Степан Эрьзя биография

  • Келяшова Марина Александровна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Тема:“Путешествие по творчеству С.Д Эрьзи”. Цель: Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве С.Эрьзи. Задачи: 1) учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2) Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений. 3) Воспитывать любовь к своему краю, чувство гордости за людей, прославивших Мордовию, таких, как Эрьзя. Литература: Альбом “Степан Дмитриевич Эрьзя”; “Степан Эрьзя” К. Абрамов, газеты “Эрьзянь Мастор” (от 9.08; 26.10 2001 г.) Наглядный ряд: портрет С. Эрьзи, слайды с фотографиями скульптур, выставка книг об Эрьзи, стенд “К 130-летию со дня рождения Эрьзи”, выставка скульптур из пластилина, сделанные детьми, презентация. Музыкальный ряд: записи мордовских мелодий, Э. Григ “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт”. Ход занятия:

На доске портрет скульптора и эпиграф:

Для него искусство было свято. Остальное жизни суета. С. Ламбина

Под мелодию мордовской песни чтец читает стихотворение на мордовском языке:

Учитель: Как прекрасна мордовская речь в сочетании с мордовскими мелодиями. А кто ребята скажет мне, о чем рассказывает стихотворение? (ответы детей)

-Да, действительно, прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой и что особенно радует, что именно в Мордовии родились люди, чьи имена прославили нашу землю и стали известны за ее пределами. И сегодня мы поговорим об одном самом известном.

Среди множества имен выдающихся мордовских художников, писателей, актеров, музыкантов 20 века.

Лишь имя скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи достигло высот мировой известности. И в этом году мы отмечаем юбилей Эрьзи. Совсем недавно, а именно 9 ноября исполнилось 130 лет со дня рождения этого великого скульптора. Этот юбилей отмечают и за пределами нашей республики, поскольку работы Эрьзи известны повсюду. Мы с вами тоже готовились к этому празднику, почерпнули много знаний из его биографии, познакомились с книгами об Эрьзи, внимательно рассмотрели выставку книг, подготовленную нашим школьным библиотекарем. И наше сегодняшнее занятие станет. Как бы обобщением всех этих знаний.

Поскольку биографию Эрьзи мы уже изучили подробно, но мне бы хотелось остановиться лишь на некоторых биографических моментах из детства скульптора, которые вам еще мало знакомы.

Вот посмотрите, я принесла сегодня две вещи, которые связаны с эпизодами детской жизни скульптора. А как они связаны, я вам сейчас об этом расскажу.

(Показываю картину с изображением леса.)

 

 -Что здесь изображено? (Лес.) А знаете ли вы, что Эрьзю сначала звали не Степаном, а именем, которое в переводе с мордовского означает “дитя леса”. Когда он родился, то еще неделю жил без имени – ждали отца, который как и многие крестьяне из мордвы, находился на заработках. Но по обычаям старины ребенок не должен долго оставаться без имени, т. к. нечистая сила может сглазить младенца. Боясь такого лиха, старухи-староверки уговорили мать пойти в священную дубовую рощу, где по старому обычаю предков дали имя новорожденному Виртака – дитя лесов. Вернулся отец. Он с радостью взял маленького сына на руки и. подбрасывая вверх, воскликнул:

— Ого, смелый будет человек, даже не пикнул. Мать отобрала ребенка, прижала к груди и упрекнула:

— Виртака еще махонький, а ты играешь, как с медвежонком.

-Что за имя Виртака? Я назову сына Степаном.

В сумерках ноябрьского вечера, задами, озабоченный отец тащился к священнику, то и дело поправляя барана, которого нес за плечами. Священник, пожурив его немного и впустив барана в хлев, буркнул:

-Завтра твое чадо будет Степаном.

Так дитя леса Виртака стал Степаном…

-А теперь посмотрите вот на этот предмет. Что это?

 (Колокольчик.)

-А сейчас вы узнаете, какой момент из жизни Эрьзи связан с ним. Вместе с надеждой на счастье ребенка в дом пришла печаль. Степан рос здоровым: двигал ручонками и ножками, любопытно смотрел ясными глазенками, без устали чмокал соску из ржаного хлеба. Даже улыбался, когда в маленькие оконца заглядывало солнце. Да, вот беда: голоса не подавал. Начались суды да пересуды, знахарки говорили, что за дитя два бога дерутся: Мордовский и церковный Христос. Поэтому мальчик будет молчать до тех пор, пока один из них не одолеет другого. И решил тогда отвезти отец Степана к знахарю деду Тораю, жившему в Алатыре. Посмотрел дед на мальчика и вытащил из варежки колокольчик, потряс им перед мальчиком. Маленький Степан впился в него взглядом и ухватился обеими ручонками. Тут дед Торай и сказал:

-Пусть принесет вашему Степану счастье…

Заветный колокольчик повесили к люльке в надежде на исцеление. Старший брат Иван и особенно сестренка Ефимия то и дело качали люльку, уж больно им нравился звон колокольчика. И вот однажды в доме собралась ватага ребятишек с собакой. Степан уже начал ходить, совсем еще не расстался с люлькой. Родители работали в лесу, а брат Иван остался за старшего. Он-то и решил сорвать колокольчик и повесить его на шею собаке. Он стал отрезать забавную игрушку. Наконец, колокольчик со звоном ударился о край люльки и с жалобным стоном покатился по полу. Люлька перевернулась, и, вслед за колокольчиком, из нее с грохотом вывалился Степан. Ребята сначала замерли от испуга, но, когда раздался неистовый плач мальчика и какой-то лепет, они, как стая испуганных воробьев, вылетели из избы на улицу с криком:

— Молчун заголосил!

Так вот и сбылось предсказание Торая. Колокольчик вызвал у молчуна голос…

-Ну, как, ребята, понравился вам мой рассказ. Теперь вы понимаете, какую роль в жизни С. Эрьзи сыграли лес и колокольчик. А прочитала я об этом в книге А. Моро. Если вас заинтересовали сведения из детства скульптора, то узнаете из этой книги еще много интересного.

Да, великий человек – интересная жизнь. И к юбилею Эрьзи проводится много викторин и по радио, и по телевидению, и в печатных изданиях. И сейчас я вам хочу предложить мини-викторину, чтобы выявить ваши знания о Эрьзи и его жизни. Итак, приготовились:

  1. С чего начиналось творчество скульптора?
  2. Где скульптор продолжил учебу?
  3. В каких зарубежных странах жил и работал Эрьзя?

(В Аргентине, Франции, Италии.)

4) Почему скульптор взял себе такой псевдоним? (В честь мордовского народа – эрзи.)

5) Какие награды получил Эрьзя?

(Был избран действительным членом общества русских скульпторов; награжден орденом “Трудового красного знамени”.)

— Вот такие награды. И все-таки, я считаю, что самой главной наградой стала вечная память в людских сердцах, почитание и преклонение перед его талантом.

Особенно радует, что мы его земляки можем полюбоваться его работами, собранными в музее в г. Саранске. (Показываю фото музея.)

И пусть многие из вас еще там не побывали, не огорчайтесь, у вас все впереди. И пусть наш сегодняшний урок станет первым шагом на этом пути. Вот эта небольшая выставка работ – фотографий поможет вам познакомиться с некоторыми из них. А познакомят нас с этой выставке и проведут по ней наши экскурсоводы.

УЧЕНИК: 1 экскурсовод: В различные годы скульптором были созданы такие работы, как “Эрзянка”, “Голова мордовки”, “Крестьянин-мордвин”, “Старик-мордвин”. (Показ.) Крестьянин-мордвин

Эрзянка

Разные по характеру и настроению образы эти жизни и человеческой теплоты, народной мудрости, моральной силы и достоинства. В них особенно сказалась кровная связь скульптора с Родиной, тоска по ней:

2 экскурсовод: Эрьзя — художник, передающий в своих произведениях человеческие чувства. Он создал большую серию работ. Это образы символы: “Мужество”, Каприз”, “Горе”, “Скорбь” (показ) ГОРЕ МУЖЕСТВО СКОРБЬ КАПРИЗ 3 экскурсовод: свои идеальные представления о человеке и его душе, сложное ощущение прекрасного воплощает С. Эрьзя в многочисленных женских образах: НОРВЕЖКА ПАРАГВАЙКА ИНДИАНКА 4 экскурсовод: В портретной галерее Эрьзи женщины разных стран и национальностей. В каждом портрете художник не просто передает национальные черты, но и раскрывает определенный характер, душевное состояние и настроение. Необыкновенен портрет “Аргентинки”, волевое и сильное начало в портрете “Русской женщины”, олицетворение гордости и достоинства заключено в портрете “Испанки” и, наконец, воплощение изысканной красоты, тонкого обаяния и кокетства в “Парижанке в шляпке”: ПАРИЖАНКА В ШЛЯПКЕ 5 экскурсовод: Глубиной характеров проникнуты работы, посвященные женщине – матери. К этой теме Эрьзя неоднократно обращался в своем творчестве:

“Материнство”, “Четырнадцатилетняя мать”, “Портрет матери”

Четырнадцатилетняя мать Спящая мать и, наконец, “Мать с ребенком”. Здесь тело матери образует собой колыбель, в которой безмятежно покоится ребенок, играющий ее волосами. Приникнув щекой к голове сына, мать в то же время отвернулась от него. Она словно прислушивается к тревожным мыслям – размышлениям о будущем ребенка. 6 экскурсовод: Искусство Эрьзи вместило в себя достижения не только национальной, но и мировой культуры. Об этом свидетельствуют работы, посвященные великим людям: “Сократ”, “Бетховен”. СОКРАТ БЕТХОВЕН -А я хочу обратить внимание на работу “Музыка Грига”, которая потрясает романтической взволнованностью. Этой работой Эрьзя сумел передать стихию движения мысли великого композитора. И мне сейчас хочется, чтобы соприкоснулись два искусства: музыка и скульптура. Внимательно слушайте и смотрите, а потом расскажите, что вы ощутили. (слушается запись музыки Грига “В пещере горного короля” из сюиты” Пер Гюнт) — И так, что вы почувствовали? (дети делятся своими впечатлениями) -Мы познакомились лишь с малой долей работ великого скульптора. И мне хотелось, чтобы вы полюбили искусство Эрьзи, как любил свои скульптуры и сам автор. В горе и в радости он думал о своих работах и называл их своими детьми:   Хотелось бы, чтобы имя Эрьзи навсегда осталось в вашей памяти, как имя великого человека, прославившего своим творчеством Мордовскую землю. — И пусть его творчество продолжает жить и в ваших работах и хотя пока они сделаны не из кебрачо, а из обычного пластилина. И может среди вас подрастает еще один Эрьзя. Какие замечательные работы получились. (Рассматривается выставка работ.)    -Наше занятие подходит к концу и в качестве закрепления всех знаний об Эрьзе, я предлагаю вам разгадать вот этот кроссворд, отгадав который вы узнаете настоящую фамилию С.Д.Эрьзи (на доске вывешивается кроссворд, учитель вписывает правильные ответы): ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Название страны, где 26 лет жил и работал Эрьзя. 2. Дерево, которое нашел скульптор в Аргентине, из него сделано большинство его работ. 3. Как называется скульптура, которая посвящена писателю Л.Н. Толстому. 4. Название села, в котором родился скульптор. 5. Имя отца Эрьзи. 6. Мордовский писатель, который писал книги об Эрьзе. 7. Название Республики, где похоронен скульптор. ПО ВЕРТИКАЛИ: 8. Настоящая фамилия скульптора.   Степан Дмитриевич Нефедов  — Наше занятие о творчестве С.Д. Эрьзи подошло к концу. И думаю, что чувство гордости за нашего великого и талантливого земляка навсегда поселится в вашем сердце.

12.02.2008

Степан Дмитриевич Эрьзя (настоящая фамилия – Нефедов) – известный русский скульптор, благодаря которому весь мир узнал о существовании одного мордовского племени. В статье представлен краткий обзор его жизни и творчества.

Происхождение скульптора

Степан Дмитриевич Эрьзя родился в Ардатовском районе Мордовии (д. Баево) 27 октября 1876 года. Родители его были крестьянами, относящимися к мордовскому племени эрзя (отсюда и псевдоним скульптора). В этом племени языческие верования сохранялись и в 19 столетии. Известно, что эрзя чтили души рек, родников и камней, поклонялись священным деревьям. Тем не менее, сам Степан был православным, причем уже в 3-м поколении.

Период обучения

Будущий скульптор начал самостоятельную жизнь в возрасте 14 лет. В течение дальнейших 10 лет Степан Дмитриевич Эрьзя занимался различными промыслами, включая роспись храмов. Лишь вернувшись к своим родителям в г. Алатырь, куда они переехали к тому времени, Степан начал заниматься тем, что стало его настоящим призванием. Местные купцы высоко оценили декорации, которые он сделал к любительскому спектаклю по творчеству А. С. Пушкина. Они решили показать рисунки Степана Дмитриевича директору Строгановского училища города Москвы.

В 1901 году, практически не владея русским языком, Эрьзя отправился на обучение в Москву. Отучившись год в Строгановском училище, где он посещал вечерние рисовальные классы, Степан Дмитриевич Эрьзя смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В течение года Эрьзя готовился стать живописцем, однако затем решил перейти на скульптурное отделение. Ему легко давалась учеба. Эрьзя Степан Дмитриевич быстро освоил ремесло скульптора благодаря своей природной одаренности. Учителем его был С. М. Волнухин, который известен как автор памятника Ивану Федорову, русскому первопечатнику. Степана связывали дружеские отношения со своим учителем. Эрьзя помогал ему после революции. Он увез больного Волнухина на юг, пытаясь спасти его. Однако учитель его умер у него на руках. Творчество представителя импрессионизма П. П. Трубецкого также оказало большое влияние на становление будущего скульптора.

Эрьзя Степан Дмитриевич не окончил курса. Он посчитал, что получил в училище все, что мог. В 1906 году он отправился в Италию. Именно здесь он окончательно стал именовать себя Эрьзей, считая, что тем самым заявляет миру о своем народе. Следует отметить, что он откликался на это прозвище и раньше, а иногда подписывал фамилией Нефедов-Эрьзя свои ученические работы.

Работы, выполненные в Италии

Вдохновленный творчеством Микеланджело, Эрьзя принялся работать в мраморе. В Италии он быстро освоил нужные навыки. Скульптор рубил свои творения сразу в камне. Он не готовил предварительно проекты или эскизы. Следует отметить, что немногие мастера работали, используя технику прямого высекания. Обычно они прибегали к услугам помощников. В настоящее время сохранилось не так много работ Эрьзи, относящихся к данному периоду. Среди этих скульптур необходимо отметить статую Иоанна Крестителя. Эта работа была выполнена для храма г. Специя.

Первый громкий успех

В 1909 году к Степану Дмитриевичу пришел первый громкий успех. Именно тогда на восьмой Международной выставке в Венеции была продемонстрирована композиция Эрьзи, получившая название «Последняя ночь осужденного перед казнью». Это произведение Степан Дмитриевич создал после посещения расположенной в Москве Бутырской тюрьмы. Нужно сказать, что в годы ученичества интересующий нас скульптор подрабатывал фотографом. В это время снимал революционеров, которые были арестованы, Эрьзя Степан Дмитриевич.

Краткая биография мастера не предполагает подробного знакомства с его творчеством. Однако необходимо сказать пару слов о «Последней ночи осужденного перед казнью», поскольку это очень важная работа. Степан Дмитриевич изобразил сидящего полуобнаженного человека, который мучительно пытается осознать то, что вскоре ему предстоит. В этой фигуре угадывается сходство с автором, что характерно для целого ряда работ интересующего нас мастера.

Нужно сказать, что эта скульптура произвела большое впечатление на выставке. Эрьзю сразу же стали называть не иначе как «русский Роден». Интересно, что незадолго до выставки работа, которая должна была быть представлена на ней, была испорчена. Степану Дмитриевичу пришлось восстанавливать скульптуру всего за 4 дня. В настоящее время местонахождение этой работы, выполненной в бетоне, неизвестно. Имеются лишь ее воспроизведения.

Переезд во Францию

Степан Дмитриевич Эрьзя, скульптуры которого к тому времени были уже достаточно известны за границей, в 1910 году переехал во Францию. Большой успех имели его выставки в Мюнхене, Ницце и Милане. Музей в Ницце приобрел его работы, их покупали и частные коллекционеры. В Париже в 1913 году провел свою первую персональную выставку Эрьзя Степан Дмитриевич. Биография его в это время отмечена созданием целого ряда скульптурных портретов, выполненных на заказ. Это дало значительный доход мастеру. Степан Дмитриевич Эрьзя, работы которого пользовались большим спросом, запоминал пластику модели мгновенно. Поэтому заказы он выполнял очень быстро – достаточно было одного-двух сеансов.

Женские портреты

Степан Дмитриевич в 1912 году создал портрет своей любимой женщины, Марты. Этот скульптурный образ (грациозный наклон головы, таинственная полуулыбка), а также особые приемы лепки (контрастно сглаженное лицо, фактурно обработанные массивные волосы) в дальнейшем творчестве художника будут повторяться во множестве женских портретов. В работе «Норвежская женщина», созданной в 1914 году, скульптор с большим мастерством передал непростое душевное состояние героини, не очень красивой и не очень молодой женщины. Она испытывает то ли счастье, то ли страдание.

Возвращение в Россию

Эрьзя в 1914 году вернулся в Россию. Его соседом стал С. Т. Коненков, который существенно повлиял на дальнейшее творчество мастера. Степан Дмитриевич, мобилизованный в период Первой мировой войны, находился под началом доктора Г. О. Сутеева. Эрьзя служил санитаром. Врач, под началом которого находился Степан Дмитриевич, записал его рассказы, полные необыкновенных приключений, о его жизни за границей. Эти рассказы впоследствии были опубликованы.

Вернувшись на родину, скульптор создавал работы не только в мраморе. Эрьзя использовал и материалы, которые в станковой скульптуре считаются необычными (железобетон, цемент). Кроме того, художник применял бетон с металлической стружкой. Эрьзя сначала работал в дереве. Этому способствовала его дружба с Коненковым, который был известным мастером по созданию деревянной скульптуры. На выбор материала повлияли и детские впечатления, которые получил Степан Дмитриевич, любуясь работами мордовских народных мастеров, выполнявших скульптуры из дерева.

Поездка на Урал

Мрамор неизменно оставался излюбленным материалом Эрьзи. Степан Дмитриевич даже отправился на Урал на поиски редких пород мрамора. Эта поездка относится к периоду с 1918 по 1921 год. В это время скульптору пришлось пережить все тяготы сурового послереволюционного времени и последовавшей за ним гражданской войны.

«Ева»

«Ева» – известная работа Эрьзи, выполненная в 1919 году. Библейская прародительница высечена из мрамора. Она предстает перед нами в образе деревенской пышнотелой молодухи, наивной и эротичной одновременно. Эта скульптура перекликается с творениями мастеров модерна. Угасание данного стиля относится к периоду становления Эрьзи в качестве скульптора.

Послевоенные годы

Степан Дмитриевич в первые годы после войны проживал в Екатеринбурге, а также в Москве, Батуми, Новороссийске, Баку. Мастер преподавал, принимал участие в мероприятиях, проводимых новой властью. Эрьзя в 1922 году выполнил портреты Акакия Церетели, Шота Руставели, Ильи Чавчавадзе. Также он создал следующие работы: «Леда и лебедь», «Материнство», «Летящий». Все эти творения выполнены из дерева. Художник создавал и декоративные работы на заказ. Большая часть из них не сохранилась. Среди этих работ нужно отметить памятники Карлу Марксу и Свободы в Екатеринбурге. Оба они выполнены из цемента и относятся к 1920 году. Среди сохранившихся работ этого времени представлены откровенно слабые, такие как Дом Союзов в Баку. Чувствуется, что Эрьзя не владел этими формами. Также делал головы и бюсты Ленина скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя.

Аргентинский период творчества

Художник в 1925 году стал членом Общества русских скульпторов. В следующем году он поехал во Францию со своей выставкой, после чего решил не возвращаться на родину. Эрьзя поселился в Аргентине, поскольку европейские страны не хотели принимать «красного скульптора». Так начался новый плодотворный этап в жизни такого художника, как Степан Дмитриевич Эрьзя.

Аргентинский период сильно повлиял на творческое своеобразие мастера. Степан Дмитриевич, переехав в эту страну, поселился в небольшом домике, расположенном на окраине Буэнос-Айреса. Эрьзя регулярно выставлял на местных выставках свои работы, издал на собственные средства брошюру с информацией о них. В этот период единственным материалом для Эрьзи была древесина альгарробо и квебрахо, которая произрастает исключительно в южноамериканских лесах. Этот материал является исключительно твердым, поэтому он потребовал от Степана Дмитриевича тяжелой, кропотливой работы. Художник использовал наплывы, наросты, корни деревьев, соединяя нужные куски клеем. В 1932 году выполнил голову-маску «Моисей» (на фото выше) Степан Дмитриевич Эрьзя. Аргентинский период — это также время создания скульптурных портретов его отца и матери, «Льва Толстого» (в 1930 году). В 1944 году художник выполнил работу «Мужик». Также Эрьзя создал множество портретов юных красавиц.

Возвращение на родину, последние годы жизни

В 1950 году Эрьзя (Нефедов) Степан Дмитриевич вернулся в СССР. Вместе с ним на корабле прибыли практически все его скульптуры (всего более 300 работ). Также художник привез куски древесины альгарробо и квебрахо для своих будущих произведений. Организованная в Москве в 1954 году персональная выставка Эрьзи имела большой успех.

Скульптор скончался 27 ноября 1959 г. В Саранске покоятся останки великого мастера, каким, безусловно, был Степан Дмитриевич Эрьзя. Фото его могилы представлено выше.

Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи является некоммерческой общественной культурной организацией, созданной с целью поиска, исследования, сохранения и популяризации универсального культурного наследства  Степана Дмитриевича Нефедова-Эрьзи, выдающегося скульптора ХХ столетия. Его имя уже давно является флагманом национальной культуры мордовского народа. Вклад С.Д. Эрьзи, которого  современники звали “Русский Роден”, в мировую художественную культуру двадцатого века бесспорный. Но, к сожалению, до сих пор он не получил достойной оценки и заслуженного признания.

Сотрудники фонда уже собрали ценную информацию о жизни и творческой деятельности великого скульптора. Вместе с Республиканским музеем изобразительных искусств имени Эрьзи был выпущен альбом “Степан Эрзья: величие и трагедия”. В него вошла документальная повесть Ю. Папорова, который лично знал скульптора в Аргентине, и материал архивов из музеев Саранска, Геленджика, и Алатыря, содержащий прежде неизвестные страницы биографии Эрьзи, мемуары людей, которые были близки скульптору, а также – ценные фотографии, опубликованные впервые.

Далее

Миссия фонда

Культурно-просветительская деятельность фонда направлена на знакомство общественности с жизнью и творчеством великого скульптора Степана Дмитриевича Нефедова-Эрьзи, родившегося в 1876 году в маленьком мордовском селе Баево. В течение многих лет он – воспитанник русской скульптурной школы, жил и успешно работал не только…

Далее

Реставрация

Вот уже несколько лет Международным фондом искусств имени С.Д.Эрьзи ведется кропотливая и основательная работа по поиску, реставрации и копированию произведений всемирно известного русского скульптора Степана Эрьзи (1876-1959) из частных и зарубежных коллекций  Аргентины, Италии, Франции, Азербайджана, Аджарии. Главная задача, которую специалисты…

Далее

О галерее

Галерея “Эрьзя” – современное арт-пространство, расположившееся в Новой Москве (г. Щербинка, жилой комплекс «Калипсо-2», ул.40 лет Октября, 11/2). Галерея осуществляет свою работу под эгидой Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи и…

Далее

Экспозиция

В Галерее «Эрьзя» экспонируется коллекция эксклюзивных слепков, оригиналы которых в настоящее время находятся в зарубежных и российских музейных и частных коллекциях, и в основном, малодоступны любителям творчества мастера. Каждое произведение…

Далее

Биография

27 октября (8 ноября по н.ст.) 1876 г. родился в с. Баево Алатырского уезда Симбирской  губернии. В семье крестьянина-мордвина (эрзя) 1892- 1897 гг. – учеба и работа в иконописных мастерских…

Далее

Сегодня ученые-гуманитарии время от времени пускаются в рассуждения на тему «Саранск эрьзинский», совершенно искренне считая такую постановку вопроса правильной. Вот в чем тут казус: Эрьзя никогда в столице Мордовии не бывал — так сложилась его судьба, и ничего тут не поделаешь. Но в городе есть музей-выставка Эрьзи, его имя носит бульвар на Химмаше, похоронен он на кладбище Саранска. Но это ноты другой оперы, про то, как Мордовия чтит имя и память одного из своих знаменитых уроженцев. А то, что Саранск получил громадную коллекцию творений Степана Дмитриевича Эрьзи, — величайшая удача провинции, драматическая история такой удачи — отдельная тема. Сегодня мы вспомним о том, как хоронили великого скульптора, и причина тому есть — ряд фотографий, предоставленных нашей рубрике Светланой Ивановной Циркиной, выпускницей 12-й школы. В семейном архиве эти фотографии отложились при жизни тестя Светланы Ивановны, члена правительства Мордовии Степана Иосифовича (Осиповича) Циркина, который, как заместитель председателя СМ МАССР, возглавлял комиссию по организации похорон Эрьзи.

Степан Дмитриевич Эрьзя умер в Москве 23 ноября 1959 года. Гражданская панихида состоялась в зале собраний Московского отделения Союза художников (снимок 4), проститься со скульптором пришли многие представители столичного общества, успевшие за девять предшествовавших лет оценить его более чем незаурядный талант. Но упокоить прах художника решили на его исторической родине, в Мордовии, выбрали город Саранск. В Москву выехала комиссия во главе с С. И. Циркиным. В Саранске гроб с телом С. Д. Эрьзи выставили в Доме Союзов, а 29 ноября при большом стечении народа состоялась церемония погребения. В архиве Циркиных сохранился репортаж, опубликованный в газете «Советская Мордовия» от 1 декабря 1959 года. Этот репортаж был, кажется, самым содержательным; воспользуемся им, чтобы восстановить весь распорядок похорон. Траурный митинг открыл ­

С. И. Циркин, от имени правительства Мордовии выступил министр культуры П. А. Кокорев. От имени Союза художников СССР выступил гость — народный художник Татарской АССР С. С. Ахун, который, кроме прочего, рассказал о выставке, открытой после возвращения Степана Дмитриевича из Аргентины, как о величайшем культурном событии страны. Заслуженный деятель искусств Мордовии В. Д. Илюхин особо отметил художественное значение произведений Эрьзи в том, что они прославляли величие человеческого духа. Слово было дано представителю трудящихся Ардатовского района С. Е. Миганову — земляку С. Д. Эрьзи; выступили также представители научной общественности — физик Ф. М. Алемайкин и философ А. Л. Киселев. А далее — скульптор Степан Эрьзя первый и последний раз проследовал по Саранску, но — недвижно, в гробу (снимок 5). Процессия прошествовала по Гражданской улице, свернула на Коммунистическую… Но были еще выступления, на кладбище, перед погребением — художника Н. В. Ерушева и поэта С. Самошкина, прочитавшего свои стихи об ушедшем ваятеле. Но Саранск тогда не очень понял, кого только что отдал во власть вечности. Потребуется несколько лет, пока не будет построен музей, в котором будут выставлены работы скульптора Эрьзи, а потом начнется нечто такое, что поставит Саранск в ряд знаменитых городов страны — хранителей блестящих художественных произведений ХХ века.

Летом 1961 года возник вопрос об установке надгробия; выбирали автора — и в Москву поехала делегация на переговоры с Сергеем Тимофеевичем Коненковым. Выдающийся мастер деревянной скульптуры хорошо знал С. Д. Эрьзю, но опыта ваятеля кладбищенских памятников у него не было. Однако С. Коненков заказ принял, вместе с гостями из Саранска он посетил несколько кладбищ, искали образцы. И памятник появился, его знают все, кто хотя бы раз видел место захоронения С. Д. Эрьзи. На шестом снимке — С. Т. Коненков с гостями из Саранска — М. В. Дорожкиным (директором НИИЯЛИЭ), С. И. Циркиным (заместителем председателя Совета министров Мордовии), П. А. Кокоревым (министром культуры МАССР). Снимок сделан в августе 1961 года…

Нет фото

Биография Степан Дмитриевич Эрьзя

Карьера: Скульптор Дата рождения: 8 ноября 1878, знак зодиака скорпион Место рождения: Россия. Российская Федерация Родился в мордовской крестьянской семье. Для псевдонима взял имя одной из этнографических групп своего народа. С 1890 учился в иконописной мастерской в Алатыре, расписывал храмы в Симбирской и Казанской губерниях. Приехав в Москву, занимался в Строгановском художественно-промышленном училище (1901–1902) и Училище живописи, ваяния и зодчества (1902–1906), где одним из его наставников был С.М.Волнухин. В 1906–1914 жил и работал в Италии и Франции, вновь в Москве, с 1918 – на Урале, преимущественно в Екатеринбурге, а в 1921–1925 – в Новороссийске, Батуме и Баку. Затем вернулся в Москву. Типичные для модерна мифологические темы сочетались в его творчестве с произведениями и замыслами в духе революционной «монументальной пропаганды» (задуманный в уральские годы план грандиозного памятника В.И.Ленину из скалы). Выехав в 1926 в командировку в Париж, остался за рубежом, поселившись в Буэнос-Айресе (1927). В Аргентине нашел свой «фирменный» материал – очень твердые древесные породы квебрахо и альгарробо, для обработки которых Эрьзя сконструировал специальную машину. Старался стилистически обыгрывать фактуру древесины, корни и наросты, другой раз оставляя их в виде «фантазий», т.е. чисто природных фрагментов. Особенно удавались ему символически-обобщенные портреты и женские образы (Бетховен, 1929; Дочь инков, 1941; оба – в Русском музее; Старик-мордвин, 1944, Картинная галерея, Саранск). И в Латинской Америке выдвигал идеи «горы-монумента» – к примеру, план монумента героям войны за независимость Х. де Сан-Мартину и Б.О’Хиггинсу в Андах (1940-е годы), но реализовать их так и не удалось. Написав сообщение И.В.Сталину (1947), получил дозволение возвратиться в СССР и доставить на сознательно зафрахтованном пароходе огромное цифра своих работ. По возвращении жил в Москве. Наиболее полное собрание его работ хранится в Мордовской картинной галерее в Саранске.

Related posts:

Биография Дженнифер Энистон Крис Эванс биография Тамара Абакелия биография Леонард Эйлер биография Герман Эббингауз биография Григорий Элькин биография Фридрих Эберт биография Жанна Эппле биография Михаил Эрденко биография Фанни Эльслер биография

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий