Кинопровокации Алексея Балабанова: Почему создателя «Брата» обвиняли в национализме и жестокости

Развлечения Кино и сериалы

Подписаться

Telegram Instagram Яндекс Дзен Facebook Вконтакте Одноклассники E-mail рассылка Sobaka.ru Viber Twitter Google Новости Яндекс Мессенджер RSS

Поделиться

Facebook ВКонтакте Telegram Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Яндекс Мессенджер Скопировать ссылку Отправить по почте Отправить в Pocket

Кинокритик и шеф-редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов рассказал в рамках лектория Potential о первых шагах Алексея Балабанова в кинематографе: дружбе со свердловским рок-клубом, Виктором Косаковским и Сергеем Сельяновым, а также учебе у Алексея Германа. 

  • image

Детство в Свердловске

Я бы хотел начать с того, в какое время рос Балабанов. Он родился в 1959 году в Свердловске (сейчас – Екатеринбург), его молодость пришлась на так называемую эпоху застоя. Хотя Евгений Горенбург, его школьный товарищ и будущий лидер группы «Топ», говорил: «Мы выросли в самое прекрасное время, в которое только можно. С одной стороны, до нас не донеслись какие-то бури XX века: не было войны. Мы жили в совершенно спокойной стране. При этом у нас был доступ к образованию, мы читали книжки, слушали пластинки, делали, что хотели. Более того, мы закончили школу, и началась эпоха тотальной свободы, которую мы тоже застали». 

Балабанов – мальчик из хорошей советской семьи. Про своих родителей он говорил, что они – номенклатура. Мама, Инга Александровна, работала директором большой клиники. Папа, Октябрин Сергеевич, на Свердловской киностудии редактором. Алексей ходил в прекрасную школу, где преподавали иностранные языки. Сейчас она называется «Гимназия № 2». На ней висит доска с надписью: «Здесь учился великий русский режиссер Алексей Балабанов».

Школа была настолько хорошая по советским меркам, что у них даже был ансамбль с музыкальными инструментами. И в 1975 году, что важно при разговоре о балабановском короткометражном кино, он начал играть вместе со своим другом Горенбургом в школьной рок-группе, которая называлась «Кери». Балабанов на гитаре, Горенбург – на клавишах. Они учили всякие рок-н-рольные стандарты: Hippy Hippy Shake, что-то из The Queen. Алексей Октябринович тогда уже мечтал о какой-то карьере кинематографиста, но хотел быть и музыкантом. Впрочем, не настолько сильно – пел он ужасно, а рок-группа была просто способом добиться женского внимания. 

  • image

Армия и университет

После школы Балабанов (как хороший мальчик) поступил в институт иностранных языков в городе Горький (сейчас – Нижний Новгород), в который его определила мама. Там случилась с ним такая история: он по обмену уехал в Великобританию на семестр или два. Это стало главным шоком его молодости. Там он понял, что жизнь может выглядеть совершенно по-другому. Вернулся из этой поездки он очень модным и крайне востребованным парнем, так как привез с собой пластинки, книги, понюхал иностранной жизни. 

Служба в армии была, с одной стороны, расширяющим опытом, а с другой – дала ему ощущение, что он один на белом свете

После института он идет в армию, и его как специалиста распределили в транспортную авиацию, которая занималась доставкой оружия в горячие точки. Он летал во время службы и в Эфиопию, и в Сирию, и в Ливию.  Есть прекрасные дневники того времени, которые Надежда Васильева (вдова Алексея Балабанова – Прим.ред.) цитирует. Они показывают, как служба в армии была, с одной стороны, расширяющим опытом, а с другой – дала ему ощущение, что он один на белом свете. Его часть базировалась в Минске, друзья туда не могли часто приезжать из Свердловска, и он чувствовал себя страшно одиноким. Мне кажется, во многом с этим связан цинизм, который есть в его первых фильмах. Настоящее острое чувство того, что каждый человек сам по себе существует в этом мире. Из армии он вернулся живым и здоровым.

ВГИК и первая короткометражка с «Наутилусом» 

Балабанов отдал долг родителям – получил высшее образование – и теперь мог заниматься чем хочет. Он поехал учиться во ВГИК на сценариста, но был совершенно раздосадован тем, что от него требовали. Его мастер говорил: «Ребята, если хотите много денег, то пишите сценарии для «Ералаша», это прибыльная профессия». Но ВГИК дал ему какие-то связи на студенческом уровне. В 1985 году он устроился ассистентом режиссера на Свердловскую киностудию и занимался тем, что писал монтажные листы, продолжая заочно учиться.

В то же время товарищ-оператор из ВГИКа, которому нужно было делать курсовую, предложил ему снять настоящий фильм. В 1986 году они готовят короткометражку «Раньше было другое время». Ее сценарий был написан Балабановым буквально за одну ночь. Сюжет, если вкратце, бытовой реализм. Девушка просыпается со своим молодым человеком. Их квартира выглядит, как тогда модно: проигрыватель стоит, кассетная дека, на стене портрет Ален Делона. После пробуждения идет ряд бытовых сцен. Девушка звонит своей маме, прогуливает институт. Парень едет к своему отцу, потому что нужно у него занять 100 рублей, потом занимается карате. Там есть красивая сцена в зале: когда они вечером идут в ресторан, в нем играет «Наутилус Помпилиус». При этом группа Бутусова в то время не играла в ресторанах. Это было просто прикосновение к свердловской рок-культуре. 

На сцене Бутусов поет хит «Ален Делон говорит по-французски»

Кстати, Балабанов вместе со своим товарищем Владимиром Суворовым написал статью в «Огонек» о «Наутилусе Помпилиусе» «Песни, которых мы не знаем». В ней есть смешные пассажи: «Они могли бы вполне безбедно существовать при ресторане-дискотеке «Малахит», куда их неоднократно приглашали. Но нельзя одновременно жевать бутерброд и слушать «Мальчик-Зима» или «Отход на Север». Здесь думать надо, а не желудочный сок выделять!» Забавно, что в первом же своем фильме он переворачивает эту ситуацию – у него как раз «Наутилус» играет в общепите, а вокруг все пьют водку, выделяя желудочный сок. На сцене Бутусов поет хит «Ален Делон говорит по-французски». И зритель понимает, что эта песня и звучавшая до нее «Клипсо-Калипсо» Насти Полевой и есть сюжет фильма.

  • Кадр из фильма «Настя и Егор»

Кинохроника и литературоцентричность

После «Раньше было другое время» Балабанову официально доверили первую режиссерскую работу. Это был выпуск хроники для ежемесячного киножурнала Свердловской киностудии (13 номер), а в нем история про молодежь, которой ничего не интересно. Балабанов спрашивает: «Ходите ли вы в дома культуры?», ему отвечают: «Нет, не ходим». «А что вам интересно?» – «Да ничего». Этот выпуск ужасно нравился в его богемной среде. После него Балабанов окончательно утверждается как очень важный режиссер для свердловского рок-клуба. 

Следующий фильм-короткометражка «У меня нет друга» – вообще очень сложная картина. Там есть две главных героини, у которых есть конфликт, сюжет с посещением какого-то подпольного концерта, фантастическое внимание к деталям и ощущение предметности. Также в фильме всплывает балабановская любовь к литературе. Весь сюжет насажен на разговор об Островском и «Грозе». Начинается урок литературы, героиня говорит про статью Добролюбова «Луч света в темном царстве», и мы сразу проводим линию между ней и Катериной. 

Связь Балабанова с литературой прослеживается и в «Груз 200» – это неавторизованная экранизация «Святилища» Фолкнера – и в его попытках постоянных экранизировать Набокова, и в желании поставить «Соборяне» Лескова. Первый его большой фильм, по сути, переработка Беккета (имеется в виду «Счастливые дни» – Прим.ред.), второй – «Замка» Кафки. Уже в самом начале Балабанов заявляет себя как человек, зависимый от литературных первоисточников, который хорошо понимает и чувствует литературную фактуру.   

«Настя и Егор» и документальное кино

«Настя и Егор» – дипломный фильм Балабанова, который на тот момент учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров в компании Виктора Косаковского и Сергея Сельянова. Кстати, именно благодаря Косаковскому Балабанов вошел в большую режиссуру. Они оба были сценаристами, но Косаковский не выдержал и в какой-то момент и начал руководству курсов говорить, что они хотят быть режиссерами – несправедливо, что у них нет возможности снять свой фильм. Ор Косаковского привел к тому, что части курса позволили снять дипломные работы. Государство выделило солидные для Советского союза деньги – по 12 тысяч рублей. Так как работа была учебная, Балабанов к ней относился не очень серьезно и включил в нее кадры из той самой 13-й кинохроники, а также фильмов «У меня нет друга» (курсовая работа Балабанова – Прим.ред.) и «Раньше было другое время». 

Условно фильм документальный, но придумана вся канва и структура главного героя. Очевидно, Балабанов долго наблюдал и за певицей Настей Полевой, и за гитаристом Егором Белкиным. И как-то на основании этих наблюдений построил картину как серию спровоцированных сценок. Белкин играет самовлюбленного парня – человека, который озабочен тем, какую он роль сыграет в истории. В нем видно странное тщеславие. А рядом с ним живет талантливая, но скромная девушка Настя, которая пишет гениальную музыку. При этом он ее совершенно игнорирует. Зритель чувствует этот конфликт и наблюдает за его развитием. Это бытовые сцены: Белкин ездит на электричке, сидит в бане, Настя моет пол. То есть поколение дворников и кочегаров, которое при этом пишет песни. 

В позднем кино Балабанова заметно, что все его персонажи сконструированы

Балабанов, получив согласие Белкина, заморочил ему голову, конечно. Сказал, что этот фильм вообще никто не увидит, все будет лежать на полке – в Госфильмофонде или на курсах. Что нужно просто сдать его, и уже начать жить взрослой жизнью. Но фильм не только не оставили на полке, но и в 1990-м показали по центральному телевидению. И Белкина с Настей увидела вся страна. Конечно, они совсем не обрадовались этому. Им казалось, что в большей степени душевной обнаженности присутствовать на экране просто невозможно. 

Надо сказать, что сам Балабанов был не против документального кино. Особенно, после общения с Косаковским, снимающим его с огромным успехом. Но по поздним интервью можно судить, что идея документального фильма ему вообще-то не очень нравилась. Ему претило, что нужно иметь дело не с придуманными историями, а живыми людьми. В позднем кино Балабанова заметно, что все его персонажи сконструированы. То есть доходит до смешного: он лишает каких-то известных актеров голосов и прикрепляет им другие. Как например, Сухорукова озвучивал Алексей Полуян, а Александра Яценко в «Мне не больно» – Евгений Миронов. То есть в балабановском кино персонаж, герой – это очень синтетическая штуковина. 

При этом вся история, описанная Балабановым и рассказанная как документальная в его фильме 1989 года «О воздушном летании в России», абсолютно выдуманная какими-то краеведами. Ничего из того, что там показывают, на самом деле не было. Сюжет в ней такой. Была легенда, что в городе Нерехта жил человек, который первым изобрел воздушный шар, надувал его каким-то дымом и летал на нем. Примерно, как в фильме «Андрей Рублев» – это, кстати, любимый фильм Тарковского у Балабанова. Я не знаю, что там случилось, возможно, соавтор Владимир Суворов подсказал эту историю, но она очень балабановская. Человек едет в деревню, куда трудно добраться, и запускает воздушный шар, на котором поднимается над всей русской обыденностью. Впрочем, самому Балабанову не очень нравилось это кино, он считал его не очень удачным.

  • Сергей Сельянов, Алексей Балабанов, Александр Мосин на съемках фильма «Я тоже хочу».

Ленинград и Герман

После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров Балабанов оказывается в Ленинграде. Он как-то приехал пожить ненадолго у Сельянова, но тот уезжал и оставил его в своей квартире как товарища по учебе. Балабанов нашел в ней велосипед, начал кататься по городу и понял, что ему нужно здесь остаться. В общем, похоже на историю его героя из фильма «Счастливые дни», которого выгоняли из больницы, а он говорит: «А нельзя ли мне здесь как-нибудь задержаться?» 

Алексею Герману он принес свои короткометражные фильмы и попал в его мастерскую. Первоначально тому понравилась лента «Настя и Егор», но не другие работы. Также Герман отверг сценарий «Счастливых дней», который был у Балабанова изначально, и тот переписал его по Беккету. Тогда его запустили делать его в германовскую мастерскую. Можно считать, что Герман и Сельянов – те люди, благодаря которым Балабанов состоялся в Петербурге.

Особенности балабановского кино

Все ранние фильмы Балабанова – картины, по которым можно изучать предметную среду позднего Советского союза. Бытовая реалистичность в них на очень высоком уровне. Хотя зрителями они могли восприниматься не очень позитивно. Как то, что у нас потом называли словом «чернуха».

В студии «СТВ» Балабанов и Сельянов придумывали такое кино, как будто ножичком вырезали. Фильм «Брат» снят в личных квартирах на какие-то копеечные деньги – на отрезках пленки от британской экранизации «Анны Карениной». Мне кажется, слово, которое хорошо подходит к ним, это «кустарное» кино. Оно профессиональное, высокохудожественное, но не по правилам немножко сделанное, а исходя из возможностей. 

Алексей Октябринович приволок какого-то бомжа с улицы, и они вместе сидели, смотрели фильм «Война»

Интересно вообще, что главные герои балабановские живут при этом безбытной жизнью. Их квартиры – такие, как будто ты только переехал или съедешь вот-вот. Персонажи где-то между пространствами, существуют в пограничном режиме. Смешно, что на контрасте со всем этим квартира Балабанова совершенно отличалась от жилищ его героев. Я думаю, что это, конечно, влияние его жены Нади. Это такая квартира с темными обоями, потемневшей мебелью, тяжеленным столом. Все очень вещественно, материально. При этом открыты настежь в кабинете окна, мороз, ветер дует и Надя, которая рассказывает, что вчера Алексей Октябринович приволок какого-то бомжа с улицы, и они вместе сидели, смотрели фильм «Война». Какая-то странная диалектика в жизни Балабанова присутствует. 

Текст: Ульяна Романова

Наши новости в Telegram

Наши проекты

Причины смерти Балабанова Алексея, его личная жизнь и творческие достижения интересны многочисленным фанатам его творчества. Сложно переоценить вклад, который этот режиссер внес за свою творческую биографию в кинематограф. В 2013 году весной он умер. Смерть Балабанова Алексея стала внезапной, уход из жизни пришелся на расцвет его карьеры.

Дата рождения режиссера – 25.02.1959, дата смерти – 18.05.2013 года. Родной город – Свердловск. С середины 60-х до середины 70-х годов он проходил обучение в средней школе в своем родном городе. После школы окончил ГПИ иностранных языков на переводческом факультете.

В начале восьмидесятых служил в армии СССР, ему приходилось вылетать в страны Азии и Африки по долгу службы. Он является участником войны в Афганистане.

Творческая биография режиссера началась с работы в качестве ассистента на киностудии в Свердловске. В начале девяностых годов он окончил курсы сценаристов и режиссеров, что позволило ему успешно создавать свою профессиональную карьеру.

Что касается личной жизни сценариста, он был женат два раза, у него есть дети от обоих браков. Первый сын – Федор, второй – Петр.

Многие кинокартины Балабанова отражают жизнь конца 70-х – начала 90-х годов. Настоящую известность Алексею Б. принесли произведения «Брат» и «Брат-2». Персонажи, которые наиболее часто встречались в картинах сценариста – люди, ищущие «свое» место в этой жизни. Зачастую они не могут найти понимания с миром, который их окружает. Исходя из последних новостей, фильмы режиссера пользуются популярностью до сих пор.

В 80-х годах Балабанов работал ассистентом. Этот период можно назвать началом пути режиссера – на своей должности он нашел свое предназначение, которое заключалось в съемке кинопроизведений. Первый фильм был снят им в конце 80-х гг. на Урале. Тогда Балабанову было 26 лет.

Сюжет произведения был написан менее чем за сутки. Фильм сняли в одном из ресторанов. В съемках приняла участие известная группа Наутилус Помпилиус, с ее лидером сценарист был знаком. В массовке были задействованы посетители.

С начала 90-х годов режиссер проживал и работал в северной столице. Через некоторое время он с Сельяновым Сергеем создал продюсерскую компанию. При ее помощи было создано много картин.  Дебютные полнометражные произведения сценариста имели названия «Счастливые дни», «Замок».

Фильмография сценариста и режиссера насчитывает более двух десятков произведений. Первой профессиональной работой является картина «Раньше было другое время», которая вышла в конце 80-х годов. Сюжет повествует о бытовых спорах разных людей.

Картина «Настя и Егор» — вторая короткометражная картина, выполненная режиссером и сценаристом. Ее сюжет раскрывает судьбы гитариста и певицы. Он показывает, как развиваются отношения пары.

Первым полнометражным фильмом, который снял Алексей Б., стала картина «Счастливые дни». Картина имеет несколько наград. Фильм Замок» середины 90-х годов снят по мотивам произведения Ф. Кафки. В создании картины «Трофим» 1995 года Балабанов принял участие в роли сценариста, режиссера, а также актера.

Популярность ему принесли знаменитые фильмы «Брат» и «Брат-2». Во второй части Алексей Б. принимал участие не только в роли сценариста и режиссера, но и актера. Эти картины – художественные фильмы, в них присутствуют элементы боевика и драмы.

В числе известных работ режиссера числятся картины «Война» (начало нулевых), «Жмурки» (середина нулевых), «Мне не больно», «Груз двести», «Морфий» и другие. Последним произведением сценариста стал фильм «Я тоже хочу» 2012 года, сюжет картины повествует о пути пяти людей к мистической колонне. Путешествие совершают совершенно разные по характеру и интересам люди.

Известность на всю страну Алексей Балабанов получил после выхода на экраны картины «Брат». Картина стала самой известной среди произведений девяностых годов, а главный герой кино стал считаться героем поколения. В конце 90-х Балабановым был поставлен фильм с названием «Про уродов и людей». Сюжет картины был написан режиссером давно, но долгое время он не мог воплотить свою идею в жизнь из-за нехватки денег.

Тема картины была спорная, тем не менее, она получила награду. Картина «Груз двести»,  вышедшая в конце нулевых годов, показывает истинное лицо людей, жестокую сторону характера человека. Из-за сюжета многие актеры не хотели принимать участие в съемках.

Последнее произведение режиссера – «Я тоже хочу». В фильме происходит осмысление проблемы кончины человека. Сценарист принимает участие в съемках эпизода. После выхода картины он стал намекать на уход из жизни, говоря, что этот фильм – его последний. Весной следующего года он умер. О возможных причинах смерти Алексея Балабанова много говорилось в новостях, эта новость стала большим потрясением для ценителей его работ.

Дата смерти режиссера – 18.05.2013 года. Это печальное известие стало главной темой обсуждения. Многие не хотели верить в произошедшее. О том, что сценарист ушел из жизни, сообщил его старый знакомый – Сельянов С. Причина смерти Балабанова Алексея – сердечный приступ.

По данным врачей, которые опубликованы в СМИ, приступ стал следствием хронической патологии, которая была выявлена у мужчины. На момент смерти ему было 54 года. Отпевание прошло 21 мая, в этот же день Балабанова А. похоронили на Смоленском кладбище.

 Загрузка …  Загрузка …–> Содержание:

Алексей Балабанов – талантливый российский режиссер, сценарист и продюсер.

В 

Один из авторов, идеологов культового российского фильма В«БратВ». Этот фильм нравится молодежи и людям старшего поколения, даже спустя годы после премьеры.

↑ Биография Балабанова Алексея

В 

Балабанов родился в Свердловске (Екатеренбург) в 1959 году 25 февраля. В 7 лет, как и все пошел в обычную среднюю школу. После окончания школы поступил в Горьковский педагогический институт. Здесь он освоит профессию переводчика.

В 

В детстве Алексей мечтал о дальних путешествиях. Хотел смотреть мир, узнать как живут люди в других странах. Изучать иностранные языки ему нравилось. Институт был окончен в 1981 году. Получив диплом Алексей оказался в рядах советской армии. Служил в военно-транспортной авиации. Совершал полеты на разные континенты, побывал во многих странах. В эти же году участвовал в войне в Афганистане. События тех лет лягут в основу фильма В«Груз – 200В».

В 

После окончания военной службе Балабанов возвращается домой, живет в Свердловске. Активно общается с Вячеславым Бутусовым. Музыка группы Nautilus Pompilius, лидером который был Вячеслав станет саундрекам ко многим знаменитым фильмам Балабанова. В 1987 году 26 летний Алексей снимет свой первый фильм. Съемки проходят в ресторане, бюджет крайне ограничен. Актерами будут в том числе посетители заведения и друзья парня.

В 

Идея снять фильм – помощь для знакомого оператора, который сдавал выпускную работу для ВУЗа. В 1990 году Балабанов закончил Высшие курсы сценаристов и режисеров в мастерской В«Авторское киноВ».

В 

↑ Алексей Балабанов – режиссер

В 

В 1992 году партнерстве с Сергеем Сельяновым, колеги открыли кинокомпанию В«СТВВ». В«СТВВ» работает по сей день, занимаясь съемками серьезных картин. В начале своего творческого пути компания снимает такие фильмы как: В«Счастливые дниВ», В«ЗамокВ». Позже были картины В«ВойнаВ»,В«ЖмуркиВ»,В«Груз 200В», ,В«КочегарВ» В«Мне не больноВ». Последней работой режиссера стал фильм В«Я тоже хочуВ». В этой ленте автор рассуждает о уходе человека из жизни. Балабанов всячески намекает на свою скорую смерть.

↑ Алексей Балабанов режиссер фильма В«БратВ» и В«Брат-2В»

В 

В 1997 году Балабанов приобрел широкую известность, народную любовь и интерес к своему творчеству. Алексей выставил в роли режиссера культового фильма В«БратВ». Лента получилась по-истине шикарной, ее растащили на цитаты, а сандреки из фильма до сих пор играют в машинах. Главную роль в В«БратеВ» играет великолепный Даниил Бодров – младший. Антураж фильму придает и участие Виктора Сухоруква с Андреем Краско.

В 

В 2000 году режиссер снял продолжение картины. Фильм назывался В«Брат-2В». Вторая часть фильма имела такой же успех как и первая. Убойные сандреки, емкие и остроумные диалоги, интересный сюжет, патриотические мотивы. В этом фильме прекрасно все.

В 

В 

После В«БратаВ» После выхода В«Брат-2В» Балабанов продолжал снимать фильмы. Интерес к творчеству режиссера был на пике. В 2002 году он снимает фильм В«ВойнаВ» с молодым Алексемм Чадовым. На В«КинотавреВ» картина получила В«Золотую розуВ». Спустя пять лет на экраны выйдет фильм В«Груз – 200В». Это тяжелая лента про события в Афганистане. Зритель разделился на две категории: одним фильм очень понравился, другие – были в ужасе.

В 

↑ Какие фильмы снял Балабанов

В 

В 

↑ Творчество режиссера

В 

Алексей Балабанов снимает фильмы про 80-ые и 90-ые годы Российской действительности. Показывает людей того времени, их проблемы. Балабанов социальный консерватор, он находится в поиске морали, которая так нужна обществу. Это роднит его творчество с творчеством знаменитого Достоевского. Герои Балабанова, люди, которых жестокая реальность выбросила на обочину жизненного пути. Но они не сдаются, они сильные, и цепляются за возможность вернутся на дорогу.

В 

В 

↑ Балабанов фото

В 

В 

В 

В 

В 

В 

В 

В 

↑ Личная жизнь

Два раза Алексей Балабанов был женат. От первого брака с Ириной есть сын Федор. Он экономист. Вторую жену зовут Надежда. Она работала художником по костюмам в В«ЛенфильмеВ». Познакомились они во время съемок картины В«ЗамокВ». В 1995 году у пары родился сын – Петр.

↑ Дата и причина смерти

В 

Талантливый режиссер скончался 18 мая 2013 года. Причина смерти Балабанова – сердечный приступ.

В 

↑ Интересные факты

В 

  • В 2007 году Балабонов в лице компании В«СТВВ» объявил конкурс. Молодым людям было предложено снять на камеру небольшой ролик и прислать в компанию. Режиссер хотел выбрать из всех роликов лучшие и объединить их сюжетом. В итоге было прислано 3000 роликов, из которых режиссер выбрал один. Так как объединять было нечего, проект закрыли.
  • Балабанов мечтал снять фильм про молодого Сталина. Он активно собирал малоизвестные факты из биографии В«ВождяВ». Проект реализовать не удалось.
  • Балабанов очень хотел вместе с Сргеем Бодровым снять фильм про инопланетян. Но дальше разговоров дело не продвинулось.

25 февраля 2021 15:04 1330 Общество ТАСС &nbsp/&nbsp Акимов Игорь

Ровно 62 года назад, 25 февраля 1959 года, родился российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Алексей Балабанов. Его работы стали отражением слома эпох — советской и российской — в глазах обычных людей. Загнанные в угол, оказавшиеся на обочине жизни люди вынуждены искать свое место в новом обществе, новый стержень и новую мораль. Лучшие фильмы режиссера — в материале ФАН.

Алексей Балабанов родился в Свердловске, там же окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. После проходил службу в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС в должности бортпереводчика, а позже был переведен в ВМФ. За время службы Балабанов побывал в странах Африки и Азии и воевал в Афганистане. Годы в армии нашли отражение в картинах.

Свой первый фильм «Раньше было другое время» Балабанов снял в 1985 году в ресторане, где массовка состояла из посетителей заведения, а за музыкальное сопровождение отвечал знакомый режиссера Вячеслав Бутусов и его группа Nautilus Pompilius.

Global Look Press &nbsp/&nbspNatalya Loginova

С 1990 года Балабанов жил и работал в Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию СТВ. Всероссийскую известность Балабанову принес фильм «Брат» с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли.

В 2002 году после трагедии в Кармадонском ущелье в Северной Осетии, где погибли 125 человек, в том числе съемочная группа фильма «Связной» и Бодров-младший, Балабанов заявил, что погиб вместе с группой. Он тяжело переживал смерть коллег.

В мае 2013 года Балабанов скончался в возрасте 55 лет от острой сердечной недостаточности в Сестрорецке, где работал над очередным сценарием. Режиссера похоронили в тот же день на Смоленском кладбище в Петербурге.

Брат (1997)

Кадр из фильма «Брат» &nbsp/&nbspPrt Scr

Вернувшийся с чеченской войны Данила Багров приезжает в Петербург к своему брату, который уже устроился в городе. Однако оказывается, что его брат — наемный убийца, положение его незавидное. Фильм получился неоднозначным и даже скандальным, но сыскал восхищение зрителей. «Брат» получил Гран-при фестиваля «Кинотавр».

Брат 2 (2000)

Кадр из фильма «Брат 2» &nbsp/&nbspPrt Scr

Продолжение истории Данилы Багрова в Москве начинается со встречи бывших сослуживцев. Однако одного из товарищей главного героя убивают. Данила летит в Америку, чтобы найти преступника, и берет с собой брата. Продолжение истории Багрова зрители встретили с восхищением.

Война (2002)

Кадр из фильма «Война» &nbsp/&nbspPrt Scr

Действие фильма происходит во время второй чеченской войны. Полевой командир Аслан Гугаев отпускает троих пленников, но оставляет в заложниках капитана Медведева и англичанку Маргарет. Жених Маргарет Джон Бойл должен выкупить свою невесту.

Груз 200 (2007)

Кадр из фильма «Груз 200» &nbsp/&nbspPrt Scr

События разворачиваются на закате советской эпохи. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. В тот же вечер на окраине города происходит жестокое убийство. Кроме того, в город приходит известие о прибытии из Афганистана груза 200. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля и получил приз Гильдии российских кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр».

Про уродов и людей (1998)

Кадр из фильма «Про уродов и людей» &nbsp/&nbspPrt Scr

Драма вышла в свет в 1998 году и стилизована под немое кино. Фильм состоит из отдельных историй, которые начинают сливаться в единое русло. В центре сюжета зарождение порнографии. Фильм едва ли может вызвать положительные эмоции, однако это и не является главной задачей Балабанова.

Замок (1994)

Кадр из фильма «Замок» &nbsp/&nbspPrt Scr

Экранизация романа Франца Кафки вышла в свет в 1994 году. Господин Землемер приглашен в замок, но, прибыв в деревню, он осознает, что его никто не ждет. Пытаясь объяснить свои намерения, Землемер наталкивается на стену непонимания. Внимание привлекает балабановская трактовка финала произведения Кафки.

Жмурки (2005)

кадр из фильма «Жмурки» &nbsp/&nbspPrt Scr

Криминально-комедийный боевик «Жмурки» — нетипичная для Балабанова работа. Это один из немногих фильмов, сценарий для которого Балабанов писал не сам. Кроме того, в картине сыграли уже известные актеры. Юмористическая зарисовка о середине 1990-х и бандитах из Нижнего Новгорода — очередное доказательство многостороннего таланта режиссера.

Морфий (2008)

Кадр из фильма «Морфий» &nbsp/&nbspPrt Scr

Драматический фильм снят по сценарию Сергея Бодрова-младшего, написанному по мотивам цикла Михаила Булгакова «Записки юного врача» и рассказа «Морфий». События разворачиваются в 1917 году. Молодой доктор Поляков, спасая жизнь пациенту, рискует своей. Но его «исцеляет» морфий. Доктор не верит, что может пристраститься к нему.

Кочегар (2010)

Кадр из фильма «Кочегар» &nbsp/&nbspPrt Scr

События драмы «Кочегар» разворачиваются в 1990-х годах в Петербурге. Майор в отставке работает в кочегарке, а в свободное время на старенькой печатной машинке пишет рассказ. В гости к нему приходят разные гости. Через историю «маленького человека» Балабанов показывает кризис российского общества.

Мне не больно (2006)

Кадр из фильма «Мне не больно» &nbsp/&nbspPrt Scr

Комедийная мелодрама о трех друзьях, которые попадают в дом богатой дамы, — еще один нетипичный фильм для Балабанова. Особый шарм картине придала Рената Литвинова, исполнившая главную роль в фильме.

Вернуться назад

Новости партнеров фото: Эксперты выяснили причину смерти знаменитого режиссера Алексея Балабанова, скончавшегося накануне 18 мая в возрасте 54 лет.

Алексей Балабанов скончался в возрасте 54 лет

18 мая под Санкт-Петербургом на 55-м году жизни скончался знаменитый режиссер Алексей Балабанов, известный зрителям по культовым фильмам «Брат», «Жмурки», «Про уродов и людей», “Груз-200”, “Морфий”.

Смерть настигла мастера во время отдыха в пансионате “Дюны”. Известно, что Балабанов последнее время серьезно болел, однако СМИ в первые часы после трагического известия о причинах смерти не сообщали. Некоторые издания опубликовали информацию, что с Балабановым случился эпелептический припадок и врачи просто не успели ничем помочь, но эти данные позже были опровергнуты.

Причина смерти Алексея Балабанова

Лишь за день до похорон Балабанова медэксперты назвали точную причину его смерти. По данным специалистов, Алексей Балабанов умер в результате сердечного приступа (острой сердечной недостаточности). Вскрытие проводилось в морге при ГКБ № 40.

Таким образом, не подвердился один из предварительных диагнозов, поставленный врачами скорой помощи – эпилептический припадок. 

Смерть Алексея Балабанова: комментарии специалистов

“Установить точную причину смерти мы смогли лишь сегодня. Так как родные в воскресенье не привезли нам документы, мы не смогли провести исследование в запланированный день. По полученным нами в результате исследования данным, Алексей Балабанов умер от сердечного приступа”, – цитирует Life News представителя морга.

“Согласно медицинскому заключению, причина смерти – острая сердечная недостаточность. В последнее время он плохо себя чувствовал, но умер именно от сердечного приступа. Никакое сердце не выдержит таких мощных нагрузок, он очень много работал”, – цитирует “Интерфакс” источник в “Ленфильме”.

Как умер Алексей Балабанов

Как отмечают родные режиссёра, в последнее время он плохо себя чувствовал: у него присутствовали боли в почках и печени. Тем не менее, он не собирался в больницу и продолжал работать над новым сценарием.

Друзья Балабанова отправили его в санаторий “Дюны”. Туда он приехал вместе со своей женой за несколько дней до трагедии. Напомним, Алексей Балабанов скончался 18 мая в возрасте 54 лет.  Примерно в12 часов дня он сходил на обед, после чего стал работать над сценарием. Около 16 часов ему стало плохо, он упал в обморок и умер. Алексей Балабанов будет похоронен на Смоленском кладбище  21 мая. Его отпевание пройдет в Князь-Владимирском соборе. Гражданская панихида проводиться не будет. В последнем фильме Балабанов по сценарию умирает Алексей Балабанов, несмотря на болезнь, вел активную творческую деятельность. В 2012 году на экраны вышел последний фильм режиссера – кинолента «Я тоже хочу». В картине рассказывается о мистической колокольне, к которой едут герои фильма. Сам режиссер сыграл в фильме  небольшую роль, которая оказалась мистически пророческой: его персонаж по ходу действия умирает.

На завершившемся на днях в Санкт-Петербурге 21-м всероссийском фестивале “Виват, кино России!” фильм Балабанова “Я тоже хочу” получил был отмечен двумя наградами – призом прессы и призом за лучшую режиссуру. Посмертная награда будет передана семье режиссера.

Подключайтесь к нашему Яндекс Дзен , чтобы быть в курсе событий в России и мире материалы ПО ТЕМЕ Последний фильм Балабанова получил награды на Всероссийском кинофестивале Умер режиссер культового фильма “Брат” Алексей Балабанов Загрузка…

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий