«Муза-чудовище» Сальвадора Дали: малоизвестные факты из жизни Галы Дьяконовой (Фото)

28.12.2015  

Влюбленные женились около 50 раз. В пылу чувств Сальвадор буквально отрекся от всего, что было ему дорого, заявив, что Гала ему милее матери, денег и даже милее Пикассо, служившего источником неисчерпаемого вдохновения.

Фактрум рассказывает о том, как два удивительных человеческих гения встретились и полюбили друг друга.

Русская и испанская душа

Знакомство Галы и Сальвадора произошло неожиданно, эта встреча изменила их жизнь. Сальвадору было 25, он был невинен и читал труды Ницше. Жил он тогда в поселке Кадакес, который располагался недалеко от города Порт-Аигата. Художник пригласил в гости две семейные пары: Магрит и Элюар. Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила его раз и навсегда. «Знакомьтесь, это моя русская жена Гала, я много рассказывал ей о ваших работах», — произнес Поль. Бедный Сальвадор утратил дар речи и мог только крутиться вокруг своей дамы сердца.

image
Художественный образ Галы в произведении Дали

Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать — кисть не желала оставаться в руке. Все мысли Дали были лишь о жене его друга.

Жить вместе

Развод Галы и Элюара состоялся спустя 9 лет после ее знакомства с Дали. Но муза художника оформила с ним отношения лишь после смерти первого супруга, проявив редкую чуткость.

image
Дали и оцелот Бубу

Гала и Сальвадор поселились в Париже. Картины, написанные в этот период, поражали своей легкостью. Они меняли мир и представления о том, каким должен быть художник и его произведения. Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту: Гала взяла на себя все, что было ежедневным и обыденным. Она же занималась продажей картин. Однажды Гала выручила 29 000 франков за полотно, которое еще не было написано: таков был авторитет Дали среди ценителей.

Известно, что у художника в качестве домашних животных жили оцелот и муравьед.

Сальвадор Дали и муравьед

Публика была в восторге и изумлении от различного рода чудачеств со стороны известной пары. Длинные усы и выпученные глаза Сальвадора лишь подтверждали тот факт, что рядом с гениальность всегда рядом идет сумасшествие.

Гала часто позирует своему мужу, она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери, и Елены Прекрасной. Порой интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм — это Я!» — говорил он.

Читайте также: Семь потрясающих фильмов о реальных историях любви

Читайте также:

Яркий представитель сюрреализма — Сальвадор Дали; биография испанского художника начинается с 11 мая 1904 г. Это дата рождения знаменитого творца, покорившего мир искусства XX в.

Его жизнь, наполненная творчеством, любовью и стремлением к лидерству, вызывает неподдельный интерес у всех любителей живописи. Кто-то видит в художнике экспрессивного безумца, кто-то — закомплексованного слабака, но талантливым его считают во всем мире.

Краткая биография

Сальвадор Дали родился в Каталонии, в провинциальном городе Фигерас. Неординарный характер и способности к рисованию проявились еще в раннем детстве. У мальчика всегда были проблемы со сверстниками и педагогами из-за истеричных выходок, плаксивости и неусидчивости.

Он был способным учеником, но учился всегда плохо. Сказывалось поведение. По этой причине его выгнали из монашеской школы «Непорочное зачатие» и дважды — из Мадридской Академии изобразительных искусств. Второй раз был без права восстановления. С хорошими отметками Сальвадору удалось закончить лишь институт — так в Испании называли среднюю школу.

Зажиточность родителей юного гения позволяла ему пользоваться частными уроками рисования. Среди его учителей были Рамон Пичот и Хуан Нуньес. Под их началом Дали пишет свои ранние картины и впервые участвует в выставке в групповом показе в муниципальном театре родного города.

Многие события в жизни сказывались на творчестве художника. Это и знакомство с Пикассо, и общение с Зигмундом Фрейдом, и участие в группе сюрреалистов во главе с Андре Бретоном, и работа над декорациями для фильмов Альфреда Хичкока.

Но переломными моментами стали два знаковых события в его жизни:

  • смерть матери в 1921 г.;
  • встреча с будущей супругой Галой Элюар в 1929 г.

За свою долгую жизнь Сальвадор Дали успел пожить в Испании, Франции и США, однако умер в месте своих истоков — Фигерасе. Он завещал организовать могилу таким образом, чтобы по ней ходили люди, поэтому его тело замуровано в собственном Театре-музее в полу одной из комнат.

театр-музей Дали

Детство и юность художника

Рождению будущего сюрреалиста предшествовало трагическое событие. Первенец его родителей умер от менингита, прожив чуть больше года. Своим появлением второй ребенок привнес в семью утешение и веру в то, что в нем воплотилась душа умершего мальчика. Даже имя ему дали такое же — Сальвадор.

Когда ребенку исполнилось 5 лет, мать отвела Дали на могилу брата и рассказала о своих домыслах по поводу реинкарнации. Этот эпизод наложил первый отпечаток на становление личности.

В 1908 г. в семье появляется дочь — Анна Мария. Брат и сестра были близки: дети крепко дружили, делились секретами и поддерживали друг друга. Для маленького ребенка со сложным характером, комплексами и страхом такая поддержка много значила.

Впоследствии Анна стала главной натурщицей молодого художника. Но духовная близость не сохранилась на всю жизнь. Отношения разладились после того, как в жизни Сальвадора появилась Гала. Возлюбленная заменила ему всех.

В детстве мальчик много времени проводил в Кадакесе, в семейном домике на берегу моря. Это старейший город в Испании с богатой историей. Наблюдения за бытом местных жителей, их рассказы о мифологии и суевериях привносят в его творчество мистические мотивы.

Рисунки Дали вызывают восторг у друзей и знакомых его родителей. Он без ложной скромности рассказывает о своем блистательном будущем, где он знаменитый импрессионист. Но близятся события, которые навсегда изменят стиль и направление его произведений.

Дали с сестрой

Любовь и вдохновение

Гала (Елена Дьяконова) была для Дали не просто женщиной, а, выражаясь его словами, совершенством самой природы. Их отношения и брак вызывают разные мнения: восторг, осуждение, непонимание, зависть. Всех оппонентов объединяет одно — пара прекрасно дополняла друг друга.

К моменту знакомства Гала была замужем за французским поэтом Полем Элюаром, а Сальвадор находился на пути становления карьеры знаменитого художника. Личная жизнь 25-летнего испанца не содержала ярких моментов. Близости с женщиной у него еще не было. Но на поприще живописи уже загоралась звезда будущей мировой знаменитости.

Его произведения открыто обсуждали в широкой публике, но больших доходов он еще не имел. Вокруг имени Дали разразился скандал из-за его знаменитой подписи к картине: «Иногда я ради удовольствия плюю на портрет своей матери». Поступок стал причиной разлада с ближайшими родственниками. Отец и сестра резко ограничили с ним общение. Не одобрили они и его избранницу.

А Гала стала для Сальвадора главной музой и вдохновением, а заодно и импресарио. Она активно организовывала выставки, знакомила его с богемным обществом, находила спонсоров, выстраивала тактику продвижения талантливого супруга. Под ее влиянием из Дали вырос тот самый гений, способный воплотить в жизнь все амбиции и желания напористой женщины.

А он до безумия боготворил Галу и соглашался со всеми ее капризами и выходками, среди которых:

  • многочисленные любовники;
  • высокие траты, в т. ч. на плотские утехи;
  • уединенное проживание в замке Пуболь;
  • принуждение к рисованию и другим видам творчества.

Долгое время пара жила без законного оформления брака. Только после смерти первого мужа Галы в 1958 г. они смогли обвенчаться.

Ради Сальвадора женщина без оглядки ушла из семьи — бросила мужа и дочь. До конца своих дней она оставалась женой Дали. Благодаря ей мир узнал эпатажного художника с неограниченной фантазией.

фото с женой

Творчество художника

Весь мир знает Дали как художника. Но только живописью его творчество не ограничивается. Он создавал скульптуры, декорации, писал статьи в журналы, книги, сочинял сценарии к голливудским фильмам.

Среди его работ есть и такое направление, как дизайн шляпок и оформление витрин магазинов. Последнее появилось под давлением супруги и служило больше финансовым источником, чем порывом вдохновения.

Сюрреализм — основной жанр, в котором писал Сальвадор Дали. В начале карьеры под впечатлением от творчества Пабло Пикассо он увлекался кубизмом и футуризмом.

Ключевые моменты творческой биографии:

  1. Ноябрь 1925 г. Первая персональная выставка в Барселоне в галерее Далмау. Он представил 22 работы — 17 картин и 5 рисунков.
  2. Январь-февраль 1927 г. Вторая персональная выставка и знакомство с каталонским художником Хуаном Миро. Перспективы работы в Париже.
  3. 1928 г. Выступает с лекцией на тему «Отношение современного каталонского искусства к веяниям нового разума». Открытое заявление о пристрастии к сюрреализму.
  4. 1929 г. Премьера первого сюрреалистического фильма «Андалузский лес» в Париже. Сальвадор Дали совместно с Луисом Бунюэлем пишет сценарий. Выставка в парижской галерее Карла Гоэманса. Скандал вокруг портрета матери.
  5. 1930 г. Написал самую знаменитую картину — «Постоянство памяти» («Мягкие часы»)
  6. 1933 г. Выставки в Париже и Нью Йорке.
  7. 1939 г. Разрыв отношений с обществом сюрреалистов в Париже. Лидер движения Андре Бретон из букв имени художника (salvador dali) составляет сочетание Avida Dollars ( в переводе «алчущий доллары»).
  8. 1942 г. Выпускает автобиографию под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
  9. 1945-46 гг. Сотрудничество с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком в США.
  10. 1969 г. Расписывает стены и потолки в замке Пуболь.
  11. 1970 г. Работает над открытием собственного музея в Фигерасе. Увлечение голограммами.
  12. 28 сентября 1973 г. Открытие Театра-музея.
  13. 1980 г. Самая полная ретроспективная выставка в Париже в центре Жоржа Помпиду.
  14. 1983 г. Последняя работа на холсте «Ласточкин хвост».

За творческие заслуги Дали отметили членством во Французской академии искусств в Париже и высшей наградой в своем регионе в Испании — золотой медалью правительства Каталонии.

Замок Галы

Лучшие картины Сальвадора Дали

По версии Википедии, лучшие и знаменитые картины художника-сюрреалиста- это одни и те же полотна.

В первую пятерку входят:

  1. «Постоянство памяти», 1931 г.
  2. «Жираф в огне», 1937 г.
  3. «Великий мастурбатор», 1929 г.
  4. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944 г.
  5. «Телефон-омар», 1936 г.

Картины находятся в музеях разных городов. Две из них в Мадриде (Испания), остальные в Нью Йорке (США), Ливерпуле (Великобритания) и Базеле (Швейцария).

В этом списке не хватает еще одной популярной работы — «Сон». Она написана в 1937 г. в составе цикла «Паранойя и война». Холст принадлежит частному коллекционеру.

Политические интересы

Сальвадору всегда импонировали волевые политические лидеры, которые сосредотачивались на власти и диктатуре. Так, он поддерживал испанского лидера Франсиско Франко и его военный переворот в стране. Позиция художника подвергалась критике его современниками и последующими поколениями.

Однако не все так поверхностно. Дали поддерживал революцию и Гражданскую войну, но в отличие от коллег по цеху, Пикассо например, в Ассоциацию революционеров-художников и писателей так и не вступил.

Его глубокие размышления на тему политики сложно воспринимать. В первую очередь из-за противоречивых поступков.

После организации демонстрации он был исключен из Академии искусств, а в своих докладах на публику утверждал, что творческие люди должны соблюдать политический нейтралитет.

В сообществе сюрреалистов художника осуждали за симпатии политическим лидерам, в частности к Адольфу Гитлеру. Даже спустя много лет, после окончания Второй мировой войны, безумец представлял действия фюрера как произведение искусства.

Последние годы жизни и смерть

От даты рождения до последнего дня великого художника прошло почти 85 лет. Он прожил долгую жизнь, насыщенную событиями, эпатажем, признанием, творчеством, любовью и богатством.

Влияние старости он почувствовал после смерти Галы. Интерес к жизни пропал, как и к рисованию, что усугубила еще и болезнь Паркинсона. Однако к этому времени Дали стал почетным гражданином свой страны.

Правительство наградило его аристократическим титулом маркиза. Дали стал принадлежать к обществу, в которое всегда стремился. Национальность пожилого гения — повод для гордости его соотечественников.

Королевский дом Испании оказывает художнику поддержку, покупая его полотна по высокой цене. Но несмотря на все почести и звания, жизнь его проходит одиноко и безрадостно. Гений сюрреализма превращается в унылого старика.

В 1983 г. он проводит последнюю и самую полную ретроспективную выставку в Мадриде и пишет последнюю картину.

Живет Сальвадор в Пуболь уединенно. В 1984 г. в замке случается пожар. Пожилой художник стал задыхаться от дыма. Немой и беспомощный, он не смог вовремя позвать на помощь и получил сильные ожоги. Но остался жив.

Спустя 5 лет после пожара его госпитализируют в больницу в Фигерасе с диагнозом сердечная недостаточность. 23 января 1989 г. Дали умер.

Дали в старости

Интересные факты из жизни

Биографическая составляющая сюрреалиста с закрученными усами пестрит интересными событиями и фактами. Среди них знаменитые во всем мире случаи.

Популярное в интернете фото, где Дали выходит из метро с муравьедом на поводке, часто неверно трактуется. Это животное принадлежит зоопарку, а не художнику. Он просто взял на попечение это существо, кадр сделали на прогулке.

Выбор животного был неслучайным. Кроме кузнечиков, панический страх и нелюбовь у мужчины вызывали муравьи. Эта история тоже родом из детства. В его комнате жила летучая мышь, которую он любил. Однажды она умерла, а по ее трупу бегали эти насекомые.

На поводке с муравьедом

Однако диковинный домашний питомец у Сальвадора все же был. Оцелот по кличке Бабоу — хищник из семейства кошачьих небольших размеров. Посещая общественные места, живописец выдавал его за покрашенную кошку.

Оцелот

В 1969 г. к Дали обратился основатель компании Chupa Chups Энрике Бернат с просьбой разработать логотип для своих леденцов. Авторство желтой ромашки с красными буквами в центре принадлежит художнику-сюрреалисту.

Среди современников Дали — законодательница моды Коко Шанель. Она близко дружила с ним и его женой. Каждый раз, находясь в Париже, супружеская пара ужинала в гостях светской дамы. В том числе и в вечер накануне ее смерти.

Среди советских людей есть человек, который встречался с Дали в его доме в Каталонии. Композитор Арам Хачатурян гастролировал в Испании и попросил встречи со знаменитым деятелем искусства этой страны. К его удивлению, ответ был положительным, и на следующий день композитора привели в замок и оставили в зале в ожидании хозяина.

Ждать пришлось в запертой комнате 2 часа. Затем под музыку Хачатуряна «Танец с саблями» Дали появился в зале верхом на швабре и без какой-либо одежды. Проскакав по комнате, он исчез за другой дверью. Затем композитору объявили, что встреча окончена, и подарили альбом с репродукциями художника.

©МирПозитива

Сальвадор Дали и Гала. Беатон. 1936 год. Фото: из личного архива автора

Уважаемая редакция!

Я родился в 1951 году в Москве. Окончил геологический факультет МГУ, там же работал и защитил кандидатскую диссертацию. Работал в районах Крайнего Севера, побывал в Сирийской Арабской Республике. Являюсь автором ряда научных трудов. Женат, имею двух взрослых детей и одного взрослого внука.

Весь мир знает Галу — музу выдающегося художника Сальвадора Дали1, но не все знают, кто был её настоящим отцом. Оказалось, что мы с ней в каком-то смысле родственники, правда, не кровные, а наши судьбы пересеклись в жизни одного человека — Дмитрия Ильича Гомберга.

Домашний архив: Николай Пунин об Анне Ахматовой: В моей любви — благоговение…

Дмитрий Ильич, родившийся 14 сентября 1868 года в Елисаветграде, стал в 56 лет приемным отцом Вячеславу, или Владику — так звали в детстве моего отца. Они прожили бок о бок более 30 лет, с 1924 по 1956 год.

Прекрасный, добрый, отзывчивый, очень скромный, никогда не выходивший из себя, спокойный, мудрый человек — так характеризовал его мой отец. В его честь я был назван Дмитрием, привезенный из роддома в квартиру N14 на седьмом этаже московского дома N26 в Трубниковском переулке. Именно в этом доме проживал Дмитрий Ильич Гомберг — адвокат, правозащитник, профессор, преподаватель и автор законов о земле и лесах.

Историю про его родную дочь Галу, урожденную Елену Дьяконову, я много раз слышал в нашем семейном кругу, но из-за отсутствия деталей истина оставалась большой тайной.

После смерти отца в 2008 году остался архив с воспоминаниями, документами и фотографиями. Это дало новый толчок к изучению истории моей семьи. Работа с семейным архивом и публикации последних лет рассеяли последние сомнения: мой дед Дмитрий Ильич Гомберг — действительно, отец Галы.

С уважением — Дмитрий Вячеславович Малиновский

Старая фотография

В нашем домашнем архиве сохранилась уникальная фотография 1927 года, на которой изображен 59-летний Дмитрий Ильич со своей второй женой Сельмой Бильхен, Гала (33 года) и восьмилетний Владик, мой будущий отец. Сходство Галы с Дмитрием Ильичом очевидно. Позы всех сидящих не оставляют сомнения в их семейных чувствах и взаимной близости.

Доносы жандармов помогут раскрыть тайну жены Сальвадора Дали

По каким-то веским причинам Д.И. Гомберг ничего не рассказывал моему отцу о братьях и сестре Галы. Никогда не говорил о браке своей дочери с художником Дали, хотя не мог этого не знать. Никогда не упоминал и свою первую возлюбленную Антонину, мать его детей, сохраняя тайну прошлых лет.

Теперь я знаю не так уж мало об этой женщине, ставшей матерью моей тёти Галы.

Семья Дмитрия Гомберга

Дмитрий Гомберг и Антонина Дьяконова (Деулина) познакомились в Москве, где по данным полиции в 1891 году «революционерка» Антонина Дьяконова вышла замуж гражданским браком за студента Гомберга2. Им обоим по 23 года. В то время он являлся одним из руководителей Московского революционного студенческого кружка. Из автобиографии Дмитрия Ильича, хранящейся в моем архиве, явствует, что студенческий период его жизни оказался весьма длительным, почти 15 лет. В эти годы в его семье родились все четыре ребенка: Вадим, Николай, Гала и Лидия.

Домашний архив: Миша Мельниченко рассказал о сайте личных дневников ХХ века

Из краткой справки, найденной в бумагах Дмитрия Гомберга, выяснилась его кратковременная принадлежность к студентам юридического факультета в Императорском Казанском университете с 25 февраля по 15 августа 1893 года. Можно предположить, что Антонина бывала в Казани наездами из Москвы, а будущая муза Сальвадора Дали появилась на свет в августе 1894 года уже в Москве — после Казани Гомберг продолжал оставаться студентом Московского университета. Во всяком случае исследователи не смогли обнаружить в Казани ни следов пребывания семьи, ни следов рождения Галы.

С 25 октября 1907 года Гомберг стажировался по специальности «философия» в Лейпцигском университете. Позже, вернувшись в Москву, стал преуспевающим профессором и адвокатом, много путешествовал по миру — есть его фотографии в Египте на верблюде и Испании на корриде. Доходы позволяли снимать семикомнатную квартиру и обеспечивать поездку Галы на лечение в Швейцарию в 1913 году.

После октября 1917 года семью «уплотнили», оставив кабинет Дмитрия Ильича и маленькую комнатку, куда в 1924 году привезли моего будущего отца.

А познакомился он со своим приемным отцом случайно.

Счастливая встреча

Мой отец родился в 1919 году в Самаре, где в поисках лучшей доли — в Москве был голод и свирепствовал сыпной тиф — оказались его родители. Отец Владика, Юрий Павлович Малиновский, был не большим любителем семейной жизни и покинул жену, урожденную Марину Сергеевну Щурову, еще до рождения ребенка.

Поэтому я никогда не видел своего деда.

Домашний архив Родины: Бабушка вернулась из 1916 года к своей внучке-тезке

Оставшись одна, Марина вызвала свою маму и малолетнюю сестру Катю из Юрьевца, откуда была родом. Спасаясь от надвигавшегося на Поволжье голода, женщины добрались до Сочи. Но там свирепствовала малярия, и они решили уехать в горы — в Красную Поляну. Марина вышла замуж за эстонца Андрея Серма, они заняли пустующий дом с большим сливовым садом. В 1923 году на свет появился брат Владика — Игорь Серм3.

А летом 1924 года произошла та самая судьбоносная встреча.

На курорт в Красную поляну приехал после перенесенного тифа Дмитрий Ильич с молодой женой Сельмой Бильхен — и снял комнату в доме, где жила новая семья Владика. Супруги Гомберг тут же увидели, как несладко жилось четырехлетнему мальчику с отчимом. Владик тянулся к этим добрым людям, часто ходил гулять с ними, а они, в свою очередь, очень привязались к нему, жалели и ласкали. Перед отъездом Дмитрий Ильич оставил свой московский адрес и предложил приехать в случае чего.

Домашний архив Родины: «Жди того, кто тебя бесконечно любит…»

Осенью бабушка Екатерина и тетя Катя привезли Владика в Москву. Не имея пристанища, они пришли к Дмитрию Ильичу. Так Владик остался с ним навсегда.

«Мне запомнился ковер, тянувшийся вдоль всей комнаты, расположившись на котором я играл с маленькой колясочкой. Другой достопримечательностью был огромный диван, стоявший в конце комнаты в торце. На нем могли разместиться человек десять, а я любил кувыркаться на нем через голову. Еще в первые дни моего появления, я это и сейчас помню, я залез на письменный стол и молча, сосредоточенно до мельчайших винтиков разобрал настольные часы. Дмитрий Ильич и Татьяна Ивановна (я звал её Татька) были добрейшие люди и не обращали внимания на мои мелкие шалости» — писал отец в своих воспоминаниях, называя Сельму на русский манер.

Дмитрий, внук Дмитрия

Еще строчки из отцовского дневника середины 1930-х годов:

«Жизнь продолжалась всё в той же комнате на 7 этаже в старой бывшей квартире Дмитрия Ильича, в которой к тому времени проживало около семи семей. Но вся эта разношерстная публика как-то мирно уживалась друг с другом, имели каждый свой столик на кухне и телефон в коридоре. В общем, здесь была типичная коммунальная московская квартира с интеллигентными образованными людьми — врачи, бухгалтер, научные работники, один ребенок, мой приятель».

Надо заметить, что здание в Трубниковском переулке приобрело славу «дома научных деятелей». Здесь в разные годы жили гидрогеолог Ф.П. Саваренский, патологоанатом А.И. Абрикосов, литературовед Н.К. Гудзий, геолог А.Н. Мазарович…

«Во время Великой Отечественной войны часть населения коммуналки была в эвакуации, другие — оставались, но к концу 1944 года все собрались опять в той же квартире. Жизнь московской коммуналки вошла в прежнее русло — одни старились, другие развивали свою научную карьеру, патриарх квартиры Дмитрий Ильич продолжал свою адвокатскую деятельность. Ему было уже 76 лет. Мы продолжали жить в той же квартире с Дмитрием Ильичом, в другой маленькой комнатке. Наконец, в 1951 году у нас родился сын, и пришлось снять часть дачи под Москвой в Востряково, ставшей нам убежищем до 1956 года. Сына назвали Дмитрием в честь Дмитрия Ильича».

Это отец — про меня.

Так закончилась совместная жизнь моих родителей в одной квартире с Дмитрием Ильичом, где он продолжал оставаться с последней супругой Еленой вплоть до ее смерти от инфаркта в 1960 году. Её сын Андрей обменял комнату Дмитрия Ильича и свою комнату, где он жил с супругой артисткой-кукольницей С. Мей, на двухкомнатную квартиру. А вскоре, в 1961 году, в возрасте 93 лет ушел из жизни Дмитрий Ильич.

Он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Загадки Дмитрия Ильича

Удивительно, что ни революция 1917 года, ни сталинские репресии не сильно изменили жизнь и карьеру Гомберга. И это несмотря на «компромат»: наличие родственников за границей, их приезд в 1934 году, Гала, проживающая во Франции и Лидия в Австрии…

Что он делал в юности в Казани? Где брал деньги на содержание семьи, будучи студентом? Зачем уехал в Лейпциг гораздо раньше, чем там начались занятия? Почему в доме Гомберга мой отец никогда не видел ни семейного фотоархива, ни других документов.? Пока я не вижу другой версии, кроме как выполнение Гомбергом некой тайной миссии, какой-то секретной работы, в том числе на интернациональном уровне, начало которой можно отнести еще к концу XIX века, когда он увлекался революционной деятельностью. Это лишь догадки… Но в одном я уверен: Гала не была мифоманкой — она просто не имела права сообщать правду о семье.

Буду продолжать поиск.

Домашний архив Родины: Мой прадед Павел Копырин

Казанские корни жены Сальвадора Дали

Источники, которые мне помогли

Софья Бенуа. Гала. Как сделать гения из Сальвадора Дали. Алгоритм, 2013. Мередит Этерингтон-Смит. Сальвадор Дали. Попурри, 2003, 560 с. Р.Р. Хуснулина. Муза. Гала Дали. Казанская наука N1, 2015 г. — Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2015. Журнал «Третьяковская Галерея», N 3 2011 (32). Александр Рожин. Посвящение одному гению. Письмо от Л.Д. Яролимек (Дьяконовой), 1989. Ренат Бикбулатов. Сальвадор Дали: «Гала — мой двойник, это — я». Казанские истории. 20 апреля 2006 года Нарбутов, Р.В. Полиция Российской империи (1862 — 1917 гг.): Историко-правовой аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Высшая юридическая заочная школа МВД РФ. М.,1992. 24 с.

Previous Entry | Next Entry

ИСКУССТВО ЭПАТАЖА ГАЛЫ И САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Оригинал взят у в ИСКУССТВО САЛЬВАДОРА ДАЛИ Она родилась 26 августа 1894 года в Казани. Своё имя её почему-то раздражало. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Мечтой было сменить имя и жить в Париже среди поэтов и художников. Благодаря Элюару Елена Дьяконова превратилась из скромной русской женщины в женщину-вамп, богиню французского бомонда тех времен. Её обожали и ненавидели; ей завидовали и поклонялись. В Мадриде Сальвадор подружился с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Именно с Лоркой Дали приобрёл первый любовный опыт. Однако гомосексуалистом не стал. Возможно, потому, что любил свою мать и нуждался в женской заботе. Мать Сальвадора души не чаяла в своём сыне, заботилась и баловала его. Сальвадор был «маменькиным сынком». И когда мать неожиданно умерла, ему стало страшно жить. Он нуждался в женщине, которая бы заботилась и любила его как мать. Когда Дали впервые сошёлся со случайной женщиной, он испытал разочарование от сексуального общения: «Лёжа на ней, шарил рукой по кровати в поисках чего-нибудь тяжёлого, чем бы я мог её пристукнуть». Отец сильно любил Сальвадора и терпел все выходки сына. Отношения у них были непростые. В 1926 году Сальвадора Дали выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Облик его новой знакомой мистическим образом совпал с внешностью некой русской девочки, которая с малых лет приходила к нему в снах. Ей мало было быть Музой. Она жаждала стать Пигмалионом в юбке, той роковой женщиной, которая, как из податливой глины, слепит из молодого дарования невиданного миром Гения. Это неординарность, возведённая в превосходную степень. Вот я и возвожу. Едва познакомившись с Дали, Гала собрала его отрывочные черновые заметки (которые он сам называл непонятными), взяла их с собой в Париж и переписала набело, придав им связную форму. На основе этих заметок Дали издал поэтический и теоретический сборник под заголовком Видимая Женщина. Для Гала Сальвадор стал большим ребёнком, а она для него мамой. Они оба не испытывали потребности в детях. А после перенесённой операции Гала уже не могла иметь детей. Её сильная, решительная натура была необходима слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала разбросанные краски и холсты. Когда Гала и Дали переехали в Париж, то вначале жили очень бедно. Они были бедные, но гордые. Гала считала каждый сантим и покупала самые дешёвые продукты на рынке. При этом она говорила: «Как только начинают таять деньги, надо увеличить чаевые, не уподобляясь посредственностям. Лучше лишиться чего-нибудь, чем приспосабливаться. Можно не есть, но нельзя есть плохо». Гала решала не только бытовые проблемы и занималась добыванием денег, она стала музой-вдохновительницей для Дали. Дали — ученик, Гала — учитель. Она велит мне: «Встань и иди, ты ничего не успел! И я встаю, иду и творю гениальное». Гала стала для Дали и музой, и женой, и возлюбленной, и нянькой, и секретарём, и менеджером. Она рекламировала его картины, сувениры, платила газетным критикам, чтобы они создавали положительный образ успешного и модного художника Сальвадора Дали: «В одиночку постичь и выразить смысл жизни значит сравниться с великими титанами Возрождения. Такова моя жена Гала, которую я обрёл себе на счастье.» В феврале 1981 года ночью секретарь Дали услышал крики о помощи. В спальне Дали он обнаружил Галу, лежащую рядом с кроватью. Позже Сальвадор признался, что они поссорились, и он побил её своей тростью. Ей тогда было 86 лет.

Profile

eva4555

Latest Month

September 2014
S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

View All Archives

Tags

View my Tags page

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Искусство News

image

Совместная жизнь испанского художника и его русской жены была яркой, насыщенной, полной скандалов и сплетен. Насколько сильно ненавидел ее мир, считая алчной, хитрой и расчетливой — настолько превозносил ее Сальвадор, называя «победоносной богиней». Она была неиссякаемым источником его вдохновения: он писал ее портреты в течение многих десятков лет, в разных стилях и техниках. Позволим этим картинам рассказать историю их любви.

image Сальвадор Дали и Гала

«Сон Галы. Мечты о рае»

Неудивительно, что Гала поразила Дали с первого взгляда. Она была необыкновенной женщиной: при весьма скромных внешних данных ей удавалось обращать на себя внимание всех, кто оказывался в ее поле зрения.

image Сон Галы. Мечты о рае Сальвадор Дали 1972
image Сальвадор Дали. Портрет Галы, 1933

А вот муж на ее фоне был недостаточно ярким, и вскоре она завела роман с художником Максом Эрнстом, не скрывая отношения от законного супруга — более того, некоторое время вся троица проживала вместе. Но Элюар никогда не воспринимал соперника как угрозу, не веря, что он сможет разрушить их брак. Не видел он опасности и тогда, когда познакомил жену с молодым художником Сальвадором Дали. Даже после того, как Гала оставила его и дочь Сесиль ради испанца, Элюар ждал ее возвращения и писал письма до самой своей смерти.

«Галатея в момент творения»

В 1929 году Сальвадор Дали находится на пороге взлета своей карьеры. Вышел «Андалузский пес» — сюрреалистический фильм, совместное детище с Луисом Бунюэлем. С ним художник подружился во время учебы в Академии изящных искусств Мадрида. Дали молод, красив и харизматичен: одевается как настоящий пижон, тщательно укладывает волосы и ухаживает за щегольской растительностью на лице. Только с личной жизнью не клеится: ходят слухи, что в свои 25 он все еще никогда не бывал с женщиной, и лишь регулярно отбивается от настойчивых ухаживаний поэта Федерико Гарсиа Лорки.

image Галатея в момент творения Сальвадор Дали 1954

Дали приглашает погостить к себе в Кадакес Поля Элюара с женой и 11-летней дочерью, которые прибывают в составе настоящего богемного десанта вместе с Рене Магриттом и Луисом Бунюэлем. Художник познакомился с поэтом в одном из ночных заведений Парижа и тогда не предполагал, что визит нового знакомого перевернет всю его жизнь раз и навсегда. Он вспоминает, что произвел неоднозначное первое впечатление на 35-летнюю гостью: «Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго… У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье».

image Сальвадор Дали и Гала

Но все решил один немаловажный фактор: Гала имела безупречное чутье, позволившее определить в этом странном «типе» потенциал, который мог бы осуществить все её амбиции: «Я сразу поняла, что он — гений», — вспоминала она. «Она стала рассматривать меня как гения, — вторит ей Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением».

image Сальвадор Дали Портрет Поля Элюара, 1929

С тех пор они больше не расставались. Прогуливались вместе по окрестностям Кадакеса, все больше проникаясь друг другом. Гала вмиг приняла решение отречься и от мужа, и от дочери, а Дали не придумал ничего лучше, как написать портрет Поля Элюара в качестве возмещения морального ущерба: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».

«Мадонна Порт-Льигата»

Начало совместной жизни было настоящим испытанием для пары. Дали еще не был высокооплачиваемым художником, своих доходов у Галы не было. Ко всему прочему прибавился скандал с одной из картин, где Дали оставил надпись о том, что «иногда он с наслаждением плюет на портрет моей матери», после чего его отец на полтора десятка лет разорвал все контакты с сыном и лишил его содержания.

image Гала, Мадонна Порт-Льигата Сальвадор Дали 1950
Сальвадор Дали Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало, 1960

Чтобы продать несколько картин и выручить немного денег на ремонт ветхого жилища, они отправляются в Париж, где Элюар предоставляет им одну из своих квартир. Дали продолжает писать, а Гала с утра до вечера обивает пороги всех столичных галерей с папкой рисунков, предлагая приобрести его работы. Возвращаясь домой, она ведет домашнее хозяйство, полностью взяв на себя все заботы.

По воспоминаниям одного из их посетителей, образ жизни этой пары тогда не отличался особой эксцентричностью — на тот момент они просто не могли себе этого позволить: «Гала считала каждый сантим и всегда разыскивала самые дешевые продукты. Супружеская чета умела ладить со всеми на свете. У Дали были обворожительные манеры, он был прекрасно воспитан, Гала тоже. Без нее он, может быть, и позволял бы себе какие-нибудь выходки, но она понимала значимость встреч, цену человеческих отношений и всячески их поддерживала. За взаимоотношения с внешним миром отвечала Гала».

Сальвадор Дали и Гала

Главным успехом того времени стал договор о персональной выставке, которая состоится в июне 1931 года в галерее Пьера Коля. 24 работы, представленные публике, наконец принесли Дали первый успех у критиков и покупателей. Ключевым экспонатом мероприятия стала картина «Постоянство памяти». Художник отдает дань возлюбленной, сделавшей все возможное для этого успеха: теперь он подписывает холсты именем Гала-Дали.

«Галарина»

Постепенно финансовое положение пары налаживается. В 1934 году они предпринимают путешествие, которое окончательно закрепит и упрочит его — в США. Но перед этим они официально оформляют свои отношения. Гала пойдет на это лишь после того, как ее первый муж женится во второй раз, хотя Элюар сам неоднократно призывает ее к заключению брака с Дали. Ее бывший возлюбленный переживал, что в противном случае Гала останется ни с чем, если вдруг отношениям с художником придет конец либо же с ним случится несчастье.

Галарина Сальвадор Дали 1945
Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече Сальвадор Дали 1933

Тем временем привязанность или, вернее сказать, одержимость Дали Галой только росла. Он считал ее причиной всего хорошего, что только с ним происходило, и не стеснялся в эпитетах: «Я сразу ощутил покой, равновесие, ощутил, что моя жизнь течет плавно и размеренно. Я могу сказать, что моей жене достаточно было одного взгляда, чтобы моя параноико-критическая активность упорядочилась… Все разрозненные, выпирающие, доминирующие элементы моей жизни обретали архитектурную форму».

Гала боготворит его не меньше. Когда во время Второй мировой войны ее дочери Сесиль пришлось продать несколько работ Дали, чтобы свести концы с концами, мать ей этого простить не смогла. Более того, из-за этого случая она лишит свою Сесиль наследства. А Дали напишет на одной из картин признание: «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

«Портрет Галы против света»

Но ничто не вечно: в то время как слава художника и его финансовое состояние растут в геометрической прогрессии, отношения с Галой постепенно начинают портиться. Причиной этому становится физический износ его супруги — она стареет, и неспособность смириться с неумолимым ходом времени влияет на ее и без того сложный характер не лучшим образом.

Портрет Галы против света Сальвадор Дали 1965
Сальвадор Дали и Гала

В 1969 году Дали решает выполнить давнишнее обещание и подарить жене целый замок. Так Гала становится обитательницей настоящего средневекового замка Пуболь, куда Дали имеет право приезжать только по предварительному письменному уведомлению. Но его нисколько не расстраивает этот факт. Напротив, он находит в нем некоторое мазохистское удовольствие — добиваться аудиенции своей королевы.

Франсуаза Арди и Сальвадор Дали, 1968 год.

В то время, как за художником присматривает юная французская модель Аманда Лир (Дали обожает смотреть, как она принимает ванну, но на этом их физический контакт заканчивается), Гала находит себе зазнобу за океаном. Ее новой долгоиграющей пассией становится подходящий по возрасту во внуки американец Джеф Фенхольдт — звезда бродвейского мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Она приглашает его погостить в свой замок, и златокудрый юноша принимает предложение.

«Галатея сфер»

В начале 1980-х состояние здоровья обоих супругов стремительно ухудшается. Дали начинает страдать от депрессии и, по иронии судьбы, от приступов паранойи, которую он ранее ставил во главу своего «параноико-критического метода». Восьмидесятипятилетняя Гала все еще бредит воссоединением с покинувшим ее Фенхольтом и вымещает агрессию на художнике. Их ссоры доходят даже до драк с серьезными увечьями.

Галатея сфер Сальвадор Дали 1952

В 1982 году Гала получает перелом шейки бедра при падении и вскоре умирает от остановки сердца.

Дали все еще не готов расстаться с возлюбленной и поначалу отрицает ее уход. «Если Галы не будет, никто не сможет мне заменить ее, — утверждал он. — Она незаменима. Я останусь одиноким».

Сальвадор Дали и Гала

Составляя год спустя введение к каталогу ретроспективной выставки, Дали называет его «Божественная Гала» и по-прежнему превозносит усопшую супругу: «Любовь к ней пламенела во мне еще до рождения. В миг высочайшего напряжения этой любви произошла мутация, породившая своеобразие. Благодаря ей возник мой знаменитый параноико-критический метод, и критический разум стал с максимальной точностью отслеживать бредовые видения».

Последние годы жизни художник скоротает в башне Галатея в Фигерасе. Изначально это был исторический памятник 13 века, который после реставрации стал частью театра-музея Дали. Он переименовал башню в честь Галы, и при ее жизни лишь она могла дать согласие на посещение достопримечательности.

Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Галы, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах Сальвадор Дали 1973

Художник предсказывал, что в день смерти «близнецов Дали и Галы» огромная статуя, символизирующая сумасбродную пару в их доме в Порт-Льигате, заплачет. В день, когда почил Дали, местные рыбаки следили за скульптурой. Но слез они так и не увидели.

Понравился материал? Вы можете поблагодарить автора! Поделитесь этой статьей со своими друзьями.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий