Последняя звезда Российской империи… – Я люблю тебя жизнь…И надеюсь… — LiveJournal

image Она решилась пойти в актрисы в 21 год, после того как муж Владимир Холодный ушел на фронт. В 1914 году Вера пришла в мастерскую «Тимана и Рейнгарда», где режиссер Владимир Гардин снимал «Анну Каренину». В этом фильме она снялась в роли итальянки-няни и в эпизоде на балу. Гардин не увидел в ней актерского таланта, но Тиман дал Вере рекомендательное письмо к Евгению Бауэру, режиссеру-художнику конкурирующей фирмы «Ханжонков и Kо». Ему для картины «Песнь торжествующей любви» (вышел в 1915 г.) по повести И. С. Тургенева нужна была женщина необыкновенной красоты и только, актерский талант по сути не требовался, так как героиня двигалась под гипнозом. Роль Елены в это фильме прославила начинающую актрису, сам фильм имел оглушительный успех. По сути именно Евгений Бауэр открыл Веру Холодную и научил ее играть, никакого актерского опыта у нее не было. Девизом режиссера, который начинал как театральный декоратор, было «прежде всего красота, потом правда», и красота Веры Холодной отлично вписывалась в его стилистику: «красивая женщина среди красивых вещей, красивых мужчин и красивых страстей, иногда, в конце — красивая смерть» (Т.Д.Цидина). Советская критика, страшно далекая от эстетики декаданса, напишет о таких фильмах сурово: image «В салонных драмах действие происходит либо в социальных верхах — среди титулованной знати, помещиков, буржуазии, буржуазной интеллигенции,—либо в мире преуспевающих писателей, модных художников, популярных артистов. События развертываются в аристократических особняках и роскошных квартирах, в загородных виллах и дворянских имениях, на курортах и скачках, в пышных будуарах знаменитых артисток и в обширных студиях прославленных скульпторов, в окружении старинной мебели, дорогих портьер, экзотических цветов. В салонных драмах действуют безукоризненно одетые мужчины с многозначительным взглядом («аристократы рода» и «аристократы духа») и неотразимые роковые женщины. Они никогда не работают, не занимаются каким бы то ни было общественно полезным делом. Их удел «красивая» жизнь и любовные томления: они влюбляются и влюбляют в себя, женятся и выходят замуж, изменяют и страдают от ревности. В борьбе за жизненные блага они вступают в выгодные браки, подделывают векселя, поступают на содержание к старикам и старухам, отравляют богатых бездетных тетушек, сохраняя при этом безукоризненную внешность и сердце, раскрытое для пламенной страсти». «Кинорепертуар 1914—1917 годов был антигуманистическим, антинародным, антиреалистическим. Он уводил зрителя от важнейших вопросов жизни, затемнял его сознание и тем выполнял реакционную политическую функцию». (Н.А. Лебедев. «Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 – 1934 годы») Впрочем, с другой точки зрения, в этом их очарование и состоит. Кадр из фильма «Жизнь за жизнь», Вера Холодная и Витольд Полонский Кадр из фильма «Жизнь за жизнь», Ольга Рахманова, Иван Перестиани и Вера Холодная В 1916 году Вера Холодная ушла от «Ханжонков и Kо» в киноателье Д.Харитонова, вслед за режиссером Петром Чардыниным и своими основными партнерами: Владимиром Максимовым и Витольдом Полонским. В 1917-1918 гг., несмотря на революцию, народ ломился в кинотеатры на фильмы Холодной, а репертуар снимаемых картин изменился слабо, доминировали все те же «салонные мелодрамы». В 1918 году она уехала вместе с киноэкспедицией в Одессу, где было снято 4 фильма с ней. Ее звали сниматься за рубежом, но она отказывалась «расстаться с Россией». В январе 1919 года она неожиданно заболела «испанкой» (гриппом) и в начале февраля умерла. Как обычно в таких случаях, в эту обыденную версию никто не поверил, ходило немало фантастических слухов о насильственной смерти, что ее отравил ревнивый французский консул или белые за то, что она была шпионкой красных. У Веры Холодной было две сестры: Надежда, которая вышла замуж за грека и вместе с детьми Веры уехала в Стамбул, и Софья, которая осталась в Одессе и стала балериной. Муж Владимир пережил ее недолго, его арестовали и расстреляли. По воспоминаниям современников и сестры Софьи, Вера Холодная сильно отличалась от своего экранного образа, не была замечена в скандалах, была простой и приветливой в общении, не страдая «звездной болезнью». Впоследствии ее фильмы забылись, а в памяти народа остались только знаменитые стихи Вертинского, посвященные ей («Ваши пальцы пахнут ладаном» и др). Советская кинокритика по большей части осуждала дореволюционные фильмы как низкопробные салонные мелодрамы, а кумиру миллионов Вере Холодной вообще отказывала в актерском таланте, несмотря на то, что сам Станиславский, посмотрев с ней картину «Живой труп», звал ее в труппу МХТ на роль Катерины в «Грозе». «На экранах появились счастливые обладатели эффектной «фотогенической» внешности, которая, компенсируя отсутствие большого актерского мастерства, выдвигала их в «королей» и «королев» экрана. Так засверкало целое созвездие «киносветил»: В. Холодная — красивая, но посредственная и безжизненная «кинонатурщица», В. Полонский — внешне привлекательный, но вялый, бестемпераментный исполнитель ролей любовников, В. Стрижевский — напоминавший «красавцев» с конфетных коробок, и десятки других». «Среди женских «звезд» наибольшей популярностью пользовались: II. Лисенко — ранний тип «вамп», женщины-хищницы, соблазнительницы, самки, каждым своим движением обращающейся к сексуальному чувству зрителя; В. Холодная — красивая, но маловыразительная актриса, исполнительница ролей женщины-куклы, женщины-игрушки, пассивной жертвы чужих страстей и несчастных случайностей; В. Коралли — прима-балерина Большого театра, много снимавшаяся у Ханжонкова, ритмичная и хорошо двигавшаяся, но совершенно беспомощная в выражении чувств героинь; 3. Баранович, 3. Карабанова, А. Ребикова, Н. Рутц — актрисы средних способностей, но усиленно выдвигавшиеся в премьерши той или другой фирмой». (Н.А. Лебедев. «Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 – 1934 годы») Кадр из фильма «Дети века», Вера Холодная и Арсений Бибиков Кадр из фильма «Жизнь за жизнь», Вера Холодная и Витольд Полонский В сохранившихся фильмах Вера Холодная играет очень похожих героинь, неверных жен и невест. Ее соблазняют и у нее нет сил сопротивляться любви, страсти, влечению или деньгам. Но она не вероломна, не коварна, нередко глубоко переживает свое падение. Настоящая героиня декаданса, слишком красивая, слишком слабая, но слишком гордая, может быть, слишком женщина (особенно для строгой советской морали). «Жизнь за жизнь» Вера Холодная и Осип Рунич, «Молчи, грусть… молчи» «Дети века» Если не судить строго и учитывать особенности нашего «начинающего» кино, то можно получить от просмотра массу удовольствия. А заодно и окунуться в моду второй половины 1910-х годов (Посмотрите фотогалерею выставки  «Москва. Мода и революция» на нашем сайте). Женщины уже практически все сбросили с себя иго корсета, обязательные шляпки уже не такие большие как в самом начале века, но все еще достаточно вычурные и фантазийные. Юбки поднялись уже чуть выше щиколоток, как правило, расклешенные, платья многослойные, украшены кружевом и оборками, из украшений заметны жемчуг, броши, ленты-чокеры, цветы. В быту многие героини носят белые блузы с юбкой, такой ансамбль позиционируется журналами как домашний для молодых девиц, строгие платья без отделки. Кадр из фильма «Миражи» Кадр из фильма «Жизнь за жизнь» Во всех сохранившихся фильмах у Холодной одинаковая фирменная небрежная, чуть растрепанная прическа, челка и драматический макияж. «Дети века» (1915), режиссер Евгений Бауэр Вера Холодная играет Марию Николаевну, хорошенькую жену служащего банка (Иван Горский), в которую влюбляется банкир Лебедев (Арсений Бибиков). Приятельница Марии Лидия Верховская (В.Глинская) пытается всячески их свести. Это не Вера Холодная, но платье уж больно примечательное «Жизнь за жизнь» (1916), режиссер Евгений Бауэр Благодаря этому фильму можно сравнить игру профессиональной театральной актрисы Лидии Кореневой (в роли Муси Хромовой) и Веры Холодной (Ната Хромова). Критики считали, что Вера переиграла Лидию, но, на наш взгляд, это не совсем так, Коренева, безусловно, очень талантливая актриса, и ее игра выглядит вполне современно, в то время как Вера Холодная по сравнению с ней карикатурно заламывает руки и закатывает глаза. В этом фильме также интересно наблюдать за игрой Ольги Рахмановой (мать Муси и приемная мать Наты) и Ивана Перестиани (купец Журов). В титрах также указан и художник (постановщик и по костюмам) — это Алексей Уткин. Он после революции сделает неплохую карьеру в советском кино, из интересных картин с его участием назовем «Веселые ребята» (1934), «По щучьему веленью» (1938), «Конек-горбунок» (1941). Костюмы в фильме превосходны, мать Громова одета немного старомодно — утянута в корсет, юбка более длинная, силуэт ее платьев более приталенный, что было модно в начале века. Ее дочки на праздник одеваются в белые кружевные многослойные платья, дома ходят в белых блузах и темных юбках. Любопытно свадебное платье Наты: с заниженной линией талии, оно ближе к модным прямоугольным силуэтам 1920-х гг. У сестер-невест головы покрыты фатой, поверх которых надеты скромные цветочные веночки. Выйдя удачно замуж, Ната одевается интереснее, чем в девичестве: у нее фантазийная шляпа с перьями, плащ с оборками, кружевное платье с вышивками и оборками. В драматических сценах героиня Холодной, как обычно, в черном, который подчеркивает ее переживания и страдания. «Миражи» (1915), режиссер Петр Чардынин И снова Вера Холодная в роли небогатой и красивой девушки Марианны, талантливой чтицы и актрисы. За ней волочится богатый и порочный красавец (Витольд Полонский, сын миллионера Дымова), которого она в итоге и предпочтет, бросив очень порядочного, серьезного, но бедного жениха Сережу (Андрей Громов). Ее мать опять играет Ольга Рахманова, в том же амплуа серьезной, любящей и переживающей за счастье дочери матери. Марианна играет богемную красавицу, и гардероб в целом этому образу соответствует. Черные платье с небольшой отделкой и бархоткой на шее, белая пышная блуза с темной широкой юбкой, объемное пальто с покатыми плечами, в которых тело кажется спрятанным. На елку героиня Холодной надевает белое, кружевное, сильно декольтированное платье, украшенное цветами на поясе. Покатые плечи едва прикрыты прозрачным кружевом. В фильме мы также видим ее в одном из театральных нарядов — в костюме феи Раутенделейн («Потонувший колокол» Г.Гауптмана), в длинном прямом платье, с длинной бахромой на груди. На актрисе парик с длинными косами и сеточка на макушке. Средневековый германо-скандинавский наряд сквозь призму Модерна. Роль эта неслучайна, ведь юная Раутенделейн — невероятно красивая, притягательная, увлекающая главного героя из семьи, она идеал совершенства и муза художника (эту пьесу, кстати, в 1898 году поставил К.Станиславский в МХТ, фею играла знаменитая М. Андреева). Став актрисой и любовницей богача Марианна может позволить себе более богемные, открытые и модные наряды из самого тонкого кружева. «Молчи, грусть… молчи…» (1918), режисер Петр Чардынин Художник картины — Алексей Уткин, о котором мы уже писали выше. В одном из эпизодов, возможно, снялась легендарная Надежда Ламанова, играющая по сути саму себя (Ламанова обшивала императорскую семью, аристократию, актрис, создавала костюмы для спектаклей МХТ и театра Вахтангова, для фильмов). В костюме циркачки Вера Холодная демонстрирует свою фигуру (обычно скрытую в просторных нарядах по моде того времени). Кстати, обратите внимание на небольшую оплошность художника. Вот она в цирковом костюме с белыми оборками на плечах и открытым декольте с двумя бретелями, а вот она через минуту приходит пристыдить мужа за пьянку, и белые оборки уже превратились в воротник. Когда она выходит из комнаты снова за кулисы цирка оборки опять возвращаются на плечи. Открытка с Верой Холодной в костюме из фильма Естественно, циркачка небогата, и ее гардероб составляют очень простые вещи: белая блуза, темная юбка, небольшая белая косынка. После ухода из цирка она одевается и того хуже: в темные поношенные блузы, черную шаль. Но став содержанкой, она может позволить себе дорогие вещи. И вот мы видим на Поле белые, летящие, многослойные платья с перьями, с фантазийными оборками, цветами на поясе, жемчужные бусы. Платье «от Ламановой» — с фантазийным пестрым принтом и темной юбкой, прямое. Поверх него героиня надевает белое объемное пальто с крупным цветочным узором, очень похожим на пассифлору (и это было бы очень кстати и забавно, поскольку passio — страдание, flos — цвет, на русском, страстоцвет) и меховым воротником. Смена любовника не приносит Поле ни счастья, ни стабильности. Она одета скромно, а в конце фильма — снова в черном. У фильма было продолжение, и хотя оно не сохранилось, по уцелевшим данным, Полу ждал третий любовник, который и должен был принести ей умиротворение. Эпизод с модисткой (предположительно, Н.П.Ламанова) Эпизод с модисткой (Н.П.Ламанова) Это же пальто на фотооткрытке Судьба Веры Холодной послужила вдохновением для картины Никиты Сергеевича Михалкова «Раба любви» (1975), которую предваряла запутанная история с незаконченным фильмом «Нечаянные радости» Рустама Хамдамова. Но это уже совсем другая история — «Шляпка и немножко нервно / «Нечаянные радости» и «Раба любви» (1975) Поделиться “Вера Холодная — королева экрана”

Вера Холодная

Вера Васильевна Холодная – первая русская киноактриса, ставшая в начале XX века кумиром многочисленных почитателей «новорожденного» российского синематографа. Фильмы с ее участием, наиболее известными из которых являются «Песнь торжествующей любви», «Позабудь про камин…», «Молчи, грусть, молчи» и «Последнее танго», пользовались в свое время бешеным успехом. Сегодня же эти картины представляют интерес лишь для киноведов.

Вера Левченко (в замужестве Холодная) родилась в 1893 году на Полтавщине, в семье, совершенно далекой от искусства. Уже в детские годы Вера выделялась среди сверстниц и сестер своей изысканной красотой: черные волосы и большие голубые глаза на чуть смугловатом лице давали изумительное сочетание. Несмотря на прекрасные внешние данные, родители не прочили дочери великого будущего. Более того, домашние ее частенько поддразнивали, называя «полтавской галушкой» за невероятный аппетит.

В начале 1900-х годов семья Левченко перебралась в Москву, и жизнь Веры несколько изменилась. Родители, поддавшиеся влиянию владевшей в то время умами всей московской интеллигенции балетомании, отдали 10-летнюю дочь в балетную школу Большого театра. Но не суждено было Вере стать балериной: бабушка, считавшая всех артисток балета кокотками, воспротивилась уготованной внучке судьбе, и девочка перестала посещать занятия.

Но знакомство с праздничной атмосферой театра не прошло для Веры даром, ее увлечение сценой вскоре переросло в настоящую любовь. После долгих уговоров родители все же разрешили дочери посещать театральную студию, организованную молодыми актерами Московского Художественного театра. Здесь Вера не только постигала тайны актерского мастерства, но и училась самостоятельно мыслить. Она уже не была той маленькой девочкой, безропотно подчинявшейся требованиям родителей, она превращалась во взрослую девушку со своим особым образом мыслей.

Умная и в то же время красивая молодая особа всегда была окружена многочисленной толпой поклонников. К некоторым из них Вера была благосклонна, ухаживания других сразу же отвергала.

Знакомство на выпускном балу в гимназии с Владимиром Холодным резко изменило жизнь будущей кинозвезды. Вера сразу же обратила внимание на симпатичного студента юридического факультета Московского университета, юноша тоже не смог устоять перед бездонными голубыми глазами черноволосой красавицы.

Отношения, начавшиеся на балу, вскоре переросли в страстную любовь. Молодые люди уже не могли жить друг без друга, и Владимир сделал Вере предложение. Она с радостью дала свое согласие, но браку дочери с начинающим юристом воспротивились родители. Не такую партию они искали для красавицы Веры.

Недовольство по поводу раннего брака высказывали и родные Владимира – дед Макар Петрович и отец Григорий Макарович. И все же любовь молодых людей оказалась настолько сильной, что, нарушив родительский запрет, в 1910 году они поженились. Счастливые молодожены поселились в небольшой квартирке, которую снимал Владимир. Вера во всем помогала мужу, и, наверное, во многом благодаря ей Владимир сумел с отличием закончить университет.

Фактически они прожили вместе лишь четыре года, но какие это были годы… Вера и Владимир дня не могли обойтись друг без друга, случались, конечно, и ссоры, но супруги быстро улаживали возникавшие конфликты.

Жизнь Холодных была наполнена увлекательными рискованными приключениями. Неожиданно для всех Владимир оставил работу в одной из популярнейших московских юридических фирм и начал издавать первую в России газету для автолюбителей под названием «Авто». А вскоре он увлекся автомобильными гонками.

Вера Холодная

Вера, считавшая новое занятие мужа очень опасным (Владимир дважды попадал в аварии), все же не противилась ему.

Напротив, она во всем поддерживала супруга, и это, наверное, можно считать лучшим доказательством ее любви. Зная наверняка, что после выздоровления пострадавший во время гонок Владимир опять сядет за руль своего автомобиля, Вера молча ухаживала за ним.

Но счастливая мирная жизнь закончилась в одночасье, когда 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Оставив молодую жену с маленькой дочерью на руках, Владимир ушел на фронт добровольцем.

Заботы прибавились. Вере приходилось быть крайне экономной, чтобы растянуть оставленную мужем сумму денег на длительный срок. Единственным развлечением для нее (и, наверное, второй большой любовью) стал кинематограф. Именно тогда, в первые недели войны, Вера увидела фильм «Ангелочек» с Астой Нильсен в главной роли. Эта датская актриса навсегда стала для русской звезды немого кино кумиром и предметом обожания.

С началом Первой мировой войны закупки иностранных кинолент прекратились, что оказало некоторое положительное влияние на развитие отечественной киноиндустрии. В Москве и Петербурге открывались многочисленные кинофабрики, выпускавшие ленты с душещипательными любовными историями. Производство таких картин вскоре было поставлено на поток, в год выпускалось около десятка кинолент, пользовавшихся спросом у непритязательного российского зрителя.

В отличие от заграничных в российских кинокартинах, как правило, снимались не профессиональные актеры, а любители. На дверях всех киностудий висели объявления с приглашениями принять участие в съемках той или иной картины (естественно, за роль полагалось денежное вознаграждение).

И однажды мысль попробовать себя в качестве киноактрисы промелькнула в очаровательной головке Веры Холодной. Любительские занятия в театральной студии придали ей уверенности в своих силах, и вскоре Вера поспешила в павильон фирмы «Тиман и Рейнгард», где готовился к съемкам фильм режиссера Владимира Гардина «Анна Каренина».

Начинающая артистка не произвела на Гардина должного впечатления, только из жалости он дал ей маленькую роль в фильме, а по окончании съемок направил с рекомендательным письмом к своему конкуренту, режиссеру Евгению Бауэру.

Все картины этого постановщика отличались необыкновенной красотой. Действительно, у Бауэра был вкус, он умел подбирать не только интерьеры, мебель и костюмы, но и актеров. Правда, отбор велся по принципу красивости. И нет ничего удивительного в том, что очаровательная брюнетка с большими выразительными глазами и точеной фигурой произвела на режиссера сильное впечатление. Таким образом, именно благодаря своей внешности, а не актерским способностям Вера Холодная получила главную роль в фильме «Песнь торжествующей любви».

Выход на экраны новой картины был тепло встречен зрительской аудиторией, желающих посмотреть на красивую актрису не убавлялось, и они буквально штурмом брали кассы кинозалов. Вера Холодная стала одной из самых популярных киноактрис 1910-х годов, кумиром миллионов поклонников. Женщины старались во всем подражать ей: носили такие же прически, так же подводили брови и глаза.

Это была настоящая слава. Однако, узнав о тяжелом ранении мужа, Вера сорвала съемки очередного фильма и уехала в госпиталь, где находился Владимир. Его состояние было очень тяжелым. Несмотря на все усилия врачей, мужчина не приходил в сознание. Переступив порог палаты, Вера сразу же увидела любимого. Неподвижно лежащий, с закрытыми глазами, бледный, обмотанный бинтами, он показался ей таким родным и беззащитным. Слезы навернулись ей на глаза, когда, присев на край кровати, она взяла мужа за руку. «Из глубины взываю к тебе, Господи», – эту молитву Вера твердила, как заклинание. Она надеялась, что Бог услышит ее слова и не позволит Владимиру умереть.

И Господь действительно услышал просьбу женщины: на седьмой день Владимир открыл глаза. И первое, что он увидел, очнувшись, – склоненное над ним лицо любимой жены. Только неделю смогла Вера провести рядом с мужем. Она бы задержалась и на больший срок, но беспокойство об оставленной на попечение родных дочери и катастрофически таявшие день ото дня деньги заставили ее возвратиться в Москву.

Вера продолжала поддерживать связь с мужем, периодически от него приходили письма, сначала из госпиталя, затем с фронта.

Однажды на пороге квартиры Холодных возник невысокий, тщедушный молодой человек, представившийся солдатом санитарного поезда Александром Вертинским. Передав письмо от Владимира, он удалился. Но через несколько дней этот случайный почтальон снова посетил Веру и стал приходить каждый день.

Александр садился на диван и, не говоря ни слова, смотрел на прекрасную брюнетку, которую боготворила вся знакомая с отечественным кинематографом Россия. Именно ей, Вере Холодной, ставший в дальнейшем знаменитым композитор посвятил свои песни «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «В этом городе шумном…».

Тем временем Вера вернулась в кино. Знаменитые режиссеры 1910-х годов наперебой приглашали ее сниматься в своих фильмах, полагая, что присутствие этой актрисы в их картинах станет залогом успеха. И действительно, все киноленты с участием Веры Холодной публика встречала на «ура».

Стоит отметить, что режиссеры часто шли на уступки Вере, ее привилегированное положение в киномире позволяло диктовать свои условия. Так, нередко она сама выбирала себе партнеров, и не всегда это были рослые красавцы с великолепными усами и роскошной шевелюрой.

За три года актриса снялась более чем в 80 фильмах, сюжеты которых во многом напоминали тот, что был положен в основу картины «Пламя неба»: вдовый профессор астрономии женится на своей ученице, курсистке Тане. Вскоре между девушкой и сыном профессора Леонидом вспыхивает страстное чувство. Однажды во время прогулки молодые люди были застигнуты грозой и спрятались в сторожке лесника. Тут они впервые поцеловались, но это был их первый и последний поцелуй. От удара молнии сторожка загорелась, и влюбленные погибли: так высшие силы наказали их за грех.

Фильм «Пламя неба» имел ошеломляющий успех, поскольку публика действительно с интересом смотрела мелодраматические истории о несчастной любви. Успех во многом объяснялся и прекрасной игрой таких выдающихся актрис, как В. Н. Пашенная, А. Г. Коонен, Т. П. Карсавина, однако их популярность не шла ни в какое сравнение с грандиозным успехом Веры Холодной – признанного кумира многочисленных поклонников. Жизнь знаменитой киноактрисы изменилась в 1917 году. Известия от любимого мужа не поступали. Россия переживала тяжелые времена двух революций и иностранной интервенции.

Казалось, в разрушенной стране интерес к кинематографу, демонстрирующему истории любви блистательных аристократок и коварных обольстительных красавцев, должен угаснуть. Но в действительности все было наоборот: чем беднее становился народ, тем больше зрителей получал отечественный кинематограф.

Однако вести съемки новых фильмов на фоне царившей в Москве разрухи не представлялось возможным. И в конце 1918 года Вера Холодная вместе со всей семьей, актерами и режиссерами отправилась в Одессу. Там планировалось начать съемки нового фильма о красивой любви.

Но замыслам участников киноэкспедиции не суждено было сбыться. В Одессе высадились интервенты, и без того неспокойная обстановка еще больше накалилась. Весь отснятый материал погиб в ходе пожаров, а восстановить его съемочная группа не успела.

Во время одного из выступлений перед солдатами Вера Холодная почувствовала себя плохо. К вечеру у нее поднялась высокая температура, начался жар, налицо были все признаки испанки – тяжелого заболевания, от которого в те годы не было спасения.

В газетах ежедневно появлялись сообщения о состоянии здоровья Холодной, а одесситы выдвигали свои версии о причинах неожиданной болезни знаменитой актрисы.

Вера Холодная скоропостижно скончалась 16 февраля 1919 года, что породило новую волну слухов: одни называли Веру французской шпионкой, которую расстреляли красные; другие утверждали, будто она была агентом ЧК и ее с помощью смертельного запаха белых лилий убил французский консул Энно; третьи полагали, что актриса стала жертвой своего ревнивого мужа, о котором, кстати говоря, давно не было ни слуху ни духу.

Навсегда умолкшая королева немого кино уже ничего не могла сказать в свое оправдание и опровергнуть лживые слухи. Это сделал за нее влюбленный Александр Вертинский, написавший после смерти актрисы замечательные строки:

Ваши пальцы пахнут ладаном,

А в ресницах спит печаль,

Ничего теперь не надо Вам,

Ничего теперь не жаль…

Вера Холодная прожила всего 26 лет, 4 из которых отдала кинематографу. Но недолгая жизнь этой красивой женщины, яркой звезды отечественного кинематографа 1910-х годов, была наполнена большой любовью – к мужу, к семье, к ребенку и, конечно же, к кино.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Знаменитости и мода fashion news 25-03-2011, 08:14

Актриса Вера Холодная

Вера Холодная биография и лучшие фотографии, а так же о ее красоте, предпочтениях в моде и стиле. Единых стандартов красоты, неизменных во все времена, не существует. И у всех народов взгляд на женскую красоту весьма различен. Однако наши российские женщины – одни из самых привлекательных женщин мира. И это не сугубо личное мнение, а подтверждённое фактами жизни.

Русские красавицы славились всегда белизной кожи, голубизной глаз, высокими скулами и роскошными волосами.

Звезда немого кино Вера Холодная воплотила в себя именно такой образ. Вера Холодная была не просто красива, она обладала небесной красотой. Особенно привлекали внимание ее глаза – огромные, серые, с поволокой, истинно русские глаза. Она была не только прекрасна, но и умна, и обаятельна, талантлива, и любима. В то время кино считалось пустой забавой, но для разгона желающих попасть на фильм с ее участием приходилось вызывать отряд конных драгун.

Вера Холодная не раз получала приглашения сняться в Голливуде. А фото и открытки с ее изображениями (в мехах, вечерних платьях, шляпках и цыганских нарядах) пользовались огромным успехом, заменяя женщинам глянцевые журналы.

Она одевалась в наряды Надежды Ламановой. А кроме того сама Вера придумывала интересные фасоны. С изысканным и оригинальным вкусом она подбирала отделку, ткани и аксессуары, умела из обыкновенного простенького платья сделать роскошный вечерний наряд. Сама украшала шляпки, вышивку корсажа. А необыкновенный восточный тюрбан, украшавший голову, делал её ещё более неотразимой. Вера Холодная стала законодательницей моды того времени. Королева немого кино – так называли Веру Холодную, сводила с ума сильную половину человечества. Ее можно назвать первой русской звездой.

Вера Холодная стала объектом подражания. Её фото печатаются в журналах, она позирует в роскошнейших нарядах. Ею восхищался поэт и певец Александр Вертинский, который посвятил Вере множество стихов и песен.

Вера Холодная скоропостижно скончалась в 1919 году в Одессе. Ей было всего 26 лет. Похоронена на Первом христианском кладбище Одессы. Сейчас этого кладбища нет… В сентябре 2003 года на улице Преображенской, где жила и скончалась Вера Холодная, ей поставлен памятник.

Ваши пальцы пахнут ладаном И в ресницах спит печаль. Ничего теперь не надо Вам, Никого теперь не жаль…

Актриса Вера Холодная

нравится 15 Рассказать друзьям: Подписка

Комментарии и Отзывы

Добавить комментарий Похожие материалы 20 лучших свадебных платьев Vera Wang Платья Vera Wang Новые книги о моде Свадебные платья от Веры Вонг Самые лучшие фото супермодели Верушка Русские красавицы и социальные сети История 04/11/19 Вера Холодная: тайна смерти русской королевы немого кино

Актриса Вера Холодная или, как ее часто называют, королева немого кино скончалась в возрасте 25 лет. Ни тогда, ни сейчас многие не могут поверить в то, что Холодная умерла своей смертью. По одной из версий артистка была отравлена ароматом белых лилий, которые ей прислал французский капитан Эмиль Энно.

Холодная фамилия

В девичестве Вера Васильевна носила фамилию Левченко. Родилась она на Украине в городе Полтаве. Через 2 года после рождения девочки ее родители решили переехать в Москву. Вскоре в семье появились еще две дочери. В Москве Вера увлеклась танцами, и ее отдали в балетное училище, которое, впрочем, она так и не закончила.

Едва закончив гимназию, Вера познакомилась с юристом Владимиром Холодным. Именно под этой фамилией она и становится вскоре известной актрисой. Каждый фильм с ее участием собираюл в кинотеатрах аншлаги. Ее фотографии печатали на открытках. Ее манеры и одежду, в том числе и шляпки, копируют все девушки. Мужчины присылают ей охапки цветов.

«Испанка»

Внезапно на пике этой сумасшедшей популярности Вера Холодная вдруг умирает. Это случилось зимой 1919 года в Одессе. Февральским вечером актриса после спектакля направлялась к себе в гостиницу. По пути сани перевернулись, и Холодная оказалась на снегу. На следующие сутки она уже лежала в постели. Поначалу всем казалась, что Вера Васильевна просто простудилась. Однако болезнь не отступала, и в конце концов врач поставил ей диагноз – «испанка». 16 февраля 1919 года Вера Холодная скончалась.

Смерть 25-летней женщины на самом деле не была чем-то необычным. В 1918-1919 годах во всем мире бушевала эпидемия испанского гриппа (или «испанки»). Тогда от этого заболевания пострадали по приблизительным подсчетам около 30 % населения всей планеты. Недуг с легкостью уносил жизни даже самых крепких и молодых людей. В РСФСР показатели заболеваемости «испанкой» стали снижаться только к лету 1919 года. В связи с этими обстоятельствами кончина Веры Холодной не выглядит чем-то из ряда вон выходящим.

Белые лилии

Однако так думали далеко не все. Сомневаться в естественности смерти актрисы многих заставляли некоторые действия, совершенные сразу после ее гибели в какой-то странной спешке. Во-первых, Холодную отпели сразу после смерти, ночью. Во-вторых, вскрытие не сделали, а тело тут же забальзамировали и унесли, тоже ночью. Кроме того мужа актрисы Владимира Холодного вскоре после ее гибели арестовали и расстреляли. Именно поэтому в народе и поползли слухи о том, что Веру Васильевну убили.

Одной из самых популярных версий до сих пор является версия, связанная с белыми лилиями, которые якобы прислал актрисе Эмиль Энно. Французский консул, находившийся в Одессе как раз в те годы, был влюблен в Веру Холодную. Но популярность актрисы и ее многочисленные поклонники не давали ему покоя. Руководствуясь чувством ревности, Энно отравил цветы и отправил их своей возлюбленной. От ядовитого аромата лилий Холодная и скончалась.

Но даже среди сторонников этой истории имеется и другое мнение о том, что Энно устранил Холодную не из ревности, а по политическим мотивам.

Другие версии

Кроме ядовитых лилий, существует множество других вариантов развития событий. Некоторые считают, что Холодную задушил другой любовник генерал Гришин, который в то время руководил Одессой и тоже страдал от ревности. Предполагают также, что актриса стала жертвой политики. Одни утверждают, что ее расстреляли большевики, другие – что белые. Есть версия, что Холодную убили обычные грабители, которые в те годы тоже активно орудовали, причем, и не только в Одессе. Ходили слухи, что тело Веры Холодной вообще не нашли, а потому положили в гроб другую девушку или даже куклу.

Как бы то ни было, любое даже самое невероятное предположение имеет право на жизнь. Тем более, что ни подтвердить, ни опровергнуть ни одно из них сейчас уже невозможно. Могилы Веры Холодной не сохранилось. Тело актрисы покоилось в одной из одесских часовен, которую в 1930-х годах снесли большевики.

Источник: © Русская Семерка

Читайте также

За неполные пять лет кинокарьеры – обожание публики, звездные поклонники. Титул “королева кинематографа” сохранился за ней  даже спустя век после смерти. 16 февраля 1919 года в Одессе не стало Веры Холодной.

Пухленькая “полтавская галушка” (как называла маленькую Веру, родившуюся в Полтаве, мама – за неуемный аппетит), тихоня и мечтательница превратилась в кумира миллионов зрителей. С ее именем связывают целую эпоху в кино. Она обрела славу, в которой с ней никто не мог сравниться.  Вера Холодная и сама поражалась такой народной любви и популярности. Ничуть не страдая звездной болезнью, она порой задавалась вопросом – настоящая ли она в кино? Или это лишь чья-то неизвестная тень на экране?

Девушка с лицом библейской мученицы

Смерть молодой актрисы стала настолько неожиданной, что породила множество слухов и сплетен. Фото Максим ВОЙТЕНКО

“Чтоб я лежала в гробу – ни за что!”

Имена поклонников Веры Холодной знали во всей Российской империи: писатель Владимир Максимов, актер Осип Рунич, режиссер Константин Станиславский, певец Александр Вертинский.

Как-то на нотах к одной из песен Вертинский написал: “Королеве экрана”. С его подачи этот титул навсегда закрепился за актрисой. Иногда ухаживания влюбленного безумца, посвящение песен, казались даже слишком навязчивыми, но Вера относилась к ним спокойно. Однако посвящение под названием “Ваши пальцы пахнут ладаном” обидело актрису.

Вера была замужем за юристом Владимиром Холодным и никогда ему не изменяла. Когда молодые люди поженились, муж стал замечать, как часто Вера витает в грезах и мечтах. Надежды, что она образумится с появлением дочери, не оправдались. Не помогло и удочерение еще одной девочки. Домохозяйки, примерной супруги и матери из Холодной не вышло.

С началом Первой мировой муж ушел на фронт. А Вера начала искать способы заработка. Отправилась прямиком к одному из тогдашних кинорежиссеров и потребовала себе роль. Тот, ошарашенный натиском, выписал ей рекомендательное письмо в самую известную кинофабрику в России “Ханжонков и К°”.

С первых же фильмов, зритель “присел” на образ загадочной брюнетки, как на наркотик. Пожалуй, именно Вера Холодная сделала кино в России воистину народным искусством. Дом ее осаждали поклонники, а сама она жила словно не своей, а выдуманной еще в детстве жизнью.

Ее звали в Европу, но зачем? Ведь здесь у нее было настоящее королевство грез. Она едва замечала, что в стране не все спокойно. Революция, Антанта, белые, красные – какое ей было до этого дело? Ее манил экран.

Веру Холодную считали символом эпохи немого кино и называли законодательницей моды. Фото Максим ВОЙТЕНКО

Профессор плакал

В тогдашнем кинематографе чувства были гипертрофированы. Если любить –то навеки, смеяться – так до упаду, если трагедия – то такая, что дрожь не пройдет долго. Вере Холодной часто приходилось играть трагические роли. Ее героини оказывались повешенными, гибли от пуль или тонули. Возможно, это не лучшим образом повлияло на судьбу актрисы.

В конце 1918 года Холодная уезжает на юг империи, чтобы закончить натурные съемки картин “Княжна Тараканова” и “Цыганка Аза”.

Но в такую прозаическую смерть 25-летней звезды экрана верить не хотелось. Слухи о вариантах ее ухода из жизни до сих пор ходят самые разные. Есть такие версии, в которые трудно поверить здравомыслящему человеку.

По одной из них, королеву экрана могли отравить. Якобы отвергнутые кавалеры, решившие свести с ней счеты, подарили артистке отравленные лилии. Но говорят, что поклонники не желали ее смерти, просто не знали, что удушливый аромат цветов может сыграть злую шутку с их любимицей.

– Вере Холодной часто приносили лилии, так как она их очень любила, – рассказывал “КП” в Украине” ныне покойный директор музея кино при киностудии Вадим Костроменко. – Но умерла она потому, что болела гриппом, а цветы усугубили болезнь, послужив аллергеном.

К столетию со дня смерти Веры Холодной в Одессе открылась выставка “Тень на экране. Вера Холодная. Последний год. Одесса”. Фото Максим ВОЙТЕНКО 

Сгорела за несколько дней

Еще говорят, что у лечившего актрису профессора похитили ребенка, требуя, чтобы тот написал в заключении, что она скончалась от гриппа. Но к версии болезни и склоняется большинство биографов. Причина смерти – отек легких.

Актриса подхватила заразу, выступая на приеме в гостинице “Бристоль”. По одной из версий, она разгоряченной вышла проветриться на террасу. По другой – замерзла еще внутри.  Мучилась она  больше недели.

– Была зима, здание, где работала Вера, не отапливалось, там было очень холодно, – рассказал “КП в Украине” звукорежиссер ТЮЗа, директор музея звука Василий Пинчук, который посвятил выставку годовщине смерти актрисы. – Она была в легком платье, вот и простудилась. Антибиотиков же тогда не было – их еще не изобрели. А все версии с отравлением, как по мне, просто фейк.

Театральное общество чтило память актрисы и спустя годы после ее смерти. Фото Максим ВОЙТЕНКО 

Убила красные?  Или белые?

На киностудии рассказывают еще одну легенду. Якобы студент профессора, лечившего Холодную, общаясь с ним, спросил: почему, дескать, не смогли ее вылечить от гриппа? Тот ответил, что, мол, никакого гриппа у нее не было. По словам профессора, актриса страдала от острой боли в животе и четыре дня ее рвало. Многие медики говорили, что Веру Холодную отравили. Но сделали это, дескать, не поклонники, а разведка союзных войск, выступавшая против Красной Армии.

Согласно этой версии, Холодная открыто поддерживала красных. В то же время у нее, по слухам, был роман с полковником французской армии Фрейденбергом. Якобы, общаясь с ним, актриса выведывала тайны и “сливала” их большевикам. По слухам, Фрайденберг узнал об этом и распорядился “убрать” актрису. По другим рассказам, ликвидировали ее большевики.

Артистку постоянно окружало множество поклонников, но вольностей она себе не позволяла. Фото Максим ВОЙТЕНКО

КСТАТИ

Кукла в гробу?

Смерть Веры Холодной породила и другие, не менее странные домыслы. То писали, что актрису задушил деникинский генерал Гришин-Алмазов – из ревности. То ходили слухи, что ее якобы расстреляли матросы, считая шпионкой, которая помогала белым. Причем насочиняли, что ее вывезли на крейсере “Алмаз”, а труп выбросили в море. Даже поговаривали, что тело похитили, а в гроб вместо актрисы положили куклу.

Проверить это невозможно. В 1931 году кладбище в Одессе, где была похоронена Вера Холодная, снесли и превратили в парк.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий