Краткая биография Фатиха Карима

image Мустай Карим

Муста́й Кари́м (башк. Мостай Кәрим, настоящее имя Мустафа́ Са́фич Кари́мов, башк. Мостафа Сафа улы Кәримов; 1919—2005) — классик башкирской советской литературы, известный башкирский поэт, писатель, драматург, публицист, участник Великой Отечественной войны, выдающийся общественный деятель.

Мустай Карим поднял на новый уровень традиции классической башкирской литературы,
 его творчество стало олицетворением Башкортостана.

Он – автор выдающихся произведений, вошедших в золотой фонд башкирской литературы 
и театра, обогативших мировой культурный фонд.

Первый сборник его стихотворений вышел в 1938 году, когда поэту было всего 19 лет. «Книгу, которую мы выпустили с Вали Нафиковым, мы назвали «Отряд тронулся», – вспоминал Мустай Карим. – Тогда мы еще не знали, что отряду, когда он трогается в путь, больше всего хочется оглянуться назад… Это мы узнали потом, потом пришла эта горькая и отрадная потребность – оглядываться назад. Потому, вероятно, что в воспоминаниях, 
как в дорогах, как в текучей воде, – очищение».

Трудовую деятельность Мустай Карим начал еще в годы учебы
 в Башкирском государственном педагогическом институте.
 В 1938-1939 годах он уже работал в журнале «Пионер»,
 а в 1939-1941 годах был консультантом Союза писателей Башкирии.

В 1941 году окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института им. К. А. Тимирязeва. После окончания института призван в ряды Красной Армии и в звании младшего лейтенанта направлен
 в Муромское училище связи.

1939-1941 Был консультантом Союза писателей Башкирии. В 1941 году вышел его второй сборник стихов «Весенние голоса». «Товарищи, я ухожу на фронт» – одно из первых стихотворений военной лирики поэта, подкупающее искренностью, простотой 
и человечностью.

В начале мая 1942 года писатель назначен начальником связи артдивизиона в 17-й мотострелковой бригаде. В августе 1942 года тяжело ранен – осколок снаряда пробил ему грудь и комсомольский билет. Из-за ранения Мустай Карим около полугода находился в госпиталях.

На фронте Мустай Карим написал три книги стихов и поэм. Тогда же родился замысел поэмы «Черные воды», основной смысл которой – обреченность человека, потерявшего чувство Родины. Поэма стала одним из выдающихся произведений советской литературы о войне.

После выздоровления Мустай Карим вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет «За честь родины» («Ватан намусы өчен») и «Советский воин» («Совет сугышчысы») на татарском языке.

В августе 1944 старший лейтенант М.С. Каримов, кандидат в члены ВКП(б), удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени и ордена Красной Звезды.

image Мустай Карим

После войны Мустай Карим работал в Союзе советских писателей БАССР, стал председателем правления, сделал огромный вклад в воспитание нового поколения молодых литераторов Башкортостана.

Одну из своих послевоенных книг поэт назвал «Возвращение» (1947). Этот поэтический сборник с радостью возвещал
 о возвращении поэта-победителя на родину, к любимой, 
к песне, по которой он истосковался, об установлении мира 
на земле и возвращении счастья людскому сердцу.

В своих стихах, как и в повести «Долгое-долгое детство», написанной много позднее, Мустай Карим отстаивает веру
в людей.

Возвращение (1994) «Наша литература не суть звуки ракет или гул электропоездов и шум нефтяных фонтанов, а была 
и будет песней народной души. А солнце этой души
 в настоящее время приближается к зениту», – сказал Карим в дни XX съезда КПСС.

Он воспевал изобретательный ум и золотые руки советских людей, создающих чудеса, украшающих мир, запускающих в небо ракеты – об этом красноречиво говорят его новые стихи, особенно книга стихов и поэм «Реки разговаривают».

В послевоенные годы Мустай Карим выступал как активный борец за мир. В его поэтических циклах 50-х гг. ХХ века – «Европа-Азия», «Стихи о Вьетнаме», «Болгарская тетрадь» звучит голос гуманиста, человека, испытавшего на себе ужасы войны и не желающего ее повторения. Вместе с тем он воспевает величие советского народа, его уникальность среди множества народов
 и культур.

В 1954 году Мустай Карим написал стихотворение «Не русский я, но россиянин», которое определило формулу гармоничного, братского сосуществования представителей различных народов в Российской Федерации.

«Исторически суждено было моему народу оказаться на стыке двух континентов – Европы и Азии. Это не просто стык материков, это рубеж двух культур, двух судеб – европейской и азиатской, – писал Мустай Карим в предисловии к одной из своих книг. –
 Я мечтаю, чтобы поэзия моего народа вобрала 
в себя цвет, пьянящий аромат, спокойную мудрость поэзии Востока, суровую правду жизни, революционную призывностъ, активный разум поэзии Запада».

Вместе с творческой деятельностью Мустай Карим вел активную общественную работу.

Он неоднократно избирался делегатом съездов КПСС, с 1955-го по 1980 гг. был депутатом Верховного Совета РСФСР 4-11 созывов, заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР, депутатом Верховного Совета БАССР.

Многие годы являлся председателем Башкирского комитета защиты мира, членом комитета по Ленинским
и Государственным премиям при Совете Министров СССР, членом Президентского совета Республики Башкортостан.

1955-1980 Был депутатом Верховного Совета РСФСР 4-11 созывов, заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР, депутатом Верховного Совета БАССР. Творчество Мустая Карима в 70-80-е гг. ХХ века пронизано философскими размышлениями 
о нравственности, ответственности и гражданском долге и, конечно, о любви. Любовная лирика Мустая Карима – жемчужина его деятельности в этот период, она обращена не только к лирическому образу, но ко всем людям, способным делиться душевной теплотой.

Одновременно с этим Мустай Карим писал о нравственных и духовных идеалах человечества. В цикле стихов «Монологи Прометея» (1980), проникнутых гражданским пафосом, поэт создает образ-идеал человека нового времени, ответственного за будущее не только своего народа,
 но всей цивилизации. Ответственность за будущее планеты становится красной нитью в пьесе «Коня диктатору!» (1979), в которой писатель превращает трагедию в фарс, высмеивая человеческие пороки.

Мустай Карим

Мустафа Сафич Каримов – Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М. Шолохова, награжден двумя орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом «Знак Почета», орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, орденом Салавата Юлаева.

Мустай Карим опубликовал более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 
10 драматических произведений. Наиболее известные – сборники стихов и поэм «Черные воды», «Возвращение», «Европа-Азия», «Времена», пьесы «Страна Айгуль», «Похищение девушки», 
«В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений сквозь явь», «Не бросай огонь, Прометей!», повести «Радость нашего дома», «Таганок», «Помилование», «Долгое-долгое детство», «Деревенские адвокаты».

Жанровое многообразие произведений Мустая Карима свидетельствует о богатейших возможностях его таланта. Как мыслитель он поднял серьезные морально-общественные проблемы,
 с иронией и мудростью показал, каковы человеческие идеалы. Но главное, что объединяет все его произведения, – это доброта и вера в людей, в возможность лучшего будущего.

Многие произведения Мустая Карима переведены на разные языки России и мира. В 2004 была экранизирована повесть «Долгое-долгое детство» в постановке режиссера Булата Юсупова.
 По пьесе «В ночь лунного затмения» в 1978 году Свердловской киностудией был снят одноименный фильм.

Умер Мустай Карим в возрасте 86 лет от двух инфарктов, похоронен 23 сентября 2005 года 
на Мусульманском кладбище Уфы. В столице Башкортостана возведен памятник в честь писателя.

1994 Возвращение Поэзия

Поэтический сборник стихов “Возвращение” издан в 1947 году. В нем собраны стихи Мустая Карима, написанные после возвращения с фронта. Этот поэтический сборник с радостью возвещает о возвращении поэта-победителя на родину, к любимой, к песне, по которой он истосковался. Стихи Мустая Карима послевоенных лет – об установлении мира на земле и возвращении счастья людскому сердцу.

Министерства Республики Татарстан Министерство культуры Республики Татарстан 5 ноября 2020 г., четверг ЧИТАТЬ ВСЕ НОВОСТИ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ 14 июля 2021 г. В Лаишево наградили Лауреата премии им. Г.Р. Державина Решение по кандидатам приняли на заседании конкурсной комиссии. 23 июля стартует главный фестиваль для модного комьюнити «Стиль жизни – Культурный код» В Галереи современного искусства и Национальном музеи пройдет Арт Выставка декоративно-прикладного искусства, образовательные бизнес-программы и выступления, показы дизайнерских коллекций. Гости праздника «Питрау» насладятся этническим разнообразием представлений Для всех гостей и участников будут работать интерактивные площадки, организовано обучение по приготовлению кряшенских блюд, по изготовлению сувениров и изделий народного промысла. Международный фестиваль Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге» в формате open-air – 2021 За 4 дня на открытой сцене выступят около 200 музыканто ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

Родился Фатих 9 января 1909 года. Первое образование в биографии Фатиха Карима было получено в родном селе Аитово. Затем же стал учиться в педагогическом техникуме, а после – землеустроительном техникуме Казани. Первые свои произведения написал довольно рано.

Впервые в биографии татарского писателя Фатиха Карима сборник стихотворений был напечатан в 1931 году («Начальная песня»). Писатель в своих работах старался показать, что среди народа есть герои, ставящие судьбу страны выше своей. Учился Фатих Карим на основе работ Горького, Маяковского, Лермонтова. Следующие произведения «Пятьдесят джигитов», «Свет молнии» были хорошо встречены читателями. Вскоре биография татарского поэта Фатиха Карима стала широко известной. А сам поэт вошел в Союз писателей СССР.

За плодотворным творческим периодом последовал трагический. Одно из произведений писателя повлекло за собой обвинение в клевете, а Фатиха Карима арестовали и осудили на 10 лет тюрьмы. Но вскоре оправдали. Писатель почти сразу после оправдания добровольно ушел воевать. В жестких военных условиях в биографии Фатиха Карима возникло новое воодушевление. Его произведения тех времен наиболее ценны. Прекрасные патриотические, вдохновляющие героизмом стихотворения тех лет вышли в нескольких сборниках.

19 февраля 1945 года Фатих Карим геройски погиб.

Писание буков в столбик не терпит безграмотности. Только когда гопники из Рима выучились сперва читать, а потом по-гречески, только тогда у них самих появилась поэзия – никак не ранее I века до н.э. К тому же дело усугублялось тем, что, в отличие от нормальных людей, у римлян не было даже народно-эпической традиции  – потому что город отщепенцев, воров и бандитов не был народом, покрав язык у латинян, верования у этрусков, науку и искусство – у греков… Топ-10 поэтов Древнего Рима в порядке хронологии (выбор субъективный) 1. Гай Валерий Катулл. Самый старший из серьезных латинских поэтов и так и оставшийся самым талантливым. Поэзии Катулла присуще то, чего нет у всех остальных римских авторов – страсть, захлестывающие эмоции, яркость и сочность образов и переживаний. О чем бы он не писал – о любимой суке Лесбии, о свадьбе друга, о политических интригах и махинациях, об адептах восточных культов, Катулл не останавливает себя “изящной огранкой”, “почтенной умеренностью” или “доводами разума”. Если он любит, то насмерть, если ненавидит – до смерти, если смеется – саркастически. Одни называют это “золотой молодежью” и морщаться, но как заметил сам Гай Валерий – не обязательно в жизни быть таким же, как в своих стихах… 2. Публий Вергилий Марон. Прозванный “Мантуанским лебедем“, Вергилий куда больше заслужил бы прозвище “Премудрый пескарь“. Не ищите страть и подлинные переживания в его стихах – он “как прилежный мальчик” следует Феогниду в “Буколиках” (положивших начало отвратительной традиции европейской поэзии описывать слащаво-гламурную вымышленную жизнь пастушков и пастушек), Гесиоду в “Георгиках” (“духовно-скрепное” прославление “физического труда на лоне природы” в пику “либерастическому атеизму каменных джунглей”), и Гомеру в “Энеиде” (госзаказ-переросток о том, что народ Рима родился не из сборища бандитствующей быдлоты с раёна, а произошел от героических троянцев). Хотя пока большинство людей роняют слезы умиления от “банальностей в столбик”, ошибочно называемых ими стихами, Вергилий будет оставаться популярным. 3. Квинт Гораций Флакк. Вы все знаете этих людей, имеющих репутацию “мудрых по жизни” – “серединка-наполовинку”, твердо знающих, что в горе нельзя биться головой о стол (больно будет), а в радости выпивать лишнюю чарку (пузо заболит). Они превратили “золотую середину” в единственный жизненный принцип. И потому сатиры Горация относятся к категории “Нам, товарищи, нужны подобрее Щедрины…”, а прочие его произведения – к жанру “Песни мудро-спокойного поселянина”, никогда не забывающего о том, что в итоге надобно вовремя поужинать – и баиньки… И вроде упрекнуть их не в чем, но стихи эти носят отчетливые следы пемзы, которой терли пергамент, чтобы добиться “золотой середки”. 4. Секст Аврелий Проперций. Если понимать слово “лирика” начетнически-узко как “стихи про любовь”, то Проперций – один из тончайших и “лиричных” лириков. Почти все книги его “Элегий” посвящены бесконечным переживаниям по поводу одной-единственной (поэт был ярко выраженным однолюбом) Кинфии, которая сперва радует автора своей страстью и ласками, а потом огорчает (по классической схеме – “от уксуса куксятся, от горчицы – огорчаются”) своей ветренностью и изменами. Причем как у настоящего интроверта, большая часть бурь и ураганов случается внутри “духовного мира” самого поэта, не вырываясь наружу. Все глупости и бесконечные метания воспаленного воображения в наличии. В общем, “кто сам любил по-настоящему – поймет”… 5. Публий Овидий Назон. Для людей, не сильно разбирающихся (да и нуждающихся) в поэзии, поэт должен вести “специальную поэтическую жизнь”, чтобы было понятно, что он поэт (а то стихи каждый дурак писать умеет, и пойди пойми, у кого они настоящие). Надо пить, кутить, развратничать, переспать с принцессой, быть пойманным, высеченным и сосланным в гребеня жоп мира, где стенать и жаловаться на ужас, мрак и отчаяние… Так что из поколения в поколение люди не читают стихи Овидия (разве что “Науку любви” по вечной причине – чтобы самовнушить себе, что сексом они занимаются не по потребе тела, а “в высоко эстетических целях”), довольствуясь его жизнеописанием – ни “Фасты” с “Метаморфозами” (обширный источник сведений о мифологии греков и римлян), ни “Скорбные элегии“, ни даже отрывок поэмы с описаниями рыб Черного моря. 7. Марк Валерий Марциал. Не умеешь быть тонким лириком – жги глаголом. Дала судьба характер вредный, желчный и злой, с умением подмечать в людях всё самое недостойное человечества – иди в сатирики. “За гуманизм и дело мира отважно борется сатира” – эти возвышенные слова Марциал мог бы сделать эпиграфом к сборнику своих эпиграмм, когда бы не двигала им простая тяга к зубоскальству, сплетне и высмеиванию окружающих. Ну, перефразируя известное высказывание, пусть человек не самый хороший – лишь бы стихи не были плохие. А стихи “самые они” – многовековой объект подражания и зависти всех, пытающихся прославиться как великие эпиграмматисты. 8. Авл Персий Флакк. Не знаю, откуда эта вечная претензия к писателям, а еще смешнее – к поэтам, что они “не отражают реальную жизнь”. МилыЯ мои, лучше всего жизнь отражает лужа во дворе, но никто не посоветует пить из нее. Задачи у художественного произведения немного иные, чем у зеркала. Потому упреки, что умерший молодым и застенчивым Персий “жизни не знал”, и оттого-де у него “образы бледные, и до Горация не дотягивают” – довольно нелепы. Скорее уж впору удивиться, что такой молодой и зеленый еще человек выбрал сатиру (не самый легкий для юношей жанр, как и не самый очевидный), да еще смог писать стихи так, что до сих пор печатают… Да и не такие уж они “вялые” – скорее уж напротив, Персий смурён, пессимистичен и мрачен по-настоящему, без горациевского дутого оптимизма “золотой серединчатости”… 9. Марк Анней Лукан. Что может быть пошлее поэта, пишущего эпическую поэму? Разве что поэт, пишуший плохую эпическую поэму. Но Лукан написал хорошую “Фарсалию“, и главное – посвятил ее не покрытым мхом и трещинами сюжетам из Гомера (как Вергилий или Стаций), а событиям, которые еще живо помнили – гражданской войне суко-коммунистов с суко-белогвардейцами Цезаря с Помпеем. Причем не стал “золотосерединиваться”, разыгрывая из себя целку “объективного писца” – симпатии Лукана на стороне проигравших республиканцев (его самого в итоге пожрет “молох сталинских нероновских репрессий”). Некоторым “литератОроведам” уже в самом Риме это не нравилось, и они обзывали Лукана “скорее оратором, нежели поэтом”. Но Марциал таким отвечал – сперва добейся люди читают, и им нравится… 10. Ювенал. Если Горация рассердить или достать “превратностями судьбы” – в общем, если мирно ховающегося в недры “золотой середины” филистера всё-таки вынуть за жабры и “подвергнуть обструкции”, его ущемленные “лучшие чувства” могут найти выход в потоке злобного сарказма. Ювенал честно хотел быть правильным и высокоморальным человеком – но “несправедливости несправедливого мира” заставляли его “не мочь молчать”, и он обрушивался со всей силой поэтического дара на то, что искренне считал “не подобающим воспитанному человеку”. Понятное дело, “до кучи” доставалось не только тем, кто творил недобро, а и просто тем (как водится от веку), кто не хотел “быть как все”. Но уж такая она вещь – сатира, она не сама выбирает, кого гвоздить, а кого миловать…

Вы знаете, кто такой Карим Фатих? После прочтения этой статьи вы узнаете о прекрасном татарском и советском поэте, который оставил после себя богатое литературное наследие. Этот человек писал то, что думает. Его стихи – это возможность примерить другую роль и взглянуть на обыденные вещи под другим углом зрения.

Герой

Мальчик появился на свет в декабре 1908 года в селе Аитово, в Башкирии. О детстве будущего поэта практически ничего не известно. Биография Фатиха Карима на русском языке никогда не публиковалась – именно в этом заключается причина такой скудности данных о поэте.image

Обучение

Писательский талант проявился в нем рано, но возможностей его развивать не было. Начальное образование Карим Фатих получил в родной деревушке. В 1922 году он становится студентом Белебеевского педагогического техникума. С карьерой педагога у парня не сложилось, поэтому он поступает в землеустроительный техникум в Казани. С этого момента Карим начинает сотрудничать с печатными изданиями.

Творчество

Творческая деятельность началась после обучение в Казанском университете. Тогда парень уже созрел для того, чтобы делать первые самостоятельные шаги на литературном поприще. Поначалу он просто сотрудничал с различными газетами и журналами, изредка что-то в них публикуя. Со временем это сотрудничество становилось все более тесным, а читатель привыкал с стилю Каримова. Через некоторое время Карим начинает работать в редакции детско-юношеской литературы. Все эти бурные события в его творческой жизни происходили в Казани, где он жил 10 лет – с 1931 по 1941 год. Печататься он начал с 1928 года. Самые первый сборник его стихов был опубликован в 1931 году и назывался он «Начальная песня».image

За свою короткую жизнь Карим Фатих все же успел создать такие стихи, которыми можно зачитываться по сей день. Он написал много красивых рифм и душевных строчек. Его стихи «берут» тем, что они просты и искренни, и в этих двух свойствах скрыто очень много таланта Фатиха. Он умел простое подавать настолько волшебно, что оно становилось чем-то неземным.

Самые популярные и узнаваемые для российского читателя сборники Каримова – это «Седьмая ночь» и «Шумная заря». Эти сборники были изданы в 1932 и 1933 годах соответственно. О чем же эти стихи? Они рассказывают читателю о том, как сам Карим Фатих переживает то, что происходит в стране: активные процессы коллективизации сельского хозяйства и индустриализации страны.

Война

К сожалению, этого прекрасного автора коснулась война. Несколько своих сборников он публиковал в то время, когда находился на фронте. Хочется сказать, что он очень любил свою Родину. Именно поэтому когда встал вопрос о её защите, Фатих, не думая, бросил все для того, чтобы помочь. При этом бросать ему было что. Он наладил отличную жизнь в Казани, мог печататься и преподавать одновременно. Такая судьба была бы для него слишком невыносима, ведь находиться в стороне, когда другие мужчины защищают Родину, было невозможно.

На фронте, несмотря на общую напряженную обстановку, Карим Фатих не смог забыть свое призвание, поэтому он продолжал писать стихи. Как было сказано выше, они потом публиковались. Всего за время войны он написал три сборника стихов, которые назывались так: «Любовь и ненависть», «Мелодия и сила» и «Записки разведчика». Стихи из сборников были написаны в период с 1943 по 1944 год.image

К сожалению, судьба распорядилась так, что это были последние сборники Каримова. Уже в феврале 1945 года он погиб на войне. Как это случилось? Молодой человек погиб с достоинством и честью, выполняя боевое задание возле Кенигсберга (ныне поселок Победы в Калининградской области). Карим Фатих не был забыт – его похоронили в братской могиле в этой же области.

Память

Родословная Фатиха Карима нам не известна, так как его биографии на русском языке нет, и приходится довольствоваться краткими сведениями. И всё же его память была достойно увековечена. Родина ценит Карима не только за ее защиту, но также за литературный талант. В Башкортостане есть премия имени Карима Фатиха. В городе Багратионовске также есть памятник-обелиск в честь поэта, а ещё его именем названа одна улица города.image

По многочисленным просьбам жителей села Аитова и работников колхоза «Дема» на 30-летие Великой Отечественной войны там начал свою работу музей имени патриота и поэта Фатиха Карима. Перед зданием также установлен бюст мужчины. Кроме того, средняя школа и одна из улиц села названы именем своего героя.

Но помнят ли об авторе сегодня? Конечно, да! В 2015 году в Казани проводилась Республиканская научно-практическая конференция школьников имени поэта. Конференция была учреждена Министерством образования Республики Татарстан. Занимательно, что в ней приняли участие более чем 400 школьников со всего Татарстана. В следующие несколько лет, благодаря активной поддержке на высоком государственном уровне, мероприятие поднялось до межрегионального детского конкурса. В этом же году была презентация книги Р. Сарчина под названием «Жизнь и судьба Фатиха Карима». Был проведен торжественный вечер, посвященный 70-летию со дня гибели поэта на войне. Фатих Карим, биография которого приведена в статье, достоин того, чтобы о нем помнили ещё много лет!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий