Что такое Шубин Федот Иванович? Значение Шубин Федот Иванович в биографическом словаре

Топ Биографий

image (он же Шубный) — скульптор, сын крестьянина, родился в Куроостровской волости, Холмогорского уезда, Архангельской губернии, 17 мая 1740 г., умер в С.-Петербурге 12 мая 1805 г. Отец его — Иван Афанасьевич Шубный известен тем, что выучил грамоте М. В. Ломоносова и помог ему направиться в Москву. Ш. рос любознательным мальчиком. В детстве еще пристрастился к резьбе из моржовой кости и перламутра и этому любимому занятию отдавал все время, свободное от рыбной ловли. В 1759 г., когда умер его отец, Ш. с обозом рыбы отправился в С.-Петербург, где и жил первое время на заработок от продажи небольших перламутровых образков, которые охотно pacкупались. Узнав о земляке, М. В. Ломоносове, он отыскал его и показал ему образцы своей работы. Ломоносов через своего покровителя И. И. Шувалова определил Ш. придворным истопником. В 1761 г., по Высочайшему повелению, Ш. был определен в Академию Художеств, где вскоре сделался одним из лучших учеников профессора скульптуры Жиле. Во время прохождения курса в Академии Ш. получил две серебряных медали, а в 1766 г. он окончил Академию с золотой медалью и в следующем году отправлен, для дальнейшего усовершенствования, в Париж в качестве академического пенсионера. Он обратил на свои работы внимание французской Академии Художеств, которая ходатайствовала через Фальконета перед императрицей Екатериной II о продлении срока его пенсионерства, с тем, чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. Н. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал свой мраморный бюст. Возвратившись в С.-Петербург, он по воле императрицы Екатерины II исполнил ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императ. Эрмитаже). Затем он около 20 лет имел постоянные работы из мрамора для высочайшего двора и для князя Г. А. Потемкина, который покровительствовал Ш. В 1774 г. Академия Художеств избрала Ш. академиком, но интриги Гордеева, Щедрина и друг, скульпторов долго мешали ему получить высшее художественное звание, хотя он уже приобрел репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов. Только в 1794 г. он получил звание профессора. В царствование императора Павла I он оставил Академию с полной пенсией. Произведения Ш. отличаются особенной мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Бюсты его работы славились поразительным сходством, почему многие из лиц знатных и богатых обращались к нему с заказами. Известны его бюсты: кн. Безбородко, Суворова, Шереметева, адмир. Чичагова, Румянцева и др. Его статуей императрицы Екатерины II украшена конференц-зала Имп. Академии Художеств. Из прочих его работ славятся горельефные изображения русских великих князей в Оружейной палате и в Московском Петровском дворце. «Искусство» 1860, №№ 1, 2. — «Архангельск. Губерн. Ведом.» 1868, № 12. — П. Иванов «Ф. И. Шубный», ibid. 1868, № 21. ? П. H. Петров, «Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств». — «Иллюстрация» 1862, № 226. — Энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона. П. Дилакторский. {Половцов} Шубин, Федот Иванович — скульптор, сын крестьянина; род. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в СПб. с обозом трески. По ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в академию художеств, где вскоре сделался лучшим из учеников профессора Жиле. Во время прохождения академического курса был награжден двумя серебряными медалями, малой в 1763 г. и большой в 1765 г., а в 1766 г. окончил этот курс с золотой медалью и в следующем году отправлен для дальнейшего своего усовершенствования в Париж в качестве пенсионера академии. В Париже Ш. обратил на себя внимание французской академии, которая ходатайствовала перед императрицей Екатериной II через Фальконе о продлении срока его пенсионерства, для того чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. H. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Возвратившись оттуда в СПб., он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императорском Эрмитаже) и после того постоянно, в течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и для князя Г. А. Потемкина, в лице которого нашел себе горячего покровителя. В 1774 г. академия избрала его в академики, но интриги товарищей Ш. по специальности, Гордеева и Ф. Щедрина, долго, во все время управления академией И. Бецкого, мешали Ш. получить высшее художественное звание, хотя он и приобрел себе репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов, и только в 1794 г. академия возвела его в профессора. Он умер в СПб., 12 мая 1805 г. Кроме других достоинств, произведения Ш. отличаются особенно мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Конференц-зала академии художеств украшена превосходной статуей Екатерины II, исполненной Ш. для князя Потемкина. Из прочих его работ известны бюсты русских полководцев: Шереметева, Румянцева, Суворова и адмирала Чичагова (в Императорском Эрмитаже), горельефные изображения русских великих князей (в Оружейной палате и Петровском дворце в Москве) и бюст князя Безбородко. {Брокгауз} Шубин, Федот Иванович (Шубный собственно), проф. скульптуры и адректор Акад. худ. с 1802 г.; род. 5 мая 1740 г., † 1805 г. 12 мая. {Половцов} Шубин, Федот Иванович (Шубной; 1740—1805) — скульптор-портретист, из холмогорских крестьян. С детства самоучкой резал по кости. В 1758 (1759) прибыл в Петербург, по протекции Ломоносова поступил ко двору истопником. В 1761—66 — в Академии художеств, сперва в классе живописи, а позже у скульптора Жилле. С 1767 — пенсионер в Париже, где работал под руководством Пигалля. В 1769 переехал в Рим. В 1773 Ш. «назначен» в академики. В 1774 — академик за портретные бюсты, выполненные взамен мифологических тем, требовавшихся академической программой. В 1761, когда истек срок выданного архангельскими властями паспорта, возникло дело о «беглом черносошном крестьянине Шубном», длившееся до 1775. В 1794 получил звание профессора и члена совета Академии (1795). В 1802 — адъюнкт-профессор. Выдающийся мастер рус. скульптуры 18 в., Ш. в своих портретных работах стоит почти на уровне лучших представителей современной ему западной скульптуры. За редкими исключениями («Скульптор Шварц», 1792, в Русском музее, «Ломоносов», 1793, в Большом Детскосельском дворце) шубинские бюсты являются портретами представителей петербургской знати и отражают идеологию господствующего класса. Однако крестьянское происхождение Ш., вступление в Академию уже взрослым, а может быть и доакадемические навыки резчика-самоучки кладут отпечаток некоторой самобытности на все его творчество. Интересно, что в эпоху преобладания стиля «барокко» в русской скульптуре Ш. примыкает к реалистическому течению европейской скульптуры, в котором прогрессивная буржуазия выступала против отживших аристократических форм. Этот реализм сказался в барельефах для Мраморного дворца и в таких еще барочных бюстах, как А. Голицына, М. Паниной (Третьяковская галерея), А. Орлова-Чесменского (Русский музей), и в более классических произведениях, как бюст Безбородко, статуя Екатерины, 1794, в Рус. музее, «Неизвестный», 1800, в Третьяковской галерее, и в «Ломоносове». Пристрастие к портретным бюстам и антипатии к академическим аллегориям и мифологии сближают Ш. с рядом его современников: Гудоном во Франции, Колдекенсом в Англии и др. Еще при жизни он заслужил похвалы академий — Французской, Римской и Болонской, избравшей его почетным членом; однако благодаря интригам петербургских академиков лучший русский скульптор нуждался почти всю жизнь и несмотря на покровительство двора умер в крайней бедности. Кроме скульптуры Ш. занимался живописью («Автопортрет» в Русском музее, «Портрет Ф. Н. Голицына») и рисованием (профильные изображения Екатерины II 1790 и 1794 в Русском музее). Работы Ш. имеются: в Гос. русском музее («Михельсон», 1785, «Чулков», 1789, «Екатерина II», 1791, «П. Зубов», 1795, и др.), в Гос. Третьяковской галерее («И. Чернышев», «З. Чернышев», 1774, «П. Чернышев», 1779, «Барышников», 1778, и др.), в Кускове (бюсты Шереметьевых), в Оружейной палате (барельефы) и т. д. Лит.: Ухтомский С. А., Федот Иванович Шубин, в кн. Материалы по русскому искусству, т. I, изд. Гос. рус. музея, Ленинград, 1928; Врангель H. H., История скульптуры («История русского искусства» Игоря Грабаря, т. V), M., s. а., гл. IX; его же, Русский музей имп. Александра III, т. II, СПб, 1904. А. Лебедев.

Шубин — русский скульптор и художник. Федот Иванович Шубин родился 17 мая 1740 года в Архангелогородской губернии, в рыбацком поселке близ Холмогор, в семье крестьянина-помора Ивана Шубного. С юности занимался распространенной в этих местах резьбой по кости. В 1759 году приехал в Петербург, где служил истопником при царском дворе. В 1761 году был принят в петербургскую Академию художеств, обучался у французского скульптора Н.-Ф. Жилле. После окончания академии (1767) побывал в качестве ее «пенсионера» в Париже, совершенствовал свое мастерство у Ж. Б. Пигаля, затем переехал в Рим (1770) и работал там самостоятельно, изучая скульптуру античности и Возрождения-барокко. В 1773 году вернулся в Россию, где жил в Петербурге. Прославился прежде всего как замечательный мастер портретного бюста и виртуоз работы в мраморе. Уже в римских вещах Шубина (И. И. Шувалов, барельеф; Ф. Н. Голицын; обе работы — 1771, Третьяковская галерея, Москва) проступили типические черты его образов: классическая гармония композиции вкупе с вдохновенным одушевлением лица. Избавляясь от чрезмерной идеализации, он достигал впечатляющего психологического разнообразия своих персонажей, наглядно объединенных общей причастностью к великим делам времени. Среди лучших его произведений — портреты З. Г. Чернышева (1774), А. М. Голицына (1775), М.Р.Паниной (середина 1770-х годов; все — там же), Г. А. Потемкина-Таврического (1791), М. В. Ломоносова (1792), А. А. Безбородко (около 1798; все — в Русском музее, Петербург). В ряде работ (Неизвестный, 1770-е годы, Третьяковская галерея; знаменитый Павел I, мрамор, 1797, Русский музей; бронза, 1800, Третьяковская галерея) просветительский идеал уже «предромантически» раздваивается на парадную внешность и драматически-отчужденную внутреннюю суть. Успешно выступал также как монументалист и декоратор, исполнив статую Екатерина II – законодательница для Таврического дворца (1789-1790, Русский музей), 58 медальонов с изображениями русских князей и царей для Чесменского дворца под Петербургом (1774-1775, Оружейная палата, Москва), статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775-1782, большей частью — в Русском музее) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-1789). Умер Шубин в Петербурге 12 мая 1805 года. Мраморная статуя Екатерины II, 1789-1790 года Бюст князя А. М. Голицына. Государственная Третьяковская галерея, Москва Бюст М. Р. Паниной. Середина 1770-х годор. Третьяковская галерея. Москва Бюст А. А. Безбородко, около 1798 год. Русский музей. Ленинград Опубликовано вкл 17.03.2013 — 0:37 Автор:  Артемьев Алексей Алексеевич

Презентация содержит краткую биографию и основные работы Ф.И.Шубина разных периодов его творчества, а также фотографию места захоронения скульптора.

Скачать:

Вложение Размер
f.i.shubin.pptx 1.05 МБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федот Иванович Шубин

Слайд 2

Федот Иванович Шубин — скульптор, родился 17 мая 1740 г. в деревне Тючковская Куроостровской волости Архангелогородской губернии

Слайд 3

Приехал учиться в Петербург и закончил Академию художеств по классу Николя-Франсуа Жилле с большой золотой медалью. После этого учился в Париже (1767—1770) и Риме (1770—1772). В 1774 году ему присвоено звание академика . Умер Ф. И. Шубин 12 мая (24 мая по новому стилю) 1805 года в Санкт-Петербурге.

Слайд 4

Работы Ф.И.Шубина

Слайд 5

Шубин Ф. И. «Великодушные действия к свободе военнопленных графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского в 1771 году». Барельеф . 1780-82. Мрамор. Русский музей. Санкт-Петербург.

Слайд 6

Шубин Ф. И. Портрет И. И. Шувалова. Барельеф. 1771. Мрамор. Третьяковская галерея. Москва

Слайд 7

Шубин Ф. И. Портрет Ф. Г. Орлова. Барельеф. 1771. Мрамор. Русский музей. Санкт-Петербург.

Слайд 8

Портрет А . М. Голицына. 1773. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Слайд 9

Шубин Ф. И. Портрет М. Р. Паниной. Середина 1770-х гг. Мрамор. Третьяковская галерея. Москва

Слайд 10

Екатерина-законодательница. 1789-1790

Слайд 11

Шубин Ф. И. Портрет М. В. Ломоносова. 1792. Мрамор. Русский музей. Санкт-Петербург.

Слайд 12

Ф. И. Шубин. Портрет Е. М. Чулкова. Мрамор. 1792. Русский музей. Санкт-Петербург.

Слайд 13

Портрет Павла I . 1797. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Слайд 14

Шубин Ф. И. Портрет А. А. Безбородко. Около 1798. Мрамор. Русский музей. Санкт-Петербург.

Слайд 15

Надгробие на могиле Ф.И.Шубина . Некрополь XVIII в. Александро-Невская лавра. Санкт-Петербург

Слайд 16

Сын мразные страны, где гении восстали, Где ЛОМОНОСОВЫ из мрака воссияли, Из россов первый здесь в плоть камень претворял И видом дышущих скал чувства восхищал […] Но сей наш ПРОМЕТЕЙ, сей наш ПИГМАЛИОН, Бездушных диких скал резцом животворитель , Природы сын и Друг, искусствам же зиждитель, В ком победителя она страшилась зреть, А с смертию его страшилась умереть, Сам спит под камнем сим и к вечной славе зреет, Доколь наставница-природа не истлеет . Эпитафия на могиле Ф.И.Шубина

Слайд 17

Работу выполнил ученик 10 класса Артемьев Алексей МБОУ СОШ №14

Круговорот воды в пакете

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Пустой колос голову кверху носит

Интересные факты о мультфильме «Холодное сердце»

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Федот Иванович Шубин — скульптор, родившийся в мае 1740 года в крестьянской семье. Его отец, архангельский помор Иван Афанасьевич, носил чуть другую фамилию — Шубной. Он не был крепостным, знал грамоту и прекрасно резал по кости. Именно благодаря его урокам и получился известнейший скульптор Федот Шубин. Фамилию его слегка переиначили впоследствии, при поступлении в Академию художеств.

Как это получилось

Крестьянский сын Федот Шубин, скульптор, почти полностью повторивший путь своего великого земляка Ломоносова, но не отступивший от искусства и науки, учился не только в России, но и во Франции, и в Италии, виртуозно овладел резьбой по мрамору. Среди скульпторов-портретистов ему поистине не было равных. Отец его не только рачительным хозяином был — успевал и в рыбном промысле, и в хлебопашестве, но и с перламутром работал, и с костью, вырезая поистине занятные и интереснейшие штучки.

И учителем он был, видимо, талантливым. Именно он научил молодого Ломоносова грамоте. И его великий ученик не забыл первого наставника. В 1759 году Иван Афанасьевич Шубной умер, и юный его сын, в будущем Федот Шубин, скульптор и по рождению, и по призванию, отправился с таким же рыбным обозом в столицу, поближе к земляку Ломоносову. Целых два года юноша изучал Петербург, не бедствовал, поскольку легко резал веера, табакерки, гребни и прочие безделушки — дамам на радость. Разбирали его изделия всегда охотно и платили дорого.

Академия

Ломоносов был рад покровительствовать сыну своего первого учителя, и в 1761 году Федот поступил в Академию художеств. В списки учеников его внесли уже под новой фамилией, да и звали то Федотом, то Фёдором, и потому этот художник безропотно отзывался на имя Федот Шубин. Скульптор в нём был виден изначально талантливый, а всё остальное не было для него слишком важным. Даже граф Шувалов изумлялся первым работам молодого человека и тоже охотно ему покровительствовал. Тем более что учился исконно русский скульптор Шубин и заморским вещам настойчиво. Он постоянно удостаивался не только похвал от учителей, но и наград.

В 1766 году он изготовил барельеф на тему, навсегда оставшуюся ему близкой, — «Убиение Аскольда и Дира», который не только был удостоен Большой золотой медали, но и автор получил личное дворянство и первый офицерский чин — «Аттестат со шпагою». К сожалению, время донесло до нас не всё, что выполнил Шубин-скульптор, работы многие его, особенно академические, были утрачены. Так, много упоминаний и описаний прекрасных жанровых статуэток «Орешница с орехами», «Валдайка с баранками» и других, но мы не увидим их прелести.

Париж

За похвальное поведение, за честность и хорошие успехи Федор Шубин, скульптор, был поощрён поездкой в Париж и в 1767 году с группой таких же пенсионеров (стипендиатов) отбыл во Францию под опеку русского посла Голицына, человека просвещённого и передового, любителя и знатока искусств, к тому же — мецената. Голицын же и познакомил Федора Ивановича Шубина, скульптора из России, со знаменитым Дидро, с которым дружил, и тот посоветовал в учителя Жана-Батиста Пигаля.

Это было мудрое решение. Потому что Пигаль создавал не только прекрасные мифологические и аллегорические композиции, к которым и Шубин-скульптор работы свои направлял, но и весьма реалистично создавал портретные бюсты. Вот это для Шубина было и ново, и свежо, а впоследствии принесло ему славу.

Обучение мастерству

Работая в мастерской у Пигаля, Федот Афанасьевич тщательно копировал и современную французскую скульптуру, и античные статуи, и во множестве лепил барельефы с полотен Пуссена и Рафаэля, и особенно много его времени занимала работа с натуры.

Практически каждый вечер Федор Шубин-скульптор работы свои начинал в натурном классе Академии художеств Парижа, но время от времени пропадал от всего мира и в Королевской библиотеке, и в мастерской какого-нибудь известного французского скульптора. Иногда он писал письма о своих впечатлениях, и некоторые ещё и сегодня можно прочитать, удивляясь ученическому рвению крестьянского сына. Отец его, Иван Шубин, скульптор тоже, наверняка с умилением взирал с небес на то, что делает его сын. А сын делал много, очень много. И так миновало три года.

Италия

Трёхлетнее обучение в Париже окончилось, но Федоту этого явно не хватило, а потому он попросил разрешения у Академии продолжить учёбу в Риме, и начальство пошло навстречу. Это было время самых удачных творений. Федор Шубин, скульптор, работы которого удивляют даже наших современников своим мастерством и точной, портретной передачей характера, создал в 1771 году портреты Шувалова и Голицына.

Сейчас они находятся в Третьяковской галерее. Другая работа — бюст из мрамора Екатерины Великой, который получился удачным несмотря на то, что был выполнен не с натуры. Братья Орловы, фавориты императрицы, тут же заказали Шубину свои портреты, и очень быстро их заказ был выполнен. Скульптор изваял эти бюсты в своей сдержанной манере, где уже торжествовали реалистические тенденции.

Путешествия

На одном месте, тем не менее Шубин не сидел, в 1772 году он предпринял увлекательнейшее путешествие со знаменитыми заводчиками Демидовыми по Италии. В Болонье остановился и немного поработал, в результате самая старая в Европе Академия сделала Шубина своим почётным академиком и выдала ему диплом.

Летом 1773-го Демидовы прокатили скульптора по Европе ещё раз, на сей раз в Лондон. Однако Шубин уже очень скучал о России, об оставленных так давно друзьях и покровителях, а потому сразу после этой поездки вернулся в Петербург.

На родине

В 1775 году появилось на свет одно из самых великолепных произведений скульптора Шубина. Это бюст князя Голицына, екатерининского блестящего дипломата, образованного вельможи, светски изысканного и утончённого, умного. И сегодня мы можем рассматривать эту работу в гипсе в Государственном Русском музее, а в мраморе — в Третьяковской галерее. Как великолепно передал Шубин облик слегка усталого стареющего человека со спокойным чувством собственного превосходства над окружающими, как выразительно и проникновенно!

Складки одежды струятся и, кажется, находятся в движении, так динамичен поворот плеч и головы дипломата. Особенно хорошо это видно в мраморе. Камень будто дышащим выходит из-под резца мастера. Сам Фальконе был в восхищении от этой работы. А годом раньше, в сентябре 1774-го, Академия художеств вынуждена была нарушить собственный устав. Звание академика никогда не давали художнику, если его произведение не несло исторической или мифологической нагрузки. У Шубина в его портретном бюсте Екатерины Великой на тот момент не было ни того жанра, ни другого. Но звание академика он получил.

Семидесятые годы

Это были плодотворные годы. Было создано множество портретов, причём Шубин работал очень быстро: месяц — бюст. Скульптор стал необычайно популярным среди великосветской публики, к тому же — любимцем императрицы. От заказчиков не было отбоя. Наблюдательность скульптора была исключительна, а проницательность — глубока, фантазия же — неистощима. Он умел каждый раз находить какие-то новые решения — не от внешних черт, а от внутреннего содержания, характера модели. Шубин-скульптор никогда не повторялся в своих работах.

Весь высший свет Петербурга тех лет можно наблюдать в портретах. Вот придворная дама Мария Панина. Какая грация, какое изящество! И какое высокомерие, какая холодность! И сколько властности! Вот фельдмаршал — знаменитый полководец Румянцев-Задунайский. Ничуть не приукрашен, несмотря на по-римски драпирующийся плащ. И видно, насколько силён, насколько значителен этот человек. А в портрете главы всех учёных В.Г. Орлова ирония скульптора бьёт наповал. Он беспощаден, этот Шубин. Не по праву Орлов возглавляет Академию наук, говорит он. С таким-то лицом! Оно даже не с оттенком тупости, оно полностью тупое, и выражение лица наглое.

Ещё о работах

Этот бюст изображает И.С. Барышникова, богатого промышленника. Зрителю можно об этом и не знать, он угадает по взгляду расчётливого и хитроумного дельца. Уже в эти ранние годы, задолго до передвижников, можно говорить о социальных мотивах в творчестве художника. А портрет статс-секретаря Завадского, напротив, показывает всю взволнованность романтической натуры, даже и вылеплено с этим настроением — быстро, темпераментно. Особо интересен «Портрет неизвестного», где, как кажется, самые сокровенные мысли и чаяния раскрыл художнику незнакомец. Композиция спокойная, моделировка мягкая — всё под стать глубокой задумчивости модели.

Очень большая, можно сказать — огромная работа была проделана Шубиным в середине семидесятых годов. Екатерина Великая заказала ему серию барельефов, числом пятьдесят восемь, диаметром порядка семидесяти сантиметров. Мраморные портреты предназначены были для Круглого зала в Чесменском дворце, но теперь их можно посмотреть в Оружейной палате. На них изображены князья и царствовавшие особы на Руси — все, от Рюрика до Елизаветы.

Восьмидесятые годы

Теперь скульптору поручалась большая работа, с каждым разом всё крупнее и труднее. Однако он все выполнял блестяще. Рельеф и статуи Мраморного дворца, мраморный мавзолей генералу Голицыну, скульптуры для Александро-Невской лавры и Троицкого собора, да одна только Пандора из большого каскада Петергофа чего стоит! Но и портретные бюсты он не оставлял. В Кусково, вотчине Шереметьева, можно увидеть прекрасную работу Шубина, изобразившего хозяина этого дворца.

Так же хорош и портрет генерала Михельсона, и медальон с профилем Екатерины Великой, а также её скульптурный бюст (всё это хранится в Русском музее). Особняком в творчестве Шубина стоит статуя императрицы «Законодательница», где она изображена в образе Минервы. Народ и высшее общество были от этой работы в восторге, но императрица никакой реакции не выказала — ни вознаграждения, ни повышения по службе скульптор не получил. И вот с этого момента интерес к творчеству Шубина стал быстро-быстро угасать.

Окончание пути

Шестьдесят пять лет прожил на свете замечательный скульптор Шубин. Краткая биография его более похожа на описание творческого пути, настолько много было в его жизни работы. Вот в Болонье Шубин — почётный профессор, а в Петербурге — вообще никакой. А это значит только одно: кроме оплаты за выполненные заказы денег ждать ни от кого нельзя. А заказов становится всё меньше, и жить уже не на что. Живописец и скульптор никак не могут быть нищими, как поэты и музыканты, они тогда не смогут творить. Очень дороги краски, кисти, холсты. А уж мрамор! Да и гипс…

Шубин ходатайствует с помощью князя Потёмкина перед Академией художеств о месте профессора в скульптурном классе. Два письма остаются без ответа. Тогда скульптор обратился напрямую к императрице. Через два года ответ был получен и место профессора тоже. Но без оплаты! А у Шубина огромная семья, её нужно содержать. Работать он не прекращает, несмотря на то, что зрение начинает ему отказывать.

Девяностые годы

Работы этих лет ещё более красноречиво говорят о таланте скульптора. Он и ранее никогда не приукрашивал натуру в своих произведениях, а теперь реалистичность созданных образов особо ярко характеризует его творчество. Это портрет адмирала Чичагова — каким зачерствевшим сухарём выглядит этот вояка! Это бюст сибарита Потёмкина — видно, что добродушен, но свысока, надменно, чуть брезгливо. Это педант, глава Академии художеств Бецкой, это градоначальник Чулков… Портретов очень и очень много появляется в это время.

Последние работы

Очень выразителен портрет Ломоносова, который Шубин по памяти создал в 1792 году. В нём нет ни грамма официоза, положенной парадности, он прост и демократичен и по форме, и по композиции, а сколько в портрете интеллекта! Однако настоящим шедевром этих лет стал не портрет гениального земляка, а бюст опять-таки императора. Это Павел Первый — надменный, холодный, жестокий, в то же самое время болезненный и страдающий. Шубин даже сам испугался своей проницательности, а вот Павлу эта работа очень понравилась. Но и только. К 1797 году положение Шубина стало совсем тяжёлым. Он обратился в академию и к Павлу, затем, спустя год, снова в академию. Просил уже совсем немного: казённую квартиру со свечами и дровами, ибо жить стало нечем. Ответом снова была тишина.

В 1801 году сгорел дом скульптора и его мастерская вместе с работами — оконченными и нет. Однако никакие удары судьбы не могут заставить настоящего художника изменить себе. Одна из самых последних работ — бюст Александра Первого. Красивый мужчина, а за всей красотой снова холод, снова равнодушие. Эта работа хранится в областном музее Воронежа. Царь за этот бюст пожаловал скульптору перстень с бриллиантом. Тогда и зашевелилась академия — дала квартиру и свечи. В 1803 уже году. Вскоре по указу императора Шубина и профессором с жалованьем назначили. Но поздновато. В мае 1805 года замечательного скульптора не стало. Смерть его тогда никого не потрясла и не взволновала. Это сейчас нам всем за трагическую судьбу этого человека и больно, и стыдно.

шубин федот иванович

энциклопедический словарь

Шу́бин Федот Иванович (1740-1805), скульптор, ведущий мастер портретной пластики раннего русского классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, середина 1770-х гг., И. Г. Орлова, 1778, М. В. Ломоносова, 1792).

* * *

ШУБИН Федот Иванович — ШУ́БИН Федот Иванович [17 (28) мая 1740, дер. Тючковская, Архангельская обл. — 12 (24) мая.1805, Петербург], российский скульптор, представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), крупнейший ваятель русского «века Просвещения».

Из Поморья в Петербург

Родился в семье крестьянина-помора Ивана Шубного. С юных лет занимался распространенной в этих краях резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург, где служил истопником при царском дворе. В 1761 был принят на учебу в Академию художеств и поменял свою фамилию на «Шубин»; главным его наставником был здесь французский скульптор Н. Ф. Жилле (см. ЖИЛЛЕ Никола Франсуа). После окончания Академии (1767) прибыл в качестве ее «пенсионера» в Париж, где совершенствовал свое мастерство у Ж. Б. Пигаля (см. ПИГАЛЬ Жан Батист), а затем переехал в Рим (1770) и работал там самостоятельно, изучая скульптуру античности, Ренессанса и барокко.

В 1773 вернулся в Россию, где жил и работал в Петербурге. Прославился, прежде всего, как замечательный мастер портретного бюста и виртуоз работы в мраморе (в котором исполнено подавляющее большинство его вещей). Барочные черты его ранней манеры со временем отступали, все заметнее освобождая место классицизму. Уже в римских вещах Шубин («И. И. Шувалов», барельеф; «Ф. Н. Голицын»; оба — 1771) проявились наиболее характерные особенности его зрелого творчества: уравновешенная гармония общей композиции вкупе с вдохновенно-патетическим одушевлением лица; последний момент, собственно, и впредь оставался специфически-барочной составляющей его искусства.

Круг произведений

Умело избавляясь от чрезмерной идеализации, Шубин достигал впечатляющего психологического разнообразия своих персонажей, наглядно объединенных общей причастностью к великим делам своего времени. Среди самых выразительных его работ — портретные бюсты З. Г. Чернышева (см. ЧЕРНЫШЕВ Захар Григорьевич (генерал-фельдмаршал)) (1774), А. М. Голицына (1775), М. Р. Паниной (середина 1770-х), Г. А. Потемкина-Таврического (см. ПОТЕМКИН Григорий Александрович) (1791), М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич) (1792), А. А. Безбородко (см. БЕЗБОРОДКО Александр Андреевич) (ок. 1798).

В ряде работ («Неизвестный», 1770-е; знаменитый «Павел I», 1797) происходит заметный стилистический сдвиг: просветительский идеал «предромантически» раздваивается здесь на парадную внешность и драматически-отчужденную внутреннюю суть. В этом отношении удивительно правдивым, явленным во всех противоречиях и комплексах своей богатой и сложной натуры, предстает шубинский «Павел I», который по праву считается лучшим портретом императора (см. ПАВЕЛ I Петрович).

Успешно выступал также как монументалист и декоратор, исполнив статую «Екатерина II-законодательница» для Таврического дворца (1789-90), 58 медальонов с изображениями русских князей и царей для Чесменского дворца под Петербургом (1774-75), статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775-82) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-89).

большой энциклопедический словарь

ШУБИН Федот Иванович (1740-1805) — российский скульптор. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, сер. 1770-х гг.; И. Г. Орлова, 1778, М. В. Ломоносова, 1792).

полезные сервисы

Составить слова из букв «шубин федот иванович»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий