Значение ДЕЙНЕКА АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

3 Категория: арт и рисованая графика Разрешение картинок от 320x237px до 1000x1500px 543 x 750image Российский живописец и график, народный художник СССР(1963), действительный член Академии художеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие летчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959-1960; панно, росписи в общественных интерьерах). Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-1917). В 1919-1920 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-1925), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей ОСТ а. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка»; с 1923). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый — светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926; обе — в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение — 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932-33, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938-1939) — этих красочных «прорывах» из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты»,1959-1960; за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». 526 x 750image 862 x 499 600 x 800 578 x 800 950 x 690 564 x 750 950 x 472 572 x 750 376 x 750 400 x 553 741 x 900 910 x 750 938 x 750 499 x 750 950 x 654 543 x 750 400 x 943 486 x 793 726 x 911 992 x 805 900 x 629 528 x 750 501 x 750 634 x 900 645 x 750 751 x 750 571 x 750 800 x 475 950 x 715 Размер архива 85.72 Mb, был загружен 417 раз Предыдущая страница Следующая страница—> —>Автор — Парашутов. Это цитата этого сообщения

ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ (ЧАСТЬ 74 — ХОДЛЕР И ДЕЙНЕКА.) Об этих картинах- близнецах мне напомнил в комментарии к посту о творчестве Ходлера один из гостей дневника. Поэтому решил показать эту парочку вам. Традиционно вместе с картинами помещаю небольшие биографические справки об авторах. 14 марта 1853, Берн — 19 мая 1918, Женева Ferdinand Max Hodler Self-Portrait. 1892 г. Швейцарский художник и график, один из крупнейших представителей «модерна». Писал пейзажи, портреты, картины аллегорического и символического содержания, сцены из швейцарской народной жизни. Родился в небогатой семье. Отец Жан Ходлер работал плотником, мать Маргерит Нойкомм работала кухаркой в тюрьме, где и родился Фердинанд. В возрасте 8 лет мальчик потерял отца и двух младших братьев, умерших от туберкулёза. Мать вышла замуж за художника-декоратора, но в 1867 году тоже скончалась от туберкулёза. До 10 лет отчим, художник-декоратор Г. Шюпбах, учил Ходлера декоративной живописи, затем он был отправлен в Тун, где обучался у местного художника Фердинанда Зоммера-Колье (1822-1901). Ранние работы Ходлера представлены пейзажами, которые он продавал туристам. В 1871 году пешком добрался до Женевы, став учеником Бартелеми Менна, у которого учился в Художественном училище (1873-1876). Писал Ходлер в те годы пейзажи, портреты в духе реализма. В 1875 году посетил Базель, изучив там творчество Ханса Хольбейна Младшего. По окончании учебы в 1877 году Ходлер уехал в путешествие по Франции и Испании, проведя в Мадриде почти год. Художник прожил большую часть жизни в нужде, постоянно борясь с необъективной критикой и непониманием (широкая известность на родине пришла к Ходлеру только в конце 1890-х годов). В работах 1890-х годов прослеживается влияние нескольких жанров, в том числе символизма и «модерна». Ходлер разработал стиль, который назвал «параллелизм», характеризующийся симметричным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах. Художник стремился к воплощению масштабных, «общечеловеческих» тем, позволяющих выразить идею о нерасторжимой слитности человеческого и космического бытия (или человека и истории). Умер 65-летний художник в Женеве от отека легких 20 мая 1918 года. Ferdinand Max Hodler Auszug der Jenenser Studenten in den Freiheitskrieg 1813 (Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году) 1908-09 г.г. Йенский университет Настенную фреску на историческую тему «Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году» (1908-09) Ходлер начал писать по заказу Йенского университета в 1907 году. Действующие лица картины расположены в два яруса. Это позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма. Фреска в годы Первой мировой войны была забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего в 1914 году протест Швейцарии против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора.

Александр Александрович Дейнека

20 мая 1899, Курск — 12 июня 1969, Москва Александр Дейнека Автопортрет. 1916 г. Советский художник-живописец, график и скульптор, педагог. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964). Дейнека родился в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 году, в которой он участвовал в составе «Группы трех» (А.А.Дейнека, А. Д. Гончаров, Ю. И. Пименов). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ), в 1928 – членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). С середины 1930-х годов Дейнека увлекся современными темами, любимыми из которых были авиация и спорт. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961), мозаики для станций московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). За мозаики «Хорошее утро» (1959—1960) и «Хоккеисты» (1959—1960) в 1964 году художник был удостоен Ленинской премии. Александр Дейнека скончался 12 июня 1969 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище Александр Дейнека Оборона Петрограда. 1928 г. Третьяковская галерея В 1928 году художником была создана, как считают искусствоведы, первая советская монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Сам художник рассказывал о работе так: «Прием орнаментального силуэта ясен до предела в моей «Обороне Петрограда». И если композиционно замкнутый смысловой круг двух планов — внизу идущих на фронт бойцов, слева направо, и вверху по мосту возвращающихся раненых — вначале создает впечатление плоского двухъярусного построения, то последовательное углубление позволяет убедиться, что прием обратного движения замкнул композицию холста. Горизонтальный фризовый прием принял кольцевой ход, глаз улавливает внутренний смысл композиции. В центре снова намечается переход от профильного плана к изображению бойцов, уходящих в глубь пространства картины. Это не отвлеченные типы бойцов. Фигуры моделированы объемно. Цвет, хотя и скупо, передает цветовую индивидуальную характеристику портретированных. Однако фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Но если это снизило цветовое живописное начало, то подчеркнуло динамику, действие в картине, ее смысл и зримость. Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине. Александр Дейнека Эскиз картины «Оборона Петрограда». 1927 г. Одесский художественный музей Для новой картины мне нужен был и более непосредственный конкретный жизненный материал. Я обошел Ленинград, с удовольствием смотрел на путиловских рабочих, но завод мне не понравился, зато знакомство с людьми, их лица позволили найти хороший, выразительный типаж. «Оборону Петрограда» я написал в течение двух недель. Это предельно короткий срок. Но путь к этим двум неделям был очень долгий. «Обороне Петрограда» предшествовало несколько картин. И хотя уже были сделаны эскизы, я не находил в них того тематического ключа, который нужен был для нового полотна. Необходимо было довести его до такого состояния, когда картина из чисто декоративной становится произведением большой темы. Это был период трудный, даже мучительный — дать картине духовное дыхание. Сама жизнь, ее героика, яркие характеры людей, с которыми я встречался, открыли путь к решению задачи. Прошло много времени, и теперь, когда я гляжу на это произведение, я узнаю среди его героев своих друзей и знакомых рабочих. Их уже, наверное, давно нет в живых, но для меня они продолжают жить такими, какими видел их тридцать пять лет тому назад. Картина по-прежнему мне очень близка. В ней, думается, я нашел путь к воплощению того, что меня глубоко волнует и по сей день — новое в жизни, выраженное языком новой художественной формы. Может быть, только это и способно дать произведению длительную жизнь». Источник —

сайт

, посвященный творчеству Дейнеки. Замечу, что при таком подробном описании художник нигде не оговаривается, что смысл картины и композиция взяты (или позаимствованы) у Ходлера. Источники биографий — Википедия

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Жизнеутверждающее творчество Александра Дейнеки

Подробности
Категория: Изобразительное искусство и архитектура советского периода
Опубликовано 28.08.2018 10:19
Просмотров: 1536

А. Дейнека работал в разных видах изобразительного искусства: живописи, скульптуре, графике, монументальной росписи; он был также педагогом.

Произведения А. Дейнеки отличаются плакатностью. Герои его картин – крепкие спортивные люди, олицетворяющие счастливую жизнь и радостный труд в советской России. Одновременно с этим его герои лишены индивидуальных черт, это типичные представители страны, строящей социалистическое общество. Возможно даже, это люди будущего, каким его хотел видеть художник. Они напоминают античные образы: крепкие, гармоничные люди, несущие в себе заряд оптимизма и веры в будущее. Дейнека горячо принял революцию и верил в советский строй, его оптимизм был искренним и честным.

А. Дейнека «Бег» (1933). Холст, масло. 229 x 259 см. Государственный Русский музей (Петербург)

А. Дейнека «Стометровка» (1947). Бронза. 56 x 42 x 22 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

А. Дейнека «Утренняя зарядка» (1932). Холст, масло. 91 х 118 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Александр Александрович Дейнека (1899-1969)

А.А. Дейнека родился в Курске в семье железнодорожного рабочего.

А. Дейнека. Портрет матери (1920-е годы). Холст, масло. 55 × 44.5 см. Частная коллекция

А. Дейнека. Автопортрет (1916). Бумага, акварель, карандаш Учился в Художественной школе Екименко-Забуги в Курске, а затем в Харьковском художественном училище. В 1918 г. работал фотографом в уголовном розыске Курска, занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии, откуда получил направление в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где обучался у известного графика В. Фаворского и И. Нивинского на полиграфическом отделении.

А. Дейнека «Маяковский в РОСТА» (1941). Холст, масло. 203 x 143. Государственный Литературный музей (Москва) В это время Дейнека познакомился с В. Маяковским, творчество которого его очень привлекало. Дейнеку даже называли «Маяковским в живописи» за лаконизм и чёткость его работ. «Композиция – это очищение сюжета от всего лишнего», — считал художник. Первое десятилетие после революции ознаменовалось тем, что в стране ломались прежние жизненные установки. Изменялись и художественные ценности. Люди искусства искали новые средства и образы для выражения новой жизненной философии; появлялось множество творческих объединений, групп и направлений. Все эти тенденции не обошли и Дейнеку, который становился членом то одной, то другой группировки: «Группы трёх», ОСТа (общества станковистов, которые хотели соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью), «Октября», РАПХ (Российской ассоциации пролетарских художников), а также сотрудничал с журналами, среди которых были и такие: «Безбожник у станка», «Даёшь».

Творчество 30-х годов

Эти поиски себя и своего творческого пути продолжались до 30-х годов, когда Дейнека, наконец, нашёл то направление, в котором он смог выразить себя наилучшим способом: в монументальной живописи, а также в расширенной тематике станковой живописи – изображении современной жизни. Он оформил фабрику-кухню в Филях, затем создал декоративное панно для Театра Красной Армии и оформил станцию метро «Маяковская».

А. Дейнека. Мозаичное панно ст. «Маяковская» (1938) В 30-е годы он много путешествовал: Донбасс, Крым, турне по Европе и США. За это время было сделано много картин и рисунков, в том числе портреты и замечательные пейзажи.

А. Дейнека «Парижанка» (1935). Холст, масло. 64 х 54 см. Государственный Русский музей (Петербург)

А. Дейнека «Париж. В кафе» (1935). Холст, темпера. 128 × 100 см. Государственный Русский музей (Петербург)

А. Дейнека «Париж. Набережная Сены» (1935). Акварель, тушь. 38,5 х 55 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Новый этап в творчестве Дейнеки отмечен и необыкновенно лиричными пейзажами.

А. Дейнека «Ночной пейзаж» (1933). Холст, масло. 65 х 55 см. Частное собрание

В 1930-е годы Дейнека обращается к теме авиации и создаёт несколько картин: «Парашютист над морем» (1934), иллюстрации к детской книге летчика Г.Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (1938) и др. Самой романтической картиной этой тематики было полотно «Будущие лётчики».

А. Дейнека «Будущие лётчики» (1937). Холст, масло. 131 х 161 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) В этой картине художником подмечено самое типичное в жизни и характере молодежи той поры, черты эпохи, аромат времени и детства с его мечтами, мальчишескими порывами и радостями. Мальчики сидят на парапете севастопольской набережной и заворожённо смотрят в небо. Наш взгляд вслед за ними уходит в чистый простор неба с пролетающими гидропланами. Очень удачно подобрано художником название картины: «Будущие летчики». Оно наполняет надеждой, верой в светлое будущее, но вызывает и лёгкую добрую улыбку.

А. Дейнека «Мать» (1932). Холст, масло. 120 x 159 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Картина «Мать» – одно из значительных произведений Дейнеки 1930-х годов. В нем много света и тональных переходов цвета. Вечная тема материнства раскрывается в новой форме: советская женщина-труженица является опорой и защитой своему ребёнку в любой ситуации. Она сильна духом и телом, но в тоже время нежна и одухотворена.

Период Великой Отечественной войны

В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и работал в «Окнах ТАСС». В это время он создал напряженные и драматичные произведения: «Сгоревшая деревня», «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Оборона Севастополя».

А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942). Холст, масло. 200 x 400 см. Государственный Русский музей (Петербург) Фашистские войска уже два месяца находились на подступах к Москве, но художник Александр Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и напряженном ритме военного времени. Работу над картиной «Оборона Севастополя» художник начал в конце февраля 1942 г. А. Дейнека изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил – жизни и смерти, захватчиков и патриотов. Ожесточённый бой идёт на городской набережной. Битва достигла уже своей кульминации. А главной фигурой картины является образ раненого матроса на первом плане, который бросает связку гранат. И образ, и эпизод картины – обобщающие, они являются символами народной эпопеи. Композиция картины построена так, что зрители ощущают себя непосредственными участниками боя. Особенно это чувствуется, если отойти от картины на некоторое расстояние. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему было нужно для свободного полета связки гранат. В центре второго плана этого эпического полотна – шеренга моряков идет в штыковую атаку, внизу слева поднимается новая волна атакующих. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо – всё оттеняет накал смертельной рукопашной схватки. Во время Великой Отечественной войны открылась новая грань таланта художника Дейнеки. В некоторых картинах, несмотря на трагизм ситуации, он проявляет себя как лирический художник, показывая разрушенные города и страдания людей.

А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь года» (1941). Холст, масло. 92 x 136 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Послевоенное творчество художника

В этот период А. Дейнека создаёт мозаику станции метро «Новокузнецкая» (1943), мозаики для фойе актового зала МГУ имени М.В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).

А. Дейнека. Мозаичное панно ст. метро «Новокузнецкая» Он пишет жизнеутверждающие полотна, наполненные энергией, азартом молодости, торжеством жизни. И даже то, что его герои лишены индивидуальности, можно объяснить позицией художника: показать «счастливых советских людей». И действительно, на большинстве картин мы видим спортсменов, комсомольцев, работаюших или состязающихся молодых людей, здоровых и крепких, наполненных радостью бытия. Возможно, в этом и есть суть творчества Дейнеки: отдельная человеческая жизнь проявляется в коллективной жизни и деятельности.

А. Дейнека «Доярка» (1959). Холст, масло. 163 x 132 см. Художественная галерея (Иркутск)

А. Дейнека «Покорители космоса» (1961). Холст, масло. 340 х 435 см. Художественная галерея (Луганск) Художник работал в различных жанрах живописи: писал лирические пейзажи, натюрморты, плакаты, создавал эскизы театральных костюмов и др.

А. Дейнека «Сухие листья» (1933). Холст, масло. 66 × 61.5 см. Курская областная картинная галерея имени А.А. Дейнеки

А. Дейнека «Раздолье» (1944). Холст, масло. 204 × 300 см. Государственный Русский музей (Петербург) Картина написана в 1944 г., ещё не окончена война, но её тема – взгляд в будущее. В войне уже наступил перелом, и светлое будущее кажется близким. И хочется, чтобы оно было именно таким для измученного войной народа: светлым, радостным, счастливым. Изображён типичный русский пейзаж, мягкие изгибы реки, пологий песчаный берег, скошенные стога сена, простор, спокойствие – раздолье! Бегущие девушки напоминают о довоенных картинах Дейнеки: спортивных и сильных, но они уже более индивидуализированы. Он вновь обращается к темам зарубежных поездок.

А. Дейнека «Весна в Париже» (1961-1962) Александр Александрович Дейнека скончался 12 июня 1969 г. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Его творчество пользуется популярностью не только в России, но и в мире.

  • < Назад

На этой странице собраны картины Дейнеки Александра Александровича, которые отличают соцреализм, патриотизм, монументальность и оптимизм.

Большинство знакомо с творчеством художника по его историческому полотну «Оборона Севастополя». И, по-видимому, это самая знаменитая его картина.

Патриотичная живопись!

Но за свою творческую жизнь Дейнека создал немало и других замечательных и жизнеутверждающих картин, фото которых с названиями и описаниями мы и представляем далее.

Александр Александрович Дейнека. Автопортрет. Грустный портрет получился, в серых тонах.

А это уже оптимистичный автопортрет художника в рабочем кабинете. Видно, что Дейнека доволен плодами своего творческого труда!

Оборона Севастополя. Дейнека. Самая знаменитая картина Дейнеки.

Монументальное эпическое произведение, в котором выражен героизм советского народа в борьбе с фашизмом!

Основную часть полотна занимает советская морская пехота в белой форме. Справа в небольшой части картины  тёмная фашистская сила с торчащими штыками.

Двое наших моряков вооружены связками гранат, а это во встречном пехотном бою уже полное самоотвержение, без пощады к врагу и не щадя себя.

«Оборона Севастополя» — это героизм и самоотверженность!

Картины Дейнеки пропитаны патриотизмом! Очень патриотичная живопись!

Будущие лётчики. Дейнека.

Картина «Будущие лётчики» уступает по популярности только картине «Оборона Севастополя».

В небе над морем летит гидроплан. Три подростка на берегу внимательно и с большим интересом следят за его манёврами. Справа старший подросток со знанием дела комментирует этот полёт. Младшие товарищи его внимательно слушают.

Ребята полностью поглощены рассказом и наблюдением за полётом гидроплана.

Они очень хотят стать летчиками, и они ими станут!

Картины Дейнеки отражали самые разные стороны жизни советского народа, но всегда были оптимистичны! Оптимистичная живопись!

На фото картина «Баскетбол».

Девушки с красивыми телами играют в баскетбол.

Многие картины Дейнеки посвящены спорту. Дейнека восхищался пловцами, бегунами, борцами, хоккеистами и этими девушками, играющими в баскетбол.

Оборона Петрограда. Дейнека.

Знаменитая картина, уступающая по популярности только картинам «Оборона Севастополя» и «Будущие лётчики».

«Оборона Петрограда» — монументальная жанровая картина, в которой война представлена хотя и схематично, но и глубоко символично.

На переднем плане вооружённые бойцы энергично маршируют по снегу в направлении фронта. Среди них и медсестра для оказания необходимой помощи.

Медсёстры уже и сопровождают раненых, движущихся сверху по мосту в обратном от боя направлении. И в них уже нет силы и бодрости как в воинах на переднем плане.

Тоскливый круговорот войны, бесконечная и ужасная цикличность, напоминающая мясорубку.

Картины Дейнеки глубоко символичны! Символичная живопись!

На фото картина «Лыжники».

На фото картина «Встреча с прекрасным».

Окраина Москвы. Дейнека.

Военный быт Москвы 41-го года. Враг у порога!

Дома без окон и полуразрушены, на земле противотанковые ежи и снежные сугробы.

Суровая напряжённость!

Но грузовик куда-то стремительно мчится и это вселяет надежду! Выход будет найден! Суровая живопись!

На фото картина «Зимний пейзаж. Луганск.»

Раздолье. Дейнека..

Задорные девушки бегут наверх от реки после купания. Они полны энергии, свежести, молодой радости.

Они бегут именно вверх, на простор! И кругом сплошной простор и необъятное небо!

Уверенно и стремительно хочется двигаться к светлому будущему!

Картины Дейнеки оптимистичны и полны жизненной энергии! Энергичная живопись!

На фото натюрморт «Чёрные гладиолусы».

На фото картина «В оккупации».

Скорбные и несчастные лица у людей: враг в доме хозяин.

Картины Дейнеки отражали страдания людей во время войны.

На фото картина «Пейзаж с поездом».

Текстильщицы. Дейнека.

Монументальная картина о труде текстильщиц. Люди и машины слились в одно целое.

Сгоревшая деревня. Дейнека.

В деревне пусто, она как будто вымерла. На переднем плане совершенно обугленные деревья.

Но обязательно придётся выстоять! Трагичная живопись!

Мать. Дейнека.

Мать с нежностью и любовью смотрит на своего спящего ребёнка. Мать с ребёнком единое и неразделимое целое!

На фото мозаика «Хоккеисты».

Мозаики Дейнеки украшают московские станции метро “Маяковская” и “Новокузнецкая”.

На фото картина «Тревожные ночи». Дейнека.

На фото картина «Цветущая яблоня».

Эстафета. Дейнека.

В Москве на Садовом кольце спортивные соревнования. Три девушки передают эстафету  парням. Кругом немало зрителей и в основном родителей с детьми.

Крепкие и сильные фигуры спортсменов привлекают детей. Хороший пример для подражания!

Вот такие замечательные картины Дейнеки! Прекрасная живопись!

1899, Курск — 1969, Москва

В В В В В В В В  Картины А. А. Дейнеки как бы воплощают пафос советской истории 1920-30-х гг., ее наглядные лозунги и призывы. Радость от торжества индустриализации и прогресса техники, вера в здоровый дух в здоровом теле — это ощущение мира отразилось в его живописи и графике с абсолютной полнотой и достоверностью. В В В В В В В В  До того, как стать студентом Вхутемаса (1920-25), Дейнека учился в Харьковском художественном училище (1915-17), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда и делал плакаты для курских «Окон РОСТА». Жизненный опыт и принадлежность к новому поколению, казалось бы, диктовали ему радикальную художественную позицию. Между тем, став членом ОСТа (1925), именуемого «самой левой среди правых группировок», Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской программы «производственного искусства». Правда, культивируемая «остовцами» картина должна была стать абсолютно новой по языку и тематике и с прежними традициями не связанной. В В В В В В В В  Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского; работал в плакатной и журнальной графике (в журналах «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор») и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы. Его картины не красочны — динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность («На стройке новых цехов», 1926; «Оборона Петрограда», 1928; «Лыжники», «Бег», обе 1934). В В В В В В В В  Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода «визитной карточкой» художника — по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика («Кутерьма» Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро «Маяковская», 1939, «Новокузнецкая», 1943), но и более поздняя живопись («Окраина Москвы», 1941; «Оборона Севастополя», 1942; «У моря», 1956-57), казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики. В В В В В В В В  В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа — «техницистов», вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами, и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Даже после распада объединения (в 1931 г.) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит, и духовной гармонии нового человека. Но сама его живопись становится менее конструктивно жесткой, условность композиций ближе теперь не к чертежной, а скорее к фресковой. В В В В В В В В  Однако параллельно развивается, с годами становясь все более значимой, иная область его творчества — камерные портреты, натурные пейзажи. В этих «малых» жанрах, уже не будучи связан задачей дать емкий образ времени, Дейнека вдруг обретает лиричность, в них открывается талант тонкого живописца, до поры как бы скрытый.

В 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий