Еврейская история в лицах. Фаина Раневская ( Фельдман) – lanaost — LiveJournal

Материал из WomanWiki – женская энциклопедия Перейти к: навигация, поиск image

Фаина Георгиевна Раневская (урожденная Фельдман) – советская актриса кино и театра. Лауреат Государственных премий СССР. Народная артистка СССР.

Биография

Фаина Раневская родилась 27 августа 1896 года в городе Таганрог. Ее родители были довольно обеспеченными людьми: отец Фельдман Гирши Хаймович владел фабрикой сухих красок, несколькими магазинами и пароходом «Святой Николай», а мать Заговайлова Милка Рафаиловна была домохозяйкой. Кроме Фаины в семье воспитывалось еще трое детей, но когда девочке исполнилось пять лет, ее младший брат умер.

Свое детство Фаина Георгиевна еще при жизни называла одиноким, родители практически не уделяли ей внимания, а от повышенной ранимости она страдала легким заиканием. У Раневской даже в школьные годы не было подруг, она боялась, что из-за ее недуга дети будут насмехаться над ней. Занятия в Мариинской женской гимназии будущая актриса посещала неохотно, а спустя три года попросила родителей перевести ее в другое учебное заведение.

В свободное от занятий время Фаина Георгиевна посещала музыкальную школу, обучаясь пению и музыке. Кроме того, Раневская с удовольствием брала уроки английского языка и литературы. Актерское мастерство заинтересовало девочку только в двенадцатилетнем возрасте, когда она посмотрела фильм «Ромео и Джульетта». Фаина все чаще и чаще стала ходить в местный театр, особенно была впечатлена постановкой «Вишневый сад» по А.П. Чехову.

Фаина Раневская в молодости

Сдав школьные экзамены экстерном, Раневская записалась на курсы в частную театральную студию А. Ягелло. Родители считали, что театр – это временное увлечение дочери, но она настояла на том, что хочет стать профессиональной актрисой. В доме разразился жуткий скандал, и в 1915 году девушка покинула родной Таганрог и переехала в Москву. Ни в один из театральных институтов Фаину не приняли, и она решилась на отчаянный шаг – записалась в дорогостоящую частную школу. Но поскольку родители отказались дать деньги на учебу, Раневской пришлось оставить занятия.

Фаине Георгиевне повезло, и благодаря рекомендациям известной актрисы Гельцер, она была принята в подмосковный театр имени Малахова. Первые роли были эпизодическими, иногда она работала и в массовке, но ее радовало то, что она имеет возможность учиться и просто быть рядом с великими актерами и музыкантами. Особенно Раневская уважала Ольгу Осиповну Садовскую, с большим удовольствием наблюдала за ее игрой на сцене.

В 1916 году начинающая актриса заключила договор с Ладовской антрепризой и переехала в город Керчь. Выступления набранной трупы популярностью среди зрителей не пользовались, и Раневская решила отправиться в свободное плавание. На ее пути были второстепенные незаметные роли в провинциальных театрах Феодосии, Кисловодска, Ростова-на-Дону и т.д.

Несмотря на то, что семья Фельдман эмигрировала из России, Фаина осталась покорять советский театр. В Ростове-на-Дону Раневская познакомилась с актрисой Вульф Павлой Леонтьевной, именно она помогла ей выжить во время Гражданской войны. Такой же вклад в жизнь Фаины внес легендарный драматург Максим Волошин. В 1925 году Раневская и ее подруга Вульф были приняты в передвижной театр «МОНО», однако спустя несколько месяцев театр был закрыт, и актрисам вновь пришлось вернуться в провинцию.

В 1930 году Раневская написала письмо главному режиссеру Камерного театра города Москвы Александру Таирову. В письме актриса просила зачислить ее в труппу. Вначале Таиров отказал, но через пару месяцев пригласил на пробы. Так, в 1931 году Раневская дебютировала на сцене одного из московских театров в постановке «Патетическая соната». Со временем спектакль из репертуара убрали, и актриса вновь осталась без работы. Она была вынуждена перейти в Центральный театр Красной Армии, где играла несколько второстепенных ролей в постановках «Последняя жертва» по пьесе Островского, «Гибель эскадры» по произведению Корнейчука, «Васса Железнова» по пьесе Горького. В 1939 году Раневскую пригласили в Малый театр, но вскоре она осталась без работы.

В кинематографе великая актриса появилась еще в 1934 году, тогда она исполнила роль госпожи Луазо в картине Михаила Ромма «Пышка». Фильм был воспринят зрителями и критиками положительно, даже знаменитый режиссер Ромен Роллан отметил работу Раневской. Первые съемки для Фаины Георгиевны показались слишком мучительными, она решила больше не сниматься в кино, но спустя три года все-таки приняла приглашение на роль попадьи в ленту Игоря Савченко «Дума про казака Голоту». В 1939 году Раневская снялась в трех лентах: в роли жены инспектора в фильме «Человек в футляре», в роли жены портного Гуревича в картине «Ошибка инженера Кочина» и в роли самоуверенной женщины во всемирно известной комедии «Подкидыш». Ее фраза «Муля, не нервируй меня!» стала крылатой и не теряет своей актуальности по сей день. Картина была снята в черно-белом цвете, а сейчас ее можно посмотреть в цветном варианте.

В 1940 году Раневскую пригласили на роль Розы Скороход в социально-психологическую драму Михаила Ромма «Мечта». Эта работа позволила актрисе проявить свои скрытые таланты, ее героиня воплощала и сострадание, и жестокую беспощадность в одном «флаконе». Великий драматург Теодор Драйзер лестно отзывался об игре Раневской.

В 1941 году Фаина Георгиевна была эвакуирована в Ташкент, где прожила два года. В 1943 году она вернулась в любимый город, и устроилась в Театр драмы имени В. Маяковского. Спустя год актриса снялась в роли мамаши невесты в картине Исидора Аннеского «Свадьба». На одной площадке Раневской довелось работать с Алексеем Грибовым, Осипом Абдуловым, Михаилом Пуговкиным, Сергеем Мартисоном, Эрастом Гариным и другими известными актерами тех лет.

В 1947 году Фаина Георгиевна исполнила эпизодическую роль Маргариты Львовны в комедии Григория Александрова «Весна», и хотя в картине у нее было всего несколько фраз, она запомнилась зрителям гораздо больше, чем главные герои. Не менее интересной работой того периода стала сказка Надежды Кошеверовой «Золушка». Эта сказка до сих пор пользуется популярностью не только среди детей, но и взрослых. Сама актриса была очень довольна предложенным сценарием, и с радостью приняла приглашение на съемки.

Послевоенные годы были насыщенными для Раневской, она успевала работать в театре и сниматься в кино. Так, в 1949 году в паре с Натальей Защипиной актриса снялась в драме «У них есть родина». Фильм повествует о том, как советские разведчики добиваются возращения детей, находящихся в детском приюте в западной Германии, на родину. В начале 1950 годов Раневская переводится в Театр имени Моссовета, но все постановки разочаровывали ее, она считала их скучными и бесцветными. Великолепной была игра в спектакле «Шторм», причем, свою речь в сценарии она переписывала десятки раз, и драматург, написавший текст к постановке, был не против.

В 1950 годы актриса практически не снималась в кино, поскольку считала предложенные роли никчемными. В 1960 году Раневская приняла участие в съемках фильма Надежды Кошеверовой «Осторожно, бабушка!», но лента оказалось провальной. Фаина Георгиевна посчитала, что в этом виноват режиссер, по совместительству ее подруга, так, она разорвала отношения с Кошеверовой. Спустя пять лет женщины помирились, и Раневская снялась в роли директора цирка в ленте «Сегодня новый аттракцион». Причем, перед съемками актриса выставила огромный список требований, среди которых был двойной гонорар и исключение любого контакта с животными. Данная работа в кинематографе была одной из последних в жизни великой Фаины Раневской, хотя еще десять лет она играла в театре Моссовета.

Личная жизнь

Практически всю жизнь Фаина Раневская была одинокой – у нее не было ни мужа, ни детей. Многие задавали ей вопрос: была ли актриса когда-нибудь влюблена, а она всегда рассказывала историю безответной любви из своей юности. Она считала, что все мужчины – мерзавцы.

Кадр из фильма “Золушка” Кадр из фильма “Подкидыш” Кадр из фильма “Сегодня новый аттракцион”

Отношения с семьей были разорваны еще в 1915 году, но в 1960 оду Раневская получила письмо от сестры Изабеллы Георгиевны Аллеен, которая на тот момент овдовела и желала вернуться на родину. Некоторое время сестры прожили вместе, но в 1963 году у Бэллы был обнаружен рак. Фаина пыталась помочь сестре, приглашала лучших докторов Советского Союза, но спасти ее так и не смогла. Так, в 1964 году Раневская вновь стала одинокой.

Уход из жизни и вечная память

В 1983 году Фаина Раневская решила отказаться от работы в театре, объясняя это тем, что очень устала, а 19 июля 1984 года после перенесенного инфаркта миокарда и пневмонии актриса скончалась.

В августе 1986 года на доме, где родилась великая актриса, была установлена мемориальная доска, а спустя годы был установлен памятник. Кроме того, в ее честь в том же Таганроге была названа улица. В 1990 году на экраны вышел документальный фильм «Вспоминая Раневскую».

Фильмография

  • Пышка (1934)
  • Дума про казака Голоту (1937)
  • Ошибка инженера Кочина (1939)
  • Подкидыш (1939)
  • Человек в футляре (1939)
  • Любимая девушка (1940)
  • Мечта (1941)
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1941)
  • Александр Пархоменко (1942)
  • Новые похождения Швейка (1943)
  • Родные берега (1943)
  • Сказка о царе Салтане (озвучивание) (1943)
  • Свадьба (1944)
  • Небесный тихоход (1945)
  • Слон и верёвочка (1945)
  • Весна (1947)
  • Золушка (1947)
  • Рядовой Александр Матросов (1947)
  • Встреча на Эльбе (1949)
  • У них есть Родина (1949)
  • Девушка с гитарой (1958)
  • Осторожно, бабушка! (1960)
  • Драма (1960)
  • Так и будет (1963)
  • Лёгкая жизнь (1964)
  • Фитиль № 25 (сюжет «Карты не врут») (1964)
  • Фитиль № 33 (сюжет «Не поеду») (1964)
  • Первый посетитель (1965)
  • Сегодня новый аттракцион (1966)
  • Карлсон вернулся (озвучивание) (1970)
  • Дальше – тишина (1978)
  • Комедия давно минувших дней (1980)

Ссылки

image
01 марта 2018

Поклонники помнят множество гениальных и самобытных актеров XX столетия. Одной из самых ярких и удивительных особ театральных подмостков является Фаина Раневская, на собственном опыте доказавшая, что настойчивостью и терпеливостью можно достичь вершин успеха.

Детство и семья

Фаина Георгиевна Раневская появилась на свет 27 августа 1896 года в прекрасном городе Таганроге. Папа был собственником фабрики по изготовлению сухих красок. Он был весьма обеспеченным человеком: в его распоряжении имелось несколько усадеб, торговая лавка и пароход. Кроме Раневской в семье было ещё три сына и дочь. Когда маленькой Фае исполнилось пять лет, младший братик скончался.

Позже женщина говорила, что в отчем доме она не ощущала себя счастливой. Фая была очень чувствительным ребенком, так как с рождения заикалась. Она не общалась с ровесниками и не имела подружек. Будучи ученицей младших классов она получала образование в Мариинской женской гимназии, но после она убедила родителей забрать документы.

Ребенку дали воспитание на дому, обучали иностранным языкам, вокалу, музыке и чтению. В 12 лет Фаину заинтересовал кинематограф, а чуть позже театральное искусство. В 1913 г. Фая сходила на чеховскую постановку “Вишневый сад” после этого любовь к сценическому творчеству стала безграничной. Так она определилась в профессии.

Будущая звезда телеэкранов заочно сдала экзамены и начала в частном порядке обучаться актерскому мастерству. Она сказала родителям, что ее мечта – это быть профессиональной актрисой. Новость возмутила родственников, и девушка прорвала связь с семьёй.

Театральная карьера

В 1915 году Фаина поехала покорять Москву. В столице ее отказались принимать в театральное училище, поэтому она стала ходить в частную школу. Финансов на обучение перестало хватать, поэтому ей пришлось бросить обучение.

Но талант юной красавицы отметила артистка Гельцер. Она-то и посоветовала ей пойти в летний театр им. Малахова. Там Фая играла в массовых сценах. В 1916 г. будущая звезда театра подписала контракт и перебралась в Керчь. Но и здесь карьеры не пошла в гору.

В начале 1917 г. ее семья переехала, а она решила остаться в родной стране. В 1931 г. удача улыбнулась Раневской и ее принимают в Камерный театр в Москве. В 1935 г. она продолжает карьеру в Красноармейский Центральный театр. В 1949 г. она покинула драматический и начала блистать в театре имени Моссовета.

В 1955 г. она перевелась работать в пушкинский театр, который раньше именовался Камерным. Она решила трудиться здесь, потому что как раз с него началась актерская деятельность талантливой артистки. Здесь она блистала на подмостках до 1963 г.

Кинокарьера

В 1934 г., когда Раневская была труженицей Камерного театра, она впервые снялась в кинокартине. Ее первой ролью стала госпожа Луазо в киноленте “Пышка”. В 1940 г. она сыграла в драматической ленте “Мечта”. Ее героиней была мадам Роза Скороход – владелица помещений с мебелью.

Как только началась война, Раневскую вывезли в Ташкент, где она проживала до 1943 г. После чего сразу вернулась в Москву. В 1947 г. зрители увидели артистку в фильме “Весна”, где она играла Маргариту Львовну, подававшую еду к своей именитой племяннице.

Последней работой стала роль в кинокартине “Сегодня новый аттракцион”. Ей предложили сыграть начальника цирка. Роль была хорошей, но Фаина Георгиевна поставила свои требования. Режиссер вел длительные переговоры с ней, после чего согласился на уступки, и женщина снялась в картине.

По-настоящему известной актриса стала после комедии “Подкидыш”, где ее героиней была самовлюблённая, дающая команды своему супругу женщина. Знаменитая цитата: “Муля, не нервируй меня” – превратилась в афоризм.

Личная жизнь

Судьба распорядилась так, что Фаина Георгиевна так и не нашла своего женского счастья. Будучи молодой девушкой, она полюбила актера, который был её коллегой по сцене. Однажды вечером мужчина пообещал зайти к ней на огонек. В честь такого случая Фаина приготовила ужин и красиво оделась. Но он пришел под шофе и со спутницей. С момента Раневская стала ненавидеть весь мужской пол.

В начале 60-ых годов ей пришло послание от старшей сестры Беллы, которая продолжительное время жила во Франции, а после смерти супруга решила проживать в Турции. Она также страдала от одиночества, и поэтому просила помочь перебраться на родину.

Смерть

Сестры стали проживать вместе. А потом Белла заболела раком. Актриса водила сестру по самым знаменитым врачам, сидела около ее постели. Однако врачи оказались бессильны, и в 1964 году Белла скончалась. Сама актриса перестала играть в театре за год до своей смерти. Перенеся тяжелое заболевание легких и инфаркт, 19 июля 1984 года Фаина Георгиевна скончалась.

Комментарии ()

Подпишись на обновления сайта. Получай новые статьи на почту:

Рубрики Я С ВАМИ BANNER –> Дата: 26 ноября 2012 | Просмотров: 32646

Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (урождённая Фаина Гиршевна Фельдман ) родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Отец – Фельдман Гирши Хаймович – был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай». Когда Фаину Георгиевну попросили написать автобиографию, она начала так: «Я  дочь небогатого нефтепромышленника…» Дальше дело не пошло.

Детство Фаины Раневской

В семье было четверо детей – два брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, умер младший брат. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами». С подросткового возраста Фаина увлекалась театром, поэтому окончив женскую таганрогскую гимназию, стала посещать занятия в частной театральной студии А. Ягелло.

Фаина Ранеская в детстве

В 19 лет молодая девушка уехала из провинции в Москву.  В юности, после революции, Раневская очень бедствовала и в трудный момент обратилась за помощью к одному из приятелей своего отца.     Тот ей сказал:  » Дать дочери Фельдмана мало  я не могу. А много у меня уже нет.»

Работа Фаины Раневской в Москве

В Москве она поступила на работу в труппу мадам Лавровской. Работа предполагалась в Керчи, но там театр не имел успеха у публики. Именно в Керчи  Фельдман превратилась в Раневскую. Это случилось, когда она выходила из банка  и денежные купюры из ее рук разлетелись по ветру. Посмотрев вслед уносимым ветром деньгам, она произнесла «как грустно, когда они улетают». Свидетель этого инцидента сказал ей, что «так могла сказать только Раневская». Тогда Фаина и взяла сценический псевдоним — Раневская, позаимствовав его у знаменитой чеховской героини из «Вишневого сада». «Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея…» После этих слов мне удалось свалить декорацию,изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер,стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены.

Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила чернилами.Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было розовое, с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнером в комедии «Глухонемой» (партнером моим был актер Ечменев), он,увидев черную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей черной шеи, а с премьершей театра, сидевшей в ложе, бывшим моим педагогом, случилось нечто вроде истерики… (это была П.Л.Вульф). И это был второй повод для меня уйти со сцены.» Слава Богу этого не случилось. Раневская поработала во множестве театров — от Крыма до Ростова-на-Дону. В кино Раневская пришла в 38-летнем возрасте, снявшись в «Пышке» у Михаила Ромма. Затем был «Подкидыш». Роль властной супруги Ляли, которой на пути встречается маленькая потерявшаяся девочка, мгновенно принесла Раневской популярность у советского зрителя. А ее фраза «Муля, не нервируй меня!» — адресованная мужу-хоюпику, стала крылатым выражением.

Фаина Георгиевна о своей жизни

О своей жизни Фаина Георгиевна говорила: » Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга  «Судьба — шлюха»… В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части…  Как я завидую безмозглым!.. Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной… Страшно грустна моя жизнь. А вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз… Я — выкидыш Станиславского… Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила..» В 1939-ом она сыграла в фильме «Ошибка инженера Кочина», затем в еще одной литературной адаптации, на этот раз произведения Чехова, «Человек в футляре». В 1940-ом Фаина снялась в ленте Ивана Пырьева «Любимая девушка», где исполнила роль тетки Добрякова. Затем последовали роли в фильмах «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Мечта», «Александр Пархоменко», «Родные берега», «Новые похождения Швейка».

Личная жизнь Фаины Раневской

Фаина Георгиевна не слишком отличалась красотой. С мужчинами у неё никак не складывалось. По легенде от неё самой, всё началось с того, что нравившийся ей молодой человек однажды спросил её: «А ты будешь дома вечером?» В ожидании приятного вечера Фаина Георгиевна стала ждать гостя, накрыла на стол, а в итоге молодой человек пришел к ней со своей девушкой, да ещё и попросил хозяйку погулять где-нибудь пару часов. Семьей она так и не обзавелась. Долгие годы Раневская жила в Москве в Старопименовском переулке. Ее комната в большой коммунальной квартире упиралась окном в стену соседнего дома и даже в светлое время суток освещалась электричеством. Приходящим к ней впервые Фаина Георгиевна говорила:  » Живу, как Диоген. Видите, днем с огнем!  Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.»

Эта жуткая комната с застекленным эркером была свидетельницей исторических диалогов и абсурдных сцен. Однажды ночью сюда позвонил  Эйзенштейн. И без того неестественно высокий голос режиссера звучал с болезненной пронзительностью: «Фаина! Послушай внимательно. Я только что из Кремля. Ты знаешь, что сказал о тебе Сталин?! «Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная.» «Жизнь  это затяжной прыжок из п…зды в могилу.  Жизнь  это небольшая прогулка перед вечным сном.  Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.  Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.  Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».  Жизнь отнимает у меня столько времени, что писать о ней совсем некогда.»

С началом войны Фаина Раневская была эвакуирована в Ташкент, где находилась до 1943 года. В 1943 году Раневская вернулась в Москву. Ее пригласили сняться в роли Мамаши в фильме «Свадьба» режиссера Исидора Анненского. В 1947 году на экранах появилась комедия Григория Александрова «Весна», главные роли в которой исполнили Любовь Орлова и Николай Черкасов. Фаина Раневская сыграла Маргариту Львовну, которая подавала завтрак своей знаменитой племяннице. В том же году Раневская снялась в роли мачехи в сказке «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой. Эта картина очень понравилась Раневской. Автор сценария был Евгений Львович Шварц, который позволял Раневской вставлять свои фразы. Мачеха стала одной из лучших комедийных ролей Раневской. Фаина Раневская на вопрос, как она себя сегодня чувствует, ответила: » Отвратительные паспортные данные. Посмотрела в паспорт, увидела, в каком году я родилась, и только ахнула… Паспорт человека это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать, а паспорт лишь напоминает, что ты можешь жить, как восемнадцатилетняя.

Старость- это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости… Господи, уже все ушли, а я все живу. Бирман , и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала… Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!» Раневская снималась до 82 лет. Ее последним фильмом стала телекартина «Дальше — тишина» 1978 года. Также Раневская до 1980 года продолжала играть в театре. Она была трижды награждена Сталинской премией — в то время высшей наградой Советского союза, за актерские работы в фильме «У них есть Родина» и спектаклях «Рассвета над Москвой» и «Закон чести». «Старая харя не стала моей трагедией , в 22 года я уже гримировалась старухой, и привыкла, и полюбила  старух моих в ролях…  Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и сплетницы, и негодяйки… Старухи, по моим наблюдениям, часто не обладают искусством быть старыми. А к старости надо добреть с утра до вечера! …  Одиноко. Смертная тоска. Мне 81 год…

Сижу в Москве, лето, не могу бросить псину. Сняли мне домик за городом и с сортиром. А в мои годы один может быть любовник — домашний клозет… Стареть скучно, но это единственный способ жить долго. Старость это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы…»

Актриса умерла 19 июля 1984 года после перенесенного инфаркта и пневмонии. Она похоронена в Москве на Донском кладбище. После ее смерти в 1992 году редакционный совет английской энциклопедии «Кто есть кто» включил ее в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.

Памятник Фаине Раневской в Таганроге

Подводя итоги, Раневская говорила:  » Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо…  У меня хватило ума прожить жизнь глупо… Жизнь моя… Прожила около, все не удавалось. Как рыжий у ковра…  Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй… Ничего кроме отчаянья от невозможности что-либо изменить в моей судьбе.»

27 августа 1896 г. Таганрог, Россия 19 июля 1984 г. литература 20 века , советская литература

Родилась Фаина Раневская в августе 1896 года в богатой таганрогской семье. В детстве заикалась, чувствовала себя одинокой, а в школе не сильно блистала знаниями. С ранних лет увлекалась театром и кино, а в последствии стала блистательной актрисой, которую до сих обожают многие, отдельные фразы героинь её фильмов уже давно стали выдающимися.

Но не многие знают, что кроме великолепной карьеры актрисы, Фаина была ещё и писательницей. Женщина с непростым характером и сложной судьбой в своих произведениях делилась прожитыми чувствами и эмоциями, любовью к мужчинам, которые её не любили. Чёрной нитью за ней всю жизнь тянулось отягощающее одиночество. В своей биографии писательница сетует на свой талант и внешность, которые испортили ей жизнь.

Разочаровавшись в любви еще в юности, она так и не вышла замуж. В каждой её книге чувствуется ранимая душа и боль женщины, которую считали актрисой от Бога, ею восторгались, но к своим 80-ти годам она осталась никому не нужной. Её искрометными высказываниями и шутками, юмористическими историями и казусами до сих пор зачитываются многие. И главное – писательница никогда не придумывала остроумных историй, все получалось произвольно.

Умерла великая и неординарная женщина – Фаина Раневская – в июле 1984 года, но струны наших сердец она трогает до сих пор.

Интересные факты

– Авторство крылатой фразы из фильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к ней женщин. В эфире «Кинопанорамы» 1964-го года Фаина Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендует и Рина Зелёная, будучи соавтором сценария фильма.

– Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала Раневскую. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Леонид Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я Вас очень люблю».

– Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».

– Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричит во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.

  • АвтобиографииПодборки

Цитаты из книг автора

Раньше писатели писали книги для читателей, сейчас все больше для библиотек. Раньше для чтения, сейчас для известности и наград.

Фаина Георгиевна Раневская

Беда в том, что характер – не шуба, его не сдашь в скупку, чтобы приобрести новый. К тому же вдруг опять подсунут какую-нибудь гадость?

Фаина Георгиевна Раневская

Одиночество взрослого, прожившего жизнь, страшно, но объяснимо, оно может вытекать из этой самой жизни, быть следствием его собственных ошибок и эгоизма.Одиночество ребенка в тысячу раз страшней одиночества взрослого человека. Дети не должны быть одиноки, иначе они никогда не будут счастливы в жизни.

Фаина Георгиевна Раневская

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Цинизм ненавижу за его общедоступность.

Все цитаты Фаина Раневская →

13. Две крепости 14. Записки о Шерлоке Холмсе (авторский сборник) 15. Возвращение Шерлока Холмса (авторский сборник) 16. Завтра была война… Весь рейтинг Рубрика: Профессии Просмотров: 2 348

  • Содержание
  • Детство и юность
  • Начало карьеры
  • Театральная карьера
  • Яркие роли в театре
  • Роли в кино
  • Озвучивание мультфильмов
  • Известные цитаты и афоризмы
  • Личная жизнь
  • Характер
  • Интересные факты
  • Награды
  • Смерть
  • Заключение

Именитая актриса театра и кино Фанни Фельдман не отличалась манерами приличия, но благодаря строгости к себе и окружающим, она получила мировую известность и любовь советских граждан. Спустя десятки лет после смерти Раневской, ее продолжает цитировать молодое поколение, а интерес к кинолентам не угасает. Женщина – сарказм так и не смогла получить самую главную роль в жизни, но это не помешало ей стать одной из величайших актрис 20 века. История нелегкой судьбы наполнена одиночеством и раскрывает весь путь становления советской легенды.

Детство и юность

image

Фанни Фельдман – Раневская родилась в Таганроге в 1896 году. Еврейская семья не знала нужды. Отец был собственником нескольких местных предприятий. Мать занималась хозяйством, растила пятерых детей и восторгалась русской литературой. Она и привила дочери любовь к искусству.

С детства Фанни чувствовала себя особенным ребенком: непривлекательная внешность и заикание влияли на самопринятие себя. Уже с малых лет у нее был скверный характер, и она очень любила поспорить с братьями. Наличие комплекса мешало девушке построить дружбу и со сверстниками. Имея большую семью и приличный достаток, Фая оставалась одинокой в родном доме. Близкие люди постоянно напоминали о недуге: братья, которые дразнили, и сестра с очаровательной внешностью. Даже отец любил грубо подшутить над неудачным обликом дочери, что очень расстраивало девушку.

Творческая любовь к классику А.П. Чехову изменила в дальнейшем жизнь легендарной личности. Спектакль “Вишневый сад” оставил яркое впечатление в эмоциональной натуре девушки и побудил интерес к актерскому ремеслу. Фанни рассказала о желании стать актрисой родным, но отец не поддержал затею и пригрозил изгнанием. Он не видел в дочери нужного таланта и напоминал о ее не “актерской” внешности. Но не теряя веру в себя, она приняла вызов отца и уехала покорять Москву.

Постановка Чехова подарила будущей артистке не только профессию, но и звучную фамилию. Выронив большую сумму денег, Фаина мечтательно произнесла: “Как же красиво они летят”. А от прохожего послышалось: “Да Вы настоящая Раневская, лишь она могла так сказать!”. Тогда она решила использовать фамилию как псевдоним.

Начало карьеры

image

Москва встретила богатую провинциалку нерадушно. Сняв маленькую комнатушку на деньги матери, Фаина устремилась исполнять заветную мечту. Но во всех театральных школах она только и слышала: “неспособная” и “некрасивая”.

Все попытки найти себя были тщетны, пока она не встретила приму – балерину Большого театра Екатерину Гельцер. С ее помощью она устроилась в Малаховский Летний театр и познакомилась с Владимиром Маяковским и Анной Ахматовой. Даже массовках был виден необычный и виртуозный талант актрисы. После летнего сезона Раневская участвовала в труппе мадам Лавровской, где она играла девушку – кокетку. Юная актриса мечтала о гастролях, и вскоре ей предоставили такую возможность.

1917 год стал переломным в жизни Фаины. Она окончательно осталась одна, ведь вся семья эмигрировала в Прагу. Но с одной новостью, пришла и вторая: ее талант заметили в Театре актера, куда она в дальнейшем и поступила.

Театральная карьера

image

В 1931 году Раневскую зачислили в Московский Камерный театр. Там состоялся ее дебют в роли проститутки, который так запомнился советскому зрителю. В 1935 году она ушла в театр Красной Армии и во время войны выступала перед советскими офицерами.

В послевоенное время Фаина перешла в театр Моссовет, где с первых дней отношения между режиссером и актрисой были натянуты. Из-за конфликтного характера Раневская не могла сработаться с коллективом. Она жила импровизацией в своих второстепенных ролях, что несомненно злило весь состав. Раневская хотела работать не на режиссера, а для зрителя.

Тем не менее  актриса прослужила в этом театре 25 лет, и здесь она обрела известность. Закончила карьеру там, где и начала:  в театре Пушкина, который когда-то был Камерным.

Яркие роли в театре

image

У Раневской было более 50 постановок в театре, но успех принесли только 4.

Значимой ролью для актрисы была гувернантка Шарлотта из “Вишневого сада” в Театре актера. Играла она эпично и быстро получила признание зрителя. Многие считали, что эта роль была написана для самой Раневской. Но несмотря на успех в постановке, она все равно продолжала поиски лучшего места.

Зинка из “Патетической сонаты” также стала одной из ярких ролей в карьере Раневской. Она на высшем уровне сыграла проститутку Зинку, история которой, переплеталась с личной судьбой актрисы: одинокая и ненужная. Камерный театр открыл дорогу молодой артистке.

Еще одним успешным персонажем стала Васса Железнова. Главная роль сильной и волевой женщины Фаине давалась нелегко. Из-за работы в данной картине у нее начали опять появляться комплексы и противоречия с собой. Актрису привлекал образ Вассы, но она не могла понять, как ей принять это все на себя. После этот спектакль ставили во многих театрах, но первооткрывателем стала Раневская.

Берди из пьесы “Лисички” становится очередной ролью ее личных переживаний. Актриса вспоминает те чувства, когда уходила из дома и оставалась одна без поддержки родных. Американская картина тесно переплетается с отечественным “Вишневым садом” и вызывает похожие эмоции не только у зрителя, но и труппы.

Многие роли отражали жизнь Фанни. Казалось, что сценаристы списывали историю с ее личной книги. Это добавляет драматизма в биографию Раневской.

Роли в кино

image

Актриса всегда считала, что в карьере не сделала того, на что была способна. Это больше касалось телевизионного аспекта. “Королева эпизода” ー такое пожизненное имя получила Раневская. У нее было много ролей, только не было главной. Во всех картинах Фая занимала только второй план.

Самые запоминающиеся роли она получила в фильмах “Подкидыш”, “Человек в футляре” и “Ошибка инженера Кочина”. В этих картинах она играла жен главных и второстепенных героев. Фраза “Муля, не нервируй меня!” стала неким девизом в советском обществе.

Многие также ее запомнили по детской сказке “Золушка”, где она снималась в роли злобной мачехи. Этот образ давал Раневской неподдельную радость и удовлетворение, раскрывал ее амбициозную личность. Сама Фаина считает эту роль лучшей в своей кинематографической карьере.

Озвучивание мультфильмов

image

Мало кто знал, что талантливая актриса принимала участие в озвучивании мультипликационных картин. Самым успешным проектом Раневской стала няня Фрекен Бок в ленте “Малыш и Карлсон”. Многим советским детям запомнилась взбалмошная домоправительница и ее кошка Матильда. А все благодаря удивительной интонации и умением оживить персонаж.

Еще одной анимационной работой была “ Сказка о царе Салтане”. Там актриса озвучивала сватью Бабариху. Но этот персонаж не получил такой волны популярности, как легендарная Фрекен Бок.

Известные цитаты и афоризмы

image

Память о Раневской живет не только благодаря фильмам с ее участием, но и язвительным высказываниям. Оригинальная личность всегда умела ответить обидчику и выразить недовольство. Прямота актрисы удивляла советское общество, но и в то же время открывала истину на многие жизненные аспекты.

  • “Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться.”
  • “Одиночество ー это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.”
  • “Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.”
  • “Многие жалуются на свою внешность, и никто ー на мозги.”
  • “В старости главное ー это чувство достоинства, а его меня лишили.”

Раневская часто говорила об одиночестве и внешности. Для нее это было особенно актуально. Через каждое слово можно было прочувствовать ту боль, которую перенесла сильная и волевая женщина.

Личная жизнь

imageО своих влюбленностях Фанни всегда рассказывала с юмором. Хотя ее личная жизнь для многих оставалась за кулисами театра, это не мешало слухам окружать ее персону. Ей приписывали романы с многими мужчинами, но сама Раневская рассказывала, что никогда не испытывала взаимных чувств. Все, кто нравился, не имели обратных симпатий по отношению к ней. Это угнетало, но актриса всегда старалась насмехаться над своим одиночеством.

Детские комплексы тоже сыграли роль в ее жизни. Вспоминая отца и его насмешки, она не могла полностью раскрыться для мужчины. Получив успех в карьере и всеобщее признание, она так и не обрела женского счастья, к которому стремилась.

Мальчик ー так звали пса, которого приютила именитая артистка. Найденный на улице дворняга уже готовился к смерти. Он стал последней надеждой Раневской для избавления от жизненной пустоты. В дальнейшем пес стал ее любимцем в доме. Раневская отдала домашнему питомцу всю любовь, которая накопилась за десятки лет.

Пес по кличке Мальчик достоин отдельной главы в книге о легендарной актрисе.

 Характер 

“Бытовая дура” ー так себя называла Раневская из-за многих расхождений в своем характере. Грубый и конфликтный образ выступал против чистоты души. Она состояла из противоречий. Несмотря на свое остроумие и эпатажность, Фаина тяжело сходилась с людьми. А ее яркий актерский талант изрядно злил коллег по цеху.

Интересные факты

Вся сущность Раневской проявлялась не только на сцене, но и в личных предпочтениях. Она часто переходила на вегетарианское питание, потому что не могла есть “ранее ходячего и смотрящего”. Но артистка не осуждала людей, которые любили и ели мясо.

Еще одним интересным фактом было наличие коробочки с названием “похоронные причиндалы”. Там артистка хранила все полученные награды и медали и при каждом удобном случае демонстрировала данный раритет друзьям и гостям.

Раневская любила побаловать себя сигареткой, и делала она это очень часто. Казалось, что папироску она не выпускала никогда. В будущем  это увлечение сказалась на здоровье артистки.

А ее особенная связь с поэтом необычайно удивляла. Она не раз говорила людям: “Я дышу не воздухом, а Пушкиным!”.

Награды

Раневская получила 14 заслуженных наград, из них: трижды Сталинская премия и звание Заслуженной артистки.

Имея признание не только соотечественников, но и власти, Фаина Георгиевна не получала удовлетворение от своих медалей. Все награды напоминали ей о новом направлении в искусстве, что не радовало легендарную личность. Только Орден Ленина растопил ее сердце. После вручения медали на свое 80-летие, неожиданно для всех Раневская расплакалась. В тот день она стала еще ближе к людям, показав свою истинную открытость.

Смерть 

Театр Камерный стал последним, где играла актриса. Она покинула его за год до смерти, сыграв заключительную роль Фелицаты в “Правда хорошо, а счастье лучше”. Этот образ она уже не смогла раскрыть полностью из-за своего “глубокого” возраста. В последних спектаклях Раневская уже терялась в тексте и в самой постановке.

Умерла актриса в больнице 19 июля 1984 года от инфаркта и пневмонии. Она не дожила всего лишь месяц до своего 88-летия. Похоронена была недалеко от сестры Изабеллы на Новом Донском кладбище в Москве.

Сегодня могила легендарной актрисы ухожена и наполнена цветами. На протяжении десятков лет, зрители продолжают помнить необычный и яркий талант Раневской.

Заключение

Фаина Георгиевна была удивительной личностью, но мало кто смог открыть ее внутренний потенциал до конца. Даже тяжелейший характер не мешал быть ей ранимой и доверчивой женщиной. Все злые шутки были не более, чем маска. Так она пыталась спрятать всю свою нажитую боль и одиночество.

Актриса прожила долгую жизнь, где основные годы отдала сцене. Сложная судьба, не помешали творить и достигать высоких ступеней в карьере. Главную роль она так и не получила, но смогла раскрыть яркий и саркастический образ Фанни.

Раневская продолжает жить в своих картинах и цитатах, а ее имя долго еще будет всплывать на просторах современного мира.

Автор статьи: Юлия Русак

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий