Тредиаковский, Василий Кириллович – краткая биография – Русская историческая библиотека

Найдено 3 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

–> ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович

Источник: Новая философская энциклопедия

–> ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович

Источник: Эстетика: Словарь

–> ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович

(1703–1769) – рус. ученый, поэт, переводчик. Один из первых рус. академиков (с 1745). Преемник Татищева и А. Кантемира в борьбе против ср.-век. мировоззрения; предшественник Ломоносова. Помимо собственно лит. деятельности, разрабатывал проблемы эстетики, философии, социологии, этики. В ранний период творчества склонялся к атеизму, позднее искал примирения науки с религией; в своей филос. поэме “Феоптия” (1754), написанной в духе “Опыта о человеке” A. Попа, Т. доказывал, что “мир благолепно устроен” и что “человек миру как бы царь”. Идеология Т. близка к системам ранних немецких (Лейбниц, X. Вольф) и французских (Монтескье, Вольтер) просветителей. Анализ творчества Т. обнаруживает его знакомство с философией англ. эмпириков и склонность к рационализму. Причины социального зла Т. усматривал в невежестве и “развращении нравов”, к-рые являются следствием “душевной лени”. Не соглашаясь с библейской идеей об изначальной порочности “человеческого естества”, Т. доказывал, что в человеке заложены задатки к моральному совершенствованию; однако, по Т., “благоразумие не природно”, но образуется “трудом и рачением” (см. Соч., т. 1, СПБ, 1849, с. 526). Решающую роль в достижении всеобщего блага Т. отводил распространению науч. знаний, особенно “философии нравственной” и “философии гражданской”, определяющих политику. Наилучшей формой правления считал монархию в рамках общественного договора. В понимании “истинно-гражданского общества” Т. более близок идеям Монтескье, нежели “просвещенному абсолютизму” Татищева. Т. различал два вида познания: непосредств. ощущение “пятирицей” чувств и “умствовательное”, осмысляющее вещи “по второму образу” (см. тамже, с. 484). Отсюда разделение Т. жанров поэзии на “высшие” и “низшие”, причем к первым он относил эпос, требующий знаний и филос. осмысления событий, а ко вторым – лирику, ограниченную чувств. восприятием (см. тамже, с. 207–08). Значит. роль в художеств. творчестве Т. отводил фантазии. Разграничивая понятия стихотворства и поэзии, стихотворством Т. называл форму, поэзией – душу художеств. творчества. Т. перевел в стихах “Поэтическое искусство” Буало и в прозе – “Послание к Пизонам” Горация. Эстетич. кредо Т.: сущность иск-ва – “подражание естеству” – остается неизменным во все времена, но “способ речи” исторически изменяется и может быть “…многоразличен в различных народах” (см. тамже, с. 756). Соч.: Избр. произв., М.–Л., 1963. Лит.: Орлов А. С., “Тилемахида” В. К. Тредиаковского, в сб.: XVIII век, М.–Л., 1935; Берков П., В. Тредиаковский, в кн.: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков. Стихотворения, [Л.], 1935; ?умпянский Л. В., Т. и немецкая школа разума, в кн.: Западный сборник, т. 1, М.–Л., 1937; Серман И., Неизданная филос. поэма B. Тредиаковского, “Рус. лит-ра”, 1961, No 1; его же, Т. и просветительство (1730-е годы), в сб.: XVIII век, сб. 5, М.–Л., 1962; Гуковский Г. ?., Т. как теоретик лит-ры, в кн.: Рус. лит-ра 18 века. Эпоха классицизма, М.–Л., 1964. А. Штамбок. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Портрет Тредиако́вский Василий Кириллович (22 февраля (5 марта) 1703, Астрахань — 6 (17) августа 1768, Петербург) — русский писатель, поэт; ученый-филолог, член Петербургской академии наук (1745-1759). Редактировать

Биография

Василий Тредиаковский родился в 1703 году в Астрахани, в семье священника. В 1723 году он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Не окончив обучения, Тедиаковский уехал за границу. В Париже он посещал лекции богословском факультете Сорбонны (1727—1730) и получил степень магистра. Перевод романа П. Тальмана «Езда в остров Любви» с приложением собственных стихов принес Тредиаковскому известность и место придворного поэта императрицы Анны Иоанновны. С 1745 года Тредиаковский был членом Петербургской академии наук, но в 1759 году был исключен из ее рядов из-за столкновений с академическим начальством. Редактировать

Творчество

В 1730 году Тредиаковский напечатал перевод аллегорического французского романа П. Тальмана «Езда в остров Любви» с приложением своих любовных стихов. Эта книга, написанная «простым» русским слогом принесла Тредиаковскому литературную популярность. С 1732 года он был переводчиком при Академии наук. В трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) В. К. Тредиаковской предложил силлаботоническую систему стиха. Реформа стихосложения, которую он разрабатывал, была построена на акцентной системе русского языка и во многом определила дальнейшее развитие русской поэзии. Однако Тредиаковский был непоследователен (для коротких стихов сохранил силлабику), и его реформа была завершена М. В. Ломоносовым. В 1748 году он опубликовал «Разговор об ортографии» — первый в русской науке опыт изучения фонетического строя русской речи. Теорию поэтического перевода Тредиаковской изложил в сборнике «Сочинения и переводы, как стихами, так и прозою» (1752), куда вошел и его стихотворный перевод «Поэтического искусства» Буало. В сочинении «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755) Тредиаковский изложил историю силлабической поэзии. Он написал философскую поэму «Феоптия» (1750-1753), перевел ряд исторических книг и роман Ф. Фенелона «Приключения Телемаха», который был опубликован в 1766 году под названием «Тилемахида». В своих сочинениях В.К. Тредиаковский пользовался разработанным им особым стихотворным размером — русским гекзаметром, который позднее применяли Н.И. Гнедич и В.А. Жуковский. Стиховедческие изыскания Тредиаковского высоко ценили А.Н. Радищев и А.С. Пушкин. Редактировать

Ссылки

Василий Тредиаковский был одним из наиболее известных поэтов 18 века. Однако его творческое наследие не было по достоинству оценено современниками. Лишь впоследствии, уже в 19 веке, его переводы и оригинальные сочинения получили признание. Причина такого запоздалого успеха заключается в том, что современники автора стремились создать легкий литературный язык, в то время как поэт был сторонником сложного стихосложения, ориентируясь на лучшие образцы античности и подражая им.image

Детство и юность

Василий Тредиаковский родился в 1703 году в семье астраханского священника. Он окончил латинскую школу, которая была основана при католической миссии в городе. В детстве он пел в церковном хоре. Увлечение музыкой он пронес через всю свою жизнь, впоследствии даже начав сочинять собственные композиции. Сохранилось мало сведений о его юности, осталась только тетрадка с четверостишием, которое свидетельствует о раннем увлечении мальчика поэзией.

Будущий поэт собирался поначалу поступать в Киево-Могилянскую академию, однако по неизвестным причинам он туда не поехал, а вместо этого отправился в Москву. С 1723 по 1725 год Василий Тредиаковский занимался в Славяно-греко-латинской академии за собственный счет. В это время он всерьез занялся литературой: сочинил собственный роман и перевел некоторые произведения с латинского языка. После двух лет обучения у него появилась возможность выехать за границу, поэтому он ушел из академии.

Путешествие по Европе

Василий Тредиаковский некоторое время жил в Гааге, однако вскоре покинул эту страну и перебрался в Париж, где поселился у главы русской дипломатической миссии. Вообще о времени пребывания поэта в европейских странах известно очень мало, тем не менее, сохранившиеся известия позволяют говорить о том, что он получил хорошее образование в парижском университете. Однако так и не сумел сдать экзамены на бакалавра, поскольку они были платными, а у поэта не было денег.

Тем не менее, данный этап имел важное значение в его творчестве, поскольку он познакомился с французской культурой, просвещением, которое оказало на него большое влияние, хотя, разумеется, всего за два года он не мог полностью проникнуться новыми для него идеями европейской идеологии. С 1729 по 1730 год поэт жил в Гамбурге. Василий Тредиаковский, творчество которого к тому времени уже оформилось как проевропейское, познакомился с местными интеллектуалами, учился музыке и написал некоторые стихотворения. Кроме того, он был вхож в круг российских дипломатов, общение с которыми повысило его культурный уровень.

Первый успех

Вернувшись на родину, поэт был приписан к Академии наук как студент, что было большой удачей, поскольку открывало перед ним большие возможности в научном мире. В 1730 году он опубликовал свой перевод французского романа «Езда в остров любви». Это стало настоящим событием в культурной жизни. Это романтическое куртуазное произведение сразу приобрело большую популярность у читающей публики. После выхода данного сочинения в свет наиболее популярным автором оставался именно Василий Тредиаковский. Поэт сопроводил свой труд и сборником стихов собственного сочинения.

Реформа стихосложения

В 1730-х годах поэт занялся изменением русского литературного языка. Тредиаковский добивался разделения прозы и поэзии и считал эталоном последней латинское стихосложение, к которому пытался приспособить и российскую поэзию. Однако его сразу стали критиковать за сложное построение предложений, неясный смысл, запутанную грамматическую конструкцию. Поэт часто прибегал к инверсии, активно использовал междометия, что в представлении литературоведов того времени осложняло и портило лирику.

Значение

Василий Тредиаковский, краткая биография которого составляет предмет настоящего обзора, оставил заметный след в истории русской литературы. Его эксперименты, научные изыскания в области литературы, споры с Ломоносовым и Сумароковым способствовали появлению отечественной критики и оригинальных произведений в разных жанрах. Большой вклад он внес и как переводчик. Так, благодаря ему русский читатель познакомился с работами французского ученого по древней истории. В конце жизни состояние его здоровья ухудшилось, и он скончался в 1769 году.

Содержание (план) 1. Биография

Василий Кирилло­вич Тредиаковский (1703-1769) — русский академик, получивший это звание вторым в России.

За какие заслуги Тредиаковский был удостоен такого почётного звания? По приказу императрицы Анны Иоан­новны в его обязанности входило «вычищать язык русский, пишучи как стихами, так и не стихами, давать лекции, составлять словари, переводить с французского на русский». Тредиаковский первым вы­сказал мысль об употреблении в литературных произведениях рус­ского, а не старославянского языка, как это было до того времени. Он считал, что «мирскую книгу» следует писать не церковным язы­ком, а тем, «каковым мы меж собой говорим».

Тредиаковский впервые в русском стихосложении ввёл понятие «стопа» и разработал стихотворные размеры, в том числе ямб и хо­рей. В дальнейшем работу над литературным русским языком про­должил М. В. Ломоносов.

Сын астраханского священника, Тредиаковский был охвачен жаждой знаний подобно М. В. Ломоносову. Он ушёл из родительского дома, около трёх лет прожил в Голландии, а потом перебрался во Францию. Посещал лекции в Сорбонне и писал стихи по-французски. С 1732 г. он — переводчик при Академии наук, с 1745 г. профессор.

Найдено 3 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

–> ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

–> ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012

–> Тредиаковский, Василий Кириллович

[1703—1769] — поэт и литературный теоретик, один из основателей русского классицизма. Род. в Астрахани, в семье священника. По невыясненным причинам (сам Т. ссылался на тягу к учению; по другим сведениям — стремясь избежать неприятного брака) поэт убежал в 1723 в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Здесь он написал не дошедшие до нас драмы “Язон” и “Тит Веспасианов сын”, а также “Элегию на смерть Петра Великого” [1725] и “Песенку” [1725]. В 1725 Т. отправился в Голландию и пробыл два года в Гааге, затем переехал в Париж, где обучался “математическим и философским наукам, а богословским там же, в Сорбонне”. В эти годы Т. писал элегии и любовные песенки на французском и русском языках. В 1730 вернулся в Россию. С 1732 поступил на службу в Академию наук в качестве переводчика, с 1733 “под титлом секретаря “поставлял оригинальные и переводные оды к дворцовым торжествам. В 1745 одновременно с Ломоносовым и др. Т. был назначен профессором Академии по кафедре элоквенции. В 1759 вышел в отставку.

В лит-ой деятельности Т. наиболее важными сторонами являются: а) борьба за русский литературный язык; б) попытка реформы стихосложения и в) теоретические работы по вопросам жанров и проблеме перевода. В 1730 Т. начал свою деятельность с отрицания традиционного литературного языка той эпохи, условного славяно-русского “диалекта”, настаивая на обогащении литературного словаря из языковой бытовой практики высших слоев общества. Однако в царствование Елизаветы, решительно опиравшейся в своей внутренней политике на церковь, Т. начал ограничивать свою ставку на “почти самое простое русское слово, то есть каковым мы между собой говорим”, и усиливать славянский элемент в своем литературном языке. В этом направлении переработана им в “Сочинениях и переводах”, 1752, “Речь к членам Российского собрания”, 1735. Последующие его переводы (“Аргенида”, 1751, “Тилемахида”, 1766) изобилуют изысканными славянизмами, создавшими специфическую славу Т. как бездарному писателю, абсолютно лишенному языкового такта и вкуса.

Вопрос о языке имел для Т. как переводчика не столько теоретическое, сколько практическое значение. Проблеме перевода Т. посвятил немало суждений. В основном он стоял на точке зрения “научного перевода” (ср. “Соч. и пер.”, ч. I, стр. 11—12).

Свое оригинальное творчество Т. ставил выше переводного. Он писал оды, песни, мадригалы и пр., даже в оригинальных произведениях всегда имея образцом литературу французского классицизма. Т. много сделал для развития русского стиха. Тредиаковский был реформатором старого силлабического стиха и насадителем тонико-силлабической версификации. Под влиянием длинного ряда предшественников, шведов и немцев, писавших на русском языке тонические стихи, Т. решил обновить традиционные размеры силлабического стихосложения (13-ти и 11-тисложник) путем введения постоянных ударений и цезуры; прочие же виды стиха (“краткие стихи”), употреблявшиеся преимущественно в песнях, Т. оставил без изменения. Так. обр., не порывая со старой традицией, свою связь с которой он настойчиво подчеркивал, Т. пытался видоизменить силлабическую систему. Подлинным же реформатором русской версификации был Ломоносов.

Т. дал широко разработанную теорию жанров классицизма как в переводных работах (Гораций, Буало), так и в оригинальных, пользуясь иногда даже исторической точкой зрения. Во всех теоретических работах Т. было много свежего и интересного не только для своей эпохи, но и для более позднего времени. Именно в этом смысле надо понимать слова Пушкина о том, что изучение Т. приносит больше пользы, чем изучение многих других старых писателей.

Стиль самого Т. во многом определялся связью его с силлабической традицией, от которой идут сокращения слов (“что либ” вм. “что либо”; “зерцая”, вм. “созерцая”), произвольные расширения слов (“Из каменя потек им мед, Елей из тверда камя равно”), применение enjambement (в “Элегии на смерть Петра Великого”), скудость эпитетов и т. д. Позднее, в начале 1730-х гг., в связи с изучением устной словесности, у Т. появляются стойкие эпитеты “народной поэзии” (“ясны очи”, “лесы дремучи”, “сахарны уста” и т. д.). В конце жизни, под влиянием античной поэзии, у Т. появляется эффектный сложно-составной эпитет (“каплеросный”, “златошвейный”). С самого начала поэтической деятельности Тредиаковский проявлял интерес к строфике, в области которой он настойчиво работал до конца жизни.

При жизни Т. находился в почти постоянной, очень острой полемике со своими современниками — Ломоносовым и Сумароковым; несмотря на все расхождения с последним, Т. создавал, совместно с ними, русский классицизм.

Однако по своим политическим убеждениям, отразившимся преимущественно в переводах (“Аргенида”, “Тилемахида”), Тредиаковский был левее многих современных ему писателей; это, наряду с невысокими художественными достоинствами его литературного творчества, было основной причиной преследований его при жизни и постоянных глумлений у последующих поколений историков литературы.

Библиография: I. Езда в остров любви, 1730; Речь… к членам Российского собрания…, СПб [1735]; Новый и краткий способ к сложению российских стихов, СПб, [1735]; Сочинения и переводы как стихами, так и прозою, 2 тт., СПб, 1752; Сочинения, изд. А. Смирдина, 3 тт. (в 4 книгах), СПб, 1849; Избранные сочинения, изд. П. Перевлесского, М., 1849; Стихотворения Тредиаковского, в кн.: “Русская поэзия” под ред. С. А. Венгерова, т. I, вып. I, СПб, 1893, и вып. VI, СПб, 1897; новейшие издания: Стихотворения, под ред. акад. А. С. Орлова, изд. “Советский писатель” [Л.], 1935 (Биб-ка поэта, под ред. М. Горького); В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков — Стихотворения, изд. “Советский писатель” [Л.], 1935 (Биб-ка поэта, малая серия, № 4).

II. Сборник материалов для истории имп. Академии наук в XVIII в., издал А. Куник, ч. I, СПб. 1865; Пекарский П., История имп. Академии наук, т. II, СПб, 1873 (обширная биография Тредиаковского); Русская поэзия, под ред. С. А. Венгерова, т. I, вып. VI” СПб, 1897 (примечания, сводка критических отзывов о Тредиаковском); Перетц В. П., Историко-литературные исследования и материалы, т. III — Из истории развития русской поэзии XVIII в., СПб, 1902 [гл. III. В. Тредиаковский как новатор в области теории поэзии и русского стиха]. Ср. полемику с автором в отзыве об этой книге Соболевского А. И. в “Сб. Отд. русск. яз. и слов. Акад. наук”, т. LXXXI, № 2, СПб, 1905; Орлов А. С., “Тилемахида” В. К. Тредиаковского, в кн.: XVIII век, сборн. статей и материалов, изд. Академии наук СССР, М. — Л., 1935.

III. Mезиеp А. В., Русская словесность…, ч. II, СПб, 1902.

{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий