Значение БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

На портале “Нейротехнология.РФ”, в котором авторы блога трудятся главредом и замом оного, существует традиционная рубрика «10 воскресных фактов». В это воскресенье они посвящены человеку, статья о котором еще выйдет и на портале, и в блоге. Человек, ставший основателем как всей отечественной науки о мозге, так и, с позволения сказать, научной нейродинастии, заслуживает того, чтобы о нём на сайте о нейронауках и нейротехнологиях было более одного материала. Итак, десять фактов о Владимире Михайловиче Бехтереве (1857-1927). image 1. Дата рождения выдающегося российского нейрофизиолога остается неизвестной. Предположительно – это 20 января 1857 года. Достоверно известна только дата крещения (23 января). 2. Знаете, что общего у Владимира Бехтерева и Зигмунда Фрейда? Они оба учились у великого невролога и психиатра Жана Мартена Шарко. Правда, потом Фрейда несколько раз номинировали на Нобелевскую премию (один раз даже по литературе), а Бехтерева — нет. Бехтерев активно критиковал психоанализ. image Жан Мартен Шарко 3. Еще одним учителем Бехтерева стал основатель экспериментальной психологии Вильгельм Вундт. Таким образом, Владимир Михайлович получал образование и по психологической области наук о мозге (Вундт) и по физиологической (Шарко). 4. Именем Бехтерева названа болезнь: анкилозирующий спондилоартрит (он же – болезнь Штрюмпелля-Бехтерева-Мари). Это, как ни странно, не неврологическое заболевание, а системная болезнь суставов. Болезнью Бехтерева страдали писатели Карел Чапек и Николай Островский. 5. Первое в мире нейрохирургическое отделение было создано Бехтеревым в клинике Казанского университета. 6. Одним из слушателей ставших знаменитыми лекций Бехтерева в Казанском университете был Алексей Максимович Пешков, будущий писатель Максим Горький. 7. Владимир Михайлович создал и первый в мире нейронаучный учебрый центр: в 1907 году в Санкт-Петербурге появился Психоневрологический институт. В нем и учились, и занимались наукой. 8. После создания Бехтеревым метода изучения тончайших срезов замороженного мозга человека, экстраординарный профессор Берлинского университета, известный анатом и автор руководства по анатомии Ф. Копш сказал фразу, процитированную десятки раз: «Анатомию мозга прекрасно знают только двое: Бог и Бехтерев». 9. Уже в 1920 году Владимир Михайлович увлекся дрессировкой животных и работал вместе со знаменитым Владимиром Дуровым. Он изучал возможность «мысленной передачи животным заранее продуманной программы действий». 10. Директор Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН, правнук нашего героя, член-корреспондент РАН Святослав Медведев утверждает, что Владимир Михайлович умер насильственной смертью из-за того, что поставил диагноз «сифилис мозга» Ленину. Однако это весьма сомнительно, поскольку Бехтерев умер через три года после смерти Ильича. Великий русский ученый, он несколько раз номинировался на Нобелевскую премию, посвятил свою жизнь раскрытию тайн человеческого мозга, лечил людей гипнозом, изучал телепатию и психологию толпы. Мистика и материализм Неоднозначно воспринимались современниками, особенно научным сообществом, эксперименты Владимира Бехтерева с гипнозом. В конце XIX века к гипнозу отношение было скептическим: его считали чуть ли не шарлатанством и мистикой. Бехтерев доказал: эту мистику можно использовать в исключительно прикладном ключе. Владимир Михайлович рассылал по улицам города повозки, собиравшие пьяниц столицы и доставлявшие их к ученому, а после проводил сеансы массового лечения алкоголизма с помощью гипноза. Только тогда, благодаря невероятным результатам лечения, гипноз признают официальным методом лечения. Карта мозга К вопросу изучения мозга Бехтерев подошел с энтузиазмом, присущим первооткрывателям эпохи Великих географических открытий. В те времена мозг и был настоящей Terra Incognita. На основании ряда экспериментов Бехтерев создал метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток. Тысячи тончайших пластов замороженного мозга поочередно крепились под стеклышком микроскопа, и с них делались детальные зарисовки, по которым создавали «атлас головного мозга». Один из создателей таких атласов, немецкий профессор Копш, сказал: «Знают прекрасно устройство мозга только двое – Бог и Бехтерев». Парапсихология В 1918 году Бехтеревым был создан институт по изучению мозга. При нем ученый создает лабораторию по парапсихологии, основной задачей сотрудников которой стало изучение чтения мысли на расстоянии. Бехтерев был абсолютно убежден в материальности мысли и в практической телепатии. Для решения проблем мировой революции группа ученых не только основательно занимается изучением нейробиологических реакций, но и пытается прочесть язык Шамбалы, планирует поход в Гималаи в составе экспедиции Рериха. Анализ проблемы общения Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимают одно из центральных мест в социально-психологической теории и коллективном эксперименте В. М. Бехтерева. Социальную роль и функции общения Бехтерев рассматривал на примере специфических видов общения: подражания и внушения. «Не будь подражания, – писал он, – не могло бы быть и личности как общественной особи, а между тем подражание черпает свой главный материал из общения с себе подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения”. Бехтерев был одним из первых ученых всерьез занимавшихся психологией коллективного человека и психологией толпы. Детская психология Неутомимый ученый задействовал в экспериментах даже своих детей. Именно благодаря его любопытству современные ученые владеют знаниями о психологии, присущей младенческому периоду созревания человека. В своей статье “Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении” Бехтерев анализирует рисунки «девочки М», которая на самом деле является его пятым ребенком, любимой дочкой Машей. Однако интерес к рисункам вскоре угас, оставив приоткрытой дверь в неосвоенное поле информации, которое отныне были предоставлено последователям. Новое и неизведанное всегда отвлекало ученого от уже начатого и частично освоенного. Бехтерев открывал двери. Опыты с животными В. М. Бехтерев с помощью дрессировщика В.Л. Дурова провел порядка 1278 опытов мысленного внушения информации собакам. Из них 696 было признано удачными, и то, по словам экспериментаторов, исключительно из-за некорректно составленных заданий. Обработка материала показала, что «ответы собаки не были делом случая, а зависели от воздействия на нее экспериментатора». Вот как описывал В.М. Бехтерев третий опыт, когда собака по кличке Пикки должна была вскочить на круглый стул и ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. «И вот собака Пикки перед Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в ее глаза, некоторое время охватывает ладонями ее мордочку. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки остается неподвижным, но будучи освобожден, стремительно бросается к роялю, вскакивает на круглый стул, и от удара лапы по правой стороне клавиатуры раздается трезвон нескольких дискантовых нот». Бессознательная телепатия Бехтерев утверждал, что передача и чтение информации посредством мозга, эта удивительная способность, называемая телепатией, может реализовываться и без ведома внушающего и передающего. Многочисленные эксперименты по передаче мысли на расстоянии были восприняты двояко. Именно в результате последних экспериментов Бехтерев продолжил дальнейшую работу «под прицелом НКВД». Вызывавшие интерес Владимира Михайловича возможности внушения информации человеку были значительно серьезнее аналогичных опытов с животными и, по словам современников, трактовались многими как попытка создания психотронного оружия массового поражения.Как сохранить свой разум до старости. Апгрейд мозга по Бехтереву. Телепатия и гипноз реальныКстати… Академик Бехтерев, как-то заметил, что великое счастье умереть, сохранив на дорогах жизни разум, будет дано лишь 20% людей. Остальные к старости превратятся в злых или наивных маразматиков и станут балластом на плечах собственных внуков и взрослых детей. 80% — это значительно больше, чем число тех, кому суждено заболеть раком, болезнью Паркинсона или слечь в старости от хрупкости костей. Чтобы войти в будущем в счастливые 20%, начинать важно уже сейчас. С годами лениться начинают практически все. Мы много работаем в юности, чтобы отдохнуть в старости. Однако чем больше мы успокаиваемся и расслабляемся, тем больший вред приносим себе. Уровень запросов сводится к банальному набору: «вкусно поесть — вдоволь поспать». Интеллектуальная работа ограничивается разгадыванием кроссвордов. Возрастает уровень требований и претензий к жизни и к окружающим, давит груз прошлого. Раздражение от непонимания чего-то выливается в отторжение действительности. Страдает память и способности к мышлению. Постепенно человек отдаляется от мира реального, создавая свой, зачастую жестокий и враждебный, болезненный фантазийный мир. Слабоумие никогда не приходит внезапно. Оно прогрессирует с годами, приобретая всё больше и больше власти над человеком. То, что сейчас всего лишь предпосылки, в будущем может стать благодатной почвой для ростков слабоумия. Более всего оно грозит тем, кто прожил жизнь, не меняя своих установок. Такие черты как чрезмерная принципиальность, упорство и консерватизм скорее приведут в старости к слабоумию, чем гибкость, способность быстро менять решения, эмоциональность. «Главное, ребята, сердцем не стареть!» Вот некоторые косвенные признаки, указывающие на то, что стоит заняться апгрейдом мозга. 1. Вы стали болезненно воспринимать критику, в то время как сами слишком часто критикуете других. 2. Вам не хочется учиться новому. Скорее согласитесь на ремонт старого мобильного телефона, чем будете разбираться в инструкции к новой модели. 3. Вы часто произносите: «А вот раньше», то есть, вспоминаете и ностальгируете по старым временам. 4. Вы готовы с упоением рассказывать о чем-то, невзирая на скуку в глазах собеседника. Не важно, что он сейчас заснет, главное: то, о чем вы говорите, интересно вам. 5. Вам трудно сосредоточиться, когда вы начинаете читать серьезную или научную литературу. Плохо понимаете и запоминаете прочитанное. Можете сегодня прочитать половину книги, и уже завтра забыть её начало. 6. Вы стали рассуждать о вопросах, в которых никогда не были сведущи. Например, о политике, экономике, поэзии или фигурном катании. Причем вам кажется, что вы настолько хорошо владеете вопросом, что могли бы прямо завтра начать руководить государством, стать профессиональным литературным критиком или спортивным судьей. 7. Из двух фильмов — произведение культового режиссера и популярная киноновелла/детектив — вы выбираете второе. Зачем лишний раз напрягаться? Вы вообще не понимаете, что интересного кто-то находит в этих культовых режиссерах. 8. Вы уверены, что другие должны подстраиваться под вас, а не наоборот. 9. Многое в вашей жизни сопровождается ритуалами. Например, вы не можете выпить свой утренний кофе из какой-нибудь другой кружки, кроме своей любимой, не покормив предварительно кота и не пролистав утреннюю газету. Выпадение даже одного элемента выбило бы вас из колеи на целый день. 10. Временами вы замечаете, что тираните окружающих какими-то своими поступками, причем делаете это без злого умысла, а просто потому, что считаете, что так — правильнее. Рекмендации по развитию мозга Заметьте, самыми светлыми людьми, до преклонных лет сохраняющими разум, как правило, являются люди науки и искусства. Им по долгу службы приходится напрягать свою память и совершать ежедневную умственную работу. Они всё время держат руку на пульсе современной жизни, отслеживая модные тенденции и даже в чём-то опережая их. Такая «производственная необходимость» и есть гарантия счастливого разумного долголетия. 1. Каждые два-три года начинайте чему-то учиться. Вам не обязательно поступать в институт и получать третье или даже четвертое образование. Можно пройти краткосрочный курс повышения квалификации или освоить совершенно новую профессию. Можно начать есть те продукты, которые раньше не ели, узнавать новые вкусы. 2. Окружайте себя молодыми людьми. У них вы всегда сможете поднабраться всяких полезных вещей, которые помогут всегда оставаться современным. Играйте с детьми, они вас могут научить многому, о чем вы даже не подозреваете. 3. Если вы давно не узнавали ничего нового, может быть, вы просто не искали?Оглянитесь вокруг, сколько нового и интересного происходит там, где вы живете. 4. Время от времени решайте интеллектуальные задачки и проходите всевозможные предметные тесты. 5. Учите иностранные языки, даже если не будете на них разговаривать. Необходимость регулярно запоминать новые слова поможет тренировать память. 6. Растите не только вверх, но и вглубь! Доставайте старые учебники и периодически вспоминайте школьную и ВУЗовскую программу. 7. Занимайтесь спортом! Регулярная физическая нагрузка до седых волос и после — действительно спасает от слабоумия. 8. Почаще тренируйте память, заставляя себя вспоминать стихи, которые когда-то знали наизусть, танцевальные па, программы, которые разучивали в институте, номера телефонов старых друзей и многое другое — всё, о чем сможете вспомнить. 9. Разбивайте привычки и ритуалы. Чем более следующий день будет отличаться от предыдущего, тем меньше вероятность, что вы «закоптитесь» и придете к слабоумию. Ездите на работу по разным улицам, откажитесь от привычки заказывать одни и те же блюда, занимайтесь тем, чего никогда раньше не умели. 10. Давайте больше свободы другим и делайте как можно больше сами. Чем больше спонтанности, тем больше творчества. Чем больше творчества, тем дольше вы сохраните ум и интеллект!Тайна академика Бехтерева | Телеканал “История”Бехтерева Наталья Петровна (внучка) великий ученный знающий о мозге очень многое.Бехтерева Наталья Петровна Магия мозгаЧто же МЫ вообще знаем о мозге? Да ничего собственно. Наталья Петровна в одном из своих многочисленных интервью, сказала: “Разум в голове не живет.”***Ученный мир не знает где же память на самом деле находится. В нейронах? Или в облачном хранилище не видимом для зрения человеческого? (фантастика да?) я так не думаю! НИБМ – так его рисовали ранее. История нимба: Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме, и у многих язычников, и появилось задолго до христианства. Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной. Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом. Но вернемся к облаку: Нимб, Александра Адорнетто. НИМБ — (лат. nimbus облако). Нимб иногда означает духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной. НИМБ — Научно исследовательский методический бюллетень образование и наука Словарь: С. Фадеев. Нимб (гало) в переводе с латинского означает «облако», «туча» (nimbus) и представляет собой ярко сияющий круг над головой. Относительно «ауры» и «нимба». Значит все же ОБЛАКО, облако для хранения данных, (памяти) – так мы называем ЭТО сегодня, а может быть ОБЛАКО было всегда? Не зря же Латиняне называли ЭТО явление – ОБЛАКОМ. И да, я не утверждаю, а размышляю как бы для вас и с вами. У вас у каждого есть свои соображения относительно облаков (хранилищ) или же память находится в голове человека, в нейронах (скажем так) или же над головой в облаке. (третьего не дано)! Если в голове в нейронах, то стало быть память – конечна! (нельзя в емкость загрузить больше чем физически позволено) ну ведь так же? С другой стороны, живем, вроде как учимся, получаем какие то якобы знания (ну или вспоминаем их) ну вот пришел час и бабуля с косой явилась на порог дома. Пора собираться в последний путь, пробил час! И что? Всё накопленное за годы жизни, все знания в могилу и всё? ( Потому я и говорю вам всем – ОБЛАКО) Пусть вы назовёте облако – ноосферой, или НИБМом, или (кто читал) Хроники Акаши (вот видео) для наглядного пособия и понимания о том что я пишу сейчас:Как работают Хроники АкашиТо есть, есть банк данных с не конечным размером (нет ограничений) и вот там хранится всё, все что было есть и будет, обо всех и обо всем. Возможно паранормальные особи иногда и получают оттуда сведения, то есть – это не просто он-лайн всегда, а по запросу так сказать. Хотя есть и высшей категории ведуны, они о себе не пишут в газетах и не участвуют в теле шоу, ИМ это не нужно. У них цели совсем другие на Земле. Голова дана не только что бы в неё кушать!Славик Яблочный

1 февраля 1857 года в селе Сарали Елабужского уезда родился Владимир Бехтерев, выдающийся исследователь мозга человека, невропатолог, психиатр, физиолог.

В Европе признавали: «Знают прекрасно анатомию мозга только двое – это Бог и Бехтерев».

Он сделал около 30 открытий, связанных со строением мозга, создал не теряющий актуальности атлас мозга человека, открыл первую в России нейрохирургическую операционную, доказал эффективность гипноза при лечении психических заболеваний, основал 50 учебных и лечебных учреждений. Подробности из жизни знаменитого ученого АиФ-Казань рассказала директор музея уездной медицины им. В. М. Бехтерева Елабужского музея-заповедника Наталья Крапоткина.

Попал в психушку 

А началось всё с объявления в газете. 15-летний Володя Бехтерев узнал, что петербургская Императорская медико-хирургическая академия набирает слушателей.

К тому моменту семья уже переехала из Саралей, где будущий учёный прожил четыре года, в Вятку (ныне Киров). Отец его умер рано, семья едва сводила концы с концами. Бывало, мама Володи просила  хлеб у соседей, чтобы накормить детей. Второй этаж сдала квартирантам, но ни одного из сыновей не забрала из гимназии с платным обучением. 

Владимир Бехтерев в Казани. Фото: Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Прочитав объявление, юноша в одиночку неделю добирался на пароходе. Еле успел – подал документы в последние минуты работы приёмной комиссии. Экзамены выдержал, но тут выяснилось, что для зачисления в академию он не проходит по возрасту – не хватало шести месяцев.

И хотя в конце концов Володю приняли, у него случился стресс, да такой серьёзный, что он попал в психиатрическую больницу. Знакомство с палатным врачом Сикорским, дружба с ним повлияли на выбор специальности. Бехтерев заинтересовался лечением душевных болезней.

Вольный слушатель

Казань времен Бехтерева. Фото: Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Его лекции в Казанском университете и окружной лечебнице, где при нём открыли клиническое отделение, были настолько увлекательными, что собирали не только медиков. Его слушал даже Алёша Пешков (будущий писатель Максим Горький). Он ездил к студентам в лечебницу (ныне Республиканская клиническая психиатрическая больница), чтобы продавать студентам булки, а потом незаметно для других слушал лекции о больных через дверную щёлку.

В Казани Бехтерев провёл восемь лет, но сколько успел! Только научных работ более 300. Открыл первую в России психофизиологическую лабораторию, не хуже европейских, основал Общество неврологов и «Неврологический вестник», который выходит и сегодня.

Здание Казанского университета, в котором В. М. Бехтерев с 1885 по 1893 гг. занимал должность заведующего кафедрой Фото: Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Учёный чувствовал перспективные сферы. Он одним из первых в России начал вводить в практику лечения психических заболеваний гипноз и внушение, о которых узнал в Париже. До тех пор в России эти методы были под запретом, но Бехтерев добился разрешения читать лекции в Казанском университете. А позже, в 1919 году, провёл серию удачных опытов телепатического внушения над собаками. Исследования в лаборатории зоопсихологии помогал провести дрессировщик Владимир Дуров. Животные по «мысленным командам» прыгали на стол, ударяли лапами по клавишам рояля, царапали картину. До сих пор по методу Бехтерева с помощью гипноза лечат психические заболевания, включая алкоголизм.

В.М. Бехтерев в Казани с сотрудниками кафедры психиатрии в Казанском университете С.Д. Колотинский, Б.И. Воротынский, В.М. Бехтерев, В.И. Васильев, П.А. Останков. Фото: Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В Санкт-Петербург Бехтерев вернулся только в 1893 году, но связь с казанской школой поддерживал и в 1920-х. В автобиографии он признавался, что так прикипел к Казанскому университету, что даже внутренне протестовал возвращению в Военно-медицинскую академию.

Ни минуты покоя

Параллельно научным успехам текла семейная жизнь. В Казани у Владимира Михайловича с женой Натальей Петровной родились сыновья Владимир и Пётр, дочь Екатерина. В семье было пятеро детей. С супругой они были знакомы с гимназии в Вятке. Перед каждым выходом из дома она заботливо клала ему в карман бумагу и карандаш. Ведь муж круглосуточно думал о работе, и важная мысль могла прийти ему даже на прогулке. Иногда на этих листках он записывал и свои стихи, которые, говорят, даже публиковал под псевдонимом Тихобережский. Жене он тоже адресовал записки в стихах.

Бехтерев с семьей на даче в период его работы в Казани. Фото: Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Дома Наталье Петровне оставалось охранять покой мужа от детей. А вот от пациентов спасу не было. После работы Бехтерев мог принять дома до 40 (!) больных. Девиз Бехтерева: «Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач».

Симулянтов он распознавал сразу. Как-то ему показали больного, оглохшего после ссоры. На звуки он якобы не реагировал. Тогда Бехтерев написал пациенту: «Я проведу пальцем или бумажкой по вашей спине, а вы мне ответите – чем?» Сам провёл пальцем, а пошелестел бумагой. Больной ответил: «Бумажкой», на этом и прокололся.

Наталья Петровна Бехтерева. Фото: Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Супруги вели дневник, описывая поведение детей, записывая первые слова. Это пригодилось Бехтереву в работе. Традиционными были семейные представления, на которых отец был главным зрителем и спонсором, так как за подготовку номеров раздавал детям сладости. Кстати, все дети свободно занимались любимыми делами. Володя целыми днями возился с лошадьми, Пётр увлекался фотографией, Ольга лечила больных кукол, Екатерина рисовала, Мария пела. В роду Бехтеревых до сих пор много талантов.

Потомки Бехтерева бывали в Елабуге, так много значившей в судьбе их предка. Среди них выдающийся физиолог XX века Наталья Бехтерева, её сын Святослав Медведев, директор Института мозга человека РАН, правнучки Марина и Татьяна Бехтеревы из Санкт-Петербурга, праправнук Александр Андреев, психолог.

После смерти Бехтерева брат Николай Михайлович обратился в Елабужское бюро краеведения с пожеланием, чтобы жители Саралей сохранили память об учёном. По его просьбе именем Бехтерева назвали школу в его родном селе, а само село позже переименовали в Бехтерево. Учителя и краеведы встречались со старожилами, чтобы собрать информацию о жизни психиатра. Их воспоминания можно прочитать во вновь опубликованной к юбилею учёного книге «Владимир Михайлович Бехтерев» из серии «Знаменитые земляки». Дом, где жили Бехтеревы, не сохранился, но на его месте установлен памятный знак.

Дом Бехтерева в Казани. Декабрь. 2002 г. Сейчас уже не существует. Фото: Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Кстати

Питался Бехтерев просто, но блюда называл необычно. Молочный кисель «Коровий хвост», картофельная запеканка «Слепой заяц», шарлотка «Чудо-бабка», каша с мясом «Хмурый дед». Так и говорил: «Сегодня на обед «Хмурый дед». Через поколения передаётся рецепт бехтеревских лепёшек. Это пышные оладьи из дрожжевого теста с корочкой. К ним по­дают маринованный лук и солёную сельдь. А есть нужно так: взять две горячие лепёшки, переложить сливочным маслом, разрезать, на каждый кусок положить ломтик селёдки, а сверху лук. Такими лепёшками в голодные 1920-е Бехтерев угощал пациентов.

Наталья Петровна Бехтерева (1924 – 2008)

Реально первый прорыв в изучении функционирования мозга человека был связан с исследованиями в условиях прямого многоточечного контакта с мозгом человека при применении метода долгосрочных и краткосрочных имплантированных электродов для диагностики и лечения больных. По времени развертывание этого метода совпало с началом понимания того, как работает отдельный нейрон, как происходит передача информации от нейрона к нейрону и по нерву. Впервые в нашей стране в условиях непосредственного контакта с мозгом человека стала работать академик Наталья Петровна и ее сотрудники. Именно на базе этого коллектива и был организован Институт мозга человека.

До июня 2008 года Наталья Петровна возглавляла группу нейрофизиологии мышления и сознания, являлась научным руководителем Института мозга человека РАН.

«…принципиально важных законов не так много, и они, скорее всего, едины для мироздания и деятельности мозга»

Н.П. Бехтерева

Про Бехтереву говорили: живой классик. Это не пустые слова. Академик Российской академии наук и нескольких иностранных академий, лауреат самых престижных наград и премий, Наталья Петровна до последнего дня продолжала активно работать и генерировать идеи, увлекая ими своих молодых коллег.

Краткая Научная Биография

Среди научных достижений Натальи Петровны и её команды следует особенно отметить открытие детектора ошибок, разработка теории устойчивого патологического состояния, разработка метода лечебной электрической стимуляции для восстановления функций ЦНС, открытие «Свойства нейронов подкорковых образований головного мозга человека реагировать на смысловое содержание речи и участвовать в качестве звеньев системы обеспечения мыслительной деятельности», разработка методологии исследований мозговых механизмов мышления, памяти, эмоций, творчества.

  • 1947 — закончила 1 Ленинградский медицинский институт им. акад. И.П. Павлова
  • 1950 — закончила аспирантуру в Институте физиологии ЦНС АМН СССР
  • 1950 – 1954 — младший научный сотрудник Института экспериментальной медицины АМН СССР
  • 1951 — присуждена научная степень кандидата биологических наук
  • 1960 — присуждена научная степень доктора медицинских наук
  • 1954 – 1962 — старший научный сотрудник, руководитель лаборатории, заместитель директора
  • 1962 – 1966 — заведующий отделом прикладной физиологии ИЭМ АМН СССР. Начало формирования научной школы Н.П. Бехтеревой.
  • 1966 – 1969 — заместитель директора ИЭМ, руководитель лаборатории нейрофизиологии
  • 1969 – 1990 — директор ИЭМ АМН СССР
  • 1990 – 2008 — научный руководитель Института мозга человека РАН, руководитель научной группы нейрофизиологии мышления и сознания.

Академик Н.П. Бехтерева – член многих международных академий и научных обществ, в частности: Почетный член Венгерского электрофизиологического общества, Почетный член Чехословацких нейрофизиологического и нейрохирургического обществ им. Пуркинье, Иностранный член Австрийской Академии наук, Финской Академии наук, Американской Академии медицины и психиатрии. Вице-президент Международного Союза Физиологических Наук. Вице-президент Международной организации по Психофизиологии. Член Совета Директоров Международной организации по психофизиологии, Главный редактор «Физиология человека» РАН, Главный редактор Международного журнала, «Психофизиология».

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Бехтерев, Владимир Михайлович, – академик, известный врач-невропатолог и психиатр. Родился в 1857 г. в Вятской губернии; медицинское образование получил в спб. медико-хирургической академии, которую окончил в 1878 г., и посвятил себя изучению душевных и нервных болезней под руководством профессора И.П. Мержеевского . В 1881 г. защитил докторскую диссертацию и получил звание приват-доцента. В 1884 г. командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона, Вундта, Флексига и Шарко. Будучи с 1884 г. профессором Казанского университета по кафедре душевных болезней, Бехтерев обеспечил преподавание этого предмета устройством клинического отделения в казанской окружной лечебнице и психофизиологической лаборатории при университете, учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал “Неврологический Вестник” и выпустил ряд работ своих и учеников по различным отделам невропатологии и анатомии нервной системы. В 1893 г. Бехтерев перешел в военно-медицинскую академию профессором и директором клиники душевных и нервных болезней. В 1905 – 06 гг., согласно избранию конференции академии, состоял начальником академии. В 1907 г. положил начало в Петербурге, на частные средства, психоневрологическому институту, президентом которого он состоит. Написал до 200 научных трудов, посвященных анатомии, физиологии и патологии нервной системы, учению и клинике нервно-душевных болезней; среди них наибольшей известностью пользуются: “Проводящие пути головного и спинного мозга” (1892, 2-е изд., 1896; перев. на немецкий и французский языки); “О сращении и одеревенелости позвоночного столба” (“Неврологический Вестник”, 1897); “Основы учения о функциях мозга” (1907 г.; немецкий перевод 1909 г.: “Die Funktionen der Nervenzentra”); “Объективная психология” (2 вып., 1910); Несколько популярных статей Бехтерев поместил в “Вестнике Европы”. В последнее время принимает деятельное участие в славянских съездах. – См. Текутьев, “Исторический очерк кафедры и клиники душевных и нервных болезней при Императорской Военно-Медицинской Академии” (СПб., 1898).

Краткая биографическая энциклопедия . 2012

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий