Галкин не верит своим ушам – Вдова Леонида Дербенева выходила за него замуж девственницей

О знаменитости

Доп. информация по биографии Леонид Петрович Дербенёв

—> image

12 апреля 1931 — 22 июня 1995

советский и российский поэт-песенник, переводчик, юрист

Жизнь и творчество

Родился 12 апреля 1931 года в Москве. Во время Великой Отечественной войны проживал в деревне Улово Владимирской области, откуда ранее переехал в Москву вместе с семьёй его дед. За несколько лет до смерти Дербенёв построил в Улове дом.

Дебютом поэта стала публикация стихов во всесоюзной газете «Пионерская правда». Автор учился в седьмом классе средней школы.

В 1954 году окончил юридический институт, после чего работал юристом в различных организациях, параллельно писал стихи, некоторые из них печатались в «Комсомольской правде», «Известиях», «Московском комсомольце» и других периодических изданиях. Переводил поэзию народов СССР.

С 1959 года Дербенёв уходит на творческую работу, пишет песни, в 1960-е нередко выступает в роли переводчика западных шлягеров («Прощай, моряк» и «Луна» Доменико Модуньо, «Падает снег» Сальваторе Адамо и др.). Создал более двух тысяч стихотворений, сотни из которых стали основой песен. Сотрудничал с известными советскими композиторами: Александром Флярковским, Арно Бабаджаняном, Александром Зацепиным, Вячеславом Добрыниным, Юрием Антоновым, Максимом Дунаевским, Юрием Чернавским и многими другими. В последние годы жизни его привлекало и приносило очень удачные результаты сотрудничество с молодыми композиторамиВ — Игорем Матетой, Александром Лукьяновым, Виталием Окороковым.

Автор текстов популярных песен, входивших в репертуар звёзд советской, а впоследствии и российской эстрады Муслима Магомаева («Лучший город Земли»), Валерия Ободзинского («Колдовство», «Мираж»), Льва Лещенко («Прощай», «Родная земля»), Аллы Пугачёвой («Этот мир», «Песенка про меня», «Всё могут короли», «Ты на свете есть», «Белая дверь»), Жанны Рождественской («Гадалка», «Подойду я к зеркалу»), Ксении Георгиади («Ищу тебя»), Яака Йоалы («Любовь нас выбирает»), Тыниса Мяги («Сердце не спит»), Валерия Леонтьева («Там, в сентябре»), Михаила Боярского («Всё пройдёт», «Городские цветы», «Робинзон», «Сяду в скорый поезд»), Николая Караченцова («Кленовый лист»), Сергея Беликова («Снится мне деревня»), Маши Распутиной («Гималаи», «Городская сумасшедшая», «Я и ты», «Кружит музыка», «Я родилась в Сибири», «Ты любовь моя не первая», «Живи, страна!»), Филиппа Киркорова («Атлантида», «Ты, ты, ты», «Небо и земля»), Владимира Преснякова-младшего («Зурбаган», «Ты скажи») и других исполнителей, ВИА «Весёлые ребята» («Если любишь ты», «Ни минуты покоя», «Не волнуйтесь, тётя»), «Самоцветы» («Всё, что в жизни есть у меня»), «Поющие сердца» («Кто тебе сказал?»), «Лейся, песня» («Где же ты была?»), «Ариэль» («На острове Буяне»), рок-групп «Земляне» («Поверь, Земля») и «Рондо» («Надувной корабль»). По свидетельствам тех, кто работал с Дербенёвым (А. Зацепина и других), он был чуть ли не единственным поэтом-песенником, способным написать стихи на готовую мелодию, а не только предлагать собственные стихотворения (пусть даже написанные в форме «куплет-припев»). Сотрудничавший с Дербенёвым композитор Сергей Дьячков утверждал: «Мне даже кажется, что у Дербенёва техника была как у Пушкина. Такая быстрота мышления, что он находил в конце концов нужный вариант. Это была фантастика».

Комментарии

Малышев Андрей Валентинович

русский писатель

Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

русский писатель

Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин

русский поэт

Тарас Шевченко

украинский поэт и художник

Леонид Петрович Дербенев Дербене́в Леонид Петрович (12 апреля 1931, Москва — 22 июня 1995, там же) — советский и российский поэт-песенник. Редактировать

Биография

Леонид Дербенев родился 12 апреля 1931 года в Москве. Поэтический дебют состоялся еще когда он учился в 7 классе (его стихи были напечатаны в газете «Пионерская правда»). В 1954 году окончил Московский юридический институт. Первые четыре года работал в консульстве. Одновременно сработой писал стихи, которые печатались в периодических изданиях, самыми известными из которых были: «Комсомольская правда», «Известия», «Московский комсомолец». С 1959 года полностью посвятил себя творчеству. Магомаев Муслим (Лучший город Земли) Известность поэту принесли песни «Лучший город земли» (музыка А. Бабаджаняна, исполнитель М. Магомаев), «Остров невезения», «А нам все равно» (из кинофильма «Бриллиантовая рука»). В течение всей творческой жизни Л. Дербенева вышло около сорока пластинок с записями его песен. Написал более двух тысяч стихотворений, которые стали основой для сотен песен, исполненных на эстраде и в кино. В его творчестве ярко выражена лирическая направленность. Леонида Дербенева связывали тесные дружеские отношения со многими известными деятелями российской культуры, он активно участвовал в жизни российской эстрады, часто работал в жюри песенных конкурсов. Поэт сотрудничал с композиторами Александром Флярковским, Арно Бабаджаняном, Александром Зацепиным, Максимом Дунаевским, Вячеславом Добрыниным и многими другими. Бриллиантовая рука (Остров невезения) Среди наиболее известных его песен — «Все могут короли» (музыка Б. Рычкова), «Атлантида» (музыка А. Лукьянова), «Робинзон» (музыка В. Добрынина), исполненные звездами российской эстрады (А. Пугачевой, Ф. Киркоровым, М. Боярским). Много и плодотворно работал в кино. Написал песни к фильмам: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «20 лет спустя», «Ах, водевиль, водевиль», «Иван Васильевич меняет профессию». Редактировать

Музыка к фильмам

Леонид Дербенев является автором песен к более ста игровым и анимационным фильмам. 1962 Здравствуйте, дети! 1963 Первый троллейбус 1964 Криницы 1965 На завтрашней улице 1966 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика 1966 Формула радуги 1968 Ангел в тюбетейке 1968 Бриллиантовая рука 1970 Чудный характер 1971 12 стульев 1971 Антрацит 1971 Если ты мужчина… 1971 Русское Поле 1971 Седьмое небо 1972 Бой после победы… 1972 Командир счастливой «Щуки» 1972 Тайник у Красных камней («Застава, в ружье!») 1973 Бесстрашный атаман 1973 Земля Санникова 1973 Иван Васильевич меняет профессию 1974 Большой аттракцион 1974 Дорогой мальчик 1974 Стоянка — три часа 1974 Требуется тигр 1974 Три дня в Москве 1975 Капитан Немо 1975 Не может быть! 1975 Центровой из поднебесья 1976 Трудный день — понедельник 1977 Волшебный голос Джельсомино 1977 Журавль в небе 1978 31 июня 1978 Женщина, которая поет 1978 Предварительное расследование 1979 Узнай меня 1980 У матросов нет вопросов! 1981 Куда он денется! 1981 Проданный смех 1981 Честный, умный, неженатый… 1981 Шляпа 1982 Серебряное Ревю 1982 Чародеи 1983 Молодые люди 1984 Мой избранник 1984 Человек-невидимка 1985 Как стать счастливым 1985 Не ходите, девки, замуж 1985 Опасно для жизни! 1985 Право любить 1985 Сезон чудес 1986 Выше Радуги 1987 Акселератка 1987 Питер Пэн 1989 Не покидай… 1989 Частный детектив, или операция «Кооперация» 1990 Живая мишень 1991 Безумная Лори 1992 Белые ночи 1992 Мушкетеры двадцать лет спустя 1992 На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди 1992 Ребенок к ноябрю 1993 Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя 1997 Аферы, музыка, любовь… 1998 Райское яблочко Редактировать

Дискография

Смотри также

Эстрада Пугачева Алла Борисовна Статья находится в рубриках

Дербенёв Леонид Петрович родился 12 апреля 1931 года в Москве. Во время Великой Отечественной войны проживал в деревне Улово Владимирской области, откуда ранее переехал в Москву вместе с семьёй его дед. За несколько лет до смерти Дербенёв построил в Улове дом.

Дебютом поэта стала публикация стихов во всесоюзной газете «Пионерская правда». Автор учился в седьмом классе средней школы.

В 1954 году окончил юридический институт, после чего работал юристом в различных организациях, параллельно писал стихи, некоторые из них печатались в «Комсомольской правде», «Известиях», «Московском комсомольце» и других периодических изданиях. Переводил поэзию народов СССР.

С 1959 года Дербенёв уходит на творческую работу, пишет песни, в 1960-е нередко выступает в роли переводчика западных шлягеров («Прощай, моряк» и «Луна» Доменико Модуньо, «Падает снег» Сальваторе Адамо и др.). Создал более двух тысяч стихотворений, сотни из которых стали основой песен. Сотрудничал с известными советскими композиторами: Александром Флярковским, Арно Бабаджаняном, Александром Зацепиным, Вячеславом Добрыниным, Юрием Антоновым, Максимом Дунаевским, Юрием Чернавским и многими другими. В последние годы жизни его привлекало и приносило очень удачные результаты сотрудничество с молодыми композиторами — Игорем Матетой, Александром Лукьяновым, Виталием Окороковым.

Автор текстов популярных песен, входивших в репертуар звёзд советской, а впоследствии и российской эстрады.

По свидетельствам тех, кто работал с Дербенёвым (А. Зацепина и других), он был чуть ли не единственным поэтом-песенником, способным написать стихи на готовую мелодию, а не только предлагать собственные стихотворения (пусть даже написанные в форме «куплет-припев»). Сотрудничавший с Дербенёвым композитор Сергей Дьячков утверждал: «Мне даже кажется, что у Дербенёва техника была как у Пушкина. Такая быстрота мышления, что он находил в конце концов нужный вариант. Это была фантастика».

Песни на стихи Дербенёва звучат во многих произведениях советского кинематографа — например, «Есть только миг» из фильма «Земля Санникова», «Песенка о медведях» из кинокомедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Начиная с этого фильма, Леонид Дербенёв и Александр Зацепин стали многолетними соавторами Леонида Гайдая («Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.), сотрудничали с другими режиссёрами. Успешная творческая работа, приносившая хороший и заслуженный заработок, вызывала и проблемы — зарабатывать на жизнь искусством можно было только членам творческих союзов. Дербенёв, не выпускавший поэтических сборников, не мог вступить в Союз писателей, однако вступил в Союз кинематографистов (свою первую песню для кинофильма он написал еще в 1956-м).

Со вторым из двух главных своих соавторов, Вячеславом Добрыниным, Дербенёв написал в 1970-е годы много замечательных песен для различных ВИА (в конце 1980-х их совместные песни Добрынин начал исполнять и сам). В 1970-е наряду с многочисленными соавторами-композиторами у Дербенёва был и соавтор-поэт — Игорь Шаферан.

В конце 1970-х, в годы всемирной популярности стиля диско, именно Дербенёв был соавтором двух главных советских диско-хитов — «Ищу тебя» Александра Зацепина и «Так не должно быть» Давида Тухманова. Последний проект Леонида Дербенёва — певица из США Сюзанна Тэппер, с которой был записан альбом на музыку М. Дунаевского «Пересаженное сердце».

Леонид Дербенёв — лауреат Международного конкурса песни в Сопоте (1978), конкурсов советской песни (1963, 1964, 1965, 1973).

Умер 22 июня 1995 года в Москве от рака желудка и похоронен на Востряковском кладбище.

Ознакомиться с творчеством Леонида Дербенёва

Дербенев окончил юрфак, стал юрисконсультом, но работа эта радости ему не приносила: он с детства сочинял стихи и мечтал именно это сделать своим основным занятием. 

Путь к этому оказался долгим. Он сочинял стихи для журналов типа «Крокодила» или «Огонька», иногда к нему обращались с просьбой сочинить текст для иностранной песенки. Одна из таких песен в оригинале была исполнена дуэтом японских сестер-близняшек Дза Пинац. Японский текст гласил: «Сердце девичье грезит о любви на горячем песке. Давай ласкаться обнаженными телами…» Дербенев придумал более целомудренное: «У моря, у синего моря со мною ты рядом, со мною». Песня стала шлягером.

«При чем тут медведи?!»

Из какого сора рождались стихи Дербенева? Да, например, из разговоров с женой: та вспоминала, что он однажды уговаривал ее помириться со своей матерью и неожиданно для себя произнес: «Если долго мучиться, что-нибудь получится…» Потом это стало рефреном для песни Пугачевой. 

Работать с Леонидом Гайдаем Дербенев начал на «Кавказской пленнице». Сначала они с Александром Зацепиным написали для фильма песню «Первый день календаря», но Гайдай ее не одобрил: «На улице петь ее не будут». Зацепин написал еще пять мелодий и отправил Гайдаю со словами: «Третья песня, мне кажется, подошла бы…» Гайдай хмуро ответил: «Может, ее будут петь по радио, но не думаю, что будет петь народ…» В итоге Зацепин и Дербенев прилетели в Алушту, где шли съемки, и там их встретили Никулин, Вицин и Моргунов, радостно распевающие «Ля-ля-ля-ля-ля!». Никулин сказал композитору: «Ты знаешь, Саша, мы твою песню с первого раза поем!»

Зацепин вспоминал: «Гайдай говорит: «Мы в Крыму снимаем «Кавказскую пленницу», у вас какие-то льды и медведи!» Дербенев не растерялся. «Здесь жарко, — отвечает. — Студенты мечтают о прохладе! Это ж студенческая песня, иносказательно…» Гайдай вздохнул. «Ну ладно, записывайте!» Так появился суперхит «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз…». 

Ну а «Остров невезения» в «Бриллиантовой руке» вообще родился исключительно благодаря Дербеневу. Он принес Зацепину стихи, и тот неожиданно для себя написал на них музыку (хотя обычно так не делал). Потом показал песню Гайдаю и уговорил его вставить ее в фильм. Зацепин даже сам придумал, где Андрей Миронов может ее спеть — на палубе во время круиза. На «Остров невезения» ополчились члены худсовета, в частности, Эльдар Рязанов: им казалось, что это «вставной номер», который лучше бы из картины выкинуть. Но Гайдай песню отстоял. 

Самые бдительные подозревали, что в «Острове невезения» намекается на Советский Союз, а призыв «понедельники взять и отменить» — ни больше ни меньше призыв поменять советскую Конституцию! Строка «вроде не бездельники и могли бы жить» соответственно — не о дикарях, а о советских тружениках, которым мешает законодательство. Впрочем, к запрету это не привело и популярности песни в народе не помешало. Еще больше проблем возникло с песней «Есть только миг…» из «Земли Санникова». В начале 80-х, то есть через 10 лет после выхода картины, Зацепин уехал во Францию, и советская пресса ополчилась на его творчество. Причем так получилось, что основной удар пришелся по Дербеневу. Газета «Труд» опубликовала гневное письмо некоей Л. Круг­ловой из Красноярска: та жаловалась, что вот раньше были хорошие комсомольские песни, которые «давали силу и веру в победу», а сейчас — «с надломом, бескрылые». В пространном и горьком комментарии журналистки Л. Алимамедовой содержание песни называлось «мещански-эгоцентрическим», «откровенной пошлостью», «ловушкой для молодых душ».  Впрочем, вскоре началась перестройка, и с ней все претензии развеялись.

«Алла, будешь на кухне петь «Сулико, Сулико»

Для молодой Пугачевой Дербенев написал множество хитов — «Все могут короли», «Белая дверь», «Волшебник-недоучка», «Этот мир придуман не нами», «Куда уходит детство», «Теперь я знаю: ты на свете есть…». Вера Дербенева рассказывала в своей книге о муже, что его мнение было для Пугачевой важным. Например, она решила познакомить его со своим женихом Константином Орбеляном, руководителем Государственного эстрадного оркестра Армении — отчасти, чтобы посоветоваться, выходить за него замуж или нет. Дербенев Орбеляна не одобрил, сказав: «Он восточный мужчина, а значит, деспот. В лучшем случае ты будешь петь с его оркестром до конца жизни, в худшем — петь на кухне «Сулико». Алла со смехом сказала, что Орбелян — армянин, а «Сулико» — грузинская песня, но тем не менее замуж за него не вышла».

Заодно у Дербенева возникла мысль подыскать Алле более подходящего жениха. Он свел ее с режиссером Александром Стефановичем. Пригласил обоих к себе домой… Стефанович был очарован, и вскоре они поженились. Но потом у супругов испортились отношения и с Дербеневым, и с Зацепиным, сочинившим для Пугачевой массу хитов.

Когда фирма «Мелодия» собиралась назвать пластинку Пугачевой «Все могут короли», то есть строкой из песни Дербенева, Стефанович настоял, чтобы название поменяли на более «интеллектуальное» — «Зеркало души». Мелочь, а неприятно. Другой эпизод тоже был связан с «Королями». Песня получила Гран-при на фестивале в польском Сопоте. «Алле вручили награду и дали премию — как ей лично, так и авторам песни. Борис Рычков и Дербенев просят показать награду, а еще лучше отдать, кому она положена по праву. Не показывает и не отдает, говорит, что вручили ей — значит, она ее. Свою часть премии Алла пожертвовала в один из детских домов в Польше. Леня и Борис ждут своей части премии. Опять нет. Говорит, что деньги украли, злотых нет, когда заработает, отдаст в руб­лях. Борис в рублях взял, Леня не захотел. Разругались они с Аллой в пух и прах…», — вспоминала супруга поэта Вера Дербенева.

А помирились они уже незадолго до смерти поэта, в 90-е. Дербенев успел написать для Пугачевой еще три песни, включая «Бессонницу». Когда он заболел, Пугачева достала кровь, которая нужна была для проведения операции. А когда летом 1995-го Дербенев скончался, взяла на себя все расходы…

Рассорившись на пустом месте, Дербенев и Пугачева помирились незадолго до смерти поэта в 1995-м. Фото: Личный архив героев публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Алла Пугачева: Я 52 года курила. Поцеловала крест — и бросила

Опубликовано 08 Ноя 2019 в 10:00 | Текст: Марина Макеева
image
Вера Дербнева. Фото: Александр Кочубей

Первый успех к поэту-песеннику пришёл в 1959 году. Леонид Дербенёв тогда — и до 1979 года — жил на улице Куусинена. Об этом «Северу столицы» рассказала его вдова Вера Дербенёва.

Юрисконсульт, который пишет стихи

С будущим мужем она познакомилась в начале ноября 1958 года.

— Я окончила МИИТ, работала в ЦНИИ железнодорожного транспорта. Мы с однокурсниками собрались отмечать годовщину Октября, а Лёня оказался приятелем одного из них, — говорит Вера Дербенёва.

Леонид рассказал, что окончил юридический институт, работает юрисконсультом, но это ему не нравится. Он пишет стихи, правда их пока не печатают, но когда-нибудь всё будет по-другому.

— Прощаясь, дал мне свой телефон, до сих пор помню: Д-5-78-60. Я сказала, что, может быть, сама ему когда-нибудь позвоню, — вспоминает Вера Дербенёва.

Поженились через два месяца

Через полгода, в мае 1959-го, они встретились у метро «Сокольники» и через два месяца поженились.

Свадьбу отмечали у жениха, в новом кирпичном доме на улице Куусинена. Угощение обошлось в 226 рублей: две бутылки шампанского, две бутылки водки, картошка, селёдка, огурцы, помидоры, торт и конфеты «Чародейка».

image

Тот самый дом на Куусинена. Фото: Андрей Дмытрив

Жить молодые стали там же, с родителями Леонида.

— Трёхкомнатная квартира на 5-м этаже была, по сути, коммунальной. В одной комнате жили Лёнины родители, в другой — семья его тёти, в третьей, 14-метровой, — мы с Лёней, — вспоминает вдова.

К тому времени Леонид уже бросил юрисконсульство, бегал по издательствам и редакциям, иной раз обращались и композиторы: предлагали сочинить стихи на их музыку.

— Денег это приносило мало — первые шесть лет мы жили на мою зарплату, — говорит Вера Дербенёва.

Время от времени к Дербенёвым заглядывал участковый милиционер.

— У Лёни не было официального места работы, а в то время действовал закон о тунеядстве. Подумаешь, стишки пишешь, это можно и в свободное от работы время делать, — вспоминает она.

Потом Дербенёв стал членом групкома литераторов при издательстве «Советский писатель», и визиты участкового прекратились.

Если долго мучиться

В сентябре 1960 года у Дербенёвых родилась дочка Лена.

— Я очень уставала, мне никто не помогал. У Лёниной мамы характер был сложный. Она выделила нам полку в холодильнике, а дальше — всё сами, вспоминает супруга поэта.

Однажды после очередного напоминания о том, как надо правильно гладить пелёнки, Вера не выдержала и сказала: «Так помогите мне!» А потом собрала детские вещи и уехала с дочкой к себе домой.

— Лёня к нам приезжал, объяснял, что его мама неплохой человек. Помучимся, а потом всё наладится. Я спросила: «А долго мучиться?» Он ответил, что не знает, но если долго мучиться, что-нибудь получится… И тут же воскликнул: «Слушай, а это неплохой рефрен!» Без малого через 20 лет песню с таким припевом спела Алла Пугачёва для фильма «Повар и певица».

«В огнедышащей лаве любви»

Дербенёвы всегда получали много писем и открыток. Леонид Петрович — от ценителей его творчества, Вера Ивановна — от родных и от подруг.

— Однажды достаю из почтового ящика письмо от нашей деревенской родственницы и читаю: «В тумане жизненных мечтаний…» Прочитала Лёне, и мы стали вспоминать вычурные выражения, которыми иной раз щеголяли наши знакомые. Лёня в то время писал песни к «Бриллиантовой руке». «А нам всё равно» для Юрия Никулина и «Остров невезения» для Андрея Миронова уже были, а с текстом для Светланы Светличной не ладилось. Повспоминали мы перлы, и Лёня ушёл в свою комнату. А часа через два выходит и начинает читать: «Слова любви вы говорили мне в городе каменном…»

«Здравствуй, сынок!»

С песней «Прощай, от всех вокзалов поезда уходят в дальние края…» связан забавный случай. Вера Ивановна с Леночкой отдыхали в Сочи, познакомились с молодой парой.

— В ресторане, где мы ужинали, оркестр исполнял «Прощай» и нашу знакомую пригласил на танец молодой человек. Через несколько минут они возвращаются к нашему столику, она улыбается и говорит: «Знакомьтесь, это сын Дербенёва, того самого, который написал «Прощай». Я говорю: «Здравствуй, сынок, — и показываю на Лену, — ты тоже знакомься: это твоя сестричка».

Парень сначала смутился, а потом рассказал, что это безотказный способ знакомиться с девушками. Стоит сказать: «Знаете, кто эту песню написал? Мой папа, Дербенёв», — и интерес обеспечен.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий