Екатерина Максимова, балерина: дата рождения, краткая биография, карьера, дата и причина смерти

Пришла печальная новость о кончине выдающейся балерины, народной артистки СССР Екатерины Максимовой. Она пришла в Большой театр в 1958 году после окончания Московского хореографического училища, и 30 лет оставалась ведущей солисткой труппы.

В репертуаре Максимовой были все знаменитые партии балетов Чайковского, Хачатуряна, Минкуса, Прокофьева. Много лет она танцевала со своим мужем – артистом и балетмейстером Владимиром Васильевым. А ее дарование коллеги называли поистине лучезарным и светлым.

Репортаж Александра Казакевича.

В Большом театре дают оперу “Набукко”. Спектакль начинается с минуты памяти. Больше полувека Большой был ее домом. Расписание репетиционных классов на 26 и 27 апреля. Еще вчера Екатерина Сергеевна приходила на работу. Как педагог. Шестой и седьмой залы с самого утра были в ее распоряжении.

Николай Цискаридзе, народный артист РФ, ученик Е.С.Максимовой: “Екатерина Сергеевна с утра до вечера проводила в зале, даже непонятно как она выдерживала эту нагрузку. И однажды я ей даже сказал: вам надо отдыхать, но она не хотела”.

“У меня ничего не получится, я этого не смогу”, – на новые предложения Екатерина Максимова всегда отвечала сначала так. С ней никто не спорил. Надо было только немного подождать: за все возьмется и все сможет.

Как смогла стать любимой ученицей великой Улановой и из ее рук получить балет “Жизель”. В наследство. Как смогла стать любимой балериной Юрия Григоровича, его спектакли до сих пор лучшие в ее биографии. Как смогла с достоинством пережить решение Григоровича, когда он ее не аттестовал по возрасту.

Юрий Григорович, народный артист СССР, балетмейстер: “Были разные периоды, и я от нее в свой адрес не слышал ни одного плохого слова и когда работали в очень хороших отношениях, и когда были в разных театрах”.

В 1975 году на репетиции “Иоанна Грозного” она пережила страшную травму. Врачи сомневались, что сможет ходить, не то, что танцевать. Но не такой был характер у этой крошечной прима-балерины. Она вернулась. Ей было 37. Говорят, когда зрители аплодировали и вызывали ее в тот вечер на бис, за кулисами все плакали.

Алла Демидова, народная артистка СССР: “Я помню, как увидела ее на сцене и смогла рассмотреть ее ноги. Они были все изранены – настоящие ноги балерины”.

Уже в училище на маленькую Максимову специально ставили номера, а когда ей было 10 лет, педагог навязал ей в пару мальчика, который был ее младше на целый год. С трудом она сдержала обиду, а это было начало “дуэта века”. Мальчиком был Володя Васильев.

Их жизнь вместе началась как потрясающий танец: в 1961 году они приехали в ЗАГС прямо с репетиции и на следующий день улетели в свадебное путешествие в Париж, а точнее, на съемки рекламного фильма “СССР с открытым сердцем”, где сыграли самих себя – счастливую советскую семью.

Людмила Семеняка, народная артистка СССР: “У нее всегда во время танца были очень трагичные глаза, когда она страдала за любимого – за Васильева. Меня это всегда завораживало на сцене, так больше никто не делал”.

Когда ее эпоха в Большом закончилась, вокруг уже начали шептаться, что Максимовой больше нет будущего. Но как раз в тот момент произошло ее еще одно возвращение к зрителям: через кино. Балеты с Максимовой становились хитами телевизионных программ.

И историю “Мастера и Маргариты” первыми в нашем кино рассказали Васильев как режиссер и Максимова уже как драматическая актриса. Для ее коллег киноартистов ее 32 фуэте это было потрясением.

Валентин Гафт, народный артист СССР: “Я когда увидел близко Катю, я набрался храбрости, позвонил Володе Васильеву, который снимал фильм и сказал: я хочу написать стихотворение, оно там просто необходимо”.

Стихи, которые тогда написал для Екатерины Максимовой, он читает по памяти и сегодня. Только теперь это звучит особенно горько и скорбно.

Екатерина Максимова — балерина, одна из самых ярких звезд советской сцены, карьера которой продолжалась с 1958 по 2009 годы. В 1973 она получила звание народной артистки СССР, еще через несколько лет стала лауреатом Государственной премии. На протяжении практически всей своей карьеры танцевала на сцене Большого театра, исполнив все самые значимые и известные партии.

Детство и юность

Карьера Екатерины Максимовой

Балерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года. Она появилась на свет в Москве. Росла в семье столичных интеллигентов. Ее дедушка Густав Шпет был философом, психологом, известным теоретиком искусств. Екатерина родилась через два года после смерти легендарного деда.

Профессии, связанные с творчеством, были у многих ее родственников. Например, мама работала журналисткой.

Интересно, что в детстве Катя не задумывалась о сцене. Шаловливая и непоседливая девочка мечтала стать пожарным или, на худой конец, кондуктором в общественном транспорте. Но судьба распорядилась иначе.

Первой талант в девочке рассмотрела ее мать. Она отвела ребенка к соседке — балерине Екатерине Гельцер. Однако та недолюбливала шумную тезку и отказалась оценивать ее таланты. Тогда в процесс включилась бабушка — Наталья Константиновна, дочь известного столичного предпринимателя Константина Гучкова. Она отвела Катю к балетному мастеру Василию Тихомирову. Тот и одобрил поступление девочки в хореографическое училище.

Образование

Получать творческое образование героиня статьи начала в 10 лет. Ей удалось преодолеть конкурс в 80 человек на место. Уже через несколько месяцев она впервые в своей жизни вышла на сцену.

Начинала свою карьеру с эпизодических ролей в спектакле «Щелкунчик», в котором у нее были партии куклы и снежинки. В постановке «Золушка» у нее была партия птички в свите феи Весны. На сцене она смотрелась настолько органично, что для всех стало очевидным — у ребенка большое будущее.

Вскоре в очередной постановке «Щелкунчика» ей доверили уже более значимую роль — девочки Маши. Она-то и принесла Кате первую в карьере награду — премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета.

Наставницей балерины Максимовой была Елизавета Гердт. В 1958 наша героиня окончила хореографическое училище. Практически сразу ее приняли в труппу Большого театра, где педагогом и репетитором начинающей балерины стала легендарная Галина Уланова.

В начале карьеры

Балерина Екатерина Максимова

В труппе Большого театра балерина Екатерина Максимова проработала с 1958 по 1988 годы. Ее талант был сразу отмечен руководством, которое стало доверять ей ведущие партии. В это время большинство ровесниц будущей примы еще выступало в кордебалете.

Балерина Максимова поражала всех окружающих своей отточенной филигранной техникой. Казалось, что она была рождена, чтобы выступать в классических постановках.

Когда постановщики рискнули ей доверить исполнение современных партий, оказалось, что она органично смотрится и в этой роли. Тогда и стало очевидным, что возможности балерины Екатерины Максимовой практически безграничны.

По теме:  Что может рассказать автомобиль о своем владельце?

Уже через год после того как девушку приняли в труппу Большого театра, она отправилась на гастроли в Канаду и США. Публика была восхищена талантом Екатерины и называла ее «маленьким эльфом». Фото балерины Максимовой печатали многие газеты, отмечая невероятную воздушность советской танцовщицы.

По итогам мирового турне ей вручили золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи в Вене. После этого последовали гастроли в Китай и Скандинавию.

Работа с Григоровичем

Новым этапом в карьере танцовщицы стало сотрудничество с Юрием Григоровичем, которого в начале 60-х пригласили переехать из Ленинграда в Москву. Он поставил балет «Каменный цветок», в котором Максимовой досталась главная партия Екатерины.

От артистов Григорович всегда требовал одушевленной актерской игры, профессионализма и мастерства. Максимова блестяще справлялась с возложенными на нее обязанностями. В танце ее героиня трансформируется из лирической и слабой русской девушки в сильную женщину, готовую на все ради любви.

1961 год стал важным в биографии балерины Екатерины Максимовой. Она получила роль в одиннадцатом вальсе «Шопенианы», снялась в картине «СССР с открытым сердцем», которая снималась для зрителей Европы и США. В фильме танцовщица выступила в роли Жизели.

Вскоре в балете «Бахчисарайский фонтан» Максимова начала исполнять партию Марии, которая фактически досталась ей в «наследство» от наставницы Галины Улановой.

Творческий союз

В 60-е годы в советском балете обозначился один из самых ярких и известных творческих союзов — Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Талантливый и всегда уверенный в себе артист балета сыграл важную роль в карьере девушки. Вместе они составили органичную пару, в которой как бы дополняли друг друга, нисколько не конкурируя в мастерстве.

Следующей звездной ролью в биографии балерины Максимовой стала партия Китри в «Дон Кихоте». Премьера, которая состоялась на сцене Большого театра в 1965 году, превратилась в настоящую культурную сенсацию для советской столицы. От балерины эта роль требовала предельной концентрированности, стремительности, невероятно большой скорости. Высокие прыжки жете постоянно приходилось сменять мелкими шажками в стиле па и энергичными вращениями. Максимова в полной мере воплотила в жизнь задумку балетмейстера Мариуса Петипа, буквально покорив столичную публику.

Стоит отметить, что Китри Максимовой кардинальным образом отличалась от того, как исполняли эту партию признанные в то время звезды — Суламифь Мессерер и Майя Плисецкая. У Екатерины героиня балета «Дон Кихот» была именно бесшабашной русской, а не темпераментной испанкой. Московские поклонники творчества танцовщицы стремились не пропустить ни одного ее выступления, покупая билеты на несколько спектаклей подряд.

«Спартак»

В 1968 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Спартак» в постановке Юрия Григоровича. Екатерине Максимовой досталась партия Фригии. Эту драматическую роль Григорович писал специально для примы Большого, чтобы та получила возможность проявить все свой таланты. Эта партия была наполнена сложными акробатическими элементами, непростым хореографическим рисунком, оригинальными поддержками. Героиню Максимовой наделили особым ярким и запоминающимся характером.

По теме:  История табака: происхождение, распространение в мире, интересные факты

В 70-80-е годы Васильев и Максимова стали настоящими символами и звездами Большого театра. Многие специально приезжали в Москву, чтобы сходить на балет с их участием.

В середине 70-х годов на пике славы у балерины случилась досадная травма, из-за которой ей на время пришлось прервать карьеру. На репетиции постановки «Иван Грозный» она неудачно вышла из верхней поддержки, получив травму позвоночника.

Несмотря на проблемы со здоровьем, через какое-то время балерина продолжила выступать. Боль в спине не утихала, приходилось торопиться. Готовились съемки фильма «Спартак», в котором ей предстояло исполнять партию Фригии. Из-за того что выступать балерине пришлось полностью не восстановившись, она усугубила травму позвоночника. На этот раз все оказалось намного серьезнее. Несколько месяцев Екатерина практически не двигалась. Врачи сомневались, сможет ли она вообще когда-нибудь ходить.

Триумфальное возвращение

Но Максимова не только встала на ноги, но через год снова вышла на сцену. Весной 1976 года она исполнила партию в «Жизели» в Большом театре. Казалось, что страдания, которые балерине пришлось перенести, наполнили образ ее героини дополнительной чувственностью и трагизмом. Легкомысленная Жизель, которой она была прежде, стала сильной и мудрой.

В том же году состоялась еще одна премьера — прима исполнила роль Эолы в постановке «Икар». Это был дебют Владимира Васильева в качестве балетмейстера.

Работа на телевидении

В то время перед артистами стояла задача не только выступать на сцене, но и нести искусство в широкие народные массы. Для этого Максимова и Васильев не раз участвовали в телепостановках.

В фильме-балете «Трапеция» героиня статьи исполняла роль Девочки, которая принесла ей огромный успех. Следом последовали картины «Моя прекрасная леди», «Галатея», «Гусарская баллада», «Старое танго». В 1983 году Васильева снялась в ленте «Травиата» в постановке Франко Дзеффирелли.

Последняя премьера в ее карьере пришлась на 1986 год. Максимова выступила в балете «Анюта», поставленном ее супругом Васильевым. Это был настоящий триумф — публику восхитила новая работа балерины.

В конце карьеры

Несмотря на это, уже спустя два года Григорович отправил на пенсию Максимову, которой на тот момент было 49 лет. Вместе с ней Большой театр покинули Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Нина Тимофеева. В официальном приказе сообщалось, что все они не прошли творческий конкурс.

За несколько лет до своего увольнения артистка получила диплом педагога-балетмейстера, окончив театральный вуз. Уже с 1982 она преподавала хореографию в ГИТИСе. В 1990 ее пригласили в Кремлевский дворец съездов в качестве репетитора.

В 1998 году Максимова вернулась в Большой театр уже в качестве репетитора, когда Григоровича на должности балетмейстера сменил Васильев.

По теме:  Фильм “Три толстяка”: актеры и роли, история создания, сюжет картины

Личная жизнь

Яркий творческий дуэт Максимовой и Васильева со временем перерос в роман. Пара была знакома еще с поры учебы в хореографическом училище, но тогда они не были близки. Когда оказались в Большом театре, то поначалу каждый пошел своей дорогой. Чувства между влюбленными вспыхнули в середине 60-х годов. В 1966 они сыграли свадьбу.

У пары не было детей. Неоднократные беременности Максимовой регулярно заканчивались выкидышами. Это было для нее настоящей трагедией. Выяснив, что шансов родить нормального и здорового ребенка у нее практически нет, она окончательно отказалась от затеи стать матерью.

Своей дочерью на протяжении многих лет Максимова называла японскую балерину Юкари Сайто. Екатерина Сергеевна стала даже ее крестной матерью, когда азиатка решила принять православие. Также своими детьми Максимова называла всех своих учеников без исключения.

Смерть

Смерть балерины Екатерины Максимовой наступила 28 апреля 2009 года. На тот момент ей исполнилось 70 лет. Все ведущие отечественные СМИ вышли с подробными материалами, в которых рассказывалось о биографии и причине смерти балерины Екатерины Максимовой. Труппа Большого театра, родные и близкие героини статьи пребывали в трауре из-за ее кончины.

Причина смерти балерины Екатерины Максимовой — сердечная недостаточность. Ранним весенним утром умершую дочь обнаружила ее 94-летняя мать, которая когда-то самой первой рассмотрела ее талант. Смерть наступила в собственной квартире Екатерины Сергеевны в Москве, когда балерина спала.

Артистка была похоронена на Новодевичьем кладбище. На ее могиле установлен неотесанный красный гранитный камень, на которым выбиты имя примы и годы ее жизни. Причина смерти балерины Максимовой для многих стала неожиданностью, так как она на протяжении всей карьеры она заботилась о своем здоровье. Но все-таки годы взяли свое.

Ее супругу Владимиру Васильеву сейчас 78 лет. Он регулярно появляется на публике. В 2014 году выступил на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи, исполнив партию Ильи Ростова в мини-балете «Первый бал Наташи Ростовой».

Читайте также:

Клайв Льюис “Расторжение брака”: отзывы Декретный отпуск по беременности и родам: больничный лист, выплаты, порядок и особенности оформления Капли в нос, не вызывающие привыкания: список и отзывы. Причины появления привыкания к каплям, возмо… ОАО «Покровский рудник» (Тыгда, Магдагачинский район, Амурская область) – месторождение коренного зо… Деревянные гребни для волос: выбор расчески, польза и отзывы Лечение среднего кариеса: особенности, этапы и диагностика Самоходно-артиллерийская установка СУ-76М: конструкция, характеристики, боевое применение Эхинацея в капсулах: состав, особенности применения, отзывы Методы и приемы воспитания: описание, характеристика, классификация Как проснуться без будильника в нужное время ребенку. Помощь взрослых Психология анорексии: суть заболевания, причины, методы лечения Стокгольмская конвенция “О стойких органических загрязнителях” и ее ратификация

(1939-2009)

Слиться воедино не только в личной жизни, но и в служении любимому делу – это ли не идеал, о котором мечтает, вероятно, любая супружеская пара! Но лишь единицы способны такого идеала достичь… Екатерине Максимовой и ее супругу Владимиру Васильеву это удалось.

Екатерина Сергеевна Максимова родилась в Москве в 1939 году в интеллигентной семье: мать – журналистка – была дочерью философа, психолога и теоретика искусства Густава Шпета. О балете она задумывалась уже в детстве – впрочем, поначалу девочку гораздо больше занимали профессии кондуктора и пожарного, но известная балерина Е. Гельцер – соседка Максимовых по дому – обратила внимание на ее хрупкое, но пропорциональное телосложение, легкость и подвижность – и по ее совету мать отвела 10-летнюю Катю в Московское хореографическое училище. Вступительные испытания девочка выдержала успешно.

Екатерина Максимова была очень своенравной ученицей, не любила посещать общеобразовательные предметы, которые казались ей скучными, а на балетных занятиях ей трудно было заставить себя повторять много раз одни и те же движения. Но все трудности преодолел талант, любовь к балету и педагогическое мастерство преподавателей. Уже через несколько месяцев учебы юная балерина стала появляться на сцене Большого театра в детских эпизодических ролях в оперных спектаклях, а первой балетной партией стала роль птички в свите феи Весны в балете «Золушка». На предпоследнем курсе училища Екатерина Максимова впервые исполнила центральную роль – это была партия Маши в балете «Щелкунчик». Тогда же – в 1957 году – она с успехом выступила на Всесоюзном конкурсе артистов балета, став его лауреатом.

Окончив Московское хореографическое училище в 1958 году, Екатерина Максимова была принята в Большой театр, где работала в последующие тридцать лет. Практически сразу же она стала солисткой – причем в этом качестве она была универсальной исполнительницей: пластичность балерины, мягкость линий и грация располагали к партиям классического репертуара, а ее упругий прыжок – настолько легкий, что танцовщица, казалось, парила в воздухе – был незаменим в современных балетах. Именно за этот прыжок во время ее первых зарубежных гастролей в Канаде и США, которые состоялись в 1959 году, балерину назвали «маленьким эльфом». Вскоре после этого Е. Максимова удостоилась золотой медали на Всемирном фестивале молодежи в Австрии, а в следующем году ей рукоплескали Китай, Финляндия, Дания и Норвегия.

Хореографическая техника Екатерины Максимовой была поистине безупречной, но этим достоинства балерины не исчерпывались – она обладала еще и актерским дарованием. Это качество особенно ценил в танцовщиках Юрий Григорович, придававший большое значение драматургическому элементу в балете. Когда он ставил в Большом театре балет С. Прокофьева «Каменный цветок», Е. Максимова оказалась идеальной исполнительницей роли Катерины, показав развитие образа – от нежной русской девушки к сильной женщине, способной бороться за свою любовь.

Выступления Екатерины Максимовой не ограничивались сценой Большого театра – в начале 1960-х годов она снялась в двух фильмах: в экранизации балета «Золушка» она исполнила роль феи Весны, а в фильме «СССР с открытым сердцем», который предназначался для показа за границей, выступила в роли Жизели. В то время в жизни балерины произошло еще одно знаменательное событие – она вышла замуж за Владимира Васильева, с которым познакомилась еще в хореографическом училище. Танцовщик стал ей не только мужем, но и партнером.

В репертуаре Е. Максимовой было немало ролей, которые до нее исполняла Галина Уланова – и это делало неизбежными сравнения с великой предшественницей. Так было, например, с ролью Марии в «Бахчисарайском фонтане», а также с партией Жизели. Она не пыталась копировать Г. Уланову, а интерпретировала эти роли по-своему – например, в образе Жизели она подчеркивала не столько трагедийность, сколько лиричность и наивность. Была в ее репертуаре и другая партия, в которой прежде блистала Г. Уланова – Джульетта. По воспоминаниям Н. Касаткиной, Джульетта Е. Максимовой сочетала «отрешенность Средневековья, свободу Ренессанса, дерзость современности и вечный стон женской души».

Продолжалось и сотрудничество балерины с Ю. Григоровичем. Она танцевала Машу в его версии «Щелкунчика», а когда он ставил в 1968 году балет А. И. Хачатуряна «Спартак», партию Фригии – подруги главного героя – балетмейстер создавал специально для Екатерины Максимовой. Партию Спартака исполнял Владимир Васильев – и это была не единственная совместная работа супругов: «Дон-Кихот», «Ромео и Юлия» М. Бежара на музыку Г. Берлиоза. Когда в 1976 году В. Васильев впервые проявил балетмейстерский талант, поставив балет «Икар», Е. Максимова исполнила в нем роль Эолы. Танцевала она и в других созданных им балетах – «Эти чарующие звуки», «Анюта», «Чаплиниада». Отношения этих двоих поражали окружающих: их совместные репетиции иной раз заканчивались бурными ссорами – казалось, что они не помирятся никогда – но супруги всегда вместе шли домой и, как признавалась Е. Максимова, никогда не спорили дома из-за бытовых вопросов.

Е. Максимова нередко снималась в фильмах-балетах, и не только потому, что это давало возможность танцевать партии из балетов, которые в Большом театре не ставились – кинематограф позволял приобщить к балетному искусству более широкий круг зрителей, чем театр. В фильме-балете «Трапеция» на музыку С. Прокофьева она играла роль Девочки – артистки бродячего цирка. Ряд фильмов-балетов поставил А. Белинский специально для нее – «Галатея», «Старое танго», «Жиголо и Жиголетта».

В 1982 году балерина начала педагогическую деятельность в ГИТИСе на кафедре хореографии. Шесть лет спустя она была уволена из Большого театра, а через два года стала педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет». В Большой театр она вернулась в 1998 году, когда балетную труппу возглавил В. Васильев.

Еще одна заслуга Е. Максимовой и В. Васильева – учреждение конкурса артистов балета «Арабеск» в Перми. Впервые он был проведен в 1990 году, а в 1996-2008 балерина возглавляла его жюри.

Последнее выступление Екатерины Максимовой состоялось в 1999 году. Она умерла десять лет спустя. С 2012 года конкурс «Арабеск» и его главный приз носят имя Екатерины Максимовой.

Музыкальные Сезоны

23:10

  • Пт
  • Описание
  • Фото
  • Выпуски программы
  • Новости

23:10

  • 01 февраля 2019

Гений балета, бог танца… Владимира Васильева называли новатором: он с одинаковым блеском танцевал смешного Петрушку, эпического Спартака, героев “Жизели”, “Дон Кихота”, “Лебединого озера”. Такой танцовщик из Большого театра известен всем, но перед зрителями предстал совершенно незнакомый Владимир Викторович, человек, который редко и скупо говорит о своей личной жизни, о тяжёлых временах, о предательстве тех, кому безоговорочно верил. Этот документальный фильм рассказывает не только о Васильеве-профессионале, но и о Васильеве-человеке, и, конечно же, о его большой любви к жене Екатерине Максимовой.

27 апреля 2009 года знаменитый танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев ставил в Италии новый спектакль, и уже поздно вечером, как обычно, позвонил жене, но к телефону никто так и не подошёл…

Их называли самой красивой парой мирового балета, им рукоплескали президенты и монархи, а не склонная к сантиментам королева Великобритании называла “гениями балета”. Они были знакомы 60 лет, и почти полвека женаты, но свой семидесятый день рождения Владимир Васильев встретил без любимой Кати…

Васильеву исполнилось 50 лет, когда он в последний раз вышел на сцену в “Жизели” в Метрополитен Опера, а потом началась жизнь балетмейстера. Он ставит спектакли “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, “Дон Кихот”, “Лебединое озеро”, “Жизель”. В 1995 году Борис Ельцин своим указом назначает Владимира Васильева художественным руководителем Большого. Тогда многие считали, что в театр пришёл настоящий мужик: появилась современная контрактная система, возродилась традиция бенефисов, да и многое другое. Но после пяти лет работы, должность Васильева неожиданно сократили, и он ушёл из Большого теперь уже навсегда.

Для того, чтобы стать известным, часто одного таланта недостаточно, нужна уверенность в себе и настойчивость. Екатерина Максимова обладала этими качествами в жизни, но когда дело касалось танца, становилась абсолютно другим человеком. Любое предложение она первым делом встречала отказом: «Нет, я не смогу», — говорила артистка. Из-за этой черты характера фотограф Анри Лартиг даже прозвал ее в шутку «Мадам Нет». Балерине повезло, рядом с ней всегда были люди, которые верили в способности Максимовой больше ее самой. Именно они могли убедить танцовщицу в том, что она справится с поставленной задачей, и «Мадам Нет» всегда справлялась, часто выдавая даже больше, чем от нее ожидали. Кто помог Екатерине Максимовой стать звездой с мировым именем, рассказывает АиФ.ru.

Дисциплина? Нет, не слышала

Кем только не мечтала стать в детстве Екатерина Максимова: и пожарным, и дворником, и кондуктором. Но когда подружка по дому Аня Москвина поступила в хореографическое училище, глядя на нее, Максимова тоже захотела блистать на сцене.

Чтобы убедиться в наличии необходимых данных у дочери, мама Кати решила показать ее соседке — некогда известной балерине Екатерине Гельцер. Однако Екатерина Васильевна не сильно жаловала активного и очень шумного ребенка, который вечно мешал ей отдыхать, и отказалась. Узнав об этом, бабушка Максимовой отвела внучку к другому артисту балета Василию Тихомирову. Мужчина осмотрел Катю и на радость родным подтвердил, что у нее действительно есть данные.

Когда будущая танцовщица пришла поступать в Московское хореографическое училище, конкурс на отборочных турах составлял 80 человек на место. Тем не менее, Екатерина смогла обойти конкуренток и была зачислена. Хотя экзаменаторов очень беспокоила разная длина ее первого и второго пальцев на ногах. Мария Кожухова была уверена, что с таким дефектом Максимова никогда не встанет на пуанты. Но девочка встала. Правда, потом всю жизнь использовала специальную обмотку для пальцев, которая довольно быстро стиралась — поэтому балерина часто танцевала, превозмогая не просто дискомфорт, а самую настоящую боль.

Дисциплина и послушание никогда не были коньком Екатерины. Своим взбалмошным поведением она умудрялась вывести из себя даже такого спокойного педагога, как Елизавета Гердт. В порыве гнева Елизавета Павловна могла кинуть в ученицу то стул, то лейку, хотя на самом деле очень любила Катю, ласково называла ее Масик и всячески пыталась ненавязчиво воспитывать свою подопечную. Когда балерина начала курить, Герд тайком подкладывала вырезки из газет о вреде табака ей в сумочку или карманы одежды.

Екатерина Максимова в роли феи Весны в балете «Золушка», 1961 г. Фото: РИА Новости/ Борис Виленкин

Спустя несколько лет в жизни артистки произошло еще одно важное событие. Она вернулась в Большой. Это случилось после ухода Григоровича. Сначала работать в театре пригласили ее супруга. 18 марта 1995 года Владимир Васильев был назначен художественным руководителем-директором ГАБТ. Спустя два года он решил поставить «Жизель». Премьеру должны были исполнять опытная балерина — Нина Ананиашвили, а во втором составе — выпускница Московской академии хореографии Светлана Лунькина. На тот момент ей было всего 18 лет. Конечно, давать такую сложную партию совсем юной танцовщице было рискованно. Она в любой момент могла, что называется, сойти с дистанции и подвести балетмейстеров-репетиторов. Чтобы избежать такой ситуации, Васильев попросил супругу подготовить Жизель с Лунькиной. Максимова согласилась, но первое время даже не числилась в театре, лишь позже ее возвращение в ГАБТ оформили официально.

В 1999 году балерина в последний раз выступила на сцене. После окончания карьеры ее часто спрашивали, не скучает ли она по тем временам, когда сама блистала на сцене. Екатерину Сергеевну подобные вопросы всегда удивляли. Как можно придаваться ностальгии, когда каждый день расписан по минутам? Выход на пенсию и «жизнь для себя» остались для нее несбыточной мечтой. 1 февраля 2009 года Екатерина Максимова отпраздновала свой 70-летний юбилей. А спустя почти два месяца артистки не стало. Балерина скоропостижно скончалась во сне 28 апреля.

Еженедельник АиФ/Персона/1.2.2017

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий