Первое русское кругосветное плавание — экспедиция Крузенштерна и Лисянского

<!-TBegin-><!-TEnd->Русский мореплаватель, капитан 1-го ранга (1809). В 1786 г. окончил Морской кадетский корпус.

[sms]

Участвовал в русско-шведской войне 1788-1890 гг., в 1790-1793 гг. служил на Балтийском флоте. В 1793-1799 гг. плавал на кораблях и участвовал в боевых действиях британского флота (в Северной Америке, Вест-Индии, Индии, Южной Африке). По возвращении в Россию участвовал в подготовке и осуществлении первой русской кругосветной экспедиции (1803-1806) на кораблях «Надежда» и «Нева» в качестве командира «Невы» (начальником экспедиции и командиром «Надежды» был И. Ф. Крузенштерн).

В августе 1803 г. корабли вышли из Кронштадта и до Гавайских островов следовали одним путём. Далее «Надежда» направилась на Камчатку, а «Нева» — к Аляске, где Лисянский пробыл свыше года. На обратном пути корабли встретились в Кантоне и вместе достигли Южной Африки, затем вновь разошлись. Переход от Кантона до Портсмута Лисянский впервые в истории мореплавания проделал безостановочно. В августе 1806 г. экспедиция вернулась в Кронштадт. Экспедиция обследовала малоизвестные районы Тихого океана, произвела наблюдения над морскими течениями, температурой, удельным весом воды, составила гидрографические описания берегов, собрала обширный этнографический материал. После окончания экспедиции Лисянский продолжал службу в Балтийском флоте; в 1809 г. вышел в отставку.

В честь Лисянского названы остров, открытый им в северо-западной части Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря и гора на о. Сахалин. [/sms]

—> Найдено 5 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

—> Лисянский Юрий Федорович

Лисянский, Юрий Федорович — путешественник (1784 — 1837). Вместе с И.Ф. Крузенштерном (и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в снабженном хорошим атласом «»Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах»» (СПб., 1812). Эту книгу сам Лисянский перевел на английский язык: «»A voyage round the World»» (1814).

Источник: Биографический словарь. 2008

—> ЛИСЯНСКИЙ Юрий Федорович (1773—1837) — российский мореплаватель, капитан 1-го ранга (1809). На военной службе с 1786 г., служил на кораблях Балтийского флота до 1793 г. Участник Русско-шведской войны 1788—1790 гг. В 1793—1799 гг. участвовал в боевых действиях британского флота в Сев. Америке, Вест-Индии, Индии, Южной Африке. Участвовал в подготовке и осуществлении первой русской кругосветной экспедиции (1803—1806). Командуя кораблем «Нева», впервые в истории мореплавания совершил безостановочный переход от Кантона до Портсмута. Экспедиция обследовала малоизвестные районы Тихого океана, составила гидрографические описания берегов, собрала обширный этнографический материал. По возвращении в Россию до 1809 г. служил на Балтийском флоте.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

—> ЛИСЯНСКИЙ Юрий Федорович

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

—>ЛИСЯНСКИЙ Юрий Федорович[2(13).8.1773, Нежин, Украина — 22.2(6.3).1837, Санкт-Петербург], мореплаватель, капитан 1 ранга (1809). На военной службе с 1786. Окончил Морской кадетский корпус (1786). В 1786-1793 служил на кораблях Балтийского флота. Участник русско-шведской войны 1788-1790. В 1793-1799 стажировался на кораблях английского флота и участвовал в его боевых действиях (в Северной Америке, Южной Африке, Индии, Вест-Индии). С 1800 командир фрегата. В 1803— 1806 участвовал в первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева» в качестве командира «Невы». В конце июля 1803 корабли вышли из Кронштадта, пересекли Атлантический океан, обогнув мыс Горн, вышли в Тихий океан и достигли Гавайских островов. Затем «Надежда» отправилась к Камчатке, а «Нева» — к Аляске, где пробыла больше года. На обратном пути корабли встретились в Кантоне (Гуанчжоу), вместе достигли Южной Африки и до Портсмута вновь следовали раздельно. В августе 1806 экспедиция вернулась в Кронштадт. За 3 года она обследовала малоизвестные районы Тихого океана, составила гидрографические описания берегов, собрала обширный этнографический материал. После экспедиции Лисянский продолжал службу на Балтийском флоте, с 1809 в отставке. Его именем названы открытый им остров в северо-западной части архипелага Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря и гора на острове Сахалин. Награжден орденами Св. Владимира 3 степени, Св. Георгия 4 степени.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

—>Лисянский, Юрий Федорович

image

— флота капитан І ранга; родился 2 августа 1773 г. в Нежине, умер 22 февраля 1837 г.; воспитывался в морском кадетском корпусе и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины; в 1788 г., во время войны со Швецией, был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате «Подражислав» участвовал в Гохландском сражении. Произведенный в 1789 г. в мичманы, он находился затем почти во всех главных битвах со шведами на море до окончания кампании в 1790 г. В 1793 г. Лисянский был произведен в лейтенанты и в том же году, по повелению императрицы Екатерины II, послан в числе 16-ти флотских офицеров в Англию служить волонтером в британском флоте. Пробыв там 5 лет, он сделал несколько морских кампаний, в том числе к берегам Сев. Америки, к мысу Доброй Надежды, в Ост-Индию, жил некоторое время в Филадельфии, неоднократно участвовал в сражениях с французами и в 1796 г., при взятии фрегата «Елизавета», контужен был в голову. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, он был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром фрегата «Автроил», а в 1803 г., за 18 морских кампаний, награжден орденом св. Георгия 4-го класса. В том же году вышел его перевод книги Клерка: «Движение флотов», и тогда же, по поручению Российско-Американской компании, Лисянский съездил в Лондон для покупки двух шлюпов, которые и были приведены им в Кронштадт; оба шлюпа назначены были в экспедицию вокруг света под начальством Крузенштерна. Снявшись с кронштадтского рейда, оба шлюпа — «Надежда» под командой Крузенштерна и «Нева» под командой Лисянского — 26 ноября 1803 г. перешли экватор и 8-го июля 1804 г., обогнув мыс Горн, достигли Сандвичева острова Овайги. Здесь Лисянский отделился от Крузенштерна, взяв самостоятельный курс к северо-западному берегу Америки на остров Кадьяк, затем он отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову в возвращении взятого и разоренного калошами города Новоархангельска. На обратном пути им были открыты острова «Лисянского» и «Крузенштерна». 21 ноября, прибыв в Макао, Лисянский соединился с Крузенштерном, откуда они вместе направились к мысу Доброй Надежды, и здесь снова расстались. Лисянский перешел в Портсмут и оттуда 26 июня 1806 г. вернулся в Кронштадт. За это путешествие он был произведен в капитаны 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10000 руб. В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля «Эмгейтен», а 8 января 1809 г., в чине капитана І ранга, вышел в отставку. В 1812 г. Лисянский опубликовал свое «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг.» (с подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском языке. Его значительная коллекция различных предметов тропических и других посещенных им стран, одежд, оружия и других редкостей после его смерти, по завещанию, поступила в Румянцевский музей.

«Русские портреты ХVIIІ и ХIХ в.», изд. в. кн. Николая Михайловича, т. V, № 250. — Леер, «Энциклопедия военных и других наук». — Военный энциклопедический лексикон.

А. Акимов.

{Половцов}

Лисянский, Юрий Федорович

(1773—1837) — путешественник. Воспитывался в морском корпусе вместе с И. Ф. Крузенштерном, с которым (и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в интересном, указывающем на недюжинную наблюдательность и снабженном хорошим атласом «Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг.» (СПб., 1812). Эту книгу сам Л. перевел на английский язык: «A voyage round the World» (Лонд., 1814). Кроме того, Л. перевел «Движение флотов» (СПб., 1803) Клерка.

{Брокгауз}

Лисянский, Юрий Федорович

— извест. рус. моряк. Род. в 1773 г., 15 л. выпущен из Мор. кадетск. корпуса «за мичмана» и тотчас же принял участие во всех главн. делах нашего флота против шведов в войне 1788—1790 гг. Произв. в лейт-ты, в числе 16 избранных Имп-цей Екатериной лучш. моряков, назнач. на воен. суда британ. флота. В 1794 г. отправился к берег. Сев. Америки на фр-те «L´Oiseau», участвовал в захвате каравана амер. коммерч. судов, находившихся под конвоем франц. фр-та «La Concorde», и во взятии воен. брига «Chigamoga». На фр-те «Topaz» в жаркой схватке с франц. фр-том «Elisabeth», окончившейся взятием последнего, Л. получил контузию в голову; в 1800 г. вернулся в Россию. В 1803 г., командуя шлюпом «Нева», принял участие в эксп-ции под начальством Крузенштерна, посланной Рос. Сев.-Амер. компанией для доставления в наши амер. колонии разл. материалов и установления сношений с Японией. Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время шторма у м. Горн разлучились и соединились вновь у о-ва Нука-Гива (Вашингтоновы о-ва). У Гавайск. о-вов суда опять разлучились. «Надежда» пошла на Камчатку, а «Нева» сперва на Гавайи, а потом к о-ву Кадьяк. Здесь, в порту Святого Павла, Л. получил известие от правителя Амер. компании Баранова о том, что туземцы под предвод-ством амер. матросов взяли Архангельск. укрепл. селение и перебили в нем всех жителей. Л. немедленно вышел на о-в Ситха, и при его содействии укрепление было взято Барановым. Покончив с этим делом, Л. занялся описью прилежащих о-вов и этнографич. исслед-ниями. В 1805 г. «Нева» была послана с товарами в Кантон и на пути туда 3 окт. среди океана внезапно стала на мель. Сбросив в воду ростры и карронады, облегченный шлюп стянули завозами на глубину, но в это время налетел сильнейш. шквал, и «Неза» вновь села на риф. Только пожертвовав якорями и нужнейш. вещами, ценой неимоверн. усилий, шлюп удалось стащить на глубину. Низкий корал. о-в. находящийся посреди опасн. мели и только слегка прикрытый травой, по настоянию экипажа «Невы», был назван о-вом Лисянского. Выйдя из опасн. положения и подняв сброшенные в воду грузы, Л. продолжал плавание. Вскоре был открыт еще корал. о-в, названный по имени начальника эксп-ции. В Кантоне Л. соединился с Крузенштерном, и оба шлюпа, взяв груз чая, фарфора и китайки, отправились в обратн. путь. У м. Доброй Надежды пасмурность их разлучила. Пользуясь благоприят. обстоят-вами, Л. решил идти в Европу, не заходя никуда по пути. Через 142 дня после выхода из Кантона «Нева» бросила якорь в Портсмуте. Все находившиеся на шлюпе люди были здоровы и не терпели ни в чем недостатка. По возвращении в Россию Л. был произведен в кап. 2 ранга, награжден орденом святого Владимира 3 степени, пожизн. пенсионом в 3 тыс. руб. и единоврем. выдачей от Рос. Сев.-Амер. компании 10 тыс. руб.; командой шлюпа ему была поднесена зол. шпага. После кругосветн. плавания Л. командовал еще неск. кораблями, отрядом и одно время всеми Имп. яхтами. В 1809 г. он вышел в отставку в чин. кап. 1 ранга. Умер в 1837 г. На могиле его на кладбище Алекс.-Невск. монастыря поставлен скромн. памятник (рисунок сделан при жизни самим Л.) из гранита, с чугун. якорем и оборванной цепью. В 1803 г. Л. издал переведенную им с англ. тактику Дж. Клерка под заглавием «Движение флотов», а в 1812—1814 гг. — описание своего кругосветн. путешествия на рус. и англ. яз., с атласом. Значит. коллекция одежд, оружия дикарей, раковин и т. п. передана в моск. музей гр. Румянцева.

{Воен. энц.}

Лисянский, Юрий Федорович

капитан 1-го ранга, мореплаватель и писатель, р. 2 апреля 1773 г., † 22 февраля 1837 г.

{Половцов}

Лисянский, Юрий Федорович

(2 авг. 1773 — 22 февр. 1837) — рус. мореплаватель. В 1786 окончил Морской кадетский корпус, в 1788—90 участвовал в швед. кампании. С 1793 по 1797 плавал на кораблях англ. флота (в Сев. Америку, Вест-Индию, Индию, Юж. Африку). По возвращении в Россию принял активное участие в снаряжении первой рус. кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева»; был назначен командиром «Невы»; командиром «Надежды» и начальником экспедиции был И. Ф. Крузенштерн (см.). В авг. 1803 корабли покинули Кронштадт и до Гавайских о-вов следовали одним путем. Далее «Надежда» направилась на Камчатку, а «Нева» — к Аляске, к-рой достигла в июле 1804. Л. пробыл свыше года в рус. владениях в Америке, деятельно способствовал их укреплению. На обратном пути корабли встретились в Кантоне и вместе достигли Юж. Африки, затем вновь разлучились. Переход от Кантона до Портсмута Л. впервые в истории мореплавания проделал безостановочно. В августе 1806 экспедиция вернулась в Кронштадт. Она установила новый путь к рус. владениям на Камчатке и Аляске, обследовала обширные малоизвестные районы Тихого ок., произвела наблюдения над морскими течениями, температурой, соленостью и плотностью воды, собрала обширный этнографич. материал, сохранивший значение до настоящего времени, составила гидрографич. характеристики и навигац. карты пройденных мест. После окончания экспедиции Л. продолжал службу в Балтийском флоте; в 1809 вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. В честь Л. названы: остров, открытый им в сев.-зап. части архипелага Гавайских о-вов, полуостров на сев. побережье Охотского м. и гора на о-ве Сахалин.

Соч.: Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803—1806 годах, М., 1947.

Лит.: Невский В. В., Первое путешествие россиян вокруг света, М., 1951; Лупач В. С., И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, М., 1953; Шведе Е. Е., К 150-летию первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского, «Известия Акад. наук СССР. Серия географическая», 1953, № 6.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Показать еще…

image    При имени Юрия Лисянского в памяти возникает облик храбреца, быть может, несколько своенравного и вспыльчивого, но волевого, настойчивого, умного. В отрочестве познал он морские сражения. Двадцати лет отправился в чужие края, плавал к Антильским островам, в Северную Америку, побывал в Индии и Южной Африке. Но все же самым значительным делом его бурной жизни был первый русский кругосветный поход, совершенный Ю. Ф. Лисянским вместе с И. Ф. Крузенштерном на кораблях «Надежда» и «Нева». Это замечательное во всех отношениях плавание счастливо закончилось в 1806 г. и принесло обоим капитанам широкую известность.    А три года спустя Лисянский подал в отставку. Почему? Его вынудили к тому адмиралтейские чиновники, которые под всяческими предлогами не хотели издавать ценнейший груд Лисянского о кругосветном путешествии. Юрий Федорович затворился дома и решил более никогда не возвращаться на военно-морскую службу, не вмешиваться ни в какие флотские дела. Отставкой Лисянского да годом его смерти и заканчиваются обычно жизнеописания выдающегося моряка-географа.    Однако документ, обнаруженный нами в Центральном государственном военно-историческом архиве, говорит, что был момент, когда старый путешественник, несмотря на все свои справедливые обиды, оставил домашнее уединение. Это случилось после ноябрьского наводнения 1824 г., после того стихийного бедствия, когда, по словам Пушкина, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась…    Петербург был сильно разорен наводнением. Особенно пострадал Васильевский остров. А на Васильевском острове больше всего досталось Главному гребному порту. Тогда-то, в трудную для Балтийского флота пору, Лисянский был назначен председателем особой комиссии «для устроения надлежащего порядка по порту». И он с жаром принялся за дело: руководил ремонтом и спуском на воду брига «Пожарский», галеры «Цитера», многих транспортов, исправлением маяка, портовых складов и других сооружений. Когда же все это было сделано, Лисянский, казалось, мог бы вернуться в привычную «отставную» колею. Он, однако, не успокоился.    Есть старое русское слово: «заботник». Звались так старатели и радетели, пекущиеся о нуждах других людей. Лисянский был подлинным матросским заботником. Он был им во все годы своей службы. Он был им и на шлюпе «Нева», пронесшем русский флаг под небом трех океанов. Он всегда испытывал чувство признательности и благодарности к «нижним чинам», чьим трудам столь многим обязана отечественная география. Поэтому-то, воспользовавшись кратким своим возвращением к служебной деятельности, Лисянский поспешил составить проект улучшения береговой жизни матросов-балтийцев.    «Казармы, – писал Лисянский, – хотя исправлены так, что по необходимости люди прожили прошедшую зиму, однакож с величайшей нуждою; а на будущее время казармы те без перестройки неблагонадежны; при том по неизменному положению места вода при возвышении до 5 фут под полы подходит, и живущие претерпевают великое беспокойство и вред здоровью». И предлагая устроить казармы по-новому и в другом месте, Лисянский говорит, что тогда «люди не потерпят никаких беспокойств, а служба всегда будет выполняема без остановок».    Мы не знаем, вняло ли Адмиралтейство матросскому заботнику. Но проект Лисянского интересен как свидетельство – и весьма яркое – нравственных качеств выдающегося моряка-исследователя.

  • ← К разделу

Марк Самойлович Лисянский (1913-1993) — русский советский поэт и автор текстов песен. Один из самых видных и почитаемых стихотворцев советской эпохи. В статье мы кратко остановимся на биографии Лисянского, расскажем об основных его произведениях. Кроме того, будут рассмотрены обе версии появления знаменитой песни о Москве.

Начало пути

Будущий поэт родился 13 января 1913 года (по старому стилю — 31 декабря 1912 г.) в городе Одессе. Его отцом был простой портовый грузчик. Образование Марк получал в Николаеве в одном из ФЗУ — семилетней школе Фабрично-Заводского ученичества. Первое стихотворение мальчика было опубликовано в 1924 году на страницах газеты «Красный Николаев». Оно было посвящено В.И. Ленину.

Трудовую деятельность молодой Марк Лисянский начал в том же городе, на местном судостроительном заводе, осваивая специальности жестянщика и судового разметчика. Но в начале 30-х годов его судьба круто изменилась — Лисянский стал студентом Московского института журналистики. Окончив его, он стал работать в Киевской, а затем в Ивановской редакциях газет.

Далее судьба связала молодого человека с Ярославлем — срочную службу, на которую он был призван, Лисянский проходил в этом городе, и там же остался после демобилизации. Работал корреспондентом местной молодежной газеты, время от времени публиковал стихи на страницах местных изданий, вступил в ВКПб.

Первый сборник Марка Лисянского — «Берег» — вышел небольшим по тем временам тиражом и увидел свет в 1940 году. Он не остался незамеченным — похвальной рецензией на его выход отозвался Ярослав Смеляков в «Литературной газете».

Во время войны

Марк Лисянский мог бы остаться в тылу — в 1941 году ему поручили дела областного отделения Союза Писателей СССР, но молодой человек записался добровольцем. Он командовал отрядом саперов, но в 1941-ом попал под бомбардировку в районе Смоленска, был контужен, сломал ногу и затем проходил лечение в ярославском госпитале. К тому времени когда Лисянский выписался, армия воевала уже на подступах к Москве. Это был один из самых трудных и трагических периодов в Великой Отечественной войне.

Возвращаясь в свою дивизию, проезжая прифронтовой город, который еще не так давно был нарядной столицей, молодой поэт написал ставшее знаменитым стихотворение «Моя Москва».

Из-за сильной хромоты Лисянский воевать уже не мог, поэтому был назначен корреспондентом в редакцию дивизионной газеты. Так что службу поэт продолжал в качестве спецкора этого и ряда других печатных изданий. Вместе с 43-ей армией Марк Лисянский и его жена, работавшая радисткой и корректором, были в Восточной Пруссии и Померании, поработали и в Польше.

Марк Лисянский — кавалер орденов Красной звезды, ордена Отечественной войны и нескольких медалей.

Послевоенный период

После победы, когда супруги переехали жить в Москву, стали выходить поэтические сборники Марка Лисянского: «Золотая моя Москва», «За весной весна», «За горами, за лесами».

Поэт жил и работал в Москве, был знаком со многими писателями и литераторами, своими современниками — Михаилом Светловым, Львом Ошаниным, Тамарой Жирмунской, Евгением Долматовским и др. Много и активно сотрудничал с известными советскими композиторами — в те годы песню на стихи Марка Лисянского с советской эстрады исполняли Владимир Трошин, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Юрий Богатиков и др.

В знак благодарности за долгий и плодотворный творческий труд поэт был удостоен правительственными наградами.

Марк Самойлович Лисянский скончался в 1993 году. Его могила находится на Ваганьковском кладбище.

«Золотая моя Москва!»

Марк Лисянский увековечил свое имя в истории как автор слов «Гимна Москвы». Правда, официальным гимном песня была утверждена лишь в 1995 году, однако в советской время она оставалась одной из самых популярных и часто исполняемых и с эстрады, и в народе. Вот наверняка всем известный начальный фрагмент ее текста:

Я по свету немало хаживал,

Жил в землянке, в окопах, в тайге,

Похоронен был дважды заживо,

Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвою привык я гордиться

И везде повторял я слова:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Эта песня многократно исполнялась такими выдающимися мастерами эстрады как Зоя Рождественская, Марк Бернес, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина и многие другие исполнители, включая хоры и ансамбли.

Вкратце история ее создания такова. Написанное Лисянским в 1941 году, стихотворение о Москве было опубликовано лишь в 1942 году журналом «Новый мир». Это произошло из-за эвакуации редакции в Куйбышев.

Вернувшись в дивизию, Лисянский предложил текст энтузиастам местной самодеятельности. Из него довольно быстро сделали песню, положив стихи на простую, незамысловатую мелодию. Но в 1942 году сам Исаак Дунаевский, прочитав стихотворение в «Новом мире», вдохновился и написал музыку (причем ноты были записаны им прямо на листах журнала). Поскольку он не мог связаться с Лисянским, попросил звукорежиссера Сергея Аграняна подредактировать текст. Тот дописал несколько дополнительных строф — и песня была готова. Частично она была посвящена военным будням, поэтому текст ее в мирное время несколько раз дописывался и редактрировался.

Впервые исполнила песню певица Марина Бабьяло с ансамблем под управлением Дунаевского — премьера состоялась в Центральном Доме культуры железнодорожников. Затем в исполнении того же музыкального коллектива песня с триумфом прозвучала на одном из правительственных концертов, она понравилась Сталину, и вскоре была выпущена грампластинка. Предварительно Радиокомитет попросил снова внести изменения в текст, так в нем появились слова о Сталине:

Над Москвою в сиянии славы

Солнце нашей победы взойдет.

Здравствуй город Великой Державы,

Где любимый наш Сталин живет…

По другой версии…

Были сведения, что начальный вариант стихотворения «Я по свету немало хаживал…» был написал Сергеем Аграняном. Он показал его поэту Марку Лисянскому, бывшему тогда проездом в Москве. Тому оно якобы понравилось и он, отредактировав его, отдал сразу Дунаевскому для того, чтобы тот написал музыку.

Так это или нет, но, бесспорно, что следующие строфы «журнального варианта» дописывал по просьбе Дунаевского все же Агранян.

Споры об авторстве еще шли довольно долго, пока в конце концов на собрании Бюро Московского отделения Союза писателей в 1965 году не было вынесено постановление о соавторстве. То есть, согласно официальной версии, авторами текста песни являются двое — Марк Лисянский и Сергей Агранян. Видимо, это был тот редкий случай в поэзии, когда авторы работали над одним стихотворением, не ставя друг друга в известность.

image

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов. Плавание Крузенштерна и Лисянского — это начало новой эры в истории русского мореплавания

image
Маршрут и карта кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Совершить первое кругосветное плавание в истории российского флота. Доставить-забрать товары из Русской Америки. Установить дипломатические контакты с Японией. Показать выгодность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай. Доказать выгоду морского пути из Русской Америки в Петербург в сравнении с наземным. Провести различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции.

imageЭкспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда», водоизмещением 450 тонн, длиной 35 метров. Приобретен в Англии специально для экспедиции. Корабль был не новый, однако вынес все трудности кругосветного плавания. Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева», водоизмещение 370 тонн. Куплен там же специально для экспедиции. Вынес все трудности кругосветного плавания, после был первым российским кораблем, посетившим Австралию в 1807 г. Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил поднять на них военные флаги Российской империи. Содержание одного из кораблей император принял на свой счет, а расходы по эксплуатации другого взяла на себя Российско-Американская компания и один из основных вдохновителей экспедиции граф Н.П.Румянцев.

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна

А в июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба. Исследования, проведенные Крузенштерном и Лисянским, не имели аналогов. По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

image
Слева — Иван Фёдорович Крузенштерн. Справа -Юрий Фёдорович Лисянский

Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

А вот дальнейшая судьба парусников «Надежды» и «Невы» сложилась не очень удачно. О «Неве» известно лишь то, что судно в 1807 году посетило Австралию. «Надежда» же погибла в 1808 году у берегов Дании. В честь шлюпа «Надежда» названо российское учебное парусное судно — фрегат «Надежда». А имя ее по истине великого капитана носит легендарный барк «Крузенштерн».

Фильм «»Нева» и «Надежда». Первое русское плаванье кругом света». Канал «Россия»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий