Лучано Паваротти (1935 – 2007) — выдающийся оперный певец ХХ века – iskusstvo_zvuka — LiveJournal

Король верхнего до, самый известный тенор современности, Тенориссимо… Как только ни называли Лучано Паваротти. Впрочем, любые эпитеты и прозвища говорили о нем меньше, чем его голос — действительно один из самых ярких и узнаваемых за всю историю звукозаписи. Сегодня мы отмечаем 85 лет со дня рождения великого певца. И это хороший повод задуматься, как Паваротти изменил мир классической музыки и почему до сих пор никто не пришел ему на смену.

Оперой уполномоченный: как Паваротти сделал элитарное массовым Режиссер «Игр разума» Рон Ховард снял захватывающую биографию великого тенора

Легкость бытия

Паворотти родился в 1935 году, вырос в семье, не имевшей отношения к музыке, долгое время не мог определиться с профессией и начал серьезное обучение вокалу лишь в 19 лет. Первым его успехом стала победа на Международном конкурсе вокалистов в 1961-м. В том же году он дебютировал на сцене — в Театре Реджио Эмилия. В «Богеме» Пуччини Паваротти исполнил партию Рудольфа. Любопытный факт: Коллена в той же постановке сыграл Дмитрий Набоков, сын Владимира Набокова.

Аудиозапись спектакля 29 апреля 1961 года доступна в интернете, и слушать ее очень интересно, особенно в сравнении с более поздними исполнениями Паваротти. Тембр певца здесь еще не столь индивидуален, а отточенности меньше, чем на пике карьеры. Но зато прекрасно слышна та ключевая особенность, которая будет его козырем всегда: удивительная легкость и естественность вокала даже на самых высоких нотах. Такое ощущение, что он ничуть не напрягается, музыка сама льется из него.

Лучи Лучано

Лучано Паваротти (первый справа) в опере Гаэтано Доницетти «Дочь полка» в Ковент-Гардене, 1966 год

Фото: Getty Images/Erich Auerbach «Мы с Лучано Паваротти выросли около табачной фабрики» Мирелла Френи — о вреде курения и о том, как спеть партию 17-летней Жанны д’Арк в 70 лет

Паваротти, конечно, итальянец во всем. Эмоциональность, музыкальность, оптимизм и страсть к пению, воспринимаемому не как труд, а как образ жизни, — все эти, возможно, стереотипные черты нации ему были присущи в полной мере. Недаром он почти никогда не пел опер композиторов других стран в отличие от своего товарища по проекту «Три тенора» Пласидо Доминго, который не избегал даже Вагнера. Не приходилось слышать Лучано и в авангардных амплуа: без широко льющейся мелодии его вокал немыслим.

Зато чего он никогда не боялся, так это экспериментов с легким жанром. И это не только неаполитанские песни — обязательная часть репертуара почти каждого итальянского певца. Паваротти не чурался и дуэтов с рок- и поп-артистами. Достаточно вспомнить его проект «Паваротти и друзья», в рамках которого он пел с Queen, U2, Брайаном Адамсом, Мэрайей Кэри и другими эстрадными звездами.

Лучи Лучано

Лучано Паваротти и Лайза Минелли выступают на одном из концертов «Паваротти и друзья», 1996 год

Фото: Getty Images/Brian Rasic «В опере мы ещё не всё умеем» Худрук молодёжной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин — о новом поколении, бордоском русском и учителях с эстрадной сцены

И дело здесь вовсе не в деньгах, и даже не в славе: и того, и другого у него было с избытком еще в 1970-е, когда он покорил главные оперные сцены мира. Скорее в той самой легкости и безграничной любви к мелодии, в каких бы «одежках» она ни была. А еще в искреннем стремлении подарить удовольствие как можно более широкому кругу людей. Впрочем, пожалуй, даже сам Паваротти не смог бы предположить, что его трио с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом будет иметь такой успех.

Оперное триединство

Выступление трех теноров состоялось в термах Каракаллы в Риме 7 июля 1990 года — накануне финала чемпионата мира по футболу. Запись этого концерта стала самым продаваемым классическим альбомом всех времен, а Паваротти, Доминго и Каррерас еще не раз вышли на сцену вместе и даже съездили в стадионное мировое турне, как настоящая поп-группа.

Естественно, здесь уже не обошлось без финансового интереса: певцы неплохо заработали. Но первый концерт был благотворительным — в пользу фонда по борьбе с лейкемией, от которой тогда только-только вылечился Каррерас. И вряд ли стоит упрекать кумиров, что, узнав о сверхдоходах звукозаписывающей фирмы от продаж дисков, они решили получить свою долю и коммерциализировали удачную идею.

Лучи Лучано

Хосе Кареррас, Лучано Паваротти и Пласидо Доминго, 1995 год

Фото: Getty Images/picture alliance

Интересный вопрос: был бы проект столь же успешен с иным составом? Например, с кем-то другим вместо Каррераса или Доминго? Но без кого «Три тенора» точно немыслимы, так это без Паваротти. Именно в его исполнении ария Калафа Nessun dorma из «Турандот» стала главным хитом всех шоу, а заодно и коронным номером Лучано.

С Nessun dorma началась массовая слава Паваротти, выходящая далеко за пределы оперного мира. Символично, что этой же арией он и завершил свой творческий путь. Последнее публичное выступление тенора состоялось на Олимпийских играх в Турине в 2006 году, а уже через год его не стало…

Лучи Лучано

Лучано Паваротти в опере Джакомо Пуччини «Турандот» на сцене Метрополитен-опера, 2000 год

«Современный оперный спектакль — весьма дорогостоящее удовольствие» Директор Венской оперы Доминик Мейер о балансе между искусством и бизнесом и преимуществах работы без музыкального руководителя

Вообще, совпадений в биографии Паваротти на удивление много. Например, он родился и умер в одном и том же городе — Модене. Его сценический дебют и завершение карьеры связаны с именем Пуччини. Судьба Лучано закольцована. Можно увидеть в этом руку провидения, а можно и то самое постоянство, верность самому себе, своей стране и культуре, которые были у Паваротти всегда.

Слишком обаятельный

Показательно, что и с имиджем Паваротти не экспериментировал. Разве что постепенно обретал фирменную растительность на лице и колоритную массивность фигуры, которую ему прощали даже тогда, когда в оперную моду вошли фотогеничные герои-любовники. Слишком обаятельным и харизматичным был этот крупный человек с очень добрыми глазами. И если понятие «примадонна» в массовом сознании воплощала Монсеррат Кабалье, то мужским аналогом стал Паваротти. За весь XX век не было более узнаваемого классического певца. Нет и по сей день.

Пожалуй, причина этого феномена — в совпадении нескольких факторов. Во-первых, исключительных природных данных. Вокальных, конечно, но также обаяния и запоминающейся внешности. Во-вторых, в развитии индустрии звукозаписи и телевидения. Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Леонид Собинов в свое время были не менее известны, но среди меломанов, тех, кто мог себе позволить сходить на концерт или купить граммофонную пластинку (не самая распространенная вещь в первой половине XX века). И только ТВ и компакт-диски помогли оперному искусству в буквальном смысле прийти в каждый дом, и на гребне этой волны оказался Лучано.

Лучи Лучано Фото: Getty Images/Venturelli «Мне хотелось бы хеппи-энда в «Отелло» Оперная певица Хибла Герзмава — о неизменности Шекспира, отдыхе в джазе и новой Норме

Но почему же сегодня не появляется новых Паваротти? Есть прекрасные голоса, харизматичные фигуры, стадионные концерты из оперных арий, а той узнаваемости и интернациональной народной любви все-таки нет ни у кого. Может, причина опять же в техническом прогрессе. Раньше смотрели и слушали то, что передавали по ТВ. Теперь же человек сам решает, что искать среди бесконечного разнообразия записей в Сети. Много ли шансов при таком раскладе у условной Nessun dorma?

Но, вероятно, дело не только в этом. А еще и в том, что просто не появилось пока другого такого же волшебного голоса, подаренного такому же искреннему, светлому, обаятельному и лучезарному человеку.

— Я — мажорная личность, — во время своего последнего визита в Москву в 2003 году признался «Известиям» Паваротти. — Для меня жизнь всегда наполовину наполнена, а не наполовину пуста. И в музыке то же самое — только мажор.

С этим мироощущением он жил, и оно же чувствуется в его записях, в которых он будет жить всегда.

Читайте также

(1935-2007)

Лучано Паваротти заслуженно называют одним из лучших теноров прошлого и настоящего: блестящий и одновременно проникновенный голос, идеальная ровность регистров при исключительной широте диапазоне – все это делало его исполнение неповторимым.

Родина Л. Паваротти – Модена, он появился здесь на свет в 1935 г. Уже в детстве он любил слушать записи знаменитых оперных певцов и петь, подражая М. Ланца. Впервые он выступил в четырехлетнем возрасте – правда, публика состояла из родственников, зато исполнил мальчик песенку Герцога из «Риголетто». Хотя в семье и не было профессиональных музыкантов, певческое искусство сопровождало Лучано с малолетства – благодаря отцу. Это был человек, обладавший замечательным баритоном. Из-за неспособности преодолеть сценическое волнение оперным певцом он сделаться не сумел и остался пекарем, однако пел перед друзьями, а также в хоре оперного театра. С ним пел там и юный Лучано, а по вечерам он охотно импровизировал серенады. Выступая в любительском ансамбле, юноша в 1955 г. отличился на хоровом конкурсе, проходил который в Уэльсе. Осознав, что вокал – призвание и судьба его, молодой человек учится у А. Пола, Э. Кампогальяни.

В 1961 г. к Л.Паваротти приходит первый серьезный успех – он побеждает на вокальном состязании в Реджо-нель-Эмилия. Тогда же и там же артист дебютировал в опере. Первой его ролью становится Рудольф – и, по воспоминаниям певца, он тогда испытал колоссальное потрясение: ведь хотя он и знал музыку Дж.Пуччини наизусть, он еще только обучался петь. В следующем году он впервые работает с дирижером Т.Серафином, выступая в «Риголетто»… Но Л.Паваротти понимает, что не стоит переоценивать значение этого успеха – о начинающем, не известном никому певце очень легко могут забыть, каким бы замечательным ни был его тенор. К счастью, его талант заметил агент из Милана А.Зилиани – и с этого момента Л.Паваротти мог не тревожиться, что у него не будет работы. Некоторое время Л. Паваротти поет в провинциальных театрах Италии, Нидерландов, Англии. Предлагали ему и работу в «Ла Скала» – но только в качестве дублера, и он отказывается: молодой певец верит в свои силы – и хочет войти в знаменитый театр «только через подъезд для солистов». Судьбоносным становится выступление в «Ковент-Гарден» в 1963 г. – и вновь речь шла о Рудольфе: партию эту должен был исполнять Дж. ди Стефано, но он заболел, и Л.Паваротти выступил вместо него. Партнершей исполнителя была в тот день одна из величайших певиц ХХ столетия – Дж.Сазерленд.

С той же партией исполнитель в 1965 году достигает цели, которую он поставил перед собой – покоряет «Ла Скала», дирижировал тем спектаклем Г. фон Караян. Вскоре певец становится солистом труппы и вновь работает с Дж.Сазерленд, гастролируя с нею вместе по Австралии. Впоследствии Л.Паваротти вспоминал, что сотрудничество с этой певицей немало дало ему – он учился у нее и вокальной виртуозности, и сценической убедительности.

После выступления в США в 1968 году его уже можно было считать солистом мирового значения – с графиком выступлений, расписанным на два года вперед. Первое выступление в его в Сан-Франциско оказалось сопряжено с очень серьезным испытанием, которое певец выдержал с честью: во время спектакля началось землетрясение, но исполнитель невозмутимо продолжал петь, сжимая в объятиях партнершу – и начавшаяся было паника в зрительном зале улеглась.

Оперный репертуар певца, включающий более 40 партий, разнообразен: Герцог Мантуанский, Эрнани, Лоэнгрин, Радамес, Неморино, Хозе, Калаф, Вертер, Манрико… Несмотря на более чем плотный график, к подготовке каждой партии Л.Паваротти подходил очень тщательно – особенно сложные предпочитал первый раз исполнять не на сцене, а в более спокойных условиях, в студии звукозаписи. Так было, например, с партией Вильгельма Телля в одноименном произведении Дж.Россини. Певец признавался, что со временем освоение новых партий стало даваться ему несколько сложнее в психологическом отношении – из-за того объема музыкального материала, что он уже хранил в памяти. И объем этот действительно поражает воображение – ведь речь идее не только об операх, но и о духовной музыке, и о народных песнях и даже эстрадных. Певец выступал не только в опере и на камерных концертах – он пел с Лайзой Минелли, Элтоном Джоном, Патрисией Каас и другими эстрадными звездами, причем во многих случаях исполнители становились друзьями и выбирали какую-либо песню, которую впоследствии исполняли совместно многократно. С Л.Минелли это была песня «Нью-Йорк, Нью-Йорк», с Э.Джоном – «Живи, как лошадь».

Весьма значительным событием в музыкальной жизни становилось каждый концерт трех теноров – Л. Паваротти, П. Доминго и Х. Каррераса. Поначалу певцы отнеслись к данной идее режиссера Ф.Пинто и импресарио М.Дради без особого энтузиазма – ведь все они были очень заняты и не представляли, как собрать их вместе, но старания организаторов принесли свои плоды. И исполнители, и организаторы понимали, что в таком концерте три знаменитых тенора должны что-нибудь исполнить вместе, но произведений, созданных специально для трех теноров не существует – так родилась идея попурри. Аранжировка его вызвала некоторые сомнения у Л.Паваротти – она оказалась весьма сложной, а ведь репетиций было крайне мало – тем не менее, оно стало подлинным «гвоздем программы» и вызвало восторг слушателей, как и весь этот концерт.

Другой «эксперимент», подобный этому, Л.Паваротти осуществил в 1994 году в Нью-Йорке. Певец выступил в центральном парке – и на этом необычном концерте собралось поистине рекордное количество слушателей: полмиллиона человек.

В 2004 г. в Метрополитен-опера, где Л. Паваротти пел в тот день Каварадосси, перед началом спектакля он объявляет о своем намерении покинуть сцену. В спектаклях он больше не поет, но в 2006 г. артист выступил на открытии Зимней Олимпиады в Турине. Это было последнее выступление певца – в 2007 году Л. Паваротти умер. Похороны певца стали еще одним подтверждением его величия: в течение трех дней в соборе его родного города – Модены – стояли в очереди люди, желавшие проститься с любимым певцом.

Музыкальные Сезоны

Факты из биографии Лучано Паваротти

  • Отец знаменитого тенора был певцом, правда, скоре любителем, нежели профессионалом.
  • В юности Лучано Паваротти мечтал стать фермером.
  • Впервые он начал петь, когда ему было всего 9 лет, выступая в церковном хоре.
  • После окончания школы Лучано Паваротти, увлечённый футболом, захотел стать вратарём, но по настоянию матери решил стать учителем.
  • Посвятить музыке свою жизнь Лучано Паваротти решил, когда ему ещё не было 20 лет. Родители без охоты, но всё-таки согласились содержать его до достижения им 30-летнего возраста. Если бы он к этому моменту не преуспел в певческом деле, в дальнейшем ему пришлось бы выкручиваться самостоятельно, как-то зарабатывая себе на жизнь.
  • Массовую популярность Лучано Паваротти получил благодаря исполнению в 1990-м году во время открытия Чемпионата мира по футболу композиции «Nessun dorma», написанную Пуччини.
  • Точка отсчета музыкальной карьеры Лучано Паваротти — момент, когда в 1961 году Паваротти победил на Международном конкурсе вокалистов.
  • Спустя 20 лет после дебюта певец учредил свой собственный международный конкурс для молодых исполнителей.
  • Во всем мире Паваротти постоянно собирал самые большие площадки. Самым большим рекордом, однако, был концерт в Центральном парке в Нью-Йорке, на который пришло полмиллиона слушателей. Данный прецедент также отметили в Книге рекордов Гиннеса.
  • Вместе с огромной популярностью Лучано Паваротти имел множество недоброжелателей. Так, к примеру, много критиков считали, что проект «Три тенора» (Доминго, Паваротти и Каррерас) загубил жанр оперы. Тот факт, что данная коллаборация была создана с благотворительными целфями, похоже, мало кого интересовал.
  • Несмотря на свою большую популярность как оперного певца, Лучано Паваротти поддерживал хорошие отношения как с мастерами собственной «весовой категории», так и с, например, рок- и поп-музыкантами. Он активно записывал свои дуэты с Майклом Джексоном, с Селин Дион, с Джо Кокером и др.
  • Имея безусловно могучий талант, Лучано Паворотти не отличался постоянством и дисциплинированностью. По причине его частых артистических капризов порою концерты «слетали» один за другим. В отместку промоутеры дали ему язвительное прозвище «Король отмен».
  • Лучано Паваротти попрощался со своими почитателями в 2004-м, выйдя на сцену театра «Метрополитен опера» в Нью-Йорке в партии Марио Каварадосси (опера Пуччини «Тоска»). Этот последний бенефис звезды зрители встретили 11-минутной овацией.
  • Лучано Паваротти порой посвящали очень странные музыкальные номера. Чего стоит, например, музыкальный скетч Юрия Гальцева, имеющий многообещающее название «Вот-те, Паваротти». Сюжет этого номера включает перебарщивание с коньяком тенора Афанасия Зиновьевича, который в итоге выдаёт совсем не ту программу, которая планировалась.

Признанный лучший мировой тенор прожил длинную насыщенную жизнь, в которой было место не только для музыки, но и для любви. Первая жена Лучано Паваротти Адуа Верони прожила с ним много лет, родив певцу трех дочерей, но она была не единственной женщиной в личной жизни маэстро.

За тридцать пять лет семейной жизни Адуа, которая вышла замуж за Лучано, когда они были совсем молоды, была наслышана о многочисленных романах мужа, но старалась относиться к слухам не слишком серьезно.

Она была близка с супругом и, по свидетельству многих, да и самого Паваротти, именно первая жена заставила его всерьез заняться музыкой и оперным искусством. Однако долгая семейная жизнь, наличие трех детей не остановили великого тенора, когда он решил уйти от Адуи и жениться во второй раз.

С Николеттой Мантовани он познакомился, когда ему было пятьдесят восемь, а ей – двадцать четыре года. Она пришла устраиваться на работу в его фонд и после личного знакомства с Лучано тут же была принята.

На фото — Адуа Верони

Огромная разница в возрасте не стала препятствием для того, чтобы через пять лет они поженились. Их семейная жизнь складывалась прекрасно, вторая супруга тенора родила ему еще одну дочь Аличе, ставшую для Лучано четвертым ребенком. Однако из-за того, что Паваротти с молодой женой смотрелись, в лучшем случае, как отец с дочерью, они старались как можно меньше вместе появляться на публике, чтобы не становиться мишенью для шуток.

До встречи с Паваротти Николетта не занималась музыкой, окончила биофак университета в Болонье по двум специальностям – энтомолог и специалист по ландшафтному дизайну. Когда она только познакомилась с Лучано, то даже представить не могла, что когда-нибудь он будет ее мужем. Паваротти часто бывал в фонде, они познакомились ближе, и Николетта чувствовала, что нравится маэстро, но ответного чувства не испытывала.

На фото — Паваротти с первой женой

Она знала, что Лучано женат, воспитывает трех дочек, к тому же, до нее доходили слухи о его многочисленных романах, и Мантовани не собиралась становиться его очередной любовницей, однако не смогла устоять перед его обаянием. Их сближение произошло во время поездки в Нью-Йорк, где у Паваротти были запланированы гастроли. Вернувшись оттуда, Николетта уже не могла представить своей личной жизни без Лучано.

Их роман длился почти десять лет, в течение которых Паваротти несколько раз просил развода у своей первой супруги. Первая жена Лучано Паваротти рассматривала его роман с Николеттой, как очередную интрижку, и не спешила давать согласие на развод. Только в 2002 году маэстро официально разошелся с Верони и стал мужем Николетты Мантовани, и в этом же году она узнала, что беременна.

На фото — Лучано Паваротти и Николетта Мантовани

Их семейная жизнь продлилась пять лет – в 2007 году Лучано Паваротти умер от рака поджелудочной железы, а спустя четыре года у Николетты появился другой мужчина – Филиппо Вернасса. Дочь Николетты и Лучано Аличе поначалу восприняла его в штыки, но постепенно Филиппо нашел с ней общий язык.

Имя Лучано Паваротти навсегда вошло в историю мировой музыки – он был великолепным оперным певцом, тенором с уникальным окрасом сильного голоса, достоянием не только Италии – звездой мировой величины. Умер Лучано Паваротти 6 сентября 2007 года.

Детство и любовь к музыке

image

Лучано родился в итальянском городе Модена 12 октября 1935 года. Его отец Фернандо был пекарем, который обожал пение. Не позволил ему выйти на большую сцену и стать профессиональным певцом страх – он панически боялся петь при большом скоплении народа. Мать звали Адель Вентури, она работала на табачной фабрике. Когда в 1943 году родной город захватили фашистские войска, семья быстро уехала и поселилась на загородной ферме, чтобы заняться сельским хозяйством.

С раннего детства Лучано занимался музыкой и проводил первые выступления перед родственниками и соседями. Вместе с отцом пел в хоре сельской церкви. Дома было собрано множество пластинок с выступлениями оперных певцов и мальчишка постоянно их слушал. В возрасте 12 лет Лучано впервые попал в самую настоящую оперу и окончательно “заболел” сценой. Уже юношей он взял уроки вокала у знаменитого тогда профессора Донди и его жены.

Но кроме музыки в жизни парня был футбол – ему нравилась эта командная игра и одно время он серьезно мечтал стать вратарем. Но когда школа была окончена, мать убедила сына получить серьезную профессию, которая, по ее убеждению, кормила бы. И Паваротти стал педагогом. Он даже проработал пару лет учителем младших классов. Но музыка его не отпускала – он брал уроки пения у  Арриго Пола, потом – у Эттори Кампогаллиани. Приняв решение посвятить себя вокальной карьере, молодой человек навсегда бросил свою педагогическую деятельность.

Музыка, как дыхание – конкурсы, концерты, сольные выступления

image

В 1960 году Лучано переболел ларингитом, который чуть не поставил точку на так и не начавшейся толком карьере певца – болезнь дала осложнение, на связках появилось утолщение и голос пропал. Было провальное выступление на сцене в Ферраре, решение навсегда отказаться от музыки.  Но прошел год и судьба сделала неожиданный кульбит – утолщение прошло само собой, голос вернулся. Но в нем появилась невероятная глубина и густота, он заиграл новыми красками.

В 1961 году молодой певец одержал победу на статусном Международном вокальном конкурсе. Первую премию он разделил с- Дмитрием Набоковым. Молодые вокалисты в качестве награды получили партии в опере Пуччини «Богема». Их принял театр в Реджио Эмилия. Дебютировал Паваротти через пару лет в Венской опере и Лондонском «Ковент-Гардене».

Его партия Тонио в опере Доницетти «Дочь полка» принесла неслыханный успех и открыла подмостки  итальянского театра «Ла Скала». Затем были выступления на сцене американской «Метрополитен-опера». Паваротти был поставлен уникальный рекорд – с невероятной легкостью, безупречной чистотой и мощностью он взял подряд 9 высоких нот «до»  в арии Тонио. Это выступление стало сенсационным в его творческой биографии и переломным моментом в его карьере – был заключен контракт с импресарио Гербертом Бреслином. Тот начал активно заниматься продвижением тенора в лучших мировых театрах. С 1972 года Паваротти  уже активно гастролирует и дает сольные концерты, исполняя популярные оперные арии и народные песни.

В его репертуаре были лирические партии и драматические роли. Он часто появляется на телевидении, участвует в фестивале «Арена ди Верона», работает над записями известных оперных арий и  шлягерных песен «Памяти Карузо», «О, sole mio!». В начале 80-х годов им был основан международный конкурс вокалистов. В этот период певец активно гастролирует по Европе и Америке, Китае, сотрудничает  с театром «Ла Скала» и Венской оперой. Ему аплодировали и пели дифирамбы. Но были и провалы – так, на спектакле «Дона Карлоса» в «Ла Скала», публика его освистала. Тенор признавал их правоту и собственную вину. Но больше никогда не вышел на эту сцену.

Всемирную славу и известность принес 1990 год – компания ВВС в качестве  заставки к трансляции Чемпионата мира по футболу сделала арию «Nessun Dorma», которую исполнило трио, ставшее впоследствии уникальным – это Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррераса. Тираж клипа, снятого в реальных декорациях римских императорских бань Каракаллах, побил все рекорды и стал самым большим за всю историю музыки. Это событие было внесено в книгу рекордов Гиннесса. Проект «Три тенора» принес всем его участникам невероятный успех и теноры выступали еще трижды на последующих Чемпионатов мира по футболу.

Лучано Паваротти сделал многое для популяризации оперы, в 1992 году создал программу «Паваротти и друзья», куда приглашал не только оперных исполнителей, но и эстрадных певцов. В 1998 году маэстро получил премию «Легенда Грэмми».

Женитьба и дети: любовь и потери

image

В школьные годы Лучано познакомился с Адуа Верони, которая также любила пение и вместе с ним работала учителем в сельской школе. Как только будущий муж начал зарабатывать, молодые люди поженились. Это было в 1961 году. На протяжении 1962-1967 годов в их семье родились три дочери. Но все же пара рассталась и в 2000 году знаменитый к тому времени тенор встретил Николетту Монтовани, младше его на целых 36 лет. Маэстро начал строить просторный особняк для новой семьи. В 2003 году  на свет появились близнецы – сын Рикардо и дочь Элис. Но мальчик сразу же умер, а убитый горем отец с особой нежностью, заботой и любовью начал воспитывать дочь. Но через год все изменилось в его жизни.

Беспощадный рак: прощальный тур, операция, смерть

image

В 2004 году великому тенору поставили жуткий диагноз – рак поджелудочной железы. Артист проявил свое мужество и преданность сцене – решился на прощальный тур. Концерты прошли в 40 городах мира. В 2005 году вышел его последний диск Тhe best с самыми яркими номерами из его репертуара. Последнее выступление Лучано Паваротти прошло на туринской Олимпиаде 10 февраля 2006 году. Сразу после этого события тенор  лег в больницу на плановую операцию по удалению ракового образования.

Казалось он победил рак – состояние Лучано улучшилось. Но случилось неожиданное – в августе 2007 года певец заболел воспалением легких. Умер Лучано Паваротти 6 сентября 2007 года дома в Мадене. Смерть любимого артиста потрясла поклонников – они три дня шли в собор родного города проститься  с ним.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий