Монтескье краткая биография

Главная Коллекция «Revolution» Политология Шарль Монтескьё

История возникновения теории разделения властей. Краткая биография жизни Ш. Монтескье – теоретика и практика государственно-правовой деятельности, особенности его деятельности. Роль исследований ученого в процессе развития буржуазной политической мысли.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.12.2015
Размер файла 23,5В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Шарль Луи де Монтескьё
Charles-Louis de Montesquieu
Имя при рождении:

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё

Дата рождения:

18 января 1689(1689-01-18)

Место рождения:

Замок Ла-Бред, Ла-Бред, Жиронда, Франция

Дата смерти:

10 февраля 1755(1755-02-10) (66 лет)

Место смерти:

Париж, Франция

Страна:

Королевство Франция

Законы

Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.

Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли).

О войне

Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война между отдельными лицами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.

О духе народа

Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

О трёх различных образах правления

Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомлённые люди. «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия); монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом всё вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Принципы форм правления:

  • Республика — добродетель,
  • Монархия — честь,
  • Деспотия — страх.

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые относятся к актам временного действия.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает, что естественно и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.

В монархии основные законы определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть». Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

Об индивидуальной свободе и свободе политической

Основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, — отделение государства от гражданского общества и разделение властей.

«Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах. В первом случае они равны, потому что они — всё, во втором — потому, что они ничто. Свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие; главное — это безопасность гражданина».

Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Либерализм — общественное движение:

— провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества;

— поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции;

— поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.

Работы

  • «Персидские письма», 1721. [sokolwlad.narod.ru/france/texts/mont/00index.html Текст романа на русском и французском языках]
  • «Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
  • «Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
  • «О Духе законов», 1748
  • «Опыт о вкусе», 1753

Издания и переводчики на русский язык

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад отдельной книгой в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839—1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют по сей день информационную и энергетико-психологическую ценность. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия. Мой статус книги Жанр: Документальная литература / Биографии и Мемуары Язык: Русский

Скачать:

sharl-lui-monteske-ego-zhizn-nauchnaya-i-leteraturnaya-deyatelnost.fb2

Размер файла: 344,62 Kb

Чем читать этот формат книги

Скачать:

sharl-lui-monteske-ego-zhizn-nauchnaya-i-leteraturnaya-deyatelnost.rtf

Размер файла: 277,06 Kb

Чем читать этот формат книги

Скачать:

sharl-lui-monteske-ego-zhizn-nauchnaya-i-leteraturnaya-deyatelnost.txt

Размер файла: 137,12 Kb

Чем читать этот формат книги

—>Искусство и развлечения 15 ноября 2015

Шарль Монтескье – французский писатель, мыслитель и юрист, чьё имя глубоко укоренилось в истории формирования государственно-правовых учений. Он получил известность благодаря теории разделения властей, которая своим существованием обязан именно французскому философу. Однако история его жизни выходит далеко за пределы одного этого понятия.

Детство

Чем только ни занимался на своём пути Шарль-Луи де Секонда, более известный как Шарль Монтескье. Биография его начинается в фамильном замке Лабред, неподалёку от Бордо, в 1689 году. Его отец Жак был довольно суровым, и маленький Шарль воспитывался в патриархальных условиях. О матери известно мало, помимо того, что в её приданое входил вышеупомянутый замок Ла-Бред, а сама она отличалась особой религиозностью и склонностью к мистицизму. Она умерла, когда мальчику было 7 лет, а спустя 3 года отец отправил его в колледж при монастыре Жюльи, основанный ораторианцами. Несмотря на то что это было духовное училище, образование он получил светское. Именно там он изучил античную литературу и увлёкся философией, с которой была связана вся его дальнейшая жизнь.

Монтескье повезло родиться в эпоху Просвещения, когда повсюду утвердилось господство мысли и разума. В 1705 году он вернулся из колледжа в родной дом, где всё свободное время стал уделять освоению юриспруденции. Это была скорее вынужденная необходимость, чем истинная страсть, да и право в те времена считалось крайне сложным для понимания. Необходимость изучения законов была продиктована тем, что Шарль Монтескье в будущем должен был занять парламентский пост, который перейдёт к нему по наследству. В 1713 году погибает отец Шарля, а сам он остаётся на попечении дяди.

Наследство барона де Секонда

Ещё при жизни дядя приложил большие усилия, дабы женить своего племянника. Его достопочтенной избранницей стала Жанне Лартиг. Выбор этот основывался отнюдь не на любви и даже не на внешних данных девушки, а исключительно на размере её приданого. Заключение брака сулило несколько трудностей, связанных с религиозными вопросами, однако их удалось обойти благодаря юридическому образованию Шарля. В 1715 году состоялось венчание. Спустя год умирает дядя, и после его кончины юноше в наследство достаётся титул барона. Отныне он – Монтескье Шарль Луи де Секонда. Помимо этого, к нему в собственность переходят большое состояние и пост председателя Парламента Бордо. По большей части он выполнял там функции судьи, в чём у него уже был опыт, так как ранее он работал советником и был вице-президентом в городском суде.

Шарль Монтескье никогда по-настоящему не увлекался правом, однако в течение десяти лет ответственно подходил к выполнению своих обязанностей в парламенте. В 1726 году он продаёт свою должность, как в те времена было широко распространено, и перебирается в Париж. Несмотря на то что эта работа не была жизненным призванием Монтескье, он получил неоценимый опыт, который пригодится ему в написании будущих произведений. Таким образом, после переезда начинается его активная писательская деятельность. Он публикует множество работ и сочинений на различные темы. Помимо этого он становится членом политического клуба «Антресоль», где активно обсуждались мировые новости, ежедневные события и работы участников. Примерно в это же время он посещает Французскую академию, и параллельно с тем продолжает писать.

Основные произведения

Ещё при жизни в родном Бордо Шарль Монтеске написал множество эссе и сочинений на тему естественных наук. Среди них можно выделить такие как «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах». Помогло ему в этом членство в Бордоской академии, где он проводил множество экспериментов. Естествознание – это ещё одна область, которая вызывала интерес писателя, однако главные его произведения всё же касались государства, права и политики. В 1721 году в свет выходит его роман под названием «Персидские письма», который тут же вызывает бурю обсуждений. К сожалению, он был запрещён, но это лишь благотворно отразилось на его успехе, потому что автор весьма удачно вывел образы общества того времени.

Но ключевым произведением в его библиографии, о котором, наверное, наслышан каждый, стал трактат «О духе законов». Работа над ним заняла много лет, на протяжении которых Шарль объездил практически всю Европу, изучая политическое устройство, нравы, обычаи и право Германии, Англии, Италии и Голландии. В каждой из стран он собрал много полезной информации, которая пригодилась ему в написании главной книги жизни. В 1731 году его путешествия заканчиваются, и Монтескье возвращается на родину, где все последующие годы проводит в кропотливой работе и размышлениях над двумя томами «О духе законов», которые печатают в 1748 году.

Идеи, изложенные в книге «О духе законов», стали крайне значимыми в развитии государственности не только Франции, но и всего мира. Он говорит о разделении власти на 3 ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Он также отмечает, что их слияние может привести к беспределу, и такая модель должна существовать во всех государствах, невзирая на их формы правления. Термин «теория разделения властей» впервые упомянул и истолковал в своём труде Шарль Монтескье. Философ и мыслитель Джон Локк также причастен к разработке основных положений этой теории, однако доработал и усовершенствовал её именно французский писатель.

Одной из важнейших тем в его творчестве является соотнесение законов и жизни каждого отдельного общества. Он много говорит о взаимосвязи обычаев, нравов и религии с законодательством, которая характерна для отдельных форм правления. В этом ему очень помогли те знания, которые он приобрёл за годы путешествий. Впоследствии многие идеи, заложенные в произведении «О духе законов», стали основополагающими для Конституции США и других значимых нормативно-правовых актов.

Личная жизнь и смерть

Сложно ответить на вопрос о том, каким человеком был Шарль Монтескье. Краткая биография, скорее, раскрывает его вклад в историю политической и правовой мысли, но о чертах характера умалчивает. Известно, что он не был верным супругом, но к жене относился с уважением. Она стала матерью двух прекрасных девочек и мальчика, которых Шарль, безусловно, любил. Практически всю свою жизнь он посвятил науке, чтению и размышлениям. Работал по большей части в библиотеке, где рождались его великие произведения.

Говорят, что он был замкнутым человеком, почти всё свободное время проводил в одиночестве, и открывался исключительно близким друзьям. В свет он выходил редко, чаще всего в салоны, где ни с кем не общался, а лишь наблюдал за обществом, собравшимся там. В 1754 году Монтескье поехал в Париж, чтобы оказать правовую помощь своему другу, профессору Ла-Бомелю. Там он заболел пневмонией и скончался 10 февраля 1755 года. Однако его произведения до сих пор считаются культовыми и обрели вечную жизнь.

Источник: fb.ru imageФитнес КачалкаimageЖенский форумimageМужской форумimageТуристический форумimageФинансовый форум БиографияТворчествоАудио книгиЭкранизация Список авторов Главная страница » Монтескьё Шарль-Луи

Шарль-Луи́ де Секонда́, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu). Родился 18 января 1689. Дата смерти — 10 февраля 1755. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года. В течение 1734—1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712—1778) и Джон Локк (1632—1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии (см. Представительная демократия). Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли).

Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомлённые люди. «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия); монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом всё вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Принципы форм правления:

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает, что естественно и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.

В монархии основные законы определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть». Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

«Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах. В первом случае они равны, потому что они — всё, во втором — потому, что они ничто. Свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие; главное — это безопасность гражданина».

Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Либерализм — общественное движение:

— провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества;

— поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции;

— поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий