Список произведений Николая Римского-Корсакова — List of compositions by Nikolai Rimsky-Korsakov

image18 марта родился Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), русский композитор, общественный деятель, дирижер, пианист, директор Бесплатной музыкальной школы, профессор Петербургской консерватории.

За внешне суровым видом Николая Андреевича скрывался редкостной доброты человек, который был готов всегда прийти на помощь, подхватить дело, направить на путь истинный.

Ему не было еще и двух лет, а он уже хорошо усваивал все мелодии, которые напевала ему мать. А начиная с  трех лет, составил с отцом дуэт — старший Римский-Корсаков играл на фортепиано, а младший великолепно отбивал такт на игрушечном барабане. В шесть лет он начал играть на фортепиано. Попытку написать первую увертюру (музыкальное произведение сложной формы) Николай предпринял в девять лет.

Учитель мальчика по музыке рассказал своему ученику о выдающемся композиторе Глинке,  познакомил с сочинениями Шумана, Бетховена, Баха. По мере взросления у юноши открылся недюжинный талант композитора. Он создает работы, ставшими новаторскими на музыкальном поприще. Главным образом это оперы: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о граде Китяже и деве Февронии», «Золотой петушок», опера-балет «Млада».

Творческая деятельность Римского-Корсакова – это во многом пример для подражания. Выдающийся специалист, он не гнушался выполнением доработок, помогая обрести законченный вид произведениям Мусоргского, Бородина, Даргомыжского, готовил к изданию партитуры Глинки. С 1871 года и до конца жизни он был профессором Петроградской консерватории. У него было свыше двухсот учеников.

Римский-Корсаков сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры разных народностей, помогал композиторам других стран.

Творчество Римского-Корсакова пронизано идеями свободолюбия, демократии. В нем нашли широкое отражение народные мотивы, эпос, предания, легенды, мотивы Востока.

Римский-Корсаков сказал новое слово в программной симфонической музыке.К основным симфоническим произведениям автора относятся: «Увертюра на русские темы», «Испанское каприччио», сюита «Шехеразада» и три симфонии.

Вокальная лирика великого музыканта, представленная циклом «У моря», «Редеет облаков летучая гряда», «Нимфа», «Пророк»,  «Анчар», 79 романсами, а также сборниками народных песен, полна поэтического обаяния.

Творчество Римского-Корсакова – это принципиально новый этап в русской музыке, оно принадлежит мировой культуре.

Автор текста: Ирис Ревю

image 110 лет назад, 21 июня 1908 года, ушёл из жизни великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Произведения композитора характеризуются образностью, они связаны со сказочным миром, с бытом народа и природой России. Представлены в них и восточные образы. Николай родился в Тихвине 18 марта 1844 года в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Его отец Андрей Петрович был выходцем из знатного дворянского рода, служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором. Начиная с прапрадеда, который был контр-адмиралом флота еще при Елизавете Петровне, все его предки занимали важные посты в администрации или в военной области. Мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика. Музыкой Николай начал заниматься с шести лет. Ему нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Однако сначала казалось, что он продолжит морские традиции семьи. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал. В двенадцатилетнем возрасте отец привез Николая в Петербург и определил в Морской кадетский корпус. Занимался мальчик хорошо, однако со временем оказалось, что и нравы здешние, и муштра – все ему чуждо. В этом же году виолончелист Улих начал обучать его игре на фортепиано. У будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили произведения Джакомо Мейербера («Роберт-Дьявол») и Михаила Ивановича Глинки («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»). Затем появился интерес к музыке Бетховена, Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» — вспоминал Николай Андреевич позднее. В 16 лет Николай стал брать уроки у Ф. А. Канилле, известного пианиста. Музыка отодвинула на второй план морское дело. В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в столицу. В том же году благодаря Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности. В то время в Балакиревский кружок (позднее стал называться «Могучая кучка»), кроме его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений. Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония. Весной 1862 году Николай закончил Морской корпус. Через год Римский-Корсаков отправился в трехгодичное плавание вокруг света на клипере «Алмаз». Николай с детства мечтал о путешествиях. Море завораживало гардемарина: «Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывалось». Позднее эти морские впечатления вдохновят его на создание морских картин в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Но сложная морская служба не оставляла времени на сочинительство. В конце 1862 года гардемарин в свободное от вахт время написал вторую часть Первой симфонии и надолго отложил в сторону ноты. Римский-Корсаков станет участником русской военной экспедиции к берегам Северной Америки. Во время Гражданской войны в США 1861-1865 гг. Англия и Франция поддерживали конфедерацию Южных штатов. Россия выступила в защиту Севера, возглавляемого правительством Авраама Линкольна. Англичане и французы готовили интервенцию на американском севере. В этих условиях управляющий Морским министерством вице-адмирал Н. К. Краббе предложил провести операцию по стратегическому развертыванию русского флота у берегов Северной Америки. В случае объявления войны коммуникации англичан и французов в Атлантическом и Тихом океанах оказались бы под ударом русских кораблей. В состав Атлантической эскадры вошли лучшие корабли Балтийского флота: фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», корветы «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз». Командующим эскадрой был назначен капитан 1-го ранга Степан Степанович Лесовский с производством в контр-адмиралы. Незадолго до этого он вернулся из служебной командировки в Америку, хорошо знал обстановку в стране, владел английским и французским языками. Тихоокеанскую эскадру представляли корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында» и «Новик», клиперы «Гайдамак» и «Абрек» под командованием контр-адмирала Андрея Александровича Попова. Операция прошла блестяще. По оценке министра иностранных дел России Александра Михайловича Горчакова, «сосредоточение морских сил в Северной Америке в политическом смысле мысль удачная, а в исполнении – отличная». Корабли южан не смели атаковать Сан-Франциско. Англия и Франция отказались от интервенции. Американцы были благодарны русским. Гардемарин Римский-Корсаков напишет своим родным в Россию: «Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке». Таким образом, русские моряки и Россия спасли Америку от англо-французской интервенции и оккупации, которая могла изменить ход истории. Такая вот прихоть судьбы. И гардемарин Николай Римский-Корсаков был участником этого исторического события. После возвращения в Россию Николай Андреевич снова попадает в общество членов Балакиревского кружка и с жадностью наверстывает все, что упустил за время плавания: читает, играет, общается, работает над Первой симфонией и исполняет её в концерте. В 1867 году он сочинил «Садко» для оркестра. Это произведение принесёт ему настоящее признание. В этот же период к Николаю пришла любовь. Он увлечен Надеждой Пургольд, которая вместе с сестрой Александрой исполняла произведения, написанные членами кружка. Дальнейшие четыре года композитор работает над оперой «Псковитянка». В это время произошло много важных событий: умер старший брат, в 1871 году Николай начал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории, в 1872 году Надежда стала его невестой. Вернувшись из свадебного путешествия, супруги принялись за разучивание новой оперы. В 1873 году состоялась ее премьера. Публика произведение одобрила. С 1873 по 1878 годы Римский-Корсаков занят совершенствованием собственной техники, так как чувствовал значительные пробелы в своем музыкальном образовании. Следующий прорывом композитора была «Майская ночь» (1880). Сразу после нее Римский-Корсаков попросил разрешения у Островского использовать для сочинения музыки его пьесу «Снегурочка». Драматург дал согласие и был потрясен результатом. Затем композитор начал трудиться над второй оперой на сюжет произведений Гоголя – «Ночь перед Рождеством». Опера «Садко» была поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене и имела большой успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина – в 1898 году она с успехом прошла в Москве, в 1899 – в Петербурге. Следующее произведение, «Царская невеста», было принято неоднозначно. Зато общество было в восторге, когда в 1900 году на сцене ожила «Сказка о царе Салтане». Она была написана по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Совмещение композиторской и педагогической деятельности сказалось на здоровье Николая Андреевича. Однако он смог написать свое самое новаторское произведение – оперу «Кащей Бессмертный» (1902), а затем создать сказочное «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Далее было Кровавое воскресенье 1905 года. Студенты на собрании потребовали прекратить занятия до осени. Николай Андреевич их поддержал, за что и был уволен. Впоследствии композитор возвратился в консерваторию и в политической жизни старался не участвовать. В 1906 году Римский-Корсаков начал работу над «Золотым петушком». Через год опера была написана. Генерал-губернатор Москвы воспротивился ее постановке, так как его насторожила острота сатиры на царя. Опера была исполнена в 1909 году, но композитор этого не увидел. В июне 1908 года он умер.

Автор:

Ctrl Enter Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Римский-Корсаков Николай Андреевич (18 марта 1844 г. — 21 июня 1908 г.) — русский композитор, член «Могучей кучки». Он был настоящим мастером оркестровки. Самые известные симфонические произведения Римского-Корсакова — «Испанское каприччио», увертюра на темы трех русских песен и симфоническая сюита «Шехерезада» — образцы классического музыкального репертуара, наряду с сюитами и отрывками из некоторых его 15 опер. В Шехерезаде композитор обращается к теме сказок и народных поверий. Эти приемы Римский-Корсаков часто использовал в своем творчестве. Он верил, как и его предшественник Балакирев, в развитие национального стиля классической музыки. Музыка Римского-Корсакова сочетала в себе русский фольклор с элементами экзотических гармонических, мелодических и ритмических рисунков (известного как ориентализм) с удалением от традиционных западных композиционных приемов. Большую часть своей жизни Николай Андреевич совмещал сочинение музыки и преподавательскую деятельность с карьерой в войсках русской армии — сначала в качестве офицера, потом — гражданского инспектора в военно-морском флоте. Римский-Корсаков (биография которого хорошо освещена в «Летописи моей музыкальной жизни») писал, что еще в детстве, читая книги и слушая рассказы старшего брата о подвигах на флоте, у него развилась любовь к морю. Должно быть, именно она подтолкнула композитора к созданию двух известных симфонических произведений. Это «Садко» (Римский-Корсаков также написал одноименную оперу, не следует их путать) и «Шехерезада». Благодаря военно-морской службе расширяются его знания в области исполнения на медных и деревянных инструментах — это открыло для него новые возможности в оркестровке. Позже он передал эти знания своим студентам. Также после его смерти был выпущен учебник по оркестровке, который закончил приемный сын композитора Максимилиан Штейнбрег.

Римский-Корсаков — биография композитора

Николай Андреевич родился в городе Тихвине (на 200 км восточнее Санкт-Петербурга) в интеллигентной семье. Его брат Воин, который был старше композитора на 22 года, стал известным морским офицером и контр-адмиралом. Римский-Корсаков Николай Андреевич вспоминал, что его мать немного играла на фортепиано, а отец мог исполнять несколько пьес на слух. В возрасте 6 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. По словам учителей, он демонстрировал хороший музыкальный слух, но ему недоставало заинтересованности. Как позднее напишет сам Николай Андреевич, он играл «беспечно, безалаберно… плохо выдерживая ритм». Хотя Римский-Корсаков начал сочинять первые произведения в возрасте 10 лет, он предпочитал литературу музыке. Позднее композитор писал, что именно благодаря книгам и рассказам брата в нем зародилась огромная любовь к морю, несмотря на то что композитор «даже ни разу его не видел». Николай Андреевич окончил обучение в Морском корпусе Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет. Параллельно с учебой Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано. Композитор вспоминал, что, будучи равнодушным к занятиям, он развил в себе любовь к музыке, чему способствовало посещение опер и симфонических концертов. С осени 1859 года Николай Андреевич начинает брать уроки у Федора Андреевича Канилле, который, по его словам, вдохновил его на занятия музыкой, побудил посвятить ей всю свою жизнь. Кроме Канилле, огромное влияние на будущего композитора оказали Михаил Глинка, Роберт Шуман и многие другие. В ноябре 1861 года 18-летний Римский-Корсаков был представлен Балакиреву. Балакирев в свою очередь знакомит его с Цезарем Кюи и Модестом Мусоргским — все трое уже были известными композиторами, несмотря на юный возраст.

Наставничество Балакирева. «Могучая кучка»

По приезде в Санкт-Петербург, в мае 1865 года, Римский-Корсаков берет на себя обязанности ежедневной службы по нескольку часов в день. Его первое выступление состоялось в декабре этого же года по предложению Балакирева. Второй выход на сцену состоялся в марте 1866 года под руководством Константина Лядова (отца композитора Анатолия Лядова). Римский-Корсаков вспоминал, что ему было легко сотрудничать с Балакиревым. По его советам композитор переписывал и исправлял некоторые отрывки и доводил их до совершенства. Под его покровительством композитор закончил Увертюру на темы трех русских песен, в основу которых легли народные увертюры Балакирева. Николай Андреевич также создал первоначальные варианты симфонических произведений «Садко» и «Антар», которые принесли композитору славу мастера симфонического творчества. Римский-Корсаков вел дискуссии и с другими членами «Могучей кучки», они критиковали произведения друг друга и сотрудничали во время создания новых работ. Николай Андреевич подружился с Александром Бородиным, чья музыка «изумляла» его, проводил много времени с Мусоргским. Балакирев и Мусоргский играли на фортепиано в четыре руки, пели, обсуждали работы других композиторов, разделяя интерес к творчеству Глинки, Шумана и поздним композициям Бетховена.

Профессорская деятельность

В 1871 году, в возрасте 27 лет, Римский-Корсаков становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, где ведет классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый. Николай Андреевич в своих воспоминаниях напишет, что преподавание в консерватории сделало его самого «возможно, лучшим ее учеником, судя по качеству и количеству информации, которую она мне дала». Чтобы повысить уровень знаний и всегда оставаться на шаг впереди своих студентов, он сделал трехлетний перерыв в сочинении музыки и усердно учился дома, читая лекции в консерватории. Профессорство обеспечило композитору финансовую стабильность и побудило к созданию семьи.

Женитьба

В декабре 1871 года Римский-Корсаков сделал предложение Надежде Николаевне Пургольд, с которой познакомился во время еженедельных встреч «Могучей кучки» в доме невесты. В июле 1872 года состоялась свадьба, на которой в качестве шафера присутствовал Мусоргский. Один из сыновей Николая Андреевича, Андрей, стал музыковедом, женился на композиторе Юлии Лазаревне Вейсберг и написал многотомный труд о жизни и творчестве своего отца.

Революция 1905 года

В 1905 году в Санкт-Петербургской консерватории прошли демонстрации — революционно настроенные студенты требовали политических изменений и создания конституционного строя в России. Римский-Корсаков чувствовал потребность защитить право студентов на демонстрацию, особенно когда власти начали проявлять к ее участникам жестокость. В открытом письме композитор встает на сторону учащихся, требующих отставки директора консерватории. Отчасти из-за этого письма 100 студентов были выгнаны из учебного заведения, а Римский-Корсаков потерял должность профессора. Однако Николай Андреевич продолжил давать уроки дома.

Поездка в Париж

В апреле 1907 года композитор дает несколько концертов в Париже, организованных импресарио Сергеем Дягилевым. Николай Андреевич представил музыку русской национальной школы. Эти выступления имели большой успех. В следующем году состоялся показ опер, которые сочинил Римский-Корсаков: «Снегурочка» и «Садко». Поездка дала возможность композитору познакомиться с современной европейской музыкой.

Произведения Римского-Корсакова

Римский-Корсаков развивал идеалы и традиции «Могучей кучки». В своем творчестве он использовал православные литургические темы, народные песни (например, в «Испанском каприччио») и ориентализм (в «Шехерезаде»). Николай Андреевич проявил себя как очень продуктивный и самокритичный композитор. Он пересматривал и редактировал практически каждое свое сочинение, а некоторые из них, например Третью симфонию, «Антар» и «Садко», Римский-Корсаков исправлял несколько раз. Многими своими сочинениями композитор так и остался недоволен.

Римский-Корсаков — оперы

Несмотря на то что Николай Андреевич больше известен как мастер симфонического творчества, его оперы даже еще более сложны и богаты специальными оркестровыми приемами, чем инструментальные и вокальные произведения. Отрывки из них иногда так же популярны, как и целое произведение. Например «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» — автор Римский-Корсаков. Оперы композитора можно разделить на 3 категории:

  1. Историческая драма. К ним относятся: «Псковитянка», «Моцарт и Сальери», «Пан воевода», «Царская невеста».
  2. Народные оперы: «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством».
  3. Сказки и легенды. К ним относятся такие произведения, которые написал Римский-Корсаков: «Снегурочка», «Млада», «Садко», «Кощей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Симфоническое творчество

Симфоническое творчество Римского-Корсакова можно разделить на 2 вида. Наиболее известное на Западе и, возможно, самое его лучшее — программное. Этот вид симфонического творчества Николая Андреевича предполагает наличие сюжета, характеров, действий, заимствованных из других, не музыкальных, источников. Вторая категория — академические произведения, такие как Первая и Третья симфонии (автор Римский-Корсаков). Балеты на его музыку можно увидеть не только в нашей стране, но и за рубежом, как и многие оперы и другие музыкальные сочинения композитора.

Похожие статьи

В небольшом провинциальном городе Тихвине Новгородской губернии в 1844 году 18 марта родился будущий великий русский композитор. Биография Римского-Корсакова берет свое начало в уважаемой семье потомственных военных, где большая часть представителей мужского рода несла службу в военном морском флоте. Но родители, узнав о большом таланте ребенка, не стали препятствовать его увлечению музыкой.

Первое знакомство с музыкой

В доме любили и почитали музыку. Биография Римского-Корсакова, детские годы в том числе, прошла в ее окружении. В шесть лет мальчика стали обучать игре на фортепьяно. В скором времени он проявил незаурядные композиторские способности. Но отец, следуя семейным традициям, определил Римского-Корсакова в Морской кадетский корпус, где тот обучался до 18-ти лет.

Образование и композиторские устремления

Во время учебы в Санкт-Петербурге биография Римского-Корсакова по-прежнему неразрывно связана с музыкой. Он не оставляет своих занятий на фортепиано у Канилле Федора Андреевича. Активную поддержку в его устремлениях оказывает старший брат, не менее талантливый человек. Педагог по фортепиано знакомит юного кадета с Балакиревым, основателем известной группы композиторов «Могучая кучка».

С этого момента биография Римского-Корсакова получает вполне определенное направление. Встреча с руководителем «Могучей кучки» подвигла юного композитора на написание симфонии. К этому времени он закончил свое образование в Морском кадетском корпусе и как выпускник отправился в кругосветное трехгодичное плавание, вынужденно отказавшись на время от своего истинного призвания.

Годы становления Римского-Корсакова как композитора

Возвратившись из плавания, военный офицер возобновляет отношения с Балакиревым. Все свободное время от службы он посвящает музыке. В 1865 году закончена первая симфония. В 1971 году место профессора по оркестровому письму и композиции в петербургской консерватории получил Николай Римский-Корсаков. Биография зафиксировала, что на тот момент ему было всего 27 лет от роду. Но композитор не останавливается на достигнутом и продолжает покорять музыкальный Олимп. Из-под его пера выходят новые симфонические произведения и романсы.

1873 год – Морское ведомство предлагает ему работу в качестве инспектора духовых оркестров, а годом позже Римский-Корсаков становится их дирижером. Все больше и больше его привлекает оперный жанр. Уже создана первая опера «Псковитянка». Несколькими годами позже увидит свет одно из крупнейших произведений композитора – симфоническая сюита «Шехерезада».

Композитор Римский-Корсаков, биография творчества которого включает в себя такие оперы, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» (по сказкам Пушкина), «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», создал все эти произведения в период с 1895 год по 1907 год. Это время можно считать расцветом его музыкальной деятельности.

Умер композитор в 1908 году в июне 21 числа, оставив после себя огромное наследие, ценность которого признана не только у него на родине, но и во всем мире.

Портрет Николая Римского-Корсакова — Валентин Серов (1898)

Ниже приводится частичный список произведений композитора Николая Римского-Корсакова (1844–1908).

Оперы

  • Псковитянка ( Псковитянка = Pskovitjanka ) (иногда называют Ивана Грозного ), 1868-1872 (первая версия), 1876-1877 (вторая версия), 1891-1892 (3й версии)
  • Млада ( Млада ), 1872 (части актов 2 и 3 из проектасоставленных коллективно Бородин , Кюи , Минкуса , Мусоргского и Римского-Корсакова)
  • Майская ночь ( Майская ночь = Majskaja Noch» ), 1878-1879
  • Снегурочка ( Снегурочка = Снегурочка ), 1880-1881 (первая версия), ca. 1895 г. (2-я версия)
  • Млада ( Млада ), 1889-1890 (полная установка unstaged совместного проекта с 1872 г.)
  • Сочельник ( Ночь перед Рождеством = NOC»pered Roždestvom ), 1894-1895
  • Садко ( Садко ), 1895–1896 гг.
  • Моцарт и Сальери ( МОЦАРТ и Сальери = Моцарт я Sal’eri ), сочи. 48, 1897 г.
  • Дворянка Вера Шелога ( Боярыня Вера Шелога = Боярыня Вера Шелога ), соч. 54, 1898 г.
  • Царская Невеста ( Царская невеста = Carskaja невеста ), 1898
  • Сказка о царе Салтане, о сыне, известный и Могучий богатырь князя Гвидон Saltanovich и Прекрасной Принцессы Лебедь ( Сказка о царе Салтане, о сыне ЕГО, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди = Сказка о уход Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче ио прекрасной Царевне Лебеди ), 1899–1900
  • Сервилия ( Сервилия = Servilija ), 1900-1901
  • Кащей Бессмертный ( Кащей бессмертный = Кащей бессмертный ), 1901–1902 гг.
  • Пан Воевода ( Пан воевода = Пан воевода ; буквально Джентльмен губернатор провинции ), 1902–1903 гг.
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии ( Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии = Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии ), 1903–1904 гг.
  • Золотой петушок ( Золотой петушок = Золотой петушок ), 1906–1907 гг.

Хоровая музыка

Священный хоровой

(все а капелла )

  • «Тебе, Боже, славим» («Тебе Бога хвалим»), для двойного хора, 1883 г.
  • Собрание духовно-музыкальных произведений Н. А. Римского-Корсакова, использовавшееся при императорском дворе. Четырехголосные сочинения из литургии Иоанна Златоуста , соч. 22, 1883 г .; содержит 8 штук
  • Собрание духовных музыкальных обработок Н. А. Римского-Корсакова для императорского двора , соч. 22б, 1884 г .; содержит 6 гимнов на основе распевных мелодий
  • Сборник духовно-музыкальных произведений и переложений Н. А. Римского-Корсакова для смешанного хора , 1883–1884; содержит 23 произведения, опубликовано посмертно в 1913 г.

Светский хоровой

( а капелла, если не указано иное)

  • Два хора, соч. 13, для трех женских частей, 1874 г.
  • Четыре вариации и фугетта на тему русской народной песни «Надоели ночи», соч. 14, для четырех женских партий с фортепиано или фисгармонией ad lib. 1874 г.
  • Шесть хоров, соч. 16, по-разному для смешанных, женских и мужских голосов, 1875–1876 гг.
  • Два хора, соч. 18/22, для смешанных голосов, 1876 г.
  • Четыре хора, соч. 23, для трех мужских партий с импровизацией фортепиано .

    , 1876 г.

  • Поэма об Алексее, человеке божьем , соч. 20, для альтов , теноров и баса с оркестром, 1878 г.
  • Пятнадцать русских народных песен, соч. 19, для смешанных голосов, 1879
  • «Слава» («Слава» = «Слава»), соч. 21, для смешанных голосов с оркестром, 1879–1890
  • Два хора, для детских голосов, 1884 г.
  • Свитезянка , соч. 44, кантата для солистов сопрано и тенора и смешанных голосов с оркестром, 1897 г.
  • Песня Олега Мудрого , соч. 58, кантата для солистов тенора и баса и мужских голосов с оркестром, 1899 г.
  • Из Гомера , соч. 60, прелюдия-кантата для сопрано, меццо-сопрано и солистов альта и женских голосов с оркестром, 1901 г.

Оркестровая и групповая музыка

Сочинения для симфонического оркестра

  • Симфония № 1 ми минор, соч. 1, 1861–1865 (1-я версия), 1884 (2-я версия)
  • Увертюра на три русские темы , соч. 28 1866 г. (1-я версия), 1879–1880 гг. (2-я версия)
  • Фантазия на сербские темы , Op. 6 1867 г. (1-я версия), 1886–1887 гг. (2-я версия); также называется сербской фантазией
  • Садко , соч. 5, музыкальная таблица, 1867 г. (1-я версия), 1869 г. (2-я версия), 1891–1892 гг. (3-я версия)
  • Антар , соч. 9, 1868 (1-я версия), 1875 (2-я версия), 1897 (3-я версия), 1903 (исправленная 2-я версия, опубликованная Бесселем). Первоначально она называлась «Симфония № 2», но позже он классифицировал ее как «симфоническую сюиту». (См. Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 92.)
  • Симфония № 3 до мажор, соч. 32, 1866–1873 (1-я версия), 1886 (2-я версия)
  • Музыка к драме Мэй « Псковитянка» , сюита из пяти номеров, 1877 г. (адаптировано из оперы как эпизодическая музыка)
  • Сказка [ Сказка = Сказка ], соч. 29, 1879–1880 гг.
  • Симфониетта на русские темы ля минор, соч. 31, 1879–1884; переработка первых трех частей из струнного квартета 1878–1879 гг.
  • Испанское каприччио , соч. 34, 1887 г. (в основном натемы традиционной народной музыки Астурии )
  • Шахерезада , соч. 35, симфоническая сюита, ​​1888 г.
  • Увертюра русского пасхального фестиваля ( Светлый праздник ), Op. 36, 1888 г.
  • Тема и вариация № 4, 1903 г., из коллективного набора вариаций на русскую тему с Арцыбушевым , Витолсом, Лядовым , Соколовым и Глазуновым.
  • На могиле , соч. 61, прелюдия, 1904 г., памяти М. П. Белоева
  • «Дубинушка», соч. 62, 1905 (1-я версия), 1906 (2-я версия с хоровыми партиями ad lib. )
  • «Приветствие» [«Здравица»], 1907 г., для Глазунова.
  • Неаполитанская песня [т.е. «Funiculi, funicula»], Op. 63, 1907 г.

Отрывки из оперы для оркестровых концертов

  • Снегурочка — Сюита; включает «Танец скоморохи » (действие 3) (также известный как «Танец клоунов » или «Танец акробатов»)
  • Млада
    • Люкс; включает «Шествие знати»
    • Ночь на Триглаве , 1899–1901; чисто оркестровая обработка акта 3
  • Сочельник — люкс
  • Сказка о царе Салтане
    • Сюита: Три музыкальные картины , соч. 57 (1903) (отрывки представляют собой вступление к акту 1; акту 2; и акт 4, таблица 2)
    • « Полет шмеля » (из акта 3, картина 1)
  • Пан Воевода Сюита соч. 59
  • Золотой петушок
    • Интродукция и Cortège de Noces (Свадебный марш)
    • Сюита (подготовка Глазунова и М. Штейнберга)
  • Сюита «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

    (подготовила Глазунов и М. Штейнберг)

Сольная инструментальная музыка с оркестром или ансамблем

  • Концерт B , для тромбона и военного оркестра , 1877
  • Вариации соль минор на тему Глинки , для гобоя и военного оркестра, 1878 г.
  • Konzertstück in E , для кларнета и военного оркестра, 1878 г.
  • Концерт для фортепиано с оркестром до минор, соч. 30 , 1882–1883
  • Фантазия на две русские темы, для скрипки с оркестром, соч. 33, 1886–1887 гг.
  • Мазурка на [Три] польских народных темы, для скрипки с оркестром, 1888; также называется Souvenir de trois chants polonais
  • Серенада для виолончели с оркестром, соч. 37, оркестрованный в 1903 году из оригинала виолончели / фортепиано

Песни

Романсы, другие авторские песни и дуэты

(Для сольного голоса в сопровождении фортепиано, если не указано иное.)

  • «Бабочка» [Бабочка = Бабочка], дуэт, 1855 г.
  • «Выходи ко мне, синьора» [Выходи ко мне, синьора = Выходи ко мне, синьора], 1861
  • «В крови горит огонь желания» [В крови горит огонь любви = В сериале горит огонь любви], 1865 г. (текущее происхождение неизвестно)
  • Четыре песни, соч. 2, 1865–1866 (часто называют Четыре романса )
  1. Прикоснись щекой к моей
  2. Соловей и роза (по персидской поэзии )
  3. Колыбельная (из стихотворной драмы Льва Мея , положенной в основу оперы «Псковитянка» ; позже вошла в состав оперы «Дворянка Вера Шелога» )
  4. От моих слез
  • Четыре песни, соч. 3 августа 1866 г.
  1. Жель и пальма
  2. Южная ночь
  3. Ночевала тучка золотая
  4. На холмах Грузиджи (На холмах Грузии)
  • Четыре песни, соч. 4 января 1866 г.
  • Четыре песни, соч. 7 августа 1867 г.
  • Шесть песен, соч. 8, 1868–1870 гг.
  • Две песни, соч. 25, 1870 г.
  • Четыре песни, соч. 26 января 1882 г.
  • Четыре песни, соч. 27 августа 1883 г.
  • Четыре песни, соч. 39, 1897 г.
  • Четыре песни, соч. 40, 1897 г.
  • Четыре песни, соч. 41, 1897 г.
  • Четыре песни, соч. 42, 1897 г.
  • Весной [ Весной ], соч. 43, 1897 (четыре песни)
  • Поэту [ Поэту ], соч. 45, 1897–1899 (пять песен)
  • У моря [ У моря ], соч. 46, 1897 (пять песен)
  • Два дуэта, соч. 47, для меццо-сопрано и баритона или сопрано и тенора , 1897
  • Две песни, соч. 49, для баса , 1882–1897
  • Четыре песни, соч. 50, 1897–1898 гг.
  • Пять песен, соч. 51, 1898 г.
  • Два дуэта, соч. 52, 1897–1898 гг.
  • Стрекозы [ Стрекозы ], Op. 53, для трех сопрано, 1897 г.
  • Четыре песни, соч. 55, для тенора, 1897–1898 гг.
  • Две песни, соч. 56, для сопрано, 1898 г.

Сборники народных песен

  • Сборник ста русских народных песен , соч. 24, 1875–1876 гг.
  • Сорок народных песен , 1875–1882 гг.

Камерная музыка

  • Струнный квартет фа, соч. 12 декабря 1875 г.
  • Струнный секстет ля, для пар скрипок , альтов и виолончелей , 1876 г.
  • Квинтет си-бемоль, для флейты , кларнета , валторны , фагота и фортепиано , 1876 г.
  • Струнный квартет на русские темы, 1878–1879
    • Первые три части позже адаптированы для Симфониетты, соч. 31 год
    • Оставшаяся четвертая часть носит название «В монастыре » [«В монастыре»] (версия для фортепиано в четыре руки называется «В церкви»).
  • Четыре вариации на хорал соль минор, для струнного квартета, 1885
  • Струнный квартет «B-la-F», 1 часть, 1886 г .; другие движения Лядова , Глазунова и Бородина
  • Струнный квартет Jour de fête [ Именины ], финал (» Хоровод » [«Хоровод»]), 1887 г .; другие движения Глазунова и Лядова
  • Ноктюрн фа для четырех валторн, ок. 1888 г.
  • Два дуэта фа для двух валторн, 1883? –1894?
  • Канцонетта и Тарантелла , для двух кларнетов, 1883? –1894?
  • Серенада, для виолончели и фортепиано, 1893; также оркестровал как соч. 37
  • Струнный квартет соль мажор, 1897 г.
  • Трио до минор для скрипки, виолончели и фортепиано, 1897; завершен его зятем Максимилианом Штейнбергом в 1939 году
  • Тема с вариацией № 4 соль мажор для струнного квартета, 1898; за совместные вариации на русскую тему («Надоели ночи надоскучили») с Арцыбушевым, Скрябиным , Глазуновым, Лядовым, Витолсом, Блюменфельдом , Эвальдом, Винклером и Соколовым.
  • Аллегро си-бемоль, для струнного квартета, 1899 г., для совместной партии пьес струнного квартета Les vendredis с Глазуновым, Арцыбушевым, Соколовым, Лядовым, Витолсом, Остен-Сакеном, Блюменфельдом, Бородиным и Копыловым

Фортепианная музыка

  • Шесть вариаций на тему БАХ , соч. 10, 1878 (Вальс, Интермеццо, Скерцо, Ноктюрн, Прелюдия и Фуга)
  • Четыре пьесы, соч. 11, 1876–1877 (Экспромт, Новелетта, Скерцино, Этюд)
  • Три пьесы, соч. 15, 1875–1876 (Вальс, Романс, Фуга)
  • Шесть фуг, соч. 17 января 1875 г.
  • Две пьесы, соч. 38, 1894–1897 (Прелюдия-экспромт, Мазурка)
  • Вариации (№№ 1, 2, 6, 11, 3, 16 и 19) и пьесы (Колыбельная, Маленькая фуга на тему БАХ, Тарантелла, Менуэт, Колокольчики [Трезвон — Трезвон], Комическая фуга) из совместного парафраза на постоянная тема, 1878 г. (без опусов нет)
  • Фуги и фугетты, 1875–1876 (без опуса №)
  • Аллегретто до мажор, 1895 (без опуса №)
  • Прелюдия соль мажор, 1896 (без опуса №)
  • Тема и 1-я вариация из совместных вариаций на русскую тему, 1899 г. (без опусов №)
  • Фуга до мажор для 4 рук (также: транскрипция в 2 руки), 1875 (без опуса №)
  • Вариации на тему Миши, ок. 1878–1879 (без соч. №)
  • Песенка [Песенка = Песенка] (Андантино) из армейского собрания Арзункнер , 1901 г. (без опуса)
  • Финал коллективной Шутки-Кадрили в 4 руки, 1890 г. (без опусов нет)

Редактирование или доработка работ другими

Александр Бородин
Князь Игорь (завершен с Глазуновым )
Сезар Куй
Уильям Рэтклифф (оркестровал несколько пассажей для первого исполнения в 1869 году)
Александр Даргомыжский
The Stone Guest (только оркестровка; композиция завершена Сезаром Кюи)
Михаил Глинка
Жизнь за царя (редакция с Милием Балакиревым и Анатолием Лядовым )
Руслан и Людмила (редакция с Балакиревым и Лядовым)
Полное собрание сочинений для оркестра (под редакцией Балакирева и Лядова)
Модест Мусоргский
Борис Годунов
Хованщина
Песни и танцы смерти (только оркестровка)
Ночь на Лысой горе

Библиография

  • Римский-Корсаков Н.А. Полное собрание духовно-хоровых сочинений . Памятники русской духовной музыки III серия. Мэдисон, Коннектикут: Musica Russica, 1999.
  • _______. Полное собрание сочинений [ Полное [sic] собрание сочинений ]. Москва, 1946–1970. (Перепечатано Калмусом / Белвином Миллсом.)
  • Уокер, Марина Фролова, «Римский-Корсаков: (1) Николай Андреевич Римский-Корсаков», Grove Music Online (требуется подписка) , (дата обращения 8 декабря 2005 г.)

Внешние ссылки

  • Список произведений Римского-Корсакова на Старатель (на русском языке )
  • Список произведений Римского-Корсакова в Русском музыкальномархиве (на немецком языке)
  • Бесплатные партитуры Римского-Корсакова в рамках проекта International Music Score Library Project (IMSLP)
  • Страница Римского-Корсакова , lieder.net

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий