Интернет-газета «Некрасовка сегодня» — Виктор и Николай Талалихины. Полёт в бессмертие

image Виктор Талалихин одним из первых во время Великой Отечественной войны протаранил фашистский бомбардировщик. Этот подвиг он совершил в ночь на 7 августа 1941 года, защищая Подольск. Об этом знают многие подольчане, но сердечные тайны героя удалось узнать далеко не всем. Таран под Подольском В ночь на 7 августа 1941 года в командный пункт 177-го истребительного авиационного полка ПВО передали сообщение: в сторону Подольска летят немецкие самолеты. В то время город выпускал оборонную продукцию для армии, заводы нужно было охранять, да и столица была совсем рядом. Младший лейтенант Виктор Талалихин был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка. На истребителе И-16 он атаковал бомбардировщик «Хейнкель-111», а когда кончились боеприпасы, протаранил самолет противника. Его ранили, но герой удачно приземлился с парашютом. Уже 8 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий на фронте и проявленные отвагу и героизм Талалихину присвоили звание Героя Советского Союза. image В экспозиции Подольского краеведческого музея есть снимок летчика с родителями – Василием Ивановичем и Верой Ивановной Талалихиными. Фотография была сделана в доме в Москве в первые дни после совершения легендарного тарана. Видно, что у летчика забинтована рука. Найден и самолет, на котором Талалихин совершил подвиг. Краеведы из Домодедова и поисковики отрядов «Обелиск» и «Коломна» в 2014 году обнаружили его в лесу у деревни Мансурово городского округа Домодедово. Номера, выбитые на обшивке и деталях моторной группы, сопоставили с документацией из архива Минобороны и выяснили, что это действительно самолет Талалихина. Обломки И-16 передали Подольскому краеведческому музею и музею школы № 32 города Подольска. Почти служебный роман Полк, в котором служил Талалихин, до начала войны располагался в Клину. В Клинской школе № 4 Виктор вел парашютный кружок. В него начала ходить девятиклассница Александра Константиновна Ильина – Шурочка, как ее ласково все называли. Шура записывала за преподавателем каждое слово. Она первая вызвалась прыгнуть с вышки, но при этом сильно ушиблась, и Виктор проявил заботу и внимание. Они начали дружить, а потом и более тесно общаться. Виктор дарил Шуре георгины и розы, вместе они ходили купаться на речку, в кино, на танцы, много гуляли. Виктор предложил Шурочке руку и сердце. Влюбленные пошли подавать заявление в ЗАГС города Клин, но там отказали – невесте еще не было 18 лет. Ее родители тоже считали, что дочке нужно сначала окончить 10 классов, а потом уже вступать в брак. Пара считала дни до совершеннолетия девушки. Когда началась война, Виктор добился от командования справки о том, что Шура – его жена, поэтому ей разрешили приезжать на территорию части и выделяли им комнату для свиданий. Они писали друг другу письма, изредка встречались в Москве. Шура начала работать на заводе и делала для фронта снаряды, Виктор это одобрил. Когда за ночной таран Талалихина наградил в Кремле сам Калинин и про это написали газеты, то друзья полушутя-полусерьезно замечали, что Шурочка влюбилась в простого летчика, а стала невестой Героя Советского Союза. Виктор еще раз предложил девушке руку и сердце, и она, конечно же, согласилась. Последний раз Шура приезжала к Виктору в его авиаполк в поселке Кузнечики в сентябре 1941 года. Договорились, что в декабре они поженятся, и летчик сообщил об этом родителям. Но 27 октября Виктор погиб. Гибель героя В октябре 1941 года фашистское командование предприняло генеральное наступление на Москву. Наши войска отходили к Можайску, к историческому Бородинскому полю. Вражеские бомбардировщики совершали в сутки по четыре-пять налетов на Москву. В Подмосковье круглосуточно несли боевую вахту силы противовоздушной обороны. Утром 27 октября эскадрилья «ястребков» под командованием Талалихина вылетела на прикрытие советских войск. Около 11 часов в небе заметили шесть «мессершмиттов». Виктор первым ринулся в бой, фашистские самолеты отступили, а затем возобновили атаку. Советских летчиков встретила девятка Bf-109. Виктор успел сбить один самолет со свастикой перед тем, как пулеметная очередь другого «мессера» пришлась по кабине его истребителя. Талалихин был тяжело ранен в голову, и вскоре черный столб дыма отметил место падения его «ястребка». Между ночным тараном, принесшим Талалихину звание Героя Советского Союза, и последним воздушным боем прошло меньше трех месяцев. Виктору было всего двадцать три года. Самолет Талалихина нашли возле деревни Лопатино в поселении Роговское бывшего Подольского района, теперь это Троицкий административный округ Москвы. В 1975 году учащиеся школы № 2073 отправили обломки в музей Вооруженных сил России. Летом 2000 года там был установлен крест, изготовленный ребятами профессионального училища № 24 Климовска. Все школы Подольского района принимали участие в сборе денежных средств на сооружение памятника. Сейчас на месте гибели Талалихина в окружении высоких берез стоят черный крест и врезавшееся в землю под прямым углом серебристое крыло самолета с алыми звездами. Ветераны Подольска: о тяготах военного времени и Дне Победы>> Судьба Шуры Осенью 1941 года Шура вместе с авиационным заводом имени Чкалова эвакуировалась в Ташкент. В пути состав разбомбили фашисты, погибло много людей, но девушку вытащил из-под обломков начальник цеха. В Ташкенте ее, как и других рабочих, распределили по семьям. Она писала письма Виктору, ждала ответ на Главпочтамте, а горькую правду узнала не сразу. Рассказать о гибели жениха долго не решался сослуживец Талалихина Петя Фунтов. Они виделись с Шурой, девушка передавала ему письма для Виктора. Лишь через несколько недель он отправил девушке скорбную весть. В это время Шурочка уже знала, что беременна от Виктора, и мечтала сообщить ему эту радостную новость. Узнав о гибели жениха, она твердо решила оставить ребенка, несмотря на тяготы войны. Но сказались стрессы и тяжелая работа на заводе – на шестом месяце беременности начались ранние роды, мальчик прожил всего три дня и умер. После эвакуации Шура вернулась из Ташкента в Клин. В 1943 году она вышла замуж за инженера по вооружению самолетов Игоря Нарбутова. Потом его перевели в Москву и дали однокомнатную квартиру в районе Теплый Стан. Нарбутов лично не знал Талалихина, но жена рассказала ему историю своей первой любви, и они приходили на могилу летчика на Новодевичьем кладбище. После войны Шура работала лаборантом в Палеонтологическом институте Академии наук СССР и получила грамоту за добросовестный труд. Супруги Нарбутовы прожили вместе 42 года – до смерти Игоря в 1985 году. Детей у них не было. Свои последние годы единственная любовь Виктора Талалихина прожила одна и ушла из жизни в ноябре 2016-го, когда ей было 93 года.Галина ДобрынинаСм.также: Русский приём воздушного боя, который испугал люфтваффе: тараны Герои Великой Отечественной Войны Советский АС без ноги. Лётчик-истребитель Александр Грисенко Тяжёлое небо Ольги Лисиковой Подвиг лётчика Бориса Гомолко 

Новые фотоальбомы

Все фотоальбомы

—> —> —>—> —> —>

Лента новостей

16.05.2021 (Seriy Volk)

Традиционная экологическая акция состоится в Приозерском районе 22 мая, начало в 11:00

дальше »

16.05.2021 (MagDi)

15 мая 2021 года в рамках празднования Ночи музеев, приуроченной к 800-летию Нижнего Новгорода Музей детства А. М. Горького «Домик Каширина» первым из нижегородских музеев присоединяется к международной игре Геокэшинг («Поиск сокровищ»)

дальше »

27.04.2021 (Совет Геокэшеров)

Итоги I заседания СГ 2021дальше »

02.06.2020 (DKorovin)

Использование виртуального вопроса в Традиционном тайнике допустимо только в зимний период!

дальше »

Опубликуйте Вашу новость

Встречи и конкурсы

30.12.2021 Реставрация. Сезон 2021 от Совет Геокэшеров

10.12.2021 ГеоКонкурсы 2021 от Совет Геокэшеров 01.12.2021 Художественный конкурс от Совет Геокэшеров 01.12.2021 Смахнули пыль 2021 от Совет Геокэшеров 01.12.2021 ГеоМастер 2021 от Совет Геокэшеров 01.12.2021 ГеоФантазия 2021 от Совет Геокэшеров 01.12.2021 Геокэшерское видео 2021 от Совет Геокэшеров 01.12.2021 Фотоконкурс 2021 от Совет Геокэшеров 01.12.2021 Конкурс описаний и отчётов 2021 от Совет Геокэшеров 01.11.2021 Лето — это маленькая жизнь! 2021 от Ветер Странствий 01.11.2021 Покорение Геоландии! от Iskender 30.09.2021 Кубок Росы от Ветер Странствий 04.08.2021 Художественная галерея от Ветер Странствий

« Июль 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Большой календарь

Ещё мифология подвигов ВОВ здесь и здесьОригинал взят у в Виктор Талалихин: столетие загадок Мифы и реальности подвигов прославленного советского летчика / сентябрь, 2018 18 сентября 2018 года – ровно сто лет со дня рождения одного из самых прославленных советских летчиков, Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина, чье имя и поныне живет в названиях населенных пунктов, улиц, учебных заведений. На вопрос, кто такой Талалихин, большинство людей, даже поверхностно знакомых с историей Великой Отечественной войны, не задумываясь, ответит, что это первый в СССР летчик, совершивший ночной воздушный таран. © Ещё авиация ВОВ здесь, здесь и здесь Виктор Васильевич ТалалихинИ хотя это уже давно не соответствует исторической действительности (первым и именно ночью, а не поздним вечером, протаранил немецкий бомбардировщик Петр Еремеев), десятилетия пропаганды делают свое дело: историческая правда приживается с трудом. Отметим, не без помощи нашего [«Совершенно секретно»] издания. «Совершенно секретно» уже публиковал основанный сугубо на архивных источниках материал, где, на примере участия Виктора Талалихина в Советско-Финляндской войне 1939-1940 годы, показано, насколько отличаются его реальная и «глянцевая» биографии. С одной стороны, даже с помощью архивов очень сложно отыскать следы подлинного боевого пути героя в биографической прозе середины прошлого века. А с другой – тут же появляются новые загадки. Одна из них – судьба экипажа немецкого бомбардировщика «Хейнкель-111», сбитого в подмосковном небе над деревнями нынешнего Домодедовского городского округа незадолго до полуночи 7 августа 1941 года. Титульный лист с первыми показаниями пилота, данными после плененияПережил Талалихина на год Перипетии удивительной судьбы пилота самолета третьей группы 26-й бомбардировочной эскадры фельдфебеля Рудольфа Шика помогли установить материалы фондов Российского Государственного военного архива и Центрального архива Министерства обороны РФ, где нашлись лагерное дело военнопленного и протокол опроса летчика разведотделом штаба 24-й армии, в полосе которой, на участке 19-й стрелковой дивизии, от него отвернулась удача. Выяснилось, что еще в июле экипаж Шика бомбил Англию, а на Восточный фронт был переброшен 1 августа со всей авиагруппой. Всего в налете на Москву в ночь с 6-го на 7 августа 1941 года из ее состава участвовало 18 машин, все с зажигательными бомбами. Летели по приборам по маршруту Бобруйск-Смоленск-Вязьма-Москва одиночным порядком без связи между собой. Этот второй полет над советской территорией стал последним для всех членов экипажа. Что касается выжившего пилота, то ему потрясающе везло до самого последнего, самого важного момента – перехода через линию фронта. Увидев в РГВА документ с датой пленения 27.08.1941 г., сложно было поверить в то, что это не описка. Тем не менее, опросом пленного летчика подтверждается, что за 20 дней ему удалось преодолеть не менее 300 км. При этом поражает, что он не был задержан в глубоком советском тылу многочисленными патрулями или выдан местными жителями. Напротив, со слов Шика, колхозные крестьяне отнеслись к нему доброжелательно – кормили и поили. В своих ответах на вопросы помощника начальника разведотдела штаба 24-й армии по авиации капитана Коврижкина Рудольф Шик предстает наивным парнем из пригорода Нюрнберга, вчерашним крестьянином, оболваненным нацистской пропагандой. Так, например, он считал, что война началась из-за евреев (против которых лично он ничего не имеет), виновата в ней Англия, а Гитлер – спаситель германской нации. Саму возможность воевать против своих отверг и склонен был полагать, что его ждет расстрел. Ни документов, ни личного номера летчик с собой в полет не брал. Возможно, из-за этого в свое время и не удалось связать его судьбу с знаменитым тараном. Как известно, Виктор Талалихин воевал после своего подвига недолго и погиб в воздушном бою 27 октября того же, 1941 года. Пилот, как считается, сбитого им самолета пережил его чуть больше, чем на год. 3 ноября 1942 года Рудольф Фридрих Шик умер от туберкулеза легких в стационаре лагеря № 95 в городе Кыштым Челябинской области. Место его захоронения не сохранилось.Роман Никитин «Совершенно секретно», 17 сентября 2018

Метки: авиация, агитпроп и пиар, армия, архивы_источники_документы, биографии и личности, версии и прогнозы, вов и вмв, военнопленные, военные, героизм и подвиги, даты и праздники, день рождения, идеология и власть, известные люди, история, ложь и правда, мифы и мистификации, москва, немцы, общество и население, опровержения и разоблачения, память, поисковики, родина и патриотизм, секреты и тайны, символы, современность, ссср, факты и свидетели, фальсификации и мошенничества, фашизм и нацизм

Родился 18.09.18 г. в селе Тепловка Вольского района Саратовской области, в семье крестьянина. Русский. Незадолго до рождения Виктора его старший брат Павел, добровольно вступивший в РККА, был схвачен белогвардейцами во время побывки в родном селе, расстрелян и утоплен в Волге вместе с другими пленными красноармейцами.

В 1924 г. семья Талалихиных переехала в Вольск, где отец Виктора устроился работать штукатуром на строительстве цементного завода.

В 1926 г. Виктор поступил в 1-ю Вольскую среднюю школу, которую окончил весной 1933 г. Он сидел за одной партой и крепко подружился с Евгением Лазаревым.

Летом 1933 г. отец Виктора завербовался на строительные работы в Москве, куда вслед за ним переехала и вся семья.

Осенью 1933 г. Виктор поступил в школу фабрично-заводского ученичества Московского мясокомбината, которую окончил в 1934 г.

«Учился Виктор Талалихин хорошо, — вспоминают преподаватели школы ФЗУ… – Дисциплинированный, волевой. Жадно тянулся к знаниям… В свободное от занятий время… был неутомимым организатором художественной самодеятельности. Увлекался спортом… Интересный был парень. И, кроме того, очень вежливый»

После окончания школы ФЗУ, работал шпикорезом, а затем мясообвальщиком в сырьевом цехе мясокомбината. Занимался в драмкружке при клубе мясокомбината, участвовал в спектаклях.

Вскоре старшие братья Виктора были призваны в армию. Оба попали в авиацию. Александр стал бортмехаником, а Николай – морским летчиком.

В сентябре 1935 г. Виктор записался в планерный кружок мясокомбината.

Позднее он писал в своей статье в многотиражной газете мясокомбината «За мясную индустрию»: «Я знал, что сумею после окончания кружка пойти в летчики.

«Хорошо и отлично» — вот мои отметки. После теоретических занятий наступил день «воздушного крещения». Первый полет был удачен. После него я старался взлететь еще выше…

Первая ступень учебы пройдена. Надеюсь, что успешно закончу и вторую. Потом обязательно поступлю в летную школу, чтобы после ее окончания летать так, как летают наши герои – Чкалов, Байдуков и Беляков».

В октябре 1936 г. как передовик производства, активист оборонной работы и спорта, по комсомольской путевке он был направлен в аэроклуб Пролетарского района Москвы.

Медкомиссию Виктор Талалихин прошел успешно, хотя маленький рост — 155 см — едва не стал препятствием на его пути к небу.

В июне 1937 г. он совершил свой первый самостоятельный полет на У-2.

В декабре 1937 г. Виктор Талалихин был призван в РККА. По комсомольской путевке поступил в Борисоглебскую Краснознаменную военную авиашколу им. Чкалова. Учился в 4-й учебной эскадрилье.

Позднее он вспоминал: «В учебных классах, на аэродроме, в часы самостоятельной подготовки я долго готовился к практическим занятиям. Полезных книг по авиации в библиотеке было много. На столиках – карты, схемы, планы, записи. Чем больше я читал авиационную литературу, знакомился с наставлениями и инструкциями, тем больше получал специальных знаний. Распорядок дня мне нравился. Встаешь, бывало с первыми лучами солнца, а возвращаешься к отбою, когда над аэродромом уже загорались звезды».

Но не всегда все было гладко. Однажды во время отработки высшего пилотажа в зоне он «сверх плана» выполнил несколько петель на малой высоте. За нарушение правил безопасности полетов ему пришлось отсидеть двое суток на гарнизонной гаупвахте.

В декабре 1938 г. окончил Борисоглебскую Краснознаменную военную авиашколу им. Чкалова.

В его выпускной учебно-летно-строевой аттестации указывалось: «За время обучения в летной школе тов. Талалихин показал себя преданным делу Коммунистической партии и социалистической Родине.

Политико-морально устойчив. Бдительный, умеющий хранить военную тайну. Общее развитие хорошее. Политически развит хорошо. С массами связан хорошо. Личная дисциплина хорошая. В комсомольской организации участвует активно. Много работает над собой. В летной практике имеет следующие результаты:

Самолет У-2 изучил с оценкой «отлично», за что имеет благодарность.

Техника полета по прямоугольному маршруту на И-16 отработана на «отлично» и в зоне – на «хорошо».

Вывозную программу на самолете УТИ-4 усвоил на «отлично».

Матчасть самолета и мотора знает хорошо. Эксплуатирует грамотно. На матчасти работает добросовестно. В усложненных условиях не теряется.

Знание устава ВВС и наставления по производству полетов хорошее.

При обучении на самолете У-2 и И-16 аварий и поломок не имел.

Достоин звания младшего лейтенанта с использованием летчиком в истребительной авиации».

С декабря 1938 г. служил младшим летчиком в 3-й эскадрилье 27-го истребительного авиаполка Московского военного округа. Освоил истребитель И-153.

Участвовал в советско-финской войне. Был младшим летчиком 27-го иап. Совершил 47 боевых вылетов, в воздушных боях сбил три самолета противника лично и один в группе. Был награжден орденом Красной Звезды.

В конце ноября 1939 г. 3-я эскадрилья 27-го иап была переброшена на Карельский перешеек в район Ухты. В первом же воздушном бою младший лейтенант Талалихин сбил один бомбардировщик противника лично и один в группе.

В одном из боев был поврежден самолет комэска. Талалихин пулеметной очередью отогнал от него вражеский истребитель, а затем на вираже зашел ему в хвост и сбил.

Весной 1941 г. младший лейтенант Талалихин окончил курсы командиров звеньев и был назначен командиром звена 1-й эскадрильи 177-го истребительного авиаполка, формирующегося на базе 3-й эскадрильи 27-го иап.

18.05.41 г. формирование 177-го иап было завершено. Через месяц в полк начали поступать истребители И-16 из состава 11-го, 34-го и 120-го истребительных авиаполков. Все самолеты были уже изрядно изношены.

20.06.41 г. полк вошел в состав 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы.

В конце июля 1941 г. полк пополнили 42 летчиками-сержантами, которые окончили летные школы, но не получили назначений. Подготовку летного состава организовали на аэродроме Дубровицы, около Подольска.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. Был командиром звена 177-го иап 6-го иак ПВО Москвы.

22.07.41 г. младший лейтенант Талалихин совершил первый боевой вылет в небе Москвы. В эту ночь Люфтваффе совершили первый налет на Москву, в котором участвовало до двухсот двадцати бомбардировщиков. Воска ПВО Москвы успешно отразили попытку противника нанести удар по столице. К городу прорвалось лишь несколько одиночных самолетов, беспорядочно сбросивших фугасные и зажигательные бомбы. При отражении этого налета было сбито двадцать два бомбардировщика, двенадцать — истребительной авиацией и десять — зенитной артиллерией.

С этого времени начались почти ежедневные ночные налеты вражеской авиации на Москву. При этом крупные массированные налеты более ста самолетов чередовались с налетами групп до пятидесяти бомбардировщиков.

25.07.41 г. приказом командующего Московской зоны ПВО за умелое отражение налета фашистских бомбардировщиков восьми летчикам 177-го иап, в т.ч. младшему лейтенанту Талалихину, была объявлена благодарность.

Вскоре он был назначен заместителем командира 1-й эскадрильи, а после того, как тот выбыл из строя, младший лейтенант Талалихин стал исполнять его обязанности.

В начале августа во время «свободной охоты» он сбил истребитель Bf.109.

В ночь с 5 на 6.08.41 г. Талалихин сбил вражеский бомбардировщик.

В ночь с 6 на 7.08.41 г. в районе Подольска в 23.28 минут на И-16 младший лейтенант Талалихин таранил бомбардировщик Не.111.

Вылетев на перехват, на высоте 4500 метров он обнаружил врага и устремился в атаку. От первой же очереди загорелся правый мотор вражеского самолета. Однако фашистский летчик прибавил газа, изменил курс и стал уходить со снижением. Талалихин неотступно преследовал врага и поливал его в упор очередями из своих пулеметов. Противник не сдавался, огрызаясь из всех огневых точек. В этот момент у Виктора кончились патроны. И он решил — надо идти на таран!

Позднее Талалихин вспоминал: «Решив винтом отрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему… Вот нас разделяло уже каких-нибудь 9-10 метров. Я видел бронированное брюхо фашистского самолета. В это время враг дал очередь из крупнокалиберного пулемета. Мне обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а всей своей машиной протаранил врага. Послышался треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом. Отстегнув ремень, я выбросился. Примерно 800 метров летел затяжным прыжком, а потом я раскрыл парашют».

Фашистский стервятник рухнул между подмосковными деревнями Добрыниха и Щеглятьево. Экипаж погиб.

Талалихин опустился в неглубокое озеро на окраине деревни Мансурово в сорока километрах от Подольска. Вскоре его обнаружили местные жители.

Утром на подводе они отвезли отважного летчика в деревню Степыгино, где медсестра местной поликлиники обработала рану и сделала перевязку. А затем с расположенного неподалеку полевого аэродрома на связном самолете У-2 его доставили в свою часть.

8.08.41 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство летчику-истребителю младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

«Это большая честь. Мне как-то даже не верится. Ну что я такого особенного сделал? Не сомневаюсь, что и ты сделал бы то же самое» — писал через несколько дней Виктор Талалихин своему брату Александру.

После недолгого лечения он вернулся в строй.

Член ВКП(б) с августа 1941 г.

В сентябре 1941 г. Герой Советского Союза младший лейтенант Талалихин от имени советских летчиков выступил в Колонном зале Дома союзов на 1-м антифашистском митинге советской молодежи.

С высокой трибуны он обратился ко всей советской молодежи со словами: «Алексей Максимович Горький сказал однажды: «Превосходная должность – быть на земле человеком!» В этих словах глубокий жизненный смысл. Хочу добавить: превосходная должность быть молодым советским человеком, смело глядя в лицо смерти, уничтожать гнусных двуногих зверей, которые мешают жить честным людям!».

13.10.41 г. группа Талалихина сбила два бомбардировщика — Ju.88 и Не.111.

15.10.41 г. он сбил истребитель Bf.110.

27.10.41 г. два МиГ-3 и четыре И-16 под командованием Талалихина вылетели на прикрытие наших войск в район деревни Каменки, на берегу реки Нары в восьмидесяти пяти километрах западнее Москвы.

Облака прижимали летчиков к земле. Видимость была плохая. Уже над самой Каменкой они заметили шесть «мессершмиттов».

— Действовать по звеньям! – приказал Талалихин. Он ринулся в бой первым. И скоро рухнул вниз сбитый им «мессершмитт».

— Не ушел, подлец. Отлетался над нашей землей, — эти слова Виктора услышали на командном пункте.

Это были последние слова героя. Три «мессершмитта», пропоров облака, вынырнули около его самолета и открыли огонь. Виктор сбил еще одного фашистского аса. И тут пуля попала ему в голову. Истребитель стремительно пошел к земле и вскоре черный столб дыма отметил место падения машины.

На место гибели Героя на У-2 вылетели начальник штаба полка и еще несколько командиров. Они нашли обломки самолета Талалихина и доставили его тело в полк.

Гроб с телом летчика под охраной почетного караула был установлен в клубе Московского мясокомбината. Через двое суток со всеми воинскими почестями урна с прахом Талалихина была установлена в Москве в главном здании крематория.

5.08.44 г. посмертно награжден медалью «За оборону Москвы».

Всего он сбил 9 самолетов лично и 3 в группе.

Приказом министра обороны СССР Герой Советского Союза старший лейтенант Талалихин Виктор Васильевич был навечно зачислен в списки воинской части.

23.02.59 г. урна с прахом Героя была торжественно перенесена из крематория на Новодевичье кладбище.

В Подольске ему поставлен памятник, а в Москве — бюст. Его именем названы улицы в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске и других городах, одно из судов ВМФ.

Герой Советского Союза (8.08.41). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды, медалью.

  • amazonS3_cache: a:4:{s:49:»//aviacity.eto-ya.com/files/2013/08/talalixin.jpg»;i:2201;s:57:»//aviacity.eto-ya.com/files/2013/08/talalixin-250×300.jpg»;a:1:{s:9:»timestamp»;i:1585066726;}s:47:»//cdn.eto-ya.com/aviacity/2013/08/talalixin.jpg»;i:2201;s:50:»//aviacity.eto-ya.com/files/2013/08/talalixin.jpg&»;a:1:{s:9:»timestamp»;i:1626502450;}}

Category: Биографии

Виктор Талалихин

(1918–1941)

Летчик, совершивший таран в ночном воздушном бою 6 августа 1941 года

image

Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина. В 1924 году семья переехала в Вольск, где отец Виктора устроился работать штукатуром на строительстве цементного завода. Два года спустя мальчик поступил в 1?ю Вольскую среднюю школу, которую окончил весной 1933 года. Летом того же года его отец завербовался на строительные работы в Москве, куда вслед за ним переехала и вся семья.

В 1933 году Виктор начал работать на Московском мясокомбинате. Осенью 1933 года он поступил в школу фабрично-заводского ученичества Московского мясокомбината.

«Учился Виктор Талалихин хорошо, – вспоминали преподаватели школы ФЗУ. – Дисциплинированный, волевой. Жадно тянулся к знаниям. В свободное от занятий время был неутомимым организатором художественной самодеятельности. Увлекался спортом. Интересный был парень. И, кроме того, очень вежливый».

После окончания школы ФЗУ Талалихин работал мясообвальщиком в сырьевом цехе мясокомбината. Занимался в драмкружке при клубе, участвовал в спектаклях.

Старшие братья Виктора были призваны в армию. Оба попали в авиацию. Александр стал бортмехаником, а Николай – морским летчиком. Служба братьев не оставила Виктора равнодушным. В сентябре 1935 года он записался в планерный кружок мясокомбината. «После теоретических занятий наступил день „воздушного крещения“, писал Виктор. – Первый полет был удачен. После него я старался взлететь еще выше… Первая ступень учебы пройдена. Надеюсь, что успешно закончу и вторую. Потом обязательно поступлю в летную школу, чтобы после ее окончания летать так, как летают наши герои – Чкалов, Байдуков и Беляков».

Мне хорошо запомнился день 18 сентября 1935 года. День моего рождения! Исполнилось семнадцать. В этот знаменательный день я услышал об организации планерного кружка. Давно я ждал этого. И много было радости, когда поступил в число его учащихся. Я знал, что сумею после окончания кружка пойти в летчики.

Виктор Талалихин

В октябре 1936 года как передовик производства, активист оборонной работы и спорта, по комсомольской путевке он был направлен в аэроклуб Пролетарского района Москвы. Медкомиссию Виктор Талалихин прошел успешно, хотя маленький рост – 155 сантиметров – едва не стал препятствием на его пути к небу. С учебного летного поля на юго-западе Москвы, за автомобильным заводом, он впервые поднял в небо самолет.

В декабре 1937 года Талалихин был призван в Красную Армию. По комсомольской путевке поступил в Борисоглебскую военную авиашколу. Учился в 4?й учебной эскадрилье. Он вспоминал: «В учебных классах, на аэродроме, в часы самостоятельной подготовки я долго готовился к практическим занятиям. Полезных книг по авиации в библиотеке было много. На столиках – карты, схемы, планы, записи. Чем больше я читал авиационную литературу, знакомился с наставлениями и инструкциями, тем больше получал специальных знаний. Распорядок дня мне нравился. Встаешь, бывало с первыми лучами солнца, а возвращаешься к отбою, когда над аэродромом уже загорались звезды».

Но не всегда все было гладко. Однажды во время отработки высшего пилотажа в установленной зоне он «сверх плана» выполнил несколько петель на малой высоте. За нарушение правил безопасности полетов ему пришлось отсидеть двое суток на гарнизонной гауптвахте.

В 1938 году Талалихин окончил военную авиационную школу и получил звание младшего лейтенанта. Участвовал в советско-финской войне. Совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолета, за что был награжден орденом Красной Звезды.

В Великую Отечественную войну Талалихин – заместитель командира авиационной эскадрильи 177?го истребительного авиаполка. В ночь на 7 августа 1941 года на самолете И?16 он одним из первых произвел таран в ночном воздушном бою, сбив около Москвы бомбардировщик «Хенкель – 111». Вылетев на перехват, на высоте 4500 метров он обнаружил врага и устремился в атаку. От первой же очереди загорелся правый мотор вражеского самолета. Однако фашистский летчик прибавил газу, изменил курс и стал уходить со снижением. Талалихин неотступно преследовал врага и поливал его в упор очередями из своих пулеметов. Противник не сдавался, огрызаясь из всех огневых точек. В этот момент у Виктора кончились патроны. И он решил – надо идти на таран!

Позднее Талалихин вспоминал: «Решив винтом отрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему… Вот нас разделяло уже каких-нибудь 9–10 метров. Я видел бронированное брюхо фашистского самолета. В это время враг дал очередь из крупнокалиберного пулемета. Мне обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а всей своей машиной протаранил врага. Послышался треск. Мой „ястребок“ перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом. Отстегнув ремень, я выбросился. Примерно 800 метров летел затяжным прыжком, а потом я раскрыл парашют».

Вражеский самолет рухнул между подмосковными деревнями Добрыниха и Щеглятьево. Самолет Талалихина упал в лес вблизи деревни Мансурово Домодедовского района, а сам раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года В. В. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Это большая честь. Мне как-то даже не верится. Ну, что я такого особенного сделал? Не сомневаюсь, что и ты сделал бы то же самое», – писал Виктор своему брату Александру.

После недолгого лечения он вернулся в строй. Однако летать ему оставалось недолго.

Талалихин погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. На место гибели Героя – район подмосковной деревни Каменки – вылетели на самолете У?2 начальник штаба полка и еще несколько командиров. В чащобе леса они нашли остатки самолета Талалихина. Его тело доставили в полк.

В пасмурный октябрьский день в Москве состоялись похороны Талалихина. Гроб с телом был установлен в клубе мясокомбината. Двое суток сменялся почетный караул – рабочие мясокомбината, авиаторы полка. Урну с прахом Виктора установили в главном здании крематория на Донском кладбище. В день 41?й годовщины Вооруженных Сил СССР – 23 февраля 1959 года – прах перенесли на Новодевичье кладбище. В тот же февральский день рядом с могилой В. В. Талалихина были захоронены урны с прахом прославленных героев Подмосковья – И. В. Панфилова и Л. М. Доватора. А в декабре 1961 года, когда отмечалось 20?летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, состоялось торжественное открытие памятника-надгробья трем героям обороны столицы.

image

Таран – оружие героев! Советский плакат времен Великой Отечественной войны

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий