Краткая биография Марата Жана-Поля самое главное

Вскоре после взятия Бастилии в Париже вышла новая газета под названием «Друг народа». Газета обращалась к трудящимся. Она говорила им, что революция еще не закончена, стоящие перед ней задачи не разрешены, враги народа еще не уничтожены.

«Друг народа» сразу обратил на себя внимание статьями, полными революционной страсти и глубочайшей веры в силы народа. Газету издавал Жан Поль Марат.

Он гневно обрушивался в своей газете на всех колеблющихся, двоедушных и на все, что мешало революции. Беспощадный к врагам, Марат не искал славы. Он не скрывал от народа трудностей, которые стояли перед революцией, открыто и прямо говорил правду, смело разоблачал мнимых патриотов. С удивительной прозорливостью Марат обнаруживал врагов революции, как бы они ни маскировались. Трудящиеся Франции любили Марата и прозвали его Другом народа.

Когда началась революция, Марату было 45 лет. Он родился в 1743 г. в небогатой семье учителя, насчитывавшей 6 детей. Когда Жану Полю исполнилось 16 лет, он ушел из родительского дома и начал самостоятельную жизнь. Став позднее врачом, он прожил около 10 лет в Англии.

Марат

Обладая выдающимися способностями, Марат имел полную возможность стать ученым-медиком и посвятить свою жизнь научным исследованиям. Но Марата интересовала не только медицина. Он увлекался идеями просветителей.

Уже в 1774 г. Марат выпустил книгу «Цепи рабства», в которой доказывал, что борьба против тирании — «естественное право и священный долг народов».

С первыми же вестями о революционных событиях во Франции Марат бросил свои занятия медициной и целиком окунулся в политическую борьбу. Он стал одним из выдающихся вождей революции и руководителей якобинцев.

…Наступил знаменательный день 10 августа 1792 г. Стало известно, что королева Мария-Антуанетта выдала австрийским интервентам план военных действий французских войск. В Париже вспыхнуло восстание против изменнических действий королевского двора. На улицу вышло более 20 тыс. жителей предместий. Они направились в Тюильри. У кого были ружья, у кого — пики. Повстанцы имели и пушки. Восставший народ окружил Тюильрийский дворец, взял его штурмом, потеряв при этом около 400 человек убитыми и ранеными. Короля с семьей заключили в тюрьму.

Марат был одним из вдохновителей восстания. Друг народа вместе с другими вождями якобинцев предлагал созвать народное собрание — Национальный конвент на основе всеобщего избирательного права.

Выборы в Национальный конвент проходили под лозунгом «Да здравствует нация без короля!». 20 сентября 1792 г. открылся Конвент. Среди депутатов Конвента было 165 жирондистов, около 100 якобинцев. 485 депутатов не примыкали ни к какой партии. Их насмешливо называли «болотом». Париж послал в Конвент только одних якобинцев. В числе их был Марат.

По предложению якобинцев Конвент принял декрет: «Королевская власть во Франции упраздняется». Франция стала республикой.

На заседании Конвента 16 —17 января 1793 г., продолжавшемся непрерывно 34 часа, был поставлен вопрос: «Какому наказанию подлежит Людовик, бывший король Франции?» Жирондисты прилагали все усилия, чтобы спасти короля.

На трибуну быстро, нервной походкой поднялся Марат. За поясом у него заткнут пистолет, сбоку — короткая сабля, голова повязана красным платком. Лицо Марата бледно. Он полон решимости.

— Я голосую за казнь короля в 24 часа, — говорит он.

21 января 1793 г. смертный приговор королю, на котором настаивали якобинцы, был приведен в исполнение.

Народ чествует Марата.

Жирондисты, выступавшие против казни короля, все больше скатывались к контрреволюции. Они поддерживали спекуляцию продовольственными товарами, способствовали взвинчиванию цен в городах, препятствовали полному освобождению деревни от феодальных повинностей.

Войдя в сговор с контрреволюционерами, жирондисты отказывались защищать Францию от внешних врагов. Политика жирондистов — крупных собственников — вызвала негодование народных масс.

В 3 часа утра 31 мая 1793 г. Над Парижем раздался призывный звук набата. В столице началось восстание. Руководили им якобинцы. К Конвенту подошла делегация от 48 секций (районов) Парижа. С трибуны Конвента представители секций обвиняли вожаков жирондистов в измене и требовали истребить всех заговорщиков.

«Правильно! Очень хорошо», — бросал реплики со своего места Марат. Конвент не согласился на арест жирондистских депутатов. На следующий день Марат обратился к восставшим со страстным призывом продолжать борьбу и добиваться изгнания жирондистов из Конвента. 2 июня 1793 г. 80 тыс. вооруженных граждан Парижа окружили Конвент. Под давлением восставшего народа Конвент был вынужден принять декрет об изгнании 22 наиболее видных жирондистских депутатов. Власть перешла к наиболее революционной партии — к якобинцам.

Это произошло в необычайно трудный для революции момент. Феодальные государства Европы ополчились на революционную Францию. Внутри страны пылали и разрастались мятежи, поднятые врагами революции.

В такой трудной и сложной обстановке была необходима величайшая революционная энергия и непоколебимая твердость правительства. Марат призывал якобинцев опереться на народ и мобилизовать все его силы для отпора внешним и внутренним врагам. Он говорил: «Две-три вовремя отрубленные головы надолго останавливают врагов и на целые столетия избавляют нацию от бедствий нищеты и от ужасов гражданской войны».

Прямота, решительность, стойкость Друга народа снискали ему глубокое уважение парижской бедноты, жителей рабочих предместий, крестьян, ремесленников, всех верных патриотов. Но эти же качества Марата вызывали лютую злобу к нему со стороны контрреволюции. С начала революции Марату приходилось семь раз (иногда на целые месяцы) уходить в подполье и даже покидать на время свою родину.

Типографии, в которых печатался «Друг народа», не раз подвергались разгрому, а типографов и разносчиков этой газеты арестовывали.

Смерть Марата.

За Другом народа следили шпионы. Его повсюду подстерегали клинки убийц. Несколько раз Марата арестовывали, выдвигая клеветнические обвинения, и создавали судебные процессы. Не одну ночь Другу народа приходилось блуждать по улицам в поисках безопасного убежища. Однако неукротимый Марат мужественно переносил все подобные невзгоды. «Борясь против врагов государства, — говорил Марат, — я буду беспощадно нападать на мошенников, буду разоблачать лицемеров, изобличать изменников… Страх не имеет надо мною власти. Я посвящаю себя отечеству и готов пролить за него всю мою кровь…»

13 июля 1793 г. в квартиру Марата на улице Кордильеров явилась молодая женщина. Марат просматривал газеты. Войдя к Марату, посетительница подала бумагу, заявив, что в ней перечислены имена участников опасного заговора. Когда Марат углубился в чтение, женщина выхватила большой нож и ударила им в грудь Друга народа. Через пять минут Марат скончался. Убийца, дворянка Шарлотта Кордэ, была орудием контрреволюционных заговорщиков.

Весть о злодейском убийстве Друга народа быстро облетела Париж. Толпы людей бросились к улице Кордильеров. С глубокой скорбью и негодованием узнали народные массы Франции о гибели Марата. Похороны Марата вылились в грандиозную демонстрацию.

Вскоре после убийства Марата знаменитый французский художник Давид написал картину «Смерть Марата». «Я писал ее сердцем», — говорил художник. Картина была выставлена в Париже, в музее Лувра. Бойцы революционной армии, отправляясь на фронт, приходили сюда, и картина вдохновляла их мужеством для борьбы с врагами революционного отечества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Смотрите — как перестать стесняться Oratoris..

марат жан поль

энциклопедический словарь

Мара́т Жан Поль (Marat) (1743-1793), один из вождей якобинцев, врач. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа». Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Убит Ш. Корде.

* * *

МАРАТ Жан Поль — МАРА́Т (Marat) Жан Поль (1743-93), один из вождей якобинцев. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа». Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая — 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Убит Ш. Корде (см. КОРДЕ Д`Армон Шарлотта де).

* * *

МАРА́Т (Marat) Жан Поль (24 мая 1743, Будри близ Невшателя, Швейцария — 13 июля 1793, Париж), радикальный политический деятель эпохи Великой Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ), один из вождей якобинцев (см. ЯКОБИНЦЫ).

Начало пути

Родители Марата (отец — сардинец, мать — уроженка Лангедока) покинули лоно Католической Церкви, перешли в кальвинизм и поселились в Швейцарии за три года до его рождения. Решив стать врачом, Марат учился в Тулузе, Бордо, Париже, затем в Голландии и Англии. В 1773 в Лондоне он издал «Философский опыт о Человеке» (A philosophical Essay on Man), а в 1774 опубликовал политический трактат «Цепи рабства» (The Chains of Slavery), в котором утверждал, что монархи ведут народы к рабству, развращая их и искореняя самую мысль о свободе. Труды Марата были замечены Вольтером (см. ВОЛЬТЕР), впрочем, весьма скептически отозвавшемся о философских потугах начинающего автора.

Уязвленный Марат воздерживается от дальнейших попыток добиться признания как теоретик и переключает свое внимание на больных, уделяя также много времени прикладным физическим (особенно оптическим) экспериментам. В 1776 он возвращается во Францию и получает место врача гвардейцев графа д»Артуа (впоследствии Карл X (см. КАРЛ X)). Однако его медицинская практика была весьма скудной, а физические опыты не получили признания королевской Академии наук. Тогда Марат вновь обращается к социальным проблемам: он участвует в конкурсе Бернского экономического общества 1777 на лучший проект реформы уголовного права и публикует в 1782 в Невшателе свой «План уголовного законодательства».

Революция

В сентябре 1789 Марат начинает выпускать знаменитую газету «Друг народа» (Ami du Peuple), прославившуюся скандальными разоблачениями всех и вся. Призывы к насилию, апокалиптические предсказания снискали ему популярность в низах общества, а также ненависть многочисленных врагов. Марат неоднократно вынужден был прерывать издание газеты, прятаться по подвалам, а после расстрела 17 июля 1791 на Марсовом поле массовой манифестации, требовавшей отречения Людовика ХVI (см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон), искать прибежища в Англии. Вернувшись во Францию, он возобновил издание «Друга народа» в апреле 1792. Падение монархии 10 августа 1792 и последовавшее вслед за ним наступление прусско-австрийских войск благоприятствовали успеху воинственной пропаганды Марата. Именно на «Друге народа» лежит значительная доля ответственности за массовые избиения заключенных в парижских тюрьмах в начале сентября 1792. Марат стал апостолом грядущего террора.

Избранный депутатом Конвента, Марат примкнул к монтаньярам, выделяясь даже среди них своим радикализмом, неистовым темпераментом и самим внешним видом — горящими глазами, повязанным на голове платком, широко распахнутым воротом рубашки. Он голосует за смертную казнь короля, предупреждает о предательстве генерала Дюмурье (см. ДЮМУРЬЕ Шарль Франсуа), ведет бешеную кампанию против друзей изменника — жирондистов (см. ЖИРОНДИСТЫ), которым удается добиться декрета о его аресте. Оправданный Революционным трибуналом 24 апреля 1793, Марат триумфально возвращается в Конвент (см. КОНВЕНТ), сопровождаемый многочисленной толпой приверженцев, и продолжает громить оппонентов, готовя падение жиронды (см. ЖИРОНДА). Демагогическая риторика и требования новых жертв Маратом и Робеспьером подготовили очередное восстание парижан 31 мая — 2 июня 1793, в результате которого к власти пришли монтаньяры. Однако Марату не суждено было насладиться плодами этой победы.

Гибель Марата

Марат страдал неизлечимой кожной болезнью, которой заразился еще в юные годы, когда выхаживал английских нищих и бродяг; по другим сведениям, это заболевание было нервным и носило психосоматический характер. Чтобы унять нестерпимый зуд, он часто и подолгу принимал ванны; в этом положении он писал и даже беседовал с посетителями. Именно в ванной он и нашел свою смерть 13 июля 1793: его заколола Шарлотта Корде (см. КОРДЕ Д`Армон Шарлотта де), которую «друг народа» решился принять, поверив, что она явилась к нему с новыми сенсационными разоблачениями врагов революции. Обстоятельства его гибели вдохновили Ж. Л. Давида (см. ДАВИД Луи) на знаменитую картину «Смерть Марата» (1793).

Младший брат Марата эмигрировал в Россию, служил преподавателем в Лицее под фамилией Будри в то время, когда там учился А. С. Пушкин.

энциклопедия кольера

МАРАТ Жан Поль (Marat, Jean-Paul)

ЖАН ПОЛЬ МАРАТ

(1743-1793), известный деятель Великой французской революции. Родился в Будри близ Невшателя (Швейцария) 24 мая 1743. Его отец, фамилия которого была Мара (он сам добавил конечное «т» к своей фамилии), был вынужден бежать из Сардинии после своего перехода в протестантство. Марат приехал во Францию в возрасте 16 лет для изучения медицины. В 1765 он отправился в Англию, где приобрел немалую известность как лечащий врач. Марат страстно хотел стать писателем. На собственный счет и ценой суровых лишений он опубликовал эссе О человеке (Essai sur l’homme), вызвавшее саркастический отклик Вольтера, и панораму социальной истории Цепи рабства (Les Chanes de l’esclavage). В 1777 Марат вернулся в Париж. Он стал врачом личной охраны графа д’Артуа, благодаря чему получал достаточно средств и свободного времени. Марат заинтересовался физикой и снискал некоторую известность в научных кругах. Академия наук отнеслась к нему скептически, и он бросился в жестокую полемику с академиками. Желчный характер Марата, по всей вероятности, стал причиной трудностей в исполнении его обязанностей по службе, и в 1783 граф д’Артуа решил с ним расстаться. С созывом Генеральных штатов Марат страстно окунулся в политическую борьбу. Его мечтой было выпускать собственноручную газету, и он смог договориться о ее издании. Так появилась газета «Друг народа» («L’Ami du peuple»), ставшая очень популярной. Непримиримая критика Маратом нового правления послужила поводом для возбуждения против него судебного иска, и он был вынужден скрываться вплоть до падения монархии 10 августа 1792. Репутация несгибаемого защитника принципов революции обеспечила ему место в Конвенте. Жирондисты, которых поддерживало большинство Конвента и двойственную политику которых разоблачал Марат, с самого начала выступали против него. Марат умел защищаться, но после нескольких неудачных попыток жирондисты нашли предлог обвинить его в последствиях предательства генерала Шарля Дюмурье. Марат постоянно предупреждал правительство (в том числе Робеспьера) относительно действий этого генерала. Как председатель Якобинского клуба он подписал обращение защитить Францию от Дюмурье и его сторонников в Конвенте. Это обращение было сочтено «подстрекательским» и наносящим ущерб безопасности государства. Марат был арестован и препровожден в Революционный трибунал, но оправдан 24 апреля 1793. Он возвратился в Конвент с триумфом и занял свое депутатское место.

2 июня настал час ареста жирондистских лидеров, а 13 июля 1793 Марат был убит Шарлоттой Корде.

ЛИТЕРАТУРА

Марат Ж.-П. Избранные произведения. М., 1956 Фридлянд Ц. Ж.П.Марат и гражданская война XVIII в. М., 1959 Манфред А. Марат. М., 1962

полезные сервисы

Составить слова из букв «марат жан поль»

Главная База знаний «Allbest» История и исторические личности Интеллектуальная биография Жана Поля Марата

Формирование и эволюция взглядов Марата в предреволюционный период. Основные истоки политических идей, «Цепи рабства», теория революции, «Дар отечеству». План уголовного законодательства. Деятельность Марата в 1789-1793 годах и его революционная теория.

Рубрика История и исторические личности
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 07.06.2017
Размер файла 340,0В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Журналист и депутат Конвента Жан Поль Марат стал одной из самых известных и харизматичных фигур Великой французской революции. Его газета «Друг народа» являлась важнейшим изданием своей эпохи. Марат, без сомнения, был властителем умов и нажил себе много противников. Бурная эпоха поглотила известного публициста – он был заколот фанатичной сторонницей вражеской партии.

Карьера врача

Будущий революционер Жан Поль Марат родился 24 мая 1743 года в швейцарском городке Будри. Его отец был известным врачом, что определило будущую карьеру мальчика. Жан Поль довольно рано остался без родителей, и ему с молодости пришлось вести полностью самостоятельную жизнь. Он постоянно менял место своего пребывания и способ заработка. Десять лет Жан Поль Марат разрывался между Голландией и Англией. Он был практикующим врачом и публицистом. В 1775 году специалист стал доктором медицины в Эдинбургском университете. Кроме того, Марат на протяжении восьми лет работал врачом при дворе графа д’Артуа – будущего короля Франции Карла X.

Начало публицистической деятельности

К 30 годам писатель стал достаточно известным на философском поприще и уже открыто полемизировал с Вольтером. Он публиковал не только научные труды о физиологии и медицине, но и увлекся общественной тематикой. В 1774 году из-под пера Марата появились «Цепи рабства» — одна из самых громких и популярных брошюр своего времени. Писатель соответствовал духу времени – в Западной Европе, и особенно во Франции, нарастали антимонархические настроения. На этом фоне публицист со своими громкими прокламациями раз за разом попадал в больной нерв общества и постепенно становился все известнее. См. также: Император Акихито – единственный император в мире Жан Поль Марат зарекомендовал себя в качестве принципиального критика абсолютизма. Костные европейские режимы он считал деспотическими и тормозящими развитие социума. Марат не просто ругал монархии, он подробно рассмотрел историческую эволюцию абсолютизма и его форм. В «Цепях рабства» он в качестве альтернативы устаревшему режиму предлагал новую конструкцию общества с равными экономическими и политическими правами. Его идея эгалитаризма приходилась противоположной распространенному тогда элитаризму.

Критик старого порядка

По своим взглядам Жан Поль Марат многими признавался верным сторонником Руссо. В то же время ученику удалось развить некоторые идеи своего учителя. Заметное место в творчестве мыслителя занимало исследование борьбы между старым феодальным дворянством и буржуазией, являвшейся сторонницей либеральных идей. Отмечая важность этого соперничества, Марат подчеркивал, что более серьезную опасность для спокойствия в Европе представляет антагонизм между богатыми и бедными. Именно в социальном неравенстве писатель видел причины нарастающего кризиса. Марат вообще был последовательным защитником интересов бедноты, крестьянства и рабочих. Именно по этой причине его фигура стала столь культовой среди левых партий. Много лет спустя этот революционер будет превознесен в СССР – его именем назовут улицы, а его биография станет предметом множества монографий.

«Друг народа»

В 1789 году, когда во Франции началась революция, Марат взялся за издание собственной газеты «Друг народа». Публицист и до того пользовался популярностью, а в беспокойные дни гражданской активности он стал фигурой по-настоящему огромного масштаба. Марата самого стали называть «другом народа». В своей газете он критиковал любые власти за их оплошности и преступления. Издание постоянно находилось под государственным прессом. Но всякий раз, когда дело доходило до суда, Марату (единственному редактору) удавалось выходить сухим из воды. Его газета пользовалась бешеной популярностью среди рабочих и мелкой буржуазии Парижа. От издания одинаково доставалось как монархии с королевской семьей, так и всевозможным министрам с членами Национального собрания. «Друг народа» стал одной из важнейших причин широкого распространения радикальных революционных настроений во французской столице. Газета была настолько популярна, что даже появились поддельные издания, которые пытались опорочить ее или воспользоваться вниманием ее публики.

Эмиграция и возвращение на родину

С каждым месяцем активной журналистской деятельности все большим количеством недоброжелателей обзаводился Жан Поль Марат. Краткая биография этого революционера представляет собой пример постоянно скрывавшегося и прячущегося человека. Он избегал не только представителей властей, но и различных фанатиков, покушавшихся на его жизнь. В разгар революции, под занавес 1791 года, Марат даже эмигрировал в Англию. Однако в Лондоне журналисту было неуютно – он привык быть в гуще событий. После недолгого отсутствия популярный публицист вернулся в Париж. Шел апрель 1792 года. Брожения продолжались, но за несколько лет гражданского беспокойства перемены так и не смогли улучшить положение недовольных слоев населения.

Эволюция взглядов

Многие участники Великой французской революции постоянно меняли свои взгляды. Не был исключением и Жан Поль Марат. Краткая характеристика эволюции его убеждений такова. На первом этапе революции Марат выступал за сохранение монархии в ограниченном виде и разгон Национального собрания. Кроме того, он презрительно относился к идее республиканского строя. В июле 1791 года король попытался бежать, начались очередные волнения, а одну из демонстраций даже расстреляли. После этого эпизода редактор «Друга народа» присоединился к сторонникам свержения Бурбонов. Когда Людовик был арестован за очередную попытку бежать из страны, Марат воспротивился желанию масс расправиться с монархом без суда и следствия. Властитель умов пытался защитить идею о необходимости соблюдения всех законных формальностей при оценке вины короля. Марат смог повлиять на Конвент и заставить его поставить вопрос о наказании на поименное голосование. 387 из 721 депутата выступили за казнь Людовика.

Борьба с жирондистами

С момента своего появления Конвент нуждался в таких ярких ораторах, как Жан Поль Марат. Фото в те времена еще не было, но одни только картины и газетные вырезки наглядно демонстрируют как он умел завладевать вниманием публики. Харизму политика продемонстрировал и другой случай. Среди всех революционных партий Марат выбрал и поддержал монтаньяров, от которых и избрался в Конвент. Их противники жирондисты подвергли журналиста каждодневной критике. Неприятелям Марата даже удалось предать его суду за высказывание о том, что Конвент стал обителью контрреволюции. Однако депутат смог использовать публичный процесс в качестве трибуны и доказал собственную невиновность. Жирондисты считали, что звезда Марата вот-вот окончательно закатится. Однако в апреле 1793 года, после выигранного суда, тот, наоборот, с триумфом вернулся в Конвент. Непотопляемым и вездесущим для своих современников был Жан Поль Марат. Кратко говоря, если бы не преждевременная смерть, его судьба сложилась бы совершенно иначе.

Лидер якобинцев

В июне 1793 года по требованию разгневанных парижан депутаты Конвента исключили из него жирондистов. Власть на некоторое время перешла к якобинцам, а точнее, к трем их лидерам – Дантону, Марату и Робеспьеру. Они возглавили политический клуб, который отличался своей радикальной приверженностью к ломке старого феодального и монархического строя. Якобинцы были сторонниками террора, который они считали необходимым средством для достижения своих политических целей. В Париже они также были известны как «Общество друзей конституции». На пике своей популярности якобинское течение включало в себя до 500 тысяч сторонников по всей Франции. Марат не был основателем этого движения, однако, примкнув к нему, быстро стал одним из его лидеров.

Убийство

После триумфальной победы над жирондистами Марат сильно ослабел здоровьем. Его поразил тяжелый кожный недуг. Лекарства не помогали, и, чтобы хоть как-то ослабить свои страдания, журналист постоянно принимал ванны. В таком положении он не только писал, но даже принимал посетителей. Именно в таких обстоятельствах 13 июля 1793 года к Марату пришла Шарлотта Корде. К несчастью своей жертвы, она была яростной сторонницей жирондистов. Женщина заколола ослабленного и беспомощного революционера. Ванну, где был убит Жан Поль Марат, изобразил на своей знаменитой картине Жак Луи Давид (его полотно «Смерть Марата» стало одним из самых известных произведений искусства, посвященных той бурной эпохе). Сначала тело журналиста похоронили в Пантеоне. После очередной смены власти в 1795 году его перенесли на обычное кладбище. Так или иначе, но убийство Жан Поль Марата стало одним из самых громких за всю Великую французскую революцию.

Марат Жан-Поль

  • image
Подробности
Категория: Политики
Опубликовано: 10.02.2016 16:55
Автор: Биограф
Просмотров: 3202

image

Марат Жан-Поль Родился: 24 мая 1743 года. Умер: 13 июля 1793 года.

Жан-Поль Марат (традиционная передача, французское произношение Мара́; фр. Jean-Paul Marat; 24 мая 1743, Будри, Невшательское княжество (ныне — кантон Невшатель) — 13 июля 1793, Париж) — политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист, один из лидеров якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал с сентября 1789. Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая — 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Один из наиболее ярых сторонников якобинского террора, заложивший основы революционной диктатуры. Убит Шарлоттой Корде.

Врачебная и научная деятельность

Родился в Швейцарии. Получил хорошее образование в доме отца Жана-Батиста Мара (1704-1783), довольно известного врача. Младший брат Давид в 1784 году уехал на постоянное жительство в Санкт-Петербург, где преподавал в Царскосельском лицее (в том числе у Пушкина).

Потеряв родителей, Жан-Поль зарабатывал на жизнь уроками и врачебной практикой, переезжая из города в город. Более 10 лет прожил в Англии и Голландии и выступил здесь с рядом книг и брошюр, сразу создавших ему многочисленных врагов страстностью тона и резкими нападками на авторитеты. Есть сведения, что он собирался принять британское подданство для женитьбы на Анне-Летиции Эйкин.

В 1773 году он издал книгу «О человеке, или Принципы и законы влияния души на тело и тела на душу» (фр. «De l’homme ou des principes et des lois de l’influence de l’âme sur le corps et du corps sur l’âme») (Амстердам), вовлекшую его в полемику с Вольтером; за ней последовала революционная брошюра «Цепи рабства» (англ. «The chains of slavery» Лондон, 1774; франц. изд. «Les chaînes de l’esclavage», Париж, 1792 и сл.).

К этому же времени относятся его естественнонаучные труды, существеннейший недостаток которых — неимоверное высокомерие в отзывах о таких учёных, как Ньютон, д’Аламбер, Лавуазье. Марат нападал и на тех исследователей, которые готовы были с вниманием отнестись к его опытам, как, например, А. Вольта. Среди поклоников научных талантов Марата был его будущий политический противник Ж. П. Бриссо. Бриссо нападал на Французскую Академию, не признававшую Марата. Представляют интерес мысли Жана-Поля об использовании электричества в медицине. В 1775 году Эдинбургский университет присудил ему степень доктора медицины. С 1779 по 1787 г. Марат состоял врачом в придворном штате графа д’Артуа.

В 1779 г Французская Академия наук, разобрав мемуары Марата об огне, электричестве и других явлениях, нашла, что опыты его новы, точны и успешны, метод оригинален. Франклин присутствовал при одном опыте Марата, когда тот пытался доказать, что резина проводит электричество, но раскрыл обман (в резину была положена иголка) и отказался присутствовать при других «опытах». Вопреки распространенному убеждению, Франклин прислал лишь одно письмо Марату — поздравление с Новым годом, что не мешало Марату распространять слухи о том, что Франклин ведет с ним переписку.

Просветительская деятельность

В 1780 г. он представил на конкурс свой «Plan de législation criminelle» (Невшатель, 1780) (План уголовного законодательства), в котором он примыкает к школе криминалистов-филантропов. Некоторые идеи этого трактата (необходимость заботиться о том, чтобы позор от наказания не распространялся на неповинные семьи преступников) были усвоены императором Иосифом II. Высказываясь в духе просветительной эпохи о правах низших классов, Марат проводит, между прочим, мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном».

Революция. Газета «Друг народа»

В 1789 г. он написал «Дар отечеству» («Offrande à la patrie»), «Tableau des vices de la constitution anglaise», составил проект установления конституционной монархии и наконец начал издавать газету «Друг народа» («Ami du peuple»), выходившую с 12 сентября 1789 г. по самый день смерти Марата, под разными названиями. Целью этого издания было изобличение врагов народа, причём Марат с одинаковой резкостью обрушивался на королевскую семью, на министров и членов национального собрания. «Друг народа» много способствовал распространению среди народа, особенно в Париже, крайнего революционного фанатизма; его читали нарасхват, популярность его выразилась и в многочисленных циркулировавших тогда подделках под него.

Борьба с жирондистами и террор

Ожесточённый тон газеты вызвал преследования Марата. Он принужден был скрываться в подвалах, не покидая, однако, своей работы; один раз даже бежал в Англию — но эти гонения придали ему лишь ещё больше энергии и сделали его более свирепым: он стал говорить о необходимости обновления общества принесением в жертву сотен и тысяч голов изменников. В конце 1791 г. он переселился в Лондон, где занялся составлением книги: «Ecole du citoyen», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за издательство. Нападения на него жирондистов, требовавших привлечения его к суду за подстрекательство к убийствам, вызвали в нём страшную к ним ненависть, тем более, что его печатные станки опять стали уничтожать и опять ему пришлось прятаться по подвалам. События 10 августа дали ему власть и влияние. В этот день он распространил в городе плакат, в котором призывал к умерщвлению всех антиреволюционеров. Он был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам; он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти убийства оправдывались и провинцию приглашали последовать примеру Парижа (потом, однако, он отрицал своё участие и называл сентябрьские события «несчастными»). Избранный в конвент от Парижа, он занял место во главе монтаньяров и стал главной мишенью жирондистских ораторов. Жирондисты настояли наконец на предании его суду за опубликованное им в качестве президента якобинцев воззвание, в котором он заявлял, что конвент заключает контрреволюцию в недрах своих. Несмотря на протесты Дантона, Марат 14 апреля 1793 г. был призван к суду за проповедь роспуска собрания и призыв к убийству и грабежам; доказательства были взяты из разных номеров его газеты. 24 апреля 1793 г. революционный трибунал единогласно оправдал его, и он с триумфом был приведён обратно в конвент. Теперь вся его деятельность устремилась на уничтожение жирондистов; он был одним из главных виновников их проскрипции.

Убийство и посмертная судьба

Страдая от тяжёлой кожной болезни, Марат не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно принимал ванны; во время одной из них 13 июля 1793 года, его посетительница, дворянка Шарлотта Корде предложила ему новый список «врагов народа». Пока обрадованный Марат записывал их имена, Шарлотта заколола его кинжалом. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chère amie!» (Ко мне, моя подруга!). 16 июля его тело с большим торжеством было похоронено в саду клуба Кордельеров; сердце покойного было извлечено и помещено в зале заседаний клуба. В честь Марата были ненадолго переименованы Монмартр (Montmarat) и город Гавр.

21 сентября 1794 года тело его было перенесено в Пантеон, но 8 вантоза III г. (26 февраля 1795) удалено из него и перезахоронено на кладбище у церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

Увековечение имени и памяти Марата в СССР

После Октябрьской революции 1917 г. в России имя Марата как одного из основателей революционной диктатуры и революционного террора было увековечено в названии многих объектов в СССР. В Москве существовали Большой и Малый Маратовские переулки (ранее Курбатовы, ныне Ордынские), названные по кондитерской фабрике имени Марата.

В Санкт-Петербурге есть улица Марата. Улица Марата есть также в Нижнем Новгороде, Новороссийске, Новосибирске, Пензе, Севастополе, Курске, Калининграде, Екатеринбурге, Омске, Иркутске, Красноярске, Ижевске, Перми, Ульяновске, Минске, Мурманске, Тайшете, Туле, Калуге, Мичуринске, Калинковичах и др.

В 1921 г. именем «Марат» был назван флагман Краснознамённого балтийского флота, бывший линкор «Петропавловск». (В 1943 г. линкору было возвращено его прежнее название).

В советское время (особенно до войны) получило распространение мужское имя Марат, считавшееся интернациональным.[источник не указан 460 дней]

В СССР выходили апологетические биографии Марата (например — в серии ЖЗЛ и серии ПР), а также публиковались некоторые его произведения.

Киновоплощения

  • Назад
  • Вперёд

Добавить комментарий

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий