Краткая биография Казакова Юрия Павловича

  1. Энциклопедия
  2. Люди
  3. Писатель Юрий Казаков. Жизнь и творчество

Юрий Павлович Казаков (1927-1982 гг.) является одним из писателей советского периода отечественной истории.

Казаков является уроженцем Москвы и его детские годы в обычной простой семье проходят в окружении арбатских улочек. Будущие писатель получает профессиональное образование в строительном техникуме, после которого становится студентом музыкального училища им. Гнесиных. По окончании училища Казаков принимается в оркестр театра им. Станиславского К.С., но очень скоро теряет интерес к музыкальной деятельности.

Казаков увлекается литературной деятельностью и после выхода его первых произведений, в том числе охотничьих рассказов, он становится студентом Литературного института.

Спустя время из-под пера писателя появляется его первое полноценное произведение в виде книги «Арктур – гончий пес», героями которой становятся представители животного мира. Кроме того, Казакова привлекает самобытная северная часть России, куда он часть путешествует и многие годы ведет собственный «Северный дневник», представляющий собой его путевые заметки и исторические описания. Впечатления от посещения мест русского Севера в дальнейшем воплощают в повесть под названием «Мальчик из снежной ямы», рассказывающую неординарную историю о ненецком самородке Тыко Вылки.

В творческой биографии Казакова присутствует и коллективная работа над детективным романом «Смеется тот, кто смеется».

Литературное наследие писателя насчитывает более десяти сборников рассказов, среди которых наибольшую популярность приобретают новеллы «Голубое и зеленое», «Некрасивая», «Двое в декабре», «Свечечка», переведенные на многие языки мира.

Следующим этапом творческой биографии Казакова становится работа над переводом трилогии «Кровь и пот» казахского автора Нурпеисова А.К., выполненная Юрием Павловичем с использованием подстрочника, за что писатель удостаивается Дантовской премии, позволившей приобрести в собственность дом в Абрамцево. 

Последние годы жизни Казакова проходят в забвении, поскольку из-под его пера практически не создаются новые произведения и имеющиеся не печатаются. Находясь в глубоком затяжном запое, Казаков расстается с самыми близкими ему людьми, оставляя в абрамцевском доме лишь больную мать. Жизнь писателя обрывается в возрасте пятидесяти пяти лет, а местом захоронения становится московское Ваганьковское кладбище.

После ухода из жизни писателя публикуется его повесть «Две ночи», имеющая другое название в виде «Разлучение душ», рассказывающая о пережитых Казаковым еще мальчишкой мгновениях во время страшной войны.

Вариант 2

Писателя Юрия Казакова можно назвать именно тем автором, который в свои произведения старался добавить как можно более ценного смысла, и как можно меньше лишних деталей и слов. Он работал над этим практически в каждом своём произведении, и наверное потому его произведения считаются одними из самых лучших в его время. Данный автор постоянно работал над собой, порой забывая об отдыхе и об личных проблемах, которых в жизни автора было немало. Подобным образом он писал практически все свои произведения, изредка отвлекаясь на сторонние способы написания. Так или иначе это был потрясающий автор, который внёс огромный вклад в развитие литературы именно своего сегмента.

Юрий Казаков родился в 1927 году в Москве. Его семья достаточно добрая, и очень лояльно относилась ко всем проявлениям творчества своего чада. Первым своим творческим началом Юрий считал музыку, а потому очень долгое время он совершенствовал себя в музыке, он даже смог добиться чего-то, однако после этого, поняв, что музыка ему на скучала, он решил приобщиться к литературе, которая ему также нравилась всё детство. Начав свою литературную деятельность он был приятно удивлён, так как у него всё получалось и его произведения читались достаточно большим количеством людей, а потому он решает связать всю свою жизнь с литературой, и отдаётся ей полностью. Он также получает литературное образование в одном из местных институтов. Работая, таким образом, данный автор пишет огромное количество достойных произведений, которые в свою очередь становятся очень читаемы. Скончался этот замечательный автор в 1982 году, по естественным причинам, проще говоря, скончался он от старости.

Писатель Юрий Казаков. Жизнь и творчество

Интересные ответы

  • Доклад на тему Планета Сатурн сообщение

    Сатурн является второй по размерам и шестой по счёту планетой в Солнечной системе. Своё название планета получила в честь древнеримского бога земледелия. Самой характерной чертой этой планеты считаются знаменитые кольца

  • Как и где зимуют ежи в природе

    Скажите, видел ли кто живого ежа? Это такой маленький привлекательный зверек, топает очень громко и смешно так фыркает. Но к осени ежи исчезают.

  • Писатель Константин Станюкович. Жизнь и творчество

    Константин Михайлович Станюкович (1843-1903 гг.) принадлежит к известным представителям русской литературы, прославившийся благодаря военно-морской тематике, называемой маринистикой.

  • Писатель Александр Островский. Жизнь и творчество

    Александр Николаевич Островский (1823-1886 гг.) относится к самым значимым представителям русской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие отечественного театра.

  • Доклад на тему Почему надо беречь водоемы (реки, моря и озера)

    Человеку будет тяжело жить без чистой воды. Без нее сложно представить быт. Воду мы пьем, используем ее, что бы приготовить еду, стираем белье, купаемся и так далее. Поэтому мы должны следить

image

Юрий Павлович Казаков – всемирно известный русский писатель. Был рожден в семье бедного крестьянина. Юность поэта прошла в Великую Отечественную войну, позже он воплотит эти ужасные моменты в неоконченной повести «Две ночи».  Его направлением в литературе были прозы, стихи и стихотворения. Очень любил путешествовать. Критики пришли к общему мнению, что автор один из самых ярких наследников русской классической литературы.

Многие из его произведений были переведены на европейские языки. К концу своих лет писатель мало пишет, начинает пить и подвергается сильным болезням. Некоторые из его набросков редакции опубликовали после кончины. Умер писатель в Москве в 1982 году.

image

Иван Бунин – любимый писатель поэта

Ни для кого не секрет, что для Казакова предметом подражания и наследия был русский прозаик Иван Алексеевич Бунин. Все началось с того, что юный писатель прочитал повесть «Деревня». Она произвела восторг на него. Писателя очаровала манера сложения сочинения. Позже он поделился своими мыслями об этом в интервью и заметках в газетах.

Спустя время, он воплотит манеру написания своего кумира в своем рассказе «Старики». Интересный факт – Казаков вынашивал планы напечатать книгу о Бунине. Об этом замысле он неоднократно советовался со своими коллегами, во время пребывания в Париже.  Спустя время литературные эксперты назвали Казакова продолжателем его кумира.

С детства начал заниматься музыкой

В своих юных годах Юрий поступил в музыкальную школу. Первым музыкальным инструментом писателя было виолончели. Спустя некоторое время он пересел на контрабас. Учился он в музыкальном училище имени Гнесиных и после пяти лет учебы успешно его закончил. Место для себя в оркестре он не нашел, поскольку сделать это в те года было очень сложно.

С профессиональной музыкальной практикой не сложилось. Некоторое время играл в малоизвестных симфонических и джазовых оркестрах. Так же подрабатывал на различных танцплощадках. Проблемы внутри семьи и постоянное сложное денежное положение развеяли надежды Казакова стать музыкантом.

Хобби Казакова

В своих набросках автобиографии автор упоминал что, будучи студентом, очень любил альпинизм. Одновременно со спортом писал свои рассказы. Отдельного внимания заслуживает его страсть к охоте и рыбалке.

Казаков очень любил природу, он находил себя в ней. Это сказывалось на его тяге к приключениям, путешествиям, уединении с окружающей средой. Писатель много упоминал об этом в своих воспроизведениях. Так же поет, преодолевал большие дистанции пешком. Ему это нравилось. Ранее он упоминал, что часто ночевал, где попало. Много что слушал и запоминал.

Путешествия

Все началось еще со студенческих годов. Путешествия были, наверное, одним из самых любимых занятий автора. Даже после окончания института он не потерял жажды туризма. Очень важным периодом в творчестве писателя стало пребывание на севере. Ранее он упоминал, что не хочет жить на полярных станциях и стоянках, ему хочется пожить в русских деревнях севера.

Позже он опишет это в своих воспроизведениях. Помимо севера посетил множество различных мест и стран. Побывал в Казахстане, Закарпатье, Прибалтике и псковских Печорах. Посещал Францию, Румынию, Болгарию и ГДР. Во Франции работал со своими коллегами на протяжении определенного периода. Там же и консультировался с ними по написании книги об Иване Бунине.

Книга, которая принесла ему популярность

После публикации своих первых рассказов студенческих лет поэт задумался о написании более серьезного произведения. Спустя небольшое время мир увидела его книга – «Арктур гончий пес». В книге было подчеркнуто мастерство рассказа писателя. После выпуска книги рассказ стал любимым жанром автора. Книга стала наиболее сильным выражением эстетических стремлений писателя.

В слепой собаке литератор изобразил раскрытие природных способностей. Он возвышает неодолимую силу таланта, с помощью которой каждый может себе проложить путь к цели. Любовь к природе сильно сказалась в написании книги, ведь сам рассказ по жанровой структуре стал охотничим.

Муза литератора

Все началось на похоронах Пастернака. Там они и встретились, молодой писатель и она, молодая переводчица Марина Литвинова. О своей любви к ней он писал в своих сочинениях. Юрий Казаков и Марина Литвинова часто ездили на север вместе, много времени проводили друг с другом, разговаривали на самые личные темы.

Марина Литвинова вспоминала, что куда бы они ни поехали, писатель всегда набирал с собою книг и постоянно читал ей вслух. Но их счастье длилось не долго. Всего пять лет прожитых вместе. Позже Юрий нашел себе новую девушку, на которой как он признался, сражу же, захотел жениться. Марина пыталась вернуть его к себе, но попытки были безуспешны. Еще одной причиной расставания между ними стал алкоголизм, который вероятнее всего передался по наследству от отца автора.

Краткие итоги

Герои рассказов писателя одиноки. Их преследует постоянно чувство вины. Это чувство литератор великолепно воплотил в один из своих рассказов «Во сне ты горько плакал».

За всю жизнь автора было выдано около 10 сборников его рассказов. Сохранились так же очерки и эссе о других русских поэтах. Особое значения в жизни и творчестве имел Паустовский – его хороший друг и учитель.

Сегодня мы расскажем, кто такой Юрий Казаков. Биография его и особенности творческой деятельности будут рассмотрены далее. Речь идет о русском писателе. Он родился в 1927 году, 8 августа, в Москве. Происходит из семьи рабочего из Смоленской губернии, который вышел из крестьян.

Война

Юрий Казаков отмечал в автобиографии от 1965 года, что в его роду, насколько ему известно, ни одного по-настоящему образованного человека не было, однако талантом отличались многие. Отрочество нашего героя совпало с периодом Великой Отечественной войны. Воспоминания о ночных бомбежках столицы воплотились в повести под названием «Две ночи» («Разлучение душ»). Произведение осталось незавершенным. Над ним автор работал в 1960-1970 годах. Это весьма личные рукописи, пропитанные тяжелыми мыслями.

Ноты

Юрий Казаков в 15 лет начал изучать музыку. Сперва играл на виолончели, позже – на контрабасе. В 1946 г. поступает в музыкальное училище имени Гнесиных. Окончил это заведение в 1951 году. Отыскать стабильное место в составе оркестра оказалось трудно. Профессиональная музыкальная работа нашего героя была эпизодической.

Юрий Казаков играл в различных симфонических и джазовых оркестрах, также на танцплощадках подрабатывал музыкантом. Сложные отношения в семье между родителями и нелегкое материальное положение не способствовали активному творческому росту нашего героя.

Творчество

Юрий Казаков в 1940 годах начал создавать стихи, затем появились пьесы. Еще позднее опубликовал очерки в газете «Советский спорт». Дневниковые записи, сделанные нашим героем в то время, свидетельствуют о невероятной тяге к писательской деятельности. Вскоре Казаков попал в стены Литературного института имени А. М. Горького. Наш герой вспоминает, что в период учебы в этом вузе руководитель семинара отбил охоту писать о чем-то малоизвестном.

Теперь поговорим о том, чем запомнился прозаик Юрий Казаков. Рассказы начал публиковать, еще будучи студентом. К первым произведениям этого жанра следует отнести «Голубое и зеленое», «Некрасивая». Вскоре была издана первая книга Юрия Павловича под названием «Арктур – гончий пес». Рассказ стал излюбленным жанром писателя. Его мастерство в прозе выразилось в полную силу. Среди ранних творений нашего героя особое место отведено произведениям «Арктур – гончий пес» и «Тэдди». Главными героями здесь являются животные. Например, Тэдди – это медведь, который сбежал из цирка, а Арктур – охотничий пес, утративший зрение.

Оценка

Юрий Казаков, по мнению литературных критиков, является одним из продолжателей русских классиков. О последних наш герой хотел написать отдельный труд и обсуждал его с Г. Адамовичем и Б. Зайцевым во время путешествия в Париж, которое произошло в 1967 году. Писатель отмечал, что хочет возродить жанр рассказа вместе со всеми последствиями, которые он может за собой полечь.

Для прозы нашего героя характерен музыкальный ритм и тонкий лиризм. В 1964 г. в автобиографических набросках Казаков отметил, что во время учебы непрерывно запоминал, слушал и смотрел, ночевал там, где придется, ходил пешком, ловил рыбу, охотился, занимался альпинизмом. Уже после окончания института, являясь автором прозаических сборников, писатель не утратил интерес к путешествиям. Впечатления от различных поездок позднее отразились в особых путевых очерках, а также художественных произведениях. Среди них можно отметить рассказы «По дороге», «Плачу и рыдаю», «Проклятый Север».

Особое место отведено в творчестве писателя русскому Северу. Наш герой отмечал, что всегда хотел пожить в деревнях – в истинных русских селениях, ведь в этих местах жизнь течет медленнее. Она столетняя, постоянная. Здесь людей к дому привязывает хозяйство, дети, семья, наследственный труд, кресты на надгробьях дедов и отцов.

Юрий Павлович Казаков

Ю.П. Казаков родился в Москве, вырос на Арбате. На юношеские годы писателя пришлось время Великой Отечественной войны. Воспоминания о ночных бомбежках Москвы были затем отражены в незавершенной повести «Две ночи» (другое название «Разлучение душ»), которая писалась в 1960—1970 гг.

Закончив музыкальное училище им. Гнесиных сначала по классу виолончели, а затем — контрабаса, Казаков зачислен в состав оркестра Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, подрабатывал в симфонических и джазовых оркестрах, музыкантом на танцевальных площадках. После работы в театре работал на радио, преподавал в музыкальной школе Киевского района Москвы. В 1952 г. Казаков увлекся литературным творчеством, в 1953 г. стал студентом литературного института им. М. Горького и окончил его в 1958 г.

Первый рассказ Казакова «Обиженный полисмен» увидел свет в газете «Московский комсомолец» в 1953 г. Вскоре писатель начинает публиковать информационные заметки и очерки-зарисовки в газете «Советский спорт».

Еще в годы учебы Казакова в институте в крупных журналах Москвы были напечатаны его лирические рассказы «Никишкины тайны», «Голубое и зеленое», «Манька», «Некрасивая».

В 1950-е гг. были опубликованы книги «На полустанке», «Легкая жизнь», «Запах хлеба», «По дороге», «Арктур — гончий пес», «Двое в декабре», «Тэдди» и др.

Будучи студентом, Казаков много путешествовал, «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». После окончания института бывал в Печорах на Псковщине, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», в других местах. Впечатления от поездок по родной стране воплотились затем в рассказах, очерках, заметках: «По дороге» (1960), «Плачу и рыдаю» (1963), «Проклятый Север» (1964) и др.

Уже ранние произведения позволили критикам оценить творчество Казакова как продолжателя традиций русских классиков, особенно И. Бунина, к творчеству которого молодой писатель относился с большой любовью и о котором мечтал написать книгу.

Значительный объем его деятельности занимает переводческая работа, написание статей о современной литературе. Ю. Казаков — мастер эссе. Особенно его увлекали сочинения о русских классиках. Его перу принадлежат эссе о Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Своим учителем Казаков считал К. Паустовского. Воспоминания о нем «Поедемте в Лопшеньгу» (1977) отличаются особой проникновенностью и трогательностью.

Казаков хорошо знал быт и язык поморов, что нашло отражение в книге очерков «Северный дневник», которая впервые вышла в 1961 г., а затем постоянно пополнялась новыми рассказами о путешествиях писателя на рыболовецких сейнерах. Героями этих историй становились моряки и рыбаки из Мурманска и Архангельска, жители Новой Земли. Отдельная глава «Северного дневника» повествует о ненецком художнике Тыко Вылке. В дальнейшем Казаков написал о нем отдельную книгу «Мальчик из снежной ямы» (1972—1976), а в 1980 г. — сценарий фильма «Великий самоед». Последнее, самое полное издание книги вышло в 1973 г.

В 1969 г. был опубликован сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1973 г. — рассказ «Свечечка», в 1977 г. — «Во сне ты горько плакал».

В течение жизни писателя было опубликовано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961), «Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и др. В последние годы жизни было написано мало, в основном остались наброски. Уже после смерти вышла его книга «Две ночи» («Разлучение душ»), где были собраны неопубликованные и незаконченные произведения писателя.

О Казакове надо писать под звездами. Чтобы только редкие гудки тепловозов напоминали о том, что ты на земле.

В августе, ночью, особенно чувствуешь, что жизнь имеет не только горизонтальную текучесть, но и восходящую таинственность. А Казаков – это как раз об этом. О восходящей таинственности бытия. О смысле жизни. О смысле поиска этого смысла.

“Дураки, дураки! Все уехали в Москву, идиоты! Не понимают, что жизнь, как воздух, думают, в Москве прекрасно, ах, какие дураки! Как поглядишь, сколько жизней не сбывается из-за глупостей… Ну денег нет, ну отпуск кончится… и когда смотришь в бессмертное небо, думаешь: отпуск? деньги? К черту! С чем будем умирать!..” Последняя запись в вахтенном журнале, который летом 1968 года вел Юрий Казаков во время плавания с друзьями на шлюпке “Вега”.

Юрий Казаков – особая история в нашей литературе. Его слава в 1960-х кажется неправдоподобной. Ведь популярны обычно те писатели, которые пропитаны современностью, ее ритмами и атмосферой, а стиль казаковских рассказов был невероятно далек от бурной “оттепели”. Никаких телеграфных фраз в духе Хэма, многозначительных диалогов и молодежных словечек. Поэтому не было никаких шансов, что его услышат. Первая книга Юрия Казакова, вышедшая в Архангельске, вполне могла остаться событием периферийным.

Но тут и произошло таинственное. Выпускник Гнесинского училища по классу контрабаса, застенчивый парень, с войны сильно заикавшийся, автор всего лишь нескольких рассказов – и вдруг стал известен всей читающей стране. Интонация его прозы оказалась столь по-моцартовски пленительна, что, захватив читателей, передалась и самой эпохе 1960-70-х, сделав ее глубже, тоньше и сложнее, чем она могла бы быть.

Парадокс, но именно несовпадение Казакова со своим временем сделало его в какой-то момент одним из самых читаемых советских прозаиков и в СССР и на Западе. Журналы с его рассказами рвали из рук. Когда “Голубое и зеленое” читали по радио и транслировали через уличные репродукторы, пешеходы замирали, и так, стоя, слушали эту маленькую повесть о первой любви. Казакова заспешили переводить французы, итальянцы, англичане…

Газеты упрекали молодого писателя в подражании “белогвардейцу” Бунину. (Интересно: сегодня кому-то из молодых прозаиков можно было бы предъявить столь высокое обвинение: вот, мол, наглец, – пишет, как Бунин? Подскажите, если знаете…). А он до этого и не читал классика, потому что Бунин был вычеркнут из русской литературы, его не издавали. Когда в 1967 году Казаков приехал во Францию, то нашел и записал на магнитофон тех стариков-писателей, кто дружил с Буниным: Бориса Зайцева и Георгия Адамовича.

Юрий Казаков вернул людям ощущение частной жизни, отнятой годами строек, войн и лагерей. Как хорошо просто жить, а иногда бездельничать. Мечтать о несбыточном и заглядываться на девушек. Бродить белыми ночами по улицам, не опасаясь, что тебя скрутят, посадят в “воронок” и дадут десять лет без права переписки. И какое счастье – ехать куда-то на поезде, и не обязательно на комсомольскую стройку, а так, “за туманом”.

И было совершенно неважно, о чем Казаков пишет – об охотниках или о рыбаках, о деревенском пастухе или о Лермонтове, о собаке или о медведе, сбежавшем из цирка. Было важно лишь то, как это написано. Вот как стоит слово, а за ним другое. А между ними – воздух.

Материальной памяти о Юрии Павловиче у нас почти не осталось. Музея Казакова нет, и устроить его пока негде. В доме его детства на Арбате давно живут другие люди. Дом писателя в Абрамцеве, свято оберегавшийся вдовой писателя Тамарой Михайловной, в конце 2007 года был сожжен неизвестными вандалами. Уцелело лишь обращенное к лесу крыльцо. Несколько лет почитатели Казакова, приезжавшие в Абрамцево посмотреть на легендарный дом Казакова, видели пепелище и установленный на нем крест. Этим летом Тамара Михайловна на свою пенсию взялась восстанавливать дом – пока лишь ту его половину, там, где была кухня, кабинет и детская. Троице-Сергиева Лавра выделила бригаду строителей (Тамара Михайловна много лет подвижнически трудится в издательстве Лавры). Но средств на восстановление, конечно же, не хватает. Обращаюсь к министру культуры: помогите! Дом Юрия Казакова – это тот культурный проект, который мог бы связать абрамцевское культурное гнездо с современностью.

А пока получается, что остались только книги. Но как раз в них – воздух. Воздух Казакова, который то же, что воздух родины.

Созвучный казаковским исканиям композитор Валерий Гаврилин, когда его в 1990-е годы спрашивали, почему он не уезжает за границу, отвечал: “Куда же я поеду? Мне и на родине родины не хватает…”

Казаков, я уверен, именно потому будет издаваться и читаться по нарастающей, что нам все сильнее будет не хватать родины.

Тридцать лет, прошедшие со дня ранней смерти Казакова в ноябре 1982 года (писателю было всего пятьдесят пять!) страшно изменили страну. Узнал бы он теперь свою Москву, свои любимые Вологду, Архангельск, Мезень и Лопшеньгу?.. Ведь сейчас и после недолгой разлуки приезжаешь в места, где вырос – и глазу приткнуться негде. Исчезли не только знакомые тебе старые домики, скверы или дворы – искалечен ландшафт. И главное – узнал бы Казаков русского человека, в которого вглядывался с такой любовью, нежностью и тревогой? Боюсь, горе его было бы велико.

Старые домики можно заменить новоделом, и будет “как бы” старина. А людей не вернешь. Будто пьяный бульдозерист взял и срыл в России культурный слой. И больше нет тех людей, тех интонаций, тех запахов, красок и звуков, которые и делают некую местность на карте твоей родиной.

Эмигрант может утешиться мечтой о возвращении на родину. Куда вернуться нам? Только если в любимые книги…

У писателя Юрия Коваля есть маленький, в четыре абзаца, рассказ “Кувшин с листобоем”. Автор, прежде чем уехать из деревни в город, идет с кувшином на речной обрыв, подставляет его горлышком к ветру и набирает туда осеннего воздуха. Потом запечатывает кувшин глиной и мечтает: вот придут зимой друзья, за окном будет трещать мороз, а я открою кувшин и в комнате запахнет опятами и прелым листом.

Так вот книги Казакова – это такие же кувшины с воздухом родины. Прочитать одну лишь его страницу – значит отдышаться.

Ведь наша современная российская литература (говорю прежде всего о “лидерах продаж”) оставляет часто ощущение угара. Второй раз читать не будешь. Под подушку не положишь. Читать детям вслух не станешь.

Кстати, для Казакова как раз ребенок был более всего интересен и как герой, и как читатель, и как собеседник. Это и запечатлелось в его последних вершинных рассказах, написанных как письма сыну.

Недавно в издательстве “Русскiй Мiръ” вышел в свет третий, последний том собрания сочинений Юрия Казакова. После незавершенных рассказов и повестей, путевых и литературных заметок, дневниковых записей в этом томе впервые опубликованы письма Юрия Павловича сыну Алеше. Каждый, кто помнит рассказы “Свечечка” и “Во сне ты горько плакал”, с особым чувством будет читать эти письма. То, что иным критикам виделось лишь удачным художественным приемом писателя – внутренний диалог с сыном – оказывается самой жизнью.

В поздних рассказах и письмах Казакова, как ни у кого в 1970-е, есть острое предчувствие угасания эпистолярного слова. До эпохи sms еще лет тридцать, а Юрий Павлович уже будто скорбит о нас, легко забывших, что такое живое письмо на бумаге. С какой печальной укоризной он пишет маленькому сыну (который только научился писать и послал отцу весточку из одного короткого предложения): “Если мы все друг с другом будем обмениваться одной фразой, то на земле наступит молчание и холод”.

Алексей Юрьевич Казаков, тот самый Алеша из “Свечечки”, сегодня служит звонарем в одном из московских храмов.

Помните последние строки из рассказа Юрия Казакова “Свечечка”? “…И думая о тебе, я почувствовал вдруг, как мне стало весело, недавнюю тоску мою как рукой сняло, и снова захотелось жить”.

Тут и мне пора поставить точку. Ночь прошла, ложиться спать нет смысла. Выхожу во двор. Свистнула и затихла первая электричка. Палый тополиный лист лежит на скамейке.

Неужели осень?

письмо сыну

27 января 1976. Абрамцево

Здравствуй, дорогой Алеша!

Когда ты получишь это письмо, день прибавится уже почти на полтора часа. Значит, теперь уже везде больше света: и в квартирах, и на улицах, и в лесах. И от этого веселее становится жить, потому что – знаешь, что самое главное на земле? Как ты думаешь?

Солнце, свет!

Приезжай, Алеша, опять в Абрамцево. Тебя ждет Щелкунчик, которым ты научился так ловко щелкать орешки. Он лежит в темном ящике, вспоминает тебя и думает: как-то он там ведет себя в школе? Если плохо, то я щелкну и укушу его за палец!

Прямо беда, какой грозный этот Щелкунчик!

И бабочка тебя дожидается в твоей комнате. Полетает, сядет на окно, которое на веранду выходит, и крылышки то распустит, то сложит. Не знаю, спрячется ли она куда-нибудь до твоего приезда или дождется тебя. Если дождется, ты с ней поздоровайся. Она, конечно, тебе не ответит, как Кешка, потому что у нее одни крылышки, а голоса нет, но ты все равно поздоровайся. Хорошо?

Ну, значит, я жду опять тебя в субботу, приезжай с настоящими лыжами, а я тебя встречу с палками, и ты прямо от станции пойдешь на лыжах.

Скажи маме, чтобы не забыла купить себе кружки на палки, а потом две банки кофе, яичек и взяла бы деготь для своих лыж.

Сегодня у нас солнечный день. А у тебя какой день был во вторник?

Целую.

Папа.

Публикация Т. М. Судник-Казаковой

Общество Утраты

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий