Николай Платонович Огарёв р. 24 ноябрь 1813 ум. 31 май 1877

imageРодился 24 ноября (6 декабря н.с.) в Петербурге в семье богатого пензенского помещика. Детство его прошло в родовом имении отца. Большое влияние на развитие Огарева оказало чтение еще в отрочестве Пушкина и Рылеева.

С 1820 жил в Москве. К 1823 — 24 относится знакомство с Герценом, которое вскоре переросло в глубокую дружбу, скрепленную пережитой вместе личной трагедией (так они восприняли расправу царя над декабристами). За этим пришел и «день сознания своей дороги» — так Огарев назвал день их клятвы на Воробьевых горах (1827).

В 1830 поступает в Московский университет на математическое отделение на правах вольнослушателя, а в 1832 становится студентом юридического отделения. Вместе с Герценом поставил себе цель — организовать среди студентов тайное общество последователей декабристов, продолжателей их дела.

В 1934 был арестован и подвергнут девятимесячному одиночному тюремному заключению по делу «О лицах, певших в Москве пасквильные стихи» (поэма «Тюрьма», 1857 — 58).

В апреле 1835 под жандармским конвоем был доставлен в Пензу под надзор местных властей и наблюдение отца. В пензенской ссылке занимался философией, историей, естественным науками.

В 1838 ему была разрешена поездка в Пятигорск на лечение («Кавказские воды», 1860 — 61), где он познакомился с некоторыми декабристами, переведенными на Кавказ из Сибири. Особенно подружился с поэтом А. Одоевским.

После смерти отца получил в наследство большое помещичье хозяйство и начал хлопоты по освобождению от крепостной зависимости своих крестьян села Верхний Белоомут, занялся организацией фабрик для крестьян других своих имений, не имевших достаточного количества земель для ведения самостоятельного хозяйства. Эти планы не могли осуществиться в полном объеме в условиях самодержавного строя.

В феврале 1850 был арестован по обвинению в политическом и религиозном вольномыслии. Был освобожден, но с учреждением полицейского надзора. После смерти Николая 1 получил разрешение выехать за границу. Уезжает с женой в Лондон, где его ждет Герцен. В этом же году (1855) выходит первый сборник стихотворений поэта.

Вместе с Герценом руководил «Вольной русской типографией», издавал знаменитый «Колокол», сотрудничал в «Полярной звезде» и других революционных изданиях, вел организационную и пропагандистскую работу по созданию «Земли и воли» — первой в России нелегальной партии, которая ставила целью осуществление крестьянской революции.

В Лондоне Огарев продолжал заниматься литературным творчеством: выходят первые две части его поэмы «Юмор» и сборник «Стихотворения», позже «Свободные русские песни». Им были собраны и опубликованы «Думы» Рылеева. Свыше трехсот художественных и публицистических произведений было опубликовано им на страницах «Полярной звезды» и «Колокола».

Последние годы, после смерти Герцена, Огарев жил в нужде и одиночестве. Умер он 31 мая (12 июня н.с.) 1877 в небольшом английском городе Гринвич. В 1966 останки Огарева были перевезены в Москву и похоронены на Новодевичьем кладбище.

Ознакомиться с творчеством Николая Огарёва

image Поэт, публицист, русский революционер.

  • О поэте в Википедии
  • Cписок произведений

Биография

Огарёв Николай Платонович (24 ноября (6 декабря) 1813, Петербург — 31 мая (12 июня) 1877, Гринвич) — поэт, публицист, русский революционер.

Родился в богатой дворянской семье Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее воспитание, поступил вольнослушателем в Московский университет.

Был одним из организаторов студенческого кружка политической направленности при Московском университете. Там же сдружился с А. И. Герценым, который являлся его дальним родственником. В 1831 г. Огарёв был выслан к отцу в Пензу, но через два года вернулся в Москву и в 1834 г. был признан, вместе Герценом и Сатиным, виновным в хранении революционной литературы. Герцен был сослан в Пермь, Сатин — в Симбирск, Огарёв, из внимания к его отцу, пораженному апоплексическим ударом, снова в Пензу. Чтобы не огорчать близких, Огарёв стал бывать довольно часто в пензенском «свете» и женился на родственнице пензенского губернатора М.Л. Милославской. Она оказала роковое влияние на жизнь Огарёва, благодаря мотовству и скандальным похождениям в период их пребывания за границей в 1840—1846 годах, где Огарёв слушал курс лекций в Берлинском университете.

В 1846, после смерти первой жены, Огарёв поселился в своем пензенском имении, где женился на дочери пензенских помещиков Н.А. Тучковой. В 1850 был вновь арестован, но вскоре, освобождён.

В 1856 г. Огарёв окончательно покинул Россию, эмигрировав в Великобританию. Где, примкнув к деятельности Герцена, вместе с ним стал во главе русской эмиграции, возглавил Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов и соредактором еженедельника «Колокол». Разработал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права посредством крестьянской революции. Развил теорию «русского социализма», выдвинутую Герценом. Участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860—1861), в пропагандистской кампании М.А. Бакунина и С.Г. Нечаева (1869—1870).

Получив в наследство населенные имения, сторонник уничтожения крепостного права, Огарёв тотчас же решил освободить своих крестьян. Что наряду с его деловой непрактичностью в конечном итоге привело его к полному разорению.

Огарёв — автор нескольких поэм и множества стихотворений (в основном романтических). Стихотворения Огарёва долго имелись в России только в очень неполных 3 изданиях (М., 1856, 1859 и 1863). Лондонское издание 1858 г. гораздо полнее, хотя и не вследствие цензурных причин; значительно большая часть напечатанных здесь впервые стихотворений вполне цензурна. Но и это издание было весьма неполно. Много стихотворений Огарёва напечатано в воспоминаниях Татьяны Пассек и второй жены Огарёва, Тучковой-Огарёвой, а также в «Русской Старине» 1890-х годов и в переписке Огарёва («Из переписки недавних деятелей»), в «Русской Мысли» 1890-х годов и только в 1904 г. издано в 2 томах исчерпывающее «Собрание Стихотворений Огарёва».

В 1865, в связи с переездом из Лондона Вольной русской типографии, Огарёв поселился в Женеве; в 1873 переехал в Лондон. Конец жизни Огарёва был очень печален. Больной, без всяких средств, запутавшись в своих отношениях и со второй женой, которая стала подругой Герцена, он жил на небольшую пенсию, сначала от Герцена, а после смерти последнего — от его семьи.

Скончался Николай Платонович Огарёв в 1877 году в Гринвиче (близ Лондона). Прах его ныне покоится на московском Новодевичьем кладбище.

Огарев Николай Платонович — Огарев, Николай Платонович — известный поэт (1813 — 1877). Родился в богатой дворянской семье Пензенской губернии.

Получил превосходное домашнее воспитание, поступил вольнослушателем в Московский университет.

Важнейшим фактором юношеских лет Огарева, а затем и всей его жизни, является тесная, восторженная дружба с дальним родственником его, Герценом , который говорил, что он и Огарев — «разрозненные томы одной поэмы» и что они «сделаны из одной массы», хотя и «в разных формах» и «с разной кристаллизацией».

В 1831 г. Огарев должен был оставить университет, за участие в студенческой истории.

Высланный к отцу в Пензу, он через два года вернулся в Москву, но в 1834 г. был привлечен, вместе Герценом и Сатиным , к истории об университетских кандидатах, певших на пирушке антиправительственные песни и разбивших бюст государя.

Ни Огарев, ни Герцен участия в пирушке не принимали, и суровое наказание, постигшее действительных ее участников, их миновало; но захваченные при обыске у них бумаги показали, что они очень интересуются французскими социалистическими системами, особенно сен-симонизмом — и этого было достаточно, чтобы признать их виновными.

Герцен был сослан в Пермь, Сатин — в Симбирск, Огарев, во внимание к его отцу, пораженному апоплексическим ударом, — в Пензу. Здесь он с жаром отдался чтению по всем отраслям наук и приступил к целому ряду статей и исследований, не пошедших, однако, дальше предисловий и черновых набросков.

Особенно много и относительно усидчиво работал он над своей «системой», составляющей главный предмет его широкой переписки с Герценом и другими друзьями (напечатано в 1890-х годах в «Русской Мысли»).

Несколько раз менялись основы «системы»; в последнем своем фазисе Огаревское «мироведение» объясняло происхождение вселенной по закону тройственности — сущность, идея и осуществление идеи в жизнь человечества.

Огарев брался «показать в каждой отдельной эпохе, в каждом народе, в каждом моменте древности и христианства тот же закон тройственности».

Он набрасывал также планы общественного устройства, в котором эгоизм должен был гармонично сочетаться с самопожертвованием.

Чтобы не огорчать близких, Огарев стал бывать довольно часто в пензенском «свете» и женился на родственнице пензенского губернатора Панчулидзева , М.Л. Милославской — женщине, оказавшей роковое влияние на всю жизнь Огарева.

Бедная сирота, она должна была сама себе пробивать дорогу — и это совершенно извратило ее нравственную природу, не лишенную хороших задатков.

Умная и интересная, она на первых порах очаровала не только самого Огарева, но и проницательного Герцена и других друзей мужа. Быстро поняв общий душевный строй Огарева и его кружка, она делала вид, что понимает жизнь исключительно как подвиг и стремление к идеалу.

Но стоило ей только побывать в столицах, где она выхлопотала Огареву освобождение, и присмотреться к соблазнам столичной жизни, чтобы в ней проснулись инстинкты.

Огромное состояние, полученное Огаревым в конце 30-х годов, окончательно разнуздало ее страсти.

Уехав с Огаревым за границу, она прошла через целый ряд скандальных похождений.

Огарев был бесконечно снисходителен, согласился даже признать прижитого женой ребенка, давал ей беспрекословно десятки тысяч ежегодно, но жизнь его была разбита.

В конце 40-х годов он нашел подругу в семье пензенских помещиков Тучковых и обвенчался с ней в середине 50-х годов, после смерти первой жены. В 1856 г. Огарев окончательно покинул Россию и, примкнув к деятельности Герцена, вместе с ним стал во главе русской эмиграции.

Получив в наследство населенные имения, Огарев тотчас же решил освободить своих крестьян на самых льготных условиях.

Ему досталось, между прочим, громадное село на Оке, Белоомуты, с 10 000 десятин строевого леса. Некоторые белоомутцы, служившие по откупам, предлагали Огареву по 100 000 рублей за вольную, но Огарев не захотел воспользоваться своим правом и устроил выкуп всех белоомутцев на столь выгодных для них и столь невыгодных для него условиях, что общая выкупная сумма за село, стоившее по меньшей мере 3-4 миллиона, составила едва 500 000 рублей.

Эта сделка не достигла цели, ради которой Огарев принес такую жертву: выгодами выкупа воспользовались только богачи, державшие в кабале бедных сельчан, которые теперь попали в еще худшее положение.

Очень большое и после выкупа Белоомутов состояние исчезло быстро, как вследствие мотовства первой жены Огарева и беспорядочности его самого, так и вследствие пожара бумажной фабрики, устроенной им для блага крестьян других имений.

Деятельность Огарева в качестве эмигранта не ознаменована ничем выдающимся; его вялые статьи в «Колоколе» на экономические темы ничего не прибавляли к влиянию газеты Герцена.

В эпоху упадка влияния Герцена многие действия последнего, на которые он шел неохотно, были предприняты под влиянием Огарева, несмотря на свое добродушие всегда поддававшегося самым крайним теориям.

Так, под влиянием Огарева, состоялась попытка союза русской свободомыслящей эмиграции с румынскими старообрядцами; Огарев стал во главе выходившего в начале 60-х годов «Веча».

Под давлением Огарева, Герцен отдал глубоко ему антипатичному Нечаеву капитал, предоставленный одним русским в распоряжение Герцена для революционных целей. Конец жизни Огарева был очень печален.

Больной, без всяких средств, запутавшись в своих отношениях и со второй женой, которая стала подругой Герцена, он жил на небольшую пенсию, сначала от Герцена, а после смерти последнего — от семьи его. Человек крайне скромный, застенчивый, хотя и полный веры в свое призвание, Огарев неотразимо действовал на всякого, кто был чуток к душевной красоте.

Вокруг него всегда создавался особый «Огаревский культ»; в его присутствии люди становились лучше и чище. Герцен говорил, что «жизненным делом Огарева было создание той личности, какую он представлял из себя». В значительной степени напоминая Станкевича , Огарев, мало продуктивный в печати, влиял личной беседой, делясь богатым запасом своих знаний, высказывая яркие мысли, часто в очень ярких образах.

Отсутствие выдержки и усидчивости, беспредметная мечтательность, лень и привычка к жизни изо дня в день, без определенной цели, помешали творчеству Огарева развернуться в полном объеме.

Тем не менее небольшая книжка его стихотворений отводит ему очень видное место в ряду второстепенных поэтов наших. Огарев — поэт совсем особого рода, в одно и то же время и глубоко искренний, и совершенно лишенный непосредственности.

Он — представитель исключительно рефлективной поэзии, того, что немцы называют Grubeleien.

Стих его музыкален и мелодичен: он был страстный музыкант и всегда томился желанием выразить сладко наполнявшие его душу неопределенные «звуки» («Как дорожу я самым прекрасным мгновеньем! музыкой вдруг наполняется слух, звуки несутся с каким-то стремленьем, звуки откуда-то льются вокруг.

Сердце за ними стремится тревожно, хочет за ними куда-то лететь, в эти минуты растаять бы можно, в эти минуты легко умереть»).

Но и музыкальность Огарева тоже не непосредственная, а рефлективная, потому что составляет результат высокой душевной культуры.

Огарев — поэт без молодости, без настоящего, живущий исключительно воспоминаниями и тоскою по безвозвратно прошедшему.

У него едва ли можно найти с полдесятка стихотворений без помыслов о прошлом.

Результатом его разбитой жизни эта тоска является только отчасти.

Одно из известнейших его стихотворений: «Мы в жизнь вошли с прекрасным упованьем» — своего рода отходная, где поэт себя и друзей сравнивает с кладбищем; их «лучшие надежды и мечты, как листья средь осеннего ненастья, попадали и сухи и желты».

Но когда написана эта отходная? Во время пензенской «ссылки», когда автору было двадцать с небольшим лет, а самое «несчастье», его постигшее, было довольно-таки нетяжкое.

Один из счастливейших моментов жизни Огарев нашел отклик в стихотворении: «Много грусти» — и вот его заключительные слова: «А я и молод, жизнь моя полна, и песнь моя на радость мне дана, но в этой радости так грусти много».

Грусть, тихая и почти беспричинная — основной тон поэзии Огарева.

Он далеко не безусловный пессимист, ему не хочется умереть («Проклясть бы мог свою судьбу», «Когда встречаются со мной»); он оживает, когда становится лицом к лицу с природой и этому обязан лучшими своими вдохновениями («Полдень», «Весна», «Весною»); минувшее всегда рисуется ему в самых светлых очертаниях, жизнь вообще ему не кажется юдолью горя и плача — но индивидуально он способен отзываться почти исключительно на грустное и меланхоличное.

Его внимание привлекает всего чаще вид разрушения и запустения («Старый дом», «Стучу, мне двери отпер», «По тряской мостовой», «Опять знакомый дом», «Зимняя дорога»), уходящий вечер («Вечер»), догорающая свеча («Фантазия»), ночь в пустом доме (Nocturno), тускло освещенная снежная поляна («Дорога»), тоскливо-унылый звук доски ночного сторожа («Деревенский сторож»), чахоточная, приближающаяся к смерти («К подъезду»), старики, потерявшие дочь («Старики как прежде»), забытая любовь («Забыто», «Обыкновенная повесть»), мертвое дитя («Младенец», «Fatum»).

Роскошь Юга вызывает в нем желание быть «на севере туманном и печальном»; пир его не веселит: «он не шлет забвенья душевной скорби; судорожный смех не заглушает тайного мученья» («В пирах безумно молодость проходит», «Домой я воротился очень поздно»); «что год, то жизнь становится скучней» («Праздник»), «скука страшная лежит на дне души» («Бываю часто я смущен»).

Поэту кажется, что «вся жизнь пройдет несносною ошибкой» («Ночь»), что он живет «в пустыне многолюдной» («Портреты»); он себе представляется затерянным «в море дальнем», где вечно «все тот же гул, все тот же плеск валов, без смысла, без конца, не видно берегов» («За днями идут дни»). Лишь изредка «еще любви безумно сердце просит», но «тщетно все — ответа нет желанью», «замолкший звук опять звучать не может» («Еще любви безумно сердце просит»).

Один только раз женственная лира Огарева, самая, может быть, нежная во всей русской поэзии, взяла несколько бодрых и даже воинственных аккордов — в последнем из небольшого цикла четырех превосходных стихотворений, озаглавленных «Монологи»; но это черта чисто биографическая.

Огарев был в то время (1846) за границей, слушал лекции, чувствовал себя вновь «школьником», и ему на мгновение показалось, что его дух «крепок волей», что он, наконец, «отстоял себя от внутренней тревоги».

Его прельстил «дух отрицанья, не тот насмешник черствый и больной, но тот всесильный дух движенья и созданья, тот вечно юный, новый и живой; в борьбе бесстрашен он, ему губить отрада, из праха он все строит вновь и вновь, и ненависть его к тому, что рушить надо, душа свята, так как свята любовь».

Эта мимолетная и случайная вспышка находится в полном противоречии с проникающим всю поэзию Огарева чувством всепрощения и глубокой «резиньяции», как говорили в 40-х годах любимым выражением столь любимого тогда Шиллера.

В прощальном стихотворении жене («К ***») он говорит женщине, разбившей его жизнь: «о, я не враг тебе…

дай руку»! и спешит уверить ее, что «не смутят укором совесть тебе мои уста»; он признательно помнит только светлое прошлое: «благодарю за те мгновенья, когда я верил и любил».

Не только в личной жизни полон Огарев такого всепрощения и покорности судьбе.

Лира этого поэта, всю жизнь составлявшего предмет внимания политической полиции, почти не знает протестующих звуков.

В собрании стихов Огарева, изданных в России, найдется не более 4-5 пьес, где затрагиваются, и притом самым мимолетным образом, общественные темы. «Кабак» заканчивается возгласом обиженного отказом парня: «эх, брат, да едва ли бедному за чаркой позабыть печали»; «Соседка» — словами: «да в нашей грустной стороне скажите, что ж и делать боле, как не хозяйничать жене, а мужу с псами ездить в поле». «Дорога» заканчивается четверостишием: «я в кибитке валкой еду да тоскую: скучно мне да жалко да жалко сторону родную» — вот и весь «протестующий» элемент поэзии будущего деятеля русской эмиграции.

Самым полным выражением резиньяции является уже названное стихотворение «Друзьям», написанное во время ссылки: «мы много чувств и образов, и дум в душе глубоко погребли…

И что же? Упрек ли небу скажет дерзкий ум? К чему упрек? Смиренье в душу вложим, и в ней затворимся без желчи, если можем».

Стихотворения Огарева долго имелись в России только в очень неполных 3 изданиях (М., 1856, 1859 и 1863). Лондонское издание 1858 г. гораздо полнее, хотя и не вследствие цензурных причин; значительно большая часть напечатанных здесь впервые стихотворений вполне цензурна.

Но и это издание было весьма неполно.

Много стихотворений Огарева напечатано в воспоминаниях Татьяны Пассек и второй жены Огарева, Тучковой-Огаревой, а также в «Русской Старине» 1890-х годов и в переписке Огарева («Из переписки недавних деятелей»), в «Русской Мысли» 1890-х годов и только в 1904 г. (под редакцией М.О. Гершензона ) издано в 2 томах исчерпывающее «Собрание Стихотворений Огарева» — Ср. Герцен «Былое и думы»; Анненков «Литературные воспоминания» (1909); Т. Пассек «Из дальних лет»; Тучкова-Огарева «Воспоминания» (в «Русской Старине» 1890-х годов); Е. Некрасова , в «Почине» (том I); Чернышевский (СПб., 1896); Дружинин «Сочинения»(том VII); Щербина , в «Библиотеке для Чтения»; Гершензон «Образы прошлого» и «История молодой России»; Д. Тихомиров «Материалы для библиографических указателей произведений Огарева и литературы о нем» (СПб., 1908; из «Известий Академии Наук» том XII); П. Перцов, в книге «Философские течения русской поэзии».

С. Венгеров.

версия для печати

Биография Огарев Николай Платонович — Великие люди России

На правах рекламы:

Огарев Николай Платонович упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях. Попробуйте воспользоваться поиском

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

Юнкер Вильгельм (Василий Васильевич) Абрамович Роман Аркадьевич Гвоздикова Наталья Плевако Федор Никифорович Родзаевский Дементий Александрович

Найдено 1 определение —> Огарев, Николай Платонович

(1813-77)

российский революционер, поэт, публицист. Друг и соратник А. И. Герцена. В 1831 один из организаторов революционного кружка в Московском университете, в 1834-39 в ссылке. С 1856 эмигрант, один из руководителей Вольной русской типографии в Лондоне, инициатор и соредактор «Колокола». Разрабатывал социально-экономическую программу крестьянской революции в духе «русского социализма». Участник подготовки и создания революционного общества «Земля и воля» (1861-62), агитационно-пропагандистской кампании С. Г. Нечаева (1869-70). Романтическая лирика, поэмы, в т. ч. «Юмор» (ч. 1-3, опубликована 1857-69). Умер в Гринвиче близ Лондона, в 1966 прах перевезен в Москву на Новодевичье кладбище.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Материал из Два града Перейти к: навигация, поиск Огарев Николай Платонович image

1813-1877

Тип: идеолог

Направление: Русское освободительное движение

мастер патологической речи

Персоналии

(24 ноября 1813 — 31 мая 1877) — русский поэт, публицист, революционер, ближайший друг А. И. Герцена.

образование

Николай Огарев поступил в Московский университет на правах вольнослушателя и посещал лекции на физико-математическом, словесном и нравственно-политическом отделениях [1]. Он был одним из организаторов студенческого кружка политической направленности при Московском университете. В 1832 году по желанию отца поступил на службу в Московский главный архив.

Годы с 1840 по 1846 провел за границей, слушал курс лекций в Берлинском университете.

клятва Герцена и Огарева

В главе «Ник и Воробьевы горы» «Былого и дум» А. И. Герцен рассказывает, как в 1827 году на Воробьевых горах юноши принесли клятву посвятить жизнь «борьбе за свободу».

политическая деятельность

Летом 1833 года за Огаревым был установлен полицейский надзор, а в ночь на 10 июля 1834 года он был арестован. Благодаря влиятельным родственникам Огарева выпустили на поруки, но 31 июля арестовали вторично из-за писем, написанных «в конституционном стиле[1]». По приговору 31 марта 1835 года Огарев был отправлен в ссылку в Пензенскую губернию. В 1835—1839 годы служил, отбывая ссылку, в канцелярии пензенского губернатора.

Наряду с Герценом был желанным гостем в петербургском кружке Белинского[2].

В 1846 году освободил крестьян Белоомута от крестьянской зависимости. В 1850 году пензенский губернатор обвинил его в участии в «коммунистической секте», последовал кратковременный арест[3].

В 1856 году Огарев эмигрировал в Великобританию; жил в Лондоне, где вместе с Герценом возглавил Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов и соредактором еженедельника «Колокол».

Участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860—1861 годы), в пропагандистской кампании М.А. Бакунина и С. Г. Нечаева (1869—1870 годы).

В 1865 году, в связи с переездом из Лондона Вольной русской типографии, Огарев поселился в Женеве. В 1873 году переехал в Лондон.

патологическая речь

Н.П. Огарев — крупный мастер патологической речи, один из родоначальников русского революционного новояза. В романе Ф. М. Достоевского «Бесы» помещена пародия («Светлая личность») на стихотворение Огарева «Студент (Молодому другу Нечаеву)» (1868? год).

«Студент» «Светлая личность»

Он родился в бедной доле, Он учился в бедной школе, Но в живом труде науки Юных лет он вынес муки. В жизни стала год от году Крепче преданность народу, Жарче жажда общей воли, Жажда общей, лучшей доли. И, гонимый местью царской И боязнию боярской, Он пустился на скитанье, На народное воззванье, Кликнуть клич по всем крестьянам — От Востока до Заката: «Собирайтесь дружным станом, Станьте смело брат за брата — Отстоять всему народу Свою землю и свободу». Жизнь он кончил в этом мире — В снежных каторгах Сибири. Но, весь век нелицемерен, Он борьбе остался верен. До последнего дыханья Говорил среди изгнанья: «Отстоять всему народу Свою землю и свободу».

Он незнатной был породы, Он возрос среди народа, Но, гонимый местью царской, Злобной завистью боярской, Он обрек себя страданью. Казням, пыткам, истязаныо И пошел вещать народу Братство, равенство, свободу. И, восстанье начиная, Он бежал в чужие краи Из царева каземата, От кнута, щипцов и ката. А народ, восстать готовый Из-под участи суровой, От Смоленска до Ташкента С нетерпеньем ждал студента. Ждал его он поголовно, Чтоб идти беспрекословно Порешить вконец боярство, Порешить совсем и царство, Сделать общими именья И предать навеки мщенью Церкви, браки и семейство — Мира старого злодейство!

штампы

Вперед

— На новый год (1876 год)

Дело

— Н.П. Огарев. Героическая симфония Бетховена

память

В честь Огарева названы:

  • Мордовский государственный университет.
  • Улицы в ряде городов.

сочинения

  •  Огарев Н. П. Юмор. Поэма / Предисл. Я. Эльсберга. — М.; Л.: Academia, 1933. — 172 с.
  •  Огарев Н. П. Стихотворения / Ред. и примечания С. Рейсера и Н. Суриной. Вступительная статья С. Рейсера. — Б. м.:, Сов. писатель, 1937. — 289 с.
  •  Огарев Н. П. Стихотворения и поэмы / Вступит. ст. С. А. Рейсера и Б. П. Козьмина. Ред. и прим. С. А. Рейсера и Н. П. Суриной. — Л.: Сов. писатель, 1937. — Т. 1. — 426 с.
  •  Огарев Н. П. Избранные стихотворения и поэмы / Под ред. Я. З. Черняка. — М.: Гослитиздат, 1938. — 457 с.
  •  Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения : В 2-х т. К 75-летию со дня смерти. (1877—1952) / Под общ. ред. М. Т. Иовчука и Н. Г. Тараканова. Вступит. статья: Н. Г. Тараканов. «Мировоззрение Н. П. Огарева», Подбор, подготовка текста и примеч. Я. З. Черняка. — М.: Госполитиздат, 1952. — Т. 1. — 864 с. — (п.).
  •  Огарев Н. П. Избранные произведения: в 2-х т / Подготовка текста и примеч. Н. М. Гайденкова. Вступит. статья В. А. Путинцева.
    •  Огарев Н. П. Стихотворения // Избранные произведения: в 2-х т / Подготовка текста и примеч. Н. М. Гайденкова. Вступит. статья В. А. Путинцева. — М.: Гослитиздат, 1956. — Т. 1. — 491 с. — (п.).
    •  Огарев Н. П. Поэмы. Проза. Литературно-критические статьи // Избранные произведения: в 2-х т / Подготовка текста и примеч. Н. М. Гайденкова. Вступит. статья В. А. Путинцева. — М.: Гослитиздат, 1956. — Т. 2. — 540 с.
  •  Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения / Под общ. ред. М. Т. Иовчук и Н. Г. Тараканова. — М.: Гослитиздат, 1956. — Т. 2. — 683 с.
  •  Огарев Н. П. Стихотворения и поэмы / Вступит. статья, подгот. текста и примеч. С. А. Рейсера. — Л.: Сов. писатель, 1961. — 482 с. — (п.).

источники

  •  Тучкова-Огарева Н. А. Воспоминания: С 52 иллюстрациями / Вступит. ст., ред. и примеч. С. А. Переселенкова. — Л.: Academia, 1929. — 544 с. — (ил., портр).
  •  Тучкова-Огарева Н. А. Воспоминания / Подгот. текста, вступит. статья и примеч. В. А. Путинцева. — Л.: Гослитиздат, 1959. — 382 с. — (ил., портр).
  •  Либединская Л. Б. С того берега: Повесть о Николае Огареве. — М.: Политиздат, 1980. — 356 с. — (Пламенные революционеры).То же / Худож. М. Н. Ромадин. — М.: Политиздат, 1980. — 356 с. — (Ц.). / То же. — М.: Политиздат, 1985. — 356 с.
  •  Конкин С. С. Николай Огарев. Жизнь, идейно-творческие искания, борьба. — Саранск, 1982.
  •  Марфина Е. В., Сычев А. А. Николай Платонович Огарев. — Саранск, 2012. — 56 с. — (ил).
  •  Огарев Н. П. в воспоминаниях современников / Редкол.: В. Вацуро, Н. Гей, Г. Елизаветина и др. — М.: Худ.лит., 1989. — 543 с. — (ил.).
  •  Огарев Николай Платонович: Собрание сочинений. // Lib.Ru/Классика. — Дата обращения 20.08.2017.
  •  К 200-летию со дня рождения Н.П. Огарева.// Советская Россия.
image Эта статья входит в число хорошо оформленных статей.

Сноски

  1. 1,0 1,1  Г.Г. Елизаветина Н.П. Огарев // Огарев Н.П. Избранное / Сост., вступ. ст., подгот. текста и прим. Г.Г. Елизаветиной. — М.: Правда, 1983. — С. 3-18. — 448 с. — 200 000 экз.
  2.  Панаев И. И. Воспоминания о Белинском: (Отрывки) // И. И. Панаев. Из «литературных воспоминаний» / Ответственный редактор Н. К. Пиксанов. — Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1969. — 282 с. — (Литературных мемуары).
  3. ФЭБ: Путинцев. Огарев. — 1955 (текст). — Дата обращения: 20.09.2017.

Категории:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий