Краткая биография пророка Мухаммеда

Die Welt, Германия
image

15.04.2013

Была ли Мекка действительно местом, где на Мухаммеда снизошло откровение? Какую роль сыграл Талмуд? Наконец, кто и с какой целью редактировал Коран? Британский писатель Том Холланд дает на эти вопросы удивительные ответы. Все начинается со смертельной гонки верхом. После проигранной битвы король загоняет своего коня в море, и тот тонет, увлекая за собой на дно и всадника в тяжелых доспехах. Человека зовут Юсуф Асар Ятхар. Действие происходит на побережье Йемена в 525 году. Империя, которую он потерял в схватке с войском Аксума, называется Химьяр. Пожалуй, стоит еще добавить, что победителями из этой битвы вышли христиане, а побежденными остались евреи. Этим эпизодом Том Холланд начинает свой захватывающий рассказ «В тени меча». Продолжение следует в том же духе. Холланд смешал воедино историю мировых империй и мировых религий, императоров, пророков, вдохновителей религиозных войн и еретиков. Таким образом, сложилась совершенно фантастическая картина, поражающая, прежде всего, своим противоречием привычным представлениям об истории. При этом сама тема, поднятая Холландом, в принципе, взята из школьного учебника. Тема звучит «Мухаммед и возникновение арабской империи». Но то, что кроется за этим заголовком, просто поражает. О конфликте западного и исламского мира газеты пишут на протяжении многих десятилетий. А вот о причинах этого противостояния ясности как не было, так и нет до сих пор. Читайте также: Как билась свастика с Кораном Революция силы и веры Холланд, блестящий продолжатель британских традиций исторической литературы, рассматривает этот вопрос двояко. Сначала он описывает революцию силы и веры, изменившую мир в поздние античные времена, с той точки зрения, с какой она давно уже описана в учебниках истории. Но потом Холланд дает ответы на многочисленные вопросы, до сих пор остававшиеся без оных. Потому что «единственное, чем мы располагаем из письменных свидетельств о временах до 800 года нашей эры, это отдельные лоскутки информации или вовсе обманчивые миражи». Давайте начнем с простого. В 5 – 6 веке, по выражению некоего современника, считалось, «что весь мир озарялся двумя глазами: мудрым правителем Персидской империи и всемогущей Великой римской империей». Римская империя, хотя и возникла в результате варварских набегов на западе, продолжала существовать только на востоке. Но она также по-прежнему простиралась от Дуная до первого порога Нила и от Адриатики до Евфрата. Еще восточнее, от Ирака до Индии, правила династия Сасанидов. Но и это было еще не все. Между двумя великими империями проживало множество племен, правители которых зарабатывали себе на жизнь, служа одной или другой империи. Так было на Аравийском полуострове, так было и на востоке Африканского континента, где важную роль играли царства Химьяр и Аксум.

Настоящее откровение Господне Но на самом деле всем этим силам важна была не только власть, но и настоящее откровение Господне. От германских племен на территории Испании до кочевников на востоке Ирана – все были убеждены, что вся их жизнь есть свидетельство милости Господней. Но считалось, что, в отличие от стародавних времен, эту милость можно было заслужить, не исполняя некие «правильные» ритуалы, а следуя «правильной» вере. Также по теме: Что скрывается за успехом политического ислама Многообразие течений в иудаизме нивелировал Талмуд. Экуменические соборы разделили христиан на православных (правоверных) и еретиков. Персидский мудрец Мани основал религию, согласно которой, иудаизм, христианство, буддизм и учения основоположника древнеперсидской религии Заратустры должны были быть объединены. А Сасаниды дали ученым задание преобразовать темные и запутанные стихи Заратустры в глобальную теологию. Римский император Юстиниан пошел еще дальше и повелел преобразовать судебную систему Рима таким образом, чтобы подчинить мирской порядок порядку божественному. Юстиниану (482-565) удалось вновь объединить Испанию, Италию и Северную Африку, составлявшие ядро западного мира, с Восточной империей и Византией. Но первая эпидемия чумы, обрушившаяся на Европу, показала, что он переоценил свои силы. Авары и славяне откололись и переселились на противоположный берег Дуная. А на востоке свое веское слово сказали воинственные Сасаниды. Этому времени посвящены одни из немногих строк Корана, описывающего назначение Мухаммеда пророком: «Римляне повержены в близлежащей стране. Но они победят после поражения через пару лет». Это предсказание архангела Гавриила, с чьей помощью Аллах диктовал своему пророку Священную книгу, оказалось верным. Потому что после 25 лет войны, бушевавшей в Европе, Азии и Африке, войска императора Ираклия в 627 году нанесли персам решающее поражение при Ниневии на берегах Тигра. А в 630 году удалось вернуть в Иерусалим великую христианскую святыню – Животворящий крест. Еще четырьмя годами позже Византийская империя на берегах Иордана потерпела сокрушительное поражение от арабских воинов. А еще через 17 лет последний правитель Сасанидов в битве при Мерве потерял империю и собственную жизнь. Под предводительством первых четырех калифов, а с 661 года – под предводительством Муавии Дамасского арабы достигли границ величайшей империи того времени. Только благодаря греческому огню, тайному супер-оружию на основе нефти, горевшему и в воде, Византии удалось продлить собственное существование еще на 500 лет. Связь реальной политики с Откровением Таковы факты, которых оказывается достаточно для большинства читателей. Однако то, что изложено далее, противоречит всяким академическим традициям. Холланд поднимает вопрос об отношениях между реальной политикой и Откровением и не находит подходящего ответа у западных исследователей. Действительно, те ответы, которые исламоведение давало на эти вопросы на протяжении последних 200 лет, не очень-то убедительны. В конце концов, подавляющее большинство исследователей Корана, то есть мусульмане, считают, что Откровение, снизошедшее на Мухаммеда, было словом Божьим (тогда как Библия была написана людьми). Однако неверующее меньшинство на западе преимущественно делает выбор в пользу общепринятого филологического и духовно-исторического подхода, который выносит за скобки массу современных вопросов, задаваемых в историческом контексте. Вот один пример: несомненно, очень важный вопрос о том, когда же появилось новозаветное Евангелие от Марка, держится на одном-единственном моменте (13,2), который трактуется как ответ на разрушение Иерусалимского храма римлянами в 70 году. И такая критика источников ставит под сомнение всю Библию. Холланд же, напротив, убеждает, что исследователи ислама до сих пор не смогли найти убедительных доводов такой причинно-следственной связи. Почему, спрашивает он, цитаты из многочисленных изданий биографии Мухаммеда, появившиеся лишь спустя несколько поколений после смерти пророка, переносятся на его реальную жизнь?

Также по теме: Просьба о запрете Корана А где, собственно, находится Мекка? Откуда мы вообще знаем, что Мекка была названа священным местом, куда, согласно Корану, должны стремиться все паломники? Почему именно там якобы растут оливковые деревья, которых в арабских странах никогда не было? То же самое можно сказать и о якобы многочисленных стадах коров, для которых Мекку трудно назвать подходящим местом. И правда ли, что мухаджиры, мусульманские изгои во славу Бога, бросили все свои дела только для того, чтобы с оружием в руках распространить по миру послание пророка? Или, может быть, они в действительности вовсе не были такими уж воинственными? В Коране, так же, как и в Евангелии от Марка, достаточно мест, историческая достоверность которых вызывает массу сомнений.     Ответы, которые постоянно варьирует Холланд, на первый взгляд, просто захватывающи. По его словам, человеку, возможно, звавшемуся Мухаммедом, в некоем городе на границе между Византией и государством Сасанидов явилось религиозное откровение, связанное с политико-моральными учениями, неподвластными нашему пониманию. Этому человеку удалось повлиять на племена, служившие крупным империям, которые после этого изменили свою позицию и стали воевать за самих себя. Потому что их покровители обессилели в ходе большой войны и не могли больше расплачиваться со своими наемниками. Исчерпаны были также силы империй, которые были более не в состоянии противостоять арабским завоевателям. Халифы как высокомерные властители мира По мнению Холланда, ключевой фигурой был Муавия (603-680), гениальный властитель, который «хотел понять, почему Бог наделил его властью над всем миром и как он сам мог бы наилучшим образом этой властью распорядиться. При этом он мог себе позволить эксперименты с различными верованиями и доктринами, бывшими ему легкодоступными». Символом этих экспериментов можно назвать Купол скалы  в Иерусалиме, священном городе евреев, религиозный дух которого, похоже, восхищал Омейяда. Но, по мнению Холланда, были и другие люди, воспринимавшие написанное слово как оружие. Чем больше  власти завоевывали Омейяды, тем больше они стремились обозначить моральные и социальные правила, укреплявшие их абсолютный авторитет.  Так же, как Сасаниды когда-то преобразовали запутанные тезисы Заратустры в большое и всеобъемлющее учение, теперь на территории Ирака стали появляться ученые, разрабатывавшие правила борьбы против зла, типичного для того времени. Чтобы эти правила звучали убедительнее, они связывали свои учения «со спутниками пророка; а в итоге стали цитировать высший авторитет – самого пророка». На основе этого возник кодекс, с помощью которого Аббасиды примерно в 750 году в буквальном смысле слова стерли Омейядов с лица Земли. Коран превратился в некую «несущую конструкцию», сделавшую пророка настоящим мифом. Тут надо как бы в скобках задать вопрос: а что же произошло с этой могущественной толпой «ученых» после  того, как они закончили написание Корана? Муллы, после 1500 года занявшиеся превращением Ирана в главное шиитское государство, проявили себя в высшей степени властными толкователями слов Аллаха. Также по теме: Как мусульмане празднуют Рождество? Холланд избегает жестких тезисов Однако Холланд не может объяснить всего. Он настолько загружает и запутывает нас своей риторикой и своими знаниями, что мы просто не можем избавиться от его «заботы». Требуется определенная сила воли, чтобы осознать, что автор делает ставку на силу внушения и часто избегает жестких, ясных тезисов. Кроме того, он вынужден признать, что не владеет восточными языками. И, в конце концов, в каком-то контексте он выдает обезоруживающее: «Все это, конечно, спекуляции». Конечно. Но эти «спекуляции» одолевают нас, потому что ответы, полученные в результате исследований, не могут нас удовлетворить. Когда один востоковед несколько лет назад высказал предположение, что Коран был изначально сирийским текстом, многие коллеги обрушились на него с уничижительной критикой. Однако  они так и не смогли дать вразумительный ответ на вопрос, откуда же взялся Коран, если его не надиктовал архангел? На что способна современная критика источников, ясно показывают исследования Библии. За ее Ветхий Завет принимается, между делом, окончательная редакция, изданная после 500  года до нашей эры. А Давид и Соломон представляются уже всего лишь мифическими героями. То, что и ислам возник не совсем так, как считается сегодня, вполне убедительно доказал Том Холланд.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Пророк Мухаммад и его жены

Есть разные сведения, касающиеся количества жен, но в официальных источниках традиционно представляют 13 имен.

  1. Жены пророка Мухаммада не могли больше выходить замуж после смерти супруга.
  2. Они должны скрывать все тело под одеждой, в то время как другим женщинам можно открывать лицо и кисти рук.
  3. Общаться с женами пророка можно было только через занавес.
  4. Они получали двукратное воздаяние за каждое сделанное добро и зло.

Пророк Мухаммед женился на таких женщинах:

  1. Хадиджа. Первая жена, которая приняла ислам. Она родила посланнику Аллаха шестерых детей.
  2. Сауда. На ней пророк женился через несколько лет после смерти первой жены. Она была набожной и благочестивой.
  3. Аиша. Она вышла за Мухаммеда в 15 лет. Девушка рассказывала людям многие изречения своего известного мужа, относящиеся к личной жизни.
  4. Умм Салама. Вышла она за Мухаммеда после смерти своего мужа и прожила дольше других его жен.
  5. Мария. Египетский правитель подарил женщину пророку, и она стала наложницей. Узаконили отношения после рождения сына.
  6. Зайнаб. Находилась в статусе жены только три месяца, а затем, она умерла.
  7. Хафса. Молодая девушка отличалась от других взрывным характером, что часто злило Мухаммеда.
  8. Зайнаб. Девушка сначала была супругой приемного сына пророка. Другие жены не полюбили Зайнаб и старались представить ее в дурном свете.
  9. Маймуна. Она была родной сестрой жене дяди пророка.
  10. Джувайрия. Это дочь главаря племени, которое противостояло мусульманам, но после брака конфликт был улажен.
  11. Сафия. Девушка родилась в семье, которая враждовала с Мухаммедом, и она попала в плен. Освободил ее будущий супруг.
  12. Рамля. Первый муж этой женщины сменил веру с ислама на христианство, а после его смерти она вышла замуж во второй раз.
  13. Райхана. Сначала девушка была рабыней, а после принятия ислама Мухаммед взял ее в жены.

Дети пророка Мухаммада

Только две жены родили от посланника Аллаха и что интересно, все его потомки умерли еще в раннем возрасте. Многих интересует, сколько детей было у пророка Мухаммеда, так вот их было семь.

  1. Касим – умер в возрасте 17 мес.
  2. Зайнаб – была выдана замуж за двоюродного брата своего отца, родила двоих детей. Скончалась молодой.
  3. Рукия – была рано выдана замуж и погибла в молодости, не пережив болезни
  4. Фатима – ее отдали замуж за двоюродного брата пророка, и только она оставила потомство Мухаммеда. Умерла она после смерти отца.
  5. Умму-Кульсум – появилась на свет после пришествия ислама и умерла в молодом возрасте.
  6. Абдуллах – родился после пророчества и скончался в раннем возрасте.
  7. Ибрахим – после рождения сына пророк принес жертву Аллаху, сбрил волосы и раздал пожертвования. Умер он в возрасте 18 мес.

Пророчества пророка Мухаммеда

Известно около 160 подтвержденных пророчеств, которые исполнялись как при его жизни, так и после смерти. Рассмотрим несколько примеров, что говорил пророк Мухаммад и что сбылось:

  1. Предсказал покорение Египта, Персии и конфронтацию с турками.
  2. Говорил о том, что после его смерти Иерусалим будет покорен.
  3. Утверждал, что Аллах не укажет людям конкретную дату, и они должны понимать, что Судный день может наступить в любое время.
  4. Своей дочери Фатиме он говорил, что она единственная, кто его переживет.

Молитва пророка Мухаммада

Мусульмане могут обращаться к основоположнику ислама при помощи специальной молитвы – салавата. Она является проявлением повиновения Аллаху. Регулярные обращения к Мухаммаду имеют свои преимущества:

  1. Помогает очиститься от лицемерия и спастись от огня Ада.
  2. Посланник пророк Мухаммад будет заступаться в Судный день за тех, что молится за него.
  3. Молитвенные обращения являются способом очищения и искупления грехов.
  4. Защищает от гнева Аллаха и помогает не оступиться.
  5. Можно через нее просить об осуществлении заветного желания.

Когда умер пророк Мухаммад?

Существует огромное количество версий, связанных с кончиной посланника Аллаха. Мусульмане знают, что умер он в 633 г. н.э. от внезапной болезни. При этом никто не знает, чем болел пророк Мухаммад, что и обуславливает много сомнений. Есть версии, что на самом деле его убили при помощи яда, и сделала эта жена Аиша. Споры по этому поводу продолжаются. Тело проповедника было захоронено в его доме, который находился возле Мечети пророка, и через время комната была расширена и стала ее частью.

Факты о пророке Мухаммаде

С этой фигурой в исламе связано огромное количество информации, при этом некоторые факты для многих являются малоизвестными.

  1. Есть предположение, что посланник Аллаха страдал эпилепсией. В древности его считали одержимым из-за необычных припадков и помутнений сознания, но это распространенные симптомы эпилептического состояния.
  2. Нравы пророка Мухаммада считаются идеалом, и к ним должен стремиться каждый человек.
  3. Первый брак был по большой любви и супруги прожили в счастье 24 года.
  4. Многих интересует, что делал пророк Мухаммад, когда начал пророчить события. Согласно преданию первыми чувствами были сомнения и отчаяние.
  5. Он являлся реформатором, поскольку откровения требовали социальную и экономическую справедливость, с чем не была согласна элита.
  6. Достоинства пророка Мухаммада огромны, так известно, что за всю свою жизнь он никого не обидел и не опорочил, при этом он сторонился бесчестных людей и сплетен.

Статьи по теме:

Пророк Исайя – житие, чудеса и предсказания Пророк Исайя – один из самых известных прорицателей Библии, он написал целую книгу, в которых представлены разные предсказания, касающиеся разных событий. Есть специальная молитва, которую можно использовать для того, чтобы просить у Господа о своих желаниях. Святой Владимир – почему князя Владимира прозвали святым – интересные факты Святой Владимир известен благодаря своей деятельности на посту князя. Он отказался от язычества, поверил в Бога и окрестил весь народ Руси. Многие не знают, за что этот человек получил свой титул равноапостольный. Есть и другие интересные факты, касающиеся этой исторической фигуры.
Пророк Илия в Ветхом Завете – молитва Пророк Илия – значимая фигура в христианской религии. О его жизни известно не так много фактов, но вот о чудесах, которые творила его молитва, написано немало. Обращаться к святому за помощью можно с разными просьбами, главное, делать это искренне и от чистого сердца. Молитва Ксении Петербургской о любви, замужестве и семейном благополучии Молитва Ксении Петербургской – уникальная возможность, чтобы изменить свою жизнь. С ее помощью можно найти любовь, уберечь семью от разрыва, избавиться от заболеваний и проблем на работе. Важно произносить молитвенный текст, согласно существующим правилам.

Эзотерика И голод снимет как рукой: 20 фото еды, отбивающие всяческий аппетит 7 научно доказанных фактов о жире, которые вас удивят Приколы про арбузы: 30 фото, которые точно рассмешат вас до слёз 5 романтических фильмов для летних вечеров

9 самых знаменитых однополых пар, вступивших в законный брак 22 психологических трюка для розыгрыша окружающих
20 невероятных примеров дружбы кошек с собаками 35 забавных кадров из жизни белки-летяги 10 милейших фото младенца с щенками бульдогов

Вероучение 14:00 , 04 декабря 2015 Время чтения: 3 мин 88447

Пророк Мухаммад (мир ему), поистине, является одним из самых влиятельных фигур в истории ислама. Но мало людей знают, каким человеком в действительности являлся великий пророк ислама. Представленные далее факты являются самыми удивительными о посланнике Аллаха (мир ему).

  1. Он был сиротой

Отец Пророка умер еще до рождения Мухаммада. По древней арабской традиции маленького Мухаммада отдали на воспитание бедуинам. Когда Мухаммаду (мир ему и благословение) было 6 лет, его мать умерла, возвращаясь из Медины, куда она ездила навестить родственников. После этого его попечителем стал дедушка Абдульмутталиб, а присматривала за ним Умму-Айман. Пророк (мир ему и благословение) позже говорил, что она его вторая мать. Когда ему было 8 лет, умер и его любимый дедушка. Его попечителем стал, по завещанию дедушки, дядя Абу Талиб.

  1. Он женился по любви

Вдове Хадидже было 40 лет, Пророку Мухаммаду – 25 лет, Пророк Мухаммад работал у Хадиджы, и занимался сопровождением торговых караванов. Хадиджа, заметив благочестивый нрав Мухаммада, сама предложила ему жениться на ней. Поистине, эта была большая любовь, основанная на уважении и вызванная влечением к благому нраву. Мухаммад был молод и мог выбрать другую молодую девушку, но именно Хадидже он отдал свое сердце, и они прожили в браке 24 года до ее смерти. Мухаммад тосковал по Хадидже на протяжении 13 лет до того, как покинул мир сам. Его последующие браки были вызваны личным побуждением помочь и предоставить социальную защиту. Кроме того, у Мухаммада родились дети только от Хадиджы.

  1. Его первая реакция на обретение пророчества – сомнение и отчаяние

В определенном возрасте у Мухаммада возникла потребность в уединении. Ему не давали покой вопросы, ответы на которые он не мог найти. Мухаммад уединялся в пещере Хира и проводил время в размышлениях. В время одного очередного уединения его постигло первое откровение от Аллаха. Ему тогда было 40 лет. По его собственным словам, в этот момент боль была настолько сильной, что он думал, что умирает. Встреча с Ангелом Всевышнего стала для него необъяснимой. Мухаммада охватил страх и отчаяние, покой от которого он искал у своей жены Хадиджы.

  1. Пророк был реформатором

Послание ставшего пророком Мухаммада, обретшего истинное послание и откровение, шло вразрез с устоявшимися нормами арабского общества. Послание Мухаммада было против развращенности и невежества мекканского общества. Продолжающиеся откровения, приходящие к Мухаммаду требовали социальной и экономической справедливости, что вызвало несогласие элиты.

  1. Пророк Мухаммад выступал за мир

Пророк на протяжении всей своей жизни подвергался множеству трудностей, среди которых непринятие его как пророка, ополчение многобожников, организованные притеснения его и его последователей. Пророк никогда не отвечал агрессией на агрессию, он всегда сохранял здравый ум и терпимость, призывая к миру. Высшей точкой миролюбия Пророка является его проповедь, произнесенная на горе Арафат, где посланник призывал своих последователей уважать религию и народы, не причинять зла людям даже словом.

  1. Он умер, не оставив преемника

Пророк покинул мир, не оставив преемника, так как все его дети умерли еще до него. При таких условиях многие думали, что пророк ясно определит свое желание о преемнике, но этого не случилось.

Сайда Хайат

Пожалуйста, сделайте репост этой записи на Facebook!

Реклама

Мухаммед (Мухаммад) (570—632), религиозный проповедник и политический деятель, основатель ислама.

Сын Абдаллаха из рода хашим племени курайитов, имевшего своей столицей Мекку — важнейший торговый и религиозный центр Аравийского полуострова.

Оставшись сиротой, Мухаммед довольно долго бедствовал, был пастухом и караванщиком. Женитьба на вдовой купчихе Хадидже вернула его в среду мекканской знати.

Мухаммед, по представлениям мусульман, — последний в ряду великих пророков Бога, среди которых были первочеловек Адам и спасшийся от потопа Нух (Ной), библейские прародители Ибрахим (Авраам), Исмаил, Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), израильские цари Дауд (Давид) и Сулейман (Соломон), наконец, Иса ал-Масих (Иисус Христос, Мессия).

Мухаммед осуждал многобожие соплеменников, почитавших Аллаха лишь как верховное божество, призывал разрушить идолов. За свои идеи он подвергся преследованиям и в 622 г. выехал из Мекки в близлежащую Медину. Это переселение (хиджра) служит точкой отсчёта мусульманского летосчисления. Осуждая язычество, Мухаммед отвергал иудаизм (иудеи не признавали пророков со времён Ветхого Завета) и христианство (христиане, с его точки зрения, уклоняются в многобожие, поскольку обожествляют Христа).

Он стал основателем новой религии — ислама. Утвердив её в Медине и став главой союза мединских племён, Мухаммед начал священную войну (газават, джихад) за возвращение в Мекку и утверждение там веры.

В 628 г. он нанёс мекканскому войску сокрушительное поражение, а в 630 г. торжественно вступил в Мекку. Главный мекканский храм — Кааба («чёрный камень», в знак величия Аллаха посланный Им с небес на землю) — был очищен от идолов и стал основной святыней ислама. К Мухаммеду в Мекку явились посланцы многих арабских племён, изъявивших желание признать ислам и власть пророка.

После смерти Мухаммеда 8 июня 632 г. власть главы общины унаследовал его ближайший соратник Абу Бекр, ставший первым халифом («преемником» пророка), главой складывающегося арабского мусульманского государства.

Еще по теме:

Комментарии:

2021 Не так давно на Concepture выходила статья о поездке журналиста Юргена Тоденхёфера в горнило так называемого «Исламского государства» (организация запрещена в РФ и многих других странах). Террористическая деятельность мусульман-экстремистов порядком подорвала образ ислама в мире, однако отношения между христианским миром и миром мусульман не всегда были столь напряженными. Так, в эпоху Просвещения пророк Мухаммед вызывал искреннюю симпатию у таких фигур, как Гёте, Вольтер, Наполеон. Concepture публикует небольшой переводной материал о том, как в свое время пророк Мухаммед завоевал восхищение европейских интеллектуалов. image

Путь Корана в Европу

В Европе XVI века перевод и публикация Корана были опасным предприятием, поскольку доступ к священной книге ислама мог смутить или даже совратить правоверных христиан. Так по крайней мере в 1542 году посчитали члены протестантского совета города Базель, когда решили ненадолго отправить за решетку местного книгопечатника за намерение опубликовать латинский перевод Корана. Однако в дело вмешался протестантский реформатор Мартин Лютер, который, напротив, выступил за реализацию этого проекта: нет лучшего способа бороться против турок, писал он, чем придать «ложь Мухаммеда» всеобщей огласке.

В итоге в 1543 году перевод Корана стал доступен европейским интеллектуалам, многие из которых изучали этот текст, чтобы лучше понять ислам и знать, как ему противостоять. Были, однако, и другие, читавшие Коран с целью поставить под сомнение христианскую доктрину. Так, каталонский эрудит и теолог Мигель Сервет извлек из Корана ряд аргументов, которые он затем использовал в своем антитринитарном трактате «Christianismi Restitutio» («Восстановление христианства», 1553).

image

Титульная страница латинского перевода Корана, вышедшего в 1543 году. Отсканированный вариант оригинального издания доступен онлайн.

В этом труде Сервет назвал Мухаммеда истинным реформатором, который в своих проповедях призывал вернуться к чистому монотеизму. По мнению Сервета, европейские теологи исказили понятие монотеизма, придумав безосновательную и иррациональную доктрину о Троице. После публикации этих еретических идей Сервет был сначала осужден Католической инквизицией в Вене, а впоследствии сожжен вместе со своими книгами в кальвинистской Женеве.

Элитарный клуб почитателей Мухаммеда

В эпоху европейского Просвещения ряд авторов изображали Мохаммеда в схожем ключе – как антиклерикального героя; некоторые воспринимали ислам как чистую форму монотеизма, близкого к философскому деизму, а Коран – как рациональную оду Создателю. В 1734 году британский востоковед Джордж Сейль опубликовал новый английский перевод Корана. В своем вступлении, предварявшим книгу, Сейль проследил раннюю историю ислама и идеализировал пророка Мухаммеда, назвав его иконоборческим, антиклерикальным реформатором, который отверг «суеверные» убеждения и практики раннего христианства – культ святых, святые реликвии – и сокрушил мощь порочного и алчного духовенства.

Коран в переводе Сейля получил в Англии широкое распространение и признание: для многих его читателей Мухаммед стал символом антиклерикального республиканизма. За пределами Британии англоязычная версия Корана также возымела значительное влияние. Один из отцов-основателей США Томас Джефферсон в 1765 году купил экземпляр сейловского Корана у продавца книг в Уильямсберге, Виргиния.

image

Экземпляр Корана, принадлежавший Томасу Джефферсону. Фото Getty

Знакомство со священной книгой мусульман помогло Джефферсону проникнуться философским деизмом, выходившим за пределы конфессиональных границ. (Принадлежавший Джефферсону экземпляр Корана ныне хранится в Библиотеке Конгресса и используется представителями-мусульманами для принесения присяги перед Конгрессом, начиная с Кита Эллисона в 2007 году). Чуть позже в Германии Коран в переводе Сейля прочитал Иоганн Вольфганг Гёте, во всех красках обрисовав для себя образ Мухаммеда как вдохновленного поэта и архетипического пророка.

Во Франции же перевод Сейля с восхищением цитировал Вольтер: в своем «Опыте о нравах и духе народов» (1756), посвященном мировой истории, он изобразил Мухаммеда как вдохновленного реформатора, который отказался от суеверных практик и поборол мощь прогнившего изнутри духовенства. К концу столетия английский либерал и историк Эдуард Гиббон (заядлый читатель и Сейля, и Вольтера) в своем труде «История упадка и крушения Римской империи» (1776-1789) не жалел похвал в адрес исламского пророка:

«Вера Мухаммеда не допускает <…> ни колебаний, ни двоемыслия, и Коран служит блестящим удостоверением единства Божия. Арабский пророк отверг религиозное поклонение идолам и людям, звездам и планетам на том разумном основании, что всё, что восходит, должно закатиться, что всё, что родится, должно умереть, что всё, что доступно порче, должно разрушиться и исчезнуть. В творце вселенной его рациональный энтузиазм признавал и чтил бесконечное и вечное существо, которое не имеет никакой формы и не занимает никакого места, которое не имеет потомства или чего-либо себе подобного, которому известны самые тайные наши помыслы, которое существует в силу необходимости своей собственной натуры и которое извлекает из самого себя всё свое нравственное и умственное совершенство. <…> Философ-теист мог бы подписаться под народной религией мусульман, которая, быть может, слишком возвышенна для наших теперешних умственных способностей».*

*Перевод приводится по: Эдуард Гиббон. «История упадка и разрушения Великой Римской империи»: В 7 т. Т. 5 / Пер. с англ. – М.: Терра – Книжный клуб, 2008. – С. 510.

«Мухаммед Запада»

Но наиболее дорог исламский пророк оказался сердцу Наполеона Бонапарта, который сам себя нарек «новым Мухаммедом». Это случилось после того, как Наполеон прочитал французский перевод Корана, выполненный путешественником и знатоком восточных языков Клодом-Этьенном Савари в 1783 году.

Савари сделал свой перевод, находясь в Египте: там, окруженный музыкой арабского языка, он стремился передать красоту арабского текста по-французски. Как и Сейль, Савари добавил к своему переводу пространное вступление, описывая Мухаммеда как «великого» и «исключительного» человека, «гения» на поле битвы, а также как человека, который отлично знал, как добиться лояльности среди своих последователей.

image

«Бонапарт перед Сфинксом» (Жан-Леон Жером, ок. 1868)

Наполеон прочитал этот перевод в 1798 году на корабле, направлявшемся в Египет. Во вступительном очерке Савари исламский пророк предстает блестящим генералом и мудрым законодателем – вдохновленный этим образом, Наполеон стремился стать новым Мухаммедом, надеясь при этом, что каирские улемы (ученые) примут его самого, а также его войско как друзей ислама, пришедших освободить египтян от османской тирании. Более того, Наполеон также заявил, что его прибытие в Египет было предсказано в Коране.

У Наполеона было идеализированное, книжное, просвещенческое представление об исламе как о чистом монотеизме: стоит признать, что своим провалом Египетский поход Бонапарта отчасти обязан его личному убеждению, что ислам во многом отличался от той религии, которую исповедовали каирские улемы. Однако же Наполеон был не единственным, кто видел в себе нового Мухаммеда: Гёте с энтузиазмом провозгласил, что император Бонапарт был «Mahomet der Welt» («Мухаммедом мира»), тогда как Виктор Гюго нарек Наполеона «Mahomet dOccident» («Мухаммедом Запада»).

В конце своей жизни сам Наполеон, находясь в изгнании на острове Святой Елены и размышляя о своем поражении, писал о Мухаммеде в своем дневнике. Наполеон защищал наследие исламского пророка, признавая в нем «великого человека, изменившего ход истории». Мухаммед в представлении Наполеона был завоевателем и законодателем, отличавшимся харизмой и способностью убеждать – всё это напоминает как раз самого Наполеона, но это Наполеон, который оказался куда более успешным, и которому совершенно точно не грозила ссылка на холодный и обдуваемый ветрами остров на юге Атлантики.

Образ Мухаммеда в ХХ веке

Представление о Мухаммеде как об одном из величайших законодателей в истории сохранилось и в XX веке. В 1935 году американский скульптор немецкого происхождения Адольф А. Вайнман изобразил Мухаммеда в числе восемнадцати выдающихся законодателей на фризе, находящемся в здании Верховного суда США.

image

Изображение Мухаммеда на фризе здания Верховного Суда. В официальной информации Суда указывается: «Фигура, изображенная выше, представляет собой выполненную с хорошими намерениями попытку скульптора Адольфа Вайнмана почтить память Мухаммеда, но эта фигура не имеет никакого сходства с реальным Мухаммедом. Мусульмане обычно испытывают глубокую неприязнь к скульптурным или написанными красками изображениями их Пророка».

Разные группы европейских христиан требовали у своих церквей признать особую роль Мухаммеда в качестве пророка мусульман. Для занимающихся исламом христианских ученых – например, для католика Луи Массиньона или шотландского протестанта Уильяма Монтгомери Уотта – такое признание было лучшим способом установить мирный и конструктивный диалог между христианами и мусульманами.

Такого рода диалог продолжается и сегодня, однако он во многом оказался заглушен грохотом конфликтов. Способствуют этому ультраправые политики в Европе и по всему миру, которые демонизируют Мухаммеда, чтобы оправдать антимусульманскую политику. Так, нидерландский политик Герт Вилдерс называет исламского пророка террористом, педофилом и психопатом.

Кроме того, негативный образ Мухаммеда парадоксальным образом получает подпитку за счет мусульман-фундаменталистов, которые выказывают перед ним рабский пиетет и отвергают всякую историческую контекстуализацию его жизни и учения. Меж тем жестокие экстремисты мнят себя защитниками ислама и самого Мухаммеда перед лицом «оскорблений», прибегая к убийствам и террору. И тем больше оснований для того, чтобы отстраниться от кипящих страстей и внимательно рассмотреть разнообразные и нередко удивительные Западные портреты бесчисленных ликов Мухаммеда.

Оригинал

На превью – фотография Ahmed Hassan.

Об авторе: Джон Толан (John Tolan) – историк религии, специализирующийся на культурных отношениях между арабским и латинским мирами в эпоху Средневековья. Профессор истории в Нантском университете. Его последняя на данный момент книга – «Лики Мухаммеда: Западное восприятие исламского пророка от Средних веков и до наших дней» («Faces of Muhammad: Western Perceptions of the Prophet of Islam from the Middle Ages to Today», 2019).

Источник: Monocler –>

Антитринитаризм общее название течений в христианстве, основанных на вере в Единого Бога и отвергающих концепцию «триединства Бога» (Троицу). Другими словами, сторонники антитринитаризма не принимают тринитарный догмат о трех «неслиянных и равноправных» ипостасях Бога – Отце, Сыне и Святом Духе. Монотеизм (букв. «единобожие») религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога. Деизм религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм. Уильямсберг независимый город (то есть не входящий в состав какого-либо округа) в штате Виргиния (США). Университетский город. Кит Морис Эллисон (род. 1963) американский политик, представляющий Демократическую партию. Эллисон стал первым мусульманином, избранным в Конгресс США. Египетский поход кампания, предпринятая в 1798-1801 гг. по инициативе и под непосредственным руководством Наполеона Бонапарта, главной целью которой была попытка завоевания Египта. Фриз декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Луи Массиньон (1883-1962) французский ученый, востоковед, исламовед и арабист. Уильям Монтгомери Уотт (1909-2006) британский арабист, почетный профессор Эдинбургского университета и автор многочисленных работ по истории, философии и культуре ислама. Герт Вилдерс (род. 1963) нидерландский политик, депутат парламента Нидерландов с 1998 года. Известность приобрел благодаря своей жесткой антиисламской риторике – например, он заявил о том, что «выгнал бы пророка Мухаммеда из страны, если бы он жил в наше время».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий