Содержание
Сахалин – остров. Этим, казалось бы, извечным знанием мы обязаны великому русскому мореплавателю и первопроходцу, адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому. До него Сахалин считался полуостровом, прилепившимся перешейком-пуповиной к азиатскому материку, а Татарский пролив – заливом, тупиковым для сквозного судоходства из Японского моря в Охотское. Маршрут Максима Харченко в точности повторил путь великого первопроходца. Фото: из личного архива Максима Харченко
Невельской развеял всеобщее заблуждение, царившее после экспедиций к Сахалину Лаперуза (с юга) и Крузенштерна (с севера). В июле 1849 года руководитель экспедиции лично прошел на шлюпке под веслами вдоль материкового и сахалинского берегов и открыл пролив.
Спустя 170 лет владивостокский путешественник Максим Харченко повторил маршрут первопроходца, пройдя по Татарскому проливу и финишировав на Сахалине.
Скажете, не бог весть какое достижение? Но Максим сделал это на сап-борде. Доске с веслом!
Маршрут Максима Харченко в точности повторил путь великого первопроходца.
Наказ адмирала и братьев Конюховых
Когда его спрашивают, как на такое решился, Максим отвечает: мол, я родом из Находки, с юности дружу со знаменитыми земляками-братьями Федором и Павлом Конюховыми. И накрепко запомнил их наказ: хочешь на Эверест – иди на Эверест!
Федор Конюхов рассказал “Родине” как сохранить мягкими душу и ладони
Нынешняя попытка была уже второй. Первая повторяла Историю каждым взмахом весла. Как и Невельской, Максим стартовал из Амурского лимана, поблизости от Николаевска-на-Амуре, и пошел вдоль материка на юг, к мысу, который, волею его великого предшественника, был назван мысом Лазарева. Фарватер, найденный Невельским, – единственно возможный в Татарском проливе. Этакое игольное ушко среди скальных берегов, мелей и отмелей, “неправильных” ветров, приливов и отливов.
“15 июля, – писал Невельской в книге “Подвиги русских офицеров на крайнем востоке России”, – отправились от мыса Пронге …к югу, …не теряя нити глубин. 22 июля 1849 года достигли того места, где этот матерый берег сближается с противоположным ему сахалинским. Здесь-то, вместо найденного Лаперузом, Крузенштерном, Браутоном и Гавриловым низменного перешейка, мы открыли пролив шириною в 4 мили и наименьшею глубиною 5 саж. (около 10 м – Авт.).”
Адмирал Геннадий Невельский Карта Сахалина – до и после экспедиции Невельского.
– Считай, одна фраза про открытие пролива. Кратко, сухо. Ни тостов, ни шампанского. Жалко, что Невельской свои эмоции не описал, – досадует Максим Харченко. – Я хотел бы знать, что он чувствовал в момент, когда огибал мыс, за которым есть ответ – прав ты или не прав? Ведь тогда всё было поставлено на карту. Невельской действовал исключительно по своей инициативе, высочайшее соизволение на экспедицию им было получено уже после открытия. Да и в само открытие не сразу поверили. Более того, героя едва не разжаловали за “самодеятельность”. Если б не заступничество самого Николая I…
Зачем Чехов вступил в непримиримую схватку с главным тюремщиком России
Макс достиг мыса, но на Сахалин через пролив Невельского (ширина – около 8 км) в тот раз переправиться не удалось: “Раздуло такую волну, что едва успел вернуться назад”. Сильный отжимной ветер уносил его назад – в Амурский лиман. Чтоб двигаться дальше, на юг, к Де-Кастри, он прижался к берегу, сколько мог, и …едва не утонул в морском иле.
В экспедицию 2019-го он пошел другим путем – с юга на север.
Маршрут Максима Харченко в точности повторил путь великого первопроходца.
Штурм мыса Сюркум
Стартовал из Приморья, с мыса Олимпиады. Уже на пятый день все могло закончиться печально для экспедиции “По следам адмирала Невельского”. Спортсмен-одиночка попал в такую прибойную волну, что чуть не потерял и сап, и собственную жизнь. Но будто кто-то вовремя шепнул: “Не трать силы…”, и та же волна вынесла на берег человека и все его снаряжение.
Фото: из личного архива Максима Харченко
До Совгавани (Императорской гавани, открытой сподвижником и посланцем Невельского, 20-летним лейтенантом Николаем Бошняком) Макс дошел без особых приключений. Но впереди был приморский мыс Горн – выдающийся далеко в море мыс Сюркум. Эту точку на карте Татарского пролива отметил и знаменитый ученый, писатель, путешественник В.К. Арсеньев, едва не погибший здесь в шторм со своей экспедицией в 1927 году:
– Этот берег – ровный, как стена, высотой до 200 метров, скалистый и обрывистый – тянется 48 километров. На всем протяжении… нет места, где могла бы пристать лодка и можно было бы высадиться и найти защиту от непогоды. …Мы плыли вдоль берега. В море царила тишина. Неожиданно …море изменило свой лик до неузнаваемости. Грозные валы, украшенные белыми гребнями, …начали захлестывать лодку. К берегу пристать невозможно, в море идти – нельзя, о возвращении назад нечего и думать. …Меня трясло, как в лихорадке. Изредка сквозь прорыв в тумане впереди виднелась какая-то большая темная масса. Это был мыс Сюркум. Если нам удастся обогнуть его – мы спасены…”
Мыс Сюркум. Повезет тому, кто пройдет мимо него в полный штиль…
Максим Харченко специально готовился к штурму Сюркума:
– Риск был очень большой. Но я хотел пройти без страховки, в одиночку: только я, пролив и Сюркум. Надо было точно определить время и точку старта. Когда ломается ветер – с южного на северный или наоборот, ветер берет паузу в несколько часов, и можно успеть.
Смелость человека, отправившегося в море на доске, удивила даже тюленей. Фото: из личного архива Максима Харченко
– Видел те же скалы, бухты, леса, пил из тех же ручьев, что и Геннадий Иванович, – говорит Максим. – Его команда прошла на шлюпках от Де-Кастри до Совгавани за 23 дня, а я, в обратном направлении, на сапе – за 25.
2 ноября 1860 года Россия стала великой морской державой
С мыса Лазарева на Сахалин, к мысу Погиби (расстояние 8 км 750 м) он стартовал на рассвете 1 августа 2019 года. Было еще темно. На горизонте заметил светящуюся точку, решил ориентироваться по ней. Точка оказалась сигнальным буем – до сахалинского берега еще грести и грести. И надо было опять успевать – до ветра, до разгона мощного приливного течения, до волн и опасности, когда тебя и твой сап легко унесет из узенького пролива Невельского либо на юг – в Татарский пролив, либо на север – в Амурский лиман.
– Времени у меня оставалось немного, – вспоминает Максим. – Знали бы вы, как я грёб! Мысль одна: да я зубами порву эти последние четыре километра!
Он пересек пролив Невельского за 1 час 45 минут и 29 секунд. И, как и мечтал, воткнул весло в сахалинский берег, безлюдный и песчаный.
Максим Харченко благодарит за помощь в подготовке его экспедиции международный аэропорт имени адмирала Г.И. Невельского (Хабаровск).
Фото: из личного архива Максима Харченко Редактировать
Биография
23 ноября (5 декабря) 1813 года — 17 (29) апреля 1876 года Добавить фотографию Русский исследователь Дальнего Востока, адмирал (1874). Геннадий Иванович Невельской родился 23 ноября (5 декабря) 1813 года в сельце Дракино Солигаличского уезда Костромской губернии (ныне пустошь в окрестностях деревни Богородское Солигаличского района Костромской области) в семье отставного лейтенанта флота Ивана Алексеевича Невельского (1776-1821). В 1829-1832 годах Г. И. Невельской учился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. В 1836 году он окончил офицерские классы в чине лейтенанта и получил назначение на эскадру контр-адмирала Ф. П. Литке. До 1846 года Г. И. Невельской служил на кораблях в Северном, Балтийском и Средиземном морях. В 1846 году совершил плавание вокруг Европы. В 1847 году Г. И. Невельской стал командиром военно-транспортного корабля «Байкал». В 1848-1849 годах он прошел на «Байкале» с грузом из Кронштадта вокруг мыса Горн в Петропавловскую гавань (ныне Петропавловск-Камчатский), затем вышел в Охотское море, исследовал и составил описание Сахалина, доказав, что Сахалин – остров, а не полуостров, исследовал Сахалинский залив, Татарский пролив, низовья Амура и другие районы Дальнего Востока. За эти исследования и открытие мореходного входа в устье Амура в декабре 1849 года он был произведен в чин капитана 2-й ранга. Летом 1850 года Г. И. Невельской основал пост Николаевский (ныне город Николаевск-на-Амуре). В 1853 году Г. И. Невельской возглавил экспедицию на Южный Сахалин. Исследованные им земли он объявил российским владением. В августе 1854 года за активное содействие присоединению к России Приамурского и Уссурийского краев Г. И. Невельской был произведен в контр-адмиралы. В 1855 году Н. Н. Муравьев-Амурский назначил Г. И. Невельского начальником штаба морских сил при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Однако из-за трений с Адмиралтейством уже в декабре 1856 года контр-адмирал был отозван в Санкт-Петербург. В 1857 году Г. И. Невельской был назначен главой Ученого отдела Морского технического комитета. В 1857-1876 годах он составлял инструкции для командиров кораблей, отправлявшихся на Дальний Восток, редактировал статьи для «Морского сборника», участвовал в работе Русского географического общества, Общества содействия русскому торговому пароходству, работал над книгой «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России». В 1864 году Г. И. Невельской был произведен в вице-адмиралы, а в начале 1874 года – в адмиралы. В 1860-1876 годах Г. И. Невельской часто и подолгу жил в усадьбе Рогозиниха Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне территория у деревни Долматово Заволжского района Ивановской области). Г. И. Невельской скончался 17 (29) апреля 1876 года в Санкт-Петербурге и был погребен на кладбище Новодевичьего монастыря.
Имеет отношение к населенным пунктам:
Костромская область, Солигаличский район, деревня Богородское Родился 23 ноября (5 декабря) 1813 года в сельце Дракино Солигаличского уезда Костромской губернии (ныне пустошь в окрестностях деревни Богородское Солигаличского района Костромской области). Город Санкт-Петербург В 1829 – 1832 годах учился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, в 1836 году окончил офицерские классы. В 1857 году был назначен Ученого отдела Морского технического комитета. Скончался 17 (29) апреля 1876 года и был похоронен в Санкт-Петербурге. Город Санкт-Петербург, город Кронштадт Жил в Кронштадте в годы службы на Балтийском флоте (1836-1848). В августе 1848 года отправился из Кронштадта в Петропавловскую гавань (ныне Петропавловск-Камчатский) на транспорте «Байкал». Камчатский край, город Петропавловск-Камчатский Посещал Петропавловскую гавань (ныне Петропавловск-Камчатский) на транспорте «Байкал» в мае 1849 года. Хабаровский край, Николаевский район, город Николаевск-на-Амуре 1 (13) августа 1850 года основал пост Николаевский (ныне город Николаевск-на-Амуре). Хабаровский край, Охотский район, поселок городского типа Охотск По окончании навигации 1849 года сухим путем отправился из Охотска в Санкт-Петербург. Иркутская область, город Иркутск Останавливался в Иркутске в 1849-1851 годах по пути из Охотска в Санкт-Петербург и обратно на Дальний Восток. 16 (28) апреля 1851 года венчался с Е. И. Ельчаниновой в Крестовоздвиженском храме города Иркутска. Жил в городе в 1855-1856 годах. Ивановская область, город Кинешма В 1860-1870-х годах неоднократно жил в доме сестры М.И.Куприяновой в Кинешме. Ивановская область, Заволжский район, деревня Долматово В 1860-1876 годах часто и подолгу жил в усадьбе Рогозиниха Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне территория у деревни Долматово Заволжского района Ивановской области). Республика Саха (Якутия), город Якутск Неоднократно посещал Якутск в годы службы на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.
Окончил Морской корпус в Петербурге и офицерские курсы. В 1848 – 1849 гг. командовал транспортом «Байкал», следовавшим из Кронштадта на Камчатку. Обогнул Африку и прибыл в Петропавловск-Камчатский, затем подошел к Сахалину с севера, открыл и обследовал Татарский пролив, установил, что Сахалин не полуостров, как полагали до него, а остров. Им же был открыт пролив, соединяющий южную часть Татарского пролива с Амурским лиманом (Этот пролив назван его именем).
По части жеп того энциклопедического утверждения, что им установлено – Сахалин является островом – то здесь уместным будет слово «подтверждено». Приоритет подобного доказательства принадлежит японскому землемеру Миама Ринзо, который здесь путешествовал в своей лодке в 1808 г.
В 1850 – 1855 гг. возглавлял Амурскую экспедицию. Прошел в низовья реки Амур, заложил Николаевский пост (ныне г. Николаевск-на-Амуре). На Сахалине открыл месторождения угля. Именем Невельского названы, кроме пролива, — гора, залив и город на Сахалине.
Мужчинам, можно сказать, сам Бог велел совершать подвиги в путешествиях. Но не забудем и супругу Геннадия Ивановича. Когда она добиралась из центра России на окраину к мужу, то проехала верхом 1100 верст за 23 дня по топким болотам, дикой гористой тайге и ледникам Охотского тракта. При том, будучи больной. О другом эпизоде рассказал сподвижник Невельского Н. К. Бошняк (он, кстати, в свои 20 лет открыл Императорскую гавань): «Когда барк стал тонуть, никто не мог уговорить г-жу Невельскую первою съехать на берег.
«Командир и офицеры съезжают последними, — говорила она, — и я съеду с барка тогда, когда ни одной женщины и ребенка не останется на судне». Так и поступила. Между тем, барк уже лежал на боку…» И всегда никто не слышал от нее жалоб или упреков, напротив замечалось в ней спокойное и гордое сознание того горького, но высокого положения, которое предназначило ей провидение. С туземцами, с гиляками она обращалась с таким вниманием, что это замечалось даже самими неотесанными «дикарями». А ей, выпускнице Смолного института было тогда только 19 лет. В 1872 г., благодаря ей, были изданы «посмертные записки» мужа – «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России». Адмиралу Невельскому воздали должное потомки – топонимикой Сахалина. Подвижничество же Екатерины Ивановны Невельской жетально отметил А. П. Чехов в своей примечательной книге «Остров Сахалин».
Невельский (Невельской) Геннадий Иванович (1813 – 1876)
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено. ИсторияЛюди
Амурская область по площади примерно равна Германии, а Приморский край — двум Австриям. Этих земель вместе с крупнейшей рекой российского Дальнего Востока в составе страны могло и не быть, если бы один капитан не предпринял самовольную экспедицию
— Так-то, Невельской, — Николай I сурово смотрит на стоящего перед ним флотского капитана. — Ты организуешь экспедиции, изменяешь по своему усмотрению инструкции, утвержденные твоим государем. Что скажешь?
Капитан молчит. Он и правда действовал самовольно, причем второй раз.
— Как думаешь, что это? — император берет со стола бумагу. — Это приказ о разжаловании тебя в матросы!
Невельской безмолвствует. Он знал, на что шел, когда по собственному почину отправился совершать важные для страны открытия. Николай I рвет документ и вешает на грудь моряка крест Святого Владимира.
Предыстория: «бесполезная река»
К началу XIX века Сахалин и берега Амура оставались одними из самых неизученных окраин. О Сахалине тогда еще не было единого мнения, остров это или все-таки полуостров. Для Российской империи вопрос как будто бы закрыл прославленный капитан Иван Крузенштерн. В ходе первого в истории страны кругосветного путешествия, в 1805 году, он попытался пройти пролив между Сахалином и материком с севера на юг. Однако мореплаватель не смог преодолеть сильное встречное течение и повернул назад, сделав вслед за французским исследователем Жаном Франсуа де Лаперузом и англичанином Уильямом Броутоном вывод, что дальше ему преградит путь перешеек. Самого перешейка Крузенштерн не увидел, но авторитет капитана был так велик, что его предположение, будто Сахалин — полуостров, восприняли как непреложную истину.
Белым пятном на картах оставалось и нижнее течение огромной реки Амур. В 1689 году Россия и Китай заключили в Нерчинске мирный договор, по которому Приамурье формально переходило к дальневосточной державе. Однако обе стороны смутно представляли себе географию региона, поэтому статус части пограничной территории оставался неопределенным, да и упомянутые в тексте ориентиры требовали уточнения. Впоследствии российские императоры пытались разведать возможности для судоходства по Амуру. Река стала бы транспортной артерией, объединяющей весь Дальний Восток, появись доказательства, что в нее из Охотского моря способны заходить большие корабли. Чтобы окончательно это выяснить, в 1846 году Морское министерство отправило экспедицию поручика Александра Гаврилова на бриге «Константин». Тот доложил, что путь в Амур преграждает множество мелей и что судоходного устья он не обнаружил. Тогда император Николай I вынес решение: «Вопрос об Амуре, как о реке бесполезной, оставить».
Морской офицер Геннадий Невельской, ученик контр-адмирала Федора Литке — основателя Русского географического общества, имел другое мнение. Выводы даже самых авторитетных исследователей без достаточных доказательств его не убеждали. С юности Невельской собирал сведения о сахалино-амурской проблеме. А в 1841 году во время поездки в Нидерланды он пообщался с востоковедом Филлипом Зибольдом, который в Японии ознакомился с отчетами местных путешественников Могами Токуная и Мамия Риндзо, плававших к Сахалину и утверждавших, что это остров.
РУБЕЖИ Спорный остров
За Сахалин Российской империи пришлось поспорить с другим азиатским соседом — Японией. Согласно трактату, который в 1855 году заключил в Симоде российский адмирал Евфимий Путятин, остров признавался совместным владением двух стран. Двадцать лет спустя, по Санкт-Петербургскому договору, весь Сахалин перешел к России, взамен уступившей Японии Северные Курильские острова. В ходе Русско-японской войны 1904–1905 годов противник высадил на Сахалине десант и захватил его. Однако во время мирных переговоров в Портсмуте глава российской делегации Сергей Витте сумел договориться о возврате северной части острова, за что получил ироническое прозвище Графа Полусахалинского. В 1920-м, воспользовавшись смутой на территории бывшей Российской империи, японцы вновь заняли Северный Сахалин. Тем не менее по договору 1925 года с Москвой Токио отдал эту часть острова СССР. Южный Сахалин и Курилы Советский Союз отвоевал в 1945 году.
Экспедиция первая: бороться и искать
На сторонний взгляд было удивительно, почему офицер, которому прочили блестящую карьеру в Балтийском флоте, отправляется через полмира на дальний край империи на скромном транспортном судне. Однако Невельской, добившийся назначения на двухмачтовый «Байкал», видел в рутинном рейсе с грузом до Петропавловска-Камчатского возможность совершить желанную экспедицию.
Когда «Байкал» еще строился, Невельской обратился к начальнику Главного морского штаба князю Александру Меншикову за разрешением после Петропавловска идти к Сахалину. Тот отказал: созданный по инициативе царя Особый комитет по делам Дальнего Востока предложил передать Амур Китаю, соответственно, экспедиция повлекла бы «нежелательную для министра иностранных дел Нессельроде неприятную переписку с китайским правительством».
Времени и средств «Байкалу» выделили строго на годичное плавание до Петропавловска. Если в наши дни из Северной столицы до Камчатки груз можно доставить за пару дней самолетом, то в середине XIX века самый надежный путь для грузового транспорта от Кронштадта до Петропавловска — через Атлантику и Тихий океан — занимал при хорошем раскладе от 10 до 14 месяцев. Невельской рассчитал, что если успеть в пункт назначения до конца весны 1849 года, то целое лето останется на экспедицию. Ссылаясь на Меншикова, он распорядился ускорить подготовку судна, и «Байкал» спустили на воду почти на два месяца раньше срока. В Петербурге Невельской пообщался с недавно назначенным губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым и убедил его в пользе предприятия. С подачи Муравьева составили проект инструкции, где после правок князя Меншикова довольно расплывчато разрешалось «осмотреть юго-западный берег Охотского моря между теми местами, которые были определены или усмотрены прежними мореплавателями».
Чтобы выиграть время, в пути Невельской старался как можно меньше задерживаться на стоянках. В итоге «Байкал», выйдя в плавание 21 августа (здесь и далее все даты по старому стилю. — Прим. «Вокруг света» ) 1848 года, прибыл в Петропавловск спустя 8 месяцев и 23 дня — почти рекорд скорости. В пункте назначения капитана ожидала копия расширенной инструкции от Муравьева, в которой Невельскому все-таки дозволялось в оставшееся время обследовать устье Амура и Сахалин. Генерал-губернатор уговорил князя Меншикова направить оригинал на подпись императору, но утвержденный документ в Петропавловск так и не прислали. Оставалось действовать на свой страх и риск.
В начале лета «Байкал» из Петропавловска отправился к Сахалину, затем повернул на юг и стал продвигаться между западным берегом острова и материком. Там наскочил на мель; команда трудилась 16 часов, чтобы снять с нее судно. А впереди ждал целый лабиринт мелей. «Транспорт и шлюпки весьма часто находились в самом критическом положении», — вспоминал позже Невельской.
Войдя в лиман Амура 27 июня, капитан поставил судно на якорь и отправил на разведку подчиненных на лодках. Лейтенант Петр Казакевич достиг мыса, называемого аборигенами Тебахом, а за ним — насколько офицер мог судить по бурлящему течению и по тому, что вода вокруг внезапно стала чистой и пресной, — оказалось искомое устье. Получив известие, Невельской возглавил отряд на трех шлюпках, который 10 июля отплыл в том же направлении, и на следующий день все сомнения отпали. Моряки оказались в полноводном устье Амура, годившемся для судоходства.
Отряд пересек устье, вышел обратно в море и проследовал на юг. Моряки достигли места, где берег ближе всего к противоположному сахалинскому, 22 июля. «…Вместо найденного Крузенштерном, Лаперузом, Браутоном и в 1846 году Гавриловым низменного перешейка мы открыли пролив», — вспоминал Невельской. Проплыв дальше до мест, обследованных ранее с юга Лаперузом, он окончательно убедился, что Сахалин — остров.
В порту Аян, куда Невельской прибыл на «Байкале» из экспедиции, его ждали генерал-губернатор Муравьев и запоздавшее послание с утвержденной царем инструкцией.
ИСТОРИЯ РГО Детище графа Амурского
Когда император Николай I объявил главе Тульской губернии Николаю Муравьеву, что отправляет его губернаторствовать в Восточной Сибири, многие полагали, что это незавидное назначение: в Петербурге регион считался диким и отсталым. Но Муравьев (впоследствии за достижения на своем посту — граф Муравьев-Амурский) подходил к обязанностям творчески: он не только развивал экономику вверенных ему территорий, но и задумал создать там один из центров научной жизни России. В 1845 году в столице повелением Николая I было основано Русское географическое общество, а спустя шесть лет, 17 ноября 1851 года, в Иркутске стараниями генерал-губернатора Муравьева открылся его территориальный филиал, второй после Кавказского. На работу Сибирского (с 1877-го — Восточно-Сибирского) отдела правительство назначило ежегодную субсидию в 2000 рублей серебром (самому РГО императорским указом в год выделяли 10 тысяч). В Иркутск годами ссылали мятежных интеллектуалов; многие из них со временем занялись исследованиями под эгидой Сибирского отдела ИРГО. Впоследствии филиал стал главным центром изучения Сибири и Дальнего Востока в Российской империи.
Последствия: инициатива наказуема
В столице донесение Невельского об открытиях вызвало скандал. Глава МИДа Карл Нессельроде и военный министр Петр Чернышев потребовали разжаловать Невельского в матросы, «чтобы никому не повадно было делать что-либо по собственному попущению». Капитана обвиняли во лжи и чуть ли не в государственной измене — на том основании, что добытые им сведения противоречат выводам предыдущих экспедиций. Когда Невельской со всеми картами и путевыми журналами прибыл в Санкт-Петербург, его вызвали на заседание Особого комитета по делам Дальнего Востока (в который входили Нессельроде и Чернышев). Там капитан обстоятельно объяснил, почему такие авторитетные мореплаватели, как Крузенштерн и Лаперуз, могли ошибаться. А в ответ на обвинения, что его плавание может вызвать конфликт с Китаем, Невельской заявил как очевидец: вопреки сведениям посольской миссии в этой стране, он не обнаружил в устье Амура китайских крепостей, а местные жители не платят дань никому. За ослушника вступился император Николай I. Невельского оставили в покое, даже повысили в звании. Однако пожизненной пенсии и ордена Святого Владимира, полагавшихся за географические открытия, капитан не получил.
Экспедиция вторая: найти и не сдаваться
Невельской опасался, что важную во всех отношениях территорию захватит другая держава, поэтому предложил создать опорный пункт в устье Амура. Открытый им единственный удобный путь сообщения внутренних областей Сибири с Тихим океаном и Дальним Востоком стоил того, чтобы за него побороться. Однако Особый комитет вынес решение: основать на побережье Охотского моря зимовье, но «ни под каким видом не касаться лимана и реки Амура». Уже в те времена для России огромное значение имела торговля с Китаем, и власти не хотели, чтобы с ней возникли сложности.
Основывать новое поселение на берегу Охотского моря направили Невельского. Тот так и сделал, но на этом не остановился. На шлюпке в сопровождении двух проводников и шести матросов Невельской прибыл к Амуру, а потом поднялся вверх по течению реки. Капитан подробно расспросил местных жителей: есть ли где-нибудь в округе китайские поселения, представители китайской администрации, военные. Оказалось, нет и в помине. От приезжих маньчжурских купцов Невельской узнал, что китайские власти запрещают им спускаться вниз по Амуру и те приезжают сюда самовольно. Убедившись, что для Китая эти земли — такая же terra incognita , Невельской 1 августа 1850 года в нарушение всех инструкций основал в устье Амура Николаевский пост (будущий Николаевск-на-Амуре). Подняв русский флаг, первопроходец объявил собравшимся туземцам — гилякам и маньчжурам, — что отныне Россия считает весь этот край своим.
Насколько правомерен был такой шаг? По словам кандидата исторических наук, доцента кафедры политологии Дальневосточного федерального университета Ярослава Барбенко, международное право того времени признавало в качестве способа приобретения территорий «завладение». Это «занятие государством никому не принадлежащей земли, т. е. территории, не состоящей под властью других государств» и населенной «варварскими племенами». Пределы завладения определялись «фактической возможностью правительства поддерживать свой авторитет на занятом пространстве». Там, где не проявлялась власть государства, не было и завладения, а Невельской и другие исследователи установили, что китайский контроль над Приамурьем фактически отсутствует, резюмирует Барбенко.
В Петербурге Нессельроде и его сторонники требовали наказать офицера, теперь впрямую нарушившего инструкции. Уже был готов приказ о разжаловании Невельского в матросы, а Николаевский пост Особый комитет постановил ликвидировать. В этот раз строптивца даже вызвали к императору лично. А тот назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим» и наградил офицера за открытия. Николаевский пост в устье Амура император распорядился сохранить, а для освоения края с разрешения властей снарядили масштабную Амурскую экспедицию, которую Невельской и возглавил.
Экспедиция Невельского, 1849 год
Условные обозначения
← Маршрут экспедиции Геннадия Невельского 1849 года
← Изучение Невельским Амурского лимана на шлюпках ⸻ Современные границы государств
***
В течение пяти лет Амурская экспедиция картографировала огромные территории. Завершив миссию, Невельской вернулся в 1856 году в столицу и был принят в ряды Императорского Русского географического общества.
Собранные Невельским данные об отсутствии в Приамурье китайских поселений и уточненная география региона вскоре пригодились российским дипломатам. В 1858 году Россия заключила с Китаем Айгунский договор, по которому официально закрепила за собой земли на левом берегу Амура, а Уссурийский край был признан общим владением. Через два года Уссурийский край по Пекинскому трактату стал полностью российским.
Фото: AKG / EAST NEWS (X2), © Анна Воронова / ФОТОБАНК ЛОРИ
Читайте также
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, сентябрь 2020
- НЕВЕЛЬСКОЙ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ
-
Невельской Геннадий Иванович – адмирал, исследователь реки Амур (1813 – 1876). Образование получил в морском корпусе. В 1848 г. Невельской был в чине капитан-лейтенанта назначен командиром транспорта “Байкал”, на котором отправился в дальнее плавание. Невельской задался целью исследовать устье реки Амура, которое в то время не принадлежало России. Невельской заручился поддержкой генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева , но, не дождавшись получения из Санкт-Петербурга Высочайше утвержденной инструкции, Невельской 30 мая 1849 г. вышел из Петропавловска и, обойдя Сахалин с севера, спустился вдоль западного его берега; затем был найден вход в лиман и открыт пролив, названный Татарским. Невельской произвел опись и промер устья Амура и вернулся в Аян. Узнав об открытии, император Николай простил Невельскому его смелый поступок, но в Санкт-Петербурге, куда Невельской прибыл в 1850 г., он испытал ряд неприятностей: министр иностранных дел Нессельроде требовал примерного наказания Невельскому. В середине 1850 г. Невельской вернулся на Дальний Восток и, несмотря на запрещение, предпринял к устью Амура новую экспедицию, закончившуюся присоединением к России всего Приамурского края. Вызванный в Санкт-Петербург, Невельской был представлен особым комитетом к разжалованию в матросы “за неслыханную дерзость”, но был помилован государем, назвавшим его поступок “молодецким”. Вернувшись на Восток, Невельской в течение 5 лет продолжал обследовать пустынный Амурский край. В 1853 г. Невельской, по повелению из Санкт-Петербурга, занял Сахалин. В 1856 г., назначенный членом ученого комитета морского министерства, Невельской вернулся в Санкт-Петербург. “Записки Невельского” изданы в 1878 г. – См. М. Жданко “Памяти адмирала Г.И. Невельского” (1908); Vera Vend (псевдоним одной из дочерей Невельского), “L'amiral N. et la conquete definitive du fleuve Amour” (П. 1894).
Краткая биографическая энциклопедия . 2012
ли со статьей или есть что добавить?