Франсиско Гойя краткая биография

Главная Коллекция “Revolution” Культура и искусство Биография Франсиско Гойя

Жизнь и творческая деятельность Франсиско Гойя. Использование гравировки при выполнении работ. Особенность создания серии офортов “Капризы”. Изображение борьбы широких масс испанского народа с наполеоновскими войсками в композиции “Бедствия войны”.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.10.2015
Размер файла 50,5В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Дата рождения: 30 марта 1746 года Место рождения: Фуэндетодос, Испания Дата смерти: 16 апреля 1828 года Место смерти: Бордо, Франция Франсиско де Гойя – испанский художник. Франсиско де Гойя был рожден в марте 1746 в Сарагосе. Его отец Хосе был среднего достатка, мать Грасия воспитывалась в бедной семье идальго. До 1749 семья жила в деревушке Фуендетодос. Образование получил поверхностное, до конца жизни писал с ошибками. В 1749 переехал в Сарагос, в 1759 стал учеником в мастерской Лусана-и-Мартинеса. В 1763 принял участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена. В 1766 переезжает в Мадрид, вновь проваливается на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. После этого знакомится с работами придворных художников, оттачивая свое мастерство. В июле 1766 уезжает в Рим, весной 1771 принимает участие в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме. Получает вторую премию и 6 голосов. В ноябре 1771 возвращается на родину, получает заказ на эскизы для плафона капеллы на тему Поклонение имени Бога, получает за нее 15 тысяч реалов. В июле 1772 заканчивает работу, получает заказ на роспись оратория дворца Собрадиэль. С 1772 по 1774 пишет 11 больших картин из жизни Святой Девы Марии. В 1773 женился на сестре Франсиско Байеу, всего имел 5 детей, из которых выжил только один, ставший художником. В 1775 окончательно переезжает в Мадрид, работает в мастерской своего шурина, который в то время был официальным придворным художником короля. В 1775 получает заказ для столовой принца Астурийского во дворе Эскориал, создает 5 композиций за 8 тысяч реалов. В 1778 создает серию панно для Королевской шпалерной мануфактуры, получает разрешение на гравирование картин Веласкеса. В начале 1779 презентует свои картины королю, просит место придворного художника, но получает отказ.В мае 1780 заключает контракт на роспись купола собора дельПилар за 60 000 реалов. В июле 1781 работает над украшением церкви св. Франциска Великого в Мадриде. В 1783-1784 пишет портреты, выполняет заказы младшего брата короля.В 1785 знакомится с семьей маркизов, которые станут его постоянными клиентами на следующие 30 лет. В 1785 становится вице-директором Королевской академии, а в 1795 – ее директором живописного отделения. В 1786 становится королевским художником, пишет серию картин для столовой. В 1788 создает картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии. В 1789 становится придворным художником у нового короля, в 1799 – его живописцем. В 1793 тяжело заболевает, периодически ездит в Валенсию для отдыха. Вскоре теряет слух, его разбивает паралич. Несмотря на болезнь, продолжает работать, писать портреты, в 1796 отправляется с королем в Андалусию. Там создает Санлукарский альбом, в 1797 отказывается от должности директора Академии, в 1798 расписывает купол церкви Сан Антонио де ла Флорида. В 1799 пишет портрет королевы, становится придворным художником. В июне 1801 заканчивает знаменитый портрет семьи Карла IV. С 1803 по 1808 не получает заказов от короля, работает над портретами. В 1808 начинается война, Гойя пишет картины Восстание на Пуэртадель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. В 1814 возвращает доверие короля, пишет заказы. В 1816 создает серию офортов Тавромахия . в 1824 выезжает во Францию, в мае 1825 создает миниатюры из слоновой кости. В апреле 1828 умер в Бордо. Достижения Франсиско де Гойя: • Один из первых и ярчайших мастеров эпохи романтизма Даты из биографии Франсиско де Гойя: Март 1746 – рождение 1766 – переезд в Мадрид 1766 – переезд в Рим 1770-е – работа при испанском королевском дворе 1785 – вице-директор Королевской академии 1786 – придворный художник Апрель 1828 – смерть Интересные факты Франсиско де Гойя: • Также был гравером • В семье воспитывалось еще два сына, Франсиско был младшим

Живопись Франсиско Гойи

Подробности
Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века
Опубликовано 25.08.2017 16:14
Просмотров: 3812

image

Гойя был признан выдающимся испанским художником уже при жизни.

Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. А сам о своих предпочтениях он говорил так: «Я признаю трёх мастеров: Природу, Веласкеса и Рембранта».

Франсиско Хосе Гойя, также Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)

image

Ф. Гойя. Автопортрет (1795)

Начало

Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 г. в горном селении Фуэндетодос в Арагоне (Испания). Его отец был мастером-позолотчиком. В возрасте 13 лет вместе с семьёй переехал в Сарагосу, где был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Там Гойя познакомился с Мартином Сапатерой, который стал его другом на всю жизнь.

Ф. Гойя. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Холст, масло. 83 х 65 см Данный портрет написан во второй половине жизни художника, уже признанным мастером, лишившимся слуха из-за серьезной болезни. Сюжеты картин этого времени становились всё более мрачными, наполненными безысходностью, чего нельзя сказать об этом портрете. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Нейтральный фон, тонкие переходы серых и зеленых оттенков наполняют картину воздухом, выделяя фигуру Сапатеры. Чувствуется, что толчком к написанию портрета было личное чувство художника к изображаемому, а не заказ. А свой первый заказ художник получил в возрасте 17 лет. Это был алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос. В возрасте 19 лет Гойя приехал в Мадрид и участвовал в конкурсе с надеждой быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Но его картина была отвергнута. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. С победой он вернулся в Сарагосу и здесь написал фрески в церкви де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар.

Фреска Ф. Гойи

Ф. Гойя «Дева де Пилар» (до 1771-1774). Холст, масло. 56 × 42 см. Музей Сарагосы (Испания)

В Мадриде

В это время Гойю представили Франсиско Байеу, члену Королевской Академии и придворному художнику короля Карла III. По его протекции Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта-Барбара на картоны для шпалер с изображением сцен из испанской жизни. Гойя женился на сестре Байеу – Хосефе и в 1775 г. переехал в Мадрид, где в период между 1776 и 1791 гг. написал 45 картонов. На них художник изобразил весёлые, идеализированные сцены испанской сельской жизни, которые принесли Гойе известность.

Ф. Гойя «Мальчики играют в солдат» (1779). Холст, масло. 145 х 94 см. Музей Прадо (Мадрид) В 1780 г. Гойя уже пишет портрет короля, а также картину в академическом стиле «Распятие». После этого он становится членом Королевской Академии.

Ф. Гойя «Распятие» (1780). Холст, масло. 255 × 154. Музей Прадо (Мадрид) Далее карьера Гойи идёт по восходящей: он получает заказ написать портреты членов королевской семьи. Это обстоятельство способствовало известности Гойи. Он написал портрет семьи Осуна и расписал фресками их частную капеллу, а также стены их загородного дома.

Ф. Гойя «Герцогиня Осуна» (1785). Холст, масло. Коллекция Марч (Пальма, Испания) В 1786 г. Гойя был назначен вице-директором Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо. После смерти Карла III в 1789 г. он стал придворным художником нового короля – Карла IV.

Ф. Гойя «Карл IV в красном» (1789). Холст, масло. 127 х 94 см. Музей Прадо (Мадрид) Гойя пишет портреты короля и его супруги, королевы Марии Луизы. Надо заметить, что придворные портреты Гойи были абсолютно лишены лести, и часто их сходство с оригиналом было правдиво до жестокости. Однако это не останавливало заказчиков, а его популярность при дворе росла. Были у него и другие портреты: детей и красивых женщин.

Ф. Гойя «Дон Мануэль Осорио Манрике де Суньига, ребёнок» (до 1787). Холст, масло. 110 х 80 см. Метрополитен-музей (Нью-Йорк) В 1791 г. Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них – «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Он также украсил фресками ее загородный дворец.

Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. 1797). Холст, масло. 97 х 190 см. Музей Прадо (Мадрид) Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя, испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая».

Ф. Гойя «Маха одетая» В 1792-1793 гг. после тяжёлой болезни Гойя потерял слух. В это время он начал работать над серией офортов «Капричос», которая была закончена к 1799 г. (об этом читайте здесь). В 1798 г. Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида. Гойя написал сцену с более чем 1000 персонажей, изображающую св. Антония, благословляющего больного.

Дом глухого

В 1800 г. он построил за пределами Мадрида виллу, которую впоследствии называли Домом глухого. Он продолжал писать правдивые портреты аристократии, интеллигенции и придворных чиновников. Один из самых откровенных портретов – изображение фаворита королевы, премьер-министра дона Мануэля Годоя. Он приложил огромные усилия, чтобы спасти от смерти французскую королевскую семью.

Ф. Гойя. Портрет М. Годоя Годой происходил из бедного дворянского рода, но к 1797 г. стал одним из богатейших людей Испании. В 1808 г. Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После освобождения Испании он изобразил эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814).

Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. 1814). Холст, масло. 268 × 347 см. Музей Прадо (Мадрид) На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. На картине передана энергия толпы и напряжённость боя, а цветовая палитра подчёркивает жестокость происходящего. При бомбардировке Мадрида во время Гражданской войны в Испании правительство решило эвакуировать фонды Прадо. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. После реставрации часть повреждений у левого края была оставлена неисправленной, чтобы служить напоминанием зрителям о гражданской войне. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Когда Фердинанд VII вернулся на испанский трон, Гойя все еще оставался придворным художником. Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. Уединившись на вилле, Гойя работал. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес».

Ф. Гойя. Портрет Мариано Гойи (1812-1814). 59 x 47 см. Коллекция герцога Альбукерки (Мадрид)

В изгнании

В 1824 г. 78-летний художник, не желая мириться с политикой Фердинанда, отправился в добровольное изгнание во Францию. Он присоединился к другим испанским интеллектуалам, которые бежали в Бордо, освоил технику литографии и сделал серию, посвященную бою быков, – «Бордосские быки». Умер Гойя в Бордо 16 апреля 1828 г.

Значение творчества Ф. Гойи

За более чем полвека творческой жизни Гойя написал около 700 картин, 280 офортов и около тысячи рисунков и гобеленов. Он признан одним из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Творчеству Гойи присуще разнообразие жанров: портреты, натюрморты, полотна на исторические и религиозные темы, жанровая живопись. Он был также замечательным гравёром. Самая большая коллекция произведений Франсиско Гойи хранится в музее Прадо в Мадриде. Картины Гойи, главным образом портреты, представлены и во многих других знаменитых музеях мира: Национальной галерее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Галерее Уффици во Флоренции, Старой пинакотеке в Мюнхене и др. Вклад Ф. Гойи в формирование искусства XIX-XX вв. огромен. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов.

  • < Назад
  • Вперёд >

В период расцвета своего творчества, художник Франсиско Гойя стал одним из основоположников романтического искусства с его воспеванием душевного порыва и индивидуализма.

Франсиско Гойя. Картины художника

Франсиско Гойя. Портрет маркизы Санта-Крус

1805 г. Музей Прадо, Мадрид

Это произведение создано в духе классики: маркиза представлена в образе музы Эвтерпы. В руках у нее лира, а платье напоминает древний хитон. Так художник подчеркнул любовь заказчицы портрета к поэзии. Статичная композиция не очень характерна для Гойи, но здесь она обусловлена образом.

Франсиско Гойя. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде

1814 г. Музей Прадо, Мадрид

Картина была сильно повреждена в конце 1930-х годов во время гражданской войны в Испании, и некоторое время ее не реставрировали, стремясь сохранить память о тех событиях. Но впоследствии полотно все же привели в порядок, ведь оно само по себе является напоминанием об ужасах войны. Оно посвящено восстанию жителей Мадрида против войск Наполеона.

Франсиско Гойя. Портрет семейства герцога и герцогини Осуна

1788 г. Музей Прадо, Мадрид

Гойя не был склонен льстить своим моделям (даже из числа самых богатых заказчиков, а род Осуна принадлежал к числу богатейших и знатнейших в Испании). Можно сказать, что «Портрет семейства Осуна» — образец реалистической живописи.

Франсиско Гойя. Продавец посуды

1779 г. Музей Прадо, Мадрид

Продавец со своим товаром расположился прямо на земле, на первом плане картины. Но какое отношение к нему имеет проезжающая карета? Никакого. Художник просто подчеркнул контраст между бедным торговцем и восседающими в карете аристократами.

Франсиско Гойя. Фердинанд Гиймарде

1798 г. Лувр, Париж

Фердинанд Гиймарде приезжал в Испанию в качестве французского посла. У себя на родине этот человек в свое время поддержал революцию и был сторонником казни королевского семейства. С особым тщанием художник выписывает «республиканские цвета» на плюмаже шляпы и на шарфе политика: в Испании подобные символы были запрещены, и живописца восхитила смелость Гиймарде.

Франсиско Гойя. Игра в жмурки

1791 г. Музей Прадо, Мадрид

Несмотря на сложный и свободолюбивый характер, Франсиско Гойя долгое время занимал «пост» королевского живописца. Картина «Игра в жмурки» предназначалась для одной из комнат мадридского дворца Эль-Пардо. Интересно, что на этом полотне проявились многие черты стиля рококо, нехарактерного для художника: простой наивный сюжет, декоративность, обилие мелких деталей.

Франсиско де Гойя

Francisco José de Goya y Lucientes

  • Дата рождения: 30 марта 1746 г.; Fuendetodos, Spain
  • Дата смерти: 16 апреля 1828 г.; Bordeaux, France
  • Годы активности: 1770 – 1828
  • Национальность: испанец
  • Направление: Романтизм
  • Сфера: живопись, эстамп
  • Испытал влияние: Альбрехт Дюрер, Диего Веласкес
  • Оказал влияние: Пабло Пикассо, Хаим Сутин, Roberto Montenegro, Хосе Клементе Ороско, Пьер Огюст Ренуар, Макс Клингер, Alfred Dehodencq, Russ Warren, William Balthazar Rose
  • Учителя: José Luzán, Антон Рафаэль Менгс
  • Ученики: Rosario Weiss Zorrilla
  • Арт-институции: Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо
  • Семья и родственники: Rosario Weiss Zorrilla
  • Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/Гойя,_Франсиско
  • image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий