Синьор Березовский и маэстро Бортнянский. Где ваша слава? Часть 2

Дмитрий Степанович Бортнянский

Родился в 1751 году в городе Глухове, Черниговской губернии. В 1758 году в числе мальчиков, обладающих красивыми голосами, был привезен в Петербург и зачислен певцом в придворный хор, где занимался под руководством директора капеллы М. Полторацкого. Одновременно Бортнянский получил актерское образование в специальном учреждении — кадетском шляхетском корпусе. Очень скоро мальчик проявляет себя как талантливый артист. В 11-летнем возрасте он с огромным успехом исполняет женскую партию Альцесты в одноименной опере Г. Раупаха, а затем постоянно выступает как солист в музыкальных спектаклях.

В 1765 году в качестве главного придворного капельмейстера в Петербург приглашается итальянский композитор Б. Галуппи. С его помощью Бортнянский изучает пение, игру на клавесине и композицию.

В 1769 году для пополнения музыкального образования талантливого юношу направляют в Италию.

Здесь главное внимание он обращает на композиторское мастерство. В это время Бортнянский создает ряд вокально-инструментальных произведений и пять опер, из которых три — «Креот», «Алкид» и «Квинт Фабий» — были поставлены в итальянских театрах.

В Италии молодой композитор уделяет также много времени изучению памятников архитектуры, скульптуры и особенно живописи, знатоком которой он считался впоследствии.

В 1779 году композитор возвращается в Петербург и становится руководителем придворного хора, а с 1796 года — управляющим придворной капеллой, преобразованной из придворного хора.

Деятельность Бортнянского в России была очень напряженной. Он должен был писать музыку ко всем торжественным случаям, сочинять инструментальные пьесы для домашнего музицирования придворного общества, дирижировать оркестром, проводить репетиции с певцами.

К этому периоду жизни относится создание самых значительных творений Бортнянского. Им написано несколько сотен хоровых поризведений, принесших своему создателю славу выдающегося русского композитора.

Обладая незаурядным дарованием и высоким мастерством, Бортнянский сумел ослабить царившую тогда при дворе италоманию и вернуть хоровое искусство к родному источнику — старинным русским напевам. Огромное внимание композитор уделял развитию культуры хорового пения. Возглавив капеллу, он лично занимался с хором, отбирал певцов и заботился об их музыкальном воспитании. Благодаря деятельности Бортнянского капелла показала высокие образцы русского хорового пения. В области инструментальной музыки Бортнянским написано несколько квартетов, квинтетов, сонат для скрипки и фортепиано, симфония для камерного состава, концерт для фортепиано с оркестром, фортепианные произведения, в том числе сонаты, положившие начало развитию этого жанра в России. В совершенстве владея композиторской техникой, он своими камерными произведениями содействовал расширению круга музыкальных форм, получивших распространение в России.

Для русского музыкального театра Бортнянский создает три произведения: «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786) и «Сын-соперник» (1787). Они заняли важное место в истории развития русской музыкальной культуры. В них композитор наметил новый для России жанр лирико-комической оперы. Наиболее полное воплощение этот вид сценического произведения получил в опере «Сын-соперник», в которой соединились типичные для автора качества — благородство и искренность чувства, ясное, оптимистичное мироощущение.

В период Отечественной войны 1812 года Бортнянский пишет вокально-оркестровые сочинения: «Марш всеобщего ополчения в России», «Песнь ратников», «Певец во стане русских воинов», прославляющие храброе русское воинство.

Необычайная напевность, искренность и проникновенность музыки, ясность и уравновешенность формы роднят яркого, самобытного русского музыканта Бортнянского с крупнейшими композиторами-реалистами.

Умер Дмитрий Степанович Бортнянский в 1825 году в Петербурге.

Оценивая значение его творчества, Б. В. Асафьев писал: «Бортнянский выработал сохранивший свою силу на несколько поколений вперед… стиль с характерными оборотами. Эти типичные обороты… не только попали к Глинке, но и дальше — к Чайковскому, Римскому-Корсакову и Бородину».

М. Леонова

Главная Коллекция «Otherreferats» Музыка Хоровое творчество Д. Бортнянского

Характеристика краткого исторического экскурса по возникновению хорового концерта. Рассмотрение партесного хорового концерта как апогея творческого развития Д. Бортнянского. Определение влияния его деятельности на русское музыкальное искусство и культуру.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.02.2015
Размер файла 28,3В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

 

Автор: · 29.01.2020

image

Дмитрий Бортнянский

Дмитрий Бортнянский родился в Глухове в 1751 году. Его именем названо Сумское училище культуры и искусств. Разумеется, мы не могли обойти его в цикле наших осенних публикаций о музыкантах, чьи имена связаны с Сумщиной.

Уверены, что эти рассказы стали лишним поводом для читателей АТС ещё раз послушать свои любимые произведения Исаака Шварца, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, да ещё и в исполнении любимых музыкантов. К счастью, в настоящий момент возможности сети это позволяют.

Говоря о композиторах, мы, естественно, не ставим перед собой музыковедческих задач – это удел специалистов. Кроме того, о музыке лучше всего рассказывает сама музыка. А вот о человеческой жизни гениев мы думаем с удовольствием. Нам интересны судьбы и поступки людей, избранных небесами для великих свершений в искусстве.

 Детство. Опера и царица Елизавета

Дмитрий Бортнянский был чрезвычайно талантлив. Его недюжинный музыкальный дар, как и у его современника Моцарта, проявился с детства. В возрасте семи лет он, как обладатель прекрасных вокальных данных, был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге. (Кстати, Исаак Шварц тоже уехал в семилетнем возрасте из Ромён в Петербург). В столице Дмитрий пел не только духовную музыку, но также исполнял сольные партии в операх.

К слову, первая опера, написанная в 1755 году на русское либретто автором которого был Александр Петрович Сумароков, знаменательна ещё и тем, что основные сольные партии в ней исполняли дети до 14 лет. Прежде столь малолетние исполнители на светской сцене в России не выступали.

А 1764 году в одной из следующих первых русский опер «Альцесте» одну из сольных партий (царя Адмета)  пел тринадцатилетний Дмитрий Бортнянский.

С малолетством Бортнянского связана ещё история о том, как Дмитрий во время всенощной, исполняемой для царицы Елизаветы Петровны, уснул. Но вместо наказания, очарованная его ангельским пением государыня, испытав прилив материнских чувств, повелела отнести мальчика на свою половину в царские покои, где Дмитрий, проснувшись, не мог поверить, что это уже не сон…

По достижению 17-ти летнего возраста Бортнянский, получив государственную стипендию, уезжает учиться музыке в Венецию. Там он осваивает итальянскую технику композиции, пишет свои первые оперы, духовные и светские сочинения.

Капельмейстер Придворной капеллы

Вернувшись в 1779 году в Россию, Дмитрий Бортнянский посвящает себя отечественной музыке и до конца своих дней занимает должность капельмейстера Придворной капеллы. Публикацией своих сочинений композитор начал заниматься только в последние годы жизни. Однако полное собрание его сочинений в 10 томах было издано лишь в 1882 году П. И. Чайковским, ещё одним гением, находившим вдохновение на сумской земле. Пётр Ильич очень хорошо понимал значение Бортнянского для российской музыкальной культуры. Мы ещё поговорим об этом чуть ниже.

imageИз творческого наследия композитора наиболее известны произведения в жанре хоровых духовных концертов, в которых Бортнянский объединил европейские техники музыкальных сочинений с православными традициями. Кроме духовной музыки Бортнянским было написано много светской: романсы, кантаты, сюиты, сонаты и даже симфонии. Очаровательна, легка, светла и поэтична, например, «Камерная симфония си бемоль мажор», где органично сплетаются итальянская оперная и русская песенная мелодики.

Творческое наследие Дмитрия Бортнянского, особенно в светской части, ещё ждёт своего открытия для широкой публики. В пользу этого утверждения говорит история с оперой «Алкида», которая была написана Бортнянским во время учёбы в Италии, исполнена на венецианском карнавале, а затем утеряна и обнаружена лишь два века спустя в одной из библиотек Вашингтона.

Гимн русской эмиграции и немецких военных 

Кстати, Бортнянский — автор знаменитого гимна русских масонов на стихи М.Хераскова «Коль славен наш господь во Сионе». В ту эпоху слово «масон» ещё не имело такой ярко выраженной негативной окраски. Через масонство проходили многие ищущие и думающие люди. Даже Пьер Безухов в одном периоде своей жизни был активным участником и спонсором масонской ложи. Этот гимн стал фактически первым российским гимном, до 1917 года  его мелодию вызванивали часы Спасской башни в Кремле, а после революции он стал гимном русской эмиграции. В Германии его поют уже с немецкими словами и даже исполняют на воинских церемониях. Как говорят сейчас — мегахит…

Итальянское влияние. Батюшков и Пушкин 

Поговорим ещё о культуре Российской империи конца XVIII века. Это было крайне значимое время. Признанные гении века следующего, о котором Иосиф Бродский сказал: «…зачем нам двадцатый век, если есть уже девятнадцатый век», такие как: Глинка, Бородин, Мусоргский, Чайковский, и в этом же ряду: Пушкин, Гоголь, Баратынский, Лермонтов — пришли строить величественное здание отечественной культуры не на пустом месте, а на прочном фундаменте, говоря о возведении которого, прежде всего, необходимо вспомнить Константина Батюшкова и Дмитрия Бортнянского, как творцов, развернувших вектор развития российской культуры в том направлении, в котором она оставалась до начала революционного XX века.

Разговор на эту тему интересен ещё и тем, что сегодня Украина опять «идёт в Европу». Один раз в Европу мы уже ходили. Тогда нас в составе Российской империи водил туда Пётр Первый. Насильственная европеизация тех времён ещё долго выходила непредсказуемыми гримасами на лице российского общества. В войсках, вместо военной выучки, расцвела прусская муштра. Дворяне, забыв родной язык, перешли на французский, а музыкальную жизнь империи определяли исключительно итальянцы. Оставив тему военных в стороне, скажем, что французы внесли в российское общество смуту революции и практически никак не повлияли на нашу культуру, а вот итальянцы….

Константин Батюшков был влюблён в Италию. Корни этой страсти уходили в античные времена и через Торквато Тассо прорастали в творчестве русского поэта. В то время в стране существовала дискуссия между «архаистами» и «новаторами». Хотя «страна» – это громко сказано. Тогда тираж книги в 300 экземпляров считался бешеным успехом. Поэтому скорее речь идёт о дискуссии литературных кружков. «Архаисты» настаивали на использовании тяжеловесных древнеславянских оборотов. «Новаторы», и Батюшков в том числе, призывали к обновлению русской речи, так как неуклюжий древнерусский строй стиха оскорбляет слух чувствительных дам, коим единственным все стихи в мире и адресованы. Батюшков, считавший русский язык варварским из-за большого количества «ы, щ, ш, при, тры», пытался писать «итальянские» стихи на русском языке, используя для этого благозвучные и мелодичные сочетания букв и слогов. Нельзя сказать, что он достиг своей прямой цели, русский остался русским, но прививка итальянского пошла ему явно на пользу, что с блеском доказал Пушкин, гений которого расцвёл на почве созданного Батюшковым нового поэтического языка.

Борьба с «итальянщиной»

Немного иная ситуация была в музыке. Вернувшийся из Италии Дмитрий Бортнянский попытался вернуть российской музыке русский дух. Он мотивировал это тем, что итальянская музыка безусловна, хороша, но для её исполнения надо быть итальянцем или обладать высоким исполнительским мастерством. В противном случае получается просто некрасиво. Этот эффект даже получил название «итальянщина». Бортнянский в своих хоровых композициях ориентировался на русскую народную хоровую традицию, в частности, доверял вести мелодию самому высокому голосу — сопрано, а все остальные вокальные партии отстраивал вниз по терциям или секстам, за что был позже нещадно критикован Глинкой, как примитивист. Однако многие исполнители духовной музыки Бортнянского отмечали, что они во время исполнения его произведений впадают в состояние близкое к религиозному экстазу, настолько такое звучание хора совпадает с музыкой русской души.

Дмитрий Бортнянский

Для нынешних музыкантов большинство светских сочинений Бортнянского не представляет большой исполнительской сложности, потому что они часто были рассчитаны на любительское музицирование. Однако, на примере той же Камерной симфонии видно, что музыка Бортнянского, впитавшего в себя мелодику украинских и русских песен, стремится не к сложности, интересной прежде всего профессиональному музыканту, а к диалогу с душой слушателя, который вовсе и не обязательно должен быть ценителем непредсказуемых чередований нот и «неберущихся» аккордов. Бортнянский одним из первых начал сочинять такую русскую музыку. Вот почему его считал гением и высоко ценил ещё один великий мелодист П.И. Чайковский.

Во многом благодаря усилиям Бортнянского, реализовалась следующая схема: итальянцы научили русских светской музыке – операм, инструментальным пьесам и крупным музыкальным формам. В свою очередь, русские, освоив итальянскую технику, сумели вложить в неё свою душу и получили такую национальную музыку, которая уже развивалась в рамках европейской традиции, как полноправная её часть.

Нечто подобное произошло в конце XX века, когда Бродский, попытавшись внести в русскую поэзию англо-американскую поэтику, создал новый поэтический русский язык.

Камерная симфония си бемоль мажор вместо эпилога

Таким образом, мы заключаем, что родившийся в казацкой столице и реализовавший себя в столице имперской Дмитрий Бортнянский — фигура мирового значения, ровно настолько насколько мировое значение имеет вся отечественная музыка. И, сделав такой приятный вывод, включаем «Камерную симфонию си бемоль мажор» и, вдохнув аромат великих минувших времён, вновь расходимся по нашим суетным делам века XXI…

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

Читайте ещё по теме:

Где и когда лучше всего купаться в Сумах во время жары

В Сумах будут праздновать День молодежи

Афіша вистав у сумському театрі ім. М.С. Щепкіна 21- 27 червня 2021 року

Афіша вистав у сумському театрі для детей и юнацтва 16 — 30 червня 2021 року

Афіша вистав у сумському театрі ім. М.С. Щепкіна 14 — 20 червня 2021 року

Дмитрий Степанович Бортнянский Alcide: Acte II, Scene 2: No. 16. Recitatif

Дмитрий Степанович Бортнянский Cherubical Hymn

Дмитрий Степанович Бортнянский Orthodox Chant: Kheruvimskaia pesn (The Cherubic Hymn) No. 7

Дмитрий Степанович Бортнянский «Соната До мажор. Adagio» [320] (Piano)

Дмитрий Степанович Бортнянский «Соната До мажор. Allegro moderato» [320] (Piano)

Дмитрий Степанович Бортнянский «Соната Фа мажор» [320] (Piano)

Дмитрий Степанович Бортнянский Кондак Рождества

Дмитрий Степанович Бортнянский Дмитрий БортнянС

Дмитрий Степанович Бортнянский Утвердися. сердце мое о Господе

Дмитрий Степанович Бортнянский Хоровой концерт №9 Сей день, его же сотвори Господь

Похожие исполнители

(Изначально — «в былинках», сейчас уже встречается «в былинах»).

Гимн

Фактически это первый государственный гимн России. Еще в нотных изданиях 19 века числился как «национальный русский гимн». Даже после официального принятия гимна «Боже, царя храни» был гимном неофициальным. До октября 1917-го годы часы-куранты Спасской башни в Московском Кремле вызванивали эту мелодию (наряду с «Преображенским маршем»).

А после Гражданской войны этот гимн оставался официальным и духовным гимном белой эмиграции. Поют его и в переводах — особенно популярен он в Британии и в Германии. В Германии его уже можно услышать просто как духовный гимн, с немецкими словами (Ich bete an die Macht der Liebe). Более того, он исполняется во время воинских церемоний — и это уже из разряда обычной житейской фантастики. Сознают ли в Европе, что исполняют старый гимн Российской империи? Видимо, просто поют как красивый духовный гимн. История, обратно пропорциональная той, что произошла с рождественским гимном «Тихая ночь».

Предположение о том, что Дмитрий Шостакович «зашифровал», аккуратно ввел первые такты этого гимна в песню «Родина слышит» — также вполне допустимо. Достаточно вслушаться в начало песни.

Слова к гимну написал М. Херасков (годы рождения и смерти: 1733, Переяславль — 1803, Москва) — российский поэт и государственный деятель. Музыку — Дмитрий Бортнянский, земляк Максима Березовского и также — один из основателей русской классической музыки.

Город Глухов

И снова украинский город Глухов — один из древнейших. Славился этот город своими хорами. Глуховские певчие были известны по всей империи, да и по всему миру. Там 26 октября (дата, возможно, нуждается в уточнении) 1751 года родился Дмитрий Степанович Бортнянский. Родовая фамилия была другая, отец музыканта поменял ее, по названию родной деревни.

К тому времени в гетманство вступил граф Разумовский и ввел там к тому же празднества по петербургскому образцу. И первая в тогдашней России музыкально-хоровая школа была создана именно в Глухове, специальным императорским указом, была та школа на государственном обеспечении. В нее и отдали мальчика, который с раннего детства выказал незаурядный талант. С еще одним выпускником — Григорием Сковородой — Бортнянский вряд ли успел познакомиться. А с Максимом Березовским — не мог не пересекаться. Может быть, в Глухове, может, в Санкт-Петербурге, может быть — в Италии.

Дмитрий Бортнянский

Уже в 7-летнем возрасте Д. Бортнянский был принят в Певческую капеллу Санкт-Петербурга (которой впоследствии руководил). Певчие жили на полном довольствии, одновременно работая и учась. Биографы отмечают поразительный случай: однажды во время заутрени Дмитрий заснул. На службе присутствовала императрица Елизавета, которая повелела мальчика не наказывать, а отнести досыпать на ее половину.

image В 17 лет его за государственный счет (особая стипендия типа пансиона) отправляют в Италию — получать дальнейшее образование.

Максим Березовский выбрал Болонью — и стал академиком Болонской Академии почти одновременно с Моцартом. Бортнянский выбрал Венецию — и не случайно: это был город его учителя — венецианца Бальтассара Галуппи.

Итальянцы в России

Эта тема больших научных трудов. Много итальянцев работало в России (особенно в области архитектуры и скульптуры), было и целое неоднозначное явление под названием «итальянщина». По-другому в то время и быть не могло. В музыке — тоже небезынтересно.

Огромный успех имела опера — первое либретто на русском языке (текст Сумарокова) — музыку к ней написал итальянец Франческо Арайя (1700 — 1767). Первая опера, исполненная на русском языке российскими певчими. А первым иностранцем, написавшим музыку на текст православного богослужения, стал Бальтассаре Галуппи (1706 — 1785), во время службы его при российском дворе. Так что «сотрудничество» было плодотворным. А легкие перекосы в сторону «итальянщины» были тогда (и позже) во всех странах.

Бортнянский у итальянцев

Итальянский период композитора длился около 10 лет. Был он весьма плодотворный — обучение в Венеции и Болонье — где учится у падре Мартини, как и М. Березовский. Совершает поездки в Рим, Неаполь, Флоренцию, Милан. В общей сложности в Италии композитором были сочинены три оперы, сонаты и кантаты. И в этой музыке сквозь обязательную «итальянскую технику» слышны отголоски украинской и русской песенности.

image К. Ковалев-Случевский в книге о Бортнянском из серии ЖЗЛ приводит сведения и о том, что приходилось Д. Бортнянскому выполнять и некоторые дипломатические поручения. Но это за рамками данного текста.

Жизнь Дмитрия Бортнянского в Италии еще мало изучена. В принципе, «образ» некоего Сосновского из кинофильма Андрея Тарковского «Ностальгия» можно рассматривать как собирательный (учиться за границу за счет казны посылали, кстати, не только музыкантов). Но все же — подразумевался больше Максим Березовский.

И снова — Санкт-Петербург

В российской столице Бортнянский становится во главе той самой Придворной певческой капеллы, где сам пел мальчиком. Кроме этого, он обучает музыке царских детей — в том числе, будущих императоров. Он продолжает писать музыку — это и духовная музыка, и светская.

Кроме гимна, ставшего на время гимном Российской империи, им был написан гимн «Певец в стане русских воинов» (слова Жуковского), посвященный событиям войны 1812 года. А также еще несколько опер, инструментальных концертов, более сотни хоровых концертов. Кантаты и оратории писались на слова Г. Державина, Вяземского, А. Востокова.

image О хорах Бортнянского интересно отозвался выдающийся французский композитор Г. Берлиоз: «Эти произведения отмечены редким мастерством в обращении с хоровыми массами, дивным сочетанием оттенков, полнозвучностью гармоний и — что совершенно удивительно — необычайно свободным расположением голосов, великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись как предшественники, так и современники Бортнянского и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался».

Херувимская песнь

«Паки, паки… иже херувимы!.. Языками не владею, ваше благородие». Эта шутка из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» одновременно и смешная, и грустная. Языками мы не вполне владеем — теми, которые могли бы естественным путем сплести воедино все наше непростое прошлое.

«Иже херувимы» — так начинается Херувимская песнь, одно из самых важных священнодействий в православной церкви. Многие композиторы писали на древний текст свою музыку. Одна из самых известных принадлежит Бортянскому — это «Херувимская песнь» № 7.

Умер Дмитрий Бортнянский 28 сентября 1825 года в Петербурге у себя дома, сидя в кресле, под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя». (Хотя, возможно, обстоятельства смерти и легенда. Встречала и другую дату смерти с отличием в один день). Жизнь Бортнянского можно назвать удачной или, как сейчас принято говорить, успешной. Даже творческому наследию была уготована судьба более счастливая: хотя многое утрачено, все же эти потери были не столь масштабны, как в случае с Максимом Березовским. Через несколько десятков лет вышло полное собрание его сочинений (под редакцией П. Чайковского). Сейчас в разных странах периодически находят рукописи композитора.

В середине 20 века прах Д. Бортнянского был перенесен в Александро-Невскую лавру.

Музыка Дмитрия Бортнянского звучит и сейчас. Уже давно не ставятся оперы на античные сюжеты, не звучит гимн в исполнении кремлевских курантов, а вот духовную музыку и инструментальные концерты можно при желании услышать.

Но все же недостаточно известны имена Березовского и Бортнянского. Постараемся восполнить пробел и послушаем что-нибудь в комментариях (Херувимская песнь номер 7, бывший гимн Российской империи и он же — уже как духовный гимн в Германии).

Статья опубликована в выпуске 27.03.2011 Обновлено 16.05.2021 Что еще почитать по теме?

  • image Сколько веков разделяют древний барабан и ханг?
  • image Как немецкий бутерброд стал английским сандвичем и даже перекочевал в строительство?
  • image Чем прославился М. Б. Барклай-де-Толли?
  • image Удивительный мир природы. Чем интересны Ушканьи острова?

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий