Алексей Кольцов биография кратко

Кольцов, Алексей Васильевич – краткая биография

Алексей Васильевич Кольцов родился в 1808 г. в Воронеже. Он был сыном прасола (оптового скупщика скота), зажиточного, но необразованного человека из народа. Детство и юность Кольцова прошли в донских степях – он перегонял отцовские стада на дальние рынки. Систематического образования он не получил.

Стихи Кольцов начал писать рано, и это привлекло к нему внимание Станкевича, главы кружка идеалистов и богатого землевладельца Воронежской губернии. Он познакомил Кольцова со своими московскими друзьями, в результате чего возникла прочная дружба между Кольцовым и Белинским.

image

Портрет Алексея Кольцова. Художник К. Горбунов, 1838

В 1835 г. была опубликована первая книга песен Кольцова, которую очень тепло приняли. Но и после этого Кольцов оставался в Воронеже, ведя дела своего отца и приезжая в Москву и Петербург только в связи с отцовскими судебными исками. Кольцову присущи были такт и чувство собственного достоинства. Его благородные и образованные друзья им восхищались. Эти качества всегда видны в его очень приятных письмах, которые, кроме того, свидетельствуют о подлинном здравомыслии их автора. Кольцов разделял прекрасные устремления своих друзей-идеалистов, не теряя, в то же время, практицизма и деловитости русского купца.

Алексей Кольцов. Фильм воронежского режиссера-документалиста Александра Никонова

Но в Воронеже он чувствовал себя одиноким и несчастным. Отношения с отцом, эгоистичным и не склонным к мечтаниям деспотом, все время ухудшались; постепенно жизнь в семье стала для Кольцова адом. Его спасла из ада внезапная смерть в 1842 г. С 1840 г. Кольцов почти ничего не написал.

Анализ его поэзии – см. в статье Творчество Кольцова.

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературе image
  • Кольцов, Алексей Васильевич – краткая биография

Ещё по теме…

Кольцов Александр Николаевич – известный российский актер, участник многих интересных проектов. Свою первую популярность обрел, выступая в мюзикле Филиппа Киркорова “Чикаго”, в котором временами заменял самого короля российской поп-музыки. В статье представлены фото Александра Кольцова, приведены интересные факты из биографии, перечислены известные фильмы с его участием.

Александр Николаевич Кольцов: биография

Будущий актер появился на свет 20 мая 1975 года в городе Рыбинске Ярославской области. Семья мальчика была интеллигентной. Отец, Николай Васильевич Кольцов, был председателем общественной организации “Блокадники Ленинграда”, а мать преподавателем русского языка и литературы. Также преподаванием занималась и одна из бабушек Александра.

Детство и юность

К творчеству будущий актер тянулся с самого раннего возраста. Уже в четыре года Саша попросил родителей записать его в хор, а затем продолжил занятия в ансамбле под названием “Радостное детство”, в котором усердно и ответственно трудился еще довольно продолжительное время. Талант Кольцова заметили и оценили по достоинству, пригласив мальчика заниматься в другом танцевальном коллективе под руководством одного из лучших хореографов Рыбинска.

Получив среднее образование, Александр принял решение поступать в ГИТИС на курс П. О. Хомского. Кольцов уже было добрался до конкурса, но на пути к мечте парня встали его родители. Конечно, они ничего не запрещали сыну, тем более, что Александр на тот момент был уже довольно взрослым и мог сам принимать решения, но настоятельно порекомендовали подумать о более практичной профессии в такое нелегкое для всех время.

Александр Кольцов прислушался к советам родителей и решил поступать в Ярославский педагогический университет имени Ушинского на филологический факультет. К профессии педагога у Александра также был талант и интерес, наверное, он передался парню по наследству. Почти три года Кольцов занимался у прекрасного педагога Татьяны Злотниковой.

Творческий путь

Несмотря на уже выбранный жизненный путь, мысли о карьере актера все еще не покидали Александра. На втором курсе парень принял нелегкое решение – перевестись на заочное обучение, чтобы все-таки поступить в театральный институт. Будущий актер поступил в Ярославский театральный институт, а через год переехал в столицу, где поступил в ГИТИС на специальность “Актерское искусство”.

О студенческих годах Александр Кольцов вспоминает с улыбкой. Актер рассказывает, что учиться было весело – творческие ребята с его курса постоянно совершали какие-то забавные вещи и попадали во всевозможные авантюры. Не без гордости Александр вспоминает и слова педагогов о том, что такие курсы бывают лишь раз в двадцать – двадцать пять лет. Каждый семестр студенты демонстрировали свои таланты, показывая интересные самостоятельные работы, в которые было вложено немало сил. Со многими однокурсниками Александр пересекался и после окончания учебы в каких-то совместных проектах – например, с Оксаной Костецкой, Алексеем Россошанским, Еленой Моисеевой.

Несмотря на немалые успехи в творчестве, Александр все-таки окончил Ярославский педуниверситет. А после окончания ГИТИСа актер отправился учиться в международную магистратуру РАТИ и преподавать на курсе у своего мастера Г. П. Ансимова.

Также после окончания ГИТИСа Кольцов около трех лет (с 1998 по 2001 год) работал в различных столичных театрах: начиная от детского музыкального театра “Экспромт” и заканчивая драматическим театром имени Островского.

Приблизительно в это время начала распространяться мода на мюзиклы, что сыграло немаловажную роль в жизни Александра. Пройдя кастинг, актер получил сразу несколько ролей в мюзикле “Норд-Ост”.

Спустя некоторое время, Александр Кольцов прошел еще один кастинг, на этот раз куда более жесткий (полторы тысячи человек на одно место), в мюзикл Филиппа Киркорова “Чикаго”. В нем Кольцов и пел, и танцевал, был дублером Филиппа Бедросовича и заменял его еще не в одном спектакле.

Дебют в кино

Как и большинство актеров, свою кинокарьеру Александр в свое время начинал с эпизодических ролей. Первыми фильмами с его участием стали такие картины, как “Бедная Лиза” и “Яды, или Всемирная история отравлений”. Следующие роли Александра Кольцова были также небольшими – он принимал участие в съемках таких картин, как “Ключи от бездны: Операция “Голем” и “Новый русский романс”.

Кинокарьера

Настоящую популярность Александр Кольцов обрел в 2004 году, сыграв в сериале “Кармелита” цыгана Рыч-Богдана. К этой роли актер подошел очень ответственно, тщательно проработав ее и отыграв настолько достоверно, что большинство зрителей остались уверены в том, что у Александра и впрямь цыганские корни. Актерскую игру Кольцова оценили и его коллеги по съемочной площадке – Николай Григорьевич Лекарев и Ирэна Борисовна Морозова, которые на самом деле цыганского происхождения.

Сам Александр рассказывает, что ему очень интересна эта тема и культура, а когда он слышит цыганские песни или видит танцы, то буквально загорается.

Новая волна популярности накрыла актера после роли во всем известном комедийном телесериале “Моя прекрасная няня”. Там он талантливо исполнил роль француза-репетитора Андрэ. Александр со смехом назвал этот опыт курсами повышения квалификации.

В том же году Кольцов принял участие в съемках совместной российско-французской драме режиссера И. Минаева “Далеко от Сансет-бульвара”, в которой показана история становления отечественного кинематографа.

Далее актер сыграл в картине Марины Мигуновой под названием “Граф Монтенегро”. В фильме отражены исторические факты, в частности, восстание декабристов 1825 года, но события разворачиваются в наши дни. Зрители, хорошо знакомые с отечественным кинематографом, наверняка заметят отсыл к таким легендарным картинам, как “Бриллиантовая рука”, “Приключения итальянцев в России”, “Двенадцать стульев”.

Главные роли в фильме исполнили Александр Домогаров и Евгения Хиривская, а Кольцов сыграл черногорца Богуша – своеобразного деревенского Индиану Джонса.

На фото, представленной в статье, кадр из фильма “Граф Монтенегро”.

Фильмография

Помимо вышеперечисленных картин, фильмография Александра Кольцова включает такие картины, как:

  • “Взрыв на рассвете”;
  • “Фирменная история”;
  • “Криминальные игры”;
  • “Кто в доме хозяин?”;
  • “Псевдоним “Албанец”;
  • “Папенькин сынок”;
  • “Проклятый рай”;
  • “Если у вас нету тети”;
  • “Варенька. Испытание любви”;
  • “Все, что нужно — это любовь”;
  • “Дом образцового содержания”;
  • “Пусть не кончается любовь”;
  • “Охраняемые лица”;
  • “Говорит полиция”;
  • “Загадка для Веры”;
  • “С чего начинается Родина”;
  • “Эти глаза напротив”;
  • “Школа выживания от одинокой женщины с тремя детьми в условиях кризиса”;
  • “Лондонград. Знай наших”;
  • “Последний из Магикян”;
  • “Воронины”;
  • “Ищейка-2”.

Личная жизнь

Несмотря на популярность и множество поклонников, особо распространяться о своей личной жизни актер Александр Кольцов не любит. На данный момент известно, что Александр не женат, но состоит в отношениях с актрисой Мариной Куделинской. Как признается сам актер, их разница в возрасте его абсолютно не пугает. Александр также поделился с журналистами секретом, сказав, что безумно хочет детей, но пока не решается брать на себя такую ответственность.

Об отношениях с известными женщинами актер говорит совсем мало. Да и то лишь честно признается, что такие романы были, но имен бывших возлюбленных называть не желает. Также Кольцов отметил, что все отношения у него какие-то неоднозначные: либо они были замужем, либо еще что-то. Словом, личная жизнь Александра Кольцова – это тайна за семью печатями. Даже для самых преданных поклонников.

Александр Кольцов сейчас

В настоящее время актер продолжает играть в мюзиклах, например, в современной версии “Чикаго”, который назвали “Однажды в Чикаго”. Также Александр все еще участвует во всевозможных проектах, таких как “Мюзикл.ру”, который иногда демонстрируют в столице на тех или иных площадках. Конечно, он не забывает и о своей кинокарьере, продолжая сниматься во многих популярных отечественных фильмах.

Похожие статьи

Он был известным журналистом, его репортажи были популярны среди жителей СССР, а к нему самому благоволил лично Иосиф Сталин. Слава Михаила Кольцова была сравнима со славой Папанина и Чкалова. Он был обласкан властью и имел множество наград. Но в декабре 1938 года его арестовали, а спустя два года расстреляли. За что казнили всенародного любимца, который с самого начала поддерживал советскую власть? В ритме революции Метрическая запись о рождении Михаила Фридлянда. Он появился на свет в еврейской семье и был наречён Моисеем. Отец его Ефим Моисеевич Фридлянд был простым обувщиком, мама Рахиль Савельевна занималась хозяйством и воспитывала детей. Ефим Моисеевич мечтал о том, чтобы сыновья Моисей и младший Борис получили достойное образование. В Белостоке, куда семья переехала из Киева, Моисей и Борис учились в ремесленном училище, где стали проявлять свои таланты. Михаил Кольцов с братом Борисом Ефимовым. Они вместе выпускали рукописный школьный журнал, при этом Борис рисовал к нему иллюстрации, а Моисей выступал в роли редактора и корреспондента. Именно тогда и были заложены основы будущей профессиональной деятельности братьев. Впоследствии Борис стал известным карикатуристом и прославился под именем Бориса Ефимова, а Моисей, сменивший после революции имя, стал успешным журналистом, которого все знали, как Михаила Ефимовича Кольцова. Михаил Кольцов. После училища Моисей стал студентом Психоневрологического института в Петрограде, но уже в 1916 году он начал активно печататься, сотрудничая одновременно с несколькими изданиями. Он всей душой принял революцию, поначалу поддерживал Временное правительство, в 1918 стал членом РСДРП(б), однако очень быстро вышел из партии, объяснив данный факт политическими разногласиями. Журналистика стала его настоящим призванием, и Михаил Кольцов начал освещать политические процессы, происходящие в обществе. Он не боялся сложных заданий и тем, старался честно рассказывать о событиях, клеймил беспорядки и хаос и поддерживал власть, веря в светлое будущее. Служба в Красной Армии с 1919 года и сотрудничество с киевскими и одесскими изданиями позволили Михаилу Кольцову заявить о себе. На пути к славе Михаил Кольцов. Талантливого журналиста заметили, пригласили на работу в отдел печати Наркомата иностранных дел, а позже он стал корреспондентом «Правды». Его политические фельетоны пользовались особым успехом и сделали Михаила Кольцова самым известным и уважаемым журналистом в Советском Союзе. Он был человеком творческим и активным, это по его инициативе возобновили издание журнала «Огонёк», которое было остановлено в 1919 году. Кроме того, Михаил Кольцов стал одним из основателей журнала «За рубежом», инициировал создание журналов «За рулём» и «Советское фото». Он постоянно был в движении, много писал и занимался реализацией творческих проектов, одним из которых стало создание уникального романа «Большие пожары», который писал коллектив из 25 авторов, по одной главе от каждого. Михаил Кольцов. Михаил Кольцов рассказывал читателям о строительстве метро и открытии ГЭС, о первых советских авиаперелётах и авторе романа «Как закалялась сталь» Николае Островском, которого лично разыскал в Сочи. Он сам никогда не останавливался на достигнутом, всё время стремился к новым знаниям, совершенствовался в журналистике, что позволило ему, не имея высшего образования, быть выдвинутым в члены-корреспонденты Академии наук. Бывал Михаил Кольцов и за границей, был знаком со многими зарубежными писателями, а в 1936 году его направили в Испанию, когда там был свергнут король. Позже корреспондент «Правды» станет героем романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» под фамилией Карков. Слава и предательство Михаил Кольцов. Репортажи из Испании Михаила Кольцова вывели журналиста на новый уровень популярности. Уже в 1937 году он был удостоен личного приёма, на котором присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович и Ежов. Почти два часа высокие деятели слушали рассказ журналиста об испанских событиях. А в конце Сталин, поблагодарив Кольцова за интересный доклад, вдруг неожиданно спросил, есть ли у Михаила Ефимовича пистолет. Услышав утвердительный ответ, вождь поинтересовался, не собирается ли Кольцов из него застрелиться. Журналист очень удивился и заверил Иосифа Виссарионовича в том, что даже мыслей таких у него никогда не было. Михаил Кольцов в Испании. После Михаил Кольцов снова уехал в Испанию и вернулся в Советский Союз спустя год, в 1938. Кольцов стал членом Верховного совета, получил боевую награду и, казалось, был любим и обласкан властью. «Испанский дневник» читатели и критики приняли очень хорошо, а Сталин лично попросил журналиста выступить перед писателями с докладом о недавно выпущенном из печати «Кратком курсе ВКП(б)». 12 апреля 1938 года Михаил Кольцов прочитал доклад, а уже на следующий день был арестован. В течение года его пытали, выбивая признания в шпионской деятельности, участии в контрреволюционном движении. Основанием для ареста известного журналиста послужил анонимный донос и выбитое под пытками у арестованной знакомой Кольцова признание в том, что он работал на иностранную разведку. Членом-корреспондентом Академии наук он стать не успел из-за ареста. Михаил Кольцов. Во время суда 16 января 1940 года он заявлял о своей невиновности и получении признаний исключительно под пытками. Однако слова Михаила Кольцова в расчёт уже никто не принимал. Его приговорили к расстрелу и привели приговор в исполнение 2 февраля 1940 года. Его кремировали и захоронили прах в общей могиле на Донском кладбище. Михаил Кольцов был полностью реабилитирован в 1954 году. Посмертно.ИсточникСм.также: Почему верный сталинец Ян Гамарник потерял доверие «вождя всех народов» и как сумел опередить палачей По какой причине в СССР расстреливали глухонемых, и какие показания из них «выбивали» Дом на набережной: «кремлёвский крематорий» Жизнь, слава и смерть Виктора Калмыкова – самого известного строителя СССР в 30-е годы Пулковское дело: За что в 1937 году репрессировали лучших советских астрономов

Родился в Воронеже в зажиточной мещанской семье В. П. Кольцова, прасола — скупщика и торговца скотом, слывшего во всей округе честным партнером и строгим домохозяином. Человек крутого нрава, страстный и увлекающийся, отец поэта, не ограничиваясь прасольством, арендовал земли для посева хлебов, скупал леса под сруб, торговал дровами, занимался скотоводством. И в торговых делах, и в частном быту Василий Петрович оправдывал известную народную пословицу: «Прасол — поясом опоясан, сердце пламенное, а грудь каменная». С детских лет он определил сыну торговое поприще, и Кольцов служил при отце сначала мальцом, потом молодцом, а в зрелые годы — приказчиком и помощником. Летом они отправлялись в степь для надзора за скотом, зимой — для забора и продажи товара. Неделями приходилось скакать на коне, ночевать под открытым небом, коротать досуг в деревнях, толкаться среди народа в праздничной ярмарочной толпе. Прасольское ремесло воспитывало в человеке умение легко и свободно общаться с самыми разными людьми, входить в чужие заботы и интересы, прислушиваться к противоречивым голосам крестьянской молвы, проникаться мотивами русских песен. Воронежская природа, где лесной север переходит в южную степь, щедро наделила будущего поэта полнотою впечатлений, остротою восприятия. Приходилось вникать изнутри и в самые разные хозяйственные заботы сельского жителя: садоводство и хлебопашество, скотоводство и лесные промыслы. В одаренной, переимчивой натуре мальчика формировались широта души и интересов, непосредственное знание народной жизни.

С 9 лет Кольцов постигал грамоту на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 смог поступить в двухклассное уездное училище, минуя училище приходское. Но из 2-го класса отец взял его в помощники. Однако страсть к учению проснулась в мальчике: сначала это были сказки и лубочные издания, покупаемые у коробейников, потом библиотечка в 70 книг у приятеля по училищу, сына воронежского купца, — арабские сказки, проза писателей XVIII в. и, в частности, роман Хераскова «Кадм и Гармония».

В 1825 Кольцов приобрел на базаре сборник стихов И. И. Дмитриева и пережил глубокое потрясение, познакомившись с «русскими песнями» «Стонет сизый голубочек», «Ах, когда б я прежде знала». Он убежал в сад и стал распевать в одиночестве эти стихи, уверенный в том, что все стихи — песни, что все они поются, а не читаются. Возникло желание самому писать стихи, и Кольцов переложил в рифмованные строчки рассказ товарища о троекратно повторявшемся сне. Получилась поэма «Три видения», которую он впоследствии уничтожил.

К этому времени Кольцов познакомился с книготорговцем Д. А. Кашкиным, человеком образованным и умным, любящим русскую словесность. Кашкин поощряет юного поэта, снабжает его руководством по сочинению стихов «Русская просодия», дает советы, правит его поэтические опыты, но главное — разрешает пользоваться своей библиотекой. В лавке Кашкина Кольцов знакомится с поэзией М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, И. Ф. Богдановича, а затем А. Ф. Мерзлякова, А. А. Дельвига, А. С. Пушкина. Юношеские опыты Кольцова («Разуверенье», «Плач», оба — 1829; «Земное счастие», 1830) литературны, вторичны, написаны в подражание популярной сентиментально-романтической поэзии. Однако проблески самобытного дарования ощутимы в «Путнике» и «Ночлеге чумаков» (1828).

К н. 1830-х Кольцов становится известным в культурном кругу Воронежа «стихотворцем-мещанином», «поэтом-прасолом». Он сближается с А. П. Серебрянским, сыном сельского священника, студентом Воронежской семинарии, поэтом, талантливым исполнителем своих и чужих стихов, автором статьи «Мысли о музыке» и популярной некогда студенческой песни «Быстры как волны дни нашей жизни». Серебрянский относится к другу серьезно, помогает ему словом и делом. «Вместе с ним мы росли, вместе читали Шекспира, думали, спорили», — вспоминал Кольцов. Серебрянский прививает другу вкус к философскому мышлению, знакомит с профессорами семинарии П. И. Ставровым и А. Д. Вельяминовым. Появляются стихи, предвестники будущих «дум» — «Великая тайна», «Божий мир», «Молитва».

В 1827, «на заре туманной юности», Кольцов переживает тяжелую сердечную драму. В доме отца жила крепостная прислуга, горничная Дуняша, девушка редкой красоты и чуткости. Юный поэт страстно полюбил ее, но отец счел унизительным родство со служанкой и во время отъезда сына в степь продал Дуняшу донскому помещику в отдаленную казацкую станицу. Кольцов слег в горячке и едва не умер. Оправившись от болезни, он пустился в степь на поиски невесты, оказавшиеся безрезультатными. Неутешное свое горе Кольцов выплакал в стихах «Первая любовь» (1830), «Измена суженой», «Последняя борьба» (оба — 1838) и особенно в проникновенной «Разлуке» (1840), впоследствии положенной на музыку А. Л. Гурилевым и ставшей популярным романсом.

В 1830 стихи Кольцова впервые появились в печати. Начинающий поэт В. И. Сухачев, остановившийся у Кашкина проездом из Одессы в Москву, познакомился с Кольцовым и поместил его произведения в сборнике «Листки из записной книжки Василия Сухачева» (1830) в числе собственных стихов, без имени автора («Не мне внимать», «Приди ко мне», «Мщение»). А в 1831 Кольцов выходит в большую литературу с помощью Н. В. Станкевича, который встретился с поэтом в Воронеже и обратил внимание на его незаурядное дарование. По рекомендации Станкевича в «Литературной газете» (1831. № 34) была опубликована одна из первых «русских песен» «Кольцо», а в 1835, на собранные по подписке среди московских друзей деньги, Станкевич издает первый поэтический сборник «Стихотворения Алексея Кольцова», принесший поэту славу в среде столичных литераторов.

Знакомство со Станкевичем открыло «воронежскому поэту-прасолу» доступ в московские и петербургские литературные салоны. В 1831 он приезжает в Москву по торговым делам отца и сходится с членами философского кружка Станкевича, студентами Московского университета, в т. ч. с В. Г. Белинским. В 1836 через Белинского знакомится с московскими литераторами Н. И. Надеждиным и Ф. Н. Глинкой, а в Петербурге на «олимпиадинском чердаке» В. А. Жуковского в Шепелевском дворце происходит знакомство Кольцова с П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским, И. А. Крыловым. Он заводит дружбу с художником А. Г. Венециановым, появляется на знаменитых литературных вечерах у проф. П. А. Плетнева. Особое впечатление на Кольцова производит знакомство с Пушкиным и беседы с ним на литературные темы. Потрясенный безвременной кончиной поэта, Кольцов посвящает его памяти стихотворение «Лес» (1837), в котором через эпический образ русской природы передает богатырскую мощь и национальное величие поэтического гения Пушкина.

Летом 1937 Кольцова навещает в Воронеже Жуковский, сопровождающий наследника престола в путешествии по России. Этот визит возвышает поэта в глазах отца, который к литературным трудам сына относится прохладно, однако ценит связи с высокопоставленными людьми, рекомендуя использовать их для успешного решения судебных и торговых дел. В 1838 он охотно отпускает сына в Москву и Петербург, где Кольцов посещает театры, увлекается музыкой и философией, тесно сближается с Белинским. Под влиянием критика обращается к философской поэзии, создавая одну за другой свои «думы». Совершается стремительный рост Кольцова, достигает расцвета его поэтический талант. Он уходит далеко вперед в своем духовном развитии, и провинциальный купеческий быт Воронежа начинает тяготить его: «Тесен мой круг, грязен мой мир; горько жить мне в нем; и я не знаю, как я еще не потерялся в нем давно».

В сент. 1840 Кольцов совершает последнюю поездку в столицу, чтобы закончить 2 тяжбы и продать 2 гурта быков. Но торговое усердие оставляет его: «нет голоса в душе быть купцом». В Петербурге он останавливается у Белинского, вызывая у критика искреннее восхищение глубиною таланта, острым умом и щедростью натуры: «Кольцов живет у меня — мои отношения к нему легки, я ожил немножко от его присутствия. Экая богатая и благородная натура!.. Я точно очутился в обществе нескольких чудеснейших людей». В свою очередь и Кольцов попадает под обаяние страстной, увлекающейся личности «неистового Виссариона». Пробуждается желание навсегда оставить Воронеж и перебраться в Петербург.

Но эта мечта остается неосуществимой. Невыгодно завершив торговые дела, прожив вырученные деньги, Кольцов возвращается в Воронеж к разгневанному отцу. Охлаждение сына к хозяйственным хлопотам вызывает упреки «грамотею» и «писаке». Начинаются ссоры, которые еще более ожесточаются после того, как Кольцов влюбляется в женщину, «отверженную» воронежским обществом. Семейный конфликт разрастается, в него втягивается столь близкая поэту и любимая им сестра Анисья. Драму завершает чахотка: она длится около года и сводит Кольцова в могилу 33 лет от роду.

В 1846 выходит в свет первое посмертное издание стихотворений Кольцова. «Русская песня» вынесла Кольцова на непревзойденную высоту среди современных ему писателей. Жанр «русской песни» возник в к. XVIII в. и получил особую популярность в 20—30-е XIX в., в эпоху исключительного подъема русского национального самосознания после Отечественной войны 1812. Этот жанр родился на пересечении книжной поэзии и устного народного творчества, но у современников и предшественников Кольцова он не поднимался над уровнем изящной стилизации. Кольцов шел к литературной песне от «почвы», от устной народной поэзии, которую он чувствовал более органично, глубоко и непосредственно, чем его собратья по перу.

Песням Кольцова нельзя подобрать какой-либо «прототип» среди известных фольклорных текстов. Он сам творил песни в народном духе, овладев им настолько, что в его поэзии воссоздается мир народной песни, сохраняющий все признаки фольклорного искусства, но уже и поднимающийся в область собственно литературного творчества. В русских песнях Кольцова сохраняется общенациональная основа. Добрые молодцы, красные девицы, пахари, косари, лихачи-кудрявичи — характеры общерусского масштаба. Но общенародное чувство передается Кольцовым с таким трепетом сиюминутности, с такой полнотою художественности, какая фольклору несвойственна. В его «русских песнях» ощутима душа творца, живущего с народом одной жизнью. Читая Кольцова, присутствуешь при таинстве приобщения индивида к общенародному чувству. Кольцов проникает в самую суть, самую сердцевину народного духа, и прежде всего — в поэзию земледельческого труда («Песня пахаря», 1831; «Урожай», 1835; «Косарь», 1836).

Кольцов поэтизирует праздничные стороны трудовой жизни крестьянина, которые придают его существованию особую силу, стойкость и выносливость. Мужик, тесно связанный с землей-кормилицей, в его поэзии — цельный человек. Труд на земле удовлетворяет сполна все его духовные потребности. Способствуя рождению живого организма, его росту и созреванию, проходя вместе с природой весь круг жизненного цикла, его пахарь радуется прорастанию зерна, ревниво следит за созреванием колоса, волнуется, помогает природе как соучастник и сотворец великого таинства возникновения жизни.

В «Песне пахаря» мать-сыра земля ощущается как живой организм, глазами мужика-поэта воспринимается весь трудовой процесс в творческих его сторонах. Как и в народной песне, здесь нет аналитической детализации и конкретизации: речь идет не об узком земельном наделе, не о скудной полосоньке, а о «всей земле», о всем «белом свете». Родственная еще не отделившемуся от природы крестьянскому миросозерцанию космичность восприятия «света белого», «земли-матушки» придает и облику пахаря вселенские черты былинного богатыря Микулы Селяниновича. Работа мужика нерасторжимо слита с творчеством природы, человек-пахарь — друг и брат коня-пахаря.

Замечательно и др. подмеченное Д. С. Мережковским обстоятельство: «В заботах о насущном хлебе, об урожае, о полных закромах у этого практического человека, настоящего прасола, изучившего будничную жизнь — точка зрения вовсе не утилитарная, экономическая, как у многих интеллигентных писателей, скорбящих о народе, а, напротив, — самая возвышенная, идеальная даже, если хотите, мистическая, что, кстати сказать, отнюдь не мешает практическому здравому смыслу. Когда поэт перечисляет мирные весенние думы сельских людей, третья дума оказывается такой священной, что он не решается говорить о ней. И только благоговейно замечает: “Третью думушку как задумали, Богу Господу помолилися”».

Поэтическое восприятие природы у Кольцова так целостно и так слито с народным эпическим миросозерцанием, что снимается типичная в литературной поэзии условность эпитетов, сравнений, уподоблений. Плодотворящее, животворное солнце в полном согласии с мифопоэтическими представлениями народа является в облике царственного божества.

Кольцов творит поэзию в духе народной песни, но в то же время оживляет и воскрешает застывшие в фольклоре традиционные образные формулы. Народный фразеологизм «кровь с молоком» получает в его «Косаре» пластическую реализацию. В «Крестьянской пирушке» формула «от ворот поворот», конкретизируясь, приобретает живописную образность. Герой «русских песен» Кольцова наделен решительной волей, он идет всегда прямым путем, без колебаний и рефлексии, «подрезая крылья дерзкому сомненью» («Неразгаданная истина», 1836), предпочитая верить «силам души да могучим плечам».

Любовь у Кольцова — чувство цельное, сильное, свежее, без полутонов, без романтической изощренности. Она преображает души любящих и мир вокруг так, что зима оборачивается летом, горе — не горем, а ночь — ясным днем. Любовь возвышает духовные и физические силы, превращая добра молодца в героя-богатыря. («Нынче ночью к себе…», 1842). Не только в радости, но и в горе, и в несчастье герои Кольцова сохраняют силу духа, торжествуя над судьбой, предпочитая «и с горем в пиру быть с веселым лицом».

Широта и масштабность природных образов в поэзии Кольцова слиты с человеческой удалью и богатырством. Бескрайняя степь в «Косаре» является и определением широты человека, пришедшего в эту степь хозяином, пересекающего ее «вдоль и поперек». Природная сила, мощь и размах ощутимы как в самом герое, так и в поэтическом языке, исполненном динамизма и внутренней энергии: «расстилается», «пораскинулась», «понадвинулась».

Песенный, космически-природный взгляд на мир трансформируется и усложняется в философских «думах». В них Кольцов предстает самобытным поэтом, размышляющим о тайнах жизни и смерти, о смысле существования («Великая тайна», 1833; «Неразгаданная истина», 1836; «Вопрос», 1837), о высоком назначении человеческой личности («Человек», 1836), о роли искусства («Поэт», 1840).

Поэзия Кольцова оказала большое влияние на русскую литературу. Под обаянием его «свежей», «ненадломленной» песни находился в 1850-е А. А. Фет, народно-крестьянские мотивы Кольцова развивали в своем творчестве Н. А. Некрасов и поэты «некрасовской школы», Г. И. Успенский вдохновлялся аналитическим осмыслением поэзии Кольцова, работая над классическими очерками «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли». В ХХ в. песенные традиции Кольцова подхвачены М. В. Исаковским, А. Т. Твардовским и др. поэтами.

Ознакомиться с творчеством Алексея Кольцова

Алексей Васильевич Кольцов (1809 – 1842) – выдающийся русский поэт пушкинской эпохи. Среди его произведений наиболее известны: «О, не кажи улыбки страстной!», «Измена суженой», «А.П. Сребрянскому», «Вторая песня Лихача Кудрявича» и многие другие.

Биография Алексея Васильевича Кольцова

Жизнь и творческий путь известного поэта интересны и познавательны.

image

Семья

Родился Алексей Васильевич 15 октября 1809. Отец будущего поэта был скупщиком и торговцем. Слыл человеком грамотным и строгим домохозяином. Мать же, напротив, была по характеру доброй, но абсолютно необразованной: не умела ни читать, ни писать. В семье Кольцовых было много детей, но сверстников Алексея не было: братья и сестры были либо значительно старше, либо существенно младше.

Краткая биография Алексея Васильевича Кольцова сведений о его семье практически не содержит: информации об этом почти никакой не осталось. Известно только то, что отец довольно сурово воспитывал детей: не позволял шалостей и был требователен даже в мелочах. На учебе детей сильно не настаивал, однако базовыми умениями чтения и письма обладали все. Сведений, сколько было детей у Кольцовых, как они жили, не сохранилось.

Обучение

Из биографии Алексея Васильевича Кольцова узнаем, что обучение грамоте (на дому) мальчик с девяти лет начал. Учеба давалась ему легко, он постигал множество наук. В 1820 году Алеша поступил в училище и по всем предметам достиг больших успехов. Но больше всего он любил читать. Начал будущий поэт с первого, что попалось под руку – со сказок, чуть позже перешел на романы. А в 1825 году он увлекся чтением стихотворений И. И. Дмитриева.

Завершить курс обучения Алексею не удалось: после первого курса отец решил забрать сына из училища. Мотивировал он это тем, что без помощи мальчика ему с делами не справиться, да и одного года учебы вполне достаточно. Довольно продолжительное время Алексей занимался перегоном и продажей скота.

Творческий путь

Поэзией, которой к тому времени увлекся мальчик, отец запрещал заниматься: требовал, чтобы все время и внимание тот уделял торговле. Но независимо от этого Алексей в возрасте 16 лет все же написал свое первое стихотворение – «Три видения». Однако через некоторое время он его уничтожил, так как считал, что подражает стилю своего любимого поэта. А хотелось найти свой, уникальный стиль.

Примерно в это же время в биографии Алексея Васильевича Кольцова появились люди, которые помогли талантливому поэту выразить свою индивидуальность.

Первым человеком, с которого начался творческий путь юного стихотворца, стал Дмитрий Кашкин, продавец книг в лавке по соседству. Он позволял Алексею пользоваться книгами бесплатно, естественно, только при условии бережного отношения к ним.

Свои первые работы Кольцов показывал ему: Кашкин был очень начитанным и развитым и тоже любил писать стихи. Продавец видел в молодом поэте себя, поэтому хорошо к нему относился и помогал чем мог. Благодаря этому в течение пяти лет юный поэт безвозмездно пользовался книгами, учился и развивался самостоятельно, не бросая помогать отцу.

Вскоре стихотворца случились перемены в личной жизни: он влюбляется в девушку, которая была крепостной крестьянкой. Но их отношения настолько серьезные, что они собираются пожениться. Однако Господин Случай разлучает пару. Эта драма оставляет горький след в творческой биографии Алексея Васильевича Кольцова, краткое содержание стихотворений 1827 года говорит о том, что все они были посвящены несчастной любви.

В том же году в его жизни появляется семинарист Андрей Сребрянский, который спустя время стал близким другом и наставником на творческом пути. Знакомство с этим человеком помогло Алексею пережить разрыв с любимой. Благодаря напутствиям и советам Сребрянского в 1830 году были опубликованы четыре стихотворения, и свет узнали, что есть такой поэт – Алексей Кольцов.

Главным этапом творческой биографии Алексея Васильевича Кольцова является знакомство с Николаем Владимировичем Станкевичем. Это произошло в 1831 году. Публицист и мыслитель заинтересовался работами юного поэта и опубликовал его стихи в газете. Через четыре года Станкевич издал первый и единственный при жизни автора сборник «Стихотворения Алексея Кольцова». После этого автор стал популярен даже в литературных кругах.

Несмотря на свой творческий прорыв, Алексей не переставал заниматься делом отца: он продолжал ездить в разные города по семейным делам. А судьба все также продолжала сводить его с выдающимися людьми. Плюс к этому поэт начал собирать местный фольклор, много писал о жизни обычных людей, крестьян и об их нелегком труде.

Смерть поэта

В 1842 году, не пережив страшного заболевания, поэт умирает в возрасте тридцати трех лет. В последние годы свой жизни Алексей часто ссорится с отцом на почве негативного отношения того к своему творчеству. Хотя за свою короткую жизнь он добился довольно больших результатов: стал не только успешным продавцом скота, но и известным русским поэтом, стихи которого знали абсолютно все.

Похоронен Алексей Васильевич в Воронежской области в Литературном некрополе.

На Советской площади в городе Воронеже установлен памятник поэту, сохранившийся по сей день.

Но смерть не завершила творческую биографию Алексея Васильевича Кольцова. В 1846 году Павел Степанович Мочалов, русский актер и знакомый Кольцова, опубликовал его стихи в газете «Репертуар и Пантеон», увековечив тем самым память друга.

А в 1856 году в популярной газете «Современник» была опубликована статья, посвященная жизни и творчеству Кольцова, написанная Николаем Гавриловичем Чернышевским.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий