Джордано Бруно биография: Джордано Бруно биография

image

Джордано Бруно вошел в историю как яркая и противоречивая личность. Человек, отдавший себя науке, стремившийся разрушать общепринятые церковные догматы, в то же время считал себя католиком, не оспаривая существование Бога. Многие считают, что Бруно стал жертвой эпохи – идеалы Реформации и Контрреформации сошлись в смертельной схватке, а философ оказался между молотом и наковальней. Как бы то ни было, имя мыслителя теперь ассоциируется с образом человека, пострадавшего за свои убеждения.

image

Факты из жизни Джордано Бруно

  1. Джордано родился в семье военнослужащего. При крещении он был наречен Филиппом, имя Джордано парень получил при вступлении в монашеский орден.
  2. Семья Бруно могла похвастаться своим знатным происхождением, но не могла хвалиться достатком. Отец Джордано лично занимался приусадебным хозяйством, что было абсолютно несвойственно для знати тех времен.
  3. Образование мальчик получил в сельской школе. Он очень хотел продолжать обучение в Падуе, ведь лекции в университете этого города вел сам Галилей. Но бедная семья могла позволить себе только бесплатное обучение при монастыре.
  4. Джордано обладал пылким нравом, был вспыльчивым и темпераментным. Он был увлекающимся человеком – если юношу что-то интересовало, это захватывало его полностью. В тех случаях, когда Бруно был убежден в своей точке зрения, в попытках доказать свою правоту он шел до конца, невзирая на обстоятельства.
  5. Большинство своих открытий ученый делал, находясь в монастыре. Другие монахи с подозрением относились к деятельности Бруно, монашеский орден не приветствовал его занятия. Во время отсутствия монаха, в его келье был произведен обыск, где были найдены труды Эразма Роттердамского. В Средневековье труды Эразма были под запретом, а людям, читавшим их, грозил серьезный тюремный срок. Тогда Бруно пришлось оставить монастырь и отправиться странствовать, зарабатывая на жизнь уроками и лекциями.
  6. Увлекшись наукой, Бруно принял концепцию Коперника. Он стремился доказать правоту ученого, найти его теориям подтверждение, найти аргументы в его пользу. Мыслитель также был гелиоцентристом, считал, что жизнь не вращается вокруг нашей планеты. Бруно утверждал, что Вселенная полна звезд, подобных Солнцу, а эти звезды в свою очередь дают жизнь планетам, подобным нашей. Ученый говорил о бесконечности Вселенной. Все эти утверждения опровергали религиозные догматы Средневековья.
  7. Удивительной была и память Бруно. По свидетельствам очевидцев, Джордано практически дословно запоминал целые книжные тома.
  8. Ученый пользовался уважением в высшем обществе, в окружении монархов. Некоторое время он жил при дворе французского императора – Генрих III высоко ценил общество ученого. Джордано удалось построить теплые дружеские отношения с королевой Елизаветой, правительницей Великобритании.
  9. Счастливый отрезок жизни Джордано связан с его зачислением в свиту посла Франции при дворе Елизаветы I. Королева отличалась умом и была дипломатичной, ценила ум и образованность Бруно. В это время он мог спокойно писать свои труды, преподавать и получать за это жалование.
  10. Именно в Англии мыслитель опубликовал труд «Пир на пепле», ставший мистическим предзнаменованием его собственной судьбы. Здесь же он издал известное произведение «О Вселенной и мирах», в котором философ рассуждает о бесконечности Вселенной и неисчислимом количестве миров, поддерживая популярную теорию Коперника.
  11. Император Германии Рудольф II приблизил к себе ученого, надеясь, что тот станет его алхимиком и обогатит монарха. Так как мыслитель не был алхимиком, император быстро потерял к нему интерес.
  12. Мыслитель неоднократно пытался встретиться с Папой Римским, чтобы объяснить ему ошибочность некоторых догматов и помочь Церкви. Бруно не был атеистом, он пытался указать духовенству на ошибки в традиционном мировоззрении католиков, но встреча с понтификом так и не состоялась.
  13. Заинтересовавшись выдающимися способностями ученого запоминать огромные пласты информации, некий аристократ попросил Бруно быть его учителем. Человек по фамилии Мочениго просил философа научить его этому, и Джордано согласился. Через несколько уроков между учителем и учеником возникла размолвка, итогом которой стал арест Бруно по ложному доносу. Мочениго оклеветал своего учителя, рассказав властям о его богохульственных речах и желании опорочить официальную религию. В заточении Бруно провел 8 лет, после чего ему был вынесен смертный приговор.
  14. По утверждениям ученых, не гелиоцентризм стал причиной приговора, который вынесла ученому инквизиция. Бруно рассуждал о природе Христа, утверждая, что тот не хотел принимать смерть ради спасения людей. Также ученый подвергал сомнению факт непорочного зачатия.
  15. Казнили мыслителя на Площади Цветов в Риме. Сейчас на этой площади стоит памятник Бруно, как память о свободном человеке, принявшем мученическую смерть за свои убеждения.

Знаете ли вы, что…

  • Вероятно, свое первое имя мальчик получил в честь итальянского короля Филиппа II. Монарх прославился как невежественный и жестокий человек, мракобес и изувер. Остается только догадываться, насколько рад был молодой человек сменить свое имя на новое.
  • Обучение юноша получал при монастыре доминиканцев.
  • После того, как Джордано защитил две докторских диссертации по трудам Фомы Аквинского, его назначили старшим лектором в школе при монастыре.
  • В течение четырех лет Бруно проходил обучение, чтобы стать магистром теологии.
  • Бруно отождествлял Бога с природой, как нечто бесконечное и неиссякаемое.
  • Сейчас Мочениго многие считают профессиональным провокатором и тайным агентом инквизиции. В своих доносах он честно рассказывает о том, как стремился завоевать доверие Бруно и говорил с ним на запрещенные темы.
  • Обвиняя Бруно, инквизиторы вменяли ему желание создать новую религию.
  • Любовь к родине стала причиной гибели мыслителя. Он мог жить в других странах Европы, где общество было настроено либерально, где не было преследований на религиозной почве. Проведя больше 15 лет вне родины, Джордано не смог удержаться, и согласился на предложение Джованни Мочениго, которое стало для мыслителя фатальным.

Несмотря на все противоречия, Джордано стал символом несгибаемой воли и стремления узнать правду о мире вокруг нас. Лучше всего мыслителя характеризует фраза, сказанная им перед смертью: «Казнить – не значит опровергнуть». Деятельность инквизиции стала черным пятном в истории католической церкви. Люди разного мировоззрения и вероисповедания, в том числе и католики, считают Бруно человеком не сдавшимся, не предавшим свои идеалы, сражавшимся до конца.

Слева – Джордано Бруно. Гравюра 1830 г. по оригиналу начала XVIII в. Справа – памятник Бруно в Риме | Фото: arzamas.academy и taday.ru Наверное, каждый школьник на вопрос о том, почему инквизиция расправилась с Джордано Бруно, ответит так: в XVII в. молодого ученого сожгли на костре из-за того, что он был сторонником гелиоцентрической системы Коперника, то есть утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. На самом деле в этом распространенном мифе верно только одно: Джордано Бруно действительно был сожжен инквизицией в 1600 г. Все остальное требует уточнений. Инквизиция казнила Джордано Бруно вовсе не за пропаганду идей Коперника | Фото: wtfpost.ruВо-первых, Бруно вряд ли можно было назвать молодым. На сохранившейся гравюре XIХ в. Ноланец (по месту рождения – итальянский город Нола) действительно выглядит молодо, однако на момент казни ему было 52 года, что по тем временам считалось весьма преклонным возрастом. Во-вторых, едва ли его можно называть ученым. Джордано Бруно был странствующим доминиканским монахом и философом, исходил всю Европу, преподавал во многих университетах (откуда его нередко со скандалом изгоняли за еретические суждения), защитил две диссертации. Гелиоцентрическая система мира | Фото: aif.ruВозможно, несколькими столетиями ранее его и можно было бы назвать ученым, но в его времена гипотезы в научных трудах требовали математических подтверждений. Работы Бруно были выполнены в образной, поэтической форме, а не в форме научных трактатов. Он написал более 30 трудов, в которых утверждал, что Вселенная безгранична и бесконечна, что звезды – далекие солнца, вокруг которых вращаются планеты, что существует другие обитаемые миры и т.д. Гелиоцентрическая система Коперника лишь дополняла его религиозно-философские концепции. Бруно не занимался научными исследованиями в том смысле, в каком ими занимались Коперник, Галилей, Ньютон и другие ученые. Суд над Джордано Бруно | Фото: aif.ruСам себя Бруно Ноланец считал прежде всего религиозным проповедником, намеревавшимся реформировать религию. Вопреки распространенной версии, согласно которой ученый выступал против церкви и священнослужителей, он не был атеистом, и этот спор не был конфликтом науки и религии. Несмотря на радикальность своих суждений, Джордано Бруно оставался верующим человеком, хотя считал, что у современной ему религии масса недостатков. Он выступил против основополагающих догматов христианства – о непорочном зачатии, божественности Христа и др. Джордано Бруно. Гравюра 1830 г. по оригиналу начала XVIII в. | Фото: manwb.ru и diletant.mediaВ доносе, написанном венецианским аристократом на своего преподавателя мнемотехники (искусства запоминания) Бруно Ноланца в 1592 г., сообщалось о его еретических взглядах, «что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди, … что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир». Принципиальными для Джордано Бруно были прежде всего религиозно-философские, а не научные идеи. Инквизиция казнила Джордано Бруно вовсе не за пропаганду идей Коперника | Фото: aif.ruРазбирательство инквизиции по делу Бруно длилось 8 лет, в течение которых его пытались убедить в том, что его еретические утверждения полны противоречий. Однако монах не отказался от своих взглядов, и тогда инквизиционный трибунал объявил его «нераскаявшимся упорным и непреклонным еретиком». Бруно лишили сана, отлучили от церкви и передали в руки светских властей. В его обвинительном приговоре о гелиоцентрической системе речи не шло – ему вменялось в вину отрицание догматов христианства. В те времена идеи Коперника хоть и не поддерживались церковью, но их сторонников не преследовали и на кострах не сжигали. Но Бруно, по сути, создал новое религиозно-философское учение, которое грозило подорвать основы христианства, так как отрицало всемогущество Бога. Поэтому его покарали как еретика, а не как ученого. Памятник Джордано Бруно в Риме | Фото: eg.ruВ середине февраля 1600 г. «наказание без пролития крови» было приведено в исполнение. Джордано Бруно, так и не отрекшегося от своих взглядов, сожгли в Риме. В 1889 г. на этом месте был установлен памятник с надписью: «Джордано Бруно – от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер». И если Галилея спустя несколько столетий церковь реабилитировала, то Бруно до сих пор считается отступником от веры и еретиком. Памятник Джордано Бруно в Риме | Фото: aif.ruПоскольку приверженцами гелиоцентрической системы, помимо Джордано Бруно, были еще Галилео Галилей и Коперник, в народном сознании все эти три исторических персонажа часто сливаются в один, который в научном мире шутя называют Николаем Бруновичем Галилеем. Знаменитую фразу «И все-таки она вертится» по очереди приписывают им всем, хотя на самом деле она родилась гораздо позже в одной из работ о Галилее. А вот Бруно перед смертью, опять-таки по преданию, произнес: «Сжечь – не значит опровергнуть». Памятник Джордано Бруно в Риме | Фото: taday.ruИнквизиция расправилась не только с Бруно Ноланцем. Жестокие законы Средневековья: за инакомыслие – смерть.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Перейти к навигации Перейти к поиску

Запрос «Джордано Бруно» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Джордано Бруно
Giordano Bruno
философ
Дата рождения:  1548
Место рождения: Нола, близ Неаполя
Дата смерти: 26 февраля 1600
Место смерти: Рим
В запросе есть пустое условие.

Джорда́но Бру́но (наст. имя: Филиппо, итал. Giordano Bruno, прозвище — Бруно Ноланец) (1548, Нола близ Неаполя — 26 февраля 1600, Рим) — итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Будучи католическим священником развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника. Был осуждён католической церковью за свободомыслие и сожжён как еретик.

Биография[править]

Ранние годы[править]

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно в Нола (Кампанья) близ Неаполя в 1548. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика, принадлежащий к Доминиканскому ордену, где продолжил обучение. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано. В 1572 Бруно принял священный сан.

Усиленные занятия выработали в нём критическое отношение к догматам церкви и схоластике. Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии он навлёк на себя подозрения в ереси. Своими высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности.

Не дожидаясь результатов, Бруно бежал в 1576 в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте. И хотя Бруно всю жизнь формально числился доминиканцем, он страстно ненавидел «псов господних» и довольно откровенно писал об этом в своих сочинениях. Например, на вопрос одного из персонажей в произведении Бруно «Песнь Цирцеи», как можно распознать среди множества собачьих пород самую злую, доподлинно собачью и не менее знаменитую, чем свинья, Цирцея отвечает: «Это та самая порода варваров, которая осуждает и хватает зубами то, чего не понимает. Ты их распознаешь по тому, что эти жалкие псы, известные уже по своему внешнему виду, гнусным образом лают на всех незнакомых, хотя бы и добродетельных людей, а по отношению к знакомым проявляют мягкость, хотя бы то были самые последние и отъявленные мерзавцы». С этих пор он скитался по Европе.

В 1577 в Женеве за резкую критику кальвинистов (он спорил не только с католиками) Бруно попал в тюрьму. По освобождении в 1579 он перебрался во Францию, побывав сначала в Тулузе, где читал публичные лекции о книге Аристотеля «О душе», а в 1579 посетил Париж, где читал лекции о книге Раймунда Луллия «Великое искусство». Во Франции на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III, который позднее предоставил учёному рекомендательные письма для поездки в Англию.

Годы странствий[править]

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных — «О бесконечности вселенной и мирах» (1584). Несмотря на покровительство высшей власти Англии, а также французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера, уже через два года, в 1585 он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию.

Он отправился сначала в Париж, а затем в Марбург, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции. Вследствие этого он переехал в колыбель протестантизма Виттенберг, где в 1586—1588 годах читал лекции и при своём отъезде произнёс горячую похвальную речь Лютеру. В следующие годы Бруно жил в Праге, Гельмштедте, Франкфурте-на-Майне и Цюрихе, и в 1591 вернулся в Италию.

Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов. Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам Оксфордского университета: «Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почётом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всём я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные учёные». Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял спорящим с ним, что они глупцы и недоумки. Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии. После одного из диспутов в Оксфорде воскликнул: «…созвездие педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы из терпения самого Иова».

Суд и гибель[править]

Памятник Джордано Бруно, воздвигнутый на месте его казни на Кампо деи Фиори в Риме.

В 1591 году Бруно принял приглашение на работу по обучению искусству памяти от венецианского магната Джованни Мочениго и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. Существует также версия, что Мочениго с самого начала действовал против Бруно как агент-провокатор папского престола. Так или иначе, 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал[Источник?]:

Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своём доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он… не видит различия лиц в божестве, и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому…

[Источник?]

25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 передали римским коллегам. После семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений 26 февраля 1600 года Бруно предали сожжению на Кампо деи Фиори (Площади Цветов) как еретика и нарушителя монашеского обета. Подобно Сократу, Бруно мужественно заявил своим судьям, что им приходится с бо́льшим страхом встретить свой приговор, чем самому осуждённому. Известно, что палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно». Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 католический Индекс запрещённых книг, в котором они фигурировали вплоть до его последнего издания в 1948. Освобождённая в 1865 Италия поспешила воздвигнуть в Неаполе памятник знаменитому мученику за свободу мысли и исследования. 9 июня 1889 в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Кампо деи Фиори, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. О Джордано Бруно в Италии снят фильм «Джордано Бруно» (Giordano Bruno, 1973).

Философия[править]

Бруно занимался философией. В своих произведениях Бруно обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Большое влияние на Бруно имело учение Коперника и заново открытые в результате переводов, осуществлённых Марсилио Фичино, идеи Платона. Среди других влияний можно упомянуть Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота и Николая Кузанского. В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали большое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля. Таким образом, философия Бруно явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям Нового времени.

Мнемоника[править]

Подобно Раймунду Луллию, Бруно был знатоком искусства памяти. Он написал ряд книг по мнемонической технике, которая по мнению исследователей творчества Бруно, восходит своими корнями к герметизму.

Космология[править]

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир), учил о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, считал он, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т. п.

В космологии Бруно высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о бесконечности Вселенной, о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звезд вокруг оси, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Бруно опроверг средневековые представления о противоположности между Землей и небом и выступал против антропоцентризма, говоря об обитаемости других миров.

Литературное творчество[править]

Как поэт Бруно принадлежал к противникам литературного гуманизма. В своих художественных произведениях — антиклерикальной сатирической поэме «Ноев ковчег», философских сонетах, комедии «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940) — Бруно порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. Бруно высмеивает педантизм и суеверие.

Ссылки[править]

Еретик, получивший отлучение и осуждение как от католиков, так и от лютеран и кальвинистов, не уложившийся ни в одну религиозную систему своего времени, ни в одну мировоззренческую — это Джордано Бруно. Краткая биография и его открытия до сих пор пользуются непременным интересом каждого нового поколения людей, и всё более полнятся разночтениями.

Основные концепции

Единогласия нет даже в самых простых вопросах: что он проповедовал и каких взглядов придерживался. Споры продолжаются и сегодня. Провозвестник современной науки, проповедник гелиоцентрической теории, которую открыл Коперник, — да. Он предвосхитил эту эпоху, но странным образом пользовался теорией Коперника: с концепцией оккультного, мистического и абсолютно религиозного характера.

Ящик Пандоры

Философский контекст Средневековья состоит из постулата, что тогда не было, да и не могло быть единственной философской доктрины. Именно тогда появились разнообразные интеллектуалы-экспериментаторы, пытавшиеся синтезировать прорыв как в прошлое, так и в будущее. И Джордано Бруно в этом смысле — миссионер, пророк, может быть, и мессия, — во всяком случае, он — человек этого прорыва, и именно так он позиционировал себя.

Никоим образом нельзя отнести к явлениям гуманизма такого борца с буквоедством, каким был Джордано Бруно. Краткая биография и его открытия говорят сами за себя. Его университетский учитель из Неаполя Винченцо де Колле был известен как последователь Аристотеля и ярый антигуманист.

Бруно писал на латыни, очень близкой к схоластической, монашьей. Противоречия и многообразие видно даже отсюда. Нападая на косную клерикальность, он в своих трудах прямо издевался над монашеством, однако хранил в себе вот такую монашескую идентичность. Точно известно, что он состоял в Ордене доминиканцев, и, хотя порвал отношения с ним, все его труды несут на себе отпечаток монашества. Даже эту тему можно много дискутировать, настолько интересен в этой ипостаси Джордано Бруно. Биография кратко не пишется.

Реформатор

Его можно назвать философом-пантеистом, к пантеизму он был очень близок. но его реформаторская сущность взяла верх: его учение стало мощной религиозной доктриной реформационного характера, перед ним брезжила какая-то новая религиозная реальность. Именно это и ставили в вину Бруно его недоброжелатели, и с этим обвинением его взяла инквизиция: как создателя новой секты египетской религии, неких «джорданистов».

Бруно раздражали в равной мере и лютеранские доктрины, и кальвинистские, и католичество того времени. Он, не отказываясь от католической парадигмы, придумывал системный выход из кризиса, потрясавшего шестнадцатый век, через восстановление египетской религии, и даже составил сценарий, как этого можно было добиться. В этом проекте прочтение христианства убивало напрочь всю традиционную христианскую догматику.

Естественные науки

Более всего известны сочинения Джордано Бруно о бесконечности миров, в которых средневековое видение космологии преобладало. Планеты для учёного были снабжены магическими свойствами живых божественных существ, и вращались по собственной воле. Научной системы, даже мало-мальской, в работах этих найти не удалось. Поэтому сама личность Джордано Бруно, краткая биография и его открытия для детей понятны будут лишь в общих чертах.

Это было мировоззрение не эмпирически научное, а мистическое, оккультное. Никакой математики в его труде о бесконечности миров не нашлось. Вот это и было инкриминировано Бруно инквизицией — ересь. Бруно был, с их точки зрения, даже не просто еретик, а еретик абсолютный — par excellence.

Литература

А вот писателем Джордано Бруно был блистательным! Его полемические произведения драматургически выстроены, написаны богатейшим языком, который вполне можно подвергать филологическому анализу — как неаполитанский диалект итальянского, так и латынь, которой в равной мере пользовался Джордано Бруно. Краткая биография и его открытия говорят о каких-то непреложных пророческих знаниях, и даже если это было не так, в художественном плане его тесты это очень обогащает и читателя завораживает.

Философия

Ноши католического монаха-доминиканца Бруно долго не выдержал, неприятности начались сразу же. Взрывной темперамент, отсутствие смирения, а в дальнейшем несносный до последнего края характер, впадания во что-то вроде припадков с неконтролируемой яростью — вот что мешало на протяжении всей жизни Джордано Бруно. Биография и его открытия потерпели от этого факта огромный урон. Хотя более всего ему создавали трудности проблемы даже не дисциплинарные, а теоретические, то есть мировоззрение монаха никак не вязалось с католическими нормами.

Собственная трактовка Пресвятой Троицы в своём, похожем на неоплатонический, духе — это странно не только для Средневековья, но и современности. Правда, сейчас католики не жгут новоявленных Джордано Бруно.

Биография кратко звучит так: это тот самый учёный, которого сожгли. Из Италии ему пришлось бежать, перейти в кальвинизм, далее — в лютеранство. И всюду его отвергают, отовсюду гонят. И новая философия нигде не находит последователей. Это одиночество преследовало его всю жизнь. Мало кому досталась такая безрадостная, как у Джордано Бруно, биография.

За что?

Даже сегодня историческая наука не даёт определенного ответа на вопрос — за что же всё-таки сожгли инквизиторы Джордано Бруно. Биография ответов даёт много, но документально нет ни одного подтверждения, научные споры продолжаются.

Дело в том, что Наполеон вывез документы по делам Галилея и Бруно из Италии. Зачем — никто не понял. Но все бумаги пропали, след их теряется. Есть косвенные свидетельства, в том числе и записи Гаспара Шоппе — католика, публициста, контрреформатора.

Бруно предстал перед судом за его труд о множественности миров, за оправдание магии (Бруно считал себя магом, говорил о «сцеплениях», то есть контактах с демонами, а его мнемоника явно имела магический характер, не медицинский). Но главное — это толкование Пресвятой Троицы.

Когда Бруно писал о «душе мира», это ещё проходило как ренессансный неоплатонизм, но когда начал писать и говорить непотребное о Христе, начались неприятности, и это естественно. От этого и сложилась так трагически у Джордано Бруно биография.

Конкретнее можно написать следующее: по Бруно Моисей являлся сильным магом, творил всяческие чудеса (что тоже исключительной величины ересь с точки зрения христианских догматов); что даже египтян в магии Моисей превзошёл (а уж в египетской магии Бруно непревзойдённый знаток); Христос тоже был магом — но благим и целительным, причём магом в египетской традиции.

Ну хоть с какой стороны рассматривай — а всё это ересь чистой воды. И главное: ведь не отрёкся от этих ересей Джордано Бруно. Биография и философия слились воедино, приняв трагический конец на костре в Риме.

Памятник

Площадь, где был сожжён этот средневековый учёный, — Кампо деи Фиори, — в 1889 году была украшена памятником, установление которого было акцией масонов, где Джордано Бруно, краткая биография и его открытия (фото памятника прилагается) явились традиционно антипапским и антиклерикальным действом. Папа Лев Восьмой даже вообще хотел покинуть Рим в знак протеста, но смирился и весь день молился святому Петру в своём противостоянии этой антицерковной и антихристианской акции.

С этого момента в Риме начался полный драматизма культ, где по прописанному сценарию возвеличивается такая, как у Джордано Бруно, биография. Фото показывают ежегодные антиклерикальные сходки на этой площади 17 февраля. И концепция видения средневековых событий весьма изменилась: Бруно, конечно, еретик, но он восстал против обскурантизма, мракобесия, за всё самое лучшее, то есть — за свободу, за будущее человечества.

  • Биографии
  • Бруно Джордано

В 1548 году в местечке Нола на свет появился мальчик. Семья, где увидел свет наследник, была военная. Малыша нарекли Филиппо.

Наступил 1559 год. Наследнику исполнилось 11 лет. Его родители переехали в Неаполь, где юный Филиппо приступил к учению. Мальчишка с особым усердием начал постигать азы логической науки и искусства литературы.

В 1563 году Филиппо почувствовал духовный голод, и именно по этой причине он решил утолить его в монастыре Святого Доминика. Понятно, что он принял обет монаха и имя изменил на Джордано.

Некоторое время новоиспеченных деятель церкви исправно служил Святому Отцу, но затем в его представлениях что-то изменилось. Тогда Джордано стал подвергать остракизму некоторые духовные постулаты. По этой причине другие священнодеятели стали его подозревать в неистинности веры, и своими косыми взглядами довели до того, что Джордано пришлось покинуть Божий дом.

После ухода из монастыря Джордано некоторое время провел в столице Рима, а впоследствии уехал в северную часть Италии.

Оседлая жизнь Бруно в Италии продлилась недолго. Его деятельная натура требовала изменений, поэтому он стал посещать другие страны. Стоит отметить, что Джордано посетил почти все европейские государства. Но он посещал их с целью просветительской – он проповедовал непреложные духовные ценности.

Но Бруно не был бы самим собой, если бы не занимал активной просветительской позиции. Он снова противопоставил себе многих, кто не разделял его взглядов. Причем это противопоставление приняло такие формы, что Джордано в 1585 году пришлось покинуть Английское королевство и возвратиться во Францию.

Джованни Мочениго был сторонником воззрений Бруно. По этой причине он сделал Джордано приглашение в Венецию, где последний остановился на некоторое время. Такая идиллия продолжалась довольно непродолжительное время. Так как и Джордано и Джованни были очень темпераментными людьми, по этой причине между ними возникла конфликтная ситуация и Мечениго поступил несправедливо. Он подробно описал философские взгляды Бруно по отношению к религии, и это послание отправил в инквизицию. Понятно, что последовали карательные меры по отношению к Бруно. Его лишили свободы.

В тюрьме Джордано провел семь лет. Инквизиция пыталась переубедить Бруно в его неправоте, но когда поняла всю тщетность своих попыток, то просто-напросто приговорила его к смерти.

17 февраля 1600 года Джордано был сожжен на главной площади города Кампо де Фиори.

Его открытие биография

Интересные факты и даты из жизни

Другие: ← Лобачевский Николай Иванович↑ БиографииСперанский Михаил Михайлович →

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий