильм «Прощание с Матерой» оказался прощанием с самой Ларисой Шепитько – далее в обзоре. image Лариса Шепитько в молодости Советский режиссер Лариса Шепитько Согласно общепринятой версии и утверждению самой Ларисы Шепитько, ее отец был персом. Только через 8 лет после ее смерти биографы провели расследование и нашли документы, подтверждающие тот факт, что Лариса была украинкой по национальности. В городском архиве обнаружили копию свидетельства о рождении, где были указаны имя и национальность ее отца: Ефим Шепитько, украинец. Советский режиссер Лариса Шепитько После того, как отец оставил семью, в которой росли трое детей, он не участвовал в их воспитании, и Лариса никогда не могла ему этого простить. Она сама распространила легенду о загадочном отце из Ирана, чтобы навсегда вычеркнуть из жизни своего настоящего отца. Сын Ларисы Шепитько и Элема Климова Антон объяснял это другими причинами: «Есть семейная легенда, что одна из прапрабабушек по линии маминого отца была персиянкой. Наверное, кто-то об этом узнал, и моя мама вдруг стала иранкой». Путаница произошла и с местом ее рождения – было известно, что она появилась на свет в 1938 г. в Артемовске, только долгие годы ошибочно считалось, что это город в Луганской области. Позже биографы нашли подтверждения того, что это был город с таким же названием в Донецкой области (сейчас – Бахмут). Лариса Шепитько на съемках В послевоенные годы семья переехала во Львов, где Лариса окончила школу. В этом городе часто проходили съемки советских фильмов, и однажды Лариса наблюдала за тем, как шла работа над «Оводом». Однако ее больше заинтересовала не актерская игра, а тайны режиссерской профессии. С тех пор она загорелась идеей связать свою жизнь с киноискусством. После школы Лариса Шепитько отправилась поступать во ВГИК на режиссерский факультет. Он тогда считался «мужским», и члены комиссии поначалу предложили девушке с яркой внешностью подумать об актерском будущем. На это она ответила без тени сомнения: «Это рабская профессия, это не для меня». И ее приняли. Режиссер на съемках фильма *Крылья* Во время учебы Шепитько сняла две короткометражки, а ее первый полнометражный фильм «Зной» вышел в 1963 г. Ее дебютная работа стала триумфальной – она получила премии Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде и Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Спустя 3 года она сняла военную драму «Крылья», которую представила в Берлине и в Париже. Там она поразила коллег не только своим талантом, но и красотой. Лайза Миннелли называла Ларису Шепитько красивейшей женщиной Европы, а Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе восхищались ее талантом. Режиссер на съемках фильма *Восхождение*, 1976 Но не все работы Шепитько получали такое признание – некоторые попросту не попадали на экраны. Так, в ее фильме «Родина электричества» по рассказу Андрея Платонова советская цензура увидела насмешку над политически строем и религиозную пропаганду и отправила его «на полку». Та же участь ожидала и фильм «В тринадцатом часу ночи». А драму «Ты и я» цензоры изменили до неузнаваемости, вырезав многие эпизоды. Только в середине 1970-х гг. к ней вернулся профессиональный успех – после выхода фильма «Восхождение», который получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале и первый приз на Венецианском биеннале. Лариса Шепитько на съемках Июль 1977 г. Лариса Шепитько – обладательница гран-при *Золотой медведь* за фильм *Восхождение* Спустя 5 лет Лариса Шепитько начала работу над фильмом «Прощание с Матерой» по повести Валентина Распутина, но завершать съемки пришлось ее мужу, режиссеру Элему Климову. Позже он рассказывал, что Лариса предчувствовала свой ранний уход и была к нему готова. Она была мистиком и верила в то, что жила уже несколько раз. Однажды в Чехословакии они с Климовым заехали в старинный замок. Войдя в зал, Лариса вдруг заявила, что уже была здесь. Она увидела стол со скатертью и сказала, что здесь когда-то играли в покер, и что стол оббит зеленым сукном. Скатерть сняли – оказалось, это действительно так. Лариса Шепитько и ее муж Элем Климов Лариса Шепитько с сыном Антоном За год до гибели Шепитько встречалась с Вангой. И та сказала, что режиссера ждет скорая и быстрая смерть. Лариса ни на минуту не усомнилась в ее словах и попросила подругу позаботиться о ее сыне после того, как это случится. Она и сама предчувствовала свой ранний уход – уже отправляясь на съемки «Прощания с Матерой», говорила всем, что фильм «Восхождение» был ее последней работой в кино. Своему другу, художнику-фотографу Николаю Гнисюку, она перед отъездом сказала: «Если ты через месяц не приедешь, ты меня уже не застанешь». Лариса Шепитько и ее муж Элем Климов Советский режиссер Лариса Шепитько 2 июля 1979 г. Элем Климов проснулся рано утром от кошмарного сна, в котором увидел, как его жена погибает в автокатастрофе. Через несколько часов ему позвонили о сообщили о том, что «Волга», в которой Лариса ехала на съемки, врезалась в грузовик. Автомобиль по неустановленным причинам выехал на встречную полосу. Возможно, столкновение не оказалось бы смертельным для пассажиров «Волги», если б грузовик не перевозил кирпичи, которые от удара засыпали легковую машину. В то утро ее уговаривали выехать попозже, но она не согласилась. Работу над этим фильмом завершал Элем Климов. Только название он изменил: вместо «Прощания с Матерой» осталось просто «Прощание». Лариса Шепитько Режиссер Лариса Шепитько в 1972 г. Лариса Шепитько прожила недолгую жизнь, но за 41 год успела сделать многое. Однажды она сказала фразу, которую можно было бы назвать ее кредо: «Две тайны в жизни неразрывны – тайна рождения и тайна смерти. Прожить жизнь, только воспроизведя себя, – небольшое дело. Если мы какую-то часть нашей энергии оставляем на благо людей – значит, мы уже не умерли, уже не напрасны». Памятник на могиле Ларисы Шепитько Источник

Поделись с друзьями!

« Предыдущая тема Следующая тема »

Посмотри супертемы

4 законных основания не открывать дверь судебным приставам Доходное место: как ДПСники зарабатывают на трассе М4 «Дон» Интересные идеи для оформления вашего сада 23 удивительных блюда, каждое из которых стоит того,… Главное из прямой линии с Владимиром Путиным Идея декора сада из пластиковой корзины

ИНТЕРЕСНОЕ 2019-10-23 Просмотров: 6225

Лариса Шепитько и Элем Климов – яркая и красивая пара советского кинематографа, которой восхищались, а после сочувствовали

Ларису Шепитько заслуженно называли самой красивой студенткой ВГИКа.

Лариса Шепитько

Она училась на режиссерском факультете и часто слышала, что выбрала для себя «мужскую» профессию. У девушки сначала и вовсе отказались принять документы на выбранную специальность, ей рекомендовали стать актрисой, ведь все данные для этого у нее были. Лариса не подалась на уговоры и стала студенткой курса Александра Довженко. Известный мастер был внимателен к ней и опекал, как настоящий отец.

Во ВГИК Элем Климов пришел на три года позже своей избранницы.

Элем Климов

К этому времени он успел окончить авиационный институт. Молодой человек не оставил без внимания красавицу, в которую влюблялись все мужчины во ВГИКе. Лариса на тактичные ухаживания молодого человека ответила отказом. Некоторое время они просто не пересекались. Все изменил случай, Элем позвонил девушке и попросил ее проведать его. Лариса пожалела заболевшего поклонника и пришла в гости. Его измученный ангиной вид в результате повлиял на то, что девушка начала относиться к нему с большей благосклонностью.

Лариса Шепитько и Элем Климов

Элем внимательно относился к любимой. Он с удовольствием помогал ей в подготовке дипломной работы. Для картины «Зной» именно он нашел актеров, сценаристов и композиторов. Съемки проходили в Киргизии, где Лариса сильно заболела желтухой. На площадку ее в буквальном смысле выносили на руках, она категорически отказывалась возвращаться в Москву. Фильм уже в столице помогал монтировать Элем.

Два гения под одной крышей

Климов сделал любимой предложение и пообещал, что никогда не будет давить на нее. Лариса приняла предложения и влюбленные поженились. Этот союз нельзя назвать простым, ведь в нем сошлись две сильные, яркие личности, которые были очень близки душевно и в своих взглядах.

Лариса Шепитько и Элем Климов

В то время все фильмы режиссера Климова снимали с проката буквально через пару дней, как они выходили на широкий экран. Картина «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» была его дипломной работой и была на экран всего пару недель.

Если посмотреть фильм «Похождения зубного врача» может показаться, что режиссер сам себе предсказал судьбу. Главный герой, как и сам Элем терпел притеснения, ему постоянно мешали работать.

Лариса тоже в работе постоянно сталкивалась с трудностями и критикой. Ее второй по счету фильм «Крылья» очень понравился зрителю, а вот партийное руководство подвергло его жесткой критике.

Лариса Шепитько

Несмотря на такое начало, именно после этой картины о Ларисе Шепитько узнали как о талантливом режиссере.

Лариса Шепитько и Элем Климов

Супруги были довольно резки в своих высказываниях, мнениях, это нашло отражение и в работе. Они оба готовы были вообще ничего не снимать, но и снимать то, что откровенно не принимали и не могли назвать искусством тоже не могли. Диссидентами они не были и говорили, что это все откровенная игра на публику.

Слава может испытывать

Лариса Шепитько и Элем Климов

Известность и любовь публики к Ларисе пришла после фильма «Восхождение». Картина была слишком жесткой, а некоторые ее моменты можно было назвать даже жестокими. Судьба этой картины была во многом предрешена идеологией – она должна была лежать на полках долгие годы. Лариса попросила помощи у Петра Машерова, Первого секретаря ЦК Беларуси. Мужчина на просмотре просто не смог сдержать слез и сделал все, что зависело от него, чтобы фильм был доступен для зрителя.

Лариса Шепитько

Этот фильм был удостоен множества наград, он получил главную премию Берлинского кинофестиваля. Лариса была на вручении, она слушала комплименты и объяснения в любви от известных актеров. Лайза Минелли после этой встречи говорила, что знакома с самой красивой женщиной Европы.

Элем в момент триумфа супруги переживал кризис. Его очередной фильм оставили на полках и не пустили в прокат. Это событие повлекло за собой нервное расстройство, возникновение кожных заболеваний. Мужчина страдал от того, что жена уделяла ему мало внимание, а в один из дней и вовсе решил уйти.

Элем Климов

Вернувшись домой, Лариса начала искать мужа. Элем все это время жил у своих друзей. Мужчина первым позвонил любимой и назначил встречу. Они снова объяснялись в любви, а после этого больше не расставались.

Судьба или совпадение?

Счастливая семья

Лариса забеременела в 35 лет. Они с мужем долго шли к этому и были счастливы. Беременность протекала достаточно тяжело, осложняло все еще и то, что будущая мама получила травму позвоночника. Она была прикована к больничной кровати, но сын появился на свет вовремя. Антошка стал для них настоящим счастьем. Семья была в полном сборе всего шесть лет. Это время для молодых родителей и подрастающего мальчугана навсегда осталось самым счастливым.

Лариса была в Болгарии и не смогла не поехать к Ванге. Женщина очень верила в мистику и предсказания. Ванга сказала Ларисе, что съемки трагической картины не принесут ей ничего хорошего, но женщина не привыкла менять свои планы.

Лариса Шепитько

Отправляясь на съемки «Прощание с Матёрой», Лариса попрощалась со всеми кроме мужа. С супругом Лариса прощалась уже во сне, который он видел, когда «Волга» попала в аварию. Именно Элем закончил съемки этого фильма и назвал его «Прощание».

Элем тоже верил в мистику, он говорил, что так ему отомстил сам Григорий Распутин, о котором он снял фильм перед тем, как погибла супруга.

Всю жизнь режиссер провел, тоскуя о женщине, которую уже нельзя было вернуть. Больше он не снимал фильмы и не влюблялся. В конце жизненного пути он мечтал лишь об одном – скорее увидеть любовь всей своей жизни.

По материалам kulturologia.ru

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Известный советский кинорежиссер Лариса Ефимовна Шепитько родилась 6 января 1938 года в городе Артемовске (Украина). Среднее образование получила в обычной школе, которую окончила в 1954 году. Спустя год Лариса поступила во ВГИК на режиссерский факультет. Будучи студенткой, снялась в нескольких фильмах. Дипломной работой Шепитько стал полнометражный кинофильм “Зной” по произведению Айтматова “Верблюжий глаз”. Съемки проходили в Киргизии на киностудии “Киргизфильм”. На монтаже картины Лариса познакомилась с Элемом Климовым, который тоже был студентом ВГИКа. Молодые люди стали встречаться, а в 1963 году поженились.

Съемки и болезнь Боткина

Это была красивая пара. Оба отличались самодостаточностью, не зависели друг от друга в плане работы, однако долго быть в разлуке не могли. Элем был на несколько лет старше жены, но она намного раньше закончила ВГИК. Во время съемок картины “Зной” вся группа подхватила желтуху. Пришлось на время разъехаться, часть актеров уехала в Москву, некоторые, в том числе Лариса и ее муж, остались. Ослабевшая Шепитько руководила съемочным процессом, сидя на больничных носилках. Элем занимался текущим монтажом. Съемки в несколько урезанном варианте, но все же продолжались.

Религия

Лариса была верующей, хотя и считалась членом ВЛКСМ. Своей религиозности она не скрывала, и это негативно влияло на ее карьеру, в то время атеизм был в самом расцвете. Также Шепитько была убеждена, что есть загробная жизнь и переселение душ. Ее преследовало чувство, что она уже однажды жила в обстановке, которая теперь окружала ее. Однажды в совершенно незнакомом помещении, где она оказалась вместе с Элемом, Лариса почувствовала, что когда-то была здесь. Она указала на обычный стол и сказала: здесь играли в карты, это ломберный столик. Когда сняли скатерь, то под ней оказалось зеленое карточное сукно.

Начало карьеры

Дипломная работа начинающего режиссера Ларисы Шепитько была отмечена премией “За удачный дебют” на Международном кинофестивале в Карловых Варах 1964 года. Картина также получила приз на Первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде. Кинокритики отметили, что в кинопроизводстве появилась новая значительная фигура, которая обладает серьезным потенциалом.

Лариса Шепитько, биография которой открыла тогда очередную страницу, стала известной после выхода в прокат ее второго фильма под названием “Крылья”, снятого в 1966 году. В картине была представлена история о летчице Надежде Петрухиной и ее послевоенной судьбе.

Участие местного населения в съемках

Следующая работа Шепитько – кинофильм “Родина электричества” по рассказам Андрея Платонова – была снята в Астраханской области, в селе Сероглазово. На многочисленные второстепенные роли позвали население окрестных деревень. Лариса Шепитько стала первым режиссером, который приглашал для участия в постановке местных жителей, не имевших представления о киноискусстве. Съемки прошли успешно, однако фильм был положен на полку по идеологическим соображениям.

Атмосфера творчества

Неунывающая Шепитько тут же сняла свою следующую картину “В тринадцатом часу ночи”. Это была музыкальная сказочная история на хорошей цветной пленке с участием таких актеров, как Георгий Вицин, Владимир Басов, Спартак Мишулин, Зиновий Гердт и Анатолий Папанов. Все актеры работали охотно, чувствуя доброжелательное отношение режиссера. Фильм-сказка получился красочным, веселым и содержательным.

Еще один цветной кинофильм под названием “Ты и я” Лариса Шепитько сняла в 1971 году. Это была кинокартина на злобу дня, откровенно сатирическая и в то же время поставленная на хорошем художественном уровне. При создании фильма режиссер попробовала свои силы как сценарист. Лариса Ефимовна Шепитько создала сюжет будущей картины совместно с Геннадием Шпаликовым, профессиональным кинематографистом.

Фильм рассказывал о поколении тридцатилетних. По сюжету, двое ученых медиков “закопали” свой талант ради материальных достижений и личной популярности весьма сомнительного свойства. Главные роли сыграли Юрий Визбор, Алла Демидова и Леонид Дьячков. За эту работу Лариса Ефимовна Шепитько была удостоена медали “Победа в конкурсе молодых кинорежиссеров”. После этой награды направление ее творческой деятельности несколько поменялось в сторону большего реализма.

Популярность и признание

Лариса Шепитько, фильмы которой отличались неподдельной искренностью, становилась все более популярной. Она получала мешки писем от поклонников и очень переживала, что не может ответить своим почитателям. Известность придавала ей силы, и Лариса Шепитько, фотографии которой были размещены во многих газетах и журналах, работала с удвоенной энергией. В 1974 она получила признание на государственном уровне, став заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Многие считают, что работа режиссера – это не женское дело. И действительно, в этой профессии заняты преимущественно мужчины. Однако Лариса Шепитько является исключением, она первая женщина-режиссер, которая получила официальное предложение работать в Голливуде. Приглашение не было принято.

Контакты

Лариса тесно общалась и дружила с известными представителями западного кинематографа, среди которых были Фрэнсис Коппола, Бернардо Бертолуччи и другие. Она даже сдружилась с эксцентричной Лайзой Минелли. Шепитько шокировали нравы Голливуда, повсеместный алкоголизм, безнравственность, отсутствие элементарной порядочности.

Энергетика

Бог хранил Голливуд от Ларисы Шепитько, иначе она бы мгновенно подчинила своей воле там всех, от мала до велика. Актриса-режиссер обладала поистине нечеловеческой энергетикой. Актер Алексей Петренко, игравший Распутина в фильме “Агония”, растерял всю железную волю своего персонажа, едва на съемочной площадке появилась Шепитько, заменившая на несколько дней своего мужа Элема Климова. А ведь Распутин не имел равных по силе духа, его пули не брали, смерть обходила. Безусловно, актер Петренко – это не Распутин, но в образ он уже вжился. И вдруг из легендарного провидца Алексей превращается в безвольное существо, прямо хоть отказывайся от роли.

Потусторонние силы

В работе Шепитько Ларисы всегда присутствовали едва уловимые мистические настроения. То же самое наблюдалось у Элема Климова, ее мужа и партнера по режиссерской деятельности, который открыто приглашал на съемочную площадку экстрасенсов, гипнотизеров, предсказателей. Однажды во время съемок появился сам Вольф Мессинг. Лариса такие приглашения не практиковала, но какой-то дух потустороннего мира присутствовал и в ее работе. Как заметил один продюсер: “На площадке пахнет серой”.

Лариса предчувствовала свою близкую кончину и охотно делилась с близкими своими ощущениями. Снимая “Прощание с Матёрой” по сценарию Валентина Распутина, она во всеуслышание заявила, что это ее последняя работа. Так и случилось, после гибели Ларисы Элем Климов доснял сюжет в память о жене и назвал его “Прощание”.

Гибель Ларисы Шепитько

Рано утром 2 июля 1979 года киносъемочная машина Волга 22М двигалась по пустынному шоссе в ста пятидесяти километрах к западу от Твери. В автомобиле находились Лариса Шепитько, оператор Чухнов Владимир, художник Фоменко Юрий и ассистенты. Далеко впереди маячила встречная машина, это был массивный грузовик, который быстро приближался.

Когда расстояние между машинами сократилось до ста метров, “Волга” неожиданно вильнула и вылетела на встречную полосу. Последовал сильнейший удар, шансов уцелеть не было ни у кого. Похоронили Ларису Шепитько на Кунцевском кладбище в Москве. Прошло уже тридцать шесть лет, а у могилы нередко собираются поклонники с букетами живых цветов.

Лариса Шепитько, фильмография

Большинство режиссерских работ Ларисы Шепитько содержат сцены с ее участием, поскольку она была профессиональной актрисой и охотно играла в своих фильмах.

Если ее приглашали на какую-то роль в чужом фильме, она не отказывалась, но при условии, что ее персонаж будет второстепенным.

Таким фильмами были:

  • “Карнавальная ночь”, эпизодическая роль.
  • “Поэма о море”, эпизод.
  • “Обыкновенная история”, персонаж Нины.
  • “Таврия”, роль Ганны.
  • “Спорт, спорт, спорт”, персонаж царицы, роль эпизодическая.
  • “Агония”, короткий эпизод.

На счету Ларисы Шепитько пять сценариев:

  • “Прощание” по произведению Валентина Распутина, сценарий написан в 1978-м.
  • “Восхождение” по роману Василя Быкова, сценарий создан в 1976-м.
  • “Ты и я”, собственное произведение, 1971 год.
  • “Родина электричества”, сценарий написан в 1967 году по повести Андрея Платонова.
  • “Зной”, сценарий Шепитько написала в 1963 году специально для своей дипломной работы, взяв за основу одноименную повесть Чингиза Айтматова.

Режиссерские работы

  • “Слепой кухарь”, короткометражный фильм, курсовая работа, снят в 1956 году.
  • “Живая вода”, короткометражка, курсовая работа, 1957 год.
  • “Зной”, полнометражный фильм, дипломная работа, 1963-й.
  • “Крылья” – первый кинопроект режиссера Шепитько, снятый в 1966 году.
  • “Родина электричества”, киноальманах, 1967 год.
  • “В тринадцатом часу ночи”, фильм-сказка, 1969-й.
  • “Ты и я”, 1971 год.
  • “Восхождение”, 1976-й.
  • “Прощение с Матёрой”, 1979 год (работа не окончена).

Культура 22 Июня 2020

Один из лучших фильмов о войне, к сожалению, до сих пор очень редкий гость на наших телеэкранах.

Кадр из фильма «Восхождение»

За право снять фильм «Восхождение» (1976) Лариса Шепитько билась не один год. Чиновники из Госкино сценарий отвергали, обвиняя режиссера в том, что историю о двух партизанах она пытается превратить в религиозную притчу. Помогла Джемма Фирсова, в тот период главный редактор группы военно-патриотических фильмов, и первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Петр Машеров, в годы войны – командир партизанского отряда.

Но и сама Лариса Ефимовна со своей удивительной энергетикой умела убеждать. Так, за один телефонный звонок она уговорила Юрия Клепикова бросить все дела и срочно заняться написанием сценария по повести Василя Быкова «Сотников» («Ликвидация»). Убедила актера Анатолия Солоницына сыграть предателя, следователя немецкой полиции Портнова, и эта роль «второго плана» стала одной из важнейших в фильме. Кажется, что каждый актер «Восхождения» играет на пределе человеческих возможностей.

Кадр из фильма «Восхождение»

Зима 1942 года, партизанский отряд в заснеженных лесах Белоруссии чудом уходит от немцев. Это отставшие при отступлении бойцы Красной Армии, женщины и дети. Раненые, замерзающие в снегу, смертельно уставшие и голодные. Командир отправляет двух бойцов в соседний хутор за провизией. Один – Коля Рыбак – сильный, живой, крепкий. Он уходит на задание не оглядываясь, и снег с берез вдруг накрывает его белой пеленой. Второй – Борис Андреевич Сотников – учитель математики, худой и сутулый. Он сильно простужен, бесконечно кашляет, но от задания командира не отказывается. Каратели схватят их обоих в доме местной жительницы.

Удивительная игра Владимира Гостюхина делает историю о том, как война ломает человека, острее, глубже, больнее. Его героя Колю Рыбака, внешне такого сильного и опытного бойца, плен сломает. Но сломает исподтишка. И по сути своей он не предатель. Честно воюет, не бросает раненого Сотникова, из последних сил тащит его на себе по снегу. Но, оказавшись один на один со смертью, он не может перебороть в себе животный страх. Он хочет жить. Он себя обманывает, убеждает, успокаивает. Ему кажется, что можно «выкрутиться», сейчас спастись, а потом все исправить.

Кадр из фильма «Восхождение»

Фильм, полный библейского символизма, построен на противопоставлении земного Рыбака и прозрачного (кажется, ветер подует, и его не станет) Сотникова. Для 25-летнего актера Свердловского ТЮЗа Бориса Плотникова эта роль стала дебютом в кино, и за него Лариса Шепитько тоже билась – перед худсоветом. По ее задумке главный герой «Восхождения» должен внешне быть похожим на Христа, а эта идея чиновникам от кино понравиться никак не могла. Но и здесь режиссер оказалась права.

Статья по теме:За наши славные У-2! Как снимали фильм «Небесный тихоход»

Молодой актер удивительно просто и достоверно показал, как физически слабый человек вдруг может преобразиться и стать необъяснимо сильным. Дух сильнее плоти. Сотникова не сломят пытки. Если он и будет о чем-то просить своих мучителей, то только оставить в живых женщину, мать троих детей, что дала им приют (роль Людмилы Поляковой). Говорит его герой голосом Александра Демьяненко – теплым, умным, спокойным. Его диалог со следователем полиции Портновым (бывшим руководителем местного детского хора) становится настоящим поединком – вневременной, вечной битвой животного и небесного в каждом человеке.

Портнов уверен, что человек – ничтожество. Стоит ему испытать боль, почувствовать страх смерти, и он быстро станет «самим собой». Он уверяет, что сейчас у Сотникова никаких принципов и высоких слов не останется. А Сотников просто знает, что есть вещи важнее его собственной жизни. Он сразу принимает для себя решение – умереть, он просто не видит для себя возможности пойти на сделку с совестью. Во время пытки, когда на его груди раскаленным железом выжигают звезду, самодовольную ухмылку на лице следователя вдруг сменит удивление, даже разочарование. Нет, оказывается, человек не ничтожество. Есть такие, которые в самых экстремальных, самых страшных условиях словно вырастают над собой. Как писал Антоний Сурожский, вырастают «в полную меру своего человечества».

Кадр из фильма «Восхождение»

В подвале перед казнью староста хутора Петр Сыч (роль Сергея Яковлева), сотрудничавший с немцами, будет стоять на коленях и плакать перед измученным бойцом, как плакал апостол Петр накануне крестной смерти Христа. Маленькая еврейская девочка Бася (Виктория Гольдентул) окажется такой же сильной, как Сотников, и не назовет имя женщины, которая прятала ее от немцев. Героиня Людмилы Поляковой на миг оступится и чуть не предаст невинного человека на смерть. Но вовремя опомнится. Ее роль потрясает от первого до последнего кадра, в которых она переживет ненависть, ужас, отчаяние, прощение, смирение.

Путь этих четверых героев по ледяной горе в молчаливом сопровождении жителей неизвестного белорусского хутора – это их восхождение на Голгофу. Значит, будет и победа над мучителями. Поединок следователя Портнова и артиллериста Сотникова закончится на виселице. Перед самой своей казнью, увидев в толпе плачущего мальчика, Сотников вдруг светло улыбнется ему и словно взлетит на небо.

Кадр из фильма «Восхождение»

Предавший останется в аду. В повести Быкова согласившийся стать полицаем Рыбак хочет повеситься, но не может – немцы отобрали у него солдатский ремень перед допросом и не успели вернуть. Режиссер оставила ему ремень, но герою он все равно не поможет. Два раза Рыбак тщетно вяжет его на березовой балке. Порой сделка с совестью обратной силы не имеет. Фильм Ларисы Шепитько удивителен и тем, что в нем впервые в нашем кинематографе так открыто, даже буднично раскрывается тема сотрудничества местного населения с немцами. События происходят в небольшом хуторе, где все друг друга знают. Война поделила этих людей на два лагеря. Как немало тех, кто решает спасти свою жизнь любым способом. И даже тех, кто рад прислуживать и очень хочет стать своим для «цивилизованных» немцев.

Статья по теме:В Сети появился трейлер фильма «Блокадный дневник»

Потрясающая работа звукорежиссера Яна Потоцкого. С первых кадров этот фильм буквально оглушает зрителя – своей тишиной и естественностью. Он, действительно, очень тихий: метель, скрип снега, лай собак вдалеке, хруст промерзших березовых веток, редкие выстрелы. В кульминационных моментах звук выключен: беззвучный стон Сотникова во время пыток и такой же беззвучный вой отчаяния того, кого даже смерть не приняла, сильнее любого крика. Музыка Альфреда Шнитке тоже тихая, тонкая, воздушная, плавно преходящая в колокольный звон по душам умерших.

Снимали «Восхождение» в муромских лесах, зимой, при сорокаградусном морозе. Члены съемочной группы не раз получали обморожения. Как в таких условиях играли (вернее, жили перед камерой) актеры, объяснить невозможно. Но режиссер не давала поблажек ни другим, ни себе, требуя предельной честности, требуя актерского, а, порой, и духовного подвига. Такого, что артисты позже вспоминали: после съемок в этом фильме они долго не могли «вернуться в себя». А Лариса Шепитько признавалась, что не могла не снять этот фильм. Иначе это было бы для нее «крахом» – творческим, личным. В тот момент история, написанная фронтовиком Быковым, олицетворяла все, что она сама думала о жизни, смерти и войне. Эта история предельно ясно объясняла, почему мы победили.

«Восхождение» станет первым советским фильмом, получившим «Золотого медведя» – высшую награду Международного кинофестиваля в Западном Берлине. И последней законченной работой режиссера – фильм «Прощание» по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» завершил уже ее муж Элем Климов. Через три года после премьеры «Восхождения» Лариса Шепитько погибла в автокатастрофе вместе с оператором Владимиром Чухновым, который создавал с ней этот киношедевр. Отмеченная критиками, коллегами-режиссерами и артистами, их лента не вошла в ряд военных фильмов, которые каждый год обязательно показывают на телеэкранах.

Кадр из фильма «Восхождение»

Безусловно, психологически фильм очень тяжелый. Хотя даже самые страшные сцены представлены деликатно и бережно к зрителю. В фильме намного больше света, чем отчаяния. Потому каждый его просмотр – это «восхождение» и для зрителя. Как библейская притча, фильм открывается настолько, насколько человек в определенный момент своей жизни может увидеть, принять, вместить в себя. Пласт за пластом, он говорит о малодушии и трусости, о легкости предательства и ужасе его последствий, о совести и долге перед Родиной, о страхе и подвиге, о непобедимости духа и бессмертии, о вере. Порой кажется, что действие переносится на две тысячи лет назад, что снег – это песок, а жители белорусского села – первые христианские мученицы и мученики, которые уходят в вечную жизнь.

Материалы рубрики

13 Июля, 13:11

За закрытой дверью. На кинофестивале в Каннах превалирует тема режима

11 Июля, 10:38

«Влюбленный Ван Гог», «Бендер. Золото империи». Новинки кино: 15 июля

07 Июля, 15:46

Суд в Петербурге запретил сразу 6 мультфильмов

06 Июля, 15:36

Время кино и анализов. Стартует Международный кинофестиваль в Каннах

05 Июля, 13:59

Петербургский суд запретил культовое аниме «Акира»

Загрузка…Новости партнеров image

имя Лариса Шепитько
имя при рождении Лариса Ефимовна Шепитько
дата рождения 6.1.1938
место рождения Артёмовск, СССР
дата смерти 2.7.1979
место смерти Калининская область
профессия кинорежиссёр, сценарист, актриса
годы активности
imdb_id 0791899

Лари́са Ефи́мовна Шепи́тько (6 января 1938, Артёмовск Украинской ССР — 2 июля 1979, Калининская область) — советский кинорежиссёр, сценарист, актриса.

Биография

В 1954 году окончила среднюю школу во Львове. В 1955 году поступила на режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А. П. Довженко, после его смерти в 1956 году — М. Е. Чиаурели). Ещё в студенческие годы она снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы, в том числе в «Поэме о море» (), начатой А. П. Довженко и завершённой его супругой, Юлией Солнцевой.

Первый полнометражный фильм — дипломная работа «Зной» () по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» — снимался в Киргизии, где как раз незадолго до этого была реорганизована Киностудия документально-художественных фильмов, получившая в 1961 году название «Киргизфильм». На этапе монтажа картины Ларисе Шепитько помогал Элем Климов, в то время также студент ВГИКа. В 1963 году они стали супругами (их единственный сын Антон родился в 1973 году). А фильм «Зной» был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах ().

Известность Ларисе Шепитько принёс её второй фильм «Крылья» (), рассказывающий о послевоенной судьбе лётчицы Надежды Петрухиной — одну из лучших своих ролей в этом фильме сыграла Майя Булгакова, признанная в 1966 году «лучшей актрисой года».

Следующий фильм — «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова — снимался в деревне Сероглазка Астраханской области, причём в картине были заняты и многие непрофессиональные исполнители, жители деревни. Фильм вместе с новеллами «Ангел» А. С. Смирнова и «Мотря» Г. С. Габая должен был войти в киноальманах «Начало неведомого века», который студия «Мосфильм» готовила к 50-летию Октябрьской революции. Однако по цензурным соображениям ни «Родина электричества», ни «Ангел» не были выпущены на экран (картину удалось восстановить и показать зрителям только через 20 лет, в 1987 году). Кстати, именно Андрей Смирнов вскоре снял свой самый знаменитый фильм «Белорусский вокзал» (), съёмки которого первоначально планировалось поручить Ларисе Шепитько.

Затем Лариса Шепитько сняла свой первый цветной фильм, музыкальную сказку «В тринадцатом часу ночи» () — новогоднее ревю с такими известными артистами, как Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и др.

Вторая (и последняя) цветная картина «Ты и я» () была снята по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова и посвящена их поколению, поколению тридцатилетних. Герои фильма — Пётр и Саша, талантливые учёные-медики, которые «ради случайных и необязательных удач, ради престижных перспектив… отложили свой талант на время (как они полагали) и устремились в мир материально-деловых завоеваний» . Главные роли в фильме сыграли Леонид Дьячков, Юрий Визбор и Алла Демидова (первоначально на главную женскую роль пробовалась Белла Ахмадулина). В том же году на МКФ в Венеции режиссёр была награждена за эту картину медалью в конкурсе молодого кино.

В 1974 году Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Вскоре начинаются съёмки фильма «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». В этом фильме первые большие роли блестяще сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова. «Восхождение» — сильная экзистенциальная драма о вере и предательстве — было удостоено главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при «Золотой медведь», премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение войти в жюри Берлинского кинофестиваля.

Лариса была мистиком — верила, что жила уже несколько раз. В 1978 году, будучи в Болгарии, посетила знаменитую Вангу, предсказавшую ей скорую смерть. Услышав это, Лариса в тот же день вместе с подругой пошла в храм и взяла с неё клятву, что если она умрет, то подруга будет заботиться об её сыне Антоне.

После этого режиссёр готовит сценарий фильма «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Съёмки должны были проходить на озере Селигер, и в начале июня 1979 года туда была запланирована киноэкспедиция.

Ранним утром 2 июля 1979 года киносъёмочная «Волга»-пикап на пустынном шоссе по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. На 117-м километре Ленинградского шоссе в сторону Калинина, близ поселка Редкино, оборвалась жизнь Ларисы Шепитько и членов съёмочной группы (в машине находились также оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты).

Работу над фильмом «Матёра» завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссёр Элем Климов, назвавший картину «Прощание» (). Он также снял о ней документальный фильм «Лариса» (), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.

Похоронена Лариса Шепитько на Кунцевском кладбище.

Фильмография

Режиссёрские работы

  •  — Слепой кухарь (короткометражный, курсовая работа)
  •  — Живая вода (короткометражный, курсовая работа)
  •  — Зной
  •  — Крылья
  • / — Родина электричества (киноальманах «Начало неведомого века», новелла вторая)
  •  — В тринадцатом часу ночи
  •  — Ты и я
  •  — Восхождение
  •  — Прощание (подготовительный этап)

Сценарии

  •  — Зной (по повести Ч. Айтматова)
  • / — Родина электричества (по рассказу А. Платонова)
  •  — Ты и я
  •  — Восхождение (по повести В. Быкова)
  •  — Прощание (по повести В. Распутина)

Актёрские работы

  •  — Карнавальная ночь — эпизод
  •  — Поэма о море — эпизод
  •  — Обыкновенная история — Нина
  •  — Таврия — Ганна
  •  — Спорт, спорт, спорт — царица (в эпизоде о купце Калашникове)
  •  — Агония — эпизод

Другие популярные актеры

Комментарии

НОВОСТИ КИНО

image

Рецензия на фильм Терминатор: Генезис 2015 года выхода

image

ТОП-7 фильмов с неожиданной концовкой

image

Сюжеты фильмов Несломленный (2015), Восхождение Юпитер (2015), Полтергейст (2015).

Все

ФИЛЬМЫ

image

Сериал «Дневники вампира»

image

Паранормальное явление: Метка дьявола

image

Фильм «Бойфренд из будущего»

Все –>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий