5.1. Общая характеристика стилей. Стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова

    5-9 класс Хороший вопрос Жалоба Ответить 79049004761 04 июня 2013 г., 2:28:39 (8 лет назад) Хороший ответ Жалоба Ответить Ответить

    Другие вопросы из категории

    сочинение на тему морознное утро пожалуйста 5-9 класс ответов 1 В каком слове два суффикса? а). пилочка б). тумбочка в). сорочка г). баночка 5-9 класс ответов 1 СРОЧНО!!!!!!!!!!!!!!!! Надо составить художественное описание на тему :» поляна в лесу»!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Я УМОЛЯЮ

    ПОМОГИТЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    5-9 класс ответов 1 помогите проверить диктант 5-9 класс ответов 6 Морфологический разбор местоимения кто 5-9 класс ответов 2

    Читайте также

    Определите, к какому типу речи и стилю относится текст. Над верхушками сосен проплыло пушистое, кучерявое облако. Маленький лягушонок

    подпрыгнул, чтобы дотронуться до облачка лапой, но не достал. Тогда лягушонок подпрыгнул ещё раз, выше, но снова не достал облако. И шлёпнулся в ручей. — Да, высоковато,— задумчиво сказал себе маленький лягушонок. На каменистый бережок опустилась трясогузка. Маленький лягушонок очень обрадовался. — Отважная птица,— обратился он к трясогузке,— ведь ты же умеешь летать выше облаков и даже тучек? — Цвирк,— согласилась трясогузка. — Тогда, пожалуйста,— попросил птицу лягушонок, — пожалуйста, для меня. Коснись крылом краешка во-он того пушистого облака!.. Маленький лягушонок задумался. — А за это я для тебя. Что бы такого сделать тебе приятного?.. И вдруг лягушонок придумал. — А я для тебя нырну в глубину! И потрогаю лапкой гладкий камушек на самом дне нашего ручья!

    5-9 класс ответов 1 К какому типу речи относится текст?

    К какому стилю речи относится текст?

    5-9 класс ответов 1 1. Прочитайте текст и выполните задания 5-9 класс ответов 1 решите пожалуйста срочно надо: 5-9 класс ответов 1 ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАТЬ РАБОТУ С ТЕКСТОМ! 5-9 класс ответов 1 Вы находитесь на странице вопроса «Какой тип речи и стиль речи,когда в тексте биография например Афанасий Никитин.«, категории «русский язык«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык«. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта. 1

    Публицистический стиль

    Чаще всего используют в материалах средств массовой информации для того, чтобы проинформировать людей о каком-либо событии. К нему постоянно в своей работе обращаются журналисты, например, при написании репортажа, заметки, статьи или корреспонденции. Довольно-таки часто прибегают и ораторы, так как главной их целью является контакт с аудиторией, чего легче добиться, используя этот стиль разговора. Главной особенностью является то, что он рассчитан на широкий круг аудитории, то есть используется доступная лексика, речевые обороты и средства выражения языка. Основными чертами есть его экспрессивная окраска, оценочные суждения, логичность, точность.

    Для текстов характерно использование нейтральной лексики, фразеологизмов, слов с эмоциональной окраской, речевых оборотов, повторов.

    Можно использовать при написании текстов с достаточно разной тематикой: политика, образование, экономика, культура.

    Публицистический стиль ставит перед собой две функции:

    • Проинформировать людей свежими новостями;
    • Повлиять на их мнение, что касается какой-нибудь актуальной проблемы.

    2

    Художественный

    Сфера использования – художественная литература.

    Это способ выражения писателем своих мыслей, переживаний, убеждений. Задачей является то, чтобы вызвать определенные чувства у читателя. В первую очередь, характеризуется образностью высказываний и эмоциональной окраской слов. С помощью слова поэт создает некий образ, с помощью которого должен повлиять на читателя. Главной особенностью является использование различных фигур речи и средств художественной выразительности, которые создают эстетическую функцию. К таким средствам относятся: метафоры, эпитеты, метонимии, эпифоры, анафоры, градации, парадоксы, риторические вопросы и многие другие. 3

    Разговорный

    Общение людей в неформальной обстановке, когда они имеют возможность выразить свои чувства и эмоции. Достаточно часто используется просторечная лексика и жаргонизмы. Чаще всего используют в устной речи, дополняя разговор мимикой, жестами, использованием окружающей среды. Основные характеристики: эмоциональность, простота высказываний, экспрессивность, конкретность, образность. Очень часто, кроме разговорных выражений, используют фразеологизмы. 4

    Научный

    Сфера использования: доклады, рефераты, научные работы, учебники, диссертации. 

    Это материал, подтвержденный фактами и доказан определенными примерами. Что касается особенностей, то к ним относятся: наперед продуманные и правильно сформулированные высказывания, монологический характер, нормированная речь, умеренное использование языковых средств.  Научный текст можно охарактеризовать такими прилагательными: логичный, последовательный, точный, ясный. Если говорить о лексике, то для нее характерно использование терминологии, статистики, фактов, цифры и даже фразеологизмы, основой которых являются термины. 5

    Официально-деловой

    Употребляется в деловой сфере, политической, правовой, а также в сфере управления. Чаще всего темы касаются международных отношений, экономики, политики, правительства.

    Лексика характеризуется наличием большого количества речевых клише и штампов, которые, например, нежелательны для публицистического текста.

    К особенностям относятся: сжатость, стандартность, использование специфической лексики, терминологии, прямой порядок слов в предложениях. От других его отличает также стереотипность написания текста. #Научно-исследовательская работа #Наука #Оформление работ image При написании дипломной или курсовой работы настоятельно рекомендуется придерживаться научного стиля речи. Ознакомившись с материалом представленной ниже статьи, вы узнаете об особенностях, присущих данному способу повествования, а также основных правилах написания текста научным стилем. Содержание:

    Научный стиль – это одна из разновидностей литературного языка, которая применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности. Его главное предназначение заключается в передаче структурированной, логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности изложенного. В научном тексте прежде всего представлены понятия, закономерности и факты. Реже – идеи, способы получения знаний, методы, приемы, процедуры анализа.

    Этому литературному стилю присущ ряд специфических особенностей, проявляющихся независимо от характера науки (точной, гуманитарной, естественной) и жанровых различий (научная статья или доклад, учебник, монография и пр.). Среди них следует отметить:

    • предварительное обдумывание высказываний;
    • монологический характер;
    • строгий отбор языковых средств;
    • тяготение к нормированной речи. 

    Научный стиль обслуживает сферу общения, которая требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. В нем широко применяются следующие языковые средства: 

    • специализированные слова (в том числе термины); 
    • специфическая фразеология; 
    • сложные синтаксические конструкции, между которыми выстраивается упорядоченная связь (для этого часто используются, к примеру, вводные слова); 
    • конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

    Такому стилю повествования свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов, при котором слова употребляются преимущественно в прямом значении. Преобладающая функция данной разновидности литературного стиля – информативная, ключевая форма речи – письменная, типичный вид речи – монолог.

    В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля:

    • Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа – академическое изложение, особенности – точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
    • Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
    • Научно-популярный. Употребляется для создания лекций, статей и очерков. Основное отличие от других подтипов научного стиля – сведения преподносятся аудитории в общедоступной форме, понятным для большинства языком. 
    • Учебно-научный. Используется в составлении учебников, методических пособий, конспектов, лекций и научных программ. Как правило, данный подтип подразумевает наличие иллюстрированного материала, множества примеров и тщательных пояснений.
    • Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
    • Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.

    Каждому подстилю и жанру свойственны индивидуальные стилевые особенности, которые не нарушают единство научного стиля, соблюдая его общие признаки и специфику.

    Научный стиль отражает серьезность владения предметом и общий уровень знаний автора проекта. Специфика данного стиля повествования прослеживается в следующих особенностях:

    • Точность. Достигается путем тщательного подбора слов, использования их в прямом значении, многократного применения терминов и специальной лексики.
    • Логичность. Подразумевает составление логической цепочки, в которой каждый довод, высказывание, утверждение возникают из предыдущего написанного абзаца, главы и т.д.
    • Последовательность. Информация передается четко, доступно, достоверно и по пунктам. Не используются философские отступления, многократные повторения, а также фразы и предложения, несущие нулевую смысловую нагрузку.
    • Абстрактность. Предполагает применение абстрактных понятий, прежде всего терминологических, которые трудно представить, увидеть, ощутить. Например, точка, тело, молекула, вектор.
    • Ясность. Предусматривает доступное, понятное и читабельное повествование.
    • Объективность. В тексте излагаются научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты.

    Научному стилю не свойственно употребление восклицательных высказываний, а также изложение собственного субъективного мнения. 

    Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы:

    Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель – раскрыть особенности, установить связь (внешний вид, назначение и пр.).

    Пример: 

    Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации… Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием… («Материаловедение»).

    Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, – прочитал комендант. – Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».

    Ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, передает процесс получения нового знания, а также выражает мнение автора. Основная цель – найти истинность или ложность утверждения, используя аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение подразумевает под собой цепочку умозаключений автора научного изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях.

    Пример:

    В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами…Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».

    Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности. Основная задача – выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и обобщениями.

    Пример:

    «Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг». Экономическая теория.

    Тексты научной направленности имеют четкую структуру построения, независимо от жанра и подтипа.

    • В основе текста находится главный тезис, включающий в себя предмет, явление или процесс, о котором говорится в научном труде, а также ключевые особенности того, о чем пойдет речь.
    • В качестве обоснования главного тезиса используются аргументы, доводы, основания и прочие доказательства, полученные в ходе исследований. Их количество напрямую зависит от жанра и размера научной работы.
    • Для сложной аргументации тезиса применяются иллюстрации – примеры, которые доказывают выдвинутые автором теоретические предположения.

    В заключительной части научного текста излагаются выводы, содержащие аналитическую оценку проведенного исследования.

    Из учебника химии по теме «Агрегатные состояния вещества»:

    Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. При нагревании твердые вещества плавятся, а жидкие закипают, превращаясь в пар. Понижение температуры приводит к обратным превращениям. Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.

    Из учебника биологии по теме «Амеба протей»:

    Тело амебы представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. Ее форма постоянно меняется, благодаря чему клетка перемещается. Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки. Эти выросты называются ложноножками. Когда на пути амебы возникает скопление бактерий или остатки других организмов, ложноножки окружают их и замыкают в себе. Так начинается процесс пищеварения у амебы протей.

    Из учебника географии по теме «Климатические пояса»:

    Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс «суб» обозначает «между»).

    Из учебника о животных:

    На основании данных по результатам экспериментов и информации, которая представлены в работе №5 и отображена на Рис.2, можно сделать вывод, что ежи, живущие в Северной Африке, являются психологически ранимыми существами.

    Из медицинского пособия:

    Гастрит представляет собой воспалительный процесс слизистой оболочки стенок желудка. Симптоматикой данного заболевания являются боли, которые проявляются при голоде либо после приема пищи, тошнота, рвота, проблемы со стулом. Диагноз ставится после проведения эндоскопического обследования желудка. Лечение проводится медикаментозным способом, помогающим снизить кислотность в желудке.

    Это интересно: Самообразование. Часто задаваемые вопросы и ответы на них Нужно ли читать учебники? Как читать эффективно 15 приложений, которые помогут быстрее писать сочинения, статьи, да что угодно! Как учиться в 2 раза быстрее с техникой Фейнмана При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник. of your page —>

    Сколько стоит учебная работа на заказ?

    Категории: #Дипломная работа #Реферат #Отчет по практике #Вопросы #Курсовая работа #Контрольная работа #Рецензия/отзыв #Бизнес-план #Дипломная MBA #Эссе #Речь на защиту #Научная статья #Магистерская диссертация #Кандидатская диссертация #Докторская диссертация #ВКР #Научно-исследовательская работа #Лабораторная работа #Лайф-хак #Microsoft Word #Доклад #Работа/подработка #Наука #Абитуриенту #Выпускнику #Сочинение #Студенческая жизнь #Тесты и головоломки #Тесты #Оформление работ #ВУЗы #Экзамен #Зачет #Обучение за рубежом #Чертеж #Повышение квалификации #Презентация #Второе высшее #Помощь студентам #Преподаватель #Самоизоляция #Антиплагиат #Дистанционное #Задачи #Все категории

    Стили русского литературного языка

    В 

    Как уже отмечалось, литературный язык может использоваться в любой ситуации общения: в официальной и неофициальной обстановке, в сфере науки, делопроизводства, в средствах массовой информации, в художественной литературе, в повседневной жизни. Естественно, что такое разнообразие выполняемых функций не может не приводить к тому, что в литературном языке постепенно формируется несколько вариантов, каждый из которых предназначен для общения в определённой сфере деятельности человека.

    В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей:

    • научный,

    • официально-деловой (деловой),

    • газетно-публицистический (публицистический),

    • художественный,

    • разговорный.

    Каждый из стилей имеет целый ряд специфических речевых характеристик, которые формируются в зависимости от того, в какой сфере происходит общение и какие функции выполняет при этом язык.

    Основная функция Сфера общения Основная форма речи Типичный вид речи Основной способ общения
    Научный стиль
    Информативная (сообщение) Наука Письменная Монолог Массовый, неконтактный
    Деловой стиль
    Информативная (сообщение) Право Письменная Монолог Массовый, неконтактный и контактный
    Публицистический стиль
    Информативная и функция воздействия Идеология, политика Письменная и устная Монолог Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
    Художественный стиль
    Эстетическая* и функция воздействия Словесное искусство Письменная Монолог, диалог, полилог** Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
    Разговорный стиль
    Обмен мыслями и чувствами (собственно общение) Бытовая Устная Диалог, полилог Личный, контактный

    Научный, официально-деловой и публицистический стили сближает то, что они предназначены для передачи достаточно сложного содержания и функционируют в сфере официального общения, преимущественно в письменной форме. Поэтому их именуют книжными стилями.

    В частности, это проявляется в стилевом расслоении русской лексики. Так, наряду с общеупотребительными словами, то есть словами, которые употребляются всеми и в любых случаях (например: мать, земля, вода, бежать), в книжных стилях используется книжная лексика, то есть такая, которая выглядит чужеродной в непринуждённой беседе.

    Например, в дружеском письме вряд ли уместно использование терминов, канцелярских слов и т.д.: На зелёных насаждениях появились первые листочки; Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоёма.

    Всем книжным стилям противопоставлен разговорный стиль, который используется в неофициальном, бытовом, повседневном общении, обычно – в заранее не подготовленной устной речи. И здесь, наряду с общеупотребительными словами, частотно использование разговорной лексики, то есть такой, которая является неуместной в книжных стилях, но присуща именно неофициальной повседневной речи.

    Например, в быту мы употребляем слово картошка, печёнка, а в учебнике по ботанике, биологии они неуместны именно в силу своей разговорности. Поэтому там будут использованы термины картофель, печень.

    Расслоение лексики по употреблению в определённых стилях (общеупотребительная лексика –книжная и разговорная лексика) не следует смешивать с расслоением лексики по наличию или отсутствию у слова оценки и эмоционально-экспрессивной окраски (хотя в ряде случаев эти характеристики накладываются друг на друга). Эмоциональный – значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями, чувствами. Экспрессивный – выразительный, содержащий выражение чувств, переживаний (от латинского expressio – В«выражениеВ»). С этой точки зрения противопоставляют нейтральную лексику и оценочную, эмоционально-экспрессивную лексику.

    Нейтральная лексика – это слова, лишенные стилистической окраски. Они могут указывать на эмоции, выражать оценку явлений (радость, любить, хороший, плохой), но в данном случае выражение эмоций или оценка составляют само значение слова, а не наслаиваются на него.

    Особенностью эмоционально-оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики является то, что оценка, эмоционально-экспрессивная окраска В«накладываютсяВ» на лексическое значение слова, но не сводятся к нему. Такое слово не просто называет то или иное явление, но и выражает оценку, отношение говорящего к этому предмету, явлению, признаку и т.д. Это легко продемонстрировать, сравнив нейтральные и эмоционально-экспрессивные синонимы, то есть слова, близкие или тождественные по значению:

    глаза – очи, шары; лицо – морда, лик; сын – сыночек; глупец – дурак.

    image

    Эмоционально-экспрессивную лексику обычно подразделяют на высокую и сниженную. Высокая лексика употребляется в патетических текстах, в торжественных актах коммуникации. Сниженная – объединяет слова низкой социальной значимости и, как правило, содержащие элементы резкой оценки. Помимо этой общей характеристики экспрессивно окрашенные слова могут приобретать различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях.

    Например: иронически – демократка (В«резиновая дубинкаВ» в разговорной речи); неодобрительно – митинговщина; презрительно – подхалим; шутливо – новоиспечённый; фамильярно – недурственный; вульгарно – хапуга.

    Эмоционально-экспрессивная лексика требует внимательного к себе отношения. Её неуместное использование может придать речи комическое звучание. Это нередко проявляется в ученических сочинениях.

    Ср.: Гаев и Раневская – паразиты общества, оторванные от жизни и не имеющие сил вновь к ней присосаться; Жуткая жизнь в слободке вызывала стихийный протест рабочих.

    Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы. Поскольку литература отражает все сферы жизни, она может использовать в эстетических целях, для создания художественных образов средства любых стилей литературного языка, а при необходимости – не только их, но и диалекты, и жаргоны, и просторечие. Основная функция художественного стиля – эстетическая. И здесь всё определяется конкретными задачами, чувством меры и художественным вкусом писателя.

    Разумеется, специфика каждого стиля проявляется не только в лексике, но и в грамматике, в особенностях построения текста и др. Но все эти языковые черты обусловлены именно теми функциями, которые выполняет каждый стиль, и теми сферами общения, в которых этот стиль употребляется. Это приводит к тому, что у каждого стиля выделяется определённая доминанта, то есть организующий признак данного стиля.

    В 

    В Упражнения к теме В«5.1. Общая характеристика стилей. Стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска словаВ»

    В 

    в–єЧитайте также другие темы раздела 5 В«Стили русского литературного языкаВ»:

    • 5.1. Общая характеристика стилей. Стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова
    • 5.2. Научный стиль
    • 5.3. Официально-деловой стиль
    • 5.4. Газетно-публицистический стиль. Экспрессивные средства языка
    • 5.5. Разговорный стиль
    • 5.6. Стилистические ошибки и их типы

    Стиль текста — совокупность лексических, грамматических и эмоциональных нюансов, характерных для данного типа повествования.

    В большинстве языков выделяют пять основных стилей текста:

    1. Публицистический стиль. Им пользуются в средствах массовой информации и при написании статей на гуманитарные темы.

    2. Художественный стиль. Это удел литераторов, поэтов и драматургов, здесь царствуют эпитеты, метафоры и аллегории.

    3. Научный стиль подходит для лекций, научных статей, монографий и учебников.

    4. Официально-деловой стиль подойдёт для бизнеса, переписки с клиентами и деловыми партнёрами.

    5. Разговорный стиль, ну кароч ты понял да? Используется в неформальном общении между близкими людьми.

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Максим Коновалов
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий