Огюст Роден Auguste Rodin: новая жизнь старых скульптур или — БЛОГ ИРИНЫ ДВОРКИНОЙ — ЖЖ

Скульптура «Отпущение грехов» (L’Absolution) Огюста Родена впервые с момента ее создания показана публике в парижском Музее Родена.

Это уникальная и загадочная работа скульптора, о которой даже специалистам по творчеству Родена известно очень мало. Неустановленно время, когда Роден работал над ней. Диапазон возможных дат – от 1885 до 1917 года. Неясно даже, закончил ли скульптор ее или нет. По крайней мере, он никогда не воплощал эту композицию в мраморе или бронзе. Тем не менее, Роден сохранил работу в своей мастерской, следовательно, считал свой творческий эксперимент достаточно успешным.

Причина, по которой «Отпущение грехов» не выставлялось ранее, в ее невероятной хрупкости скульптуры. Фигуры в ней выполнены из гипса и задрапированы тканью, которая также покрыта гипсовым слоем. Использование в скульптурных работах покрытой гипсом ткани было одним из новаторских приемов Родена, при помощи которого скульптор добивался плавности и мягкости очертаний в своих работах, контрастирующей с твердостью гипса или камня.

В хранилище Музея Родена скульптура «Отпущение грехов» долгие годы находилась завернутой в бумагу. Когда работники музея удалили бумагу, стало понятно, что перед ними стоит непростая задача по восстановлению скульптуры. Работа была разломана на несколько частей, на поверхности гипса имелись трещины, а обширные фрагменты гипсового покрытия ткани были и вовсе утрачены.

image 

Скульптура до реставрации

Реставраторам предстояло воссоединить части скульптуры на основе сохранившихся черно-белых фотографий. При этом им надо было не повредить хрупкую ткань и восполнить утраченные фрагменты гипса. Ее аккуратно сняли, чтобы получить доступ к гипсовым фигурам, а потом вернули на место.

 image

При реставрации использовались старые фотографии скульптуры

Скульптура «Отпущение грехов» изображает Уголино делла Герардеска, пизанского аристократа XIII века, ставшего героем «Божественной комедии» Данте. В ходе политической борьбы Уголино был изгнан из родного города, но начал войну против него и вынудил пизанцев отменить изгнание. В 1284 году он участвовал в морской битве пизанцев с генуэзцами, которая закончилась поражением пизанского флота. Сам Уголино сумел скрыться со своим кораблем, что было расценено как предательство. Считали, что он намеренно добивался поражения, чтобы ему легче было захватить власть в городе. В октябре того же года он действительно стал правителем Пизы – подестой. Одним из его деяний было заключение мира с Флоренцией, ценой трех пограничных замков. За это его вновь обвинили в предательстве. В результате в дантовском «Аде» Уголино оказывается во втором поясе девятого круга, где казнятся предатели родины.

Но на читателя «Божественной комедии» наибольшее впечатление производит история гибели Уголино, которую он рассказывает Данте. В 1288 году он сам стал жертвой предательства, был свергнут и позднее заточен вместе с двумя сыновьями и двумя внуками в башню, где все они умерли от голода.

Образ Уголино привлекал Огюста Родена. Известна его скульптура (в гипсе и в бронзе),где обезумивший от голода узник наклоняется над телами своих сыновей. Также Уголино изображен на «Вратах ада»

«Уголино» работы Огюста Родена

Скульптура «Отпущение грехов» представляет собой неожиданный взгляд на Уголино. Она показывает как женщина, которая по замыслу Родена олицетворяет Землю, целует в лоб погибшего Уголино в знак прощения. С марта этого года «Отпущение грехов» представлено публике на выставке Kiefer-Rodin. Чтобы защитить непрочную работу от сквозняков и дыхания посетителей, она заключена в стеклянный футляр.

Выставка, посвященная столетию со дня смерти Родена, сопоставляет его работы с произведениями современного художника Ансельма Кифера, которые были вдохновлены скульптурами и рисунками Родена. Она будет действовать до конца года. Затем «Отпущение грехов» займет место в постоянной экспозиции Музея Родена. Первоначально планировалось, что «Отпущение грехов» отправится в Филадельфию, где будет выставлено в галерее Фонда Барнса с ноября 2017 по март 2018 года. Но реставраторы сочли, что скульптура слишком хрупка, чтобы выдержать трансатлантическое путешествие.

Обсудите в соцсетях

Previous Entry | Next Entry

Огюст Роден Auguste Rodin: новая жизнь старых скульптур или

«Если у вас есть замок»-2

В музее «Царицыно» с 19 сентября по 4 ноября 2012 г. проходила выставка работ великого французского скульптора Огюста Родена (Rodin Franсois-Auguste-Rene, 1840–1917) из собрания Патрика Карпентье и Сержа Гольденберга.

Прежде чем отправиться на выставку в Хлебный дом, подойдем к скульптурам, отлитым в натуральную величину. Они стоят около входа в Большой дворец и  кажутся небольшими на его фоне. Но это только издали.

(Ниже в подписях указан год создания гипсовой формы самим Роденом и мастерская, в которой делали современную отливку. Вся коллекция, показанная на выставке сделана в 1998 году, в трех литейных домах Франции и США). Слева-направо: Мыслитель. 1903 Граждане Кале. 1889 Поцелуй. 1888–1889 Памятник Бальзаку. 1898 Литейный дом Valsuani, Франция

На выставке представлены, в основном, известные произведения Родена. Их изображений много в сети, как и информации о жизни и творчестве скульптора, поэтому подробно на этом материале останавливаться не буду. Несколько фрагментов дам ниже.

Часть памятника «Граждане Кале»

На торжественном открытии выставки в атриуме Хлебного дома выступили (слева-направо): Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Александр Безруков (аудиозапись), главный художник музея, работавший над экспозицией, Давид Бернштейн (аудиозапись), у микрофона – заместитель по научной работе Ольга Докучаева, организаторы международного проекта: генеральный директор «Modern art Gallery» Светлана Рисунова, арт-дилер и специалист в области искусства ХХ века Патрик Карпентье (аудиозапись).

Патрик Карпентье дает интервью телеканалу у скульптуры «Бронзовый век». 1877. Литейный дом Valsuani, Франция

Анфилада небольших залов Хлебного дома. Здесь расположились 38 скульптур Родена меньшего размера, листы из альбома фирмы Гупиль и другие материалы.

На некоторые вопросы организаторы отвечают в текстах на выставке: «ОТЛИТЫЕ ИЗ БРОНЗЫ СКУЛЬПТУРЫ О. РОДЕНА И ФРАНЦУЗСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Бронзовые статуи занимают особое место в ряду предметов искусства. Несмотря на то, что скульптор ваял их модели из гипса и из воска, бронзовые отливки этих произведений считаются подлинными шедеврами. В отличие от не подлежащей тиражированию живописной картины, они существуют в нескольких экземплярах. Многочисленные экземпляры скульптур отливались при жизни и после смерти Родена. В отношении скульптур, отлитых по гипсовым или восковым оригиналам, французское законодательство не делает различия между прижизненным литьем и бронзовыми скульптурами, отлитыми после смерти мастера. Согласно современному французскому законодательству скульптура из бронзы считается подлинной, если она отливалась по гипсовому или восковому оригиналу, созданному самим скульптором, в рамках тиража, не превышающего 12 экземпляров. Однако этот закон под названием «Декрет Маркуса» был принят в 1981 году. Роден, конечно же, никогда таких правил не придерживался. Например, крупноформатный «Мыслитель» отливался 21 раз, то есть тиражом в 21 экземпляр, – сначала самим ваятелем, затем его правопреемниками… Даже через 70 лет после смерти мастера можно возобновить отлив в бронзе новым тиражом («second cast»), конечно, сопровождая его указанием на это! Одним из условий такого процесса является использование литейного слепка из гипса в точном соответствии с формой, созданной скульптором, чего на практике добиться чрезвычайно трудно. Эти формы, как правило, разбросаны по музейным и крупным частным собраниям. Потребовались годы усилий и поисков, чтобы собрать эту коллекцию… ТЕХНОЛОГИЯ БРОНЗОВОГО ЛИТЬЯ Бронза — это сплав металлов: меди (85-90 %), олова (7-12 %), цинка и свинца. Человек умеет изготавливать изделия из бронзы вот уже 5000 лет. Сперва – это были предметы посуды, оружия, украшения. Со временем древние египтяне, греки и римляне научились отливать статуи из бронзы для воздаяния дани богам. Бронзовое изделие как произведение искусства появляется лишь в XVI веке. Технология бронзового литья – это переводная технология переноса формы, которая позволяет перейти от первоначальной модели, созданной мастером, к ее воспроизведению из металла. Сам Роден называл свои работы из бронзы «бронзовыми репродукциями своих моделей из глины». ……………………. Крупноформатных отливок «МЫСЛИТЕЛЯ» в мире насчитывается 21 экз…. «ВРАТ АДА» – 7 экз. Все отливались после смерти скульптора…. Статуя БАЛЬЗАКА – 13 экз. Изготовлены после смерти ваятеля с 1931 по 1970 год…. Скульптурной группы «ГРАЖДАНЕ КАЛЛЕ» – 12 экз. Их отлив начался в 1895 году и окончился в 1996 году, то есть длился целый век. 4 экземпляра были отлиты при жизни Родена…». Для качества отливок важна точность воспроизведения авторской модели. Чем меньше оттисков с нее делали, тем сохраннее форма и точнее отливки. В XIX веке технология бронзового литья усовершенствовалась, и работы скульпторов стали тиражировать в большом количестве и разном масштабе. По нормам международного права на современных отливках стоит маркировка, отмечающая количество экземпляров и номер отлива. По завещанию Родена 1916 года все его работы и рукописи переходили государству. При жизни Роден позволял в большом количестве производить копии своих скульптур для продажи. Так, сообщают, например, тираж «Вечного идола» – 231 копия; «Поцелуй» – 319 копий. После смерти право изготавливать копии перешло музею Родена. Авторизованные скульптуры есть во многих музейных собраниях по всему миру.

Но вернемся к возвышенному. Хотя в случае с Роденом возвышенное и земное часто идут рядом. Поднимемся на второй этаж Хлебного дома. Нас встречает блестящая (в прямом и переносном смысле) уменьшенная копия «Бронзового века». 1903. Литейный дом Gantz,США

и Бюст Родена работы Камиллы Клодель (в виде репродукции).

Показываю скульптуры в хронологическом порядке – по времени создания гипсовой формы. Сначала крупные, затем небольшие работы.

У тех, кто впервые начнет знакомиться с творчеством Родена на этой выставке, может сложиться не совсем верное впечатление о скульпторе. Хотя собрание и велико по московским меркам, но это – отдельные работы, оказавшиеся вместе  по воле случая (благодаря сохранившимся гипсовым моделям). Кроме того, размах и мощь гаснут в «настольных» копиях больших работ. А небольшие «Врата ада»? Подготовительный этюд, практически набросок в гипсе, тоже можно отлить в бронзе. Но стоит ли? Ведь по нему совершенно невозможно представить окончательный вариант (его размеры: 635х400х85 см.). Врата ада (этюд). 1881. Литейный дом Valsuani, Франция

Для более полного знакомства с Роденом, придется поискать серьезные источники. Зато экспозиция, думается, даст много для более глубокого изучения творчества мастера при сравнении вариантов скульптур и графических эскизов.

Женщина, сидящая на корточках. 1881. Литейный дом Gantz,США

Роден часто дорабатывал, изменял свои модели. Поэтому вариантов гипсовых форм тоже немало. Например, прямо на выставке мы можем сравнить два «Поцелуя». Первый (уменьшенный) – находится в Хлебном доме. 1882. Литейный дом Airaindor, Франция (сравнивать на экране удобнее фрагменты)

Второй (в натуральную величину) – перед дворцом. 1888–1889. Литейный дом Valsuani, Франция

Скульптурам здесь явно не хватает жилплощади. И небольшие, и более крупные работы Родена требуют свободы, воздуха. Перегородки в небольших залах – не лучший вариант экспозиции. Размышление (слева). 1900. Литейный дом Valsuani, Франция Тень (справа). 1886. Литейный дом Gantz,США

Другая извечная проблема – недостаточное освещение. Сделать идеальный свет на выставке, где представлены и скульптура, и графика, видимо, невозможно. Листам из старинного альбома освещение вредно. А с

вет одиноких желтых фонариков падает, в основном, на затылки и другие выпуклые части скульптур. Ева. 1883. Литейный дом Gantz,США

Увидеть, что скрывается в таинственном сумраке, нам здесь поможет вспышка, которой пришлось злоупотреблять при съемке. А вот зрителям на выставке уже ничто не могло помочь…

Интересно сравнить одно и то же произведение, выполненное в бронзе и мраморе. Ниже показываю вариант из ГМИИ им А. С. Пушкина (в коллекции музея хранится 12 работ Родена). Ева. 1881. Мрамор. Уменьшенное повторение терракотовой скульптуры из музея Родена в Париже. Выполнена в мастерской Родена его учеником Э. А. Бурделем. Вариант отличается от бронзовой модели предназначенной для «Врат ада». Скульптура была приобретена в Париже М. А. Морозовым, старшим братом известного коллекционера.

Минотавр. 1885. Литейный дом Gantz,США Фрагмент

Воскрешение Адониса. 1889. Литейный дом Airaindor, Франция

Утренний туалет Венеры. 1890. Литейный дом Airaindor, Франция

Фрагмент

В трех работах (плюс голова), посвященных Бальзаку видно, как скульптор шел от реалистического образа к символу, свободному от суетных деталей. Этюд с обнаженной  натуры G. 1893. Литейный дом Airaindor, Франция

Бальзак в монашеской рясе. 1893. Литейный дом Gantz,США (Располневший писатель носил рясу) Фрагмент

Голова Бальзака. 1897. Литейный дом Airaindor, Франция

Памятник Бальзаку.1898. Литейный дом Valsuani, Франция

Родена увлекали трудновыполнимые задачи, которые до него никто и не ставил. Запечатлеть момент быстрого, неординарного движения – что может быть сложнее? Ирида, посланница богов. 1895. Литейный дом Gantz,США

Нижинский. 1912. Литейный дом Gantz,США

Вечная весна. 1898. Литейный дом Airaindor, Франция

И как раз такой же ракурс оказался у меня из ГМИИ им А. С. Пушкина. Сравним? Вечная весна. 1884. Отливка мастерской Барбедьена

Тень, торс. 1902. Литейный дом Airaindor, Франция

Дальше малогабаритные скульптуры в витринах, из «Врат ада»: Ирида, пробужденная нимфой. 1885. Литейный дом Airaindor, Франция

Проклятые женщины. 1887–1890. Литейный дом Airaindor, Франция

Творчество Родена плохо связывается у меня с «кабинетными» вариантами его известных больших скульптур. У мраморной Данаиды волосы струились белоснежным водопадом, стекая с чудесного изгиба шеи, а в витрине – малоформатный вариант в бронзе. Он выкрашен (как и многие другие скульптуры) в сплошной блестящий черный цвет, скрывающий благородный цвет бронзы, а заодно и мелкие неровности, делающие материал «живым». Такое впечатление, как будто Данаида попала под нефтяную струю. Данаида. 1895. Литейный дом Airaindor, Франция

Старое дерево. 1896. Литейный дом Airaindor, Франция

На рассматривание 133 листов репродукций офортов Родена из альбома фирмы Гупиль можно потратить целый день! Большинство из них – это подготовительные этюды, наброски. Они были отобраны для издания из 1500 рисунков и офортов. Альбом был издан при жизни автора тиражом в 125 экземпляров. Выбираю для примера два листа: Возвращение с шабаша. Лист № 115.1897

Этюд. Пастораль. Лист № 121. Офорт, соус.

P. S. Когда я оказалась в Царицыне в третий раз, шел дождь. Граждане Кале казались еще несчастнее. Влюбленные целовались, не замечая крупных капель, которые блестели на их черных телах. На пальцах Паоло местами уже блестела бронза, протертая, видимо, влюбленными парами «на счастье». С бровей Мыслителя стекали капли. Он казался куском скалы, противостоящим стихиям, еще более мощным и даже угрожающим, поскольку уже темнело. Дождевая вода скапливалась у ног Бальзака, но он не замечал ее, мечтательно глядя на Москву…

Profile

irinadvorkina
Сайт Ирины Дворкиной

Latest Month

Июнь 2021
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

View All Archives

Links

  • Тематический указатель блога — CONTENT
  • Журнал «АРТОБЪЕКТИВ»

Метки

View my Tags page

Page Summary

  • : (без темы) [+1]
  • (Анонимно) : все [+1]

Категории

View my Categories page Разработано LiveJournal.com Designed by Terri McAllister

Франсуа Огюст Рене Роден (фр.В Franois-Auguste-Ren Rodin) (12 ноября 1840 года, Париж, — 17 ноября 1917 года, Мёдон)В — французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры. Роден в молодости зарабатывал на жизнь ремеслом декоратора, и большинство его авторских работ были созданы в зрелом возрасте. Уже после того, как Роден получил признание как новатор в скульптуре, его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками.

Творчество Родена находится на стыке реализма, романтизма, импрессионизма и символизма. Роден достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Среди главных произведений Родена — скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй».

Биография

Детство и молодость

Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года. Его отец Жан-Батист Роден служил в префектуре. Огюст был вторым ребёнком от второго брака Жана-Батиста с уроженкой Лотарингии Мари Шеффер; первым ребёнком была МариВ — на два года его старше.

В школе Роден не проявлял интереса к учёбе, за исключением рисования. В 14 лет Огюст получил от отца, на которого смогла повлиять в этом вопросе 16-летняя Мари, разрешение поступить в cole Gratuite de Dessin (также известную как Petite cole, Малая школа)В — учебное заведение, готовившее художников, декораторов, ювелиров и представителей схожих профессий. Учителем Родена был крупный художник и педагог Орас Лекок де Буабодран. Окончив Малую школу, Роден трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но терпел неудачу.

Начиная с этого периода, Роден много лет перебивался заработками подмастерья, декоратора, скульптора на общественных работах. Он посещал курсы скульптора Антуана Бари в Музее естественной истории. В 1862 году умерла Мари Роден, сестра скульптора. Это глубоко его потрясло, на какое-то время Роден забросил занятия скульптурой. Роден вступил послушником в конгрегацию священника Пьера Эймара, который убедил его вернуться к занятиям искусством. Сохранился бюст Эймара, который Роден создал в 1863 году.

Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором. Работы того периода он выполнял анонимно, большинство из них невозможно идентифицировать, многие не сохранились. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром). В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре. В 1866 году у пары родился сын Огюст. Брак не был оформлен, поэтому сын получил фамилию матери. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка»; последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде. Роза Бёре оставалась спутницей скульптора на протяжении всей его жизни, хотя Роден был непостоянен, и их отношения переживали разные этапы.

Становление

После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскуюВ — бывшую конюшню. В 1864 году Роден выполнил бюст местного жителя по прозвищу Биби, которого отличало выразительное лицо со сломанным носом. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Скульптура, выражавшая восхищение некрасивым, покрытым морщинами и шрамами лицом и бросившая вызов академическим канонам красоты, была отклонена. С 1864 по 1870 год Роден работал в мастерской скульптора Альбера Каррье-Беллёза, зарабатывая изготовлением декоративной скульптуры. С началом франко-прусской войны Роден был призван в действующую армию, но вскоре комиссован из-за плохого зрения. Каррье-Беллёз, который переехал в Бельгию и получил крупный заказ на оформление здания брюссельской Биржи, предложил Родену работу, и тот тоже переехал в Брюссель.

В Брюсселе Роден создал несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке д’Анверс. После рабочего дня Роден изготавливал для Каррье-Беллёз статуэтки, которые тот под своим именем отливал в бронзе и выставлял на продажу. Однажды Роден подписал одну статуэтку собственным именем и предложил посреднику в обход Каррье-Беллёза. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. По окончании франко-прусской войны Каррье-Беллёз вернулся во Францию, и его незаконченную работу по контракту принял скульптор Антуан-Жозеф ван Расбург, который снова нанял Родена. Два скульптора сняли мастерскую в Икселе и договорились совместно продавать свои работы, при этом скульптуры, продаваемые в Бельгии, подписывал своим именем ван Расбург, а во Франции скульптуры шли под именем Родена. Почти все продажи из-за отдалённости Франции и сложившейся клиентуры ван Расбурга в итоге приходились на Бельгию. Некоторые из работ того периода, подписанных ван Расбургом, с большей или меньшей вероятностью принадлежат Родену, однако достоверные доказательства авторства, как правило, отсутствуют.

   Великий мастер эпохи стиля Модерн — яркий и наиболее талантливый скульптор этого направления в искусстве рубежа 19 и 20 веков. Его работы стали образцом для многих художников, а умение передать энергетику живого тела, его пластику и сложные линии, стали образцом для последующих поколений мастеров.    Роден умел «схватить» то мимолетное, едва уловимое, что характерно для находящегося в постоянном движении человека. Динамизм, энергетика и эмоциональность работ мастера часто отличались от привычной статики академизма, что вызывало у зрителя недоумение, непонимание и, очень редко, искреннее восхищение. Тяга Родена к изображению интимных моментов жизни также была воспринята современниками в штыки. Только по прошествии десятков лет, работы скульптора были признаны гениальными.    Не все знают, что огромную часть своей творческой жизни Роден посвятил одному единственному шедевру — «Врата ада», который был заказан для будущего музея декоративного искусства. По своей сути это был скульптурный портал, предназначенный для украшения входа в музей. Несмотря на то, что автор не уложился в оговоренный срок (5 лет), музей так и не был создан, но Роден продолжал работать, увлеченный глубиной и необычностью работы. Многочисленные модели, созданные мастером, как эскизы к основной работе, стали самостоятельными скульптурами, вошедшими в золотой фонд мирового искусства. Среди них: «Мыслитель», «Адам и Ева», «Поцелуй», «Мимолетная любовь» и многие другие. Скульптора вдохновляли работы Данте, Микеланджело, Бодлера. Увлечение его было настолько сильным, что когда, наконец, нашелся покупатель на это произведение, то скульптор напрочь отказывался его продавать. В результате, в бронзе «Врата ада» были отлиты лишь после смерти автора.    Особенное место в творчестве Родена занимает скульптурная группа «Граждане Кале». Созданная по заказу городских властей Кале, скульптура должна была символизировать мужество граждан, принявших решение отдать свою жизнь ради спасения родного города. Средневековая история настолько потрясла скульптора, что он решительно отказывался от всех заказов, пока работал над этим.    По замыслу автора скульптура должна была стоять на уровни земли, чтобы зритель чувствовал свою сопричастность к великому подвигу. Увы, заказчики решили по-другому. Позже, копии скульптуры были установлены в Париже и Лондоне.    В работе поражает эмоциональность и необыкновенно проникновенное изображение страданий людей, в страхе ожидающих свою участь. До сих пор эта скульптурная группа, наряду с такими шедеврами, как «Лаокоон и его сыновья», считается самым драматичным скульптурным изображением.    Необыкновенной любовью и жизнелюбием наполнена скульптура «Вечная весна». Нарочитая нечеткость линий создают необыкновенный эффект легкой дымки, окутывающей работу. Фактура мрамора придает сюжету особую нежность, хрупкость, трепетность.    По особенному воспринимается и одна из ранних работ мастера «Бронзовый век». Роден очень революционно для своего времени трактует обнаженную мужскую натуру. Его герой очень лиричен, пропорции тела далеки от академических канонов, жесты эмоциональны, а лицо застыло в совершенном блаженстве.    Тем кому понравилась эта статья, рекомендуем ознакомиться с музеем Родена в Париже.Скульптура стиля модернДавид — скульптура Микеланджело, фото, история скульптурыСкульптура Древней Греции: фотоМузей Родена в Париже, Франция

Слева – Камилла Клодель. Справа – Огюст Роден. Поцелуй, 1886. Париж, Музей Родена

«Поцелуй» – не единственная скульптура, на создание которой великого Огюста Родена вдохновила страсть к его ученице, скульптору Камилле Клодель. В течение 15 лет девушка была для него возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором работ. После их расставания Камилла лишилась рассудка, а Роден не создал ни одного выдающегося произведения.

Камилла Клодель

Камиллу Клодель нельзя назвать заурядной девушкой: еще в юности проявился ее талант ваяния, в 17 лет она поступила в Академию Коларосси, где ее наставником стал знаменитый скульптор Альфред Буше. А вскоре Камилла начала брать уроки у Огюста Родена.

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель в мастерской

Между ними вспыхнула страсть, которая на долгие годы стала источником вдохновения для великого скульптора. Свою возлюбленную он описывал так: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью».

Камилла Клодель

Первое время Камилла Клодель шлифовала готовые скульптуры своего наставника, но со временем она начала создавать и собственные. Роден даже доверял ей заканчивать свои работы. Она стала для скульптора не только любимой моделью и музой, но и генератором идей, автором многих замыслов.

Слева – Камилла Клодель. Вечный кумир, 1888. Справа – Огюст Роден. Вечный идол, 1889

Р.-М. Пари – биограф Камиллы Клодель, так описывает период их совместного творчества: «Все исследователи творчества Родена знают: новый стиль открылся у него в 80-е годы – именно тогда, когда в жизни его появилась эта девушка. Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. А тут внезапно в нем зарождается нечто новое, что после разлуки с Камиллой словно уходит в песок. Такая взаимосвязь между страстью и творчеством у двух любовников одной профессии, работающих вместе, в одной мастерской и над одним сюжетом, подводит нас к выводу: без малого 15 лет Камилла была музой и правой рукой Родена».

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель

Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Р. М. Рильке писал: «Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом». Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.

Огюст Роден. Поцелуй. Фрагмент

Их счастье не было безоблачным: Роден так и не оставил свою гражданскую жену, с которой прожил более 20 лет, ради Камиллы, а она не хотела довольствоваться ролью любовницы. 15-летняя история сотворчества и страсти закончилась катастрофой: любовь Камиллы переросла в ненависть. По несколько недель она не выходила из квартиры, погруженная в глубокую депрессию, лепила фигуры и тут же их разбивала – весь пол был устлан осколками. Ее рассудок не выдержал этого испытания: в 1913 г. женщину поместили в психиатрическую клинику, где она провела оставшиеся 30 лет своей жизни.

Камилла Клодель. Слева – *Улетающий бог*, 1890-е гг. Справа –*Бронзовый вальс*, 1893

Камилла Клодель. *Эпоха зрелости*, 1900 – аллегория ее разрыва с Роденом. Фигура Умоляющей – автопортрет Камиллы

Критики писали, что после расставания с Камиллой талант Родена угас, и он больше так и не создал ничего значительного. Сложно судить о масштабах таланта гения, но все его самые знаменитые работы действительно появились в то время, когда их с Камиллой любовь и вдохновение были взаимными. В 1880-1890-е гг. были созданы «Ева», «Мыслитель», «Вечный идол», «Вечная весна» и «Поцелуй», признанные вершиной творчества Огюста Родена.

Камилла Клодель

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий