Значение МОЖАЙСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

О знаменитости

Доп. информация по биографии Александр Фёдорович Можайский

—> image

21 марта 1825 — 01 апреля 1890

российский военный

Биография

Александр Можайский родился 9В (21)В мартаВ 1825 в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И. Г. Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта.

С 1850 по 1852В год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853—1855В годахВ — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт—Япония. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на ней в Балтийском море до 1863 года.

В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 Можайский поселился в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20В км от г.Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.

В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект.

В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам».

Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.

Умер 21 марта 1890 года. Могила А.В Ф.В Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Постройка первого русского самолёта

Самолёт был построен на собственные средства А.Ф Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти А.Ф Можайского его сын пытался продать остатки самолёта правительству, но получил отказ.

Награды

  • В 1859 году за участие в Хивинской экспедиции и походе в Бухару награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
  • Во время Крымской войны Александр Федорович командовал Амурской флотилией из малых судов и 10-пушечным транспортом «Двина», за что был награжден орденом Святого Станислава II степени, а также бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853-1856 гг.»

Память об А. Можайском

  • Приказом НКО СССР №В 0812 объявлено о создании на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии (с 1955В г.В — им. А.В Ф.В Можайского). Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского.
  • В Вологодской области открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского.
  • Памятник А.В Ф.В Можайскому установлен в Красном Селе.
  • именем А.В Ф.В Можайского назван Военный инженерный краснознаменный институт в Санкт-Петербурге
  • именем А. Ф. Можайского назван улица в городе Твери
  • именем А.В Ф.В Можайского названа формула

Адреса в Санкт-Петербурге

1886В — 21.03.1890 годаВ — Усачев переулок, 2, кв. 10.

Интересные факты

В книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников пишет:

Комментарии

Колчак Александр Васильевич

русский морской адмирал, полярный исследователь, одна из ключевых фигур Белого движения гражданской войны в России

Нильс Юэль

датский адмирал

Хуан Себастьян дель Кано (Элькано)

исп

Хуберт Шмундт

немецкий военно-морской деятель, адмирал

Фредерик Карл Шерман

американский адмирал периода Второй мировой войны, командовал авианосцем «Лексингтон» в начальный период войны на Тихом океане, позже авианосными соединениями американского флота

Вальтер Фридрих Шелленберг

начальник политической разведки службы безопасности

Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено

французский дворянин, маршал и вице-адмирал

Самуил Гдальевич Чудновский

чекист, известный своим участием в расстреле Верховного Правителя России адмирала А

МОЖАЙСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ

Александр Федорович [9(21).3.1825, Роченсальм, ныне Котка, Финляндия, — 20.3(1.4).1890, Петербург], русский исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха. В 1841 окончил Морской кадетский корпус. В 1841-62 и 1879-82 служил в военно-морском флоте, в 1862-79 — в гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1882 вышел в отставку в чине генерал-майора (с 1886 контр-адмирал). С 1856 интересовался вопросами летания: всесторонне изучал полёт птиц, воздушных змеев, работу воздушных винтов, а также начал исследования возможности создания летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1876 с успехом демонстрировал полёты своих моделей.

3 ноября 1881 (по заявке от 4 июня 1880) получил первую в России привилегию на изобретённый им 'воздухолетательный снаряд' (самолёт). В 1881 начал постройку самолёта с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с . (на военном поле в Красном Селе под Петербургом). Постройка в основном была завершена летом 1882. Официальные документы о полёте на этом самолёте не сохранились. Описания, относящиеся к 1909 и более позднему времени, свидетельствуют о том, что попытка полёта окончилась неудачно.

Летательный аппарат М. представляет интерес как одна из первых практических попыток построить самолёт, пилотируемый человеком.

Лит.: Александр Федорович Можайский — создатель первого самолета. Сб. документов, М., 1955; Шавров В. Б., История конструкций самолетов в СССР до 1938 г., М., 1969.

В. Б. Шавров.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Александр Фёдорович Можайский (9В [21]В мартаВ 1825, Роченсальм, Выборгская губернияВ — 20В марта [1В апреля]В 1890, Санкт-Петербург)В — русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель, пионер авиации.

Биография

Родился 9В (21)В мартаВ 1825 года. Сын потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И.В Г.В Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, в котором он завершил обучение 19 января 1841 года. Год спустя он был произведён в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта.

С 1850 по 1852В год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853—1855В годахВ — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем походе Кронштадт—Япония. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который ходил по Балтийскому морю и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

В книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников пишет, что экипаж фрегата «Диана», в составе которого был А.В Ф.В Можайский, после того как фрегат был разбит цунами у берегов Японии в 1855В г., отплыл на родину на шхуне, построенной по чертежам А.В Ф.В Можайского, и что впоследствии по этим чертежам строилось первое в Японии килевое судно.

В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально построенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и ходил на нем в Балтийском море до 1863 года.

В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).

В 1863 году Можайский ушёл в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 Можайский жил в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20В км от Винницы.

В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вёл курс морской практики.

В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект.

В июле 1882 года капитан 1 ранга Можайский был произведен в генерал-майоры с увольнением со службы «по домашним обстоятельствам».

…Производится: в генерал-майоры:

Капитан 1-го ранга Можайский 1-й, с увольнением от службы, по домашним обстоятельствам, с мундиром и пенсионом по положению.

Главный начальник флота и Морского ведомства

Генерал-адъютант Алексей

— ЦГАВМФ, отдел научно-справочной литературы, д. 820, л. 36

Впоследствии Можайский был произведен в контр-адмиралы.

Умер 21 марта 1890 года. Могила А.В Ф.В Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Постройка первого русского самолёта

Самолёт Можайского — первый в России и один из первых в мире летательных аппаратов, предназначавшихся для подъёма человека. Был спроектирован и построен А. Ф. Можайским на собственные средства в последней четверти XIX века. Документов, непосредственно зафиксировавших ход испытаний самолёта Можайского, не сохранилось. В позднейших источниках рубежа XIX—XX веков указывается, что он потерпел аварию при попытке взлёта. Некоторые из них утверждают, что аппарат на короткое время оторвался от земли. В СССР неоднократно предпринимались попытки, основанные на скудных сведениях о техническом облике самолёта Можайского, установить (теоретически или экспериментально) его вероятные лётно-технические данные и ответить на вопросы о возможности совершения им установившегося полёта и об условиях, при которых он бы мог совершить взлёт. Эти исследования давали различные результаты. Согласно последним исследованиям, проведённым в ЦАГИ, развиваемая силовой установкой самолёта Можайского мощность была недостаточна для установившегося горизонтального полёта.

9 марта 1825 — 20 марта 1890

В то время как Европа переживала стремительный технический прогресс царская Россия хоть и уступала позиции, все равно стремительно нагоняла соседку, а в чем-то и оставляла далеко позади. Но, чаще всего, научная мысль в то время шла нога в ногу у многих изобретателей и ученых, в независимости от страны. И получалось так, что одно дело делали десятки, сотни людей. Печально лишь то, что лавры первого всегда останутся лаврами именно для первого. Оттого не лишним будет вспомнить и тех, кто в какой-то степени мостили для первых дорожку, внедряя свои проекты, предлагая смелые идеи.

Таким человеком был Можайский  Александр Федорович – прославленный пионер русской и мировой  авиации, контр-адмирал и талантливый изобретатель-новатор.

Так случилось, что Можайский с самого рождения был обвенчан с морем. Его отец был потомственным служивым из моряков, сумевшим выйти в отставку в чине адмирала, крестный отец также был связан со службой на флоте и занимал не последнюю должность в  Роченсальмском порте. Оттого не удивительно, что выбор карьеры был сделан заранее.

Окончив Морской кадетский корпус и выслужив звание мичмана, юный Можайский на долгие годы уходит в плаванья. Он набирается опыта и растет по карьерной лестнице, повидав порты многих городов и изведав гнев многих морей.

Постепенно Можайский открывает в себе новую страсть – любознательность и наблюдательность. Все свои экспедиции он тщательно документирует, что послужит большую пользу картографам флота историкам в целом.

Твердо стать на землю и осесть Можайский смог только в 1863 году, выйдя в отставку в 33 года. Жил он недалеко от Винницы. После отставки еще привлекался на службу, но уже в качестве наставника. Да и страсть к морю сменилась страстью к небу.

В возрасте 46 лет он добивается своих первых весомых достижений в авиастроении.  Усовершенствованием своего летательного аппарата изобретатель занимался всю оставшуюся жизнь, но, к сожалению, его испытания не завершились успехом.

Список известных людей

Общая информация

Александр Федорович родился 9 марта 1825 года в Роченсальме (ныне Котка, Финляндия), где служил его отец, капитан-лейтенант Федор Можайский. В 1836 году Александр поступил в Морской кадетский корпус, окончив его в 1841 году, служил на Балтике.

Во время Крымской войны Александр Федорович командовал Амурской флотилией из малых судов и 10-пушечным транспортом «Двина», за что был награжден орденом Св. Станислава II степени, а так же бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853-1856 гг.»

В 1857 году А.Ф.Можайский получает назначение в экспедицию русской военной миссии в Хиву ми Бухару, служит в хивинской экспедиции под руководством А.И.Бутакова и в марте 1859 года после успешного награждения миссии награждается орденом Св. Владимира IV степени.

А.Ф.Можайский

В апреле 1869 года, получив чин капитана I ранга, А.Ф. Можайский поступил в акционерное Русское общество пароходства и торговли.

Первые мечты подняться в воздух появились еще в 1856 году, когда моряк наблюдал за полетами птиц, а в конце 60-х годов Можайский вплотную занялся теорией и практикой полета. Идея была продумана к 1873 году, а первые опыты он проводил со змеем собственной конструкции летом 1876 в имении; в том же году моряк демонстрировал в столице модель самолета.

Модель самолета А.Ф.Можайского

В 1877 году моряк предложил свой проект самолета военному ведомству. Военное ведомство идею Можайского поддержало, но предоставило недостаточно средств на сооружение летательного аппарата.

Самолет А.Ф.Можайского

В ноябре 1881 года Александру Федоровичу была выдана первая в России привилегия на самолет, имевший основные ныне известные компоновочные узлы.

Можайский побывал в Америке и в Англии, откуда привез разные приборы и материалы для постройки самолета.

Необходимые для работ средства были пожертвованы графом И.И.Воронцовым-Дашковым и генералом Скобелевым. Летом 1882 года начали сооружение самолета. Части его изготавливали на Балтийском заводе, директор которого И.Кази поддерживал идею Можайского.

Есть сведения, что 24 июля 1882 года царь или назначенные им лица осмотрели самолет; через 2 дня Можайского уволили в отставку с производством в генерал-майоры. Вероятно, значение дела было высоко оценено, и изобретатель получил возможность заниматься им без помех.

31 января 1883 года Можайский демонстрировал опыты с воздушным винтом членам Воздухоплавательного отдела Русского технического общества.

20 июня Можайский обратился за материальной поддержкой к военному министру П.С.Ванновскому; переписка длилась до 1885 года. Тем временем изобретатель совершенствовал конструкцию.

Летом 1885 года Можайский пытался провести летные испытания. При разбеге самолет накренился и поломал крыло.

Можайский продолжил работу над самолетом. Осенью 1886 года он заказал более мощные двигатели, второй из которых был готов только после смерти А.Ф.Можайского.

Взлет самолета М.Ф.Можайского. Рисунок летчика К.К.Арцеулова

Александр Федорович скончался 20 марта 1820 года; сыновья предложили продать военному ведомству самолет за 200 тыс. рублей, но безуспешно. Судьба аппарата и архива изобретателя неизвестны, а паровые машины сгорели при пожаре на складе Балтийского завода.

Можайский как изобретатель самолета, способного подняться в воздух при соответствующих двигателях, обогнал других по меньшей мере на пять лет. Он действовал во многом методом проб и ошибок, ибо труды теоретиков Н.Е.Жуковского, С.А.Чаплыгина и других родоначальников аэродинамики появились значительно позже.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий