Найдены новые сведения о захоронении «потерянной царицы Египта»

image

Египетская царица Нефертити

Царица Нефертити (Нефер-Неферу-Атон) (конец XV столетия до н. э. — 1354 год до н. э.), главная жена древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (Аменхотепа IV), при правлении которого была проведена крупнейшая в египетской истории религиозная реформа.

«Описывать бессмысленно. — Смотреть!»

…Пыль стала осыпаться с небольшого обломка камня… и археологи замерли, не в силах пошевелиться или сказать хотя бы слово… На них, чуть улыбаясь, смотрела прекрасная женщина… Грациозная длинная шея, совершенные линии скул, изысканный очерк ноздрей, полные губы, которые, казалось, еще немного и приоткроются в улыбке…

В небольшой арабской деревушке Эль-Амарне, в скульптурной мастерской древнеегипетского художника Тутмоса, была найдена невыразимо прекрасная женская головка: высокий парик обвит золотой повязкой, на лбу урей (змейка) — символ царской власти, правый глаз, с голубой радужной оболочкой из горного хрусталя и зрачком из черного дерева, такое чувство, смотрит прямо на тебя… Тем же днем археолог Борхардт в дневнике написал: «Описывать бессмысленно. — Смотреть!».

Для того чтобы вывезти эту скульптуру, с которой они уже не могли расстаться, в Берлин, ученым пришлось пойти на мошенничество. Они обернули бюст фольгой, а потом замазав гипсом, «состарили», превратив его в побитый временем каменный блок, на который ни таможенники, ни египетские инспекторы не обратили внимания. (Это изображение царицы Египта Нефертити по сей день хранится в собрании Египетского музея в Берлине. В Египте ее не выставляли никогда.)

Когда обман раскрыли, вспыхнул ужасный международный скандал, конец которому положила лишь Вторая мировая война. Однако еще на протяжении многих лет немецким ученым-археологам был закрыт путь в Египет…

Открытие, которое было сделано в 1912 г. немецким археологом Л.Борхардтом, облетело весь мир — красота женщины, жившей так давно, что это было трудно себе представить, покорила всех. Она стала «звездой» XX столетия, доказав, что истинная красота — вечна.

…Она искренне любила и была любима. В ее жизни был один мужчина, одна любовь, очень много счастья, но и много страдания.

Вероятно, она поражала всех своей миловидностью, так как ее назвали «Красавица грядет», или — Нефертити. Согласно одной версии, ее родители были из касты жрецов города Коптоса. Отца, придворного вельможу, звали Эйе, а мать, Тии, была троюродная сестра матери Эхнатона — Тейе. Однако в официальных документах Тии почему-то называется только «кормилицей Нефертити, великой супруги царя». Может быть, это сделали потому, чтобы скрыть «небожественное» происхождение Нефертити или ее кровную связь с кастой жрецов.

Во всяком случае, семья ее была богатой и жила в самом блестящем городе мира — в Фивах, столице Египта, во времена его расцвета. С детства Нефертити окружали огромные храмы и роскошные дворцы, величественные статуи и аллеи сфинксов. Слоновая кость, самые дорогие благовония, золото, черное дерево — все самое ценное и роскошное, что могло быть в мире, везли в Фивы. У нее было счастливое детство, и из рук любящих родителей она сразу попала в объятия любимого мужа.

image

Эта верность была неприлична для фараона

У фараона был большой гарем, и чтобы уменьшить влияние царицы Нефертити, ему начали присылать самых красивых наложниц со всего мира.

Однако Эхнатон видел лишь красоту своей Нефертити. Больше того, она оказалась замечательным другом, мудрым советчиком, хорошо понимавшим людскую природу, но при этом была чиста душой и приветлива ко всем без исключения.

— Нет, вы только посмотрите, — перешептывались во дворце, — как такое может быть?! Ну ладно, сделал главной женой, но он ведь ВООБЩЕ не смотрит на других женщин. Он хранит ей верность, хотя может обладать тысячами красавиц, стоит ему только захотеть!!!

Никогда еще до этого древнеегипетские художники не изображали в своих произведениях — скульптурах, барельефах — настолько явное чувство любви царственной четы. Они всегда изображены вместе, рядом, будто никогда не расставались.

…Вот они сидят рядом за праздничным столом, который накрыт в честь приезда матери Эхнатона — Тейе, а рядом три их дочки, музыканты. Вокруг суетятся слуги.

…Вот сцена парадного выезда: фараон и его супруга так увлеклись беседой, что не замечают, как их младшая дочь подгоняет шестом мчащуюся во весь опор упряжку.

…А вот почти эротический момент — супругов запечатлел скульптор во время страстного любовного поцелуя.

И во всех этих сценах обязательно присутствует Атон — новое главное божество — солнечный диск с множеством рук, которые оберегают чету, обещая им вечную жизнь…

Может быть, Эхнатон был и прав, выбрав себе и своему народу новое божество, — ведь его имя и имя его жены в действительности сохранились в веках…

Существует предположение, что Аменхотепа считали довольно странным правителем — гуманным, добрым и провозглашавшим какие-то «немыслимые» принципы — равенства и любви между людьми и мира между народами. Фараон Египта, живший 3 000 лет назад, исповедовал прямо-таки христианские ценности. Однако, несмотря на это, именно Аменхотеп IV сделал то, на что до него не решился НИ ОДИН из 350 правителей, занимавших египетский престол. Он восстал против языческого многобожия, заявив, что главный бог — один. И это Атон, солнечный диск, несущий жизнь всему земному.

Во имя этой религии он принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону», а Нефертити, со всей страстью души поддержавшая мужа, взяла себе имя «Нефер-Нефер-Атон» — «прекрасная красотой Атона», или «солнцеликая».

Конечно, кроме гуманистических мотивов и религиозных идеалов, у фараона и его супруги были и свои политические цели. Довольно сильным стало к тому времени влияние жрецов разных культов. Верховные жрецы (в особенности Амона) обладали самыми лучшими землями, прекрасными зданиями и очень сильным влиянием на народ и придворных, порой могли посоперничать с влиянием самого фараона. Так что, «отменяя» их религии и провозглашая себя и жену верховными жрецами нового культа, Эхнатон «убил двух зайцев».

Это было опасно, и ему были необходимы надежные союзники — царица Нефертити стала самым преданным его другом, преданным фанатически, безраздельно.

Они стали строить для нового божества новую столицу — город Ахетатон. В красивой и плодородной долине между Фивами и Мемфисом, где белоснежные скалы, вплотную подходя к реке, а потом отступая, образуют почти правильный полукруг, и началось это грандиозное строительство.

Множество рабов одновременно возводили белоснежные храмы, дворцы для фараона и придворных, жилье для ремесленников, склады, административные здания, мастерские… Сюда привозили огромные деревья и сажали их в ямы, выдолбленные в скальном грунте и наполненные водой, — слишком долго было ждать, пока на этой земле проклюнется зелень…

И, будто в сказке, посреди пустыни вырос прекрасный город с озерами и дворцами, сверкавшими позолотой и инкрустациями из полудрагоценных камней, в которых полы были расписаны как пруды с плавающими в них рыбками.

Этот город принадлежал им двоим — фараону Эхнатону и царице Египта Нефертити.

Великая супруга царская, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, супруга Бога сама была божественным воплощением на земле. Как верховная жрица, она принимала участие вместе с фараоном в самых важных храмовых ритуалах, умиротворяя верховное божество красотой своего голоса и очарованием своего лица. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса ее ликуют» — эти слова, заключенные в иероглифы, были высечены при ее жизни. Огромные скульптуры Нефертити в образе дочери Солнца украшали дворцовые стены. Дворец был возведен в столице для празднования шестой годовщины правления Эхнатона.

Иероглифы, которые расшифровали египтологи, убеждают нас в том, что красота «владычицы радости, полной восхвалений…» была не только внешней, но и внутренней. У нее была красивая душа — «владычица приятностей», писали о ней современники, «умиротворяющая Небо и Землю сладостным голосом и своей добротой».

Нефертити была прекрасной и знала это, но ей повезло — несмотря на это знание, разбивавшее судьбы множества женщин, несмотря на ее обожествление, она смогла остаться сама собой.

Возможно, потому Вечность ее пощадила?

Она любила носить белые полупрозрачные платья из тончайшего гофрированного льна.

«Услада моего сердца», — называл ее Эхнатон и исписывал свитки папируса словами о том, какое идеальное семейное счастье выпало на его долю. «Любовь наша будет длиться вечно», — считал романтичный фараон.

Но его предсказание не сбылось. После 12 лет счастливого брака у Нефертити появилась соперница.

Атон отвернул от нее свой лик

Что могло стать тому причиной? Угасшая любовь, неумолимое время?

То, что царица Нефертити, родив 6 девочек, так и не подарила фараону наследника?.. Ее ускользающая красота?

А возможно, сама Нефертити полюбила другого?

Есть красивая легенда, что скульптор Тутмес, увековечивший ее красоту, безнадежно влюбился в «жену Бога» в день восхождения фараона на престол. И, запечатлев в памяти прекрасное лицо, много недель вытесывал его из простого песчаника, так как был бедным, и у него не было денег на мрамор (эта незаконченная головка вовсе юной Нефертити также сохранилась до наших дней).

Тутмес был автором и второго, самого известного бюста Нефертити. Когда его мастерскую раскопали, среди его вещей нашли ларец с надписью: «хвалимый фараоном скульптор Тутмес», — значит, он уже был представленным при дворе, и существует версия, что он помогал Нефертити в проектировании и возведении усыпальницы для ее дочери.

Возможно, это его любовь сделала ее облик настолько совершенным? Но была ли она взаимной?..

А может быть, супругов разлучила смерть их дочери, Макетатон, которую каждый переживал в одиночку.

Нам никогда не узнать ответа на этот вопрос.

Но имя разлучницы известно — Кийа. Согласно одной из версий, новая главная жена не была египтянкой — эту принцессу прислали к Эхнатону в знак дружбы между двумя государствами. Кийя подарила фараону долгожданных сыновей Сменхкара и Тутанхатона. И новые фрески, выходившие из-под резцов мастеров, изображали ее даже в короне фараона как соправителя Эхнатона. С барельефов на нас смотрит широкоскулое лицо с жестким выражением глаз и рта, грубоватое и красивое только дерзостью молодости.

А Нефертити, вчера полубогиню, а сегодня покинутую и брошенную мужем женщину, «ссылают» в один из замков на северной окраине города, фактически переведя в статус простой наложницы.

Великий Атон отвернул от нее свой лик!.. Как жить ей без любви?..

На последней прижизненной скульптуре Нефертити изображена утомленной, с усталым лицом, во всем ее облике присутствует некая надломленность, а фигура после шести родов уже утратила совершенство линий.

Спустя четыре года Эхнатону надоела новая жена, и он отсылает ее прочь. Однако возвратить Нефертити уже невозможно — слишком искренней была ее любовь и слишком сильным разочарование…

И тогда Эхнатон берет в жены их старшую дочь Меритатон (которая родила ему дочь).

А потом и еще одну из младших — Ахесенпаатон. В Древнем Египте такие браки между кровными родственниками были обычным делом. Но, возможно, Эхнатон хотел повернуть время вспять, пытаясь разглядеть в лицах дочерей отблеск красоты их матери Нефертити?

Кстати, Меритатон, мстя за разбитое сердце своей матери, стала уничтожать все изображения и упоминания о Кийа, будто стирая с лица земли любое упоминание о ней из памяти потомков. Даже после своей смерти Кийа было не суждено обрести покой — ее мумию (вероятно, по приказанию одной из дочерей Нефертити) выкинули из склепа, посмертная маска была изуродована, а надписи с ее именем вырезаны. Только по надписям на сосудах, в которых египтяне отдельно хоронили внутренности, восстановили имя той, кого лишили успокоения после смерти. А в саркофаге погребли ее старшего сына.

Жестокая месть…

Когда Эхнатон умер, его последнюю жену и дочь Ахесенпаатон выдали замуж за ее сводного брата Тутанхатона. Жрецы убедили молодого фараона вернуться к прежней вере и сменить имя на Тутанхамон. Столица была возвращена в Фивы, храмы и статуи, посвященные Атону, были разрушены, всякое упоминание о нем вымарывалось из свитков и уничтожалось на барельефах, люди начали покидать Ахенатон, уезжая в старую столицу.

Город-мираж умирает вместе со своей королевой

Нефертити старела, и вместе с ней старел и разрушался прекрасный город-мираж, возведенный ее мужем, — из них обоих по капле жизнь уходила в песок окружавшей их пустыни. Ей суждено было пережить и любимого супруга, и разрушение их веры, и гибель города, который они строили вместе. Она обладала всем миром — и она всего лишилась.

Какими были ее последние часы? Чье лицо она вспоминала, чье имя было на ее устах?

По преданию ее, по ее просьбе, похоронили в скромном саркофаге рядом с Эхнатоном (а не в золотом, как ее соперницу Кийа), в гробнице среди скал, которые окружали их город.

Но имя и судьба царицы Египта Нефертити не потерялись в песках Вечности.

Через тысячи лет в мире, изменившемся до неузнаваемости, ее прекрасные черты, которые светятся настоящей любовью и счастьем, по-прежнему восхищают людей своим совершенством, даря им радость соприкосновения с истинной красотой.

В.Пименова

ред. shtorm777.ru

6 декабря 1912 года при раскопках древней «мастерской скульптора Тутмоса» рядом с египетским селением Тель-эль-Амарна немецкая археологическая экспедиция под руководством Людвига Борхардта нашла статуэтку — скульптурный портрет женщины в высоком головном уборе. Вскоре этот бюст стал таким же символом древнего Египта, как сфинкс или пирамиды, а царица Нефертити была признана одной из канонических олицетворений женской красоты. «Известия» — о сложной судьбе супруги фараона-реформатора и ее знаменитого изображения.

Второе рождение Нефертити

Вечером 6 декабря, подводя итог рабочего дня, Борхардт написал в своем полевом дневнике: «Описывать ее бесполезно, ее нужно видеть!» Археолог сразу понял, что перед ним шедевр, равного которому еще не видел свет. Поразительным было всё: феноменальная красота, художественное совершенство статуи и ее удивительная сохранность — даже краски сверкали практически в первозданном виде.

Находка была сделана не в Долине царей и не в знаменитых городах вроде Мемфиса или Фив, а в глухой пустыне, в 300 км от Каира. В этом почти не населенном египетском захолустье под толщей песка был погребен Ахетатон — столица фараонов XVIII династии, правивших в Египте в XIV столетии до нашей эры.

Нефертити_1 Фото: Getty Images/Werner Forman Нефертити приносит подношения богу Атону Фото: commons.wikimedia.org Эхнатон целует старшую дочь Меритатон, ее сестра Макетатон сидит на коленях матери Нефертити, а младшая Анхесенпаатон играет с серьгами матери Попали в историю: в Крыму археологи нашли уникальное поселение Усадьбой владел царь древней династии

С какого-то момента, примерно на 12-й год правления Эхнатона, Нефертити исчезает с изображений, уступая место новой пассии фараона — Кийа. Старшие же дочери Эхнатона и Нефертити, которых звали Меритатон и Анхесенатон, остаются важными персонами при дворе, а чуть позже обе они станут женами следующих фараонов — Сменхкары и Тутанхамона. А вот религиозные идеи фараона-реформатора понимания в народе не встретили — «атоническая революция» завершилась практически сразу после смерти ее идеолога. Египет вернулся к традиционному многобожию, хотя некоторые ученые считают, что монотеистические идеи Эхнатона опосредованно легли в основу иудаизма, христианства и ислама.

Сын и наследник Эхнатона фараон Тутанхатон, придя к власти, сменил имя на Тутанхамон и вернул двор в старую столицу Фивы (его жена Анхесенатон стала зваться Анхесенамон — или, как ее знают видевшие фильм «Мумия», Анхсенамун). Просуществовавший менее 20 лет город Ахетатон был разрушен воинами последнего фараона XVIII династии, Хоремхеба, чтобы стереть память об Эхнатоне и его «раскольничьих» идеях. Тогда то и была разорена мастерская Тутмоса, однако если статую самого Эхнатона солдаты разбили вдребезги, то изображение его прекрасной супруги лишь уронили с полки.

Так и пролежала великолепная статуя 3,5 тыс. лет, скрытая оплывшими стенами из кирпича-сырца. Пески быстро поглотили брошенный людьми Ахетатон, и он оставался забытым вплоть до того времени, когда археологи нашли его остатки неподалеку от небольшого арабского селения Тель-эль-Амарна.

Бюст Нефертити по сей день остается загадкой. Он совершенен и неповторим и совершенно не соотносится с традиционными представлениями об умениях и возможностях наших далеких предков. А история жизни самой Нефертити будет постепенно приоткрываться — над этим работают сотни специалистов. И очень может быть, что через какое-то время нам предстоит узнать о третьем рождении новой, неведомой Нефертити.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Две гробницы возрастом около 3,5 тыс. лет нашли в Египте Дорога под землю Как физики помогают археологам искать древнейший христианский храм в России Читайте также

Один из самых известных скульптурных женских портретов был создан более трёх тысячелетий тому назад, а сегодня является знаменитым творением, созданным в Древнем Египте. Это – бюст Нефертити, царицы, что прославилась не только своим правлением, но и необыкновенной, поистине притягательной внешностью.

Скульптура её лица словно переносит нас в те далёкие времена, когда на египетских землях правили фараоны, а великий Эхнатон, супруг царицы, устанавливал новые правила почитания богов. Египтяне дали Нефертити новое имя – “Совершенная”, и эту характеристику доказывает её изваяние. Какую же историю может поведать нам бюст египетской правительницы?

Загадочная царица

В период правления фараона-реформатора Эхнатона не меньшую известность в Древнем Египте приобрела и его супруга. Но если сам египетский царь вызывал неоднозначные высказывания в свой адрес, то о красоте Нефертити не было споров.

О совершенстве и утончённости этой женщины слагались легенды. Интересно, что до сих пор историки не могут сказать, принадлежала ли Нефертити к знатному роду или была обыкновенной египтянкой, перед которой не смог устоять даже фараон.

Бюст царицы Нефертити / © Denzil Forde / forde_fiesta.artstation.com

В гробнице Эйе одна из надписей упоминает и Нефертити. В ней говорится:

“Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами (музыкальным инструментом), при звуке голоса её ликуют”.

Для древних египтян эта женщина была земным воплощением богини, а потому величайшие скульпторы и художники того времени стремились запечатлеть прекрасный образ.

Особенности бюста Нефертити

Бюст Нефертити был создан около 1350 года до нашей эры неизвестным автором. Основным материалом для творения послужил известняк, что в ту пору активно использовался и для строительства храмов, усыпальниц. За исключением отдельных утерянных деталей, изображение Нефертити прекрасно сохранилось.

Я хочу отметить, что эта скульптура совершенно не соответствует древнеегипетским традициям воссоздания человеческого портрета. Отсутствие одного глаза, смещённый центр тяжести, вертикальный срез плеч – всё это заметные отступления от канонических принципов.

Нельзя исключать, что реформаторская деятельность Эхнатона в области религии повлияла и на стили искусства, основные принципы мастеров. Ряд исследователей считает, что бюст мог быть образцом для создания последующих изваяний царицы. На эту мысль наталкивают и вертикально срезанные плечи, которые не предполагали соединять с телом (а это также нетипично для египтян).

Лицо Нефертити поражает своей правильной строгой красотой. Оно имеет идеально симметричные линии, превращаясь в совершенное творение. Но на что вы в первую очередь обратили внимание? Я думаю, на отсутствие одного глаза. Раскрыть эту тайну бюста древнеегипетской царицы не могут до сих пор.

Изучение скульптуры показало, что такой внешний вид соответствовал замыслам неизвестного автора, однако в корне противоречит традициям искусства египтян. В чём же заключалась суть идеи – показать царицу с одним глазом? На этот вопрос учёные пока не могут дать ответ.

История открытия

Обнаружение бюста Нефертити произошло в начале прошлого века, в 1912 году. Он находился в древнем городе Ахетатоне, основанном Эхнатоном и на время его правления объявленном столицей Египта.

Скульптура была найдена в мастерской Тутмоса, из чего сделали вывод, что именно этот мастер и был создателем одного из величайших произведений искусства. Руководителем археологической экспедиции был Людвиг Борхардт, однако находка несколько лет находилась дома у предпринимателя Джеймса Симона, что финансировал раскопки.

Впервые публика увидела бюст Нефертити в 1924 году, а в военные годы он был вывезен в бункер соляной шахты вместе с другими творениями. Фонд прусского культурного наследия считает скульптуру своим достоянием, однако власти Египта продолжают заявлять о незаконности вывоза изображения Нефертити с исторической родины.

Смотрите короткометражный фильм «Энигма»

Факты и гипотезы

Неоднократно бюст египетской царицы подвергался различным опытам. В 2006 году после проведения томографического сканирования учёные были поражены полученными данными. Оказалось, что под ровным известняковым слоем, создающим идеальное лицо Нефертити был обнаружен другой “портрет” – принадлежащий немолодой женщине с лицом, изборожденным морщинами. Неужели египетскую царицу решили “омолодить”?

Есть предположение, что скульптор Тутмос сначала создал максимально приближенную к оригиналу версию, после чего придал ей идеальности. Впрочем, немецкие исследователи заявили, что при проведении опыта были допущены ошибки, а “второе лицо” Нефертити – лишь выдумка.

Бюст Нефертити в Берлине / khaleejtimes.com

О бюсте Нефертити есть и другая легенда. Согласно ей, он был всего лишь подделкой, изготовленной к приезду принца Саксонского. Египтолог Борхардт, руководивший раскопками, продемонстрировал тому несколько находок, среди которых были и ненастоящие экспонаты.

Вот только бюст Нефертити так поразил принца, что подделка была названа оригинальным творением. Хочу заметить, что категорически против этой гипотезы выступают учёные, которым лично доводилось изучать материалы скульптуры.

О бюсте Нефертити рассказывают немало фактов или небылиц. Это древнее произведение искусства не перестаёт будоражить умы. Без сомнения, и сама египетская царица не была бы столь известной, если бы не изображение её прекрасного лица, получившее бессмертие. Она смотрит на нас сквозь тысячелетия и, словно сфинкс, продолжает задавать миллионы загадок.

Арт на обложке: Бюст Нефертити / © Brady Parell / berad.artstation.com

Нефертити, всемирно известная своей красотой, была царицей в Древнем Египте. Она была одной из самых влиятельных женщин в древние времена и особенно влиятельной во время правления ее мужа. Считается, что она жила примерно с 1370 г. до н.э. до 1330 г. до н.э. Многие части ее жизни, включая ее происхождение и смерть, остаются загадкой. Узнайте о таинственной и легендарной царице Египта с помощью этих 10 интересных фактов.

Содержание

№1. Тейя была кормилицей Нефертити, а Ай, скорей всего, её отцом.

Личность родителей Нефертити точно не установлена. Наиболее распространенная теория заключается в том, что она была дочерью высокопоставленного чиновника по имени Ай, который впоследствии на короткое время стал фараоном. Считается, что мать Нефертити умерла, а известная жена Айя Тейя была не матерью Нефертити, а ее кормилицей. Вывод такой сделан на основании надписей, в которых Тейя упоминается как «медсестра Великой Королевской Жены», то есть Нефертити.

№2. Она руководила одним из самых богатых периодов в Древнем Египте.

Аменхотеп III был фараоном Египта во время рождения Нефертити. Его старший сын умер молодым, и поэтому правление перешло к его младшему сыну Аменхотепу IV. Аменхотеп IV женился на Нефертити в начале своего правления. В то время ей было около 15 лет. Затем Нефертити стала Великой королевской женой Аменхотепа IV и вместе со своим мужем управляла, возможно, самым богатым периодом древнеегипетской истории.

№3. Нефертити означает «прекрасное пришло».

Аменхотеп IV правил Египтом в течение 17 лет, с 1353 по 1336 гг. до н.э. Он наиболее известен тем, что изменил религию Египта с многобожия на генотеизм (вера и поклонение одному Богу, принимая существование других божеств). Поклонение было сосредоточено на Боге Атоне. Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон. Под этим именем он известен сегодня. Нефертити называлась Нефернеферуатен-Нефертити. Нефертити означает «прекрасное пришло», а новое имя означало «прекрасны красавицы Атона, прекрасная женщина пришла».

№4. Она играла важную роль в политической и религиозной жизни во время правления своего мужа.

Из надписей можно сделать вывод, что у Нефертити и Эхнатона было по меньшей мере шесть дочерей. Хотя Нефертити была не единственной его женой, Эхнатон открыто демонстрирует любовь к Нефертити и их дочерям, что нередко встречается на изображениях. Скорее всего, у пары были настоящие романтические отношения. Можно также сделать вывод, что Нефертити играла видную роль в политической и религиозной жизни во время правления Эхнатона. Она представляла женский аспект Бога и вместе со своим мужем была мостом между Богом Атоном и гражданами.

№5. Нефертити была одной из самых влиятельных женщин Древнего Египта.

Нефертити преобладает в изображениях на стенах и гробницах, построенных во времена правления Эхнатона, с частотой, возможно больше, чем любая другая королева древнего Египта. В то время как в некоторых сценах она играет роль королевы поддержки, некоторые сцены показывают её ведущее поклонение Атону, вождение колесницы или нанесение удара по врагу. Такие сцены, в которых она принимает на себя права, обычно связанные с фараоном, позволяют предположить, что Нефертити была почти равным аналогом ее мужа вовремя его правления. Определенно она была одна из самых влиятельных женщин Древнего Египта.

Нефертити поклоняется Богу Солнца Атона

№6. Время её смерти остается загадкой.

По некоторым достоверным свидетельствам установлено, что примерно на 12 году правления Эхнатона Нефертити была возведена в статус соправителя и по силе была равна фараону . Вскоре после этого она исчезает из всех исторических записей. Обычно такой поворот событий указывает на смерть данного человека. Так же есть еще некоторые свидетельства того, что Нефертити умерла примерно в то же время. Однако в декабре 2012 года была обнаружена плохо читаемая пятистрочная надпись 16-го года правления Эхнатона, в которой упоминается Нефернеферуатен-Нефертити, как Великая королевская жена. Ее мумия не была найдена, но некоторые предполагают, что мумия Нефертити — это Младшая Леди Мумия, которая была обнаружена в 1898 году.

Младшая Леди, которая, как некоторые предполагают, является Мумия Нефертити

№7. Нефертити могла править Египтом как Нефернеферуатен.

После смерти Эхнатона Древним Египтом управляла женщина-фараон, которая называлась Нефернеферуатен. Она управляла Египтом около 2 лет. Существуют различные теории относительно того, кем была эта Нефернеферуатен.  Нефертити активно использовала это имя, что сделало ее одним из основных кандидатов на роль женщины-фараона. Однако, вероятная смерть Нефертити на 12 году правления фараона исключила эту теорию. Если найденная в 2012 году надпись подтвердит и установит, что Нефертити была жива на 16 году правления Эхнатона, то ее имя, пол и расположение будет весомым аргументом в пользу того, что именно она является фараоном-женщиной.

№8. Её знаменитый бюст был обнаружен археологами немецкой восточной компании.

декабря 1912 года группа во главе с немецким археологом Людвигом Борхардтом обнаружила знаменитый бюст Нефертити в Амарне , в Египете. В 1913 году между Борхардтом и высокопоставленным египетским чиновником состоялась встреча, на которой обсуждалось, как разделить археологические находки 1912 года. Говорят, что Борхардт показал не лучшую фотографию бюста египетскому чиновнику. Данная фотография из-за неправильно расставленного света не отразила все лучшие проявления бюста, из-за чего реальная ценность данного произведения была скрыта. Немецкая Восточная Компания это отрицает. Тем не менее, были выдвинуты требования о возвращении бюста в Египет, и журнал «Тайм» включил его в число «10 самых разграбленных артефактов».

Немецкий археолог Людвиг Борхардт

№9. Повторное открытие её бюста сделало Нефертити символом женской красоты.

Бюст Нефертити был изготовлен в 1345 году до нашей эры королевским скульптором Тутмосом. На бюсте изображена Нефертити «с длинной шеей, элегантно выпуклыми бровями, высокими скулами, тонким носом и загадочной улыбкой». В 1923 году бюст впервые был представлен публике в египетском музее Берлина в Германии. Это создало сенсацию и вскоре сделало Нефертити всемирно известной иконой женской красоты. Бюст описан как «самое известное произведение искусства из древнего Египта, возможно, со всей древности». Данный бюст остается одним из наиболее скопированных изображений из древнего Египта и самым известным бюстом древнего искусства.

№10. Нефертити, пожалуй, самая известная царица Древнего Египта после Клеопатры.

Бюст Нефертити был сохранен в нескольких местах в Германии. Он также хранился в соляной шахте в Меркерс-Кизельбахе во время Второй мировой войны. После хранения в различных музеях Берлина, с 2009 года, он является главной достопримечательностью музея Neues. Бюст Нефертити стал культурным символом не только Древнего Египта, но и Берлина. Его повторное открытие вызвало большой интерес к Нефертити, сделав ее самой знаменитой египетской царицей после Клеопатры. Сейчас она известна как красивая, универсальная и могущественная фигура древнего Египта.

image

Египет полон загадок и тайн, пирамиды, фараоны, великий Сфинкс. Наряду с известными на весь мир фараонами – Тутанхамоном, Хеопсом, Джосером и т.д., в истории этой древней страны с богатой историей смогли оставить свой след и женщины – Клеопатра, Нефертити.

На сегодняшний день бюст Нефертити это одно из самых известных произведений древнеегипетского искусства, выполненного в амарнском стиле. Бюст представляет собой стилизованный портрет Царицы Нефертити, которая была супругой фараона Эхнатона, который вошел в историю благодаря ряду инновационных реформ, его правление пришлось на период с 1351-1334 гг. до н.э. В настоящее время бюст Нефертити выставлен в качестве экспоната в Новом музее, в Берлине.

Специалисты спорят о происхождении царицы, о том, из какого рода она была, однако для обычных людей более интересными являются споры о подлинности знаменитого артефакта. Они ведутся уже давно, и последний тяжелый удар по защитникам версии его аутентичности нанес швейцарский искусствовед Анри Стирлин (Henri Stierlin), безапелляционно заявивший о подделке.

Давайте узнаем какие у него аргументы …

Фото 2. image

Годом рождения царицы Нефертити принято считать 1370 год до н.э. В возрасте 12 лет, ее отец продал Нефертити в гарем фараона Аменхотепа III. После смерти фараона, по существовавшей тогда традиции, гарем вместе с наложницами перешел к его преемнику Аменхотепу IV, который вошел в историю под именем Эхнатона.

Молодой фараон, так проникся неземной красотой юной наложницы, что предложил ей стать своей женой и своей сопровительницей. Как уверяют историки, царица Нефертити обладала точно такой же властью, как и ее супруг, она не только управляла вместе с ним страной, она была идейной вдохновительницей царя, побуждающей его действовать и проводить реформы, которые затронули все сферы жизни Древних Египтян.

На двенадцатом году правления Царицы, ее имя внезапно пропадает из всех официальных документов – исторических источников, вместо этого все чаще упоминается одна из шести ее дочерей – Меританен. По этому поводу мнения египтологов разделяются.

Согласно одной версии, Нефертити попадает в опалу из-за того что она так и не смогла родить Царю наследника мужского пола, а фараон вынужден был второй раз жениться на простолюдинке, которая и родила ему долгожданного сына.

Согласно второй версии перед своей смертью Эхнатон полностью передал бразды правления в руки своей супруги, и она правила страной от его имени. В пользу этой версии говорят и изменившиеся к концу жизни изображения Эхнатона – он все больше становится похожим на женщину.

Кроме того, археологами были обнаружены фрески, на которых царица Нефертити изображена с регалиями фараонов. В свойственной им манере она занимается казнью преступников – пронзает кинжалом одной руки, в то время как втора держит за голову.

Фото 3 image

Руководитель археологической экспедиции Людвиг Борхардт на раскопках в Амарне, 1912 год. Справа: брат короля Саксонии, герцог Иоганн-Георг рядом со своей второй женой, герцогиней Марией Иммакулой. По странному совпадению, прибытие уважаемой делегации совпало с обнаружением бюста – все произошло 6 декабря 1912 года.

В 1912 году немецким археологами, во главе с Людвигом Борхардтом проводились раскопки одного из разрушенных городищ, которых очень много на территории современного Египта. По предположениям специалистов, они раскапывали мастерскую, принадлежавшую царскому скульптору. В один из дней, археологами среди кирпичной пыли была замечена часть скульптуры. После многочасовых попыток осторожно вытащить ее из песка и обломков кирпичных стен дома, историки смогли увидеть, что их находка это бюст женщины в натуральную величину, выполненный из известняка и с великолепно сохранившимися красками. Лицо женщины имело нежный овал, прекрасно очерченный пухлый рот, великолепные глаза в форме миндалин, прямой нос. Левый глаз слегка оцарапан и видимо из-за этого дефекта и выпал глаз, который хорошо сохранился с правой стороны. Правый глаз представляет собой вставку из горного хрусталя с небольшим зрачком из черного дерева. Синий парик, довольно высокий, обвит небольшой золой повязкой, которая украшена драгоценными камнями. По предположениям археологов, раньше на лбу бюста располагалась урей – символ царской власти в виде священной змеи.

Бюст был вывезен немецкими археологами в Германию и сегодня он хранится в Новом музее в Египте. На протяжении всего двадцатого века, находка не раз подвергалась самым различным экспериментам со стороны ученых. И вот совсем недавно, исследователи сделали сенсационный вывод, согласно которому лицо красивейшей царицы Древнего Египта ретушировалось после того, как был сделан первоначальный вариант бюста. Так применяя методы компьютерной томографии, исследователи смогли разглядеть под слоем штукатурки, настоящее лицо этой женщины – фараона. Как оказалось, супруга Эхнатона имела небольшую горбинку на носу, уголки ее губ были слегка опущены вниз, на щеках имелись складки-ямочки и скулы были не так четко обозначены. Хотя глаза были более выразительными. Историки считают, что бюст не раз переделывался в соответствии с меняющимися канонами женской красоты. Так не раз отшлифовывались скулы, изменялось лицо, углублялись глаза, нетронутыми оставались лишь царские уши.

Вместе с бюстом Нефертити в Берлинском музее выставлены фресковые изображения второй жены Эхнатона, небольшая статуэтка Великой царицы, так же выполненная из известняка, два портрета Нефертити – из гипса и гранита. Но несмотря на прекрасное состояние остальных экспонатов в этой древнеегипетской выставке, бюст неизменно приковывает к себе внимание экскурсантов. Именно он является главное достопримечательностью музея и визитной карточкой всего искусства Амарны.

Фото 4

image

Высокие скулы, миндалевидные глаза, чувственные губы, лебединая шея, – среди всех древних красавиц, пожалуй, лишь Нефертити столь точно соответствует современным представлениям о прекрасном. Поражают не только свежесть красок, но и непреходящая современность того эстетического идеала, который утверждает бюст супруги фараона Эхнатона, выставленный в Берлине. Поражают столь сильно, что уже не в первый раз возникает вопрос: а действительно ли этому бюсту 3400 лет?

Бюст Нефертити изготовлен из известняка, покрыт гипсовой штукатуркой и полностью окрашен. Имеются незначительные повреждения: левый глаз не инкрустирован, одно ухо царицы немного отломано, имеются сколы и повреждения на головном уборе. Высота бюста – 48 см.

Одна из основных версий — египтяне не делали точные копии лиц людей. Это объяснялось их верой в то, что между человеком и его любым изображением существует связь и если повредить изображение, это может навредить человеку.

В том числе и в посмертии… . А так. вроде бы обман судьбы…) )  У человека, правый глаз — излучающий. Из него выходит энергия. И эта энергия активна. Она ощупывает. изучает мир и возвращается к нам обратно, неся информацию. Поэтому смотрит именно правый глаз. А левый глаз, это ворота в нас. Левый глаз не излучает, он поглощает энергию. Это очень легко почувствовать.

Скульптор таким образом «защитил» Нефертити (вернее, её отражение, но так как оно влияет на оригинал, то и саму царицу) По всей видимости бюст сделали еще при жизни Нефертити.

Фото 4. image

Вообще, скульптур, найденных экспедицией во время раскопок, было несколько. На фото: гранитная голова Нефертити. В отличие от известного бюста царицы, поражающего своим современным видом и выпадающим из канонов древнеегипетского искусства, этот портрет никаких подозрений не вызывает.

Из-за гранитной эрозии очертания лица сделались нечеткими. Степень эрозии показывает, что этой скульптуре не одна тысяча лет. Подделать эрозийное разрушение практически невозможно.

Фото 5. image

Датировать цветной бюст Нефертити традиционными для археологов естественно-научными методами сложно, поскольку он сделана из камня. Однако критический анализ все же возможен. Его основные моменты изложены в книге Анри Стирлина, вышедшей в 2009 году, “Бюст Нефертити – египтологическое надувательство?”

Фото 6. image

Какие весомые аргументы приводит автор?

Фото 7. image

Фото 8.

Древнеегипетская скульптура всегда выполнена с чрезмерным запасом устойчивости, это ее чуть ли не главный признак. Любой мастер Древнего Египта чувствовал распределение тяжести в своем творении, и никогда не делал нечто воздушное, легкое и неустойчивое. Всё творилось на долгие века, статуи не должны были опрокинуться от случайного легкого воздействия. Бюст Нефертити входит в противоречие с этими традициями, центр тяжести у него сильно смещён вперёд, отчего скульптура получилась крайне неустойчивой. Чтобы решить эту проблему, при установке в берлинском музее в ее основание вмонтировали два металлических штифта. Интересно, а как бы Эхнатон у себя во дворце монтировал бюст своей любимой супруги?

Фото 10.

Фото 11.

Слева: рентгенограмма бюста. Справа: при увеличении хорошо видно наложение двух слоев гипса различной плотности. Очевидно, это было нужно, чтобы привести скульптуру хоть к какому-то равновесию. Видно, что сначала был наложен менее плотный гипс, но фигура осталась неустойчивой. Тогда был добавлен новый, более плотный слой гипса. Бюст стал более устойчивым, но явно недостаточно: при небольшом толчке фигура потеряла бы равновесие.

Фото 12.

Во времена Борхардта компьютерной томографии не было, но сейчас она есть и многое проясняет. С её помощью выяснилась странная вещь – внутри бюста находится вторая скульптура. Получается, художник сначала работал с камнем, сделав заготовку, а потом лепил на нее гипс, придавая более совершенные формы. Это просто и понятно, но ни один из древних мастеров не пользовался подобной технологией изготовления скульптуры. Археологии Древнего Египта такие случаи не известны. Это важнейший аргумент в пользу всего лишь столетнего возраста бюста, так как речь идет о современной технологии подделок.

Фото 13.

С помощью томографа специалистам удалось заглянуть под горный хрусталь, из которого сделан правый глаз скульптуры. Оказалась, что у левого глаза плоская поверхность, у правого — выпуклая. Стало очевидно, что левый хрустальный глаз не утерян, как считали раньше, его просто никогда не было. Одноглазие было запланировано изначально. Но не мог же Тутмос сделать царицу одноглазой?

Фото 14.

Томография также дала основание утверждать, что повреждение ушей было осуществлено тоже на уровне заготовки.

Правое ухо головы царицы, здесь видна работа фальсификатора. Он демонстративно оставил следы от реконструкции поврежденного уха, которая понадобилась ему только для того, чтобы нанесенные им же самим повреждения выглядели естественно. По ошибке мастера на ухе нет следов тысячелетней эрозии. Видно, что краску на нем соскоблили будто вчера, кусочек гипса был отколот и тут же приклеен, то есть части скульптуры не лежали отдельно друг от друга в песке более трех тысяч лет.

Анри Стирлин предполагает, что бюст Нефертити был создан скульптором Герхардом Марксом по заказу Борхардта для того, чтобы опробовать древние краски, привезённые с раскопок. Однако когда красоту «шедевра» оценил принц Иоганн Георг, Борхардт не осмелился признаться, чтобы не поставить знатного гостя в дурацкое положение, и сделал вид, будто это действительно древняя скульптура.

Фото 15.

Есть и более радикальная версия фальсификации. Якобы вся экспедиция Людвига Борхардта изначально ставила своей целью легализацию подделок, выполненных на основе гранитной головы Нефертити, которая и была единственным подлинным артефактом, обнаруженным экспедицией.

По сей день продолжается спор между египетским правительством и руководством музея в Берлине, по поводу окончательного решения вопросов собственности по отношению к этому историческому памятнику. В Египте на плато Гизы в самое ближайшее время планируется проведение выставки, на которой будут представлены различные древнеегипетские скульптуры и портреты со всего мира, и как ожидается, бюст Нефертити должен стать главным событием и достопримечательностью.

Немцы в свою очередь отказываются возвращать бюст царицы в Египет, на ее историческую родину, объясняя это тем, что имеются серьезные опасения о возможности повреждения реликвии во время транспортировки. Так исследования известняка, из которого, как известно, состоит бюст Нефертити, показывает наличие полостей на изображении, что может способствовать разрушению при неблагоприятных условиях в пути.

Фото 18.

Бюст Нефертити вызывает точно такой же ажиотаж и разжигает конфликты в сердцах современных ученых, как и сама Царица, с которой он лепился. Даже психологи, по многочисленным историческим источникам того времени не могут дать однозначного ответа, кем же на самом деле была Великая Царица Верхнего и Нижнего Нила. С одной стороны факты, говорят о том, что она являлась послужной женой, бывшей наложницей в гареме фараона, своего супруга Нефертити любила сверх меры и в ответ получала неимоверное количество любви. Об этом говорят и многочисленные фрески и портретные изображения правящей пары и то, что фараон во всем прислушивался к своей молодой жене и даже сделал ее своей сопровительницей.

С другой стороны историки все чаще приходят к выводу, что Нефертити, на самом деле не обычная простолюдинка, проданная бедняком отцом в гарем, а родная сестра Эхнатона, на которой ему пришлось жениться из политических соображений. Большинство египтологов уверены, что царица, обладала деспотичным характером, ненавидела своего мужа, который на протяжении всего замужества продолжал любить Кийю, в последующем он все-таки на ней женился. К тому же существуют источники, согласно которым у Нефертити был целый гарем наложников, с которыми она постоянно развлекалась, игнорируя своего слабохарактерного мужа.

Фото 19.

[ ]источники http://fototelegraf.ru/?p=250503 http://warps.ru/%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82/%D0%91%D1%8E%D1%81%D1%82_%D0%9D%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B8.html http://www.newizv.ru/lenta/2011-01-26/139992-egipet-opjat-ne-smog-vernut-bjust-nefertiti.html Давайте я вам напомню еще некоторые интересные «разоблачения» и загадки  Египта: вспомните например про Бетонные пирамиды Египта или были ли Пирамиды Египта в снегу ? А вот например вы пытались разобраться Чье лицо у Сфинкса ?. Давайте я вам напомню, Насколько точен радиоуглеродный метод датирования?, ну и нельзя не вспомнить о Гробнице Тутанхамона — традиционная и конспирологическая версии. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=53571

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий